Сравнительный анализ правового положения советов безопасности в государствах - участниках Содружества Независимых Государств

(Самородов Н. М.) ("Административное право и процесс", 2012, N 4) Текст документа

СРАВНИТЕЛЬНЫЙ АНАЛИЗ ПРАВОВОГО ПОЛОЖЕНИЯ СОВЕТОВ БЕЗОПАСНОСТИ В ГОСУДАРСТВАХ - УЧАСТНИКАХ СОДРУЖЕСТВА НЕЗАВИСИМЫХ ГОСУДАРСТВ

Н. М. САМОРОДОВ

Самородов Николай Михайлович, почетный работник прокуратуры Российской Федерации, генерал-майор юстиции в запасе.

В статье проанализировано правовое положение советов безопасности в государствах - участниках Содружества Независимых Государств в сравнении со статусом Совета Безопасности Российской Федерации. Высказано мнение о возможности использования в ходе совершенствования законодательства о безопасности в Российской Федерации положительного опыта включения в полномочия советов безопасности ряда государств - участников СНГ координационно-контрольных функций как одного из резервов по активизации работы этого важного органа в деле укрепления российской государственности и безопасности.

Ключевые слова: статус Совета Безопасности, правовое положение, безопасность, укрепление государственности, совещательный орган, совещательно-консультативные функции.

Comparative analysis of legal status of security councils in the states - members of the Commonwealth of Independent States N. M. Samorodov

The article analyses legal status of security councils in the state - members of the Commonwealth of Independent States in comparison with status of the Security Council of the Russian Federation. The author writes about possibility of use in the course of improvement of legislation on security in the Russian Federation, of positive experience of introduction into the powers of security councils of a number of states-members of the CIS of coordination-control functions as one of reserves of activization of work of this important agency in strengthening of the Russian statehood and security.

Key words: status of Security Council, legal status, security, strengthening of statehood, advisory agency, advisory-consultative functions.

Сложившийся современный мир характеризуется возросшими угрозами обеспечения безопасности, в том числе террористического и экстремистского характера. В этой связи проблемам обеспечения национальной безопасности, в силу их актуальности и значимости, уделяется и будет уделяться первостепенное внимание в большинстве стран мира. Не является исключением в этом отношении Российская Федерация и другие государства - участники Содружества Независимых Государств (далее - СНГ). В Российской Федерации в целях обеспечения принятия мер по нейтрализации реальных и потенциальных угроз развитию государства в нашей стране на основании ранее действовавшего Закона Российской Федерации от 5 марта 1992 г. N 2446-1 "О безопасности" <1> Указом Президента Российской Федерации от 3 июня 1992 г. N 547 был образован Совет Безопасности Российской Федерации. -------------------------------- <1> См.: Ведомости Съезда народных депутатов Российской Федерации и Верховного Совета Российской Федерации. 1992. N 15. Ст. 769.

В соответствии с названным Законом Совет Безопасности Российской Федерации (далее - Совет Безопасности) декларировался как конституционный орган, осуществляющий подготовку решений Президента Российской Федерации в области обеспечения безопасности. К компетенции Совета Безопасности также было отнесено рассмотрение вопросов внутренней и внешней политики Российской Федерации в области обеспечения безопасности, стратегических проблем государственной, экономической, общественной, оборонной, информационной, экологической и иных видов безопасности, охраны здоровья населения, прогнозирования, предотвращения чрезвычайных ситуаций и преодоления их последствий, обеспечение стабильности и правопорядка. Практика применения Закона показала необходимость его корректировки, уточнения основ и содержания деятельности по обеспечению безопасности, полномочий органов государственной власти в данной области, а также статуса Совета Безопасности (Закон действовал в части, не противоречащей Конституции Российской Федерации). В этой связи принят новый Федеральный закон от 28 декабря 2010 г. N 390-ФЗ "О безопасности" (далее - Федеральный закон) <2>. -------------------------------- <2> См.: СЗ РФ. 2011. N 1. Ст. 2.

