Рецензия на книгу С. Ю. Марочкина "Действие и реализация норм международного права в правовой системе Российской Федерации: Монография"

(Безбородов Ю. С., Суворова В. Я.) ("Российский юридический журнал", 2012, N 2) Текст документа

РЕЦЕНЗИЯ НА КНИГУ С. Ю. МАРОЧКИНА "ДЕЙСТВИЕ И РЕАЛИЗАЦИЯ НОРМ МЕЖДУНАРОДНОГО ПРАВА В ПРАВОВОЙ СИСТЕМЕ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ: МОНОГРАФИЯ" <*>

Ю. С. БЕЗБОРОДОВ, В. Я. СУВОРОВА

Безбородов Юрий Сергеевич, кандидат юридических наук, доцент кафедры иностранного государственного и международного права Уральской государственной юридической академии, заместитель главного редактора "Российского юридического журнала" (Екатеринбург).

Суворова Валентина Яковлевна, кандидат юридических наук, доцент кафедры иностранного государственного и международного права Уральской государственной юридической академии (Екатеринбург).

Review of the book S. Yu. Marochkina "Action and implementation of international law in the legal system of the Russian Federation: Monography" Yu. S. Bezborodov, V. Ya. Suvorova

Публикация профессором С. Ю. Марочкиным монографии "Действие и реализация норм международного права в правовой системе Российской Федерации", выступившей логическим продолжением изданной в 1998 г. работы "Действие норм международного права в правовой системе Российской Федерации", стала одним из наиболее значимых для современной отечественной международно-правовой доктрины событий последних лет. Можно утверждать, что в такой глубокой и фундаментальной работе нуждались все юристы: и научные работники, и тем более практики, которым было бы полезно иметь на рабочем столе экземпляр монографии. Схема построения материала в монографии достаточно проста: три главы, практически одинакового объема. Но это простота кажущаяся: автор ведет читателя от теоретических оценок (глава 1 "Нормы и источники международного права в правовой системе Российской Федерации") через нормативно-правовые аспекты заявленной проблематики (глава 2 "Правовые и организационные основы действия и реализации норм международного права в правовой системе Российской Федерации") к практическим проблемам (глава 3 "Практические аспекты действия и реализации международных норм в правовой системе Российской Федерации"). Строго говоря, доктринальные, нормативные и практические характеристики исследуемых вопросов присутствуют во всех разделах. При прочтении отдельных параграфов возникает чувство, что автор повторяется, даже хочется ему на это попенять, но на самом деле он просто раскрывает новую сторону проблемы - и она начинает восприниматься читателем комплексно. Российская правовая система изменчива, в ней сосуществуют нормы двух самостоятельных правовых систем: российской и международной. Профессор Марочкин подверг серьезному анализу конституционные положения, "прописывающие" нормы международного права в российской правовой системе, а также рассмотрел некоторые теоретические проблемы, связанные с понятием правовой системы вообще. Эти "острые углы" в теории соотношения международного и национального права, а также другие вопросы, касающиеся природы норм международного права во внутригосударственной сфере, соотношения источников международного и российского права, юридической силы норм международного и российского права, "внутренней" иерархии международных договоров РФ и их приоритета перед внутригосударственными актами, легли в основу первой главы монографии. Отправной точкой для анализа действия и реализации норм международного права в правовой системе Российской Федерации автор избрал положение ч. 4 ст. 15 Конституции РФ, определяющее общепризнанные принципы и нормы международного права и международные договоры в качестве составной части правовой системы страны. Это конституционное положение привлекло внимание многих практиков, специалистов в области международного, конституционного права, отраслевых наук. Монография С. Ю. Марочкина представляет собой, можно сказать, поэтапное осмысление воплощения во внутригосударственной правовой жизни России данного конституционного принципа и, следовательно, общепризнанных принципов и норм международного права и международных договоров. В книге использовано беспрецедентно большое количество источников: научная литература, нормативные акты, комментарии к ним, решения судов и иные документы. Представлен анализ не только практики судов, но и опыта реализации и применения норм международного права другими государственными органами Российской Федерации, что особо интересно, поскольку в международно-правовой литературе им не так часто уделяют внимание. Более того, следует отметить всеобъемлющий охват органов, обеспечивающих и непосредственно реализующих нормы международного права на территории Российской Федерации. В работе показано, что многим государственным органам приходится искать правовую опору для принятия решения в международном праве. Автор совершенно справедливо утверждает, что "аспекты взаимодействия международного и внутреннего регулирования проникли во все сферы человеческой деятельности", значит, понимание природы и значения такого взаимодействия важно для осуществления нормотворческой деятельности (повышения качества международного и внутригосударственного правового регулирования) и правоприменения (его результативности). Безусловный интерес вызывают размышления и выводы автора о понятии правовой системы в общей теории права, в теории международного права, о месте норм международного права в правовой системе Российской Федерации и о соотношении норм международного права с другими ее элементами. Автор категорически не согласен с исследователями, полагающими, что нормы международного права - часть внутреннего права или часть законодательства Российской Федерации. Он подчеркивает, что нормы международного права должны толковаться и исполняться, в том числе во внутригосударственной сфере, в соответствии с объектом и целями договоров, целями и принципами международного права вообще, а не внутреннего права. В силу этого общепризнанного положения международного договорного права вряд ли можно считать нормы международного права составной частью внутреннего права. "Они не меняют своей природы, формы и в этом смысле по отношению к нормам внутреннего права являются "инородным телом" (с. 39). Пожалуй, последнее утверждение слишком категорично. К "инородным" можно отнести правовые нормы иностранного государства. На территории РФ они применяются лишь в обусловленных международными договорами или национальным законодательством случаях. Нормы международного