Некоторые вопросы участия вооруженных сил современных государств в борьбе с отдельными видами преступлений международного характера

(Амиров Р. З.) ("Военно-юридический журнал", 2012, N 4) Текст документа

НЕКОТОРЫЕ ВОПРОСЫ УЧАСТИЯ ВООРУЖЕННЫХ СИЛ СОВРЕМЕННЫХ ГОСУДАРСТВ В БОРЬБЕ С ОТДЕЛЬНЫМИ ВИДАМИ ПРЕСТУПЛЕНИЙ МЕЖДУНАРОДНОГО ХАРАКТЕРА

Р. З. АМИРОВ

Амиров Р. З., доцент кафедры истории и теории государства и права Уфимского юридического института МВД России, кандидат юридических наук.

Среди уголовных преступлений международного характера в настоящее время наибольшую опасность для мирового сообщества представляют международный терроризм и незаконный оборот наркотиков. Значительно возросла угроза пиратства. Данные виды преступлений могут совершаться организованными вооруженными группами, в частности незаконными вооруженными формированиями. Для эффективной борьбы с ними одних полицейских сил, как правило, оказывается недостаточно, что вызывает необходимость прибегать к использованию государствами своих вооруженных сил, в т. ч. в рамках международных механизмов (договорных и институциональных) борьбы с преступностью. Борьба с терроризмом и пиратством Военной доктриной Российской Федерации отнесена к числу основных задач Вооруженных Сил и других войск в мирное время <1>. В документах, принятых Советом глав правительств СНГ в ноябре 2001 г., посвященных итогам деятельности организации, была отмечена необходимость консолидации взаимодействия соответствующих ведомств государств - участников Содружества на таких направлениях, как борьба с организованной преступностью, незаконным оборотом наркотиков и торговлей оружием, пресечение нелегальной миграции и торговли людьми, противодействие легализации (отмыванию) доходов, полученных незаконным путем <2>. Важнейшую роль в этом процессе играет созданная в 1992 г. Организация Договора о коллективной безопасности (ОДКБ), в состав которой в настоящее время входят Россия, Армения, Белоруссия, Казахстан, Киргизия, Таджикистан и Узбекистан <3>. -------------------------------- <1> Указ Президента Российской Федерации от 5 февраля 2010 г. N 146 "О Военной доктрине Российской Федерации" // СЗ РФ. 2010. N 7. Ст. 724. <2> См.: решение Совета глав государств СНГ "Об Аналитическом докладе "Итоги деятельности СНГ за 10 лет и задачи на перспективу" и Заявлении глав государств - участников Содружества Независимых Государств в связи с 10-летием образования СНГ" // Содружество. Информационный вестник Совета глав государств и Совета глав правительств СНГ. 2001. N 3 (39). С. 84 - 107. <3> См.: Договор о коллективной безопасности от 15 мая 1992 г. // Бюллетень международных договоров. 2000. N 12. С. 6 - 8; Устав Организации Договора о коллективной безопасности от 7 октября 2002 г. // Бюллетень международных договоров. 2004. N 3. С. 3 - 9.

В наибольшей степени использование военной силы в борьбе с международным терроризмом демонстрируют США, когда данная борьба может приобретать характер широкомасштабных военных операций (Ирак, Афганистан). Это вызвано тем, что современный терроризм способен вести диверсионно-террористическую войну, участвовать в масштабных вооруженных конфликтах. Первая масштабная военная акция государств - участников СНГ в борьбе с терроризмом была предпринята в 1999 г. в качестве ответной меры на вторжение международных бандформирований в южные районы Кыргызской Республики. В 2000 - 2001 гг. государствами - участниками ОДКБ был принят ряд решений относительно формирования и функционирования Коллективных сил быстрого развертывания Центрально-Азиатского региона коллективной безопасности (КСБР), которые предназначены для использования в частности в контртеррористических операциях <4>. Если в 2001 г. их численность составляла около 1600 чел. (по 1 батальону от Казахстана, Киргизии, России и Таджикистана), то в 2005 г. они включали уже 9 отдельных батальонов, дислоцированных на территориях своих государств (4 тыс. человек, 12 танков, более 200 боевых бронированных машин, 70 артиллерийских орудий и минометов, а также российская авиационная группировка на аэродроме Кант в Киргизии) <5>. -------------------------------- <4> Заявление глав государств Республики Армения, Республики Беларусь, Республики Казахстан, Кыргызской Республики, Российской Федерации и Республики Таджикистан // Дипломатический вестник. 2001. N 6. С. 56 - 57. <5> Ратиани Н., Литовкин Д. "Рубеж-2005" выходит за рамки киргизского кризиса // Известия. 2005. 29 марта.

