Развитие гражданского общества в странах Азии и Индии
(Койсина М. Д.) ("Гражданское общество в России и за рубежом", 2013, N 4) Текст документаРАЗВИТИЕ ГРАЖДАНСКОГО ОБЩЕСТВА В СТРАНАХ АЗИИ И ИНДИИ
М. Д. КОЙСИНА
Койсина Мария Дмитриевна, стажер-исследователь Центра исследований гражданского общества и некоммерческого сектора (НИУ ВШЭ).
Данный обзор посвящен развитию гражданского общества в странах Азии, и наиболее подробно рассмотрен кейс Индии. Многими исследователями гражданского общества отмечается, что развитие волонтерских организаций и институтов общественного сектора в Азии имело свои истоки и причины. Следовательно, теории развития некоммерческого сектора, которые имеют европейское происхождение, совсем иначе будут работать в странах Азии. Объединение людей в волонтерские и общественные организации в странах Азии в большинстве своем происходило перед лицом катаклизмов, вследствие географического положения региона, также влияние оказали сложившиеся на территориях многих стран авторитарные режимы. Немаловажную роль в борьбе с этими режимами в 80-х гг. оказали общественные организации.
Ключевые слова: гражданское общество, волонтерские организации, Индия.
Development of civil society in the states of Asia and India M. D. Kojsina
The review concerns development of the civil society in the states of Asia and concentrates on India. Many researchers of the civil society note that development of volunteer organizations and institutes of public sector in Asia had its sources and causes. Therefore the theories of development of non-commercial sector which are of European origin will work quite differently in the states of Asia. Unification of people into volunteer and public organizations in the states of Asia in most cases took place in the situation of cataclysms due to the geographical location of the region, the impact was also made by authoritarian regimes formed on the territories of many states. The important role in fighting these regimes in 1980s was played by public organizations.
Key words: civil society, volunteer organizations, India.
Азия - регион с высокой численностью населения. Каждая страна отличается своей культурой, определенной политической системой. Степень разнообразия организаций третьего сектора зависит от уровня государственного контроля, правовой системы, степени религиозных верований и в некоторых случаях от уровня экономического развития, в частности от таких показателей, как количество жителей, относящих себя к среднему классу и имеющих высшее образование. В странах Южной Азии, таких как Таиланд, которая никогда не была колонией, очень сильны традиции взаимообмена вследствие культуры буддизма. В Филиппинах, которые были сначала колонией Испании, а потом Америки, в общественной психологии массово укрепились католические традиции. Средний класс в этих странах с помощью сети организаций третьего сектора смог противостоять решениям и действиям политических властей. Республика Корея также известна своим сильным гражданским обществом. Такая культура сформировалась в данной стране вследствие распространения традиций протестантизма с благотворительными организациями, привнесенных в страну миссионерами из США. Экономический рост в Корее был вызван в большей степени повышением уровня образования среди населения, чему способствовали и организации третьего сектора. Университеты и школы, появившиеся в Республике Корее в 1970-х, 80-х, 90-х гг., были некоммерческими организациями. В Японии было больше бюрократического контроля, религиозные традиции благотворительности были достаточно слабы, но люди стали заниматься благотворительностью вследствие природных катаклизмов и большого количества пострадавших, которым была необходима помощь. В Японии и Вьетнаме коммунистические режимы довольно медленно переходят на рыночную экономику. Это сопровождается часто конфликтами между государством и организациями некоммерческого сектора. Если раньше многие некоммерческие организации были подконтрольны государству, то теперь они становятся более независимыми, но этот процесс также происходит достаточно медленно. В Китае неформально действуют около миллиона некоммерческих организаций. Хотя многие бедные азиатские страны и получают международную помощь, в них все равно присутствуют традиции благотворительности и взаимоподдержки, которые имеют свои корни в религиозных нормах и поддерживаются религиозными институтами. Исследование, проведенное для консорциума по благотворительности в Азиатско-Тихоокеанском регионе (2002 г.), показало, что средний класс в азиатских странах жертвует в большей степени, чем жители европейских стран <1>. Есть и другие факторы, влияющие на появление благотворительной деятельности. Например, согласно исследованиям в Китае, 60% населения являются волонтерами, в данном феномене можно увидеть продолжение коммунистической истории. -------------------------------- <1> Researching Asia's Third SectorAuthor(s): Mark Lyons and Samiul Hasan / Voluntas: International Journal of Voluntary and Nonprofit Organizations. Vol. 13.
