Конституционная глобалистика: миф или реальность?
(Смирнова Е. С.) ("Конституционное и муниципальное право", 2012, N 4) Текст документаКОНСТИТУЦИОННАЯ ГЛОБАЛИСТИКА: МИФ ИЛИ РЕАЛЬНОСТЬ? <*>
Е. С. СМИРНОВА
Смирнова Елена Станиславовна, проректор по научной работе Института современного права и экономики, кандидат юридических наук (г. Москва).
К глобальным проблемам принято относить такие, как предотвращение войн; создание условий для развития международных отношений на мирной основе; ликвидация голода и нищеты; рациональное использование природных ресурсов, и многие другие. Все они требуют правового регулирования как на национальном, так и на международном уровне. Каждая из указанных проблем имеет непосредственное отношение к вопросам безопасности. Подходя к проблеме толкования термина "глобализация", следует отметить большую зависимость двух составляющих: конституционного права и права международного. При этом приоритет отдается нормам конституционного права, так как именно государство суверенно в актуализации тех или иных отношений на международном уровне, в предоставлении конкретных прав человеку и гражданину (ст. 79 Конституции РФ). Национальное государство в соответствии с Уставом ООН остается основным субъектом международного права. Решение многих глобальных проблем видится в укреплении государства, его власти и институтов с учетом востребованности международного сотрудничества в современном взаимозависимом мире.
Ключевые слова: суверенитет; народ; сотрудничество; универсализация; глобализация; регионализм; договор; ответственность; право; контроль; наука; экономика; демократия; конституция; идея; социализация; мир.
Under global problems are usually understood such problems as prevention of wars, creation of conditions for the development of peaceful international relations, the elimination of hunger and poverty, the rational use of natural resources. All these require legal regulation both on national and international level. Each problem has a direct relation to security. Speaking about the problem of interpretation of the term "globalism" it's necessary to note the dependence on two components: constitutional law and international law. The priority is given to the standards of constitutional law because the government has sovereignty in actualization of these or those relations at the international level, in provision specific rights to a man or a citizen (art. 79 of the RF Constitution). The National State according to the Charter of the United Nations remains the main subject of the international law. The decision of many global problems is seen in strengthening of the state, its power and institutions taking into account the demand of international cooperation in contemporary interdependent world.
Key words: sovereignty; nation; cooperation; universality; globalism; regionalism; contract; responsibility; law; control; science; economy; democracy; constitution; idea; Socialization; world.
Глобалистика как наука о мироцелостности во всех своих составляющих - политики, экономики, юриспруденции, культуры и иных отраслях знаний - представляет большой интерес для исследования. Тема глобализации остается одной из наиболее популярных в современной науке <1>. Само понятие, извлеченное из лингвистических недр неуемной фантазией ученых-экспериментаторов, стало знаковым символом начала XXI в. В то же время необходимо отметить, что вопросы, рассматриваемые учеными как глобальные, не новы <2>. В свое время эта проблема наиболее полно была освещена в философском контексте. Философы определяют глобальные проблемы как комплекс общечеловеческих проблем современности, затрагивающий как мир в целом, так и его регионы и страны. К ним относятся прежде всего: предотвращение войны; создание условий для развития международных отношений на мирной основе; социальное развитие и экономический рост в мире; преодоление экономической отсталости; ликвидация голода и нищеты; рациональное использование природных ресурсов; выработка и осуществление активной демографической политики; защита окружающей среды; развитие международного сотрудничества по использованию достижений научно-технической революции и т. д. Глобальные проблемы требуют концентрации усилий не только в национальных или региональных рамках, но и в международном масштабе <3>. Философское определение глобализации как бесконечного синтеза нескольких дисциплинарных подходов <4> в полной мере оправданно. Но при более углубленном и в то же время более свободном подходе к проблеме очевидно, что нет ничего более глобального, чем право. -------------------------------- <1> Со времени, когда в 2000 г. профессор И. И. Лукашук опубликовал монографию "Глобализация, государство, право, XXI век", появилось значительное число научных трудов, диссертаций, посвященных этой проблеме. См. подробнее: Блинов А. С. Национальное государство в условиях глобализации: Автореф. дис. ... канд. юрид. наук. М., 2003; Калачян К. К. Экономическая интеграция государств - участников СНГ на фоне глобализации: Автореф. дис. ... канд. юрид. наук. М., 2003; Мохаммад Тахир. Глобальная и региональная системы коллективной безопасности: Автореф. дис. ... д-ра юрид. наук. СПб., 2004; Саидов А. В. Воздействие глобализации на концепцию суверенитета в международном праве: Автореф. дис. ... канд. юрид. наук. М., 2004; Купин В. Н. Геополитические императивы глобальной безопасности: Автореф. дис. ... д-ра философ. наук. СПб., 2004; Борзова Т. В. Феномен глобального антропологического экологического кризиса: Автореф. дис. ... канд. философ. наук. М., 2005; Борзых С. В. Человек-потребитель в условиях глобализации: Автореф. дис. ... канд. философ. наук; Ганин О. Н. Гражданское общество в контексте глобализации: Дис. ... канд. философ. наук. Саранск, 2005 и др. <2> См.: Алексеев А. В., Алексеева Н. Т. Глобальные проблемы человечества и сотрудничество двух мировых систем. М., 1981; Арбатов А. А., Шакай А. Ф. Обострение сырьевой проблемы и международные отношения. М., 1981; Арбатов А. А., Амиров И. Ш. Сырье и конфликты. М., 1986; Кондрашов Е. Н. Минеральное сырье в ряду глобальных проблем. М., 1984; Цуканов С. В. Возобновляемые источники энергии и глобальные проблемы энергетики: экономические и политические аспекты. М., 1981; Экономическое и рациональное использование топлива и энергии в мире. М., 1982; Осколкова О. Б. Мировая продовольственная проблема и население. М.: ИНИОН РАН, 1982; Глобальная энергетическая проблема. М., 1985; Демиденко В. И. Анализ и моделирование глобальной продовольственной проблемы. М., 1985; Марченко М. Н. Государство и право в условиях глобализации. М., 2008; Барциц И. Н. Глобальное административное право как вызов и угроза международному правовому порядку // Московский журнал международного права. 2008. N 2; Богатырев В. В. Правовая глобалистика // Государство и право. 2008. N 8; Скурко Е. В. Некоторые аспекты проблемы взаимодействия правовых систем в условиях глобализации // Государство и право. 2008. N 8. <3> См.: Философский словарь / Под ред. И. Т. Фролова. 6-е изд. М., 1991. С. 92 - 93. <4> См. подробнее: Nederveen D. In Praise of Cultural Imperialism? Effects of globalization on Culture // Foreign Policy. June, 1997.
