Исламское государство: классическая модель и современная интерпретация

(Бехруз Х.) ("Российский юридический журнал", 2012, N 2) Текст документа

ИСЛАМСКОЕ ГОСУДАРСТВО: КЛАССИЧЕСКАЯ МОДЕЛЬ И СОВРЕМЕННАЯ ИНТЕРПРЕТАЦИЯ

Х. БЕХРУЗ

Бехруз Хашматулла, доктор юридических наук, профессор кафедры права Европейского союза и сравнительного правоведения факультета международно-правовых отношений и юридической журналистики Национального университета "Одесская юридическая академия" (Одесса, Украина).

Рассматривается процесс становления и развития классической концепции исламского государства. Уделено внимание исследованию основ исламского права и исламско-правовой доктрины, сформировавших данную концепцию. Изучено ее влияние на функционирование современных исламских государств и их правовых систем.

Ключевые слова: классическая концепция исламского государства, исламское право, исламская правовая система, современное исламское государство.

Islamic state: classic conception and modern interpretation Kh. Bekhruz

The process of the becoming and development of classic conception of Islamic state is described. Great attention is paid to research of conceptual bases of Islamic law and Islamic legal doctrine, forming classic conception of Islamic state. Influence of classic conception of Islamic state on functioning of the modern Islamic states and their legal systems is studied.

Key words: classical conception of Islamic state, Islamic law, Islamic legal system, the modern concept of the state.

Предварительные замечания

Усиление позиций ислама и его влияния на события, происходящие сегодня в мире, свидетельствует о том, что в современных условиях речь идет уже не о процессах исламизации, характерных для второй половины XX в. и выражавшихся в усилении воздействия ислама на внутриполитическую жизнь исламских государств, а о признании ислама одним из важнейших факторов, определяющих направление трансформации политической и правовой карты мира и путь развития исламского мира. В мире насчитывается более 1 млрд. 300 млн. человек, исповедующих ислам, и более 50 стран, где мусульмане составляют большинство населения. Одной из наиболее актуальных тем, выступающих предметом активных дискуссий, является концепция исламского государства - халифата, способного согласно доктрине классического исламского права и государства воплотить "в человеческой организации высшие ценности ислама" <1>. Исламское государство символизирует единство всех мусульман и считается важнейшим религиозно-политическим и государственно-правовым институтом. Анализ исламской классической концепции государства позволяет ответить на вопросы о том, каковы принципы его становления и функционирования; какие механизмы должны быть задействованы в регулировании деятельности исламского государства; каковы направления его внутренней и внешней политики; каковы роль и степень участия исламской уммы (общины) в формировании и управлении государством; в чем выражается его легитимность, и др. -------------------------------- <1> Реконструкция религиозной мысли в исламе. М., 2002. С. 148.

Итак, необходимо проследить процесс зарождения, а также этапы формирования первого исламского государства - Арабского халифата - и последующей его трансформации, уяснить содержащиеся в основополагающих источниках исламской религии концептуальные основы исламского права и исламско-правовой доктрины, сформировавших классическую концепцию исламского государства.

Исламское государство: религиозно-правовые основы становления

Исламская концепция государства сформировалась спустя много лет после зарождения исламского государства, однако вопрос о государственной власти был предметом дискуссий с первых дней становления исламской уммы. История возникновения исламского государства неотделима от истории ислама. Возникновение ислама связано с жизнью и деятельностью пророка Мухаммада (570 - 632), личность которого занимает важнейшее место как в религиозной доктрине ислама в целом, так и в ее правовой составляющей в частности. Согласно исламской религии Мухаммад был избран Аллахом в качестве пророка и являлся носителем духовной, законодательной и судебной власти. В течение десяти лет, в 20 - 30-х гг. VII в., была завершена организационная перестройка исламской уммы в Медине. Устав этой уммы, известный как Конституция Медины, стал, по сути, первым законодательным актом, содержавшим основные принципы формирования и функционирования исламского государства. Несмотря на то что документ закрепил статус Мухаммада как религиозного главы исламской уммы и ее политического лидера, он так и не принял царского титула. Мухаммад не был главой исламского государства в современном понимании, он осуществлял политическую, публичную и судебную власть единолично. Его статус, миссия и роль как религиозного лидера были более значительны и по своим масштабам несопоставимы с ролью главы государства. В Конституции Медины закреплялся радикальный разрыв с племенным прошлым. Лояльность в отношении племен заменялась лояльностью к умме. Все жители Медины: мусульмане, иудеи и язычники - рассматривались как единое целое и пользовались равными правами независимо от племенной и религиозной принадлежности <2>. -------------------------------- <2> Массэ А. Ислам. Очерк истории / Пер. с фр. Н. С. Луцкой, Н. Б. Кобриной. М., 1982. С. 31.

