Особенности и регламентация международной торговли финансовыми услугами
(Соколова О. В., Кузьменко М. Г.)
("Российский внешнеэкономический вестник", 2012, N 3)
Текст документа
ОСОБЕННОСТИ И РЕГЛАМЕНТАЦИЯ МЕЖДУНАРОДНОЙ ТОРГОВЛИ
ФИНАНСОВЫМИ УСЛУГАМИ
О. В. СОКОЛОВА, М. Г. КУЗЬМЕНКО
Роль финансовых услуг в экономическом развитии любой страны и мира в целом, в частности в развитии мировой торговли, невозможно переоценить. Являясь сектором услуг, обеспечивающих осуществление международной торговли, финансовая услуга сама является предметом международной торговли.
Среди множества соглашений, договоренностей, решений, протоколов и деклараций, подписанных в рамках Всемирной торговой организации (ВТО), отсутствуют документы, регулирующие в целом валютно-кредитное сотрудничество на мировом рынке. Однако существует ряд документов ВТО, имеющих непосредственное отношение к данной сфере. Основным таким документом является Генеральное соглашение о торговле услугами (ГАТС).
ГАТС содержит ряд положений об общих и специфических обязательствах членов ВТО, относящихся к сфере услуг, включая финансовые услуги. Общие обязательства (предоставление поставщикам услуг членов ВТО режима наибольшего благоприятствования, транспарентность законодательства и др.) являются обязательными для выполнения всеми членами ВТО. Специфические обязательства (по снятию ограничений доступа на рынок и по предоставлению иностранному поставщику национального режима) принимаются каждым участником ВТО индивидуально. Повышение уровня этих обязательств является предметом переговоров как в ходе присоединения государства к ВТО, так и в ходе дальнейших переговоров между участниками ВТО.
Ограничениями доступа на рынок, в понимании ГАТС, могут быть следующие государственные меры регулирования:
1. Ограничение количества поставщиков услуг. Пример - только определенное число иностранных банков может быть зарегистрировано в течение года.
2. Ограничение стоимостного объема транзакций или активов. Пример - иностранный банк может предоставить резидентам только определенный объем кредитов.
3. Ограничение количества операций или общего объема предоставляемых услуг. Пример - разрешается наличие только определенного количества филиалов иностранных банков или определенный общий объем банковского кредитования в местной валюте.
4. Ограничение общего количества физических лиц, которые могут быть приняты на работу. Пример - не более десяти иностранных сотрудников в каждом филиале.
5. Ограничение по видам юридических лиц или совместных предприятий. Пример - иностранным банкам разрешается деятельность только в форме дочерних предприятий.
6. Ограничение участия иностранного капитала. Например, допустимая доля иностранного участия в банковском секторе - не более 49%.
Принятие специфических обязательств членом ВТО в каком-либо секторе услуг означает его обязательство ограничить или полностью исключить указанные выше меры ограничения доступа на рынок данного сектора услуг.
Для целей регулирования торговли услугами в рамках ВТО все услуги классифицированы в рамках 12 секторов, один из которых - сектор финансовых услуг. Под финансовыми услугами, согласно классификации секретариата ВТО, подразумеваются три группы операций: (а) страховые операции, (б) банковские и другие финансовые операции, за исключением страхования, (в) прочие услуги. Банковские и другие финансовые услуги (кроме страхования), в свою очередь, подразделяются на: прием депозитов и прочих возвратных средств от населения; все виды кредитования, в т. ч. факторинг, потребительские и залоговые кредиты, финансирование коммерческих операций; финансовый лизинг; все виды перевода платежей и перевода денег; гарантии и обязательства; торговля за свой счет и за счет клиентов: инструментами (чеки, векселя, опционы, фьючерсы и т. д.), валютой, активами, ценными бумагами, драгоценными металлами; выпуск ценных бумаг, в т. ч. услуги по подписке, размещению, эмиссии; брокерские услуги на финансовом рынке; управление активами клиента, пенсионными средствами, коллективными инвестициями, депозитарные и трастовые услуги, ответственное хранение; взаиморасчеты и клиринговые услуги по финансовым активам, включая ценные бумаги, производные продукты и др. оборотные средства; консультационные и другие вспомогательные финансовые услуги (анализ кредитования, консультирование в области инвестиций и т. д.); обработка и передача финансовой информации, в т. ч. предоставление программного обеспечения.
