Некоторые особенности правового статуса спортивных федераций во Франции

(Соловьев А. А.) ("Спорт: экономика, право, управление", 2012, N 1) Текст документа

НЕКОТОРЫЕ ОСОБЕННОСТИ ПРАВОВОГО СТАТУСА СПОРТИВНЫХ ФЕДЕРАЦИЙ ВО ФРАНЦИИ <*>

А. А. СОЛОВЬЕВ

Соловьев Андрей Александрович, судья, председатель судебного состава Арбитражного суда Московской области, кандидат юридических наук, член Комиссии по спортивному праву Ассоциации юристов России, член Центрального совета Национального объединения спортивных юристов, мастер спорта России.

Статья посвящена зарубежному опыту правового регулирования в области спорта. Автором исследуется правовой статус спортивных федераций и спортивных обществ во Франции, полномочия и обязанности государственных спортивных чиновников.

Ключевые слова: спортивное право, правовое регулирование, законодательство Франции, министр по делам спорта.

The paper is devoted to the foreign experience of legal regulations in the field of sports. The author examines the legal status of sports federations and sports association in France, the powers and duties of State sports officials.

Key words: sports law, legal regulation, legislation in France, Minister of sports.

В контексте продолжающейся в нашей стране реформы спортивного законодательства особое звучание получает зарубежный опыт правового регулирования в этой сфере. При этом одним из наиболее интересных нам представляется опыт правового регулирования спортивных объединений. В настоящей статье считаем необходимым остановиться на кратком описании правового положения спортивных федераций во Франции - стране с весьма развитой системой спортивно-правовой регламентации. Правовой статус спортивных федераций во Франции установлен главой I "Спортивные федерации" (ст. L131-1 - L131-21) части III "Спортивные федерации и профессиональные спортивные лиги" книги I "Организация физкультурной и спортивной деятельности" Законодательной части Спортивного кодекса Франции (далее также - Кодекс), а также главой I "Спортивные федерации" (ст. R131-1 - R131-36) части III "Спортивные федерации и профессиональные спортивные лиги" Регламентарной части - Декреты этого же Кодекса <1>. -------------------------------- <1> Подробнее см.: Спортивный кодекс Франции. Законодательная часть: Пер. с франц. и вступит. статья А. А. Соловьева / Комис. по спорт. праву Ас. юристов России. М., 2009; Спортивный кодекс Франции. Регламентарная часть - Декреты. Кн. I и II: Пер. с франц. и вступит. статья А. А. Соловьева / Комис. по спорт. праву Ас. юристов России. М., 2010.

