К вопросу о разработке проблемы противодействия легализации преступных доходов на международном уровне

(Гриб В. Г.) ("Международное публичное и частное право", 2012, N 2) Текст документа

К ВОПРОСУ О РАЗРАБОТКЕ ПРОБЛЕМЫ ПРОТИВОДЕЙСТВИЯ ЛЕГАЛИЗАЦИИ ПРЕСТУПНЫХ ДОХОДОВ НА МЕЖДУНАРОДНОМ УРОВНЕ <*>

В. Г. ГРИБ

Гриб Владимир Григорьевич, профессор кафедры уголовно-правовых дисциплин ФГБУ ВПО МГЛУ, заслуженный юрист РФ, доктор юридических наук, профессор.

В настоящей статье дан краткий критический анализ международно-правового регулирования противодействия легализации преступных доходов. Отмечены международный опыт противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, общие условия и принципы международного сотрудничества в противодействии этому явлению. Оценены масштабность и тенденции развития указанного процесса с целью дальнейшего поиска различных путей и эффективных правовых и других средств разрешения данной проблемы.

Ключевые слова: международное сотрудничество, противодействие легализации (отмыванию) доходов, "грязные" деньги, Венская конвенция.

The present article gives a short critical analysis of international-law regulation of counteraction of legalization of criminal revenues; notes international experience of counteraction of legalization (laundering) of revenues received by criminal means, general conditions and principles of international cooperation in counteraction of this phenomenon. The author valuates immensity and tendency of development of the said procedure for the purpose of further search for various ways and efficient legal and other means of resolution of this problem.

Key words: international cooperation, counteraction of legalization (laundering) of revenues, "dirty" money, Vienna Convention.

Отмывание денег и финансирование терроризма - проблемы глобального масштаба, которые не только угрожают международной безопасности, но и отрицательно влияют на стабильность, целостность, прозрачность и эффективность финансовых систем, подрывают экономическое благосостояние и препятствуют экономическому развитию. Лица, причастные к отмыванию денег и финансированию терроризма, используют открытость международных финансовых систем и возможность свободного перемещения капиталов по всему миру в своих преступных целях <1>. -------------------------------- <1> Зубков В. А., Осипов С. К. Международные стандарты в сфере противодействия отмыванию преступных доходов и финансированию терроризма: Учеб. пособие. М.: Юриспруденция, 2010. С. 82.

Впервые 20 декабря 1988 г. для стран-участниц обязательство по противодействию отмыванию доходов, полученных преступных путем, закрепила Конвенция ООН "О борьбе против незаконного оборота наркотических средств и психотропных веществ" <2> (Венская конвенция). Противодействие легализации преступных доходов в соответствии с Конвенцией является одной из мер борьбы с преступлениями, связанными с незаконным оборотом наркотиков (пп. b п. i ст. 3). В соответствии с п. 1 ст. 3 данной Конвенции было отмечено, что каждая сторона принимает такие меры, которые могут потребоваться, с тем чтобы признать уголовными преступлениями согласно своему законодательству следующие действия, когда они совершаются преднамеренно: -------------------------------- <2> Конвенция была заключена в Вене 20 декабря 1988 г., вследствие чего она получила название "Венская конвенция".

(b)(i) конверсию или перевод собственности, если известно, что такая собственность получена в результате любого правонарушения или правонарушений, признанных таковыми в соответствии с подпунктом (a) настоящего пункта, или в результате участия в таком правонарушении или правонарушениях в целях сокрытия или утаивания незаконного источника собственности или в целях оказания помощи любому лицу, участвующему в совершении такого правонарушения или правонарушений, с тем чтобы он мог уклониться от ответственности за свои действия; (ii) сокрытие или утаивание подлинного характера, источника, местонахождения, способа распоряжения, перемещения, подлинных прав в отношении собственности или ее принадлежности, если известно, что такая собственность получена в результате правонарушения или правонарушений, признанных таковыми в соответствии с подпунктом (a) настоящего пункта, или в результате участия в таком правонарушении или правонарушениях; (c) с учетом своих конституционных положений и основных принципов своей правовой системы: (i) приобретение, владение или использование собственности, если в момент ее получения было известно, что такая собственность получена в результате правонарушения или правонарушений, признанных таковыми в соответствии с подпунктом (a) настоящего пункта, или в результате участия в таком правонарушении или правонарушениях; (iv) участие, причастность или вступление в преступный сговор с целью совершения любого правонарушения или правонарушений, признанных таковыми в соответствии с настоящей статьей, попытки совершить такое правонарушение или правонарушения, а также пособничество, подстрекательство, содействие или дача советов при их совершении <3>. -------------------------------- <3> В соответствии с пп. "а" п. 4 ст. 3 Венской конвенции каждая сторона за совершение правонарушений, признанных таковыми в соответствии с пунктом 1 настоящей статьи, предусматривает применение таких санкций, учитывающих серьезный характер этих правонарушений, как тюремное заключение или другие виды лишения свободы, штрафные санкции и конфискация. См. также: Типовой договор о выдаче, принятый резолюцией Генеральной Ассамблеи ООН 45/116 от 14 декабря 1990 г. У нас в России эта важная правовая функция денег закреплена в Законе РФ "О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма", а реализация государственной политики на этом направлении возложена на новый в истории страны орган - финансовую разведку, официально именуемую теперь Федеральная служба Российской Федерации по финансовому мониторингу (ранее известная как КФМ, ФСФМ, а ныне - Росфинмониторинг).