Документы ГАТС, затрагивающие непосредственно регулирование торговли финансовыми услугами, следующие: приложение по финансовым услугам, второе приложение по финансовым услугам, договоренность об обязательствах по финансовым услугам и XI статья ГАТС "Платежи и переводы".
Приложение по финансовым услугам содержит определение финансовых услуг для целей ГАТС, виды банковских и других финансовых услуг и определяет понятие "поставщик финансовых услуг". Финансовой услугой, согласно приложению, называется любая услуга финансового характера, предлагаемая поставщиком финансовых услуг страны - участницы ВТО. "Поставщик финансовых услуг" - любое физическое или юридическое лицо, намеренное поставлять или поставляющее финансовые услуги, за исключением государственных организаций.
В приложении вводится принципиально новое для сектора финансовых услуг понятие - "меры предосторожности". Приложение разрешает странам - членам ВТО в определенных случаях в целях принятия мер предосторожности вводить ограничения в торговле финансовыми услугами. Меры предосторожности могут вводиться для обеспечения целостности и стабильности финансовой системы, а также в целях защиты инвесторов, вкладчиков, держателей полисов или доверенных лиц поставщика финансовой услуги.
Отдельно в приложении оговаривается, что нельзя требовать от членов ВТО, в рамках их обязательств, раскрывать информацию, относящуюся к делам и счетам индивидуальных клиентов, или другую какую-либо конфиденциальную информацию.
Договоренность об обязательствах по финансовым услугам содержит определения таких понятий, как "поставщик финансовых услуг", "коммерческое присутствие" (применительно к сектору финансовых услуг) и "новая финансовая услуга". В документе детализируется процедура выполнения принятых специфических обязательств в секторе финансовых услуг. В частности, конкретизируются виды услуг, которые разрешается поставлять иностранцам на условиях национального режима, а резидентам - приобретать эти услуги. Оговаривается, с одной стороны, право иностранного поставщика финансовых услуг создавать и расширять "коммерческое присутствие" на территории страны - члена ВТО, в том числе путем приобретения существующих предприятий, а с другой - право регулировать степень и фору участия иностранных поставщиков финансовых услуг на своей территории.
На заключительном этапе Уругвайского раунда торговых переговоров странам-участницам не удалось достичь полного согласия по либерализации торговли финансовыми услугами. Позже переговоры продолжались, и только в декабре 1997 г. страны - члены ВТО заключили соглашение по финансовым услугам. Официальное название нового соглашения - Пятый протокол к ГАТС.
Протокол охватывает, по оценкам экспертов, более 95% международной торговли банковскими и страховыми услугами, ценными бумагами и финансовой информацией.
Среди основных положений Протокола наиболее важными являются следующие:
- обеспечение прав фирм, действующих в секторе финансовых услуг, учреждать филиалы и дочерние структуры во всех странах - участницах ВТО на основе режима наибольшего благоприятствования;
- предоставление этим фирмам национального режима на внутреннем рынке;
- свободная трансграничная торговля финансовыми услугами и свободное передвижение ключевого персонала, занятого в этом секторе экономики.
Обязательства в рамках ГАТС по торговле финансовыми услугами на конец 1997 г. (т. е. на момент окончания переговоров по финансовым услугам, начатых в рамках Уругвайского раунда) приняли 84 страны - члена ВТО. Из них 71 страна (или 85%) приняла обязательства по банковским, страховым и другим финансовым услугам и 13 стран - по одному из двух главных видов этих услуг.
