Генезис судебной системы в Латвийской Республике после основания государства (1918 - 1940)
(Осипова С. А.) ("Мировой судья", 2014, N 1) Текст документаГЕНЕЗИС СУДЕБНОЙ СИСТЕМЫ В ЛАТВИЙСКОЙ РЕСПУБЛИКЕ ПОСЛЕ ОСНОВАНИЯ ГОСУДАРСТВА (1918 - 1940)
С. А. ОСИПОВА
Осипова Санита Айваровна, судья Конституционного суда Латвийской Республики, профессор юридического факультета Латвийского университета, доктор юридических наук, профессор.
В работе рассмотрен процесс становления судебной системы в Латвийской Республике после основания государства в 1918 г., основой которой послужил закон Российской империи от 20 ноября 1864 г. "Учреждение судебных установлений". Особое внимание уделяется диссонансу между конституционными гарантиями независимости судей, установленному Конституцией 1922 г., и законной практикой министерства юстиции при отборе кандидатов в судьи, решении вопроса карьерного продвижения судей и проведении общего надзора над судами.
Ключевые слова: судебная система в Латвийской Республике, закон Российской империи от 20 ноября 1864 г. "Учреждение судебных установлений", независимый суд, разделение власти.
The genesis of the judicial system in the Republic of Latvia after the establishment of the state (1918 - 1940) S. A. Osipova
This article is dedicated to the research of genesis of the court system of the Republic of Latvia after the foundation of the State in 1918. The base of this court system was the one established in the Russian Empire by the "Establishment of Judicial Settlements from November 1864. Particular attention in the article is devoted to the dissonance in legal practice, which developed between the guarantees of independence of the judiciary established in the Constitution, from one side, and the possibilities of the executive to exercise influence on the courts provided by different laws, from the other side, for example, by picking candidates for the position of a judge and by deciding on the progress of his career, as well as by realizing general supervision of the courts.
Key words: the court system of the Republic of Latvia, Law of the Russian Empire from November 20, 1864 "Establishment of Judicial Settlements", Separation of powers.
Введение
Справедливый суд - это независимый суд. Требование вершить суд объективно и независимо не ново. Даже древнейшие культуры стремились к созданию независимых и объективных судов, способных справедливо разрешить спор. Судейство в древних культурах было связано с религиозным культом, и именно идея божественного участия позволяла суду при вынесении решения вознестись над человеческими страстями и стать независимым от мирской власти, нейтральным, объективным и справедливым <1>. В древних государствах суд создавался при исполнительной власти, т. к. власть была неделимой <2>. В Древней Месопотамии, например, судебная иерархия совпадала с иерархией управления, а судьями были государственные чиновники, чьи решения можно было обжаловать вплоть до царя <3>. -------------------------------- <1> Dokumente aus dem Alten Reich. Hrsg. Hans Goedicke, Wiesbaden: Otto Harrassowitz Verlag, 1967. С. 247; Schorr M. Urkunden des Altbabylonischen Zivil - und Prozessrecht. Leipzig: J. C. Hinrichs'sche Buchhandlung, 1913. P. 339. <2> Allam Sch. Rechts im pharaonischen . Buch: Die Rechtskulturen der Antike. Hrsg. Ulrich Mante, : C. H. Beck, 2003. P. 37. <3> Neumann H. Recht im antiken Mesopotamien. Buch: Die Rechtskulturen der Antike. Hrsg. Ulrich Mante. : C. H. Beck, 2003. P. 76.
Новое время пришло с четко обозначенным требованием разделения власти и идеей отделения церкви от государства. Это напрямую повлияло и на понимание того, что такое справедливый суд. Шарль Луи Монтескье в XVIII в. первым предложил наряду с законодательной и исполнительной властями создать третье независимое ответвление власти - судебную власть. Согласно учению Монтескье, только независимая судебная власть может обеспечить людям наивысшую ценность - свободу: "Для гражданина политическая свобода есть душевное спокойствие, основанное на убеждении в своей безопасности. Чтобы обладать этой свободой, необходимо такое правление, при котором один гражданин может не бояться другого гражданина. Если власть законодательная и исполнительная будут соединены в одном лице или учреждении, то свободы не будет... Не будет свободы и в том случае, если судебная власть не отделена от власти законодательной и исполнительной" <4>. В новейшее время укрепилось осознание того, что правосудие должно вершиться без божественного участия, в светском, рациональном, справедливом, объективном, компетентном и нейтральном суде. С этой целью должны создаваться законные <5> и независимые суды. Такое понимание правосудия не пересматривалось вплоть до настоящего момента и считается основным условием гарантии справедливости в современном государстве. -------------------------------- <4> Монтескье Ш. Избранные произведения (О духе законов). М., 1955. С. 289. <5> Следует отметить, что предписания к законам, регулирующим формирование и деятельность судов, имеют тенденцию увеличиваться, т. к. устанавливаются все более высокие требования к кандидатам на должность судей и к судьям. Параллельно законам в последние полвека развиваются также требования этических норм.
