История уголовно-исполнительной системы Казахстана (вторая половина XX века)

(Табулденов А. Н.) ("Уголовно-исполнительная система: право, экономика, управление", 2012, N 3) Текст документа

ИСТОРИЯ УГОЛОВНО-ИСПОЛНИТЕЛЬНОЙ СИСТЕМЫ КАЗАХСТАНА (ВТОРАЯ ПОЛОВИНА XX ВЕКА) <*>

А. Н. ТАБУЛДЕНОВ

Табулденов Алибек Нурмагамбетович, доцент кафедры социально-гуманитарных дисциплин Академии КУИС МЮ РК, кандидат исторических наук, капитан юстиции.

Автором статьи рассматривается история уголовно-исполнительной системы Казахстана, одной из республик бывшего СССР, что имеет большое значение в восстановлении недостающих звеньев, которые способствовали зарождению современных основ уголовно-исполнительной системы.

Ключевые слова: Казахстан, уголовно-исполнительная система, реформы, исправительно-трудовые учреждения.

The author examines the history of the Penal system of Kazakhstan which was one of the Republics of the former USSR. This fact plays an important role in restoring missing links that contributed to arising of a modern penal system base.

Key words: Kazakhstan, the penal system, reforms, correctional facilities.

История уголовно-исполнительной системы Казахстана является неотъемлемой частью недавней истории нашего государства. Ее исследование необходимо прежде всего для восстановления недостающих звеньев в цепочке исторических фактов и событий, биографий личностей, неразрывно связанных с деятельностью УИС. Возникает закономерная необходимость в объективном освещении и анализе процессов, имевших место в судьбе системы; извлечении из ее прошлого полезных и ценных уроков для дальнейшего эффективного функционирования как самой уголовно-исполнительной системы, так и независимого государства в целом. Вторая половина XX века в истории развития уголовно-исполнительной системы Казахстана характеризуется дальнейшим реформированием системы и ее структурных элементов. Полувековой период насыщен событиями неоднократной передачи исправительных учреждений из одного ведомства в другое, частым изменениям подвергается само наименование уголовно-исполнительного ведомства, его внутренняя структура, перманентно изменяется количество исправительных учреждений и численность тюремного населения, изменениям подвергаются условия содержания осужденных в республике. Пенитенциарная система Казахстана, словно зеркало, отражала в своем развитии те перемены, которые происходили в это время в политической, социально-экономической, культурной жизни страны. Труд заключенных активно использовался в восстановлении и строительстве новых промышленных объектов и предприятий, возрождении городской и сельской инфраструктуры в послевоенное время. Исправительно-трудовые учреждения являлись важными стратегическими объектами, принимавшими непосредственное участие в экономическом развитии государства, участвовали в социалистическом соревновании, перевыполняли пятилетние производственные планы и нормы. Предприятия, созданные при исправительных учреждениях Казахстана, производили качественную продукцию не только для внутреннего потребления, но и экспортировали свои товары в страны ближнего и дальнего зарубежья. По сути, силовые ведомства, при которых функционировала уголовно-исполнительная система, решали не только задачи по охране общественного порядка, обеспечению законных прав, свобод и интересов советских граждан, предупреждению и борьбе с преступностью, изоляции преступников от общества и их содержанию, но и не менее важные хозяйственные вопросы государственного значения. В 1958 г. Совет Министров СССР утвердил Положение об исправительно-трудовых колониях и тюрьмах. Эти меры сыграли большую роль в улучшении деятельности ИТУ республики. При объединении МВД и КГБ Постановлением Совета Министров СССР от 28 марта 1953 г. N 934 УИТЛК со всеми его подразделениями было передано в ведение Министерства юстиции КазССР. В 1958 г. УИТЛК было переименовано в Управление местами заключения (УМЗ). Аппараты Управления и его подразделений комплектовались в основном за счет кадровых работников УИТЛК и Карлага, но многие работники из числа инженерно-технического персонала прибывали по направлению ГУЛАГа МВД СССР из других союзных республик. Сложным периодом в деятельности ИТУ республики были 1956 - 1960 годы. Были ликвидированы ИТУ сельского хозяйства и подрядного строительства, возникла проблема размещения и трудоустройства осужденных. Действующие колонии оказались перенаселенными. Назрела необходимость организации новых контрагентных колоний, и они стали ускоренно создаваться на базе строящихся предприятий, предусмотренных народнохозяйственным планом. Произошли изменения и в содержании осужденных. Они стали содержаться в колониях и тюрьмах, исправительно-трудовые лагеря упразднялись. Было введено три вида режима содержания осужденных: общий, усиленный и строгий. Основными средствами исправления и перевоспитания осужденных стали: строгое соблюдение режима, участие в общественно полезном труде и политико-воспитательная работа. Указом Президиума Верховного Совета СССР от 14 июня 1954 г. было восстановлено условно-досрочное освобождение, которое действовало до начала войны. В 1957 г. возобновили свою деятельность наблюдательные комиссии по делам несовершеннолетних. В исправительных учреждениях введена подрядная система и офицерские должности начальников отрядов. В 1960 г. в УМЗ МВД Казахской ССР входило 32 колонии, из них 22 промышленных, 4 сельскохозяйственных, 6 контрагентских. Действовали 5 мебельных фабрик, 7 швейных цехов, фабрика по производству валенок, металлообрабатывающий завод и 12 различных подсобно-вспомогательных цехов. В 1961 г. было принято Постановление ЦК КПСС и Совета Министров СССР "О мерах по улучшению деятельности исправительно-трудовых учреждений МВД СССР". Главной задачей ИТУ было объявлено перевоспитание осужденных, с тем чтобы каждый из них после освобождения стал полезным членом общества. Главным средством перевоспитания объявлялся общественно полезный труд. Введены четыре вида режима: общий, усиленный, строгий