После смерти Мухаммада в 632 г. возникла необходимость определить его преемника - главу уммы, который должен был выполнять также функции главы исламского государственного образования. Постепенно ближайшие родственники и сподвижники Мухаммада консолидировались в привилегированную группу, получившую исключительное право на власть. С 632 г. в течение почти 30 лет высшая власть в государстве принадлежала сменявшим друг друга праведным халифам ("халиф" в переводе с арабского означает "преемник"). Первым возглавил исламскую умму и, соответственно, исламское государство халиф Абу Бакр. Его в 634 г. сменил халиф Омар, на смену которому в 644 г. пришел халиф Осман. Последним из четырех халифов стал халиф Али (656 - 661). Все халифы избирались советом уммы, куда входили племенные и клановые вожди, сподвижники пророка, а также мухаджиры (переселенцы из Мекки) и ансары (жители Медины, принявшие переселенцев). Таким образом, участие в избрании халифа принимали представители всех групп и слоев населения Мединского государства. Любые решения выносились халифами по правилам Божественного откровения и Сунны. Легитимность власти халифа подтверждалась соответствием его деятельности основным принципам исламской религии, выступавшим одновременно и принципами исламского права. Первый халиф Абу Бакр сказал: "Повинуйтесь мне, пока сам я буду повиноваться Аллаху и Его посланнику, если же я ослушаюсь Аллаха и Его посланника, вы будете вправе не повиноваться мне" <3>. Впоследствии принцип, позволяющий народу не выполнять волю халифа, пренебрегшего исламскими законами, был положен многими правоведами и религиозными деятелями в основу концепции исламского государства. -------------------------------- <3> Саид Бин Абдуллах Аль-Гамиди, Халид Бин Сулейман Аль-Хусейнан. Праведные халифы / Пер. с араб. Владимир (Абдалла) Нирша. М., С. 11.

Важным принципом правления праведных халифов и, соответственно, возглавляемого ими исламского государства был принцип совещательности. Шура - совет исламской общины - являлся тем совещательным органом, с которым халиф согласовывал свои действия и которому был подотчетен. Еще одним принципом правления можно назвать принцип справедливости. Особая роль в становлении исламской государственности в эпоху праведных халифов отводится халифу Омару, чье правление считают "золотым веком" и неразрывно связывают с представлениями о справедливости, ставшей синонимом понятия "исламское правление" и одним из требований, предъявляемых к халифу согласно концепции исламского государства. Таким образом, можно выделить главные принципы, положенные в основу функционирования исламского государства в эпоху правления праведных халифов: соответствие всей деятельности исламского государства и его главы - халифа - основным принципам исламской религии, выступавшим одновременно принципами исламского права и содержавшимся прежде всего в Коране и Сунне; принцип выборности халифа; принцип подотчетности халифа умме; принцип совещательности; принцип справедливости; возможность неповиновения воле халифа в случае его отступления от соблюдения основополагающих принципов ислама. Необходимо отметить, что стиль руководства праведных халифов и методы правового регулирования, применяемые ими, были различны, но функционирование исламского государства на всех этапах развития базировалось на указанных принципах, отличалась лишь степень их применения в разные периоды существования халифата. С окончанием периода правления праведных халифов и приходом к власти Муавийи ибн Абу Суфиана из рода Омайя в халифате произошли значительные изменения, связанные с установлением наследственной монархии. Муавийя заручился согласием большинства приближенных на переход власти после его смерти к сыну Язиду и установил тем самым правление династии Омейядов, которых в 750 г. сменили Аббасиды. В начале правления Муавийя проводил совещания с шурой, но эти совещания носили в большей степени формальный характер. С приходом к власти династий были утрачены такие важные принципы, как принципы выборности халифа, совещательности, подотчетности халифа умме. На смену им пришли принципы династического правления, единоличного принятия решения халифом. Халифат - теократическое государство, основанное на принципах исламской религии, деятельность всех институтов которого подчинялась принципам исламского права, обеспечивавшего условия жизнедеятельности мусульман, возможность их сосуществования с немусульманами.

