Некоторые особенности правового и уголовно-правового положения иностранных граждан и лиц без гражданства

(Петрова И. А.) ("Миграционное право", 2012, N 1) Текст документа

НЕКОТОРЫЕ ОСОБЕННОСТИ ПРАВОВОГО И УГОЛОВНО-ПРАВОВОГО ПОЛОЖЕНИЯ ИНОСТРАННЫХ ГРАЖДАН И ЛИЦ БЕЗ ГРАЖДАНСТВА

И. А. ПЕТРОВА

Правовое положение иностранных граждан в Российской Федерации закреплено в Федеральном законе от 25 июля 2002 г. "О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации" (далее - Закон об иностранных гражданах <1>), а также в иных нормативно-правовых актах. В самом общем виде правовое положение (правовой статус) иностранных граждан - это совокупность прав, свобод и обязанностей, установленных правовыми нормами. Закон об иностранных гражданах регулирует отношения между иностранными гражданами, с одной стороны, и органами государственной власти, органами местного самоуправления, должностными лицами указанных органов, с другой стороны, возникающие в связи с пребыванием (проживанием) иностранных граждан в Российской Федерации и осуществлением ими на территории Российской Федерации трудовой, предпринимательской и иной деятельности. -------------------------------- <1> Собр. законодательства Рос. Федерации. 2002. N 30. Ст. 3032.

Согласно ст. 4 указанного Закона, иностранные граждане пользуются в Российской Федерации правами и несут обязанности наравне с российскими гражданами, за исключением случаев, предусмотренных федеральным законом. Эта норма корреспондирует с ч. 3 ст. 62 Конституции РФ, где установлено, что иностранные граждане и лица без гражданства пользуются в России правами и несут обязанности наравне с гражданами Российской Федерации, кроме случаев, установленных федеральным законом или международным договором РФ. В целом правовое положение иностранных граждан зависит от оснований пребывания их на территории России. В зависимости от этого иностранные граждане могут быть: - временно пребывающими в Российской Федерации - это иностранные граждане, прибывшие в Российскую Федерацию на основании визы или в порядке, не требующем получения визы, и получившие миграционную карту, но не имеющие вида на жительство или разрешения на временное проживание; - временно проживающими в Российской Федерации - это иностранные граждане, получившие разрешение на временное проживание; - постоянно проживающими в Российской Федерации - это иностранные граждане, получившие вид на жительство. Вид на жительство - это документ, выданный иностранному гражданину или лицу без гражданства в подтверждение его права на постоянное проживание в Российской Федерации, а также его права на свободный выезд из Российской Федерации и въезд в Российскую Федерацию. Закон об иностранных гражданах распространяет свое действие и на лиц без гражданства, т. к. понятие "иностранный гражданин" включает в себя понятие "лицо без гражданства", за исключением случаев, когда федеральным законом для лиц без гражданства устанавливаются специальные правила, отличающиеся от правил, установленных для иностранных граждан. Таким образом, в целом правовое положение лиц без гражданства приравнено к правовому положению иностранных граждан. В соответствии с этим лицо без гражданства также может быть временно пребывающим на территории РФ, временно проживающим на территории РФ и постоянно проживающим на территории РФ. Уголовно-правовой статус иностранных граждан, как и их правовой статус в целом, определяется внутренним законодательством государства и международно-правовыми актами. Наделяя граждан иностранных государств определенными правами и обязанностями на своей территории, государство исходит из необходимости выполнения международных обязательств, общепризнанных принципов и норм международного права, верховенства собственного суверенитета в пределах его границ, а также из фундаментальных правовых принципов (справедливости, равенства всех перед законом и т. д.) <2>. Уголовная ответственность в Российской Федерации также основывается на конституционном принципе равенства человека и гражданина перед законом. В ст. 4 УК РФ этот принцип формулируется следующим образом: "Лица, совершившие преступления, равны перед законом и подлежат уголовной ответственности независимо от пола, расы, национальности, языка, происхождения, имущественного и должностного положения, места жительства, отношения к религии, убеждений, принадлежности к общественным объединениям, а также других обстоятельств". К другим обстоятельствам в данном случае абсолютно обоснованно можно отнести принадлежность человека к гражданству иностранного государства или отсутствие гражданства какого-либо государства. -------------------------------- <2> Крупцов А. А. Некоторые особенности уголовно-правового статуса иностранных граждан // Актуальные проблемы российского права. 2008. N 3. С. 283.