Разделение властей началось с отделения законодательной власти от исполнительной. В результате этого отделения власть монарха была ограничена до полномочий главы правительства, однако судебная власть еще довольно продолжительное время оставалась в тесной связи с исполнительной властью. По этой причине мне хотелось бы обратить внимание главным образом на то, насколько Латвии удалось сформировать судебную власть, независимую от власти исполнительной, за первые два десятилетия после основания государства. Эта тема актуальна для Латвии, т. к. в 1934 г. в Латвии была основана авторитарная диктатура, в период действия которой был нарушен принцип разделения властей, т. е., государственная власть была полностью сконцентрирована в руках исполнительной власти. В 1990 - 1991 гг. Латвийская Республика восстановила свою независимость. В декларации Верховного Совета Латвийской Советской Социалистической Республики о восстановлении независимости Латвийской Республики от 4 мая 1990 г. было решено: "Возобновить действие Конституции Латвийской Республики, принятой Конституционным собранием 15 февраля 1922 г., на всей территории Латвии" <6>. Этим решением было обусловлено и намерение восстановить в силе многие законы, действовавшие в Латвийской Республике до Второй мировой войны, причем упомянутое решение не предусматривало оценку того, в каком государстве - демократическом (18.11.1918 - 14.05.1934) или авторитарном (после переворота 15 мая 1934 г.) - эти законы были приняты. Несмотря на то, что Закон о судебной власти от 1992 г. был разработан и принят как новый закон <7>, многие из предусмотренных в нем элементов судебной системы были переняты из судебного устройства, существовавшего до Второй мировой войны <8>; например, высшая судебная инстанция формировалась из двух судов - апелляционного и кассационного. Кроме того, отдельные законы, связанные с деятельностью должностных лиц, принадлежащих к судебной системе, были восстановлены; например, 1 июня 1993 г. Верховный Совет Латвийской Республики вынес постановление о восстановлении в силе Закона о нотариате Латвийской Республики от 16 декабря 1937 г. и внесении в этот закон поправок и дополнений <9>. -------------------------------- <6> Latvijas PSR AP 1990. gada 4. maija deklaracija "Par Latvijas Republikas ". URL: http://likumi. lv/doc. php? id=75539 (дата обращения: 19.11.2013). <7> 15.12.1992. likums "Par tiesu varu" (Закон от 15 декабря 1992 г. "О судебной власти") // Latvijas Republikas Padomes . 1993. Nr. 1. <8> Например, создание в Латвии суда присяжных, запланированное в межвоенный период, было запланировано и в Латвии 1990-х. Однако, как и в межвоенный период, этот замысел не осуществился. <9> 01.06.1993. likums "Par Latvijas Republikas 1937. gada likuma un un taj" (Закон от 1 июня 1993 г. "О восстановлении в силе Закона о нотариате Латвийской Республики от 1937 года и поправках и дополнениях к нему") // Latvijas . 1993. Nr. 48.
