Транснациональная охота на уклонистов

(Сухаренко А.) ("ЭЖ-Юрист", 2014, N 20) Текст документа

ТРАНСНАЦИОНАЛЬНАЯ ОХОТА НА УКЛОНИСТОВ

А. СУХАРЕНКО

Александр Сухаренко, юрист, г. Владивосток.

В марте 2014 года в Правительство РФ поступил проект Национального плана по противодействию уклонению от уплаты налогов и сокрытию бенефициарных владельцев компаний, который направлен на ужесточение режима обязательного раскрытия бенефициаров любых компаний, введение в законодательство запрета на злоупотребление правами при уплате налогов, объявление контролируемыми всех сделок с офшорами, а также обсуждение вопроса об уголовной ответственности юрлиц и о запрете передачи российских активов в траст или сходные структуры, позволяющие не идентифицировать бенефициарных собственников. По итогам его реализации должна быть подготовлена и утверждена Концепция развития системы противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма в РФ до 2020 года.

Больной вопрос

Современное международное налоговое планирование приняло угрожающие мировой экономике масштабы в результате ухода от налогообложения многих компаний при помощи офшорных юрисдикций. Поэтому вопрос деофшоризации экономики - это не только элемент российской внутренней политики, но и согласованная политика крупнейших международных экономик. Проблема офшоризации российской экономики весьма актуальна, поскольку офшоры аккумулируют весьма существенную долю прибыли и активов. По подсчетам ИМЭМО РАН, до 25% компаний с оборотом более 30 млрд. руб. имеют материнский холдинг в иностранных юрисдикциях. Материнскую структуру или центр консолидации прибыли имеет каждая десятая компания с выручкой от 1 млрд. до 30 млрд. руб., там же хранятся 40% их акций. В сфере малого бизнеса офшоры владеют 5 - 15% компаний. В настоящее время более 40% внешнеторгового оборота России приходится на офшорные юрисдикции. За последние три года объем оформленных товаров по офшорным контрактам российских участников ВЭД вырос почти в 1,5 раза. Одновременно с этим растет число схем уклонения от налогообложения. Причины использования офшоров российскими компаниями следующие: удобство передачи собственности по наследству (по данным опроса - 7,9%); конфиденциальность владения бизнесом (73,6%); краткосрочные спекуляции (27,9%); защита собственности (86,4%); отмывание денег, криминальный денежный оборот (46,4%); оптимизация налоговых платежей (57,9%) <1>. -------------------------------- <1> Источник: Gradient Alpha Investments Group (опрос 140 собственников и руководителей бизнеса в рамках конференции East + West = Invest 30 мая 2013 г.).

Все тайное станет явным?

В минувшем году были приняты важные законодательные решения, направленные на решение проблемы офшоризации экономики. Так, Федеральным законом от 28.06.2013 N 134-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части противодействия незаконным финансовым операциям" было закреплено понятие бенефициарного владельца, установлена обязанность организаций, осуществляющих операции с денежными средствами или иным имуществом, предпринимать меры по идентификации таких владельцев, возложена обязанность на клиентов предоставлять организациям информацию о своих выгодоприобретателях и бенефициарных владельцах. Наряду с этим в УК РФ появились нормы, предусматривающие ответственность за перевод денежных средств в иностранной валюте или валюте РФ на счета нерезидентов с предоставлением заведомо подложных документов (193.1) и контрабанду наличных денежных средств (200.1). В прошлом году таможенными органами РФ по этим статьям было возбуждено 194 уголовных дела на общую сумму более 47,5 млрд. руб. В январе 2014 года Председатель Правительства РФ распорядился подготовить до мая законопроект, которым будет реализован комплекс мер по деофшоризации экономики. В частности, обложение налогом на прибыль доходов иностранных компаний с российскими бенефициарами (правило об иностранных контролируемых компаниях), если они не выплачивают дивиденды в РФ; введение запрета на предоставление господдержки компаниям, зарегистрированным в офшорных юрисдикциях; введение запрета на заключение государственных (муниципальных) контрактов с офшорными компаниями.

Международная взаимовыручка

Для эффективной реализации подобных предложений нужно обеспечить возможность эффективного налогового администрирования в части получения необходимой информации и, соответственно, осуществления контролирующих функций. В связи с этим представляется необходимым ускорить процесс ратификации Конвенции о взаимной административной помощи по налоговым вопросам (1988), разработанной ОЭСР совместно с Советом Европы в целях предотвращения уклонения от уплаты всех видов налогов, кроме таможенных пошлин. Данная Конвенция была заключена в Страсбурге 25 января 1988 года, но вступила в силу лишь 1 апреля 1995 года. С ноября 2011 года по инициативе стран G20 возможность присоединения к ней (в ред. Протокола 2010 года) появилась и у стран, не являющихся членами ОЭСР и Совета Европы. По состоянию на январь 2014 года Конвенцию подписали 64 государства, из них 28 - ратифицировали. Одним из стимулов к подписанию Конвенции Россией в ноябре 2011 года послужил предусмотренный ею механизм трансграничного взыскания задолженности юрлиц стран-участниц (на сегодня 6,2 млрд. руб.), который может стать дополнительным источником доходов бюджета. Сейчас это сделать невозможно либо в связи с отсутствием имущества, на которое может быть обращено взыскание, либо в связи с фактическим отсутствием юрлиц на территории РФ. После ратификации у России открываются большие возможности в части взимания налогов еще и потому, что Конвенцию подписали такие офшорные юрисдикции, как Белиз, Британские Виргинские острова, Каймановы острова, и страны, "традиционно" используемые для построения холдинговых структур: Сингапур, Нидерланды, Латвия, Литва, Лихтенштейн, Швейцария. Согласно Конвенции ОЭСР налоговые органы РФ смогут получать от своих иностранных коллег любые сведения, необходимые для взыскания налогов на территории РФ, а также информацию об уплате налогов подконтрольными российским бизнесменам иностранными компаниями за пределами страны следующими способами: - на основании запроса в иностранные налоговые органы; - с помощью автоматического обмена сведениями; - путем спонтанного обмена информацией. Однако ратификация Конвенции может не состояться, так как в марте 2014 года ОЭСР объявила о приостановке процедуры присоединения России. Такое решение было принято по итогам заседания ее управляющего совета. Напрямую причины этого не назывались, но в заявлении стран-членов говорилось, что "ОЭСР должна положительно ответить на ходатайство Украины о дальнейшем усилении существующей кооперации между ОЭСР и Украиной".

