Европейский суд правосудия: общая характеристика и значение принципов, закрепляемых им в области правового регулирования отношений в сфере гражданского и торгового оборота

(Безбах В. В., Беликова К. М.) ("Адвокат", 2012, N 2) Текст документа

ЕВРОПЕЙСКИЙ СУД ПРАВОСУДИЯ: ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА И ЗНАЧЕНИЕ ПРИНЦИПОВ, ЗАКРЕПЛЯЕМЫХ ИМ В ОБЛАСТИ ПРАВОВОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ ОТНОШЕНИЙ В СФЕРЕ ГРАЖДАНСКОГО И ТОРГОВОГО ОБОРОТА

В. В. БЕЗБАХ, К. М. БЕЛИКОВА

Безбах Виталий Васильевич, доктор юридических наук, профессор кафедры гражданского и трудового права Российского университета дружбы народов.

Беликова Ксения Михайловна, кандидат юридических наук, доцент кафедры гражданского и трудового права Российского университета дружбы народов.

В статье В. В. Безбаха и К. М. Беликовой рассмотрены некоторые аспекты функционирования Европейского суда правосудия: дана общая характеристика Суда как одного из институтов Европейского союза, проанализированы принципы, закрепляемые им в области правового регулирования отношений в сфере гражданского и торгового оборота и направленные на достижение единообразия применения права ЕС.

Ключевые слова: Европейский суд правосудия; Европейский союз; институты ЕС; принципы ЕСП в сфере регламентации гражданского и торгового оборота; единообразие применения права ЕС.

The European Court of Justice: general description and significance of principles fixed by the Court in the field of legal regulation of relations in sphere of civil and commercial turnover V. V. Bezbah, K. M. Belikova

In article of the doctor of law, professor of civil and labor law Department of the Peoples' Friendship University of Russia V. V. Bezbah and the doctor of law, associate professor of the same Department of the Peoples' Friendship University of Russia K. M. Belikova certain aspects of functioning of the European Court of Justice are considered: general description of the Court of Justice as one of institutions of the European Union is given, principles fixed by the Court of Justice in the field of legal regulation of relations in sphere of civil and commercial turnover and aimed on achievement of uniformity of application of the European Union law are analysed.

Key words: the European Court of Justice, the European Union, institutions of the European Union, principles of the Court of Justice in regulation sphere of civil and commercial turnover, uniformity of application of the European Union law.

Европейский суд правосудия (European Court of Justice, далее - ЕСП), именуемый также Судом правосудия Европейских сообществ (Court of Justice of the European Communities) или просто Судом, олицетворяет судебную власть в ЕС. Он, как и другие институты ЕС, - Европейский парламент, Европейский совет, Совет, Европейская комиссия, Европейский центральный банк и Счетная палата (п. 1 ст. 13 Консолидированной версии Договора о Европейском союзе <1>), входит в образуемый ими институциональный механизм (institutional framework), который призван продвигать ценности Союза, содействовать достижению целей, ради которых создан Союз, служить интересам Союза, его граждан и стран - участниц ЕС и обеспечивать слаженность, эффективность и преемственность политик и действия других элементов названного механизма. -------------------------------- <1> Consolidated versions of the Treaty on European Union and the Treaty on the functioning of the European Union OJ C115, 9.5.2008. Консолидированная версия содержит текст Договора о ЕС (Treaty on European Union) и Договора о функционировании ЕС (Treaty on the Functioning of the European Union), приложений и протоколов в редакции с учетом изменений, последовавших за принятием текста Лиссабонского договора (Treaty of Lisbon), подписанного 13 декабря 2007 г.