Цели независимости суда и критерии ее оценки
Уже третье столетие преобладает мнение, что для обеспечения свободы и безопасности членов общества необходимо разделение властей. Принцип разделения властей обеспечивает не только функциональную и институционную независимость одного ответвления власти от другого, но и контроль каждой власти со стороны остальных ответвлений (механизм сдержек и противовесов (checks and balances)) <10>. Таким образом, органы государственной власти не только разделены, но и связаны с целью взаимного сотрудничества и надзора в пределах компетенции каждой власти. В правовом государстве очень важно создать независимую судебную систему, которая способна сама себя контролировать, одновременно связав эту систему с остальными структурами власти, чтобы государственная власть составила единый механизм. В то же время, однако, сложно оценить, не вызывают ли сотрудничество и взаимный контроль между властями существенного ограничения независимости какой-либо конкретной власти. На мой взгляд, независимость судебной власти является наиболее хрупкой, т. к. решения об основах, необходимых для ее деятельности, как в законодательной и финансовой сфере, так и в сфере карьерного продвижения судей, принимают законодатель и исполнительная власть. В свою очередь, суд не способен полноценно функционировать, если отсутствуют соответствующие законы или достаточное финансирование. Таким образом, качество деятельности судебной власти и независимость самой власти подвержены прямому влиянию со стороны остальных двух властей. Если вопрос недостатка в соответствующем правовом регулировании судьи часто могут разрешить профессионально, путем применения методов интерпретации и дальнейшего правообразования, то проблему недостаточного финансирования суд своими силами решить не способен. Кроме того, карьерное продвижение судей часто чрезмерно политизировано. В последние годы в Латвии, где в настоящее время решения о карьерном продвижении судей принимает Саэйма (парламент), которая направляет судей для работы в более высоких судебных инстанциях, и министр юстиции, который назначает председателей районных и окружных судов, начались широкие дискуссии о том, способствуют ли эти процедуры укреплению справедливого суда и гарантии независимости судьи при совершении правосудия. -------------------------------- <10> Kleger H., Karolowski I. P., Munke M. Verfassung: zum Stand der Demokratie im Zuge Osterweiterung. 3. Auflage. , Hamburg, London: LIT Verlag, 2004. P. 135, 136.
При оценке независимости судов важно понимать, что независимость судов и судей является не самоцелью, но существенным условием обеспечения прав и свобод человека <11>. Поэтому не удивительно, что особую значимость идея существования независимого суда приобрела после Второй мировой войны, когда формировались и все более укреплялись права человека. В последние десятилетия оценке независимости суда уделяется пристальное внимание. Эту оценку проводят сами государства, чьи законодатели постоянно разрабатывают новые требования, цель которых - укрепить правовое государство. Кроме того, проводятся внешние международные оценки, цель которых - определить, в какой мере исследуемое государство является демократическим и правовым, каковы его стандарты соблюдения прав человека. Независимость судов стала одним из критериев, определяющих внешний образ и престиж государства. -------------------------------- <11> un tiesu neatkarlba / Jurista . Nr. 14 (417) - Otrdiena, 2006. gada 4. .
Однако идея независимой судебной власти и модели ее реализации появились уже в XIX и начале XX века. В 1929 году Ганс Кельзен, исследуя вопрос независимости судов в статье Justiz und Verwaltung, пришел к выводу, что четкие критерии, которые позволили бы определить, независим ли суд, отсутствуют, т. к. совокупность обстоятельств, которые подлежат оценке извне, не дает полной картины того, в какой мере каждый конкретный судья был независим при вынесении решения <12>. Независимость суда рассматривается не как состояние, но как диалектический процесс <13>. Институционную независимость суда характеризуют процессы формирования судов и назначения судей, организация работы и распределение дел в суде, финансовое обеспечение суда <14> и другие показатели, в том числе возможности и механизмы самоорганизации и самоконтроля суда. -------------------------------- <12> Kelsen H. Justiz und Verwaltung / Zeitschrift soziales Recht. 1. Jahrgang. 1929. P. 1 - 25. <13> Oberto G. Die richterliche in Europa und ihre Sicherung durch einen obersten Richterrat. URL: http://www. hefam. de/koll/ oberto-200407.pdf (дата обращения: 26.08.2013). <14> Статья 7 Принципов независимости судебной власти, принятых Организацией Объединенных Наций, предусматривает: "Каждое государство-член должно добиться наличия достаточных ресурсов, способствующих выполнению функций судебной власти в полном объеме". URL: http://www. un. org/ru/documents/ decl_conv/ conventions/indep. shtml (дата обращения: 27.08.2013).
Суд в Латвии в 1918 - 1940 годах
В Латвийской Республике с самого начала ее существования формировалась независимая судебная власть. Народный совет Латвийской Республики 6 декабря 1918 г. принял Временное положение о судах и порядке совершения правосудия в Латвии. Временное положение предусматривало, что "суды Латвии действуют по местным и российским законам, которые были в силе до 24 октября 1917 года" <15>. Преемственность по отношению к праву, действовавшему на этой территории ранее, была еще прочнее укреплена законом Народного совета Латвийской Республики от 5 декабря 1919 г. "О сохранении в силе ранее действовавших российских законов в Латвии", согласно которому и в дальнейшем оставалось в силе право Российской империи, действовавшее на территории Латвии <16>. -------------------------------- <15> Par Latvijas un : Tautas padomes pagaidu nolikums (О судах и порядке совершения правосудия в Латвии: Временное положение Народного совета). Latvijas Pagaidu Likumu un . 1919. gada 15. . Nr. 1. <16> Latvijas (1914 - 2000) / Prof. red. : Fonds Latvijas , 2000. С. 218.