Дальнейшей разработке проблемы противодействия легализации преступных доходов на международном уровне способствовала инициатива Совета Европы по подготовке конвенции, направленной непосредственно на борьбу с обращением преступных доходов. Определение "отмывание" в Венской конвенции оказалось настолько удачным, что заключенная в г. Страсбурге 8 ноября 1990 г. Конвенция Совета Европы об отмывании, выявлении, изъятии и конфискации доходов от преступной деятельности (Страсбургская конвенция) содержит в целом аналогичную формулировку (п. 1 ст. 6). В то же время, помимо указанного определения, Конвенция содержит дополнительные положения, направленные на противодействие легализации преступных доходов. В частности, в ней впервые дано определение основного преступления, что означает любое преступление, в результате которого получены доходы, которые могут стать объектом "отмывания". В данном документе круг предикатных преступлений, являющихся источниками доходов, значительно расширен по сравнению с Венской конвенцией. Комплексный подход к проблеме противодействия легализации преступных доходов, апробированный Венской конвенцией ООН, использован в Конвенции Совета Европы об уголовной ответственности за коррупцию (заключена в г. Страсбурге 27 января 1999 г.), Конвенции ООН против транснациональной организованной преступности (принята в г. Нью-Йорке 15 ноября 2000 г. Резолюцией 55/25 на 62-м пленарном заседании 55-й сессии Генеральной Ассамблеи ООН) и Конвенции ООН против коррупции (принята в г. Нью-Йорке 31 октября 2003 г. Резолюцией 58/4 на 51-м пленарном заседании 58-й сессии Генеральной Ассамблеи ООН). Конвенция ООН против транснациональной организованной преступности от 15 ноября 2000 г. относит легализацию (отмывание) преступных доходов к преступлениям международного характера (ст. 6), которые представляют угрозу для экономической безопасности нескольких государств. На основании этой Конвенции государства-участники рассматривают вопрос о применении мер по выявлению перемещения наличных денежных средств и соответствующих оборотных инструментов через их границы и по контролю за таким перемещением, не создавая каких-либо препятствий перемещению законного капитала. Далее, Конвенция ООН против коррупции (ст. 14) содержит схожее описание превентивных мер в отношении "отмывания", дополняя их более современными механизмами. В качестве средства предупреждения легализации преступных доходов ст. 52 данной Конвенции предусматривает меры по возвращению активов. Государства могут потребовать от финансовых учреждений, на которые распространяется его юрисдикция, проверять личность клиентов, принимать разумные меры для установления личности собственников - бенефициаров средств, депонированных на счетах с большим объемом средств, и осуществлять более жесткие меры контроля в отношении счетов, которые пытаются открыть или которые ведутся лицами, обладающими или обладавшими значительными публичными полномочиями, членами их семей и тесно связанными с ними партнерами или от имени любых вышеперечисленных лиц. Такие меры контроля призваны выявлять подозрительные операции для целей представления информации о них компетентным органам, и они не должны толковаться как препятствующие или запрещающие финансовым учреждениям вести дела с любым законным клиентом. Государства-участники стремятся к развитию и поощрению глобального, регионального, субрегионального и двустороннего сотрудничества между судебными и правоохранительными органами, а также органами финансового регулирования в целях борьбы с отмыванием денежных средств. Среди важных международных инициатив, направленных на совершенствование средств и процедур противодействия легализации преступных доходов, следует отметить принятую 16 мая 2005 г. в Варшаве Конвенцию Совета Европы об отмывании, выявлении, изъятии и конфискации доходов от преступной деятельности и финансировании терроризма (Варшавская конвенция). Фактически данная Конвенция является расширенным вариантом Страсбургской конвенции Совета Европы, дополненным превентивными мерами. Конвенция содержит определение подразделения финансовой разведки, предусматривает меры по аресту, выемке и конфискации доходов, полученных преступным путем <4>. -------------------------------- <4> У нас в России эта важная правовая функция денег закреплена в Законе РФ "О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма", а реализация государственной политики на этом направлении возложена на новый в истории страны орган - финансовую разведку, официально именуемую теперь "Федеральная служба Российской Федерации по финансовому мониторингу" (ранее известная как КФМ, ФСФМ, а ныне - Росфинмониторинг).