Согласно ст. L131-1 и L131-2 Кодекса спортивные федерации имеют целью организацию занятий одним или несколькими видами спортивных дисциплин. Они осуществляют свою деятельность совершенно самостоятельно. Спортивные федерации создаются в форме ассоциаций в соответствии с Законом от 1 июля 1901 г. об ассоциациях или, если они расположены в районах Нижнего Рейна, Верхнего Рейна и Мозеля, в соответствии с местным Гражданским кодексом. При этом школьные и университетские федерации и союзы подчиняются положениям настоящего Кодекса и книгам V и VIII Кодекса об образовании. Статья L131-3 определяет, что спортивные федерации включают в себя спортивные ассоциации и могут объединять в качестве членов на условиях, предусмотренных их уставами: 1) физических лиц, которым они непосредственно выдают лицензии; 2) коммерческие организации, целью которых является занятие одним или несколькими видами спортивных дисциплин, относящихся к ведению соответствующей спортивной федерации, и которым они разрешают выдавать лицензии; 3) организации, которые, не имея в качестве цели занятие одним или несколькими видами спортивных дисциплин, относящихся к ведению соответствующей спортивной федерации, способствуют развитию одной или нескольких из них; 4) спортивные общества. Важно отметить, что организации, указанные в п. 2 и 3 вышеуказанной ст. L131-3, избирают своих представителей в органы управления спортивной федерации согласно условиям, предусмотренным ее уставом, и с соблюдением следующих ограничений: 1) число представителей организаций, указанных в п. 2 ст. L131-3, должно быть не более 20% от общего числа членов руководящих органов федерации; 2) число представителей организаций, указанных в п. 3 ст. L131-3, должно быть не более 10% от общего числа членов руководящих органов федерации (ст. L131-5). За исключением школьных и университетских спортивных федераций, спортивными федерациями руководит один или несколько органов управления, избранных членами федерации. Спортивная лицензия выдается спортивной федерацией или от ее имени. Она предоставляет право на участие в спортивной деятельности, которая относится к ведению данной федерации, согласно условиям, зафиксированным в уставе. Уставы спортивных федераций могут предусматривать, что члены входящих в них ассоциаций должны обладать спортивной лицензией. Для того чтобы сделать более благоприятным доступ ко всем видам спортивной деятельности, спортивные федерации, молодежные ассоциации и ассоциации народного образования, признанные Министром по делам молодежи, могут устанавливать адаптированные правила занятия спортом, не подвергающие опасности участников. Глава I "Спортивные федерации" части III "Спортивные федерации и профессиональные спортивные лиги" Регламентарной части - Декреты Спортивного кодекса Франции дополняет вышеуказанные положения. Так, согласно ст. R131-1 и R131-2 Кодекса спортивные федерации находятся в ведении Министра по делам спорта, за исключением школьных и университетских спортивных федераций и союзов, которые находятся в ведении Министра национального образования. Вместе с тем Министр по делам спорта принимает участие в определении целей деятельности этих федераций и способов их достижения. Министры по делам спорта и национального образования в рамках своей компетенции контролируют соблюдение спортивными федерациями действующих законов и регламентов. Споры, связанные с обжалованием в судебном порядке решений, принятых спортивными федерациями при исполнении полномочий, делегированных им органами государственной власти, подлежат рассмотрению в административном суде по месту нахождения (месту жительства) истца на дату принятия оспариваемого решения. Статьи L131-8 - L131-13 Спортивного кодекса Франции определяют особенности статуса так называемых признанных спортивных федераций. Установлено, что Министр по делам спорта может признать федерации, которые с целью участия в выполнении общественно-полезных функций приняли уставы, включающие некоторые обязательные положения, и дисциплинарный регламент в соответствии с типовым регламентом. Обязательные положения уставов и типовой дисциплинарный регламент определяются декретом Государственного Совета, принятого после уведомления Французского национального олимпийского и спортивного комитета. Признанные спортивные федерации принимают участие в выполнении общественно-полезных функций, касающихся развития и демократизации физкультурной и спортивной деятельности. Они не могут полностью или частично передавать порученные им общественно полезные функции, кроме как в пользу профессиональных лиг, созданных в соответствии со ст. L132-1. Признанные федерации могут пользоваться гражданскими правами, в т. ч. в случае нарушений, наносящих прямой или косвенный ущерб коллективным интересам лиц, обладающих их лицензией, и их спортивных ассоциаций. Признанные федерации вправе поручить своим национальным, региональным органам, а также органам, действующим в департаментах, часть функций в соответствии с обязательными положениями, предусмотренными во втором абзаце ст. L131-8. Они контролируют исполнение этой функции и имеют прямой доступ к документам, относящимся к управлению и бюджету этих органов. Представители государства или государственные служащие, оплачиваемые государством, могут выполнять функцию спортивных технических консультантов в признанных федерациях согласно условиям, определенным декретом Государственного Совета. Признанные федерации могут заключить любой совместный договор относительно операций по покупке или продаже