Основой латвийской судебной системы служила судебная система, сформировавшаяся в конце XIX века в Российской империи в рамках судебной реформы. Эта система отвечала требованиям современной на тот момент судебной системы "французского типа". Более точным будет утверждение, что судебная система Латвийской Республики была создана на основе закона Российской империи от 20 ноября 1864 г. "Учреждение судебных установлений". В упомянутый закон в Латвийской Республике были внесены поправки и дополнения <17>. При его применении также использовались юдикатура и научная доктрина Российской империи <18>. "Учреждение судебных установлений" в редакции от 22 декабря 1921 г. гласило: "Судебная власть принадлежит мировым судьям, окружным судам, судебной палате и сенату как верховному кассационному суду" <19>. Судебное устройство крупного государства было "сжато" до уровня одной бывшей провинции. Поэтому в Латвии сформировалось два верховных суда с различной компетенцией: высшая апелляционная инстанция - Судебная палата и кассационная инстанция - Сенат. В Латвии была создана судебная система трех инстанций, которая, однако, включала четыре суда. Такой порядок, при котором к небольшому унитарному государству была приспособлена судебная система всей Российской империи, частично сохранился до наших дней. Лишь в настоящий момент происходит ликвидация двойственности Верховного суда, который по-прежнему состоит из судебных палат - для апелляции и Сената - для кассации. В настоящий момент предусмотрен порядок, при котором Верховный суд будет сохранен исключительно как кассационная судебная инстанция, судебные палаты в течение ближайших лет будут ликвидированы, и будет введена "чистая" система трех судебных инстанций - в уголовном процессе - с 1 января 2015 г., а в гражданском процессе - постепенно, в течение 7 - 10 лет <20>. -------------------------------- <17> Эти поправки и дополнения, по мнению латвийских судей, не всегда улучшали закон. По многим законопроектам, по изменениям к ним разгорались серьезные дебаты. <18> Mincs P. // Tieslietu Ministrijas . 1920. Nr. 1. P. 9. <19> 1. pants. Tiesu likumi. 1924. gada . : Tieslietu ministrijas , 1924. P. 5. <20> Совет юстиции поддерживает ликвидацию палат Верховного суда по гражданским и уголовным делам. URL: http://www. delfi. lv/news/national/ politics/ tieslietu-pa-dome-atbalsta - at-civillietu-un - kriminallietu - tiesu-palatu - likvidesanu. d?id=42256998 (дата обращения: 31.10.2013).
4 марта 1921 г. был принят закон "Об административных судах", в основу которого лег законопроект, разработанный в 1917 г. Временным правительством России <21>. Однако уже в 1924 г. профессор Владимир Буковский писал следующее: "Административные суды существуют у нас всего четыре года, но уже успели вызвать беспокойство в обществе. Невозможно скрыть негативные стороны существующего порядка: почти все в обществе критикуют аппарат административного суда; в некоторых случаях один и тот же вопрос в гражданском суде и административном суде разрешается диаметрально противоположно; в Саэйме уже разгорелись дебаты о хорошем и плохом суде и обозначилась необходимость в том, чтобы в закон об административных судах были внесены поправки и дополнения; наконец, и в самом Сенате идет работа над проектом устройства Сената, содержащим намерение реформировать административный департамент Сената, чтобы придать ему кассационный характер" <22>. -------------------------------- <21> Ievads Latvijas Republikas Satversmes VI : tiesu varas . . Latvijas Republikas Satversmes . VI . Tiesa. VII . Valsts kontrole. : Latvijas , 2013. P. 13. <22> Bukovskis V. tiesas reforma // Tieslietu Ministrijas . 01.07.1925. Nr. 7. С. 817.