В третьем секторе Азии существует недостаток ресурсов и организационных возможностей, которые есть в европейском и американском общественных секторах. Но в Азии есть организации, которые имеют достаточно сильные позиции и считаются уважаемыми. Например, BRAC в Бангладеш может считаться таким примером, некоторые правозащитные некоммерческие организации Южной Кореи достаточно сильные. Несомненно, нельзя считать некоммерческий сектор стран Азии таким идеальным. Есть достаточное количество прецедентов коррупции при финансировании государственными структурами организаций третьего сектора, в частности кооперативов. Есть религиозные организации, которые стараются привести миссию третьего сектора к теократическим идеалам. Но в этом отношении страны Азии не одиноки.
Исследования третьего сектора в странах Азии
Большая часть стран Азии начала понемногу исследоваться в 90-х гг., за исключением Индии, где первые исследования появились в конце 90-х. Это началось благодаря таким организациям, как Asia Pacific Philanthropy Consortium (APPC), и другим азиатским фондам, в частности Nippon Foundation. Также развивались исследования среди нескольких стран. В 12 (в том числе и Австралии) странах проведено исследование организацией Asia Pacific Philanthropy Information Network (APPIN).
Организации гражданского общества в Азии
Крушение авторитарных режимов послужило причиной расцвета организаций гражданского общества в Азии. Статистика организации Freedom House говорит о том, что количество свободных либеральных государств с 42 в 1972 г. увеличилась до 56 в 1985 г. К 1995 г. 39% бывших авторитарных стран стали демократическими. Хантингтон в 1991 г. назвал этот процесс "третьей волной демократизации", управляемой гражданским обществом. Автор статьи Civil Society and Democratization in Asia Prospects and Challenges in the New Millennium Эмма Порио использует определение гражданского общества, взятое у Diamond <2>, который определяет ГО как людей, которые принимают участие в различных общественных объединениях (церковь, женские ассоциации, правозащитные и т. п.), при этом они отстаивают определенные интересы и стараются следить за государственными и экономическими реформами. Эти организации не являются синонимом волонтерской, автономной деятельности. Именно организации гражданского общества отличает от других общественных объединений то, что они преследуют в большей степени общественные цели, чем частные, но не стремятся к формальному обладанию власти, хотя влияют на нее и процесс принятия решений. -------------------------------- <2> Diamond, Larry. (1994). Rethinking Civil Society: Toward Democratic Consolidation // Journal of Democracy. Vol. 5. N 3. 6 p.
Рост гражданского общества, в частности в Восточной и Южной Азии (Таиланд), сопровождался экономическим ростом. Гражданское общество также было силой по смене авторитарных режимов на демократические. Силами организаций гражданского общества были свергнуты режим Marcos-Aquino-Ramos в Филиппинах и режим Soeharto-Habibie-Wahid в Индонезии. Организации гражданского общества, являющиеся сообществом маргинализированных групп, смогли объединить и сторонников левых настроений, тем самым создав мирными ненасильственными методами оппозицию существующим элитам. Какие истоки имеют организации гражданского общества? Азиатские или европейские? Некоторые авторы, такие как Muzaffar <3>, Serrano <4>, подчеркивают, что гражданское общество имеет европейские корни, так как в большей степени было там развито. Serrano все-таки подчеркивает, что тенденция создавать общественные институты также была характерна и для азиатских стран: истоки этого лежат в исполнении ритуалов, начиная с рождения и заканчивая смертью, коллективной безопасности, это поддерживает общество в состоянии внутреннего согласия и поддержки. Самые распространенные формы организации - это организации самопомощи (selfhelp) и группы взаимного обмена (mutual-exchange). В Индонезии такие организации называются gotong royong, что переводится как "взаимопомощь", в Филиппинах - bayanihan. Многие обрядовые организации в Таиланде также являются организациями взаимопомощи. -------------------------------- <3> Muzaffar, Chandra. (1996). Democracy, the West and Asia, in Brid Brennan, Erik Hiejmans and Pietje Vervest (eds.), ASEM Trading New Sillk Routes. Beyond Geo-Politics and Geo-Economics: Towards a New Relationship between Asia and Europe. Amsterdam: Transnational Institute (TNI) and Focus on the Global South. P. 93. <4> Serrano, Isagani R. (1994). Civil Society in the Asia-Pacific Region, in Citizens Strengthening Civil Society. World Assembly Edition. USA: McNaughton and Gunn, Inc. P. 271.