В ст. 13 Федерального закона определен статус Совета Безопасности как конституционного совещательного органа, осуществляющего подготовку решений Президента Российской Федерации по вопросам обеспечения безопасности, организации обороны, военного строительства, оборонного производства, военно-технического сотрудничества Российской Федерации с иностранными государствами, по иным вопросам, связанным с защитой конституционного строя, суверенитета, независимости и территориальной целостности Российской Федерации, а также по вопросам международного сотрудничества в области обеспечения безопасности. Статьей 14 Федерального закона к основным задачам Совета Безопасности отнесены: 1) обеспечение условий для осуществления Президентом Российской Федерации полномочий в области обеспечения безопасности; 2) формирование государственной политики в области обеспечения безопасности и контроль за ее реализацией; 3) прогнозирование, выявление, анализ и оценка угроз безопасности, оценка военной опасности и военной угрозы, выработка мер по их нейтрализации; 4) подготовка предложений Президенту Российской Федерации о мерах по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и преодолению их последствий, о применении специальных экономических мер в целях обеспечения безопасности, о введении, продлении и об отмене чрезвычайного положения; 5) координация деятельности федеральных органов исполнительной власти и органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации по реализации принятых Президентом Российской Федерации решений в области обеспечения безопасности; 6) оценка эффективности деятельности федеральных органов исполнительной власти в области обеспечения безопасности. В основные функции Совета Безопасности включены: 1) рассмотрение вопросов обеспечения безопасности, организации обороны, военного строительства, оборонного производства, военно-технического сотрудничества Российской Федерации с иностранными государствами, иных вопросов, связанных с защитой конституционного строя, суверенитета, независимости и территориальной целостности Российской Федерации, а также вопросов международного сотрудничества в области обеспечения безопасности; 2) анализ информации о реализации основных направлений государственной политики в области обеспечения безопасности, о социально-политической и об экономической ситуации в стране, о соблюдении прав и свобод человека и гражданина; 3) разработка и уточнение стратегии национальной безопасности Российской Федерации, иных концептуальных и доктринальных документов, а также критериев и показателей обеспечения национальной безопасности; 4) осуществление стратегического планирования в области обеспечения безопасности; 5) рассмотрение проектов законодательных и иных нормативных правовых актов Российской Федерации по вопросам, отнесенным к ведению Совета Безопасности; 6) подготовка проектов нормативных правовых актов Президента Российской Федерации по вопросам обеспечения безопасности и осуществления контроля деятельности федеральных органов исполнительной власти в области обеспечения безопасности; 7) организация работы по подготовке федеральных программ в области обеспечения безопасности и осуществление контроля за их реализацией. В соответствии со ст. 15 Федерального закона в состав Совета Безопасности входят председатель, которым по должности является Президент Российской Федерации, секретарь Совета Безопасности, постоянные члены Совета Безопасности и члены Совета Безопасности. Постоянные члены Совета Безопасности входят в состав Совета Безопасности по должности в порядке, определяемом Президентом Российской Федерации. Секретарь Совета Безопасности входит в число постоянных членов Совета Безопасности. Члены Совета Безопасности назначаются Президентом Российской Федерации в порядке, им определяемом. В целях реализации задач и функций Совета Безопасности Президентом Российской Федерации могут создаваться рабочие органы Совета Безопасности и аппарат Совета Безопасности. В начале 90-х годов XX в. органы, подобные Совету Безопасности Российской Федерации, были образованы в государствах - участниках СНГ, при этом у ряда из них задачи и функции, а также полномочия имеют существенное отличие от российского Совета Безопасности. В Азербайджанской Республике Совет Безопасности (далее - СБАР) является совещательным органом при Президенте Азербайджанской Республики и формируется им в соответствии со ст. 109 Конституции. Данный орган обеспечивает условия для реализации Президентом его конституционных полномочий по защите прав и свобод граждан, охране независимости и территориальной целостности Азербайджанской Республики. В состав СБАР входят: председатель Милли Меджлиса, премьер-министр, руководитель Администрации Президента, государственный советник по вопросам внешней политики, государственный советник по военным вопросам, генеральный прокурор, министр иностранных дел, министр обороны, министр национальной безопасности, министр внутренних дел. На заседаниях СБАР председательствует Президент. Обязанности секретаря СБАР исполняет руководитель Администрации Президента, который обеспечивает деятельность СБАР, руководит подготовкой его заседаний <3>. -------------------------------- <3> URL: http:// www. eurasianhome. org/ xml/ t/ databases. xml? lang= ru&nic= databases&coimtiy= 13&pid= 585.