Свое происхождение ЕСП ведет от трех наднациональных судебных органов, учрежденных в 1950 г. для каждого из трех Европейских сообществ: Европейского объединения угля и стали, Европейского экономического сообщества и Европейского объединения по атомной энергии. Задачей названных судов являлось обеспечение соблюдения в Сообществах положений, закрепленных договорами об их создании, а также единообразного толкования и применения этих положений. В 1958 г. на основе этих судов был организован единый суд, призванный обслуживать все три европейских объединения, получивших впоследствии название ЕС. В связи с этим отмечалось, что новый орган действовал до определенного времени в качестве суда первой (и последней) инстанции, контролируя соблюдение норм права Сообществ и в случаях необходимости - толкование и применение его отдельных положений <2>, причем толкование юридических правил Сообществ не могло зависеть от содержания и смысла каких-либо норм национального права любой из стран-участниц <3>. -------------------------------- <2> Rideau Joel. Droit institutionnel de l'Union et des Communautes Europeennes. 2nde ed. P.: L. C. D. J., 1996. P. 136. <3> Ibid. P. 143.

В специальной литературе отмечается <4>, что Суд ЕС выполняет разнообразные функции, выступая в роли конституционного, административного, гражданского суда, суда по трудовым спорам и т. д., а его решения, имеющие силу прецедента, входят в число источников ЕС - так называемого "вторичного права". Отсюда разнообразна и правотворческая роль ЕСП: она осуществляется не только при рассмотрении дел, но и в ходе реализации контрольных функций, а также преюдициальной компетенции. При этом специфика судебного нормотворчества состоит в том, что оно осуществляется в процессе правоприменения <5>. -------------------------------- <4> См., например: Энтин М. Л. Суд Европейских сообществ: правовые формы обеспечения западноевропейской интеграции. М., 1987. <5> Муромцев Г. И. Источники права ЕС // Право Европейского союза: правовое регулирование торгового оборота: Учеб. пособие / Под ред. В. В. Безбаха, А. Я. Капустина, В. К. Пучинского. М.: ЗЕРЦАЛО, 2000. С. 53.

В состав Суда входят судьи (judges) - по одному от каждой страны-участницы, таким образом, все 27 стран - участниц ЕС имеют своего представителя в Суде, и генеральные адвокаты (advocates-general) в количестве восьми членов, роль последних состоит в предоставлении обоснованного мнения (reasoned opinion) по делам, находящимся на рассмотрении Суда. Им надлежит делать это публично и беспристрастно. Для целей повышения эффективности работы судьи почти никогда не заседают полным составом, но чаще - "Большой палатой" ("Grand Chamber") в составе 13 судей или коллегиями по три или пять судей. И судьи, и генеральные адвокаты - это лица, чья беспристрастность не подлежит сомнению (beyond doubt). Они также должны соответствовать требованиям, устанавливаемым ст. ст. 253 и 254 Договора о функционировании ЕС (п. 2 ст. 19 Договора о ЕС), и обладать квалификацией или компетенцией для целей назначения и отправления высоких судейских должностей в странах, назначивших их. Они назначаются в ЕСП по соглашению правительств стран-участниц на шестилетний срок и могут быть переизбраны <6>. -------------------------------- <6> Безбах В. В., Пучинский В. К. Европейский суд правосудия // Право Европейского союза: правовое регулирование торгового оборота: Учеб. пособие / Под ред. В. В. Безбаха, А. Я. Капустина, В. К. Пучинского. М.: ЗЕРЦАЛО, 2000. С. 205, 206; The Court of Justice. URL: http:// europa. eu/ about-eu/ institutions-bodies/ court-justice/ index_en. htm.