Юридической основой для создания коалиционной группировки войск (сил), выделяемых для ведения совместных действий, стало Соглашение о статусе формирования сил и средств системы коллективной безопасности от 11 октября 2000 г. <6>. В соответствии со ст. 2 Соглашения о статусе формирований сил и средств системы коллективной безопасности Организации Договора о коллективной безопасности от 10 декабря 2010 г. "формирования направляющей Стороны могут направляться на территорию принимающей Стороны в соответствии с официальным обращением последней для реализации права на коллективную оборону в случае угрозы и/или совершения вооруженного нападения (агрессии) в отношении одной или нескольких Сторон, противодействия другим вызовам и угрозам коллективной безопасности, ликвидации чрезвычайных ситуаций, а также для проведения совместных командно-штабных и войсковых учений" <7>. Выполнение поставленных задач осуществляется в форме проведения совместных общевойсковых и специальных операций, а также путем боевых действий КСБР, разрабатываемых и осуществляемых по единому плану. Эффективность применения КСБР должна обеспечиваться совместной подготовкой органов управления, сил и средств, предназначенных для действия в составе КСБР, и поддержанием высокого уровня их оперативной и боевой подготовки; организацией взаимодействия между национальными формированиями КСБР, а также организацией взаимодействия с пограничными войсками, с войсками гражданской обороны, с войсками Министерства внутренних дел, с органами безопасности и специальными службами и территориальными (местными) органами государственного управления. В соответствии с решением Совета глав государств СНГ "О противодействии международному терроризму в свете итогов Стамбульского саммита ОБСЕ" от 25 января 2000 г. <8> были поставлены задачи по выработке общих позиций и координации деятельности военных ведомств стран - участниц Содружества в вопросах предупреждения, выявления, пресечения и расследования актов терроризма и иных проявлений экстремизма. В соответствии с решением Советом глав государств - участников СНГ в 2010 г. принимается новая Программа сотрудничества государств - участников Содружества Независимых Государств в борьбе с терроризмом и иными насильственными проявлениями экстремизма, в частности, определяющая задачи военных ведомств в борьбе с терроризмом (в т. ч. отработка вопросов противодействия терроризму в ходе мероприятий, проводимых в рамках функционирования объединенной системы противовоздушной обороны <9>. Предусмотрено тесное взаимодействие Совета министров обороны стран СНГ с созданным в ноябре 2000 г. Антитеррористическим центром Содружества - постоянно действующим специализированным отраслевым органом, предназначенным для обеспечения координации взаимодействия компетентных структур в области борьбы с международным терроризмом и иными проявлениями экстремизма <10>. -------------------------------- <6> СЗ РФ. 2002. N 5. Ст. 384. <7> Соглашение от 10 декабря 2010 г. "О статусе формирований сил и средств системы коллективной безопасности Организации Договора о коллективной безопасности" // СПС "КонсультантПлюс". <8> Содружество. Информационный вестник Совета глав государств и Совета глав правительств СНГ. 2000. N 1 (34). С. 20. <9> Решение Совета глав государств СНГ от 10 декабря 2010 г. "О Программе сотрудничества государств - участников Содружества Независимых Государств в борьбе с терроризмом и иными насильственными проявлениями экстремизма на 2011 - 2013 годы" // СПС "КонсультантПлюс". <10> Решение Совета глав государств СНГ от 21 июня 2000 г. "О создании Антитеррористического центра государств - участников Содружества Независимых Государств (вместе с Положением об Антитеррористическом центре государств - участников Содружества Независимых Государств)" // Содружество. Информационный вестник Совета глав государств и Совета глав правительств СНГ. 2000. N 2 (35). С. 128 - 130.

