Обсуждение проблем исполнения наказаний в отношении несовершеннолетних в ходе международных пенитенциарных конгрессов

(Иваняков Р. И., Смирнова И. Н.) ("Уголовно-исполнительная система: право, экономика, управление", 2012, N 3) Текст документа

ОБСУЖДЕНИЕ ПРОБЛЕМ ИСПОЛНЕНИЯ НАКАЗАНИЙ В ОТНОШЕНИИ НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИХ В ХОДЕ МЕЖДУНАРОДНЫХ ПЕНИТЕНЦИАРНЫХ КОНГРЕССОВ <*>

Р. И. ИВАНЯКОВ, И. Н. СМИРНОВА

Иваняков Роман Игоревич, доцент кафедры государственно-правовых дисциплин Псковского юридического института Федеральной службы исполнения наказаний, кандидат исторических наук, майор внутренней службы.

Смирнова Ирина Николаевна, профессор кафедры уголовно-исполнительного права и организации деятельности уголовно-исполнительных инспекций Псковского юридического института Федеральной службы исполнения наказаний, доктор юридических наук, полковник внутренней службы.

Исполнение наказаний в отношении несовершеннолетних являет собой достаточно сложный процесс, как с точки зрения объективности применяемого наказания, так и с точки зрения психологического воздействия на несовершеннолетнего осужденного. Автором проводится анализ проблем, связанных с применением данных наказаний с учетом заседаний международных пенитенциарных конгрессов.

Ключевые слова: пенитенциарная система, конгресс, несовершеннолетние нарушители.

Penalty execution in respect of juvenile offenders is a complex process both in terms of objectivity and psychological impact on a juvenile convict. The author provides the analysis of problems connected with application of these penalties taking into account meetings of international penal congresses.

Key words: penal system, congress, juvenile offenders.

К 1860 годам пенитенциарные учения отдельных государств Европы, Северной Америки накопили столь богатый опыт работы, что неизбежно появилось огромное количество вопросов, нуждающихся в решении. В связи с этим возникло предложение организовать проведение международных тюремных конгрессов, в ходе которых предполагалось обмениваться сведениями о состоянии тюрем и об общественном мнении в каждой стране в вопросах, касавшихся исполнения наказаний. Самое активное участие в работе всех конгрессов принимали и российские ученые-пенитенциаристы. Изучая материалы дореволюционных тюремных конгрессов, мы можем встретить в качестве активных участников и докладчиков Д. А. Дриля, И. Я. Фойницкого, Н. С. Таганцева, В. Д. Спасовича и многих других ведущих отечественных ученых. С 1872 по 1910 г. состоялось восемь подобных конгрессов, на каждом из которых рассматривались наиболее актуальные вопросы пенитенциарной теории и практики того времени. В ходе конгрессов вопрос исполнения наказаний в отношении несовершеннолетних преступников и правонарушителей привлекал самое пристальное внимание участников. Они не только анализировали проблемы исполнения наказаний в отношении этой группы преступников и правонарушителей, но поднимали вопросы патроната, профилактики преступности среди детей и подростков, противодействия алкоголизму и проституции среди малолетних и целый ряд других. Уже начиная с первого конгресса в Лондоне, состоявшегося в 1872 г., одним из актуальных стал вопрос применения в отношении несовершеннолетних наказаний, альтернативных лишению свободы. Рассматривая проблемы применения наказаний, и связанных, и не связанных с изоляцией от общества, участники конгресса больше внимания уделяли религии как одному из исправляющих факторов. Многие участники I Международного тюремного конгресса, состоявшегося в Лондоне в июле 1872 г., убедились "в недействительности всех исправляющих мер, исключая тех, которые построены на религии, оживленных и одухотворенных ее силой" <1>. Как отмечалось в ходе конгресса, никакие репрессивные и принудительные меры не принесут ожидаемого результата без участия религии <2>. -------------------------------- <1> Международный тюремный конгресс в Лондоне // Постановления шести международных тюремных конгрессов и систематический указатель к ним / Сост. Ф. А. Малинин. Санкт-Петербург, 1904. С. 15. <2> Там же.

