Социальная поддержка детей-сирот
(Яцентюк О., Еремченко В.) ("ЭЖ-Юрист", 2012, N 5) Текст документаСОЦИАЛЬНАЯ ПОДДЕРЖКА ДЕТЕЙ-СИРОТ
О. ЯЦЕНТЮК, В. ЕРЕМЧЕНКО
Оксана Яцентюк, кандидат юридических наук, г. Москва.
Виктория Еремченко, газета "ЭЖ-Юрист".
Стихийные бедствия, нестабильность в стране, рост числа беженцев, лиц, не имеющих определенного места жительства, преступности и многие другие обстоятельства приводят к увеличению числа детей, внезапно оставшихся без родительского попечения.
Органы опеки и попечительства
Несовершеннолетние дети могут оказаться лишенными родительского попечения в результате различных обстоятельств: в случае смерти родителей, лишения их родительских прав или осуждения к лишению свободы, тяжелой болезни либо длительного отсутствия, уклонения от выполнения родительских обязанностей, отказа взять своих детей из родильных, воспитательных, лечебных учреждений, а также из учреждений социальной защиты населения и других аналогичных заведений. Еще большую опасность для детей представляют внезапная смерть, болезнь или несчастный случай с родителями. Решение этих проблем государством возложено на систему органов опеки и попечительства, которые обязаны своевременно выявлять оставшихся без попечения родителей детей и, исходя из конкретных обстоятельств утраты попечения родителей (ст. 123 СК РФ), осуществлять последующий контроль за условиями содержания, воспитания и образования несовершеннолетних. В соответствии со ст. 121 СК РФ деятельность других, кроме органов опеки и попечительства, юридических и физических лиц по выявлению и устройству детей, оставшихся без попечения родителей, не допускается.
Формы устройства сирот
Временное устройство детей обычно представляет собой передачу их родственникам или иным близким ребенку лицам, что является предпочтительным, поскольку позволяет смягчить последствия травмы, причиненной разлукой с родителями. Если передача близким людям невозможна, детей помещают в детские учреждения. Формы устройства детей, оставшихся без родительского попечения, предусмотрены в ст. 123 СК РФ. Дети, оставшиеся без попечения родителей, подлежат передаче в семью на воспитание (усыновление, удочерение), под опеку или попечительство, в приемную семью или в случаях, предусмотренных законами субъектов РФ, в патронатную семью, а при отсутствии этой возможности - в организации для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, всех типов. При устройстве ребенка следует учитывать его этническое происхождение, принадлежность к определенной религии, культуре, родной язык, а также возможность обеспечения преемственности в воспитании и образовании. Нормы права, посвященные правам несовершеннолетних детей, впервые появились в российском законодательстве с принятием СК РФ в 1995 году. До этого права детей рассматривались сквозь призму правоотношений родителей и детей. Включение в СК РФ отдельной главы по правам несовершеннолетних детей явилось важным шагом на пути преодоления такого подхода <1>. -------------------------------- <1> Антокольская М. В. Семейное право. Москва: Юристъ, 1997. С. 200.
Права ребенка на международном уровне
Большое влияние на развитие норм законодательства РФ в отношении прав детей оказала Конвенция о правах ребенка, принятая Генеральной Ассамблеей ООН 20.11.1989 <2>, вступившая в силу для РФ 15.09.1990. Это международный правовой документ, определяющий права детей на образование, пользование достижениями культуры, права на отдых, досуг и оказание иных услуг детям государствами - членами ООН. Она является первым и основным международно-правовым документом, в котором права ребенка рассматривались на уровне международного права. -------------------------------- <2> http:// www. un. org/ ru/ documents/ decl_conv/ conventions/ childcon. shtml
Данный документ рассматривает ребенка как самостоятельную личность, наделенную правами и способную к самостоятельному их осуществлению и защите. Такой же подход к защите прав ребенка был использован разработчиками СК РФ. Согласно ст. 20 Конвенции ребенок, временно или постоянно лишенный своего семейного окружения или который не может оставаться в таком окружении, имеет право на особую защиту и помощь, предоставляемые государством. Государства обеспечивают замену ухода за таким ребенком, который может включать, в частности, передачу на воспитание, усыновление либо помещение в соответствующие учреждения по уходу за детьми. При рассмотрении вариантов замены обязательно должны учитываться этническое происхождение, религиозная и культурная принадлежность, родной язык ребенка.