Информобмен

Возможность международного обмена налоговой информацией уже предусмотрена ст. 26 большинства из 86 подписанных Россией Соглашений об избежании двойного налогообложения. Согласно данной статье иностранные налоговые органы не могут отказать в предоставлении информации, находящейся в распоряжении банка, другой финансовой организации, агента или доверительного управляющего либо содержащей сведения об учредителях лица. Но в тех случаях, когда необходимо получить информацию, составляющую коммерческую, банковскую и иную тайну, приходится ждать, пока иностранный суд вынесет решение об удовлетворении или отказе в удовлетворении полученного запроса об обмене защищенной информацией. В результате существующий порядок информационного обмена срабатывает не всегда. Так, в 2012 году около трети запросов ФНС России осталось без ответа, а полученные ответы были зачастую формальны. В соответствии же со ст. 6 Конвенции странам-участницам запрещено отказывать в предоставлении защищенной информации лишь на том основании, что она составляет банковскую, профессиональную или иную тайну. Принципиально новым способом получения информации налоговыми органами является также спонтанный обмен информацией (ст. 7 Конвенции). Такой обмен представляет собой направление иностранными налоговыми органами российской стороне без предварительного запроса известные ей сведения в следующих случаях: - российская компания платит налог по сниженной ставке или освобождается от уплаты налога в РФ, при этом налог уплачивается взаимозависимой или контролируемой иностранной компанией в другой стране; - деловые операции между российской и иностранной компанией осуществляются через одну или несколько стран таким образом, что намеренно уменьшаются налоговые платежи в России; - получение экономии за счет уменьшения налоговых платежей в результате искусственных перечислений прибылей внутри международных групп компаний. Таким образом, иностранный налоговый орган, равно как и ФНС России, может сообщить о своих подозрениях по собственной инициативе. Между тем пока остается неясным механизм взыскания неуплаченных налогов, так как у иностранных компаний могут отсутствовать счета в российских банках, а также имущество, на которое может быть обращено взыскание. В этой части Конвенция даст налоговым органам РФ возможность: - присутствовать при проведении налоговых проверок в иностранных государствах (ст. 9 Конвенции); - направлять запросы о помощи по взысканию задолженности по уплате налогов в пользу РФ и принятии ими мер, аналогичных мерам по взысканию задолженности по собственным налогам (п. 1 ст. 11 Конвенции); - направлять просьбы о принятии защитных мер, в том числе наложения ареста на имущество, для обеспечения взыскания суммы налога даже в том случае, если требование оспаривается или еще не является предметом документа, разрешающего принудительное взыскание. Учитывая, что одним из обязательных положений проекта Типового соглашения об обмене налоговой информацией с офшорными юрисдикциями, разработанного Минфином России, будет возможность участия российских налоговых органов в зарубежных налоговых проверках, аналогичная возможность на взаимной основе должна быть предоставлена представителям иностранных государств. Поскольку данное положение не соответствует налоговому законодательству РФ, во избежание необходимости ратифицировать каждое соглашение об обмене налоговой информацией планируется внести изменения в ст. 87 ч. I НК РФ о возможности участия представителей иностранных налоговых органов в проверках на территории Российской Федерации, если это предусмотрено соответствующим международным соглашением. После проведения соответствующей проверки ФНС России сможет: - отказать в признании соответствующих затрат и доначислить налоги российским компаниям, которые сотрудничали с иностранными компаниями без деловой цели; - доначислить налоги российскому бенефициару на доходы, полученные за рубежом; - обязать уплачивать налоги российскую компанию, которая как налоговый агент не удержала налогов при выплате доходов иностранной компании, на которую неправомерно распространены положения Соглашения об избежании двойного налогообложения. В соответствии с законопроектом о ратификации Конвенции Россия готова разыскивать неплательщиков налога на доходы и имущество физических лиц, на прибыль и имущество организаций, налога на добавленную стоимость (НДС), земельного, транспортного, сельскохозяйственного и водного налогов, акцизов, налога на добычу полезных ископаемых (НДПИ), налога на игорный бизнес, а также выплат, полагающихся бюджету при упрощенной системе налогообложения. При этом оказать другим странам помощь по взысканию НДС, акцизов, водного налога, НДПИ, налога на игорный бизнес и некоторых налогов, взимаемых по специальным режимам, российская сторона сразу не сможет. Для этого требуется внесение изменений в законодательство. Пока по ним предусмотрен только обмен информацией. Преследовать уклонистов от остальных налогов Россия будет только в случае, если по нарушению не истек трехлетний срок давности.

Название документа