Доктринальная разработка исламской концепции государства: формирование различных подходов

Анализируя формирование и эволюцию исламских доктрин о государстве, необходимо отметить, что в первые века ислама (VII - X вв.) проблемы государственной власти, по существу, не находились в центре внимания исламско-правовой науки. Значительно повлияло на формирование исламской концепции государства учение Абу-л-Хасана Али ибн Мухаммада аль-Маварди (974 - 1058). Его сочинение "Властные нормы и управление религиозными делами" <4> считается самым авторитетным трудом по классической исламской концепции государства. Аль-Маварди решительно выступал против попыток свести роль халифа к выполнению исключительно религиозных функций. Он утверждал, что, исполняя функции духовного лидера, халиф несет ответственность за общественный и политический порядок. Он может по собственной воле делегировать кому-либо свою власть, но лишать его власти нельзя. Ученый признавал законными два способа избрания халифа: общиной или предшествующим правящим халифом. В первом случае избирать имели право только мусульмане с безупречной репутацией - авторитетные знатоки исламского права и высокопоставленные лица. Второй способ - замещение поста халифа по назначению его предшественником - должен был утверждаться иджмой (согласованным мнением) людей, авторитетных знатоков исламской теологии и права. -------------------------------- <4> Аль-Маварди. Аль-Ахкам ас-султанийя ва-ль-виляйят ад-динийя (Властные нормы и управление религиозными делами). Алжир, 1983 (на араб. яз.).

Изменения в политической и социально-экономической жизни исламского общества повлекли дальнейшую разработку исламско-правовой доктриной концепции государства. На протяжении длительного периода в этой концепции доминировали два подхода к характеру государства, основное различие между ними состояло в определении взаимоотношений с религией. Первый подход (теократическая концепция исламского государства) представлен одним из видных исламских теоретиков права - Ибн Таймийей (1263 - 1328). Его позиция базировалась на тезисе о неразделимости государства и религии. Ибн Таймийа считал, что мусульмане не обязаны сохранять единый халифат, допускал одновременное правление нескольких имамов. Данная позиция оправдывает существование отдельных исламских государств в отличие от исторической модели, предусматривавшей единое исламское государственное образование. Ибн Таймийа подчеркивал важность договорных обязательств в виде двойной клятвы верности, связывающей как имама, так и верхушку его подчиненных, к которой относил улемов (ученых) и авторитетных членов общины <5>. -------------------------------- <5> Ибн Таймийа. История преследований. Причины, объективный анализ. URL: http://www. islamhouse. com/p/201625.

Второй подход (светская модель исламского государства) поддерживали исламские правоведы, в том числе Али Абдель Разек (1888 - 1966). Отстаивая идею светского государства (концепцию секуляризма) в труде "Исламские основы государства", он утверждал, что ислам не предусматривает концепции халифата в классическом и историческом смысле слова. Али Абдель Разек не только выступал за создание светского государства, но и утверждал, что исламское государство было, по сути, с самого начала светским, а не религиозным. Итак, исламско-правовая доктрина предусматривает существование различных моделей государства с разными формами правления и государственного устройства. Несмотря на разнообразие доктрин, взглядов и концепций, касающихся теории халифата и моделей исламского государства, можно выделить принципы, положенные в основу всех этих воззрений: выборность халифа (выборность не всегда предполагает проведение всеобщих выборов, возможен вариант назначения халифа коллегией выборщиков, советом улемов); принцип совещательности; требование справедливого правления по правилам ислама; наличие определенных форм народовластия; подчинение деятельности исламского государства принципам исламского права. Последний из названных принципов - основополагающий, он выступает фундаментом легитимности власти в исламе в отличие от современных западных демократических государств, где основой легитимности власти считается соответствие деятельности правителя волеизъявлению народа. Несоблюдение халифом названного принципа может послужить причиной его отстранения от власти.

Классическая исламская концепция государства и воплощение ее основополагающих принципов в современных исламских государствах: проблемы соотношения и перспективы развития