Таким образом, в Российской Федерации установлено равенство граждан РФ, иностранных граждан и лиц без гражданства в установлении общих оснований и пределов уголовной ответственности, общих оснований к освобождению от уголовной ответственности и наказания, общих оснований и условий к погашению правовых последствий судимости. Кроме этого, в соответствии с территориальным принципом действия уголовного закона в пространстве, лицо, совершившее преступление на территории Российской Федерации, подлежит уголовной ответственности по Уголовному кодексу РФ (ч. 1 ст. 11 УК). По смыслу закона за преступления, совершенные на территории РФ, несут ответственность и граждане РФ, и иностранные граждане, и лица без гражданства. При этом следует заметить, что, регулируя вопросы действия территориального принципа, УК РФ не проводит различий между иностранными гражданами и лицами без гражданства, временно пребывающими, временно проживающими или постоянно проживающими на территории РФ, чего нельзя сказать о содержании иных принципов действия уголовного закона в пространстве. При закреплении пределов действия уголовного закона в пространстве законодатель установил равенство в правовом положении граждан РФ и лиц без гражданства, постоянно проживающих на территории РФ, а также равенство иностранных граждан и лиц без гражданства, постоянно не проживающих на территории РФ. Принцип гражданства распространяет свое действие на лиц без гражданства, постоянно проживающих на территории РФ. Так, в соответствии с национальным принципом (принципом гражданства), закрепленным в ч. 1 ст. 12 УК, граждане Российской Федерации, а также лица без гражданства, постоянно проживающие на территории РФ, совершившие преступление вне пределов Российской Федерации, несут уголовную ответственность также по уголовному законодательству России, если: 1) это преступление направлено против интересов, охраняемых УК РФ; 2) отсутствует решение суда иностранного государства, вынесенное за совершенное преступление. В соответствии с так называемым реальным принципом (ч. 3 ст. 12 УК) к уголовной ответственности по Уголовному кодексу РФ могут быть привлечены иностранные граждане и лица без гражданства, постоянно не проживающие на территории РФ, совершившие преступление вне пределов Российской Федерации. Такая возможность наступает в случае: 1) если преступление направлено против интересов Российской Федерации либо гражданина Российской Федерации или постоянно проживающего в Российской Федерации лица без гражданства; 2) если лицо не осуждалось за совершенное преступление по законодательству иностранного государства и привлекается к уголовной ответственности на территории Российской Федерации. Исходя из содержания универсального принципа действия уголовного закона в пространстве, иностранные граждане и лица без гражданства, постоянно не проживающие на территории РФ, совершившие преступление вне пределов Российской Федерации, также несут уголовную ответственность по УК РФ, если: 1) такая возможность предусмотрена международным договором Российской Федерации; 2) лицо не осуждалось за совершенное преступление по законодательству иностранного государства и привлекается к уголовной ответственности на территории Российской Федерации. Персональный принцип действия правовой нормы в отношении лиц без гражданства, постоянно проживающих на территории данного государства, закреплен в ряде международных конвенций. Так, например, Конвенцией ООН против транснациональной организованной преступности 2000 г. предусмотрено: "Каждое государство-участник применяет свою юрисдикцию, если преступление совершено гражданином этого государства-участника или лицом без гражданства, которое обычно проживает на его территории" <3>. Действие принципа гражданства не только в отношении граждан государства, но и лиц без гражданства, постоянно проживающих на территории данного государства, закреплено в уголовном законодательстве многих стран, и это следует приветствовать. Действительно, так как лица без гражданства, постоянно проживающие на территории России, - это физические лица, не являющиеся гражданами Российской Федерации и не имеющие доказательств наличия гражданства (подданства) иностранного государства, получившие вид на жительство, то они утратили устойчивую правовую связь с каким-либо иным государством и приобрели достаточно устойчивую связь с Российской Федерацией. Для получения вида на жительство лицо без гражданства обязано прожить в России не менее одного года на основании разрешения на временное проживание. Вид на жительство выдается на пять лет <4>. На основании этого вполне справедливо при решении вопросов о пределах действия уголовного закона в пространстве устанавливать равенство в правовом положении граждан РФ и лиц без гражданства, постоянно проживающих на территории РФ. -------------------------------- <3> СПС "КонсультантПлюс". <4> О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации: Федеральный закон от 25 июля 2002 г. // Собр. законодательства Рос. Федерации. 2002. N 30. Ст. 3032.