Традиции волонтерской деятельности в Азии имеют свои корни в необходимости удовлетворять потребности в социальной защите населения, которую не способны восполнить семья или клан. Но теперь традиционные и культурные основы организаций гражданского общества изменились, люди стали более состоятельными и благополучными благодаря государственным и экономическим программам. Поэтому организации ГО часто становятся объектом политических манипуляций. Что касается истоков гражданского общества в Азии, то исследователи подчеркивают, что азиатские ценности не отвечают концепции либеральной демократии. Alagappa <5> отмечает, что в таких странах, как Китай, Вьетнам, Бирма, Индонезия, Сингапур, Малайзия, Бруней, Лаос, элиты поддерживали идею экономического развития, но не принимали демократию. Некоторые из руководителей стран, в частности глава Сингапура Lee Kuan Yew, говорят, что ценности западной демократии не могут быть применимы в азиатских странах. Корейский же политический лидер Kim Dae Jung говорил, что эти демократические институты имеют место в азиатской традиции. Исследователи Serrano и Muzaffar подтверждают данный аргумент, находя следы демократии в азиатской культуре и религии. Fukuyama <6>, описав опыт Малайзии и Сингапура, выявил, что единственным соперником либеральной демократии в Азии является патерналистский авторитаризм. Однако падение режима Suharto в Индонезии под воздействием объединенных сил гражданского общества размывает точность приведенного выше аргумента. Главы индонезийских организаций гражданского общества, которое называется masyarakat madani, видят его истоки в мусульманской традиции. -------------------------------- <5> Alagappa, Muthiah. (1995). The Asian Spectrum. Journal of Democracy. Vol. 6. N 1. P. 29. <6> Fukuyama, Francis. (1995). The Primacy of Culture. Journal of Democracy. Vol. 6. N 1. P. 7.
В целях политической легитимности власти стран поддерживают организации гражданского общества. Например, в Китае поддерживаются профессиональные сообщества и другие организации, особенно в городской местности, и считаются частью модернизирующегося общества. Рост экономики в азиатских странах повлек за собой также и изменение стиля жизни населения. Средний класс стал более образованным, способным к путешествиям и с более высокими навыками. В то же самое время количество волонтерских организаций с профессиональными, образовательными и благотворительными целями увеличилось. Хотя государство регулирует их деятельность, эти организации все равно могут устанавливать свою повестку дня.
Гражданское общество, демократия и государство
Роль гражданского общества приводит не столько к трансформации государственной политики, сколько к демократизации общества. НГО среди организаций гражданского общества являются самыми эффективными: они как раз и поддерживают демократический строй. В эпоху демократизации некоторые политические лидеры стран Азии предоставляли место для развития гражданского общества. Одно из исследований Baogang He (1997) было посвящено тому, как развивалось гражданское общество в Китае. Описывая существующие квазиорганизации гражданского общества, он характеризует их как: 1) подконтрольные государству; 2) средство легитимизации существующей власти. Такое описание хорошо подходит для характеристики развития организаций ГО в таких странах, как Китай и Вьетнам. Во Вьетнаме существует различие в отношениях "государство - общество" в Северной и Южной частях. В Южном Вьетнаме государство оказывает больше поддержки НГО.
Гражданское общество и средний класс
Maisrikrod, анализируя политические движения в Таиланде, выявил, что средний класс играет существенную роль при образовании демократического режима в большей степени, чем при консолидации. Сохранение демократической стабильности - это баланс между интересами государства и капиталистов, с одной стороны, и включения среднего класса - с другой.
Отношения "государство - гражданское общество"
При борьбе с авторитарными режимами в странах Азии устанавливались коалиции между организациями ГО и правительственными институтами. Например, в Индонезии в процессе борьбы против авторитарного режима Suharto создалось объединение организаций гражданского общества и государства. Такая же ситуация была на Филиппинах при борьбе с диктатурой Маркоса. Азиатский экономический кризис стал силой, консолидирующей организации гражданского общества друг с другом, но настроенной против государственной политики вследствие закрытий производства, увольнения рабочих и других социальных проблем. Caroll <7> описывает в своих работах, насколько важны вызовы и трудности, которые необходимо преодолеть организациям третьего сектора: 1) достижение консенсуса между плюралистическими организациями гражданского общества; 2) вовлечение в решение вопросов глобальной экономики, политического общества, государства; 3) создание площадки для дискуссий и дебатов. -------------------------------- <7> Carroll, John J. (2000), Civil Society: What is it? Presented at the Anniversary Lecture Series of the Institute on Church and Social Issues, Loyola Heights, Quezon City.