В Республике Армения организация и деятельность Совета национальной безопасности основаны на Конституции Республики (ст. 55 которой определено, что Президент Республики Армения формирует Совет национальной безопасности (далее - СНБ), председательствует в нем, может формировать другие консультативные органы) <4> и уставе Совета национальной безопасности, утвержденном Указом Президента Республики Армения от 28 мая 2008 г. -------------------------------- <4> URL: http://base. spinform. ru/show_doc. fwx? regnom=2950&page=l.

Тем самым уже в Конституции Республики Армения - высшем законодательном документе установлен консультативный статус СНБ. Вместе с тем упомянутым выше Указом на СНБ возложены обязанности по выявлению внутренних, внешних, политических, военных, экономических, социальных и других проблем, связанных с вопросами национальной безопасности, а также организации, координации и контролю за работами по реализации государственных программ и концепций, предусмотренных стратегической программой национальной безопасности <5>. -------------------------------- <5> URL: http://www. armenia-online. ru/armnews/23525.php.

В состав СНБ входят: председатель - Президент Республики Армения, председатель Национального собрания, премьер-министр, председатель конституционного суда, вице-премьер-министр, секретарь СНБ, министр обороны, министр иностранных дел, глава аппарата Президента, генпрокурор, начальник службы национальной безопасности при правительстве, начальник полиции при правительстве, начальник Главного штаба Вооруженных Сил - первый заместитель министра обороны, глава комиссии по внешним сношениям парламента, глава комиссии по вопросам европейской комиссии парламента <6>. -------------------------------- <6> URL: http:// www. eurasianhome. org/ xml/ t/ databases. xml? lang= ru&nic= databases&coimtry= 8&pid= 525.

В Республике Беларусь правовой основой для организации и деятельности Совета Безопасности является Конституция Республики Беларусь (в соответствии с ее ст. 84 Президент Республики Беларусь формирует и возглавляет Совет Безопасности Республики Беларусь, назначает на должность и освобождает от должности государственного секретаря Совета Безопасности) <7> и Указ Президента Республики Беларусь от 5 августа 1994 г. N 24 "О создании Совета Безопасности Республики Беларусь" <8>. -------------------------------- <7> URL: http://7081920.ru/const/belarusia. aspx. <8> URL: http://www. levonevski. net/pravo/norm2009/num43/d43295.php.