Несмотря на это, по нашему мнению, российский законодатель не совсем последователен в установлении особенностей уголовной ответственности лиц без гражданства, постоянно проживающих на территории РФ. Уголовный кодекс РФ больше ни в одной из своих норм не выделяет такой категории лиц, приравнивая всех лиц без гражданства по своему уголовно-правовому статусу к иностранным гражданам. Так, в соответствии с ч. 1 ст. 13 УК РФ, иностранные граждане и лица без гражданства, совершившие преступление вне пределов Российской Федерации и находящиеся на территории Российской Федерации, могут быть выданы иностранному государству для привлечения к уголовной ответственности или отбывания наказания в соответствии с международным договором Российской Федерации. Согласно ч. 6 ст. 53 УК РФ ограничение свободы не назначается военнослужащим, иностранным гражданам, лицам без гражданства, а также лицам, не имеющим места постоянного проживания на территории Российской Федерации, и т. д. С нашей точки зрения, более удачно закреплено уголовно-правовое положение лиц без гражданства, постоянно проживающих на территории государства, в других странах. Так, ст. 6 Уголовного кодекса Республики Беларусь при описании национального принципа действия уголовного закона в пространстве также приравнивает к гражданину Республики Беларусь постоянно проживающее в Республике лицо без гражданства <5>. Реальный и универсальный принципы распространяют свое действие на иностранных граждан и не проживающих постоянно в Республике Беларусь лиц без гражданства. Но при этом и другие нормы уголовного закона следуют этому правилу. Согласно ст. 49 УК Республики Беларусь, общественные работы не могут быть назначены иностранным гражданам и не проживающим постоянно в Республике Беларусь лицам без гражданства. Исправительные работы, ограничение свободы также не могут назначаться иностранным гражданам и не проживающим постоянно в Республике Беларусь лицам без гражданства (ст. ст. 52, 55). -------------------------------- <5> Уголовный кодекс Республики Беларусь // Национальный реестр правовых актов Республики Беларусь. 1999. N 76. 2/50.

Отсрочка исполнения наказания, условное осуждение не могут быть назначены лицу, осуждаемому за особо тяжкое преступление, а равно иностранному гражданину и не проживающему постоянно в Республике Беларусь лицу без гражданства (ст. ст. 77, 78). Таким образом, указанные виды наказания и иные меры уголовной ответственности применяются как к гражданам Республики Беларусь, так и к лицам без гражданства, постоянно проживающим в Республике Беларусь. Кроме этого, по нашему мнению, назрела необходимость пересмотра пределов действия уголовного закона и в отношении иностранных граждан, постоянно проживающих на территории РФ. Как уже было сказано, в соответствии с Законом об иностранных гражданах, их правовое положение схоже с правовым статусом лиц без гражданства, постоянно проживающих на территории РФ. Здесь также можно воспользоваться зарубежным опытом. Так, Уголовный кодекс Дании устанавливает, что деяния, совершенные за пределами датского государства гражданином Дании или лицом, постоянно проживающим в Датском государстве, должны также подпадать под уголовную юрисдикцию Дании, если деяние было совершено в пределах территории иностранного государства <6>. Согласно ст. 4 УК Латвийской Республики, граждане Латвии, неграждане или иностранцы и лица без гражданства, имеющие разрешение на постоянное пребывание в Латвийской Республике, за совершенное на территории другого государства преступное деяние подлежат ответственности на территории Латвии согласно УК Латвии <7>. Распространение принципа гражданства не только в отношении собственных граждан, а также в отношении всех иных постоянно проживающих в стране лиц предусмотрено также в уголовном законодательстве Исландии, Литвы, Финляндии, Швеции. Уголовные кодексы Германии, Финляндии, Франции, Эстонии распространяют принцип гражданства и на тех лиц, которые приобрели гражданство уже после совершения деяния <8>. -------------------------------- <6> Энциклопедия уголовного права. Уголовный закон. Издание профессора Малинина. СПб., 2005. Т. 2. С. 228. <7> Уголовный кодекс Латвийской Республики. СПб.: Юридический центр "ПРЕСС", 2001. <8> Додонов В. Н. Сравнительное уголовное право. Общая часть. М., 2010. С. 125.

Название документа