Гражданское общество Индии <8>
Описание страны
Индия находится в Южной Азии, гранича с Бангладеш, Бутаном, Китаем, Мьянмой, Непалом и Пакистаном. Индия является федеративной республикой с двухпалатным парламентом: raiya sabha (палата штатов), lok sabha (народное собрание). Население Индии составляет около 1,1 млрд. человек (на июнь 2009 г.), с большой долей сельского населения. Средняя продолжительность жизни 63,7 года, 4/5 населения Индии живет на менее чем 2 долл. в день. Индия - вторая страна по численности населения и самая большая демократическая страна, соответственно, она имеет довольно обширный третий сектор. Разнообразие организаций третьего сектора обеспечивается в Индии британским наследством общественного закона, национальным разнообразием, федеративной системой территориально государственного устройства. В Бангладеш, части британской Индии, имеющей исламскую культуру, находятся самые большие организации некоммерческого сектора Bangladesh Rural Advancement Committee (BRAC) и Proshika. Дух волонтерства имеет давние корни в индийской истории <9>. Индия - место зарождения многих религиозных течений. Постулаты основных религиозных течений говорят о том, что необходимо помогать ближним и жертвовать свои ресурсы для этого. Концепция Дхармы в индуизме является основной из движущих основ целой философии и говорит о том, что значимой целью для человеческого существа должна быть забота о других. Индийское общество в настоящее время имеет довольно мозаичную структуру, это также оказывает влияние на дифференциацию различных волонтерских инициатив. -------------------------------- <9> "Defining sector in India: Voluntary, Civil or Non-profit" A Report Prepared by PRIA in Collaboration with the Centre for Civil-Society Studies, Johns Hopkins University, USA.
Хотя в Индии существует немалое количество волонтерских объединений и инициатив, некий дух волонтерства и гражданского общества в европейском его понимании пока не нашел места. Многие организации существуют сами по себе и не стремятся координировать свои действия с другими институтами гражданского общества, нет целостности. Термином "волонтерские организации" в основном именуются организации, которые созданы для решения проблем местного сообщества. Они называются "общественные организации" (community based organisations), также есть организации людей (people's organisations), которые осуществляют свою деятельность на более локальном уровне. Индивидуальное волонтерство имеет довольно сильную основу в Индии; использование этого термина вошло в обиход со времен деятельности Махатмы Ганди. Его призывы к конструктивной, ненасильственной общественной работе в качестве борьбы за независимость были катализатором волонтерской деятельности в Индии, особенно это касается начала XX в. Деятельность общественных организаций сопровождалась всегда взаимодействием с другими институтами по развитию, в частности с различными государственными программами по развитию и другими волонтерскими организациями. В 1970 - 1980-х гг. многие государственные программы поддерживали развитие деревенских организаций, решающих проблемы в области здоровья, образования, доступа к воде, статуса женщин и др. Например, такие волонтерские организации, как женские группы, поддерживаемые Mahila Mandals, молодежные общества, фермерские общества, союзы и организации (sanghas and sanghatanas) в бедных сельских и городских районах. В индийском контексте НГО - это те организации, которые не относятся к деятельности государства и объединяют собой волонтерские организации местного сообщества (voluntary grassroots organisations), общественные организации (community based organisation), волонтерские организации развития (intermediary voluntary development organisations), частные консультативные и исследовательские группы, академические институты, часть медиаорганизаций, даже включает некоторые частные коммерческие организации. Это негативное определение, которое не описывает сектор и создает сложности с идентичностью организаций, включая в себя все перечисленные выше организации. Термин "некоммерческие организации" достаточно сложно операционализировать в Индии, так как, например, многие религиозные и храмовые сообщества не относятся к ним; так исключены многие профсоюзные организации. Концепция гражданского общества привнесена извне в индийское общество, поэтому часто критикуется.
