Новый омбудсмен по вопросам равенства (шведский опыт борьбы с дискриминацией)

(Чуксина В. В.) ("Конституционное и муниципальное право", 2012, N 3) Текст документа

НОВЫЙ ОМБУДСМЕН ПО ВОПРОСАМ РАВЕНСТВА (ШВЕДСКИЙ ОПЫТ БОРЬБЫ С ДИСКРИМИНАЦИЕЙ)

В. В. ЧУКСИНА

Чуксина Валентина Валерьевна, доцент кафедры конституционного и административного права Байкальского государственного университета экономики и права, кандидат юридических наук (г. Иркутск).

В статье рассмотрены правовые основания деятельности нового шведского омбудсмена по вопросам равенства и его роль в борьбе с дискриминацией. Проанализированы достоинства и недостатки его функционирования в качестве национального института по содействию и защите прав человека.

Ключевые слова: омбудсмен по вопросам равенства в Швеции, дискриминация, национальный институт по содействию и защите прав человека.

The new equality ombudsman (sweden expirience of struggle with discrimination) V. V. Chuksina

In the article legal foundations of activity of new Equality Ombudsman of Sweden and its role in struggle against discrimination are considered. Merits and demerits of its functioning as national institution for the promotion and protection of human rights are analysed.

Key words: Equality Ombudsman of Sweden, discrimination, national institution for the promotion and protection of human rights.

Одной из основных целей осуществления государственной власти любого современного государства является уважение, соблюдение и защита прав и свобод человека, а также выполнение международных обязательств в области прав человека. В этом отношении Швеция, безусловно, занимает лидирующие позиции - стремится укреплять защиту прав человека в большей степени, чем это предусмотрено международными нормами по правам человека. Ярким подтверждением этому служит процесс реформирования нормативной, включая поправки в конституционные основы Швеции (в Закон "Форма правления"), и институциональной составляющих системы защиты прав человека. Среди шведских законодательных новаций в области прав человека отметим антидискриминационный закон - Закон о борьбе с дискриминацией, направленный на поощрение равноправия в обществе и сокращение всех случаев дискриминации. Закон о борьбе с дискриминацией был принят согласно утвержденному риксдагом Государственному плану действий в области прав человека на 2006 - 2009 годы. Новый Закон объединил семь предыдущих антидискриминационных гражданско-правовых актов и ввел два новых основания запрета на дискриминацию - по возрасту и трансгендерной идентичности, а также закрепил отсутствие иерархии между различными основаниями дискриминации. В случае нарушения Закона жертвам дискриминации полагается компенсация <1>. -------------------------------- <1> Discrimination Act (Swedish Code of Statutes 2008:567). URL: http://www. riksdagen. se/webbnav/index (24.11.2011).

Законодательное усиление борьбы с дискриминацией косвенно означает укрепление защиты прав и свобод человека, так как "главное свойство дискриминации - ее присутствие в качестве составной части практически в любом нарушении прав и свобод человека" <2>. Одновременно с Законом о борьбе с дискриминацией был принят Закон об омбудсмене по вопросам равенства. В соответствии с Законом об омбудсмене по вопросам равенства с 1 января 2009 г. должности четырех прежних омбудсменов по борьбе с дискриминацией (омбудсмена по равным возможностям, омбудсмена по борьбе с этнической дискриминацией, омбудсмена по защите прав инвалидов и омбудсмена по борьбе с дискриминацией по признаку сексуальной ориентации) были сведены в единый новый институт - омбудсмена по вопросам равенства. Омбудсмен по вопросам равенства "уполномочен контролировать соблюдение Закона о борьбе с дискриминацией, противодействовать дискриминации и поощрять равные права и возможности для всех" <3>. Омбудсмен по вопросам равенства назначается правительством, непосредственно подчиняясь Министерству интеграции и тендерного равенства, а его аппарат является государственным учреждением. -------------------------------- <2> Доклад Уполномоченного по правам человека в Российской Федерации за 2010 г. // Российская газета. 13.05.2011. <3> Act the Equality Ombudsman (Swedish Code of Status 2008:568). URL: http://www. riksdagen. se/webbnav/index (24.11.2011).