Существенным источником финансирования международного терроризма и преступных транснациональных группировок является наркобизнес. Значительную угрозу для России и европейских государств представляет наркотрафик через афгано-таджикскую границу. По оценкам экспертов ООН, в ближайшие пятнадцать лет ожидается рост посевов опиумного мака, каждый гектар которого приносит его владельцу прибыль в 15 - 16 тысяч долларов ежегодно. С 2001 г. объем производства наркотиков в Афганистане вырос в 44 раза, несмотря на военное присутствие США и НАТО. В настоящее время в Афганистане производится более 80% мирового объема героина. Если в 2002 г. пограничные войска РФ задержали более 4881 кг наркотических веществ, в т. ч. более 2,5 тонны героина, то в 2003 г. - 6304 кг, в т. ч. около 3 тонн героина. Однако, как показывает международный опыт, пограничные и таможенные службы в состоянии выявить лишь 5 - 10% от общего объема контрабанды <11>. Причем пограничники не всегда способны эффективно противодействовать вооруженным бандам наркоторговцев и вынуждены прибегать к содействию армейских формирований <12>. -------------------------------- <11> Цыганок А. Коллективная безопасность // Русский журнал. URL: http://www. russ. ru. <12> Иванов С. Б. Вооруженные Силы России: состояние, перспективы развития и способность противостоять современным угрозам и вызовам // URL: http:// www. mil. ru/ print/ articles/ article8649.shtml.

Председателем Правительства Российской Федерации В. В. Путиным отмечается, что международный военный контингент под эгидой НАТО не решил поставленных задач, т. к. террористическая и наркоугроза, исходящая из Афганистана, не снижается <13>. Генеральный секретарь Организации Договора о коллективной безопасности Н. Бордюжа отмечает, что вооруженный контингент, находящийся в Афганистане, в борьбе с наркоугрозой не участвует, отказываясь от какого-либо сотрудничества с ОДКБ <14>. Специалист центра по подавлению восстаний майор армии США Н. Смит объясняет это следующим: "Уничтожение плантаций наркотиков создает огромную волну сопротивления. Потому что таким образом мы разрушаем привычный уклад жизни и лишаем провинции дохода. Сжечь поле мака - это значит спровоцировать местных воевать и оказывать сопротивление центральному правительству" <15>. При этом следует отметить, что США достаточно активно применяют свои вооруженные силы в борьбе с незаконным оборотом наркотиков как на собственной территории, так и на территории стран Латинской Америки. Еще в 1989 г. Конгресс США принял закон, определивший основные функции Министерства обороны в борьбе с незаконным оборотом наркотиков. В том же году было создано многофункциональное 6-е объединенное оперативное соединение (ООС) Министерства обороны США (Форт-Блисс) для оказания помощи Антинаркотическому объединению, действующему с 1986 г., с целью планирования, координирования и обеспечения проведения антинаркотических мер вдоль юго-западной границы страны. Назначение организации состоит в оказании поддержки и координировании действий органов, участвующих в антинаркотических операциях, направленных на предотвращение притока наркотиков и другой контрабанды через мексиканскую границу. Силами и средствами Министерства обороны США осуществляется обнаружение и слежение за основными каналами транспортировки наркотиков. Наиболее крупномасштабной в этом отношении является деятельность южного командования армии США, которое помогает ряду латиноамериканских стран в борьбе с наркомафией путем организации операций по уничтожению посевов коки, по захвату, выдаче и содержанию под стражей главарей наркомафии. Американские военнослужащие участвуют в антинаркотических операциях в странах Латинской Америки и некоторых странах Карибского моря, а также в регионе Южной и Юго-Восточной Азии <16>. -------------------------------- <13> Путин В. В. Россия и меняющийся мир // Московские новости. 2012. 27 февраля. <14> Наркотрафик из Афганистана в Европу не заботит НАТО. URL: http://rian. ru. <15> URL: http://www. antidrugfront. ru/news/ 00804.php. <16> См.: Белослудцев О. А., Попов И. М. Штыки против бандитов // Независимое военное обозрение. 1999. 30 сентября.