История развития некоммерческого сектора в Индии <10>
Индия имеет достаточно длинную историю развития гражданского общества, базирующегося на принципах daana (донорство) и seva (услуга). Волонтерские организации с периода Средних веков развивались в сфере культурного наследия, образования, здоровья и в сферах помощи пострадавшим от природных катастроф. Они развивались и во время британского колониализма. Во второй половине XIX в. националистические настроения распространились по всей Индии. Во время этого периода было создано достаточно большое количество организаций. Например, Friend-in-Need Society (1858), Prathana Samaj (1864), Satya Shodhan Samaj (1873), Arya Samaj (1875), the National Council for Women in India (1875) и the Indian National Conference (1887). The Societies Registration Act (SR A) был принят в 1860 г., чтобы сделать формальными статусы этих новых организаций. Христианские миссионеры, находящиеся в это же время в Индии, осуществляли действия по сокращению нищеты, реставрации школ, госпиталей, дорог и другой инфраструктуры. Ганди в 1916 г. переместил фокус на создание общественных организаций, поддерживающих экономическую состоятельность. Он видел главной проблемой Индии бедноту и считал, что необходимо прежде всего осуществлять действия для ее устранения. Такую миссию преследовало его движение Swadeshi. Он также верил, что добровольческая активность, выраженная в создании совета деревни (gram panchayats), была лучшим способом для экономического благосостояния населения. После получения Индией независимости новое правительство осознало роль гражданского общества. Первый пятилетний план социально-экономического развития содержал установку на учет мнения организаций гражданского общества и координацию действий с ними. The Central Social Welfare Board было основано в 1953 г. и способствовало увеличению участников различных программ, предлагаемых НКО. Это создавало ресурсы для дополнительного финансирования и способствовало выходу НКО на новый профессиональный уровень. С помощью государственных программ в области образования "the National Community Development Program" и "the National Extension Service" Правительство Индии децентрализовало действия по развитию в 50-е гг. Многие фермерские и аграрные кооперативы были созданы в это время. В 1958 г. была создана организация Association for Voluntary Agencies for Rural Development (AVARD) как консорциум основных волонтерских организаций. Иностранные некоммерческие организации пришли в Индию в течение двух агросезонов: в 1965 - 1966, 1966 - 1967 гг. Конечно, их появление повлияло на структуру местного гражданского общества. В 70-е гг. в Индии наблюдались рост и диверсификация различных некоммерческих организаций. Основные задачи, которые ставили перед собой эти организации, - решение проблем гражданских свобод, образования, здоровья, защиты окружающей среды.
Негосударственные некоммерческие организации Индии сегодня
На сегодняшний день в Индии около 1,5 млн. НКО (включая волонтерские организации на локальном, национальном и международном уровнях). Многие НКО в Индии небольшие и зависят от работы волонтеров. Согласно исследованию Society for Participatory Research in Asia (PRIA), 73,4% НКО имеют неоплачиваемых сотрудников. Однако более 19 млн. жителей Индии работают как волонтеры или оплачиваемые сотрудники в НКО. Это же исследование выявило, что деятельность 26,5% НКО связана с религией, 21,3% НКО работают в сфере обслуживания, 17,9 - осуществляют свою деятельность в области спорта и культуры. Только 6,6% НКО работают в сфере охраны здоровья. Большая часть - сельские, небольшие и незарегистрированные. В Индии 2,7 млн. оплачиваемых сотрудников (работающих полный рабочий день), это 82% от количества всех государственных служащих и 31% от количества сотрудников частного сектора. Зарубежное финансирование составляет только 7,5%, около половины средств находится на самофинансировании. Около 40% организаций - благотворительные и занимаются проблемами бедного населения. В Индии также немало волонтерских организаций развития, это более чем 20000 действующих международных организаций, в которых работают полмиллиона профессионалов. Даже если самой организации нет в стране, она в среднем курирует 5 местных организаций в одном регионе. Более чем 100 организаций (специалистов из этих организаций) ежегодно получают международные награды и поощрения. Более чем 200 организаций и их сотрудников были вовлечены в проекты по развитию в других развивающихся странах. Их подходы к анализу и методы используются как государственными институтами, так и некоммерческим сектором. Институт Джона Хопкинса при изучении индийского некоммерческого сектора выделил несколько групп: Организованные: - имеющие институциональную структуру (законодательно зарегистрированные); - организации местного сообщества, женские и молодежные группы (незарегистрированные); - организации культуры (например, группы фестивалей Ram Lila, Pooja, Ganesh Chathurthi, Christmas Committes). Они считаются соседскими (mohalla) сообществами; - локальные спортивные группы (Carom-board в Западной Бенгалии), также считаются соседскими (mohalla) сообществами; - фан-клубы или группы поддержки (например, фан-клубы звезд индийских кинофильмов Болливуда); - различные общественные движения по всей стране (Narmada Bachao Andolan); - кастовые организации (они есть в каждом регионе