Однако общее число обязательств в отношении предоставления доступа на рынок и предоставления национального режима при большом числе ограничений, существующих в рассматриваемом секторе, не может служить показателем значительной либерализации сектора финансовых услуг. Перечни обязательств по финансовым услугам стран - членов ВТО содержат большое число ограничений, касающихся типов юридических лиц, которые могут регистрироваться в качестве поставщиков услуг и ограничений на участие иностранного капитала в предприятиях, оказывающих финансовые услуги. По имеющимся оценкам, более 60% всех ограничений (по доступу на рынок и по предоставлению национального режима) в сфере финансовых услуг сконцентрированы в области поставки услуг посредством "коммерческого присутствия", то есть относятся к деятельности иностранных филиалов и представительств и дочерних структур. Таким образом, многие страны - члены ВТО явно ощущают необходимость сохранения контроля над деятельностью иностранных поставщиков финансовых услуг на внутреннем рынке. При этом реальный режим доступа на рынок финансовых услуг может быть более либеральным, чем режим, содержащийся в обязательствах членов ВТО.
В ходе текущего Дохийского раунда ВТО активно ведутся переговоры о дальнейшей либерализации сектора финансовых услуг. Наиболее заинтересованные в улучшении условий доступа на данный международный рынок члены ВТО - ключевые экспортеры финансовых услуг - США, ЕС, Япония, Сингапур и др. Основное требование к партнерам по переговорам - закрепить в обязательствах существующий режим доступа на рынок финансовых услуг. По данным Секретариата ВТО, в финансовом секторе на сегодняшний день принято больше обязательств, чем в каком-либо другом секторе услуг, за исключением туризма. Так, приняли обязательства по финансовым услугам все страны, присоединявшиеся к ВТО после Уругвайского раунда. Дополнительные обязательства приняли 7 членов ВТО - прежде всего США, ЕС, Япония и КНР. Изъятия из режима наибольшего благоприятствования в данном секторе сделаны 27 членами ВТО, в их числе также крупнейшие экспортеры фин. услуг - США, ЕС, Швейцария и Сингапур.
В 2011 г. завершились продолжавшиеся почти 20 лет переговоры о присоединении России к ВТО. Были согласованы условия, на которых Россия присоединяется к ВТО, в том числе условия по доступу поставщиков услуг стран - членов ВТО на российский рынок финансовых услуг. В либерализации российского рынка банковских услуг были заинтересованы практически все основные экспортеры фин. услуг ВТО - США, ЕС, Швейцария, Япония и др. Главный вопрос переговоров - доступ на российский рынок филиалов иностранных банков.
Федеральный закон "О банках и банковской деятельности" от 02.12.1990 N 395-1 (в ред. от 23.07.2010) разрешает иностранным банкам учреждать дочерние банки в России, однако предусматривает возможность установления ограничения доли иностранного капитала в суммарном капитале банковской системы. Позиция России, которую удалось отстоять в ходе переговоров по присоединению к ВТО, - сохранение запрета на деятельность в России филиалов иностранных банков и сохранение возможности введения квоты иностранного участия в банковской системе России. Вместе с тем иностранным банкам разрешается участвовать в капитале российских банков, в том числе учреждать в России дочерние структуры со 100% иностранным участием и работать на условиях национального режима, т. е. на тех же условиях, на которых работают банки с чисто российским капиталом. Предполагается, что такая позиция обеспечивает баланс интересов российских потребителей банковских услуг, с одной стороны, и российских банков, с другой стороны.
Анализируя присутствие на российском рынке банковских услуг иностранных поставщиков (таблица 1), можно сделать следующие выводы. Число российских банков с иностранным участием стабильно растет, но их доля в банковском секторе продолжает оставаться крайне незначительной. Так, на начало 2010 года число российских банков со 100% иностранным капиталом составляло 7,7% от общего числа российских банков, число банков с долей иностранного капитала от 50% до 100% составляло менее 2,5% от общего числа банков. В 2002 г. был снят 12% лимит на участие нерезидентов в уставном капитале российских банков. Данный лимит так и не был выбран, те иностранные банки, которые были заинтересованы в работе на российском рынке (путем учреждения дочерних компаний), уже работают в России. Таким образом, нет оснований опасаться потери контроля над российской банковской системой из-за экспансии иностранных банков.