Была ли судебная власть независимой от исполнительной власти уже в этот период? На этот вопрос можно ответить, исследовав порядок назначения мировых судей. "Мировых судей назначает кабинет министров из кандидатов, предложенных министром юстиции" <23>. Таким образом, судебная власть формируется исполнительной властью, кроме того, "поступая на службу в судебное ведомство, мировые судьи дают торжественное обещание на общем основании статьи 13 закона о гражданской службе от 31 марта 1920 года" <24>. Судьи воспринимались как лица, находящиеся на государственной службе, чье отделение от исполнительной власти только началось. Совершая правосудие, судьи формально были независимы, однако назначение судей на должность и их карьерное продвижение находились под контролем исполнительной власти. -------------------------------- <23> 18. pants. Tiesu likumi. 1924. gada . : Tieslietu ministrijas , 1924. P. 6. <24> 21. pants. 1. pants. Tiesu likumi. 1924. gada . : Tieslietu ministrijas , 1924. P. 7.
В период с 1920 по 1922 г. была разработана Сатверсме - Конституция Латвийской Республики. Сатверсме составлена таким образом, что в самом ее начале в отдельную главу выделены общие положения, определяющие форму и символы государства; затем следуют главы, регулирующие конституционные органы и их компетенцию <25>. Глава VI Сатверсме посвящена суду как конституционному органу. Гарантии независимости суда неизменно предусматривают: -------------------------------- <25> Исключением является глава V, регулирующая законодательство.
"83. Судьи независимы и подчиняются только закону. 84. Судьи утверждаются Саэймой и несменяемы. Судьи против их воли могут быть отстранены от должности исключительно на основании решения суда. Закон может определить возраст, с достижением которого судьи оставляют свою должность" <26>. -------------------------------- <26> Latvijas Satversmes Sapulces 1922. gada 15. Latvijas Republikas Satversme (Конституция Латвийской Республики, принятая 15 февраля 1922 г. Латвийским Конституционным собранием). URL: https://www. vestnesis. lv/?menu=doc&id=57980 (дата обращения: 28.06.2013).
Если ст. 83 Конституционным собранием была принята без дебатов, то ст. 84 была принята в результате горячих дебатов. Одним из предметов разногласий стал срок полномочий судей. Как во 2-м, так и в 3-м чтении социал-демократы высказали предложение назначать судей только на 6 лет. Выступая в поддержку этого предложения, депутат К. Дзелзитис упомянул, что, во-первых, не все судьи имеют высшее юридическое образование, поэтому необходимо подумать о возможности впоследствии этих судей заменить, и, во-вторых, за шесть лет судья подтвердит свою способность совершать правосудие, и впоследствии такие "соответствующие" судьи смогут сохранить за собой должность пожизненно <27>. На это докладчик Я. Пургайлис ответил, что "несменяемость судей является главной гарантией неприкосновенности судов". Докладчик также упомянул, что повторная оценка судьи в парламенте может привести к тому, что в период своих полномочий судья при рассмотрении дел будет следить за тем, чтобы его решения не затрагивали интересов какой-либо политической партии и не влияли на его повторное утверждение в должности. Поэтому утверждение судьи в должности на определенный срок необходимо отклонить, т. к. оно ставит под угрозу независимость судьи и справедливый суд <28>. Высказывались также предложения о создании института мировых судей, избираемых народом, однако эти предложения были отклонены на Конституционном собрании с убедительным перевесом. -------------------------------- <27> Latvijas Satversmes Sapulces stenogrammu izvilkums (1920 - 1922). : Tiesu namu , 2006. P. 856. <28> Ibidem. P. 480, 857.
В Сатверсме было установлено, что судьи утверждаются Саэймой, и таким образом была укреплена независимость судебной власти. В компетенции исполнительной власти остался отбор кандидатов на должность судей, которые впоследствии направлялись на утверждение в Саэйму <29>. Кроме того, как следует из новостей, опубликованных в Вестнике Министерства юстиции, в дальнейшем решения о назначении на должность <30> и карьерном продвижении судей также принимались кабинетом министров. Так, например, в 1925 г. "Председатель Латгальского окружного суда Фрицис Зилберс назначен сенатором решением кабинета министров от 6 августа 1925 года; Карлис Пуриньш назначен сенатором решением кабинета министров от 6 августа 1925 года; Лео Свемпс назначен дополнительным мировым судьей при Рижском окружном суде решением кабинета министров от 1 сентября 1925 года" <31>. Решение об освобождении судьи от должности по собственному желанию также принималось исполнительной властью. Вестник Министерства юстиции сообщает: "От должности освобождены: мировой судья при Латгальском окружном суде Карлис Дзенитс, по собственной просьбе, решением кабинета министров от 11 августа 1925 года; мировой судья 1 участка Вентспилского уезда Максимилиан Паэгле, по собственной просьбе, решением кабинета министров от 20 августа 1925 года, с 1 сентября 1925 года; следственный судья при Рижском окружном суде Александр Сушин, по собственной просьбе, решением кабинета министров от 20 августа 1925 года" <32>. -------------------------------- <29> 18. pants. Tiesu likumi. 1924. gada . : Tieslietu ministrijas , 1924. P. 6. <30> Саэйма утверждала судей, уже назначенных кабинетом министров и приступивших к исполнению обязанностей судьи. <31> tiesu resora // Tieslietu Ministrijas . 01.10.1925. Nr. 10. P. 895. <32> Ibidem.