В ходе II Международного тюремного конгресса в Стокгольме в 1878 г. его участники четко обозначили необходимость применения к несовершеннолетним, которые совершили преступления "без разумения", а также несовершеннолетним бродягам, нищим и вообще "порочным детям" не наказания, а воспитания, цель которого - дать возможность зарабатывать средства для жизни честным путем и быть полезным <3>. -------------------------------- <3> Там же. С. 37.

По мнению участников конгресса, в качестве наилучших исправительных мер в отношении несовершеннолетних выступают их отдача на воспитание в "честные семейства". В случае недостатка подобных благонадежных семейств, согласных принять на себя воспитание несовершеннолетних, необходимо отдавать их в специальные правительственные или частные заведения, деятельность которых должна строиться на трех основных принципах: религиозное воспитание, привлечение к труду и школьное обучение. Причем при организации привлечения к труду и обучении профессиональным навыкам необходимо учитывать городское или сельское происхождение воспитанников <4>. -------------------------------- <4> Там же. С. 37 - 38.

Участники II Международного тюремного конгресса высказали также пожелания, чтобы несовершеннолетние, которых в материалах конгресса квалифицировали как порочных, относя к этой категории совершивших преступления или правонарушения, "без разумения" отдавались на воспитание в благонадежные семейства или исправительные заведения без предварительного суда, отметив положительную практику некоторых государств, где судебное разбирательство было заменено распоряжениями особо учрежденных опекунских установлений <5>. По мнению участников конгресса, судебное разбирательство крайне негативно влияет на психику детей и подростков, которые предстают перед ним, и этого нужно по возможности избегать. -------------------------------- <5> Там же. С. 38.

Несколько позже, в ходе IV Международного тюремного конгресса в 1890 г. в Санкт-Петербурге, было принято решение соединить систему помещения в семьи с помещением в специальные заведения, т. к., по мнению участников, и та и другая системы имеют свои выгоды и свои недостатки <6>. Помещение в семьи наиболее целесообразно в случае, когда речь идет о детях самого раннего возраста, преимущественно девочках, детях, которые уже в течение некоторого времени находились в исправительных заведениях и этого было достаточно для их испытания и исправления, а также тех детях, исправительное воспитание в отношении которых было окончено, но над ними сохранен патронат. В то же время конгресс рекомендовал, чтобы общества патроната, воспитательные общества и комитеты особое внимание уделяли выбору семей, в которые могут быть отданы на воспитание дети, руководству этими семьями, наблюдением за их воспитательной деятельностью и регулированием воспитательной деятельностью в соответствии с правилами <7>. Детей, содержащихся в различных общественных и частных заведениях, рекомендовалось разделять на небольшие группы, которые носили бы семейный характер, или объединять их в крайнем случае в большие группы. В решении конгресса подчеркивалось, что количество воспитанников, содержащихся в одном заведении, должно быть таким, чтобы руководитель его имел возможность отдельно заниматься каждым воспитанником <8>. -------------------------------- <6> Там же. С. 63. <7> Там же. <8> Второй международный тюремный конгресс. Стокгольм. 20/8 августа 1878 года / Сост. Э. И. Мишле. СПб., 1878. С. 119 - 120.

Правда, уже в ходе IV Международного тюремного конгресса при рассмотрении вопроса устройства воспитательно-исправительных заведений было предложено по возможности избегать так называемой казарменной системы воспитания и отдавать предпочтение применению семейной системы воспитания <9>. В то же время рекомендовалось, чтобы и комитеты семейного воспитания, и управление исправительных заведений находились в тесном взаимодействии, для того чтобы иметь возможность обмениваться воспитанниками с целью применения к ним наиболее эффективных методов воспитания <10>. -------------------------------- <9> IV Международный тюремный конгресс в Санкт-Петербурге // Постановления шести международных тюремных конгрессов и систематический указатель к ним / Сост. Ф. А. Малинин. Санкт-Петербург, 1904. С. 63. <10> Там же. С. 63 - 64.

Участники конгресса подчеркнули необходимость того, чтобы воспитанники, принадлежащие к различным вероисповеданиям, были, насколько это возможно, разделены в соответствии со своими религиозными взглядами. Также оговаривалась необходимость разделять детей начиная с десятилетнего возраста по половому и возрастному критериям. Если это невозможно сделать, распределив их по разным заведениям, то необходимо сделать в рамках одного, поместив в отдельные группы <11>. -------------------------------- <11> Второй международный тюремный конгресс. С. 120.