и также осуществляют социальные программы); - организации племенных сообществ с самоуправлением ("Hool-ghar" in Santhal Pargana region of Bihar). Частные. Основной признак - эти организации должны быть независимыми от государства, которое в большей степени относится к частному сектору. Таким образом, многие некоммерческие организации относятся к частной форме. Частные организации также могут являться коммерческими. Частные инициативы могут создаваться и самоорганизующимися группами. Другой вопрос - кто является частным актором? Организации, зарегистрированные как Society и Trusts, создаются как раз-таки для осуществления общественно полезной деятельности. Эти организации могут создаваться и другими институтами. Другой случай, когда государственный институт, например министерство, на национальном или локальном уровне создает Society. Многие программы по обеспечению образованием, медицинским оборудованием и другой общественно значимой помощи проходят через такое Society. В последнее время наметился также новый тренд, когда политики, министры и другие государственные деятели создают волонтерские организации для мобилизации ресурсов с помощью них. Эти организации хоть и являются некоммерческими, но основной их целью становится сбор средств для политических кампаний кандидатов во время выборов, что не отвечает принципам организаций гражданского общества. Самоуправляющиеся. Многие некоммерческие организации управляются государственными или бизнес-институтами. Но исследователи некоммерческого сектора отмечают, что организации гражданского общества должны быть самоуправляемыми и автономными. Такие организации носят форму Mutually Aided Co-operative Societies и являются автономными от государственного контроля. В случае организаций Societies на законодательном уровне они также имеют автономную форму. Но существует ряд ограничений для них, в частности регулирование со стороны The Foreign Contribution Regulation Act (1976), которое предполагает для зарегистрированных организаций проверку одной трети руководителей раз в несколько лет министерством внутренних дел. Таким образом, это нарушает свободу организаций. Конечно, индийским правительством поощряется существование автономных некоммерческих организаций, но в тот же самый момент возникает вопрос об отчетности и прозрачности их деятельности. Некоммерческое распределение. Прибыль некоммерческой организации должна быть направлена на реализацию ее миссии. Но в этом случае также существуют серые пятна, когда Societies и Trust, выполняющие с первого взгляда вроде бы образовательную или медицинскую миссию и не платящие налог на прибыль, имеют такие ресурсы, за использование которых потребителю необходимо будет заплатить. Волонтерские организации. Исторически волонтерство в Индии означает жертвование времени, ресурсов, сил без требования какой-либо компенсации. Но природа волонтерской деятельности понимается по-разному. С одной стороны, волонтеры есть во многих организациях при работе с местным населением. Также волонтеры входят в состав руководителей некоторых организаций. Часть организаций имеет круг поддерживающих ее деятельность волонтеров. Но так как для управления многих НКО в последнее время требуется все больше профессионалов, становится дискуссионным вопросом, являются ли они все еще волонтерскими. В индийском контексте волонтерский означает "добровольный", "без применения насилия". Под такое определение подходят многие ассоциации профессионалов и коммерческих союзов. Например, Lions и Rotary Clubs относятся к волонтерским организациям.
Законодательные условия для развития НКО в Индии
НКО не обязательно должны проходить государственную процедуру регистрации. Однако зарегистрированные НКО обладают рядом преимуществ, включая сокращение налогов с доходов, получение иностранного финансирования, участие в конкурсах на государственное финансирование. Процесс регистрации является также формой фандрайзинга на уровне страны, так как существуют налоговые льготы для доноров, которые жертвуют сумму НКО, необходимую для прохождения процесса регистрации. Регистрация. Закон в Индии подразделяет НКО на три категории: благотворительные организации, общества, секция 25 компаний; все они являются субъектами Societies Registration Act of 1860 и the Income Tax Act of 1961. Благотворительные организации являются субъектом Public Trust Act (1976) и в дополнение к федеральному ведомству находятся под управлением государственного комитета по благотворительности. Организации, получающие иностранное финансирование, должны быть зафиксированы в the Foreign Contribution Regulation Act of 1976 и регулируются Министерством внутренних дел. Государство предлагает несколько форм налоговых льгот для НКО в соответствии с the Income Tax Act. Секция 80G позволяет волонтерским организациям, осуществляющим благотворительную деятельность, регистрироваться с определенным налоговым статусом. Это позволяет донорам не облагать 50% от своих пожертвований. В случае получения пожертвования благотворительная организация обязана выдать подтверждение, на основании которой донор впоследствии будет обладать правом на налоговую льготу. На основании секции 35AC 100% пожертвований не облагается налогом. Однако это относится к специальным типам проектов, исследованиям в большей степени, чем к организациям. Чтобы попасть в эту секцию, организация должна осуществлять сам