Нужно подчеркнуть, что с точки зрения права всегда требуется достаточно понятное и непротиворечивое толкование самого термина, которое возможно только во взаимосвязи с другими отраслями науки - экономики, истории, филологии и философии <5>. Значимость этого подтверждается всей историей права. К конституционному праву, излагающему основные понятия в наиболее концентрированной и обобщенной форме, эти требования возрастают. -------------------------------- <5> См. подробнее: Смирнова Е. С. Глобализация как правовое понятие (к постановке проблемы). М., 2007, 2008, 2009 (2-е и 3-е изд.); Смирнова Е. С. Глобализация как правовое понятие (к постановке проблемы) // Современное право. 2009. N 3.
Доконституционное развитие права имеет долгую историю, коренящуюся в глубине веков. Можно сказать, что первый этап правовой глобализации включает в себя доисторический или раннеисторический периоды развития человеческого сообщества, период использования обычая. Это, можно сказать, "прото-право". Право (обычай) жить в обществе, где существует закрепленная определенным способом система общественных отношений, - это инстинктивное стремление обезопасить себя свойственно всем народам. Инстинкт самосохранения является побудительным мотивом при соблюдении должного порядка в государстве, обществе и в международном общении. При этом сложно отрицать наличие такой закономерности мирового развития, как образование государств, совершенствование их форм и институтов. Второй этап правовой глобализации связан с выделением (закреплением) закона как основной нормы (писаной) поведения населения к тому времени уже территориально более или менее четко ограниченных государств. Принятие в государстве законов в качестве норм поведения также подтверждает стремление ограничить порок, соблюсти порядок, обеспечить определенную степень безопасности каждого человека, т. е. цель закона - обуздать (ограничить) произвол. Подавляющее большинство народов мира также прошло этот этап общественного развития <6>, что доказывает неизбежность и глобальность появления позитивного, ясно выраженного права, закрепленного законом. -------------------------------- <6> Вопрос этот спорный, так как закрепление законов связано с выделением государства в территориальном аспекте. Не все нации могут быть отнесены к государствообразующим, что зачастую вступает в противоречие с понятием "народ". Кроме того, до настоящего времени в мире проживает определенная численность народов (регион Амазонки, Африка, Азия) с так называемыми застывшими на уровне первобытности формами общественного сознания. Требование соблюдения закона при подобном образе жизни может быть применено лишь с определенными оговорками, здесь опять же главенствует обычай. Вместе с тем международное право предписывает уважать традиции и культуру этих народов, что закреплено во многих международных конвенциях и что подтверждает глобальность позитивных правовых норм. См. подробнее: Давид Р., Жоффре-Спинози К. Основные правовые системы современности. М., 1999.
Закон, вернее, законы, разнообразные, регулирующие многие стороны жизни, прокладывали себе путь нелегко даже в Европе V - XVII вв. н. э. Это было связано с проблемами возникновения и исчезновения феодальных государств на политической карте Европы. Законы не были совершенны, они подвергались изменениям, отменам, они просто могли не выполняться в полной мере, так как не существовало механизма контроля за их соблюдением, процесс правотворчества в современном понимании отсутствовал, все было отдано на волю правителя. Но цель законов феодального общества, направленная на обуздание зла, на его наказание, в определенной степени достигалась <7>. -------------------------------- <7> Период средневековых инквизиций в Европе (особенно в Испании) есть то время, когда происходит откат от закона. Он неясен и неопределенен, этот период произвола и умаления человеческого достоинства. Тайные суды, инквизиции, пытки и казни - такие стороны жизни не могли длиться долго. Контрреформация терпит поражение и от светской власти, и от народа. В период Возрождения и Реформации в Европе действуют и мыслят выдающиеся политики и общественные деятели, такие, как Н. Макиавелли (с его ныне несправедливо односторонне интерпретируемым учением), Т. Мор (как родоначальник утопического социализма), Ж. Боден (известный как идеолог концепции государственного суверенитета).