товаров или услуг в пользу входящих в их состав ассоциаций с согласия последних. Договоры, указанные в первом абзаце, не могут быть заключены без соблюдения норм законодательства о конкуренции. Срок их действия ограничен четырьмя годами. Статьи R131-3 - R131-12 определяют порядок аккредитации спортивной федерации в качестве признанной. Прежде всего, ст. R131-3 устанавливается, что спортивные федерации, которые ходатайствуют о выдаче документа о признании, предусмотренного в ст. L131-8, должны: 1) принять уставы, включающие положения, которые гарантируют их демократическое функционирование, прозрачность управления ими и равный доступ женщин и мужчин к выполнению руководящих функций, а также включающие обязательные типовые положения; 2) принять дисциплинарный регламент, соответствующий типовому дисциплинарному регламенту. В случае если заявление от заинтересованного лица поступило ранее даты вступления в силу дисциплинарного регламента, соответствующего типовому дисциплинарному регламенту, дисциплинарные процедуры проводятся федерациями на основании ранее действующих положений; 3) принять отдельный дисциплинарный регламент по вопросу о борьбе с употреблением допинга, соответствующий положениям ст. L232-21; 4) представить доказательства своего существования в течение не менее трех лет; 5) представить доказательства наличия управленческой структуры и технического персонала, необходимых для эффективного развития практикуемых спортивных дисциплин. В случае, когда спортивная федерация не отвечает требованию п. 4 ст. R131-3 настоящего Кодекса, допускается признание независимо от срока существования: 1) федерации, созданной в результате преобразования специализированной комиссии, образованной Французским национальным олимпийским и спортивным комитетом; 2) федерации, созданной в результате преобразования существующей признанной федерации; 3) федерации, образованной в результате слияния ранее признанных федераций. К ходатайству о признании спортивной федерации прилагаются следующие документы: 1) экземпляры устава, внутреннего регламента, дисциплинарного регламента и отдельного дисциплинарного регламента по вопросу о борьбе с употреблением допинга; 2) протоколы трех последних заседаний общего собрания членов федерации; 3) отчеты о финансово-хозяйственной деятельности ассоциации за три последних финансовых года и документ о бюджете текущего финансового года. Федерации, указанные в ст. R131-4, представляют документы, указанные в п. 2 и 3 настоящей статьи, за период их существования. Постановление Министра по делам спорта о признании спортивной федерации подлежит опубликованию в газете "Journal officiel de la Republique Francaise". Решение Министра по делам спорта об отказе в признании должно быть мотивировано и официально доведено до сведения соответствующей спортивной федерации. Отсутствие ответа Министра по делам спорта на ходатайство о признании в течение более четырех месяцев автоматически означает принятие им решения об отклонении ходатайства. Данное решение должно быть мотивировано по запросу заявителя в порядке, установленном ст. 5 Закона N 79-587 от 11 июля 1979 г. о мотивировании административных актов и улучшении взаимоотношений между органами государственной власти и общественностью. Министр по делам спорта немедленно уведомляется о любых изменениях устава, внутреннего регламента, дисциплинарного регламента, особого дисциплинарного регламента по вопросу о борьбе с употреблением допинга или финансового регламента, внесенных после получения спортивной федерацией постановления о признании, с приложением протокола заседания общего собрания членов федерации, которым эти изменения утверждены. Если изменения противоречат требованиям, предъявляемым для признания федерации, Министр по делам спорта выносит мотивированное решение о внесении необходимых поправок. Спортивная федерация может быть лишена признания, если она прекращает соответствовать условиям, необходимым для его получения, а именно в случае: 1) внесения изменений в устав, дисциплинарный регламент или особый дисциплинарный регламент по вопросу о борьбе с употреблением допинга, противоречащих требованиям законов и иных нормативных правовых актов; 2) существенного нарушения федерацией положений своего устава, а также общественного порядка и правил общественной нравственности; 3) несоблюдения правил гигиены или безопасности; 4) нарушения положений ст. L212-1 и L212-2 настоящего Кодекса в части требований к квалификации лиц, осуществляющих спортивную подготовку, организующих, стимулирующих физкультурную или спортивную деятельность или руководящих ею; 5) наличия обстоятельств, продиктованных требованиями общественной пользы, связанными со стимулированием и развитием физкультурной и спортивной деятельности. Лишение спортивной федерации признания производится на основании мотивированного постановления Министра по делам спорта. Это постановление подлежит опубликованию в газете "Journal officiel de la Republique Francaise". Признанная спортивная федерация предварительно информируется о причинах, по которым она лишается признания, чтобы иметь возможность представить свои пояснения. Спортивные федерации, выполняющие общественно полезные функции, должны выполнить условия, установленные в ст. R131-3, и принять уставы, включающие типовые положения. В статьях R131-13 - R131-15 Спортивного кодекса Франции определены полномочия признанных спортивных федераций. Так, признанные спортивные федерации могут присваивать следующие звания: 1) "национальный чемпион" или "чемпион федерации", за которым следует название спортивной федерации и название спортивной дисциплины; 2) "региональный чемпион", за которым следует название федерации, дисциплины и региона; 3) "чемпион департамента", за которым следует название федерации, дисциплины и департамента. Порядок расположения названий определяется федерацией. Данные спортивные звания должны указываться в документах или в рекламе спортивных федераций, которые их присваивают, только полностью. Наименование этих званий не должно быть изменено либо искажено. Название федерации должно быть напечатано тем же шрифтом, что и наименование присвоенного звания. Перед началом организации соревнований спортивные федерации, не имеющие полномочий на присвоение спортивных званий, информируют спортивную федерацию, уполномоченную по этой спортивной дисциплине, о намерении присуждать по итогам этих соревнований соответствующие спортивные звания и указывают их точные наименования. Представляет также интерес особый статус уполномоченных спортивных федераций, установленный ст. L131-14 - L131-21 Законодательной части и ст. R131-25 - R131-36 Регламентарной части - Декреты Спортивного кодекса Франции. Суть этих особенностей в следующем. В каждой спортивной дисциплине только одна признанная федерация получает полномочия Министра по делам спорта на определенный срок. Декрет Государственного Совета определяет условия предоставления и прекращения полномочий после уведомления Французского национального олимпийского и спортивного комитета (ст. L131-14). Уполномоченные спортивные федерации: 1) организуют спортивные соревнования, по результатам которых присваиваются международные, национальные, региональные звания или звания департаментов; 2) проводят соответствующий отбор; 3) предлагают кандидатуры для внесения в списки спортсменов, тренеров, арбитров и судей спорта высших достижений, в списки спортсменов национальных надежд и в списки партнеров по подготовке. Уполномоченные спортивные федерации утверждают: 1) технические правила по их дисциплине; 2) регламенты, касающиеся организации любого мероприятия, проводимого лицами, обладающими выданными такими федерациями лицензиями. За исключением спортивных федераций, признанных до 16 июля 1992 г., только уполномоченные спортивные федерации могут использовать название "французская федерация" или "национальная федерация", а также присуждать звание "команда Франции" и "чемпион Франции", за которым следует наименование одной или нескольких спортивных дисциплин, и использовать его в своих уставах, договорах, документах или рекламных материалах (ст. L131-17). Незаконное использование президентом, административным директором или руководителем любого юридического лица названий "французская федерация" или "национальная федерация" наказывается достаточно строго - денежным штрафом в 7500 евро. Организация при отсутствии полномочий, предусмотренных в ст. L131-14, соревнований, в результате которых присуждается международное, национальное, региональное или департаментское звание чемпиона или звание, способное создать смешение с одним из этих званий в нарушение условий ст. L131-17, наказывается денежным штрафом в 7500 евро. Тем не менее признанные спортивные федерации могут присуждать звания чемпиона федерации, а также национального, регионального или департаментского чемпиона, если после этих званий следует название федерации. Список званий, о которых идет речь в настоящем абзаце, установлен в декрете Государственного Совета. Если в какой-либо спортивной дисциплине ни одна спортивная федерация не получила необходимых полномочий от Министра по делам спорта, эти полномочия могут осуществляться определенный период времени и с разрешения Министра по делам спорта специализированной комиссией, созданной Французским национальным олимпийским и спортивным комитетом. Когда Министр по делам спорта передает в административный суд акты, принятые в соответствии с полномочиями, указанными в ст. L131-14, которые он считает противоречащими закону, он может также дополнить свое обращение ходатайством о приостановлении их действия. Данное ходатайство удовлетворяется, если в процессе рассмотрения дела представлены доказательства, ставящие под серьезное сомнение законность оспариваемых актов. Постановление по этому ходатайству выносится в течение месяца. Полномочия, предусмотренные ст. L131-14 Кодекса, предоставляются федерации, созданной в целях реализации спортивной деятельности по одному или нескольким смежным видам спорта (спортивным дисциплинам). Постановление Министра по делам спорта, предоставляющее соответствующие полномочия, принимается после уведомления Французского национального олимпийского и спортивного комитета и подлежит опубликованию в газете "Journal officiel de la Republique Francaise". В соответствии со ст. R131-26 Кодекса для получения полномочий внутренний регламент спортивной федерации должен предусматривать: 1) публикацию до начала спортивного сезона официального календарного плана соревнований, которые она организовывает или санкционирует, с учетом времени, необходимого для восстановления спортсменов в целях охраны их здоровья; 2) организацию специального медицинского наблюдения для ее членов, внесенных в список спортсменов высших достижений, а также кандидатов для внесения в указанный список. Кроме того, в силу ст. R131-27 Кодекса для получения полномочий федерация, которая создала профессиональную спортивную лигу, должна принять особый регламент к своему уставу, который определяет полномочия и состав