Интересы детей - приоритетная задача власти
Государственная политика в интересах детей является приоритетной, о чем указывается в ст. 4 Федерального закона от 24.07.1998 N 124-ФЗ "Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации" <3>. -------------------------------- <3> Первоначальный текст документа опубликован в изданиях: Собрание законодательства РФ. 03.08.1998. N 31. Ст. 3802; Российская газета. 05.08.1998. N 147. Изменения, внесенные Федеральными законами от 03.12.2011 N 378-ФЗ и N 377-ФЗ, опубликованы на официальном интернет-портале правовой информации http://www. pravo. gov. ru 05.12.2011.
Общие принципы, содержание и меры социальной поддержки детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, определяет Федеральный закон от 21.12.1996 N 159-ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" (с изменениями и дополнениями) <4>. -------------------------------- <4> Первоначальный текст документа опубликован в изданиях: Собрание законодательства РФ. 23.12.1996. N 52. Ст. 5880; Российская газета. 27.12.1996. N 248. Изменения, внесенные Федеральным законом от 16.11.2011 N 318-ФЗ, вступили в силу с 1 февраля 2012 года.
Федеральный закон использует в числе прочих следующие понятия: - дети-сироты - лица в возрасте до 18 лет, у которых умерли оба или единственный родитель; - дети, оставшиеся без попечения родителей, - лица в возрасте до 18 лет, которые остались без попечения единственного или обоих родителей в связи с отсутствием родителей или лишением их родительских прав, ограничением их в родительских правах, признанием родителей безвестно отсутствующими, недееспособными (ограниченно дееспособными), находящимися в лечебных учреждениях, объявлением их умершими, отбыванием ими наказания в учреждениях, исполняющих наказание в виде лишения свободы, нахождением в местах содержания под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений; уклонением родителей от воспитания детей или от защиты их прав и интересов, отказом родителей взять своих детей из воспитательных, лечебных учреждений, учреждений социальной защиты населения и других аналогичных учреждений и в иных случаях признания ребенка оставшимся без попечения родителей в установленном законом порядке; - лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, - лица в возрасте от 18 до 23 лет, у которых, когда они находились в возрасте до 18 лет, умерли оба или единственный родитель, а также которые остались без попечения единственного или обоих родителей и имеют в соответствии с законом право на дополнительные гарантии по социальной поддержке; - выпускники учреждений для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, - лица, находившиеся на полном гособеспечении и закончившие свое пребывание в данном учреждении в связи с завершением обучения. Указанный Закон устанавливает ряд дополнительных гарантий для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.
Образование
Дополнительные гарантии права на образование обозначены в ст. 6 Закона N 159-ФЗ. Дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, получившие основное общее или среднее (полное) общее образование, имеют право на обучение на курсах по подготовке к поступлению в учреждения среднего и высшего профессионального образования без взимания платы. Такие дети имеют право и на получение второго начального профессионального образования без взимания платы. На период обучения обучающиеся зачисляются на полное государственное обеспечение до окончания ими данного образовательного учреждения. Во время обучения по очной форме в государственных образовательных учреждениях начального, среднего и высшего профобразования за лицами из числа детей указанных категорий сохраняется право на полное гособеспечение и дополнительные гарантии по социальной поддержке до окончания обучения в данных учреждениях. Также детям указанных категорий выплачиваются стипендия, размер которой увеличивается не менее чем на 50% по сравнению с размером стипендии, установленной для обучающихся в данном образовательном учреждении, ежегодное пособие на приобретение учебной литературы и письменных принадлежностей в размере трехмесячной стипендии, а также 100-процентной заработной платы, начисленной в период производственного обучения и производственной практики. Выпускники всех типов образовательных учреждений, приезжающие в них в каникулярное время, выходные и праздничные дни, по решению Совета образовательного учреждения могут зачисляться на бесплатное питание и проживание на период своего пребывания в нем. Выпускники, обучавшиеся за счет средств федерального бюджета, за исключением лиц, продолжающих обучение по очной форме за счет средств федерального бюджета, однократно обеспечиваются за счет средств образовательных учреждений, в которых они обучались и (или) содержались, воспитывались, одеждой, обувью, мягким инвентарем и оборудованием по нормам, утвержденным Правительством РФ, а также единовременным денежным пособием в размере не менее 500 руб. По желанию выпускника образовательного учреждения ему может быть выдана денежная компенсация в размере, необходимом для приобретения указанных одежды, обуви, мягкого инвентаря и оборудования, или такая компенсация может быть перечислена в качестве вклада на имя выпускника в учреждение Сберегательного банка РФ. При предоставлении обучающимся лицам из числа детей-сирот или оставшихся без попечения родителей академического отпуска по медицинским показаниям за ними сохраняется на весь период полное государственное обеспечение, выплачивается стипендия. Образовательное учреждение содействует организации их лечения. Дети указанных категорий обеспечиваются бесплатным проездом на городском, пригородном (в сельской местности на внутрирайонном) транспорте, кроме такси, а также бесплатным проездом один раз в год к месту жительства и обратно к месту учебы. В соответствии с п. 3 ст. 16 Закона РФ от 10.07.1992 N 3266-1 "Об образовании" (с изменениями и дополнениями) <5> вне конкурса при условии успешного прохождения вступительных испытаний в имеющие государственную аккредитацию образовательные учреждения среднего профессионального и высшего профессионального образования для обучения за счет средств соответствующих бюджетов принимаются в том числе дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, а также лица в возрасте до 23 лет из числа детей-сирот или оставшихся без попечения родителей. -------------------------------- <5> Первоначальный текст документа опубликован в изданиях: Ведомости СНД и ВС РФ. 30.07.1992. N 30. Ст. 1797; Российская газета. 31.07.1992. N 172.