Третий этап правовой глобализации - конституционный начинается в Америке и в Европе в XVII - XVIII вв. принятием деклараций, основным лозунгом которых стали свобода и равенство всех людей <8>. В Декларации прав человека и гражданина, принятой во Франции 26 августа 1789 г., впервые были провозглашены в качестве цели государства "неотъемлемые и священные права человека" (п. 1, 2), а также свобода, которая состоит в возможности делать все, что не приносит вреда другим (п. 4). -------------------------------- <8> Интересно проследить в этот исторический период исчезновение исповедания религии как обычной нормы в некоторых конституциях, где закрепляется свобода исповедания религии. На этом этапе религия (в частности, христианство), провозглашавшая идеи равенства, братства и справедливости, мешает революционным преобразованиям своими консервативными идеологическими устоями, связью со старой властью. Последовали гонения на священников в период Французской буржуазной революции, по аналогии также после Октября 1917 г. в России.
Конституционализм как основной фактор глобализации мирового сообщества (т. е. сплочения и организации в правовом аспекте) продолжает развиваться и совершенствоваться в настоящее время. Человечество в лице государства (нации) в еще большей степени инстинктивно старается обезопасить себя минимальным сводом юридических норм - основным законом с целью концентрации ясных, понятных, непротиворечивых, имеющих верховенство над другими законами правил. Более чем за двухсотлетнюю свою историю конституционализм дал миру такую разновидность, как мировая система конституционных воззрений стран системы социализма, что в определенный период истории - второй половине XX в. - было глобальным учением, убедительным и понятным большинству народов планеты. Ученые напоминают, что еще 25 лет назад почти половина населения мира проживала в коммунистических странах <9>. -------------------------------- <9> См. подробнее: Михалева Н. А. Конституции зарубежных социалистических стран. М., 1978; Стратегия социально-экономического развития освободившихся стран Азии. М., 1986; Конституции социалистических государств. Т. I и II / Ред. Б. А. Страшун, Б. Н. Топорнин, Г. Х. Шахназаров. М., 1987; Маклаков В. В. Эволюция конституционных прав и свобод в странах Западной Европы. М., 1991.
Что же касается влияния идей социализма на глобальное провозглашение прав человека во второй половине XX в. (особенно провозглашение прав трудящегося народа), то следует признать поистине их незаменимость в плане восприятия большинством правовых систем государств как буржуазного строя, так и некоторых в прошлом колониальных стран Азии, Африки, а также Латинской Америки, осознававших потребность развивать свою государственность в духе социализма <10>. -------------------------------- <10> Следует отметить такие в достаточной степени новационные нормы, включенные еще в китайскую Конституцию в 1984 г., как: право иностранных предприятий и хозяйственных организаций вкладывать капиталы в Китае, осуществлять в различных формах экономическое сотрудничество с китайскими предприятиями. Личная собственность провозглашается "собственностью для личного потребления трудящихся" (ст. 22). См.: Конституции социалистических государств. Т. II. С. 32.
После Второй мировой войны по мере усиления позиций прогрессивных сил общества, его демократизации сущность конституций и законодательства в целом начинает меняться. Конституции все больше стали служить целям достижения социального мира. В качестве примера можно назвать IV и V Французские республики, когда высокий авторитет движения Сопротивления и пример социалистических стран привели к усилению позиций левых сил, оказавших существенное влияние на содержание идей Конституции 1946 г., провозгласившей широкий круг прав и свобод, в том числе социальных. Можно сказать, что в послевоенный период в некоторых конституциях европейских капиталистических стран произошла определенная стилизация прав и свобод, появилась своего рода схожесть между ними по форме подачи и по содержанию. Право на труд было провозглашено в Конституции Франции 1946 г. (преамбула), итальянской Конституции 1947 г. (ст. 53). Право на образование - в Конституции Франции 1946 г. (преамбула), Конституции Италии 1947 г. (ст. 34); право на справедливое вознаграждение за труд - ст. 36 Конституции Италии; право на профессиональное объединение - ст. 39 Конституции Италии и п. 3 ст. 9 Основного Закона ФРГ 1949 г. Именно в это время колониализм как явление, вступающее в противоречие с идеями равенства (включенными в конституции большинства стран мира), а также благодаря другим позитивным примерам развития общественного бытия, исчезает. Борьба народов колониальных стран за свою независимость завершается победой, отныне их страны de jure независимы и суверенны. Страница социалистического пути в конституционализме имеет свое развитие в наши дни. Достижение социального блага, высокие идеалы развития общества для всех (socium - как согражданин) - такие цели будут востребованы во все времена. Общество всех (communio - тоже упрочение, укрепление) всегда требовало справедливости и равенства, что закреплено в той или иной мере во всех конституциях мира. Таким образом, можно сделать вывод: конституционализм является третьим этапом правовой глобализации. Вопрос о признании международного права (как и самих идей о его верховенстве над национальным законодательством государств, подчеркиваю - не конституции, как основного закона) в качестве глобализирующего фактора, т. е. четвертого этапа правовой глобализации, предлагается оставить в качестве дискуссионного. При этом следует учесть, что основной старт претворения в жизнь идей международного права мир получил после Второй мировой войны, когда конституционализм имел достаточно прочную основу практической реализации. В некотором смысле можно утверждать, что основные права, а также (институты) международного права были частично позаимствованы у национального права (которое в концентрированной форме уже включало в себя необходимый их перечень), а затем перенесены в область международных отношений. Осталось только многократно "по восходящей" развивать каждое из этих прав, придавая им форму конвенций, пактов, деклараций <11>. Международный пакт об экономических, социальных и культурных