Согласно названному Указу Совет Безопасности Республики Беларусь (далее - СБРБ) является конституционным органом, который создается в целях подготовки решений Президента Республики Беларусь по основным направлениям внутренней, внешней и военной политики в сфере обеспечения безопасности Республики Беларусь. К основным задачам СБРБ отнесены: - определение приоритетов жизненно важных интересов личности, общества и государства, выявление внутренних и внешних угроз объектам безопасности; - определение основных направлений стратегии безопасности Республики Беларусь и организация подготовки государственных программ поддержания надлежащей безопасности Республики Беларусь; - подготовка рекомендаций Президенту Республики Беларусь по вопросам формирования внешней, внутренней и военной политики, по выработке основных положений государства в отношении других стран; - разработка предложений по координации деятельности органов исполнительной власти по реализации принятых решений в сфере обеспечения безопасности и оценки их эффективности; - подготовка оперативных решений по предотвращению и преодолению чрезвычайных ситуаций, которые могут нанести значительный ущерб интересам Республики Беларусь; - предварительное обсуждение кандидатур на руководящие должности министерств и ведомств (согласно перечню, утверждаемому Советом Безопасности), от которых зависит эффективность мер по обеспечению безопасности Республики Беларусь; - подготовка предложений Президенту Республики Беларусь по вопросам введения, продления, отмены чрезвычайного либо военного положения, использования контингента Вооруженных Сил Республики Беларусь. В соответствии с возложенными на него задачами СБРБ (несмотря на их схожесть с задачами, стоящими перед Советом Безопасности Российской Федерации) уполномочен контролировать надежность функционирования системы обеспечения национальной безопасности, а также осуществлять контроль за выполнением решений СБРБ. Для реализации своих полномочий СБРБ может по представлению его государственного секретаря создавать постоянные или временные межведомственные комиссии. В состав СБРБ входят председатель, которым по должности является Президент Республики Беларусь, государственный секретарь СБРБ, постоянные члены и члены СБРБ. Постоянными членами СБРБ являются по должности: первый заместитель председателя Верховного Совета, премьер-министр, глава Администрации Президента, государственный секретарь СБРБ. В члены СБРБ входят: государственный секретарь президентского совета, министр обороны, министр внутренних дел и министр иностранных дел, председатель Комитета государственной безопасности, генеральный прокурор. В члены СБРБ могут быть также включены и другие служебные лица, назначаемые Президентом Республики Беларусь. Согласно Концепции национальной безопасности Республики Беларусь, утвержденной Указом Президента Республики Беларусь от 9 ноября 2010 г. N 575, взаимодействие субъектов обеспечения национальной безопасности осуществляется с учетом их правового статуса, компетенции и характера решаемых задач при координирующей роли СБРБ и его рабочего органа, которым является Государственный секретариат СБРБ <9>. -------------------------------- <9> URL: http://www. mininform. gov. by/_modules/_cfiles/files/Ukaz_575.doc.

В Республике Молдова согласно ее Конституции и Закону от 31 октября 1995 г. N 618 "О государственной безопасности" (в ред. Закона от 24 июля 1997 г. N 1300-ХШ) образован Высший совет безопасности Республики Молдова (далее - ВСБ). Статьей 12 названного Закона установлено, что ВСБ является консультативным органом, анализирующим деятельность министерств и департаментов в области обеспечения государственной безопасности и вырабатывающим соответствующие рекомендации для Президента Республики Молдова по вопросам внешней и внутренней политики <10>. -------------------------------- <10> См.: Мониторул Офичиал ал Р. Молдова от 13 февраля 1997 г. N 10-11/117.

В соответствии с Положением о ВСБ, утвержденным Указом Президента Республики Молдова от 8 октября 1997 г. N 331-П, данный орган осуществляет следующие основные функции: - консультирует Президента Республики Молдова по вопросам национальной безопасности и представляет ему рекомендации по вопросам внешней и внутренней политики государства; - рассматривает: проекты постановлений о внесении изменений и дополнений в Концепцию национальной безопасности, Военную доктрину и Концепцию внешней политики; вопросы разработки и реализации Концепции реформы Вооруженных сил; план строительства Вооруженных сил и планы по оснащению Вооруженных сил, органов и подразделений внутренних дел и государственной безопасности вооружением, военной техникой; планы мобилизации Вооруженных сил и национальной экономики в случае войны; основные направления сотрудничества Республики Молдова с другими государствами в военно-политической области; проекты международных договоров в военно-политической области; доклады руководителей органов публичного управления, имеющих отношение к области национальной безопасности; - представляет предложения по дислокации и передислокации воинских частей по территории Республики в мирное время, а также по их участию в международной деятельности, направленной на поддержание мира; - анализирует ситуации, при которых необходимо объявление чрезвычайного, осадного военного положения, частичной или всеобщей мобилизации и демобилизации, заключение мира после прекращения военных действий; - анализирует деятельность Министерства обороны, Министерства иностранных дел, Министерства внутренних дел, Министерства национальной безопасности, Департамента гражданской защиты и чрезвычайных ситуаций, других министерств и департаментов в области национальной безопасности; - рассматривает ход выполнения указов и других решений Президента Республики Молдова по вопросам национальной безопасности. Обеспечение деятельности ВСБ возложено на Службу ВСБ, руководство которой осуществляет секретарь ВСБ, являющийся гражданским лицом, назначаемым на должность и освобождаемым от нее Президентом Республики Молдова. В настоящее время с соответствии с Указами исполняющего обязанности президента Республики Молдова от 23 октября и 19 ноября 2009 г. в состав ВСБ входят: председатель - исполняющий обязанности президента Республики Молдова; секретарь - начальник Службы ВСБ Аппарата президента; премьер-министр; первый заместитель председателя парламента; депутат парламента Республики Молдова Мариан Лупу; заместитель премьер-министра, министр иностранных дел и европейской интеграции; министр финансов; министр внутренних дел; министр обороны; министр транспорта и дорожной инфраструктуры; директор Службы информации и безопасности; генеральный прокурор и президент Национального банка <11>. -------------------------------- <11> URL: http://www. tv7.md/?page=news&id=19028&lang=ru&list=219.