Длительное время Суд европейских сообществ являлся единственным судебным институтом европейских объединений. Количество поступающих на рассмотрение дел было небольшим, и он оперативно справлялся с их разрешением. Однако постепенно ситуация изменилась. Так, если за весь 1957 г. Суд вынес четыре решения, то 10 лет спустя - 24, в 1977 г. число вынесенных решений достигло 100, а в 1987 г. - 208. Возрастание нагрузки потребовало соответствующих реформ: на основании поправок, внесенных в учредительные договоры в 1986 г., был создан второй судебный орган Сообщества - Трибунал первой инстанции (Суд первой инстанции, по терминологии англоязычных ученых и практиков) <7>, в юрисдикцию которого перешли дела по жалобам физических и юридических лиц на действия (бездействие) институтов и органов ЕС, а также служебные споры - споры, возникающие в связи с прохождением гражданской службы Европейских сообществ <8>. -------------------------------- <7> Его решения в отличие от решений ЕСП источником права не являются (см.: Муромцев Г. И. Указ. соч. С. 53). <8> Право Европейского союза: Учеб. пособие / Отв. ред. С. Ю. Кашкин. М.: ТК Велби, Проспект, 2008. С. 101, 102.

Согласно положениям статьи 19 Договора о ЕС ЕСП (The Court of Justice of the European Union) состоит из Суда правосудия (the Court of Justice), Общего суда (the General Court) и специализированных судов (specialised courts). Ему надлежит обеспечивать состояние, при котором при толковании и применении учредительных договоров (the Treaties) соблюдается право Сообществ. Страны-участницы должны предусматривать такие меры, которые будут достаточными для обеспечения эффективной правовой защиты в сферах правового регулирования, отнесенных к компетенции Союза. Согласно положениям учредительных договоров ЕС ЕСП правомочен: 1) рассматривать и разрешать дела, представленные на его рассмотрение страной - участницей ЕС, институтом ЕС, физическим или юридическим лицом; 2) по обращениям судов или трибуналов стран-участниц выносить предварительные постановления (preliminary rulings) относительно толкования положений права ЕС либо действительности актов, принимаемых институтами ЕС; 3) рассматривать и разрешать иные дела, отнесенные к его компетенции положениями учредительных договоров ЕС (п. 3 ст. 19). Иными словами, ЕСП выполняет роль окончательного арбитра в вопросах применения правовых актов, регламентирующих экономическую и политическую интеграцию Западной Европы конца XX в. Так, Суд осуществляет проверку и надзор за тем, каким образом осуществляется толкование и применение законодательства ЕС всеми странами - участницами интеграционного объединения, с тем чтобы закон был одинаков (equal) для всех. ЕСП следит, в частности, за тем, чтобы национальные суды не выносили разнонаправленных решений по однородным, одинаковым вопросам и вправе объявлять недействительными (to invalidate) национальные нормативные акты государств-членов, если они противоречат актам ЕС. ЕСП также осуществляет проверку и надзор за тем, соблюдают ли страны-участницы и институты ЕС то, что предписывает правопорядок и право ЕС. В этом формате ЕСП компетентен разрешать споры между странами-участницами и институтами ЕС, юридическими и физическими лицами. Наиболее распространены в практике дела, связанные со спорами между странами - участницами ЕС по вопросам торговли, антимонополистического и экологического регулирования. ЕСП осуществляет также надзор за актами, принимаемыми исполнительными учреждениями ЕС, - Комиссией, которой надлежит содействовать проведению в жизнь общих интересов Союза и предпринимать для этого соответствующие инициативы под контролем ЕСП (п. 1 ст. 17 Договора о ЕС) и Советом. ЕСП не вправе, однако, касаться вопросов общей внешней политики и политики в сфере обеспечения безопасности, подлежащим особым правилам регулирования и процедурам, которые принимаются единогласно Европейским советом и Советом, если иное не предусмотрено учредительными договорами. Исключение составляют его правомочия в сфере осуществления мониторинга их соответствия положениям статьи 40 Договора о ЕС и проверки законности некоторых решений в соответствии с положениями пункта 2 ст. 275 Договора о функционировании ЕС (п. 1 ст. 24 Договора о ЕС) <9>. -------------------------------- <9> Система судебного надзора, которая предусматривалась ст. ст. 173 и 175 Римского договора, построена по моделям французского права. Так, статья 173 позволяла ЕСП оценивать нормотворческую деятельность названных учреждений в плане проверки действительности издаваемых актов, а статья 175 управомочивала ЕСП устанавливать, не уклоняются ли органы ЕС от нормотворческой деятельности в случаях, когда они обязаны ее осуществлять.