По мнению В. В. Путина, афганскую наркоугрозу можно одолеть, только опираясь на международные организации, в т. ч. ОДКБ <17>. Генеральный секретарь ОДКБ Н. Н. Бордюжа отмечает, что Организация располагает солидным арсеналом средств по противодействию международному терроризму, незаконному обороту наркотиков, оружия и другим вызовам <18>. Характер современных угроз со стороны международного терроризма и наркобизнеса вызывает необходимость дальнейшего укрепления военных структур ОДКБ, в т. ч. и российских Вооруженных Сил, о необходимости чего заявляет политическое руководство Российской Федерации <19>. В рамках ОДКБ развиваются Коллективные силы быстрого развертывания. 4 февраля 2009 г. странами - участниками Организации было принято решение о создании Коллективных сил оперативного реагирования (КСОР). КСОР задействуются в случае агрессии против стран - членов ОДКБ, а также для борьбы с организованной преступностью, наркотрафиком и в чрезвычайных ситуациях <20>. В качестве перспективного направления военного сотрудничества Председателем Правительства Российской Федерации обозначена необходимость оказания помощи Афганистану в строительстве национальных вооруженных сил, способных противостоять угрозам терроризма и наркопреступности <21>. -------------------------------- <17> Путин В. В. Россия и меняющийся мир // Московские новости. 2012. 27 февраля. <18> См.: Бордюжа Н. Н. В борьбе с терроризмом и наркотрафиком равнодушных и безучастных быть не должно // Евразийское обозрение. 2004. 24 апреля. N 11. <19> Путин В. В. Быть сильными: гарантии национальной безопасности для России // Российская газета. 2012. 20 февраля. URL: http://www. vesti. ru/doc. html. <20> Кривякина Е. У НАТО появится противовес? // Комсомольская правда. 2009. 5 февраля. <21> Бордюжа Н. Н. Указ. соч.

Оценка деятельности ОДКБ в борьбе с терроризмом была дана в Заявлении глав государств - участников ДКБ по случаю 10-летия подписания Договора о коллективной безопасности: "Государства - участники ОДКБ сыграли достойную роль в мировой антитеррористической коалиции" <22>. Эффективность этой Организации в антитеррористической борьбе и противодействии незаконному обороту наркотиков признал и Государственный департамент США в своем докладе по вопросам глобального терроризма <23>. В то же время отмечается ряд проблем в организации военного сотрудничества ОДКБ: недостаточная степень налаженности взаимодействия между национальными воинскими формированиями различных государств - участников ОДКБ; слабая разработанность правовых вопросов, связанных с формированием и обеспечением КСБР; проблемы в организации взаимодействия военных ведомств с другими органами и структурами, а также с территориальными (местными) органами и др. -------------------------------- <22> Дипломатический вестник. 2002. N 6. С. 77 - 78. <23> Цыганок А. Указ. соч.

Одной из составляющих терроризма как формы асимметричного ведения боевых действий является морской компонент. Подтверждением тому является теракт против американского эсминца "Коул" 12 октября 2000 г. в гавани Адена (Йемен). В Марокко была обезврежена ячейка "Аль-Каиды", готовившая теракты с использованием террористов-смертников на небольших быстроходных лодках с взрывчаткой на борту против американских и британских военных кораблей в Гибралтарском проливе. Террористическая организация LTTE ("Тигры освобождения Тамил Эламы"), борющаяся за независимое государство тамилов на Шри-Ланке, в состав своей военной организации включает около 3 тыс. "морских тигров" <24>. -------------------------------- <24> Петров В. Пираты XXI века. URL: http://www. russedina. ru.