В Республике Казахстан Совет Безопасности (далее - СБРК) образован в соответствии с конституцией страны, Законом от 26 июня 1998 г. N 233-1 "О национальной безопасности Республики Казахстан" (в ред. от 7 августа 2007 г. N 321-Ш ЗРК) и Положением о Совете Безопасности, утвержденным Указом Президента Республики Казахстан от 20 марта 1999 г. N 88, и его статус определен как консультативно-совещательного органа, образуемого Президентом Республики Казахстан <12>. -------------------------------- <12> URL: http://www. pavlodar. com/zakon/?dok=00120&all=all.

Свою историю СБРК ведет с 1991 г., когда Указом Президента Казахской ССР от 21 августа с. г. был образован Совет Безопасности Казахской ССР, который позднее Указом Президента Республики Казахстан от 17 июня 1993 г. был преобразован в Совет Безопасности Республики Казахстан. К основным задачам СБРК отнесены: - определение основных направлений защиты национальных интересов, выявление угроз национальной безопасности, выбор средств и методов по обеспечению национальной безопасности страны; - разработка основных направлений стратегии безопасности страны и организации подготовки государственных программ по вопросам национальной безопасности; - внесение предложений и рекомендаций Президенту Республики Казахстан для принятия решений по вопросам внутренней, внешней и военной политики в области обеспечения национальной безопасности и мерам по реализации этих решений, а также по повышению эффективности деятельности государственных органов, обеспечивающих безопасность личности, общества и государства; - подготовка рекомендаций по заключению, исполнению и денонсации международных договоров Республики Казахстан, затрагивающих национальные интересы. На СБРК также возложена координация деятельности силовых структур, центральных и местных исполнительных органов, а также осуществление анализа законопроектов и контроль за исполнением нормативных документов в пределах компетенции. Председателем СБРК является Президент Республики Казахстан. Членами СБРК по должности являются: председатель Мажилиса парламента, председатель Сената парламента, премьер-министр, руководитель Администрации Президента, помощник президента - секретарь СБРК, председатель Комитета национальной безопасности, министр иностранных дел, министр обороны. Президент Республики Казахстан при необходимости может дополнительно назначить членами СБРК и иных должностных лиц. Согласно Указу Президента Республики Казахстан от 20 марта 1999 г. N 88 "О Совете Безопасности Республики Казахстан" деятельность СБРК обеспечивается его секретариатом, структура и штаты которого определяются руководителем Администрации Президента Республики Казахстан по представлению помощника президента - секретаря СБРК, осуществляющим общее руководство работой секретариата СБРК и отдела правоохранительной системы Администрации Президента Республики Казахстан. При необходимости для обеспечения деятельности СБРК могут создаваться межведомственные комиссии и рабочие группы. Вопрос о создании, задачах и персональном составе межведомственных комиссий решается главой государства по представлению помощника Президента - Секретаря СБРК <13>. -------------------------------- <13> URL: http:// www. e.gov. kz/ wps/ wcm/ connect/ ca90ef804fl46e80941e9c459dcedacc/ U990088_20090121.php? MOD= AJPERES&CACHEID= ca90ef804fl46e80941e9c459dcedacc&useDefaultText= O&useDefaultDesc=0.