Кроме того, Суд рассматривает споры между частными лицами по поводу возмещения убытков, наступивших в результате действий со стороны учреждений ЕС, а также занимается закреплением принципов права, общих для всех стран - участниц ЕС, источником которых сам Суд признает конституционные традиции государств - членов ЕС, Европейскую конвенцию о защите прав человека и основных свобод и другие международно-правовые акты <10>. -------------------------------- <10> Муромцев Г. И. Указ. соч. С. 47.

В общем виде можно заключить, что в зависимости от поданных в ЕСП исков можно выделить два вида судебных решений этого суда: - решения по так называемым прямым искам, которые предъявляются непосредственно в ЕСП; - решения по искам, предъявляемым в национальных судах, по которым в Суд поступает просьба о рассмотрении дела в преюдициальном порядке <11>. -------------------------------- <11> К преюдиции, т. е. обязательности решения одного суда для другого суда ведет последовательное применение презумпции истинности приговора или решения суда. Придание преюдициальной силы фактам, установленным приговором или решением суда, влияет на доказывание по другим делам, где эти факты фигурируют как уже доказанные.

В первом случае судебная процедура ясна: иск представлен в ЕСП и решение по нему выносится там же; во втором случае процедура иная: ЕСП не выносит в полном смысле решение по делу, решение выносит национальный суд, учитывая соответствующие положения права ЕС, истолкованные ЕСП. Процессуальные действия производятся не с целью рассмотрения спора между сторонами; ЕСП видит свою задачу в оказании помощи национальному суду, т. е. стороны спора не могут взять на себя инициативу по обращению в ЕСП, и это действие выполняет национальный суд, направляя на рассмотрение в Суд ЕС специфические вопросы. Таким образом, "происходящее в Суде ЕС - только фрагмент слушания в национальном суде" <12>. Примерно половина дел, которые рассматриваются в Суде ЕС, - это дела из прямых исков. -------------------------------- <12> Хартли Т. Основы права Европейского сообщества. М., 1998. С. 77.

ЕСП как один из органов судебной власти ЕС действует на основании Статута Суда 2001 г. <13>, выступающего основным источником нормативных предписаний, закрепляющих внутреннюю организацию и порядок функционирования судебной власти ЕС. Его нормы распространяются также на Трибунал первой инстанции. -------------------------------- <13> Statute of the Court of Justice (http://www. scribd. com). URL: http:// www. scribd. com/ doc/ 19889757/ Statute-of-the-European-Court-of-Justice. На русском языке см.: Протокол об Уставе Суда Европейского экономического сообщества // Право Европейского союза: правовое регулирование торгового оборота: Учеб. пособие / Под ред. В. В. Безбаха, А. Я. Капустина, В. К. Пучинского. М.: ЗЕРЦАЛО, 2000. С. 381 - 389.

Действующий Статут Суда включает в себя пять разделов <14>: раздел I "Статус судей и генеральных адвокатов" (ст. ст. 2 - 8); раздел II "Организация" (ст. ст. 9 - 18); раздел III "Процедура" (ст. ст. 19 - 46); раздел IV "Трибунал первой инстанции Европейских сообществ" (ст. ст. 47 - 62); раздел V "Заключительные положения" (ст. ст. 63, 64) <15>. -------------------------------- <14> Статья 1 имеет вводный характер и не входит ни в один из разделов. <15> Подробнее о становлении и развитии Европейского суда правосудия см.: The origins and development of the Court of Justice as an institution, part-1, part-2. URL: http:// www. justice. eu/ the-origins-and-development-of-the-court-of-justice-as-an-institution-part-1 и part-2.