правах 1966 г.; Международный пакт о гражданских и политических правах 1966 г.; Конвенция о свободе ассоциации и защите права на организацию 1948 г.; Конвенция о политике в области занятости 1964 г.; Конвенция о политических правах женщин 1952 г.; Декларация прав ребенка 1959 г.; Конвенция о сокращении безгражданства 1961 г. и многие другие международные документы дают подробное толкование прав, ранее включенных в конституции различных государств мира, тем самым ориентируя национальное законодательство на достижение еще больших идеалов справедливости. Можно отметить, что это движение "по восходящей" осуществляется и поныне, но с уклоном в тематику международной безопасности. -------------------------------- <11> Если взять за своего рода отправную "точку отсчета" Конституцию (Основной Закон), то "по нисходящей" (при условии главенства Конституции) принимаются национальные законы, подробно регламентирующие права и свободы, а также иные стороны жизни общества и государства. При этом в отличие от норм международного права конституционное право имеет развитые процессуальный и контрольный механизмы. Этого в полной мере нет у международного права. Следовательно, сложно предположить, что международное право (это своего рода движение "по восходящей") может в ближайшем будущем заменить конституционное право. Не может идти речи об охватывающем все страны мира верховенстве международного права в силу иной его природы, в большей степени связанной с идеологией (а она не единообразна), чем с материальной стороной права. Тенденция к созданию международных судов и предоставление права обращения в них гражданам конкретных государств и некоторые другие плоды развития международного правотворчества не подтверждают окончательного торжества идей универсальности в мире. Это пока лишь эксперимент, эффективность которого должна быть доказана временем.
Вопрос о соотношении норм конституционного и международного права многократно рассматривался учеными <12>. Не будем останавливаться подробно на этой дилемме. И. И. Лукашук отмечал некорректность формальной постановки вопроса: какое право стоит выше? Каждое решает задачи при помощи своего механизма, поэтому главное внимание должно быть обращено на порядок их взаимодействия <13>. -------------------------------- <12> См.: Лукашук И. И. Конституции государств и международное право. М., 1998; Блищенко И. П. Международное и внутригосударственное право. М., 1962; Усенко Е. Т. Теоретические проблемы соотношения международного и внутригосударственного права // Советский ежегодник международного права. 1977; Тихомиров Ю. А. Публичное право. М., 1995. <13> См. подробнее: Лукашук И. И. Международное право. Общая часть. М., 2001. С. 236.
По прошествии более чем 15 лет со дня принятия Конституции России 1993 г., где провозглашается, что "общепризнанные принципы и нормы международного права и международные договоры Российской Федерации являются составной частью ее правовой системы" (ч. 4 ст. 15), представляется не столь актуальным вопросом определение проблем соотношения национального и международного права. Взаимовлияние двух отраслей права не вызывает сомнений, но все же главенствующая роль остается за суверенным правом государства выбирать и актуализировать те или иные стороны международного сотрудничества. Постановка вопроса о том, глобально ли международное право, нелогична. Нет и не было ничего более глобального по своей сути, чем необходимость соблюдения норм (обычаев) международного права, которое является основой международного порядка. Высокое предназначение международного права не вызывает сомнений. Несмотря на порой справедливую критику в адрес Организации Объединенных Наций со стороны отдельных государств и политиков, ей нет альтернативы. Это организация глобальная, объединяющая (United) интересы разных государств и народов мира. Это своего рода парламент народов (Nations) планеты Земля. Проблема современного недовольства ООН кроется не столько в недостатках институционного устройства, сколько в несовершенстве системы контроля <14>. -------------------------------- <14> См.: Смирнова Е. С. Глобализация как правовое понятие (к постановке проблемы) // Современное право. 2009. N 3.
При этом возникает вопрос: глобальна ли ООН? Безусловно, так как в большей или меньшей степени, но сплачивает государства и народы мира в решении существующих глобальных проблем. Глобальны ли правовые решения, принимаемые в рамках этой универсальной организации? Они должны быть таковыми. Но механизм принуждения, в частности силовой, как и "несиловой", как показывает практика, несовершенен <15>. -------------------------------- <15> См. подробнее: Малеев Ю. Н. Реабилитация адекватного и пропорционального применения силы // Московский журнал международного права. 2004. N 3. С. 31 - 47.
Может ли ООН взять на себя функции глобального управления? Организация Объединенных Наций такими полномочиями не наделена. Среди целей ООН - поддержание международного мира и безопасности (ч. 1 ст. 1), развитие дружественных отношений между нациями (ч. 2 ст. 1), международное сотрудничество в разрешении международных проблем экономического, социального, культурного и гуманитарного характера, поощрение и развитие уважения к правам человека (ч. 3 ст. 1). ООН преследует цель быть центром для согласования действий наций в достижении этих общих целей (ч. 4 ст. 1 Устава ООН). К сожалению, резолюции международных организаций зачастую "уносятся в бесконечность без границ" <16>, остаются декларациями для некоторых посвященных в их содержание высоких политиков (политическая сознательность части из которых не возвышается даже до потребностей регионального сплочения). Международное право - остается в переносном смысле "элитарным" правом, как бы ни декларировали иное <17>. -------------------------------- <16> Обучавшийся у египтян священному слову Пифагор утверждал, что все конечное - понятно, непонятно - бесконечное (см. теорию иррациональных количеств). <17> Примером может служить позиция некоторых государств Африки, которые в последние годы под любым предлогом отказываются от помощи ООН в миротворчестве, так как видят в этом угрозу вмешательства в их внутренние дела, осложненные разделом нефтяных месторождений. Эта угроза со стороны ООН зачастую служит своего рода поводом к национальному сплочению.