проект. Процедура одобрения проходит в the National Committee for Promotion of Social and Economic Welfare, который находится в Нью-Дели. Секция 35 также предполагает налоговые льготы на 100% от пожертвованных средств, если они пошли на развитие университетов, колледжей и иных структур, касающихся исследовательской и научной деятельности. Общественные организации, освобождающиеся от налога на прибыль (находятся в списке Income Tax Act): - университеты и другие образовательные институты, которые ставят своей целью образование; - госпитали или другие медицинские институты, созданные для лечения заболеваний, включая умственные нарушения и реабилитацию, осуществляющие свою деятельность на благотворительной основе; - ассоциации в сфере спорта, созданные под эгидой государственного контроля; - ассоциации профессионалов (юристы, медики, бухгалтеры, инженеры, бухгалтеры), созданные под эгидой государственного контроля; - институты, зарегистрированные Хади и Комиссией по промышленности в деревнях (Khadi and Village Industries Commission); - институты, зарегистрированные в форме религиозных организаций; - домашние ассоциации; - научные исследовательские организации; - профсоюзы; - пенсионный фонд. Основное условие, по которому данные организации включаются в список освобожденных от налогов, - благотворительная миссия и отсутствие распределения дохода между руководителями организации. В существующем the Indian Trust Act содержится достаточно много противоречий по поводу цели деятельности организации - частные или общественные интересы. Так называемые трасты (Trusts) создавались в период высокого налогообложения в первые три десятилетия после обретения Индией независимости богатым населением, коммерческими организациями. Такие Trusts считались в качестве благотворительных, и их доход не облагался налогом. Но в основном Trusts преследовали частные цели, что не является условием для предоставления этим организациям налоговых льгот. Другим направлением в соединении коммерческих и некоммерческих форм организаций являются консультативные агентства, которые называются "общества" (Society) и также освобождаются от налога на прибыль. Третьим направлением являются организации, объединяющие в себе интересы промышленников, которые, по сути, носят статус профсоюзов и пользуются теми же правами. Также существуют профсоюзы, которые совершают социальные программы, например в сфере здоровья или образования, не преследуя коммерческой цели. Многие вышеперечисленные организации содержатся в списках Societies Registration Act, где также содержатся институты, созданные государственными структурами. Такие институты создаются, когда требуется помощь международных компаний или ассоциации по развитию. Другая спорная ситуация возникает, когда финансирование некоммерческой организации происходит только из средств государственного бюджета. Например, такие организации финансируются из Центра по социальному обеспечению (Centre Social Welfare Board). Еще одним спорным моментом является случай, когда в качестве соруководителей некоммерческой организации стоит государственный чиновник. Например, организация Aravali в Раджастане частично управляется государственными институтами, она может привлекать средства сама, но все равно большая часть приходит из бюджета. Также стоит иметь в виду индийские религиозные организации, которые в законодательстве относятся не только к религиозным институтам, но и к благотворительным. Это происходит в силу того, что у многих религиозных организаций существует достаточно широкая социальная активность в сферах здоровья, образования и т. п. Действительно, в законодательстве Индии такие организации называются "религиозные и благотворительные", без разделений между ними.
Взаимодействие НКО и государства
НКО и государство в стране действуют в едином направлении социально-экономического развития. Так, если правительство изменило направление своей политики с капиталориентированного развития на борьбу с бедностью, то и деятельность НКО стала в большей степени быть сонаправленной. Начиная с 1990-х гг. НКО и государство осуществляют совместные программы. НКО выступают как защитники прав, лобби, достигают самых низовых сообществ. Начиная с 90-х гг. были организованы несколько форумов по взаимодействию НКО и государства. Плановая комиссия (The Planning Commission), организованная как платформа диалога между НКО и государством, к 2000-м гг. стала основной площадкой для этого. Во второй половине 90-х гг. было создано the Council for Advancement of People's Action and Rural Technology (CAPART), которое наиболее эффективным образом позволяло объединять усилия НКО по борьбе с бедностью. Сферы интересов НКО и государства совпадали в областях помощи разным сообществам, усиления демократических институтов, решения проблем доступа различных слоев населения к медицинским и образовательным услугам. Государство создало несколько структур, чтобы осуществлять финансовую поддержку деятельности НКО (например, Khadi and Village Industries Cooperatives, Central Social Welfare Board, National Wasteland Development Board, CAPART). Получая финансирование из этих источников, НКО становятся зависимыми от государства и превращаются просто в исполнителей проектов общественного сектора, теряя свою автономию. Взаимодействие НКО и государства в Индии можно описать, начиная от крайне оппозиционного до крайне зависимого.