Значение принципов, закрепляемых ЕСП в сфере регулирования отношений, возникающих в связи с предпринимательской деятельностью, требует некоторых предварительных замечаний. Суть их сводится к тому, что функционирование Суда, как и всех учреждений Сообщества, должно отвечать общим принципам права, обладающим верховенством по отношению к актам, издаваемым органами Сообщества (droit communautaire derive) <16>. Так, принципы, общие для всех правовых систем, подлежат применению и в рамках права Сообщества. -------------------------------- <16> См.: Dictionnaire juridique des Communautes europeennes. P.: PUF, 1993. P. 858.

В частности, ЕСП основывал и основывает свои решения на таких идеях, как добросовестность (bona fides) <17>, юридическая защищенность (le principe de la securite juridique) <18>, осуществление права на самооборону (le principe du respect de droits de defense) <19>. -------------------------------- <17> См., например, решение по делу SNUPAT v. H. A. CECA [Case 42/59]. <18> См., например, решение по делу Neumann v. Frankfurt Main [Case 17/67)]. <19> См., например, решение по делу Commission v. Italie [Case 7/69].

В то же время право Европейского союза не распространяет на интегрированное экономическое пространство некоторые начала международного публичного права, не учитывающие специфики созданного в рамках ЕС правопорядка (ordre juridique communautaire). В частности, в ряде решений Суд отринул такие идеи, как "le droit de se faire justice a soi-meme" <20>, взаимность (le principe de reciprocite) <21>, эстоппель (le principe de 1'utilisation de l'estoppel) <22>. -------------------------------- <20> См.: Commission v. Luxembourg & Belgique [Cases 90/63, 91/63]. <21> См.: Commission v. Italie [Case 52/75]. <22> См.: Boizard v. Commission [Cases 63/79, 64/79].

Деятельность ЕСП позволила систематизировать и обеспечить единое толкование ряда принципов, заложенных в договорах, составляющих основу Европейского союза. В их числе обычно указывают: принцип свободного обращения товаров в рамках Сообщества (le principe de libre circulation de marchandises) <23>, принцип солидарности между государствами - членами ЕС (principe de solidarite entre les Etats membres) <24>, принцип предпочтения интересов Сообщества (le principe de preference communitaire) <25> и др. -------------------------------- <23> См.: CJCE, arret du ler juillet 1969. Цит. по: Rideau Joel. Op. cit. P. 145. <24> См.: Commission v. Italie [Case 39/72]. Ibid. <25> См.: CJCE, arret du 13 mars 1968, Beus v. Hauptzollamt Munich [Case 5/67]. Ibid. P. 154.