Нашей же целью в настоящий момент является определение того, можно ли назвать современный высокий статус международного права четвертым этапом глобализации. Рассматривая два уровня интеграционных отношений в международном праве (которые в идеале оба работают на глобализацию, как фактор сплочения) - региональный и универсальный, - следует заметить, что при существующем разрыве между универсальным уровнем правового регулирования и национальным смягчить эту проблему призвано региональное право, которое, по сути, также международное, но более понятное, природное, управляемое, служащее решению вопросов интернационализации права сходных в культурном, экономическом и других аспектах государств. Региональный уровень, как наиболее "осязаемый" и востребованный в мире, представлен международными организациями, объектом деятельности которых могут быть совместная безопасность, экономическое, социальное, культурное сотрудничество и другие. Среди экономических организаций, деятельность которых в большей степени связана с интернационализацией экономики государств региона, можно назвать Европейский союз (ЕС), Евразийское экономическое сообщество (ЕврАзЭС), Содружество Независимых Государств (СНГ), Европейскую ассоциацию свободной торговли (ЕАСТ), Ассоциацию государств Юго-Восточной Азии (АСЕАН), Арабский общий рынок, Южно-Африканский таможенный союз. Возможность создания и деятельности региональных организаций подразумевает заключение ряда международных соглашений между, как правило, территориально соседствующими государствами в экономике, политике, культуре, безопасности и других областях. Чем ближе государства друг другу в экономическом, политическом и культурном развитии, тем больше сторон сотрудничества могут охватить созданные ими международные организации. При этом большое значение имеет совместимость национальных правовых систем указанных государств. Но даже в этом случае следует вывод не о верховенстве международного права, а о заинтересованности (вернее, о соблюдении национального интереса) в международном (региональном) сотрудничестве, о необходимости совершенствования форм и механизма реализации этих решений в национальном законодательстве отдельных государств. Участие государства в международных организациях также связано с определенными условиями. Так, Российская Федерация может участвовать в межгосударственных объединениях и передавать им часть своих полномочий в соответствии с международными договорами, если это не ограничивает права и свободы человека и гражданина и не противоречит основам конституционного строя Российской Федерации (ст. 79 Конституции РФ). В этой конституционной норме также содержится ограничение, которое указывает на четкие рамки международного взаимодействия, связанные с невозможностью ограничения прав человека. Перспектива заключения международных договоров в рамках регионального сотрудничества основывается на национальном (конституционном) праве, которое непосредственно отвечает за проблемы национальной безопасности. Между тем международное право (в международных конвенциях и договорах), в свою очередь, постоянно ссылается на уважение национальных интересов заключающих соглашение государств. Второй уровень международного взаимодействия стран мира - универсальный подразумевает участие государств во многих международных организациях, среди которых ООН, ВТО, МВФ, МБРР и другие. Проблемы вступления государств в международные экономические, финансовые организации, вопросы заключения соглашений с транснациональными корпорациями - ТНК (проблема допуска этого "монстра глобализации" на свою территорию) - в этих и других вопросах последнее слово также остается за национальным государством. Государство суверенно в международных проблемах участия и допуска! Это те аспекты, которые касаются иностранных (или международных - интернациональных) юридических лиц (организаций). Соответственно, решается вопрос с людскими ресурсами: государство вправе отказать другому государству (или международной организации) в разрешении на работу на своей территории его представителям, иностранным советникам в сфере экономики, права и государственного строительства, зарубежным научным кадрам, врачам и общественным деятелям. И чем прочнее суверенитет государства, тем эффективнее решается проблема миграции любого уровня на его территории. Но, как показывает практика, в настоящее время решать эти вопросы сложно, особенно в пределах Европейского союза, хотя проблемы миграции (как одной из составляющих проблему безопасности) изъяты из прерогативы коммунитарных структур, государство вправе вводить собственные ограничения на границе в целях безопасности <18>. -------------------------------- <18> Сознательно не цитирую предложенный в 2004 г. для подписания странам ЕС Конституционный договор. Но реально действующие нормы Маастрихтского 1992 г. и Амстердамского 1997 г. договоров также оставляли на волю государств решение вопросов миграции. Имеется также решение руководства ЕС об установлении 5 - 7-летнего моратория на открытие рынка труда ЕС для граждан вступающих государств. Иммиграционная политика ЕС в целом свидетельствует о примате региональных механизмов и узкоевропейских интересов по отношению к универсальным международно-правовым стандартам прав человека. См.: Юматова А. О. Иммиграционная политика ЕС // Московский журнал международного права. 2008. N 1. С. 262.