Несмотря на разные сферы компетенции, методы и формы работы нового омбудсмена не существенно отличаются от методов работы парламентского омбудсмена юстиции, функционирующего в Швеции с 1809 г. Направления деятельности омбудсмена юстиции, являющегося родоначальником классической модели института омбудсмена - института контроля публичной администрации, практически не изменились за два прошедших столетия. Основной формой работы омбудсмена по вопросам равенства (так же как и омбудсмена юстиции) является рассмотрение индивидуальных жалоб на дискриминацию по следующим причинам: половой принадлежности; самоидентификации или самовыражения, нетипичных для определенного пола; национальности; религии или других видов верований; инвалидности; сексуальной ориентации; возраста. Для жалоб предусмотрена письменная форма. По каждой жалобе ведется электронная карта. Омбудсмен по вопросам равенства, как и омбудсмен юстиции, может проводить расследования случаев дискриминации по собственной инициативе и на основе наблюдений, сделанных в ходе инспекций; делать критические замечания и рекомендации. По сравнению с полномочиями предыдущих омбудсменов по борьбе с дискриминацией, полномочия омбудсмена по вопросам равенства были расширены и законодательно определены новые механизмы для борьбы с дискриминацией. Например, он может обратиться к новому Совету против дискриминации для наложения штрафа (и/или выплаты компенсации пострадавшим) на работодателей, поставщиков образовательных услуг и др., которые нарушают антидискриминационное законодательство; не предоставляют информацию о своих действиях на собеседовании, связанном с приемом на работу или отказом в приеме на работу; отказывают в доступе омбудсмена к рабочим местам и местам проведения собеседований работодателей и работников и др. Сторона, обвиненная в дискриминации, обязана возместить ущерб за допущенное нарушение и возможный материальный урон, понесенный в результате дискриминационных действий, стороны при этом несут обоюдное бремя доказательств. Если доказано, что имел место случай дискриминации, то на обвиняемого падает бремя доказательства. Также в задачи омбудсмена входит обеспечение представительства жертвы дискриминации в процедуре урегулирования спора или в конечном счете в суде. Согласно Закону о борьбе с дискриминацией у работодателей со штатом более 25 служащих должны быть разработаны планы по обеспечению равных прав и возможностей, которые обновляются по крайней мере каждые три года. Школы и университеты должны обновлять аналогичные планы ежегодно. Контроль за разработкой и актуализацией таких планов - новая форма работы омбудсмена по вопросам равенства <4>. -------------------------------- <4> About the Equality Ombudsman. Stockholm, 2011. P. 10.

Подготовка ежегодного отчета (доклада) о своей работе и содействие выполнению международных обязательств Швеции в области прав человека также входят в обязанности омбудсмена по вопросам равенства <5>. Кроме того, омбудсмен по вопросам равенства активно занимается правовым просвещением населения. На его веб-сайте (www. do. se) размещается вся информация, касающаяся вопросов обеспечения равенства, последовательности действий жертв дискриминации, и примеры того, что можно считать дискриминацией по различным основаниям. -------------------------------- <5> Fact sheet. Ministry of Integration and Gender Equality. January 2009. Stockholm: Grafsk Service, 2009. P. 3 - 4.

Несмотря на небольшой срок деятельности омбудсмена по вопросам равенства, новый институт зарекомендовал себя эффективным средством борьбы за равные права и возможности в отношении всех лиц, находящихся на территории Швеции, а не только ее граждан. Тем не менее, в отличие от прежних институтов антидискриминационных омбудсменов, он не имеет аккредитационного статуса, присваиваемого Международным координационным комитетом национальных правозащитных институтов <6>. Аккредитационный статус национальный институт получает, если его деятельность соответствует международным стандартам деятельности таких институтов, так называемым Парижским принципам <7>. "А"-статус означает полное соответствие, "В"-статус означает неполное соответствие Парижским принципам. Высокий аккредитационный статус говорит о независимости национального института и позволяет участвовать в деятельности различных правозащитных структур (Совете по правам человека ООН, европейской группе национальных правозащитных институтов и др.). -------------------------------- <6> Высший статус аккредитации до 2008 г. имели четыре шведских омбудсмена, в сферу деятельности которых входили проблемы с различными аспектами проявления дискриминации. На основании Дурбанской декларации, закрепившей, что группа специализированных учреждений может быть признана как государственное учреждение, если они совместно осуществляют широкий диапазон защиты прав человека, они были аккредитованы как национальный правозащитный институт. <7> A/RES/64/161 (Резолюция Генеральной Ассамблеи ООН. Национальные институты, занимающиеся поощрением и защитой прав человека). URL: http://daccess-ods. un. org/ results. asp (26.11.2011).

Анализ правовой базы и практики деятельности омбудсмена по вопросам равенства показывает, что у нового института нет широкого мандата содействовать развитию и защите прав и свобод человека, его полномочия ограничены вопросами равенства. Подчиненность правительству, а также процедуры назначения и увольнения омбудсмена не дают гарантий независимости этому институту. Исходя из изложенного, можно сделать вывод о том, что новый омбудсмен по вопросам равенства не в полной мере соответствует критериям национального института по содействию и защите прав человека и в этом отношении он проигрывает предыдущей коллегиальной антидискриминационной структуре.

Название документа