В соответствии со ст. 64 Конституции Кыргызской Республики (введена в действие Законом Кыргызской Республики от 27 июня 2010 г.) Президент Кыргызской Республики возглавляет Совет обороны Кыргызской Республики (далее - СОКР), образуемый в соответствии с Законом <14>. -------------------------------- <14> URL: http:// www. disability. kg/ zakonodatelstvo/ zakonodatelstvo_kirgizskoj_respubliki/ konstitucija_kirgizskoj_respubliki.

19 января 2011 г. Президентом Кыргызской Республики в целях обеспечения непрерывности реализации мер по вопросам обороны и безопасности до принятия Закона Кыргызской Республики "О Совете обороны" подписан Указ "О Совете обороны Кыргызской Республики", которым упразднен Совет Безопасности Кыргызской Республики, а также признаны утратившими силу Указы Президента Кыргызской Республики от 26 июля 2010 г. N 56 "О составе Совета Безопасности Кыргызской Республики" и от 9 сентября 2010 г. N 171 <15>. -------------------------------- <15> URL: http://www. apragroup. biz/content/view/4313/43/.

СОКР определен как координирующий орган по обеспечению национальной безопасности <16>. К его ведению отнесена выработка мер по обеспечению надежности государственных границ безопасности, усилению борьбы с терроризмом и экстремизмом, а также улучшению криминогенной ситуации в стране <17>. -------------------------------- <16> URL: http://www. for. kg/ru/news/144357/. <17> URL: http://thenews. kz/2011/01/22/696958.php.

Председателем СОКР является Президент Республики Кыргызстан. В состав СОКР в качестве его членов включены: спикер национального парламента (Торага Жогорку Кенеша Кыргызской Республики), премьер-министр, вице-премьер-министр - секретарь СОКР, заведующий отделом обороны и безопасности Аппарата Президента - заместитель секретаря СОКР, генеральный прокурор, министр иностранных дел, министр обороны, министр внутренних дел, министр финансов, министр чрезвычайных ситуаций, председатель Государственного комитета национальной безопасности <18>. -------------------------------- <18> URL: http://www. bpc. kg/news/12341-19-01-11.

На Украине в соответствии с Законом от 5 марта 1998 г. N 183/98-ВР образован Совет национальной безопасности и обороны Украины (далее - СНБО). Данный государственный орган определен как координационный по вопросам национальной безопасности и обороны при Президенте Украины, на который возложены координация и осуществление контроля за деятельностью органов исполнительной власти в сфере национальной безопасности и обороны как в условиях военного или чрезвычайного положения и в случае возникновения кризисных ситуаций, угрожающих национальной безопасности Украины, так и в мирное время. СНБО наделен компетенцией по: - осуществлению текущего контроля за деятельностью органов исполнительной власти в сфере национальной безопасности и обороны; - разработке нормативных актов и документов по вопросам национальной безопасности и обороны; - разработке проектов государственных программ, доктрин, законов Украины, указов президента, директив Верховного главнокомандующего Вооруженными силами Украины, международных договоров, других нормативных актов и документов по вопросам национальной безопасности и обороны; - рассмотрению вопросов относительно материального, финансового, кадрового, организационного и другого обеспечения выполнения мероприятий по вопросам национальной безопасности и обороны. В состав Совета национальной безопасности и обороны Украины по должности входят: премьер-министр, министр обороны, председатель Службы безопасности, министр внутренних дел, министр иностранных дел. Членами СНБО Украины могут быть руководители других центральных органов исполнительной власти. Текущее информационно-аналитическое и организационное обеспечение деятельности СНБО осуществляет его аппарат, подчиненный секретарю СНБО. Функции, структура и штатная численность аппарата определяются Президентом Украины <19>. -------------------------------- <19> URL: http://h. ua/story/77693/.

В Республике Узбекистан Указом Президента Республики Узбекистан в 1995 г. создан Совет по национальной безопасности при Президенте Республики Узбекистан (далее - СНБРУ). СНБРУ является совещательным органом по вопросам внутренней и внешней политики государства в области обеспечения безопасности. В состав СНБРУ входят председатель - Президент Республики Узбекистан и назначаемые им члены и секретарь СНБРУ <20>. -------------------------------- <20> URL: http:// wwweurasianhome. org/ xml/ t/ databases. xml? lang= ru&nic= databases&country= 191&pid=107.