Национальная политика в области волонтерского сектора
В мае 2007 г. Правительство Индии приняло национальную политику по развитию волонтерского сектора как первый шаг по направлению развития взаимодействия НКО и государства. Четыре основных аспекта этой политики следующие. 1. Создание условий для создания и развития волонтерских организаций с сохранением их автономии. 2. Помощь волонтерским организациям в преодолении законодательных трудностей в получении необходимых средств, как от национальных, так и от зарубежных доноров. 3. Создание системы, в которой НКО и государство будут равноправными акторами, взаимно доверяющими друг другу и разделяющими ответственность. 4. Поощрение волонтерских организаций при использовании прозрачных механизмов управления и менеджмента. Для эффективного развития необходимо также обновление устаревшей существующей законодательной системы, а именно пересмотр проблем регистрация в Society's Act (1860) или Trust Act (1882). На данный момент в Индии нет единых законодательных условий, в каждом регионе происходит по-своему, тем самым происходит злоупотребление полномочиями, непрозрачность и неподотчетность деятельности. Для устранения этого необходимы единые законодательные условия с современными целями и пониманием потребностей некоммерческого сектора. Income Tax (1961), определяющий порядок освобождения организаций от налога на прибыль, содержит устаревшие понятия ("помощь бедным", "медицинская и образовательная помощь", "организация любого общественно полезного проекта"); также в этот список входят все благотворительные организации (религиозные, самопомощи и т. п.). Необходимость в создании: налоговых условий для благотворительных пожертвований; Института для помощи в поиске ресурсов. FCRA (1976) регулирует поступление иностранного финансирования, сейчас это регулируется FCMC Bill (2005). По тексту этого документа 30% руководства организации, получающей иностранное финансирование, проходят проверку; каждые пять лет организация, получающая иностранное финансирование, должна проходить процесс перерегистрации; организация, получающая иностранное финансирование, должна сменять состав руководства. В связи с этим необходимо отменить FCRA и сделать минимальные требования в FEMA для включения волонтерских организаций. Для сохранения и поддержания современной политики в области развития волонтерского сектора необходимо: - поддерживать ключевую роль НКО в исполнении и мониторинге государственных программ, например Bharat Nirman, "Борьба с безработицей", проекты в области здоровья. - способствовать тому, чтобы государственные институты в каждом из штатов придерживались единых законодательных условий; - информировать все государственные структуры о новых законодательных условиях; - устраивать постоянные тренинги для государственных служащих по исполнению новых законодательных условий; - формально выделить 3 - 5 НКО в каждом округе для мониторинга и обратной связи; - информировать доноров о новом законодательном режиме; - перемещать активы НКО, получающих иностранное финансирование, в ведомство министерства финансов.
Рекомендации России
Исходя из описанного опыта Индии для развития волонтерского сектора в России также важно сделать несколько изменений: 1) создание платформы для диалога волонтерских организаций и государственных институтов, на примере Плановой комиссии (The Planning Commission) в Индии; 2) создание облегченных условий для создания и развития волонтерских организаций с сохранением их автономию; 3) помогать волонтерским организациям преодолевать законодательные трудности в получении необходимых средств, как от национальных, так и от зарубежных доноров; 4) наладить систему поощрения волонтерских организаций при использовании прозрачных механизмов управления и менеджмента. Конечно, на данный момент есть конкурс годовых отчетов СО НКО, но сделать подобных механизмов нужно больше; 5) необходимость создания понятной законодательной и правоприменительной схемы для работы с организациями, входящими в список иностранных агентов, или переписать данный закон и сделать его более прозрачным; 6) формально выделить 3 - 5 НКО в каждом регионе для мониторинга и обратной связи на действия правительства в области развития гражданского общества.
Литература
1. Alagappa, Muthiah. (1995). The Asian Spectrum. Journal of Democracy. Vol. 6. N 1. P. 29 - 45. 2. Carroll, John J. (2000). Civil Society: What is it? Presented at the 15th Anniversary Lecture Series of the Institute on Church and Social Issues, Loyola Heights, Quezon City. 3. Diamond, Larry. (1994). Rethinking Civil Society: Toward Democratic Consolidation. Journal of Democracy. Vol. 5. N 3. P. 6 - 16. 4. Fukuyama, Francis. (1995). The Primacy of Culture. Journal of Democracy. Vol. 6. N 1. P. 7 - 27. 5. Muzaffar, Chandra. (1996). Democracy, the West and Asia, in Brid Brennan, Erik Hiejmans and Pietje Vervest (eds.), ASEM Trading New Sillk Routes. Beyond Geo-Politics and GeoEconomics: Towards a New Relationship between Asia and Europe. Amsterdam: Transnational Institute (TNI) and Focus on the Global South. P. 93 - 120. 6. Researching Asia's Third Sector Author(s): Mark Lyons and Samiul Hasan/Voluntas: International Journal of Voluntary and Nonprofit Organizations. Vol. 13. 7. Serrano, Isagani R. (1994). Civil Society in the Asia-Pacific Region, in Citizens Strengthening Civil Society. World Assembly Edition. USA: McNaughton and Gunn, Inc. P. 271 - 290. 8. "Defining sector in India: Voluntary, Civil or Non-profit" A Report Prepared by PRIA in Collaboration with the Centre for Civil Society Studies, Johns Hopkins University, USA, 59 p. 9. По материалам доклада Asian Development Bank. URL: http://www. adb. org/countries/ india/main (проверено 23.10.2013).
Название документа