Правовые аспекты создания ЕЭС

(Горшков Г.)

("ЭЖ-Юрист", 2014, N 21)

Текст документа

ПРАВОВЫЕ АСПЕКТЫ СОЗДАНИЯ ЕЭС

Г. ГОРШКОВ

Герман Горшков, юрист, г. Самара.

Одним из направлений продвижения экономических интересов Российской Федерации за рубежом является раскрытие потенциала экономической и правовой международной интеграции. В частности, в 2014 году планируется подписание договора о Евразийском экономическом союзе (ЕЭС). Проанализируем развитие сотрудничества на евразийском пространстве. Расскажем, какие основные юридические принципы планируется включить в подготавливаемый договор о Евразийском экономическом союзе.

Нормативно-правовое регулирование

Приоритетные задачи развития правовой и экономической интеграции определены Президентом РФ В. Путиным, Президентом Республики Беларусь А. Лукашенко и Президентом Республики Казахстан Н. Назарбаевым в Декларации о Евразийской экономической интеграции 18 ноября 2011 года.

В данной Декларации указано, что основным содержанием дальнейшей интеграции будет полная реализация потенциала Таможенного союза (ТС) и Единого экономического пространства (ЕЭП), совершенствование и дальнейшее развитие договорно-правовой базы, институтов и практического взаимодействия по следующим основным направлениям:

- обеспечение эффективного функционирования общего рынка товаров, услуг, капитала и трудовых ресурсов;

- формирование согласованной промышленной, транспортной, энергетической и аграрной политики, углубление производственной кооперации, включая возможное создание совместных транснациональных корпораций;

- дальнейшее сближение, гармонизация национальных законодательств, а также их унификация в сферах, определенных соглашениями, составляющими договорно-правовую базу Единого экономического пространства;

- разработка и осуществление согласованной экономической политики, переход к согласованию параметров основных макроэкономических показателей государств-членов, углубление сотрудничества в валютной сфере (в соответствии со ст. 1 Соглашения о согласованной макроэкономической политике от 09.12.2010, подписанного государствами ТС и ЕЭП, основной целью выработки и реализации согласованной макроэкономической политики является достижение сбалансированного развития экономик государств - участников ЕЭП. При этом государства - участники ЕЭП сохраняют полную самостоятельность при формировании и реализации бюджетно-налоговой политики, денежно-кредитной и курсовой политики);

- углубление сотрудничества в целях обеспечения экономической безопасности во всех ее аспектах;

- сотрудничество в вопросах миграционной политики;

- обеспечение совместимости стандартов образования;

- всемерное развитие сотрудничества в сфере культуры, связей по линии парламентов и деловых сообществ, контактов между людьми;

- дальнейшее развитие межрегионального и приграничного сотрудничества, формирование эффективных структур межрегионального взаимодействия;

- совершенствование и развитие наднациональных институтов;

- развитие сотрудничества в сфере внешней политики по вопросам, представляющим взаимный интерес.

ЕЭП основывается на принципах соблюдения общепризнанных норм международного права, включая уважение суверенитета и равенства государств, утверждения основополагающих прав и свобод человека, правового государства и рыночной экономики.

В своем практическом сотрудничестве государства ЕЭП руководствуются нормами и правилами Всемирной торговой организации (ВТО) и подтверждают важность присоединения всех трех государств к ней.

Международные договоры, формирующие ЕЭП

Решением Высшего евразийского экономического совета с 1 января 2012 года введены в действие 17 базовых международных договоров, формирующих ЕЭП:

1. Соглашение о единых принципах и правилах конкуренции (определяет общие подходы к антимонопольному регулированию, вводит конкретные нормы, ограничивающие возможность государственного вмешательства в хозяйственную деятельность).

2. Соглашение о единых правилах государственной поддержки сельского хозяйства (устанавливает правила предоставления государственной поддержки производителям сельскохозяйственной продукции; предельный уровень поддержки не может превышать 10% валовой стоимости сельскохозяйственной продукции).

3. Соглашение о единых правилах предоставления промышленных субсидий (устанавливает единые правила предоставления субсидий в отношении промышленных товаров).