На фоне таких общих начал развивалась деятельность ЕСП по закреплению принципов, вытекающих из права Сообщества и обязательных не только для органов Сообщества, но также для стран-участниц, а в некоторых случаях и для частных лиц. Их относят к сфере так называемой "коммунитарной юриспруденции", "юриспруденции Сообщества" (la jurisprudence communautaire). Это довольно многочисленная группа принципов, среди которых можно выделить следующие: 1) право свободного осуществления экономической деятельности (Eridiana v. Ministre de l'Agriculture et des Forets [Case 230/78]); 2) неприкосновенность права собственности с учетом ограничивающих ее правовых положений (Liselotte Hauer v. Land Rhein-land-Pfalz [Case 44/79]); 3) учет состояния крайней необходимости при оценке экономического поведения (Valsabbi v. Commission [Cases 154/79, 205/78, 226-228/78, 263-264/78, 31/79, 39/79, 83/79, 85/79]); 4) допустимость уступки прав (Birra Wurrer et a. v. Conseil [Cases 256/80, 257/80, 265/80, 267/80, 5/81, 51/81, 282/82]); 5) пропорциональность, вытекающая из положений пункта 3 ст. 3В Договора об образовании Европейского союза, в соответствии с которыми органы ЕС или страны-участницы при достижении своих целей не должны выходить за рамки, уместные и необходимые для такого достижения (Case Sagulo, 8/77; ADM Oelmiillen v. Balm [Case C-339/92]; Antonio Crispoltoni v. Fattoria autonoma Tabacchi Giuseppe Natale et Donatab Sri [Cases C-133/93, C-300/93, C-362/93]). Европейский суд в ходе закрепления названных и иных принципиальных положений, призванных служить основой регулирования взаимоотношений между предпринимателями и органами Сообщества, отказывается признавать такие общие положения, которые позволяли бы национальным органам под предлогом устранения несправедливости уклоняться от применения норм права Сообщества. Такой подход отражен и в практике Суда (Balkan v. Hauptzollamt Berlin-Packhof [Case 118/76]). С другой стороны, общие принципы справедливости применяются Судом при обосновании собственных решений, как это имело место в деле о взыскании возмещения за причиненный ущерб (Costacurta v. Commission [Case 31/75]). Имеются в практике Суда и иные примеры отказа от некоторых иных общих правовых положений, в частности от принципа, не допускающего свидетельствования против самого себя. Этот принцип не признается Судом в качестве общего для права Сообщества, если его применение служит выгоде юридического лица либо способно нарушить нормальную организацию экономических отношений, особенно в сфере конкуренции (Orkem v. Commission [Case 374/87]). Так, ЕСП выступает важным органом Сообщества, эффективно содействующим реализации концепции "европейского права", отражающей федералистские и наднациональные теории европейской интеграции <26>, а равно усиление унификации национального права стран - участниц Европейского Союза. Изложенное также позволяет заключить, что своей деятельностью ЕСП в значительной мере способствовал сохранению и укреплению правопорядка в Сообществах; выступал и выступает как важнейший гарант функционирования Сообществ в заданном режиме, их стабильности и устойчивости <27>. -------------------------------- <26> Костин А. А., Яфаев А. И. Организационно-правовой механизм Европейского экономического сообщества // Гражданское, торговое и семейное право капиталистических стран. Законодательство о компаниях, монополиях и конкуренции / Под ред. В. К. Пучинского и М. И. Кулагина. М.: Издательство УДН, 1987. С. 227. <27> Топорнин Б. Н. Европейские сообщества. Право и институты // Динамика развития. М.: ИГП РАН, 1992. С. 134.

Библиография

1. Костин А. А., Яфаев А. И. Организационно-правовой механизм Европейского экономического сообщества // Гражданское, торговое и семейное право капиталистических стран. Законодательство о компаниях, монополиях и конкуренции / Под ред. В. К. Пучинского и М. И. Кулагина. М.: Издательство УДН, 1987. 2. Право Европейского союза: правовое регулирование торгового оборота: Учеб. пособие / Под ред. В. В. Безбаха, А. Я. Капустина, В. К. Пучинского. М.: ЗЕРЦАЛО, 2000. 3. Право Европейского союза: Учеб. пособие / Отв. ред. С. Ю. Кашкин. М.: ТК Велби, Проспект, 2008. С. 101, 102. 4. Топорнин Б. Н. Европейские сообщества. Право и институты // Динамика развития. М.: ИГП РАН, 1992. С. 134. 5. Хартли Т. Основы права Европейского сообщества. М., 1998. 6. Энтин М. Л. Суд Европейских сообществ: Правовые формы обеспечения западноевропейской интеграции. М., 1987. 7. Dictionnaire juridique des Communautes europeennes. P.: PUF, 1993. P. 858. 8. The Court of Justice. URL: http:// europa. eu/ about-eu/ institutions-bodies/ court-justice/ index_en. htm. 9. (The origins and development of the Court of Justice as an institution, part-1, part-2. URL: http:// www. justice. eu/ the-origins-and-development - of-the-court - of-justice-as-an-institution-part-1 и part-2. 10. Rideau Joel. Droit institutionnel de l'Union et des Communautes Europeennes. 2nde ed. P.: L. C. D. J., 1996. P. 136.

Название документа