Воспитание и обучение в указанных заведениях должны быть направлены на реализацию практических задач, соответствующих специфике элементарных училищ: воспитанники этих училищ должны получать по их окончании знания и навыки, которые могут им пригодиться в будущей жизни в зависимости от сословного происхождения <12>. По окончании пребывания в указанных заведениях руководство их должно заботиться о нахождении им мест в частных домах и занятий, соответствующих их знаниям - работы на фермах, в качестве лакеев, горничных и т. д. Все эти заведения должны находиться под общественным контролем <13>. -------------------------------- <12> Там же. С. 121. <13> Там же. С. 120.

Продолжительность пребывания в заведениях при необходимости могла быть продлена до 18-летнего возраста, и освобождение раньше этого может быть только при невозможности исправления <14>. -------------------------------- <14> Там же.

В ходе III Международного тюремного конгресса в Риме в ноябре 1885 г. большое внимание было уделено вопросам судебного рассмотрения дел о несовершеннолетних, совершивших преступные деяния. Конгрессом было рекомендовано предоставить право судьям постановлять отдачу в воспитательные или исправительные заведения тех несовершеннолетних, которые были оправданы судом как действовавшие "без разумения". В то же время судья мог освободить от этого содержания, в том случае если перестанут существовать обстоятельства, вызвавшие отдачу в указанное заведение, либо пребывание в заведении может быть сокращено путем досрочного освобождения несовершеннолетних, но с сохранением за начальством права наблюдения за ними <15>. В случае осуждения несовершеннолетнего к наказанию в виде лишения свободы судье должно быть предоставлено право замены наказания пребыванием в воспитательном или исправительном заведении <16>. -------------------------------- <15> III Международный конгресс в Риме // Постановления шести международных тюремных конгрессов и систематический указатель к ним / Сост. Ф. А. Малинин. Санкт-Петербург, 1904. С. 42. <16> Там же.

В ходе IV Международного тюремного конгресса в Санкт-Петербурге в июне 1890 г. после выступления российского ученого-пенитенциариста Д. А. Дриля участники приняли резолюцию о необходимости снятия всех вопросов о виновности и сознательности несовершеннолетних и замене их следующими вопросами: нужна ли ребенку опека правительства и нуждается ли он в простом или исправительном воспитании. При выборе тех или иных мер необходимо учитывать как причины, побудившие ребенка совершить проступок, так и умственное развитие, возраст и социальную среду, в которой он воспитывался. Что же касается несовершеннолетних в возрасте от 16 до 21 года, то участники конгресса предложили в случае признания их виновными предоставить право суду применять в отношении их самые широкие меры наказания, начиная от простого выговора до наказаний, предусмотренных законом <17>. Несколько позже, в ходе V Международного тюремного конгресса, предельный возраст смягчения уголовной ответственности был установлен в 18 лет, причем несовершеннолетние, отданные в исправительное заведение после 16 лет, не должны были смешиваться там с остальными воспитанниками <18>. Следует отметить, что участники конгресса акцентировали внимание на том, что возраст неполного вменения до 18 лет устанавливался и для южных, и для северных народов <19>. -------------------------------- <17> Там же. С. 52. <18> Там же. С. 78. <19> Закревский И. П. Пятый международный пенитенциарный конгресс // Журнал Министерства юстиции. 1895. N 10. С. 143.

Важный момент, на котором хотелось бы акцентировать внимание, - это пожелание участников V Международного тюремного конгресса давать такие наименования исправительным учреждениям для несовершеннолетних, которые не затруднили бы дальнейшую их жизнь <20>. -------------------------------- <20> V Международный тюремный конгресс в Париже // Постановления шести международных тюремных конгрессов и систематический указатель к ним / Сост. Ф. А. Малинин. Санкт-Петербург, 1904. С. 79.

Воспитанник исправительного учреждения мог быть освобожден из него, если будет принято решение, что он получил достаточное школьное обучение, приобрел необходимые знания ремесла и что над ним будет возможно установить постоянный надзор при предоставлении постоянной работы и удовлетворении материальных и нравственных потребностей <21>. -------------------------------- <21> Закревский И. П. Указ. соч. С. 144.