Несмотря на макроэкономический уровень развития ЕС (а это единственная организация в мире, которая "дорастает" до экономического макроуровня) <19>, о глобальном экономическом участии этой региональной организации в мировой экономике нет речи (соответственно, это не оформлено правом), реально и юридически закреплены только региональное экономическое сотрудничество и способы его реализации. -------------------------------- <19> Другие же международные организации, например африканские, имеют своей целью преодоление отсталости и бедности. Одновременно не все страны ЕС за превращение Евросоюза в нечто большее, чем общий рынок. См. подробнее: Кембаев Ж. М. Лиссабонский договор: новый этап в развитии европейской интеграции // Московский журнал международного права. 2008. N 4. С. 193. Экономисты выделяют несколько форм экономической интеграции: 1) самая простая форма - зона свободной торговли (отменяются таможенные пошлины); 2) таможенный союз. К свободной торговле добавляется единый внешнеторговый тариф, далее проводится единая внешнеторговая политика в отношении третьих стран, а также создается платежный союз (взаимная конвертируемость валют и функционирование единой расчетной денежной единицы); 3) общий рынок, включает в себя: свободную торговлю, единый внешнеторговый тариф, добавляется свободное передвижение капитала и рабочей силы. Проводится также согласованная экономическая политика; 4) высшей формой является экономический и валютный союз, включающий проведение единой общей экономической и валютной политики. На какой стадии экономической интеграции находятся некоторые страны СНГ?
Среди проблемных сторон функционирования ЕС называют излишнюю бюрократизацию. Стремление к реформам институтов - процесс непрерывный и неизбежный в ЕС, расширяющемся и развивающемся, но не определившем при этом конечной цели (кроме как обеспечивать мир, ценности и благосостояние своих народов (ст. 1 - 3)) <20>. В настоящее время территориальные пределы расширения этой региональной организации <21> (и соответственно правовое определение этого предела) настоятельно требуют своего оформления <22>. Реальная жизнь не позволяет включать в свой состав все большее и большее число государств. -------------------------------- <20> Провал Европейской конституции на референдумах во Франции и Нидерландах, пробуксовка с бюджетом ЕС на 2007 - 2013 гг., явное превалирование национальных интересов над общеевропейскими, теракты в Лондоне - все это, по мнению Р. Уитмена, директора европейских программ в Честем-Хаусе - Королевского института международных отношений (RIIA), ввергли ЕС в глубочайший кризис. По мнению ученого, нет даже правового понятия, что такое Европейский союз. См.: Эксперт. 2005. N 42(488). С. 82 - 83. Явка на 6-е выборы в Европейский Парламент была рекордно низкой (44,6% потенциальных избирателей, 155 млн. из 350). Очень характерен "провал" в новых 10 странах - членах ЕС (28,7%). При этом в Парламент прошло много евроскептиков // Российская газета. 2004. 15 июня. На 7-е выборы в 2009 году явка была еще меньше - 42,94%. <21> Уклонение от вопроса, где пройдет окончательная граница ЕС, приводит к печальным (более того, устрашающим) аналогиям, с объединителями Европы, образца 1914 и 1941 гг. См. подробнее: Европа без России. Договор, учреждающий Конституцию для Европы, от 20 октября 2004 г. М., 2005. С. 6 - 7. Также ученые отмечают, что глобальные лидеры, среди которых господствует США, сами не до конца понимают, зачем нужен забег на дальнюю дистанцию. См.: Афанасьев А., Мясников Л. Время глобализации // МЭ и МО. 2006. N 10. С. 1 - 19. Отмечается, что ЕС должен решать, быть ли ему "экономическим клубом" или развиваться в сторону политического союза, что подразумевает необходимость ясного определения границ ЕС. См. подробнее: Кембаев Ж. М. Указ. соч. С. 181. <22> "Договор о Конституции для Европы", именуемый также Конституцией для Европейского союза, который 18 июня 2004 г. приняли руководители 25 государств - членов ЕС, состоял из 448 статей. Представленный 13 декабря 2007 г. на Лиссабонском саммите так называемый Договор о внесении изменений в Договор о Европейском союзе ограничивает соглашение между странами ЕС международно-правовыми рамками. См. подробнее: "Treaty of Lisbon amending the Treaty on European Union and Treaty establishing the European Community, signed et Lisbon, 13 December 2007" на сайте: www. europa. eu. Int. publication "official journal" 2007. С. 306; Юматова А. Некоторые аспекты создания "Пространства свободы, безопасности и правосудия" в Европейском союзе // Московский журнал международного права. 2008. N 3. С. 241 - 255. Кроме того, Лиссабонский договор значительно меньше по объему Конституции ЕС. Его официальный текст вместе с 12 протоколами и 51 декларацией изложен на 277 страницах (полный текст Конституции составлял 852 страницы).
Причина многих бед заключается в излишней политизации права (право ЕС не является исключением), а международного права в особенности. Известный немецкий юрист начала XX в. Г. Еллинек отмечал, что нельзя приспособлять понятийный аппарат к политическим лозунгам, ибо от этого могут пострадать и наука, и лозунги. Очевидно, что без провозглашения в национальном законодательстве каждого государства идеи верховенства (ясно выраженного) международного права сложно утверждать о примате международного права в глобальном масштабе. По сути, безусловного торжества международного права мы не наблюдаем даже в праве Европейского союза, как в общем (коммунитарном), так и национальном. Например, в ст. 55 Конституции Франции 1958 г. отмечается, что договоры или соглашения, должным образом одобренные или ратифицированные, с момента их опубликования имеют силу, превышающую силу внутренних законов, при условии применения такого договора или соглашения другой стороной. Таким образом, создается еще одно обоснованное дополнительное условие для возможности признания верховенства норм международного права над национальным законодательством - наличие взаимности выполнения условий договора другой стороной. В отношении участия Франции в деятельности такой структуры, как ЕС, имеются также косвенные ограничения - наличие соответствующих договоров (а это международное право), а также взаимное их выполнение (ст. 88-1, 88-2). Некоторые полномочия передаются в сфере экономики, финансов, а также для определения правил, относящихся к свободному передвижению людей и условиям жизни, которые с ним связаны (ст. 88-2). Очевидно, что это не глобальность, а всего лишь "хорошо сработанный" регионализм <23>. -------------------------------- <23> Конституцию ЕС можно сравнить с "гипертекстом" Кастельса: "Все выражения из всех времен и всех пространств смешиваются в одном и том же гипертексте". См. подробнее: Кастельс М. Информационная эпоха: экономика, общество, культура. М., 2000. С. 505. По мнению автора настоящей статьи, оставалось предложить ввести "Квазиконституционный суд ЕС" по исправлению гипотетически угрожающей будущности от законов ЕС (как рамочных, так и подразумеваемых конституционных). Между тем в Лиссабонском договоре 2007 г. правовые акты ЕС по-прежнему будут называться регламентами, директивами, решениями, а не "европейскими законами", "европейскими рамочными законами" и т. д.