В Республике Таджикистан правовой основой организации и деятельности Совета Безопасности (далее - СБРТ) являются ее Конституция, Закон Республики Таджикистан от 28 декабря 1993 г. N 918 "О безопасности" (в ред. Закона от 12 декабря 1997 г. N 498) и Положение "О Совете Безопасности Республики Таджикистан", утвержденное Указом Президента Республики Таджикистан от 20 марта 2003 г. N 1037 <21>. -------------------------------- <21> URL: http://www. base. spinform. ru/show. fwx? Regnom=5876.

В соответствии со ст. 13 Закона Республики Таджикистан "О безопасности" СБРТ является органом коллегиального руководства вопросами обороны и безопасности Республики Таджикистан. Президент Республики Таджикистан создает СБРТ и руководит им. В состав СБРТ входят: председатель, секретарь, постоянные члены и члены СБРТ. Председателем СБРТ является по должности Президент Республики Таджикистан. В число постоянных членов СБРТ по должности входят: председатель Маджлиси Оли (парламента), премьер-министр и секретарь СБРТ, который назначается и освобождается от должности Президентом Республики Таджикистан. Членами СБРТ могут быть руководители министерств и ведомств: экономики, финансов, иностранных дел, юстиции, обороны, внутренних дел, национальной безопасности, экологии, здравоохранения, а также иные должностные лица. Персональный состав СБРТ утверждается Президентом Республики Таджикистан <22>. -------------------------------- <22> URL: http:// www. majlisimilli. tj/ public/ userfiles/ 94/

В Туркменистане в июне 2001 г. решением Президента Туркменистана создан Совет государственной безопасности, являющийся совещательным органом <23>, руководство деятельностью которого осуществляет Президент Туркменистана в соответствии со ст. 55 Конституции страны <24>. -------------------------------- <23> URL: http://www. labyrinth. ru/content/card. asp? cardid=63266. <24> См.: газета "Нейтральный Туркменистан" от 20 августа 2003 г.

Проведенный анализ правового положения советов безопасности государств - участников СНГ в зависимости от их задач, функций и полномочий позволяет разграничить их статус на два вида. К первому виду следует отнести указанные органы, имеющие совещательно-консультативный статус (созданы в Российской Федерации, Азербайджанской Республике, в Республике Армения, в Республике Молдова, в Республике Узбекистан и в Туркменистане), а ко второму - наделенные наряду с совещательно-консультативными и координационно-контрольными функциями (созданы в Республике Беларусь, в Республике Казахстан, в Кыргызской Республике, на Украине и в Республике Таджикистан). В законодательстве Российской Федерации имеется возможность использования положительного опыта включения в полномочия советов безопасности ряда государств - участников СНГ координационно-контрольных функций. Так, согласно ст. 14 Федерального закона от 28 декабря 2010 г. N 390-ФЗ "О безопасности" Президент Российской Федерации может возложить на Совет Безопасности иные задачи и функции в соответствии с законодательством Российской Федерации. В связи с чем установленный в названном Федеральном законе статус Совета Безопасности как конституционного совещательного органа этому не может служить препятствием. Как представляется, наделение Совета Безопасности и его аппарата контрольными полномочиями в части проведения проверок полноты реализации решений, принятых Советом Безопасности и Президентом Российской Федерации, по вопросам обеспечения национальной безопасности является одним из резервов по активизации работы этого важного органа в деле укрепления нашей государственности и безопасности, исключения в федеральных органах исполнительной власти проявлений формализма в данной сфере. Предлагаемые изменения было бы целесообразно учесть в Положениях о Совете Безопасности и его аппарате, утвержденных Указом Президента Российской Федерации от 7 июня 2004 г. N 726 <25>, при приведении их в соответствие с Федеральным законом либо при разработке новых редакций данных документов. -------------------------------- <25> См.: СЗ РФ. 2004. N 24. Ст. 2392.

Название документа