4. Соглашение о регулировании доступа к услугам железнодорожного транспорта, включая основы тарифной политики (устанавливает принципы доступа перевозчиков стран ТС к услугам инфраструктуры, в том числе принципы равенства требований к перевозчикам и единой тарифной политике. Исключительные тарифы на услуги железнодорожного транспорта как мера субсидирования конкретного товаропроизводителя могут применяться только в случае невозможности осуществления поддержки в иной форме).

5. Соглашение о торговле услугами и инвестициях в государствах - участниках ЕЭП (предоставляет национальный режим и режим наибольшего благоприятствования во взаимной торговле услугами при условии сохранения отдельных изъятий).

6. Соглашение о единых принципах регулирования в сфере охраны и защиты интеллектуальной собственности (предусматривает введение в странах ЕЭП национального режима в сфере охраны прав интеллектуальной собственности, создание единой международно-договорной базы, в основу которой был взят перечень международных соглашений в сфере интеллектуальной собственности, участницей которых является Россия).

7. Соглашение о единых принципах и правилах технического регулирования в Республике Беларусь, Республике Казахстан и Российской Федерации (предусматривает проведение согласованной политики по обеспечению обращения продукции, соответствующей техническим регламентам ТС. Единая политика обеспечивается, в частности, Единым перечнем продукции, к которой применяются технические требования. При этом не допускается установление в национальном законодательстве государств - членов ЕЭП обязательных требований в отношении продукции, не включенной в Единый перечень).

8. Соглашение о государственных (муниципальных) закупках (устанавливает национальный режим и режим наибольшего благоприятствования для поставщиков стран ТС при государственных и муниципальных закупках, а также принципы транспарентной организации и проведения закупок).

9. Соглашение о правовом статусе трудящихся-мигрантов и членов их семей (предусматривает снятие ограничений в части допуска граждан на рынок труда стран - участников ЕЭП, отмену квотирования, отмену обязательных разрешений на работу трудовым мигрантам, более либеральный порядок миграционного учета).

10. Соглашение о сотрудничестве по противодействию нелегальной трудовой миграции из третьих государств (определяет общие направления противодействия нелегальной трудовой миграции).

11. Соглашение о согласованной макроэкономической политике (предусматривает введение странами - участниками ЕЭП с 1 января 2013 года количественных макроэкономических параметров, в том числе предельных значений годового дефицита государственного бюджета, государственного долга и уровня инфляции).

12. Соглашение о согласованных принципах валютной политики (является "дорожной картой", определяющей направления дальнейшей гармонизации валютного законодательства. Например, предусматривает постепенное устранение ограничений в отношении валютных операций и открытия или ведения счетов в банках государств ЕЭП, унификацию порядка ввоза и вывоза наличных денежных средств в рамках ЕЭП, гармонизацию требований по репатриации валютной выручки).

13. Соглашение о создании условий на финансовых рынках для обеспечения свободного движения капитала (предусматривает организацию обмена информацией между уполномоченными органами сторон в банковской сфере, на валютном рынке, на рынке ценных бумаг и в сфере страхования).

14. Соглашение о единых принципах и правилах регулирования деятельности субъектов естественных монополий (определяет общие правовые подходы к регулированию деятельности субъектов естественных монополий с целью создания правовых основ для формирования единых принципов и общих правил регулирования деятельности естественных монополий).

15. Соглашение об обеспечении доступа к услугам естественных монополий в сфере электроэнергетики, включая основы ценообразования и тарифной политики (предусматривает принцип обеспечения доступа к энергосистемам сопредельных стран - участников ЕЭП. Доступ предоставляется в пределах технических возможностей при условии обеспечения приоритета передачи энергии для удовлетворения внутренних потребностей стран. Также формулирует другие принципы межгосударственной передачи электрической энергии между странами - участниками ЕЭП, включая основы ценообразования и тарифной политики).