С принятием этой Конвенции разрешается спорный вопрос о необходимости приговора по предикатному преступлению для уголовного преследования лица за легализацию преступных доходов <5>. Согласно Конвенции каждая сторона должна обеспечить, чтобы предшествующее или одновременное осуждение за основное преступление не являлось предварительным условием для осуждения за отмывание денежных средств. -------------------------------- <5> См.: п. 5 ст. 9 Варшавской конвенции.

Источником европейского законодательства о противодействии легализации преступных доходов являются также директивы о борьбе с отмыванием денег. В 2005 г. Евросоюз принял третью Директиву о борьбе с отмыванием денег 2005/60/ЕС. Вступив в силу согласно договоренности между членами ЕС по истечении двух лет с момента публикации в Официальном журнале Европейского Союза, данная Директива заменила собой Директиву ЕЭС о предотвращении использования финансовой системы для целей отмывания денег 91/308/ЕЕС 1991 г., действовавшую с учетом изменений и дополнений, внесенных в 2001 г. В Директиве 1991 г. давалось определение отмывания денег, предусматривалась обязанность идентификации клиентов, хранения документов, информирования властей о фактах отмывания денег, создании процедур внутреннего контроля. Во второй Директиве о борьбе с отмыванием денег круг учреждений был значительно расширен, включив в себя целый ряд видов деятельности нефинансового характера. Третья Директива о борьбе с отмыванием денег основывается на существующем законодательстве ЕС и 40 рекомендациях ФАТФ. Помимо компаний и учреждений финансового сектора, действие третьей Директивы распространяется также на юристов, нотариусов, бухгалтеров, агентов по торговле недвижимостью, казино, трастовые компании и лиц, занимающихся предоставлением услуг предприятиям, поставщиков товаров в части сделок, платежи по которым производятся наличными в сумме, превышающей 15 тыс. евро. Данные лица обязаны идентифицировать клиентов, выгодоприобретателей, сообщать о подозрительных сделках в финансовые разведки, обучать персонал. Международное сотрудничество в целях противодействия легализации преступных доходов осуществляется и на региональном уровне. 5 октября 2007 г. в Душанбе в рамках заседания Совета глав государств СНГ представителями Армении, Белоруссии, Казахстана, Киргизии, России и Таджикистана подписан Договор государств - участников Содружества Независимых Государств о противодействии легализации (отмыванию) преступных доходов и финансированию терроризма. Целью договора является совершенствование правовых основ противодействия легализации (отмыванию) преступных доходов и финансированию терроризма и сотрудничества в этой сфере. Перечисленные в упомянутых конвенциях формы международного сотрудничества находят дальнейшее развитие в двусторонних межправительственных соглашениях. Так, Соглашение между правительствами Российской Федерации и Республики Беларусь о сотрудничестве и взаимной помощи в области борьбы с незаконными финансовыми операциями, а также финансовыми операциями, связанными с легализацией (отмыванием) доходов, полученных незаконным путем, заключенное 12 февраля 1999 г., предусматривает конкретные виды предназначенной для обмена информации, способствующей предупреждению, выявлению, пресечению и раскрытию незаконных финансовых операций, а также финансовых операций, связанных с легализацией (отмыванием) доходов, полученных незаконным путем. Аналогичные соглашения заключены Российской Федерацией с Казахстаном, Грузией, Узбекистаном и др. В качестве одного из направлений международного сотрудничества в области борьбы с легализацией (отмыванием) доходов, полученных преступным путем, указанные Соглашения называют унификацию национального законодательства. Основные международные стандарты противодействия легализации преступных доходов содержатся в 40 и 9 Рекомендациях межправительственной Группы разработки финансовых мер борьбы с отмыванием денег (ФАТФ). Созданная в 1989 г. по инициативе стран "большой семерки" ФАТФ подготовила первую редакцию 40 рекомендаций в 1990 г., опубликовав их в качестве международной программы борьбы с использованием финансовой системы лицами, отмывающими "грязные" деньги <6>. 40 Рекомендаций ФАТФ включают в себя положения, касающиеся криминализации легализации преступных доходов, предварительных мер и конфискации легализованной собственности. А 9 специальных Рекомендаций предусматривают меры по борьбе с финансированием терроризма. Эффективность, с которой решаются вопросы конфискации "грязных" денег, выдвигается на первый план в качестве критерия, которым будет руководствоваться ФАТФ в своих оценках усилий той или иной страны в деле противодействия отмыванию "грязных" денег и финансированию терроризма. -------------------------------- <6> ФАТФ дважды пересматривала редакцию "Сорока рекомендаций" (в 1996 и 2003 гг.). При этом ФАТФ рекомендует использовать не только уголовно-правовые меры, но также административные и гражданско-правовые, особенно в отношении юридических лиц.