Таблица 1
Участие иностранного капитала в российских кредитных
организациях (на начало года)
2001 2005 2006 2007 2008 2009 2010 2011
Число кредитных организаций,
зарегистрированных
ЦБ РФ, имеющих право на
осуществление банковских операций 2124 1516 1409 1345 1296 1228 1178 1146
В том числе с иностранным
участием 130 131 136 153 202 221 226 220
Из них: со 100% иностранным
участием 22 33 41 52 63 76 82 80
Из них: с иностранным участием от
50% до 100% 11 9 11 13 23 26 26 31
Источник: Россия в цифрах. 2011: Краткий статистический сборник / Росстат. М., 2011. 581 с.
Создание стабильных недискриминационных условий для прямых иностранных инвестиций в банковский сектор должно способствовать развитию конкуренции на российском рынке банковских услуг, стимулируя развитие национального банковского сектора. Вместе с тем запрет на деятельность в России филиалов иностранных банков объясняется следующим. Режим функционирования филиалов отличается от режима функционирования дочерних банков. Дочерние банки являются российскими банками, хотя и с иностранным участием, следовательно, обязаны работать на тех же условиях, что все российские банки. Филиалы же иностранных банков не являются российскими кредитными организациями, на них не распространяются требования российского законодательства к российским банкам. Таким образом, запрет на деятельность в России филиалов иностранных банков не позволит этим банкам получить неоправданные преимущества перед российскими конкурентами.
Таблица 2
Экспорт финансовых услуг (основные мировые экспортеры и РФ)
Объем, млн. долл. Изменение в % Изменение в %
2010 2005 - 2009 2010
ЕС (27) 130415 8 1
США 58003 9 5
Швейцария 15817 4 -2
Гонконг 12608 16 12
Сингапур 12168 20 31
Япония 3606 -1 -25
...
Россия 1053 22 2
Источник: International trade statistics 2011: World Trade Organization. Geneva, 2011. 250 p.
Российский экспорт финансовых услуг показывает более высокие темпы роста, чем экспорт финансовых услуг стран-лидеров за 2005 - 2009 гг., темп роста в 2010 г. также достаточно высок (таблица 2). Однако доля российского экспорта финансовых услуг в мировом пока очень мала. Федеральный закон "О банках и банковской деятельности" содержит положение о режиме взаимности, что должно способствовать улучшению условий для российского экспорта финансовых услуг. Банк России вправе по согласованию с Правительством Российской Федерации устанавливать для кредитных организаций с иностранными инвестициями ограничения на осуществление банковских операций, если в соответствующих иностранных государствах в отношении банков с российскими инвестициями российских банков применяются ограничения в их создании и деятельности. Вместе с тем очевидна необходимость большой работы по повышению конкурентоспособности российских банков на международном рынке.
БИБЛИОГРАФИЯ:
1. Результаты Уругвайского раунда многосторонних торговых переговоров: Правовые тексты. М.: МАИК "Наука/Интерпериодика", 2002. 498 с.
2. Дюмулен И. И. Международная торговля услугами. М.: Экономика, 2003. 256 с.
3. Дюмулен И. И. Всемирная торговая организация. Экономика, политика, право (2-е издание доп. и перераб.). М.: ИКАР, 2012. 347 с.
4. Данильцев А. В. и др. Основы торговой политики и правила ВТО. М.: Международные отношения, 2005. 448 с.
5. Чалдаева Л. А., Кузьменко М. Г. и др. Финансовые источники инновационной экономики: международная практика и российские реалии. М.: Московская гуманитарно-техническая академия, 2011. 168 с.
6. International trade statistics 2011: World Trade Organization. Geneva, 2011. 250 p.
7. www. wto. ru.
8. www. wto. org.
Название документа