и особый, в тюрьмах - общий и строгий. Таким образом, эти меры представляли собой очередной этап в обеспечении дифференцированного подхода к содержанию осужденных с учетом их социальной опасности. В 50 - 60-е годы в пенитенциарной системе Казахстана апробируются своеобразные пилотные проекты, появляются новые виды исправительных учреждений. Так, с целью обеспечения целинных совхозов рабочей силой за счет отбора лиц, осужденных за менее опасные преступления, создаются колонии-поселения. Были созданы также три колонии особого режима (г. Джетыгара Кустанайской области, п. Вишневка Акмолинской области, п. Заградовка Северо-Казахстанской области). Изменениям подвергаются и штаты исправительных учреждений. В 1961 г. в центральных аппаратах появляются должности заместителей начальников подразделений по политико-воспитательной работе среди заключенных. Центром политико-воспитательной работы становится отряд. Широкую форму приняло общеобразовательное и профессиональное обучение. В 1968 г. были созданы 33 профессионально-технических училища (ПТУ). Реформированию также подлежали трудовые колонии для несовершеннолетних. Основным средством воспитания подростков был объявлен труд с общеобразовательной и профессиональной подготовкой, вводилась форма общественного самоуправления. Определялись структура отряда, порядок условно-досрочного освобождения, оплата труда, освобождение и трудоустройство, участие общественности в воспитательной работе среди подростков, деятельность комиссий по делам несовершеннолетних и др. Позднее, с 1972 г., трудовые колонии для несовершеннолетних получили название "воспитательно-трудовые колонии" (ВТК), где стали содержаться только подростки, осужденные за совершенные преступления. Все другие категории воспитанников были переданы в специальные учебно-воспитательные заведения Министерства просвещения. В декабре 1971 г. был утвержден Исправительно-трудовой кодекс КазССР, в котором, в частности, отмечалось, что основными средствами исправительно-трудового воздействия на осужденных являются режим отбывания наказания, общественно полезный труд и политико-воспитательная работа, а также общеобразовательное и профессионально-техническое обучение. В качестве поощрения осужденных стали переводить в колонии-поселения, зоны особого режима, в выделенные зоны с помещениями некамерного типа, в подразделения строгого режима. Каждый осужденный отбывал наказание в одной и той же колонии. Для обеспечения более эффективной работы по борьбе с преступностью в местах лишения свободы в 1981 г. режимно-оперативные отделы были реорганизованы в два самостоятельных отдела - отдел режима и отдел оперативной работы. В колониях укрепились режимно-оперативные части, главной их функцией стала работа по профилактике преступлений среди осужденных и пресечению нарушений режима содержания путем установления постоянного надзора за лицами, склонными к правонарушениям. Было установлено всеобщее обязательное среднее образование для осужденных в возрасте до 40 лет. Лицам, имеющим восьмилетнее образование, разрешалось получить среднее образование. Обязательным также являлось профтехобучение для лиц, не имеющих специальности, обучение осужденных новым профессиям и повышение квалификации. Большое значение уделялось участию общественности и самодеятельных организаций осужденных в работе по их исправлению и перевоспитанию. Центром всей работы являлся отряд осужденных, представлявший собой коллектив, сформированный по производственным и режимным требованиям. На протяжении 60 - 80-х годов численность исправительных учреждений в Казахстане продолжала расти. Безусловно, масштабы были не такими, как в военный период, но и для мирных лет эти цифры были высокими. Так, к 1970 г. в составе УИТУ Казахской ССР функционировало 44 исправительно-трудовых колоний, а к середине 80-х годов - 71 исправительно-трудовая колония, 4 сельскохозяйственные колонии-поселения, 4 лечебно-трудовых профилактория. В 80-е годы неоднократно изменялись наименование и структура уголовно-исполнительного ведомства. В 1981 г. УИТУ МВД КазССР было преобразовано в Главное управление ИТУ, а в 1988 г. - в Главное управление по исполнительным делам (ГУИД) МВД КазССР. В 60 - 80-е годы XX века вместо ликвидированной системы исправительно-трудовых лагерей была создана система исправительно-трудовых колоний закрытого типа с собственным производственным потенциалом. Исправительно-трудовые колонии, так же как и исправительно-трудовые лагеря, функционировали на основе принципа самоокупаемости. В качестве дешевой рабочей силы по-прежнему использовался труд сотен тысяч осужденных. Заключенные трудились на прокладке железных и шоссейных дорог, мостов и каналов; строительстве гидро - и теплоэлектростанций, линий электропередачи, заводов и фабрик; возведении городов и сел и т. д. По сути, советское государство было заинтересовано в постоянном росте численности тюремного населения, т. к. исправительные учреждения являлись неотъемлемой частью советской экономики. Срыв производственных планов в исправительных учреждениях непременно сказывался на экономическом самочувствии всех советских республик. Вместе с тем ставка государства на непрофессиональный труд заключенных давала впоследствии соответствующие результаты. В целом уголовно-исполнительная система республики представляла собой своеобразное "государство в государстве", государство в миниатюре. Испытывая на себе общесоюзное влияние, она вместе с тем оказывала непосредственное влияние и на политическую, социально-экономическую, культурную, общественную ситуацию в стране. Отличительными особенностями советского периода в истории развития уголовно-исполнительной системы Казахстана следует назвать общую тенденцию жесткого контроля государства над деятельностью УИС; привязанности уголовно-исполнительной системы и ее производственных объектов к советской экономике; значительный вклад персонала учреждений в становление и развитие самой системы и государства в целом.

(Продолжение следует)

Название документа