Сейчас концепция исламского государства также неоднородна, она слагается из разных подходов: как сторонников секуляризма, так и его противников, т. е. тех, кто поддерживает светский путь развития, и тех, кто ратует за теократический порядок построения исламского государства. Консерватизм, присущий исламскому праву, касается в первую очередь традиционных правовых ценностей. Наличие этой особенности стало одной из причин появления феномена "исламского ренессанса", возникшего в середине XX в., когда, казалось бы, застывшие формы обрели новую жизнь и исламское право стало основой законодательства многих исламских государств. Этому предшествовали реформы, проведенные в исламско-правовой системе в рамках Османского халифата во второй половине XIX в. и ставшие ответом на вызовы времени и способом выхода из застойного состояния. Они привели к модификации исламского классического права и исламской концепции государства. Значительное влияние на развитие всего исламского права и правовых систем исламских государств оказали отмена халифата в 1924 г., а затем лишение ислама статуса государственной религии в бывшей Османской империи и новой Турецкой Республике. Вторая половина XX в. охарактеризовалась усилением роли исламского права, внутри исламского мира стали ярче проявляться тенденции к возвращению к основополагающим исламским принципам, называемые исламизацией. Исламизация, проходившая в некоторых исламских государствах, проводилась по разным направлениям и охватывала политическую, экономическую, социальную, культурную и правовую сферы. Необходимо отметить, что в этих странах данный процесс рассматривался как одно из средств решения стоящих перед обществом проблем. Итак, с середины 70-х гг. XX в. в ряде исламских государств влияние исламского права на правовые системы стало усиливаться. Наиболее продуктивным и целесообразным представляется путь постепенной трансформации и модернизации традиционных исламских норм и положений, что можно наблюдать в ряде исламских стран. В то же время изменение норм не нацелено на разрушение основ исламской цивилизации, в рамках которой формируется правовой менталитет всех мусульман, поскольку в таком случае оно обречено на неудачу. Представляется, что функционирование правовых систем в современных исламских государствах демонстрирует возможности правовой аккультурации, благодаря чему исламское государство способно совершенно по-новому регулировать проблемы, порожденные нынешним этапом развития общества. Это доказывает возможность для исламского права приспосабливаться к текущим условиям не только путем заимствования приемлемых правовых положений из других правовых систем, в частности некоторых институтов западной модели государства, но и посредством применения не противоречащих Корану и Сунне обычаев и традиций, существующих в различных обществах. Для современной модели исламского государства характерен дуализм, который заключается в сосуществовании различных по содержанию и специфике институтов: классической модели исламского государства и институтов, заимствованных из других правовых систем, - что позволяет адаптировать правовые системы исламских стран к постоянно изменяющейся экономической и социально-политической среде. Более того, в настоящее время наблюдается тенденция к усилению дуализма, что объясняется усложнением социально-экономических, политических отношений, а также активным развитием международного сотрудничества. Влияние классической исламской концепции государства на функционирование современных исламских государств и их правовые системы по-прежнему неоспоримо. Это подтверждается прежде всего наличием в конституциях исламских государств ряда положений, в частности о признании ислама государственной религией (эта норма закреплена почти в 30 исламских государствах). Исламская концепция государства обусловливает и то, что только мусульманин может претендовать на высший пост в государстве. В то же время, хотя исламская концепция государства определяющим фактором наделения граждан правосубъектностью в полном объеме признает религиозную принадлежность, в конституционных нормах большинства государств с исламским населением закреплено равноправие граждан перед законом. Конституционное закрепление получил и такой принцип исламской классической концепции государства, как существование института шуры, воплощенного в консультативном совете. Консультативные советы есть в большинстве исламских государств. В некоторых исламских государствах действуют также специальные органы, осуществляющие религиозный контроль за правотворческой деятельностью, т. е. проверку соответствия принимаемых актов основополагающим источникам классического исламского права. Однако, несмотря на стремления найти идеальную модель исламского государства, способного воплотить в жизнь исламско-правовые принципы, налицо другая тенденция: повсеместный отход правящих режимов от соблюдения этих принципов. Свидетельством являются события, происходящие сегодня во многих исламских государствах, которые нельзя объяснить влиянием только внешнего фактора. Данные режимы откровенно пренебрегают принципами выборности, справедливости, ответственности перед населением. Одним из методов удержания власти и подавления недовольства населения стало введение режима чрезвычайного положения. Так, в Сирии Закон "О чрезвычайном положении" действовал с 1963 г. по апрель 2011 г. Этот Закон предоставлял практически неограниченную власть президенту, ограничивая права и свободы граждан. В Египте Закон о чрезвычайном положении 1981 г. предоставлял исполнительной власти широкие полномочия: право налагать ограничения на свободу собраний, свободу передвижения, а также право арестовывать или задерживать лиц, заподозренных в совершении правонарушений, без соблюдения требований Уголовно-процессуального кодекса (ст. 3 Закона). Конституция Египта давала возможность президенту находиться у власти практически неограниченное время.

Bibliography

Al'-Mavardi. Al'-Axkam as-sultanijya va-l'-vilyajyat ad-dinijya (Vlastnye normy i upravlenie religioznymi delami). Alzhir, 1983 (na arab. yaz.). Ibn Tajmija. Istoriya presledovanij. Prichiny, ob'ektivnyj analiz // URL: http://www. islamhouse. com/p/201625. Masseh A. Islam. Ocherk istorii / Per. s fr. N. S. Luckoj, N. B. Kobrinoj. M., 1982. Rekonstrukciya religioznoj mysli v islame. M., 2002. Said Bin Abdullax Al'-Gamidi, Xalid Bin Sulejman Al'-Xusejnan. Pravednye xalify / Per. s arab. Vladimir (Abdalla) Nirsha. M., 2005.

Название документа