Особенности государственного управления в области спорта в Канаде

(Казаков Р. В.) ("Административное право и процесс", 2012, N 4) Текст документа

ОСОБЕННОСТИ ГОСУДАРСТВЕННОГО УПРАВЛЕНИЯ В ОБЛАСТИ СПОРТА В КАНАДЕ

Р. В. КАЗАКОВ

Казаков Роман Викторович, депутат Совета депутатов сельского поселения Гжельское Раменского муниципального района Московской области, член Ассоциации юристов России.

Статья посвящена исследованию и описанию особенностей государственного управления в области спорта в Канаде. Ключевые слова: правовое обеспечение спорта, государственное управление, государственная политика, Канада, спорт.

Features of public administration in the field of sports in Canada R. V. Kazakov

Article is devoted to description and characteristics of public administration in the field of sport in Canada.

Key words: public administration, public policy, Canada, sport.

В перечне поручений от 06.07.2011 <1> Президент Российской Федерации Д. А. Медведев поручил Правительству Российской Федерации разработать комплекс мероприятий, направленных "на создание условий для устойчивого развития физической культуры и спорта" в России (пп. "а" п. 1), поручил Правительству Российской Федерации совместно с органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации и заинтересованными организациями "разработать и утвердить комплекс мер по обеспечению подготовки и успешного выступления российских спортсменов на Играх XXXI Олимпиады и XV Паралимпийских летних играх 2016 г. в г. Рио-де-Жанейро" (пп. "б" п. 3). -------------------------------- <1> Перечень поручений Президента Российской Федерации Д. А. Медведева от 06.07.2011 N Пр-1922 по итогам совместного заседания Совета при Президенте Российской Федерации по развитию физической культуры и спорта, спорта высших достижений, подготовке и проведению XXII Олимпийских игр и XI Паралимпийских зимних игр 2014 года в г. Сочи, XXVII Всемирной летней универсиады 2013 г. в г. Казани, чемпионата мира по футболу 2018 г. и некоммерческой благотворительной организации "Фонд поддержки олимпийцев России" // URL: .

Задачи, следует признать, очень нелегкие, учитывая разбалансированность российской системы государственного управления спортом и очень высокую степень индифферентности российских граждан к спорту. Данные опроса, проведенного по заказу Всемирной службы Би-би-си, демонстрируют, что достижения России на Олимпийских играх никак не повлияют на национальную гордость 15% россиян, а еще для 23% опрошенных они будут важны лишь в небольшой степени. При этом в ответ на вопрос, заставят ли высокие результаты олимпийской сборной чувствовать россиян большую гордость как граждан страны, 30% опрошенных ответили - "в значительной степени", а еще 30% - "в определенной степени" <2>. -------------------------------- <2> Опрос: олимпийские достижения не важны для 38% россиян // URL: http:// www. bbc. co. uk/ russian/ sport/ 2012/ 01/ H1227_olympic_pride_poll. shtml.01.01.2012.

В контексте сказанного приобретает особый интерес исследование зарубежного опыта антикризисного государственного управления в области спорта. В частности, канадский опыт. Спорт чрезвычайно популярен и развит в Канаде. Высокие результаты, традиционно показываемые канадскими спортсменами на зимних Олимпийских играх, на чемпионатах мира по хоккею, керлингу и другим зимним видам спорта, дают основания считать опыт Канады в организации спортивной деятельности и физической активности населения как минимум заслуживающим внимания. Анализ содержания и особенностей государственного управления в области спорта в Канаде за период с начала XX в. по настоящее время дал необходимые и достаточные основания для выделения следующих ключевых особенностей указанной системы управления: 1) развитие системы государственного управления в области спорта в Канаде все более приобретает циклический (по существу, близкий к диалектическому) характер, это проявляется в том, что применявшаяся в течение длительного времени в Канаде "либеральная" модель государственного управления в области спорта, сводившая вмешательство государства в автономную область спорта до минимума, оставляющая ее на действие регуляторов спортивной индустрии, в последние десятилетия постепенно вытесняется и замещается интервенционистской моделью, когда государство (в лице федерации и провинций/территорий) реализует все более активно и масштабно свое государственно-управленческое вмешательство в этой области. Однако в настоящее время реализуются и проектируются изменения государственного управления в области спорта в Канаде, направленные на снижение доли участия органов государственного управления в общей структуре управления спортом в этой стране; 2) программно-целевые, деонтологические и структурно-функциональные особенности государственного управления в области спорта в Канаде определяются законодательно закрепленными целями, задачами, государственными приоритетами и публичными интересами в области спорта. При этом фиксируется не только тесная связь публичных интересов в области спорта, определяющих направленность государственного управления в области спорта, с интересами экономического развития страны, но и тенденция усиления этой связи; 3) особенности государственного управления спортом в Канаде определяются особенностями федеративного устройства этого государства, в том числе существенной "асимметричностью" субъектов в составе Канады. Федеральное правительство и правительства провинций/территорий самостоятельно реализуют государственное управление в рассматриваемой области, при этом предметные области этих комплексов управленческих воздействий пересекаются, поэтому обоснованно говорить о сложноструктурной (комплексной и многоуровневой) интегральной системе государственного управления в области спорта, тесно связанной также муниципальным управлением в области спорта. Государственное управление осуществляется в отношении этих объектов управления во взаимодействии с многочисленными и разнообразными негосударственными и государственно-общественными партнерами, привлекаемыми к участию в осуществлении управления спортом, в реализации и развитии канадской спортивной политики в области как спорта высших достижений, так и массового спорта, а также спортивного туризма, спортивного досуга и спортивной индустрии; 4) в качестве важнейших приоритетных направлений государственного управления в области спорта в Канаде позиционируются: - обеспечение доступности и спорта, и спортивного досуга, повышение интереса к спорту для малочисленных коренных народов Севера, реализуемое в том числе через поддержку круга этнических видов спорта (Aboriginal Sport Circle), организацию и проведение Североамериканских спортивных игр коренных народов (North American Indigenous Games (NAIG)); - создание и развитие эффективной и сбалансированной по территориальному признаку спортивной инфраструктуры, обеспечение широкой территориальной, ценовой и структурной доступности спортивной инфраструктуры; - реализация концепции "Спорт для жизни", включающей в том числе приоритет удлиненной траектории спортивной карьеры спортсмена.

Название документа