Анализ зарубежных конституций показывает, что ссылки на международное право делаются достаточно осторожно. Так, Конституция Италии 1947 г. ссылается на основные принципы международного права (ст. 10); Конституция Швейцарской Конфедерации в ст. 5 подчеркивает, что Конфедерация и кантоны соблюдают международное право; действующая ныне Конституция Испании указывает на необходимость истолкования национальных правовых норм в соответствии со Всеобщей декларацией прав человека, а также относящимися к ним международными договорами и соглашениями, ратифицированными Испанией. Примеры, приведенные выше, дают нам представление о европейском конституционном видении проблемы. Что же касается возможности включения в конституции иных регионов мира ссылок на международное право, то, например, в преамбуле Конституции Бразилии содержится небольшая ссылка на обязательства в отношении мирного разрешения споров в международных отношениях, особый акцент делается как раз же на региональной интеграции народов Латинской Америки с целью образования латиноамериканского сообщества наций (ч. "x" ст. 4). Конституция Японии 1946 г. включает положение о том, что договоры, заключенные Японией, и установленные нормы международного права должны добросовестно соблюдаться (ст. 98). Таким образом, многие государства мира в своих конституциях предпочитают ссылаться на принципы ООН, уважение прав человека, делают аналогичные декларативные заявления. Ряд стран Востока в целом идею прав человека в европейском "вестернизированном" варианте не приемлют в своей основе <24>. -------------------------------- <24> См.: Юмашев Ю. М. Воспоминания о профессоре И. И. Лукашуке // Евразийский юридический журнал. 2011. N 7.
Кроме того, эффективность международного права заключается не столько в провозглашении его верховенства, сколько в возможности реализации этой правовой идеи на национальном уровне. А он (механизм имплементации), как показывает практика, даже в решении вопросов, касающихся прав человека (в региональном плане) <25>, довольно неповоротлив, не столько в силу политики, сколько по причине большого массива договоров и "жесткой" процедуры <26>. -------------------------------- <25> Примеры "нереализации" ряда многосторонних соглашений по СНГ при наличии действующих институционных структур Содружества являются наглядным примером игнорирования норм международного права. По мнению ученых, России дешевле отчасти субсидировать ряд стран СНГ, чем сталкиваться с массовой социально-экономической нестабильностью и гражданскими войнами по всему периметру своих границ. См.: Косолапов Н. О праве на гипотезу // МЭ и МО. 2006. N 10. С. 110 - 112; Шишков Ю. В. Интеграционные процессы на пороге XXI века. Почему не интегрируется СНГ. М., 2001. <26> Председатель Конституционного Суда России В. Д. Зорькин в числе средств, могущих способствовать устранению негативных тенденций в развитии законодательства, отмечает необходимость преодоления игнорирования и неполноту реализации в российском законодательстве международно-правовых норм, содержащихся в международных договорах, подписанных или ратифицированных Россией // Российская газета. 2006. 7 июня.
Следовательно, сложно утверждать, что мировой пятидесятилетний период процесса закрепления норм международного права завершился полным его торжеством. Существующие глобальные проблемы - безработицы, бедности, голода, национальной и религиозной неприязни, вооруженных противостояний, ухудшающейся экологии и многие другие - свидетельствуют больше о возрастающих огромных перспективах решения совместными усилиями государств мировых бед, чем о приближающемся веке международной солидарности. Завершив краткое, определяемое объемом заявленной статьи описание этапов правовой глобализации (которые в целом соответствуют таким источникам международного и конституционного права, как обычай, закон и договор <27>, а также условно приняв мнение, что конституция - также договор "par exellens" между народом и властью) <28>, представляется необходимым дать определение глобализации как правового понятия, которая есть длительный, насчитывающий многовековую историю процесс усвоения населением мира позитивных идей справедливости, добра, всеобщего блага (всего того, что в наше время именуется комплексом прав и свобод человека, то, что сплачивает людей, за что они борются) в областях экономики, политики и других сферах общественных отношений, в дальнейшем получивших нормативное закрепление как в национальном законодательстве государств, так и в международном праве. -------------------------------- ------------------------------------------------------------------ КонсультантПлюс: примечание. Учебник Е. И. Козловой, О. Е. Кутафина "Конституционное право России" включен в информационный банк согласно публикации - Юристъ, 2004 (3-е издание, переработанное и дополненное). ------------------------------------------------------------------ <27> См. подробнее: Козлова Е. И., Кутафин О. Е. Конституционное право России. М., 2000. С. 1 - 823; Лукашук И. И. Международное право. Общая часть. М., 2001. С. 18; Конституционное право зарубежных стран / Под общ. ред. М. В. Баглая, Ю. И. Лейбо, Л. М. Энтина. М., 1999. С. 17 - 30. В качестве источника права также выделяются: решения международных организаций (в международном праве); в конституционном праве России - акты, принимаемые Президентом, палатами Парламента, Правительством России. Судебный прецедент в качестве источника права применяется в конституционном праве зарубежных стран англосаксонской системы и ЕС. Все это, по нашему мнению, не меняет общую картину действенности обычая, закона и договора. <28> Baaklini A. Viable constitutionalism and democratic political stability // Designs for democratic stability: studies in viable constitutionalism. L., 1997. P. 3.