лиги, а также правила и условия приема в нее членов. Этот регламент должен предусматривать избрание большинства членов лиги прямым голосованием непосредственно спортивными ассоциациями, являющимися членами федерации, и профессиональными спортсменами. Полномочия предоставляются на период до 31 декабря года, в котором проходят летние Олимпийские игры. В случае, когда речь идет о спортивных дисциплинах, входящих в программу зимних Олимпийских игр, или о спортивных дисциплинах, которые не входят в программу Олимпийских игр, но практикуются главным образом в зимнее время года, срок полномочий определяется по отношению к дате зимних Олимпийских игр. По завершении периода, указанного в первом и втором абзацах настоящей статьи, документ о наделении полномочиями прекращает свое действие. Ходатайства о наделении полномочиями или об их продлении должны быть поданы не позднее 30 сентября года, в котором проходят Олимпийские игры (летние или зимние, в зависимости от вида спортивной дисциплины). Министр по делам спорта может отказать в предоставлении полномочий спортивной федерации по одной из следующих причин: 1) несоблюдение условий, установленных ст. R131-26 и R131-27 Кодекса; 2) несоблюдение общественных интересов, направленных на стимулирование и развитие физкультурной и спортивной деятельности; 3) нарушение установленного порядка наделения спортивной федерации полномочиями. Полномочия прекращаются также и в случае лишения спортивной федерации признания. Прекращение полномочий производится на основании Постановления Министра по делам спорта, выписка из которого подлежит опубликованию в газете "Journal officiel de la Republique Francaise". Министр по делам спорта также вправе прекратить полномочия спортивной федерации после уведомления Французского национального олимпийского и спортивного комитета по одной из следующих причин: 1) когда уполномоченная спортивная федерация не соблюдает условия, указанные в ст. R131-26 и R131-27 Кодекса; 2) в случае несоблюдения уполномоченной спортивной федерацией положений Кодекса, устанавливающих порядок освещения спортивных мероприятий; 3) за нарушение общественного порядка и правил общественной нравственности; 4) при наличии обстоятельств, продиктованных требованиями общественной пользы, направленных на стимулирование и развитие физкультурной и спортивной деятельности. Уполномоченная спортивная федерация предварительно информируется о причинах, по которым прекращаются ее полномочия, чтобы иметь возможность представить свои пояснения. Прекращение полномочий спортивной федерации производится на основании мотивированного постановления Министра по делам спорта, выписка из которого подлежит опубликованию в газете "Journal officiel de la Republique Francaise". Кодексом также определена компетенция уполномоченных спортивных федераций. Технические правила, разрабатываемые и утверждаемые уполномоченными спортивными федерациями, включают в себя: 1) правила проведения соревнований, применяемые в соответствующей спортивной дисциплине; 2) правила установления национальной, региональной, департаментской или иной классификации (рейтинга) спортсменов и спортивных команд; 3) правила организации и проведения спортивных соревнований и мероприятий; 4) правила доступа спортсменов или спортивных команд к участию в этих спортивных соревнованиях и мероприятиях. Помимо технических правил, уполномоченные спортивные федерации: 1) устанавливают правила, применяемые к спортивным объектам, необходимые для проведения спортивных соревнований, которые они организовывают или санкционируют, т. е. к спортивной площадке, к спортивному оборудованию (как расположенному на ней, так и находящемуся вне пространства для игры), а также требования, способствующие проведению этих соревнований, в условиях соблюдения правил гигиены, безопасности и справедливости; 2) контролируют и утверждают соответствие государственному регламенту технических характеристик спортивных объектов и оборудования, необходимых для проведения спортивных соревнований. При этом они не могут предъявлять к спортивным объектам и оборудованию требования, обусловленные лишь коммерческими интересами, такие, как установление количества мест для зрителей или определение вида устройств и установок, необходимых для осуществления аудиовизуальной трансляции соревнований. Правила, предъявляемые к спортивным объектам и оборудованию, не могут обязывать производить выбор продукции определенной марки. Кроме того, данные правила должны: 1) быть необходимы для выполнения полномочий, которые федерация получила от Министра по делам спорта, или для применения, при обязательном соблюдении норм французского права, регламентов международной федерации, к которой она принадлежит; 2) быть соразмерными требованиям к занятию регулируемыми видами спортивной деятельности; 3) предусматривать разумные сроки для приведения в соответствие с ними имеющихся спортивных объектов и оборудования, с учетом объемов необходимых для этого работ. Указанные правила подлежат опубликованию в бюллетене соответствующей спортивной федерации. Решения уполномоченных спортивных федераций после уведомления Французского национального олимпийского и спортивного комитета подлежат опубликованию в одном из бюллетеней, входящих в список, утвержденный Министром по делам спорта. Общее собрание членов каждой заинтересованной федерации может вынести решение о том, чтобы эта публикация была осуществлена в электронном виде, в порядке, установленном Постановлением Министра по делам спорта.

Название документа