права созданы при участии Российской Федерации или признаны ею в качестве обязательных, поэтому они не совсем (или совсем не) инородные для Российской Федерации. Они по волевому содержанию родственны нормам внутреннего права, так как порождены и волей РФ. В связи с этим суждение о том, что нормы международного права выступают составной частью права России, не кажется слишком крамольным. Но именно права России, а не внутреннего права. Следует оговориться, что такое определение статуса норм международного права столь же условно, как и выражение "международные договоры Российской Федерации", широко используемое и не вызывающее возражений, хотя на самом деле такие договоры являются международными договорами не только России. Вполне уместен вопрос: если международные договоры подписаны РФ, то почему нормы права, в них содержащиеся, правом (частью права) Российской Федерации не считаются? Можно сказать, что право России как часть ее правовой системы включает нормы внутреннего права и международного. Однако нужно иметь в виду, что нормы международного права созданы не только волей России, а значит, не могут быть только волей России отменены, изменены, истолкованы и реализованы вопреки смыслу, заложенному в них в результате согласования воль государств-участников. В монографии по этому поводу четко указано, что государство выполняет и обеспечивает выполнение именно норм международного права, ни один внутригосударственный акт независимо от характера и содержания, гарантирующий реализацию государством международных обязательств, не способен изменить природу норм, их особенные цели, содержание и форму (с. 40). Источники норм международного права, по мнению автора, "занимают обособленное положение в нормативной части правовой системы Российской Федерации - по соседству с источниками внутреннего права. Они действуют наряду с последними, но не "вливаются" в общий массив" (с. 79). Можно выразить сожаление по поводу того, что в работе не уделено должного внимания вопросу, все ли международные договоры Российской Федерации, а точнее, все ли нормы международных договоров РФ пополняют нормативный массив правовой системы Российской Федерации. К примеру, выступают ли частью правовой системы РФ нормы Устава ООН, адресованные Совету Безопасности, Генеральной Ассамблее или другим органам ООН? Или частью правовой системы могут быть только нормы, подлежащие реализации на территории РФ в сфере ее внутригосударственных отношений? Во второй главе монографии рассмотрены правовые и организационные основы действия и реализации норм международного права в правовой системе России. Одним из наиболее интересных вопросов, поднятых автором в этой главе, является вопрос о связи юридической силы международных договоров с фактом их опубликования. Рассуждая на данную тему, автор исходит из того, что неопубликованные договоры не должны применяться на территории государства. "За выполнение (невыполнение) своих обязательств должно отвечать государство, а не граждане, организации, суды, иные органы" (с. 146). Можно сказать: пусть государство и отвечает за свои невыполненные обязательства, а не граждане, суды, иные органы, которых недопустимо лишать права применять нормы неопубликованного международного договора. Заслуживает внимания оценка автором коллизионных норм и предлагаемых в литературе методов борьбы с ними путем, например, обновления групп норм и даже отраслей (с. 160). Действительно, в трудах ученых нередко достижение соответствия между нормами международного и внутреннего права представлено как обязательное требование, как идеал, к которому следует стремиться. Автор убедительно показывает, что нет необходимости в достижении полного соответствия международных и внутригосударственных правовых норм, это невозможно. Он подчеркивает, что "коллизионные нормы о приоритете договоров перед законами - средство динамичного реагирования на изменяющиеся условия международных обязательств государства. С их помощью достигаются две цели: сохраняется стабильность законодательства, что является одним из необходимых его признаков в нормальном государстве, и обеспечивается выполнение норм МП" (с. 161). Несомненна научная и практическая ценность данной С. Ю. Марочкиным характеристики вариантов, моделей, юридических условий, форм и сфер действия и реализации норм международного права, их функций в правовой системе Российской Федерации. Третья глава монографии посвящена практическим аспектам действия и реализации международного права в правовой системе РФ. Особого внимания в этой части работы заслуживает проведенный автором мониторинг ситуаций, связанных с применением в России актов, которые не считаются обязательными. Речь идет о договорах, не вступивших в силу, об актах международных организаций, членами которых наша страна не является. В этой главе профессор Марочкин в очередной раз обратился к проблеме самоисполнимых и несамоисполнимых норм. Полагаем, что выделение несамоисполнимых норм весьма спорно. Любая норма, самая абстрактная, обращенная к узкому кругу субъектов, потенциально жизнеспособна, а значит, самоисполнима. Приведем в пример модельную норму, предусматривающую права и обязанности непосредственных создателей права - законодательных органов. Исходя из представленных С. Ю. Марочкиным оценок такая норма несамоисполнима, поскольку не реализуется непосредственно. Однако это не так. Названная норма реализуется непосредственно теми, кому она адресована, распространяется на конкретные правоотношения, в данном случае - в сфере законодательства. С. Ю. Марочкин перечисляет следующие признаки самоисполнимых норм: наличие указания на применимость во внутригосударственной сфере; адресованность юридическим, физическим лицам и органам; ясный и определенный характер нормы (с. 242). Так можно ли привести пример несамоисполнимой нормы? Думаем, что нет. Действие любой нормы можно перенести во внутригосударственную сферу; любую норму может применить (сослаться на нее) физическое лицо; любую норму можно охарактеризовать как обладающую определенным характером. Мы не ставили целью на страницах этой рецензии включиться в подробную дискуссию с С. Ю. Марочкиным, поскольку высказанные им идеи, суждения, оценки и выводы в силу их новизны и оригинальности требуют глубокого изучения. Вне всякого сомнения, рассмотренная монография - это значительный вклад в науку международного права, но не только. Она будет интересна и полезна специалистам в области конституционного права, отраслевых наук, студентам, аспирантам и, безусловно, практикующим юристам.

Название документа