16. Соглашение о правилах доступа к услугам субъектов естественных монополий в сфере транспортировки газа по газотранспортным системам, включая основы ценообразования и тарифной политики (предусматривает принцип взаимного обеспечения доступа к газотранспортным системам стран - участников ЕЭП после выполнения комплекса мер, в том числе после перехода на равнодоходные цены на газ. Доступ к газотранспортным системам предоставляется в пределах технических возможностей, с учетом согласованного сторонами индикативного баланса и на основании заключенных хозяйствующими субъектами гражданских договоров. Условия доступа, включая тарифы на транспортировку газа, для хозяйствующих субъектов сторон будут равными по сравнению с хозяйствующими субъектами, не являющимися собственниками газотранспортной системы).

17. Соглашение о порядке организации, управления, функционирования и развития общих рынков нефти и нефтепродуктов Республики Беларусь, Республики Казахстан и Российской Федерации (предусматривает неприменение государствами - членами ЕЭП во взаимной торговле количественных ограничений и вывозных таможенных пошлин в отношении нефти и нефтепродуктов. При этом порядок уплаты таможенных пошлин на нефть и нефтепродукты при вывозе с единой таможенной территории ТС определяется отдельными двусторонними соглашениями стран-участников. Соглашение также определяет условия доступа к услугам по транспортировке нефти, предусматривает унификацию норм и стандартов на нефть, информационный обмен сведениями о добыче, импорте, экспорте и внутреннем потреблении нефти).

Правовое обоснование создания ЕЭС

Создание Евразийского экономического союза (ЕЭС) предполагает формирование законодательной базы качественно иного уровня.

В настоящее время договорно-правовую базу ТС и ЕЭП составляют более 100 международных договоров, подписанных в период с 1995 года и по настоящее время. В целях ее систематизации главы трех государств поручили провести кодификацию международных договоров, составляющих нормативно-правовую базу ТС и ЕЭП, и подготовить договор о ЕЭС.

Кодификация придаст комплексный, системный характер всем существующим между странами соглашениям в области макроэкономики и финансов, торговли и инвестиций, транспорта и энергетики, промышленности и агропромышленного комплекса.

Создание ЕЭС будет осуществляться в соответствии с Договором о ЕЭС. С 1 января 2015 года планируется вступление его в силу. Основу Договора о ЕЭС составляет договорно-правовая база ТС и ЕЭП.

В связи с образованием ЕЭС кодификации подлежат соглашения, регулирующие вопросы функционирования ТС (например, внутренний рынок товаров, таможенное регулирование, торговая политика в отношении третьих государств (режим свободной торговли, система тарифных преференций, таможенно-тарифное и нетарифное регулирование, меры защиты внутреннего рынка), обеспечение безопасности продукции, санитарные, ветеринарно-санитарные и др.), и соглашения ЕЭП (вопросы промышленных и сельскохозяйственных субсидий, госзакупок, конкуренции, макроэкономики, финансовых рынков, валютной политики, миграции, интеллектуальной собственности, услуг и инвестиций, технического регулирования, естественных монополий, железнодорожного транспорта, нефти, газа, электроэнергетики). Важно, что источником формирования текста Договора о ЕЭС является договорно-правовая база ЕЭС в той части, в которой она не противоречит договоренностям ТС и ЕЭП.

Наряду с кодификацией действующих норм ТС и ЕЭП, в Договоре о ЕЭС предусматривается также их юридическое совершенствование путем устранения юридических пробелов и внутренних противоречий, максимального сокращения изъятий, действующих в правовых нормах ТС и ЕЭП. В Договор о ЕЭС включаются новые правовые нормы (новые направления сотрудничества), расширяющие и углубляющие степень интеграции государств - членов ЕЭС.

Одним из принципиальных отличий Договора о ЕЭС является проведение в ключевых сферах экономических и юридических отношений согласованной политики. Эти направления также включены в названный Договор.

Углубление интеграции и развитие сотрудничества в различных областях между Российской Федерацией, Республикой Беларусь и Республикой Казахстан основано на глубоких исторических и духовных связях между нашими народами, отвечает национальным интересам наших государств, способствует решению стоящих перед нами общих задач по повышению жизненного уровня граждан, стабильному социально-экономическому развитию, многосторонней модернизации и усилению национальной конкурентоспособности в рамках мировой экономики.

Название документа