Несмотря на то что исполнительная власть оказывала значительное влияние на формирование судебной власти - как при отборе кандидатов в судьи и их назначении, так и при принятии решений о карьере судей и их освобождении от должностных обязанностей - одновременно формировались единство и независимость судебной власти, т. к. было установлено, что прямой надзор за судьями находится в ведении окружного суда их округа, а верховный надзор за всеми судьями - в ведении кассационных департаментов сената <33>. С другой стороны, все суды по-прежнему находились под прямым надзором министра юстиции, перед которым лично несли ответственность. "Общий надзор за всеми судебными учреждениями и должностными лицами судебного ведомства в государстве подведомствен министру юстиции как генеральному прокурору. Он имеет право запросить от должностных лиц судебного ведомства предоставление требующихся ему сведений и объяснений в письменной форме, а в случае необходимости - лично" <34>. Рассматривая вопрос о том, получили ли судьи в 1922 г. с принятием конституции, которая de iure предусматривала независимую судебную власть и подчинение судей только закону <35>, реальную независимость от исполнительной власти, можно заключить, что влияние правительства и министра юстиции было по-прежнему велико. Министр юстиции мог контролировать продвижение дел в судах, напрямую влиять на карьеру каждого отдельного судьи, и прокуратура также находилась в подчинении министра юстиции как генерального прокурора <36>. Система, созданная в России в 1864 г., в Латвии осталась неизменной и после принятия Сатверсме. -------------------------------- <33> 31. pants. Tiesu likumi. 1924. gada . : Tieslietu ministrijas , 1924. P. 8. <34> 179. pants. 1. pants. Tiesu likumi. 1924. gada . : Tieslietu ministrijas , 1924. P. 28. <35> Latvijas Satversmes Sapulces 1922. gada 15. Latvijas Republikas Satversme (Конституция Латвийской Республики, принятая 15 февраля 1922 г. Латвийским Конституционным собранием). URL: https://www. vestnesis. lv/?menu=doc&id=57980 (дата обращения: 28.06.2013). <36> 65 pants. Tiesu likumi. 1924. gada . : Tieslietu ministrijas , 1924. P. 13.
Споры о том, как укрепить независимость судов, продолжились. В 1923 г. в законодательном органе прошли широкие дебаты об ограничениях на совмещение должностей для судей. Выступая с докладом о рассмотренных комиссией парламента поправках и дополнениях к закону о судебном устройстве, Густавс Земгалис подчеркнул следующее: "Исключением стали два вопроса, по которым в комиссии состоялись более крупные дебаты, а именно - совмещение должности сотрудника судебного ведомства с другими оплачиваемыми государственными или муниципальными должностями, а также формула присяги свидетелей. Остальные поправки значительных расхождений не вызвали" <37>. В результате было установлено: "Должность мирового судьи, требующую постоянного внимания и непрерывного нахождения на участке, нельзя совмещать с другой должностью на государственной или общественной службе, за исключением почетных должностей в местных благотворительных и учебных учреждениях" <38>. Это регулирование, укрепившее разделение властей, все-таки позволило сенаторам Августу Леберу и Владимиру Буковскому <39> работать в качестве профессоров Латвийского университета и обучать молодых юристов. -------------------------------- <37> Стенограмма 25-го заседания II сессии Саэймы от 4 июля 1923 г. URL: http://periodika. lndb. lv/ periodika2-viewer/view/ index-dev. html#panel:pa|issue:/p_001_sast1923n1|article:DIVL2476|query:neatkar%C4%ABb|issueType:P (дата обращения: 23.06.2013). <38> 18. pants. Tiesu likumi. 1924. gada : Tieslietu ministrijas , 1924. P. 6. <39> Latvijas . doma XX . : Zvaigzne ABC, 1999. P. 81.