Одним из основных международных стандартов, закрепленных в рекомендациях ФАТФ, является принцип "знай своего клиента", что означает жесткие правила идентификации клиентов. Обычно требование идентификации распространяется не только на физических и юридических лиц, осуществляющих крупные или подозрительные операции, но и на определенный круг операций, определяемых по сумме и характеру. Законы многих стран в связи с требованием обязательной идентификации запрещают открывать анонимные счета или счета на предъявителя. В отдельных случаях законодательство специально оговаривает, в каких случаях не требуется проведение идентификации. В частности, законодательство Швейцарии предусматривает такую возможность для пенсионных фондов, имеющих государственное страхование. Система сбора и предоставления регулирующим органам информации о подозрительных сделках складывалась на протяжении последних десятилетий. Это - центральное звено, обеспечивающее эффективность различных способов борьбы с легализацией преступных доходов. Первоначально такая система во многих странах была крайне слабой, а требование о сборе и предоставлении информации было не обязательным. Организации предоставляли информацию не систематически и на добровольной основе. В настоящее время такая система стала обязательной в вопросах, касающихся финансовых учреждений и курирующих их органов, а во многих странах и для других организаций. В США эта система получила название системы обязательной отчетности <7>. -------------------------------- <7> Журбин Р. В. Борьба с легализацией преступных доходов. Теоретические и практические аспекты. М.: Волтерс Клувер, 2011. С. 14.

Жесткие правила соблюдения банковской тайны являются одним из основных препятствий для эффективного функционирования системы сбора и передачи информации о подозрительных сделках. В соответствии с рекомендациями ФАТФ законодательство различных стран по борьбе с отмыванием денег снимает с организаций, осуществляющих идентификацию и предоставляющих компетентным органам сведения о подозрительных сделках, требование профессиональной секретности (даже если подозрения оказались ложными). В соответствии с рекомендациями ФАТФ страны должны обеспечить свое включение в систему международной кооперации, направленной против легализации преступных доходов. В настоящее время законодательство ряда стран препятствует осуществлению международного сотрудничества в борьбе с легализацией преступных доходов. В частности, законы Австрии, Дании, Германии, Люксембурга, Ирландии, Финляндии не позволяют финансовым разведкам этих стран осуществлять обмен информацией с аналогичными учреждениями в других европейских странах. В целях развития международного сотрудничества страны заключают между собой двусторонние договоры о взаимном сотрудничестве в борьбе с отмыванием преступных доходов. В ряде стран приняты специальные законы по вопросам международного сотрудничества в области борьбы с данным негативным явлением. Учитывая многообразие национальных правовых систем противодействия легализации преступных доходов, эксперты ФАТФ выработали 25 основных критериев, по которым они проводят их периодическую оценку. ФАТФ является глобальной организацией, но масштабы распространения легализации доходов, полученных преступным путем, необходимость пресечения ухода от ответственности путем переноса преступной деятельности из одной страны в другую потребовали создания системы противодействия легализации преступных доходов на региональном уровне. В частности, в 2004 г. по инициативе России на территории СНГ создана очередная региональная организация по типу и под эгидой ФАТФ - Евразийская региональная группа по противодействию легализации преступных доходов и финансированию терроризма (ЕАГ). Членами этой группы, помимо России, стали Белоруссия, Казахстан, Киргизия и Таджикистан, а также страны Центральной Азии, не являющиеся пока членами ни одной из региональных групп. Основными задачами ЕАГ являются: содействие в распространении международных стандартов в сфере противодействия легализации преступных доходов и финансированию терроризма с учетом особенностей регионов; разработка и проведение совместных мероприятий в пределах компетенции подразделений финансовой разведки; оценка эффективности мер, принимаемых в целях противодействия отмыванию преступных доходов и финансированию терроризма; координация программ сотрудничества с международными организациями, рабочими группами и заинтересованными государствами; анализ тенденций в сфере легализации преступных доходов и финансирования терроризма, а также обмен опытом противодействия таким преступлениям. Образование подобной группы позволит гармонизировать законодательства стран - членов СНГ в данной области и успешно решать практические вопросы взаимодействия национальных систем борьбы с легализацией преступных доходов <8>. -------------------------------- <8> Там же. С. 20.

Название документа