В то же время И. П. Закревский отмечает, что участники конгресса отклонили предложение создать специальные дисциплинарные школы для детей, которые не хотят посещать обычные учебные заведения или которые систематически исключаются из них. Эта мера, по его мнению, могла бы стать одним из лучших способов профилактики для детей, проявляющих "порочные наклонности" <22>. -------------------------------- <22> Там же.

В целом при подготовке к V Международному тюремному конгрессу планировалось поднять целый ряд вопросов, касавшихся детей и несовершеннолетних: установление предельного возраста, дающего право на смягчение уголовной ответственности, - возраст, установленный для поступления в армию, возможность отдачи несовершеннолетних под надзор правительственных органов вместо родительской власти и насколько подобный надзор входит в обязанности уголовного суда, возможность создания вместо одного общего типа исправительных заведений целого ряда различных заведений для содержания несовершеннолетних определенных категорий <23>. -------------------------------- <23> V Международный тюремный конгресс в Париже // Журнал гражданского и уголовного права. 1893. N 10. С. 60.

Особенно много споров в ходе подготовительной работы вызвало определение мер, которые могут применяться в отношении порочных и преступных несовершеннолетних, а также правовые основы применения этих мер. В качестве возможных вариантов организаторами конгресса были предложены вынесение судебного приговора и заключение в заведение, назначенное для отбывания наказания, помещение несовершеннолетнего в особое исправительное заведение и отдача в одно из воспитательных заведений, предназначенных для детей, взятых под опеку общественной власти <24>. -------------------------------- <24> Там же. С. 60 - 61.

Достаточно важный вопрос, выносившийся на заседание конгресса, заключался в том, кем и в каком порядке должен осуществляться надзор за несовершеннолетними, содержащимися в исправительных заведениях или состоящими на попечении органов общественного призрения, или бесприютными в случае их размещения в семьях частных лиц и в какой степени возможно привлечение в этом случае обществ патроната <25>. -------------------------------- <25> Там же. С. 61.

В ходе VI Международного тюремного конгресса, который прошел в августе 1900 г. в Брюсселе, впервые был поднят вопрос о применении в отношении несовершеннолетних преступников и правонарушителей такого вида наказания, как помещение в реформатории, по образцу тех, которые организованы в Соединенных Штатах Америки. Однако участники конгресса сочли имеющуюся о реформаториях информацию недостаточной для того, чтобы подвергнуть этот вопрос детальному обсуждению <26>. -------------------------------- <26> VI Международный конгресс в Брюсселе // Постановления шести международных тюремных конгрессов и систематический указатель к ним / Сост. Ф. А. Малинин. Санкт-Петербург, 1904. С. 86 - 87.

В Брюсселе был также поднят вопрос о возможности применения условного осуждения и отсрочки наказания для несовершеннолетних и необходимости осуществления для них патроната. По мнению членов конгресса, во всех случаях условного осуждения юного преступника, но достигшего уже возраста уголовного совершеннолетия, в случае если семья его не может дать ему необходимого воспитания, было бы желательным помещать осужденного под надзор патроната, в случае же применения отсрочки наказания патронат просто обязателен <27>. -------------------------------- <27> Там же. С. 90 - 91.

При определении выбора системы воспитания несовершеннолетних желательным было бы предварительно в течение некоторого времени осуществлять наблюдение за ним <28>. -------------------------------- <28> Там же. С. 92.

На VIII Международном тюремном конгрессе, работа которого проходила в сентябре 1910 г. в Вашингтоне, никаких новых резолюций относительно несовершеннолетних, существенно отличавшихся от резолюций ранее проходивших конгрессов, принято не было. Этот конгресс в основном подводил результаты работы, проделанной в этом направлении в разных государствах, и констатировал, что стремление подвергать детей воспитательному и исправительному воздействию все больше преобладает в странах Европы и Америки, уступая карательному и репрессивному воздействию <29>. -------------------------------- <29> Программа вопросов, поставленных на разрешение восьмого международного тюремного конгресса, имеющего собраться в Вашингтоне с 19-го по 25 сентября 1910 г. (старого стиля). Санкт-Петербург, 1910. С. 3.

Название документа