В результате переворота 15 мая 1934 г. судебная система также не претерпела коренных изменений, и в силе осталось Временное положение о судах и порядке совершения правосудия в Латвии <40>, т. е. "Учреждение судебных установлений" Российской империи. Однако на этом этапе было приостановлено действие Сатверсме, парламент не действовал в качестве законодателя, отсутствовало разделение властей, поэтому нельзя говорить и о существовании независимой судебной власти. Действовавший на тот момент министр юстиции Херманис Апситис писал: "Если Монтескье у штурвала корабля государства хотел видеть три силы - законодательную, исполнительную и судебную власти, - то в наши дни мы хотим видеть эти силы нераздельными" <41>. Установкой авторитарной политики Латвии было укрепление латышских национальных ценностей. Это коснулось и судов, от которых министр юстиции Х. Апситис потребовал создания "латышского права" и "латышских судов" <42>. Повлиять на суды стремились как министр юстиции и чиновники министерства, так и непосредственно вождь государства - Президент министров <43>. Министр Х. Апситис в 1938 г. определил политические установки для судей: "Идеалы нации выражают благо общности и крепость государства. Физические и духовные силы народа, за которыми государство зорко наблюдает, должны быть направлены в эту сторону. Цель у них одна - служить нашей государственной идее, нашей Латвии. И далее - любой хороший, порядочный и честный труд, труд, идущий от чистого сердца и поддерживающий новые идеалы, также является политической работой, занятием политикой. Разве судье не по пути с такой политикой? Думается, что судье нельзя отрываться от такой политики, чтобы можно было спокойно признать, что и он тоже занимается политикой" <44>. Далее в тексте выражена мысль, которую можно воспринять как угрозу в адрес нелояльных судей: "Должностное лицо, которое не желает разглядеть намеченный путь государственного управления, которое не способно осознать поставленные цели и устремления, проблески которых видны в каждом законе, и которые особенно ясно отражаются при взгляде на законы в их взаимосвязи, так и не сможет быть истинным толкователем законов и эти законы применять. Думается, что такое лицо не сможет быть и справедливым судьей, ибо такой судья будет иметь иной ход мысли, ему будет недоставать внутренней направленности; в действительности он будет чужаком и духовно пустой личностью... Не станем же дожидаться того, чтобы правосудие начали совершать над судом!" <45>. Это были не пустые угрозы, о чем свидетельствует тот факт, что правительство авторитарного государства отстранило от должности целый ряд судей <46>. -------------------------------- <40> Latvijas (1914 - 2000) / Prof Dr. iur. red. : LU Latvijas fonds, 2000. P. 279. <41> Tiesnesis // Tieslietu Ministrijas . 1938. Nr. 4. P. 942. <42> 15. maijs // Tieslietu Ministrijas . 1935. Nr. 4. P. 876. <43> Ievads Latvijas Republikas Satversmes VI nodalas : tiesu varas . . Latvijas Republikas Satversmes . VI . Tiesa. VII . Valsts kontrole. : Latvijas . 2013. P. 13. <44> Tiesnesis // Tieslietu Ministrijas . 1938. Nr. 4. P. 945. <45> Ibidem. P. 946. <46> Latvijas 1914 - 1940. Valsts un valsts. Stokholma: Daugava, 1976. P. 623.
Выводы
1. Основой для латвийской судебной системы послужила судебная система, созданная в Российской империи в конце XIX века в рамках судебной реформы; эта система отвечала требованиям современной на тот момент судебной системы "французского типа". На протяжении всего межвоенного периода в Латвии действовал закон Российской империи от 20 ноября 1864 г. "Учреждение судебных установлений", в который вносились поправки и дополнения. В его применении также использовались юдикатура и правовая доктрина Российской империи. 2. Принятая в 1922 г. Конституция Латвийской Республики выделяет суд в качестве конституционного органа и предусматривает гарантии независимости судей: утверждение судей Саэймой пожизненно и подчинение судей в их деятельности только закону, но система законов еще полностью не обеспечивала применение конституционных гарантий на практике. 3. В 1934 г. демократию в Латвии сменил авторитаризм, действие Конституции было приостановлено, и независимость судов была ограничена. Были предприняты попытки политизировать суд. Исполнительная власть оказывала давление на судей как с помощью идеологии, так и путем отстранения нелояльных судей от должности.