Угрозой безопасности на море является также такой вид уголовного преступления международного характера как пиратство. Международно-правовые акты (Конвенция ООН по морскому праву от 10 декабря 1982 г. <25>, Конвенция о борьбе с незаконными актами, направленными против безопасности морского судоходства от 10 марта 1988 г. <26> и др.) требуют от всех государств бескомпромиссной борьбы с пиратством, ежегодный ущерб от которого мировой экономике составляет около 15 миллиардов евро. В настоящее время отмечается устойчивый количественный и качественный рост данного вида преступлений. Современные пираты имеют на вооружении не только автоматическое оружие, гранатометы, но даже переносные ракетные пусковые установки. Все это вызывает необходимость использовать вооруженные силы государств в сфере обеспечения безопасности на море. Военно-морские силы наиболее приспособлены для борьбы с морским пиратством. Они обладают способностью к длительному автономному плаванию, в состоянии вести непрерывную разведку значительных морских пространств, располагают соответствующим вооружением. Само присутствие военных кораблей как "демонстрация силы" способно обеспечивать защиту от пиратства. Так, в ноябре 1999 г. индийский корвет "Prahar" в Арабском море освободил захваченное пиратами грузовое судно "Alondra Rainbow". Это стало первым случаем, когда с применением военной силы удалось освободить захваченный пиратами корабль и задержать преступников. В 2008 г. кораблями ВМС США ракетным крейсером "Кейп Сент-Джордж" и ракетным эсминцем "Гонсалес" у берегов Сомали было уничтожено пиратское судно и задержано 12 пиратов <27>. С российской стороны для обеспечения безопасности судоходства в данном морском районе привлекался сторожевик "Неустрашимый". Предполагается и дальнейшее участие ВМФ России в подобных акциях. Командованием ВМФ России отмечается, что российские корабли не будут принимать участия в международных операциях, а будут решать эту задачу самостоятельно <28>. -------------------------------- <25> СЗ РФ. 1997. N 48. Ст. 5493. <26> СЗ РФ. 2001. N 48. Ст. 4469. <27> URL: http://transbez. com/info/ sail/ piratefight. html. <28> URL: http://www. mk. ru/blogs/ MK/ 2008/ 09/ 23/ srochno/ 372353.

Необходимость активизации использования военно-морских сил в борьбе с пиратством находит отражение в принимаемых в последние годы международных документах. В Заявлении регионального форума АСЕАН о сотрудничестве в борьбе с пиратством и другими угрозами безопасности на море, принятом в июне 2003 г., отмечается необходимость сопровождения супертанкеров судами береговой охраны или военно-морскими судами в открытом море <29>. В базовой концепции, представленной рядом государств в Совет Безопасности ООН, говорится о необходимости предоставления боевым кораблям заинтересованных государств права входить в территориальные воды Сомали для сдерживания, предотвращения и подавления актов пиратства и использовать для этих целей все необходимые средства <30>. В октябре 2008 г. в Пусане (Южная Корея) прошел 11-й военно-морской форум, в работе которого приняли участие командующие военными флотами 23 государств Азиатско-Тихоокеанского региона (АТР), в т. ч. России. В принятом обращении к правительствам стран АТР указывается необходимость предпринять практические шаги к тому, чтобы военные корабли приступили к совместному морскому патрулированию для борьбы с пиратством, в частности создать международные военно-морские силы <31>. По мнению директора Международного морского бюро, военно-морские силы различных стран должны действовать более активно и жестко в отношении пиратов <32>. Использование военно-морских сил государств в борьбе в пиратством дает определенные положительные результаты. Так, в первом квартале 2008 г. в Малаккском проливе было зафиксировано всего четыре нападения на суда, по сравнению с девятью в первом квартале 2007 г. и девятнадцатью в первом квартале 2006 г. <33>. -------------------------------- <29> Заявление Регионального форума АСЕАН от 17 - 19 июня 2003 г. "О сотрудничестве в борьбе с пиратством и другими угрозами безопасности на море" // Дипломатический вестник. 2003. N 7. С. 44 - 46. <30> URL: http://www. un. org/ russian/ news. <31> URL: http:// grani. ru/ Politics/ Russia/ m.142528.php. <32> URL: http://neotown. ru/ inworld/ 567vmcfranciizahvat ilipodozrevaemyhpiratov. html. <33> URL: http:// www. rian. ru/ analytics/ 2008/ 04/ 21/ 105559178.php.

Таким образом, в современных условиях существует необходимость активного использования вооруженных сил в борьбе с отдельными видами уголовных преступлений международного характера. При этом требуют дальнейшего совершенствования правовые и организационные основы международного сотрудничества в данной сфере, в т. ч. вопросы взаимодействия военных ведомств заинтересованных государств на основе норм международного и национального права. В частности, в современном российском законодательстве отсутствуют нормы, регламентирующие вопросы участия вооруженных сил в борьбе с незаконным оборотом наркотиков.

Название документа