Глобализация - это сугубо позитивное в своей цели движение, смысл которого сводится к достижению добра. И. И. Лукашук писал о том, что глобализация призвана принести благо <29>. Глобализация может быть только позитивной, как позитивно и морально само право (особенно международное). Можно сказать, что даже в случае появления коллизии решение должно быть вынесено в пользу позитива. In dubio pro reo - в случае сомнения в пользу обвиняемого. В части 3 статьи 49 Конституции Российской Федерации содержится аналогичная, пережившая 25 веков норма: неустранимые сомнения трактуются в пользу обвиняемого. -------------------------------- <29> По мнению И. И. Лукашука, большим упущением видится ориентация современных политиков на сохранение позиций точных наук, при всемерном игнорировании общественных. См. подробнее: Лукашук И. И. Политика и общественные науки в условиях глобализации // Безопасность Евразии. 2003. N 1. С. 110.
Решение многих проблем видится в укреплении самого государства, его власти, его государственных институтов и механизмов государственного регулирования, т. е. всей атрибутики конституционного права. Такие понятия, как "уважение государственного суверенитета", "соблюдение национального интереса", "реализация концепции национальной безопасности", являются краеугольными во всей системе как национального, так и международного права. Следовательно, государство как основная институционная форма существования современного миропорядка неизбежно должно сохраниться. Это важнейшее и безусловное условие глобализации в правовом контексте. Несмотря на обоснованную обеспокоенность, национальные государства остаются основными субъектами международного права. Идеей государственности начинается цивилизованная правовая история человечества, его писаная история. В гипотетическом случае исчезновения суверенных государств (путем ослабления их суверенитета) с мировой арены мир ждет возврат к обычаю, традиции, далее к тому состоянию globo, когда земной шар, вращаясь по пути ускорения, уплотнялся, чтобы в будущем на нем возникла жизнь <30>. -------------------------------- <30> См. подробнее: Смирнова Е. С. Глобализация как правовое понятие (к постановке проблемы). М., 2007, 2008 и 2009. 2-е и 3-е изд.; Смирнова Е. С. Глобализация как правовое понятие (к постановке проблемы) // Современное право. 2009. N 3.
Отсюда следует вывод о том, что единственным реальным и эффективным фактором воздействия на правовые процессы в сфере как национального, так и международного права остается сильное государство, с его законами и суверенным правом относиться к проживающим на его территории людям в рамках должного уважения к их правам и свободам. Следовательно, проблемы правового статуса человека в условиях неизбежности тенденции мирового сообщества к усвоению позитивных идей для достижения всеобщего блага, в масштабах каждого государства и мира в целом, заключаются в регулировании национальным (конституционным) правом с учетом имеющихся универсальных ценностей, определенных в международных правовых источниках, но с преобладанием интересов самого государства, обязанного в силу своего суверенитета обеспечивать интересы национальной безопасности. Безусловно, конституционализм как важнейшее правовое направление глобален. Весь спектр прав человека, во имя которого и принимается конституция, сосредоточен именно в этом документе. Требуется всестороннее изучение всех позитивных правовых тенденций, которые завоевывались человечеством веками, с целью их сохранения. Отход от основных принципов прав человека недопустим. При этом не следует забывать и международно-правовое направление исследования этого процесса. Безусловно, значимый предмет для изучения этого направления науки конституционного права имеется. Необходимо ли это? Полагаем, что это неизбежно, так как мировой ход истории указывает на усиливающиеся тенденции возникновения вызовов и угроз, связанных с дисбалансом сил в мире, как политических, так и экономических, раскачивающих то хрупкое равновесие, которое обеспечивалось завоеваниями предыдущей мировой войны и закреплено в Уставе ООН. Превентивные меры сохранения хотя бы и хрупкого, но мира - в значении состояния "не войны" - являются первостепенными для человечества. Древняя мудрость гласит: "Унция мира стоит тонны победы". Это особенно актуально в настоящее кризисное и весьма политизированное время. При этом увлеченность ряда политических сил институциональной и грубо технологической стороной опасного экспериментирования имеет следствием вторжение в суверенные интересы конкретных государств. Современные вооруженные противостояния в государствах Африки и Азии приводят к гибели людей, бегству населения за пределы государства своего гражданства и в целом - к умалению государственных интересов в регионах. Следствием этого может быть глобальный отход этих государств от принципа мирного сосуществования, закрепленного в статье 1 Устава ООН, за торжество которого человечество заплатило слишком дорогую цену, составляющую свыше 30 млн. человеческих жизней.
Название документа