Литература
1. Latvijas Satversmes Sapulces 1922. gada 15. Latvijas Republikas Satversme (Конституция Латвийской Республики, принятая 15 февраля 1922 г. Латвийским Конституционным собранием). URL: https://www. vestnesis. lv/?menu=doc&id=57980 (дата обращения: 28.06.2013). 2. Par Latvijas un : Tautas padomes pagaidu nolikums (О судах и порядке совершения правосудия в Латвии: Временное положение Народного совета). Latvijas Pagaidu Likumu un . 1919. gada 15. . Nr. 1. 3. Latvijas PSR AP 1990. gada 4. maija "Par Latvijas Republikas neatkarTbas ". URL: http://likumi. lv/doc. php? id=75539 (дата обращения: 19.11.2013). 4. Likums "Par Latvijas Republikas 1937. gada likuma un un " 01.06.1993 (Закон от 1 июня 1993 г. "О восстановлении в силе Закона о нотариате Латвийской Республики от 1937 года и поправках и дополнениях к нему") // Latvijas Vestnesis. 1993. Nr. 48. 5. Likums "Par tiesu varu" 15.12.1992 (Закон от 15 декабря 1992 г. "О судебной власти") // Latvijas Republikas Padomes . 1993. Nr. 1. 6. Tiesu likumi (Учреждение судебных установлений) 1924. gada : Tieslietu ministrijas , 1924. 7. un tiesu // Jurista . 2006. Nr. 14 (417). 8. Allam Sch. Rechts im pharaonischen . Buch: Die Rechtskulturen der Antike. Hrsg. Ulrich Mante, : C. H. Beck, 2003. 9. 15. maijs // Tieslietu Ministrijas . 1935. Nr. 4. 10. Tiesnesis // Tieslietu Ministrijas . 1938. Nr. 4. 11. Latvijas . doma XX . : Zvaigzne ABC, 1999. 12. Bukovskis V. tiesas reforma // Tieslietu Ministrijas . 1925. Nr. 7. 13. Kelsen H. Justiz und Verwaltung // Zeitschrift soziales Recht. 1929. 1. Jahrgang. 14. Kleger H., Karolowski I. P., Munke M. Verfassung: zum Stand der Demokratie im Zuge Osterweiterung. 3. Auflage. , Hamburg, London: LIT Verlag, 2004. 15. Dokumente aus dem Alten Reich. Hrsg. Hans Goedicke, Wiesbaden: Otto Harrassowitz Verlag, 1967. 16. Schorr M. Urkunden des Altbabylonischen Zivil - und Prozessrecht. Leipzig: J. C. Hinrichs'sche Buchhandlung, 1913. 17. levads Latvijas Republikas Satversmes VI : tiesu varas . . Latvijas Republikas Satversmes . VI . Tiesa. VII . Valsts kontrole. : Latvijas . 2013. 18. Latvijas Satversmes Sapulces stenogrammu izvilkums (1920 - 1922). RTga: Tiesu namu , 2006. 19. Latvijas (1914 - 2000) / Prof. red. : Fonds Latvijas , 2000. 20. Mincs P. // Tieslietu Ministrijas . 1920. Nr. 1. С. 9. 21. Neumann H. Recht im antiken Mesopotamien. Buch: Die Rechtskulturen der Antike. Hrsg. Ulrich Mante. : C. H. Beck, 2003. 22. Oberto G. Die richterliche in Europa und ihre Sicherung durch einen obersten Richterrat. URL: http://www. hefam. de/koll/oberto-200407.pdf (дата обращения: 26.08.2013). 23. tiesu resora // Tieslietu Ministrijas Vestnesis. 1925. Nr. 10. С. 895. 24. Latvijas 1914 - 1940. Valsts un valsts. Stokholma: Daugava, 1976. 25. Монтескье Ш. Избранные произведения (О духе законов). М., 1955. 26. Принципы независимости судебной власти, принятые Организацией Объединенных наций. URL: http://www. un. org/ru/documents/ decl_conv/conventions/indep. shtml (дата обращения: 27.08.2013). 27. Совет юстиции поддерживает ликвидацию палат Верховного суда по гражданским и уголовным делам. URL: http://www. delfi. lv/news/ national/politics/ tieslietu-padome - atbalsta-at-civillie - tu-un-kriminallietu-tiesu - palatu-likvidesanu. d?id=42256998 (дата обращения: 31.10.2013). 28. Стенограмма 25-го заседания II сессии Саэймы от 4 июля 1923 г. URL: http://periodika. lndb. lv/periodika2-viewer/view/index-dev. html#panel:pa|issue:/p_001_sast1923n1| article:DIVL2476| query:neatkar%C4%ABb|issueType:P (дата обращения: 23.06.2013).
Название документа