Дополнительные гарантии права на образование предусмотрены иными нормативно-правовыми актами, в частности письмом Минобразования РФ от 26.10.2000 N 01-51-331/20-05 "О некоторых вопросах материального обеспечения детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей".
Медицинское обслуживание
Статья 7 Закона N 159-ФЗ посвящена дополнительным гарантиям права на медицинское обслуживание детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Таким лицам предоставляется бесплатное медицинское обслуживание и оперативное лечение в государственном и муниципальном лечебно-профилактическом учреждении. Могут предоставляться путевки в школьные и студенческие спортивно-оздоровительные лагеря (базы) труда и отдыха, в санаторно-курортные учреждения при наличии медицинских показаний, а также оплачивается проезд к месту лечения и обратно. Дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, являющиеся инвалидами или с ограниченными возможностями здоровья, обеспечиваются медицинской помощью, основанной на ранней диагностике, корригирующими и реабилитационными методами лечения, протезированием, бесплатными медицинскими препаратами по рецептам врача, находятся под наблюдением врачей-специалистов.
Имущество и жилье
Законом N 159-ФЗ в ст. 8 определены дополнительные гарантии прав на имущество и жилое помещение детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также детей, находящихся под опекой (попечительством). Законом определено, что дети, имевшие закрепленное жилое помещение, сохраняют на него право на весь период пребывания в образовательном учреждении или учреждении социального обслуживания населения, а также в учреждениях всех видов профессионального образования независимо от форм собственности, на период службы в рядах Вооруженных Сил РФ, на период нахождения в учреждениях, исполняющих наказание в виде лишения свободы. Сохранение права собственности на жилье гарантировано нормами ст. 148 СК РФ, ст. 71 ЖК РФ. Дети-сироты или дети, оставшиеся без попечения родителей или находящиеся под опекой (попечительством), не имеющие закрепленного жилого помещения, после окончания пребывания в образовательном учреждении или учреждении социального обслуживания, а также в учреждениях всех видов профобразования, либо по окончании службы в рядах ВС РФ, либо после возвращения из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы, обеспечиваются органами исполнительной власти по месту жительства вне очереди жилой площадью не ниже установленных социальных норм. Такое же право предусмотрено ч. 2 ст. 57 ЖК РФ. Регистрационный учет детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, осуществляется как по месту жительства, так и по месту временного пребывания. Снятие детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, с регистрационного учета по месту жительства или по месту пребывания осуществляется с согласия органов опеки и попечительства. Согласно ст. 60 СК РФ ребенок имеет право собственности на имущество, полученное им в дар, в порядке наследования, или на любое другое имущество, приобретенное на его средства. Право ребенка на распоряжение принадлежащим ему на праве собственности имуществом определяется ст. ст. 26, 28 ГК РФ.
Профориентация
Органы госслужбы занятости населения при обращении к ним детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в возрасте от 14 до 18 лет осуществляют с ними профориентационную работу, обеспечивают диагностику их профпригодности с учетом состояния здоровья. Должностные лица, виновные в нарушении условий трудовых договоров, регулирующих их отношения с детьми-сиротами и детьми, оставшимися без попечения родителей, лицами из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, несут ответственность в порядке, установленном законодательством РФ. Ищущим работу впервые и зарегистрированным в органах госслужбы занятости в статусе безработного детям-сиротам, детям, оставшимся без попечения родителей, выплачивается пособие по безработице в течение шести месяцев в размере уровня средней заработной платы, сложившегося в республике, крае, области, городах Москве и Санкт-Петербурге, автономной области, автономном округе. Органы службы занятости в течение указанного срока осуществляют профориентацию, подготовку и трудоустройство лиц данной категории. Работникам - детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, высвобождаемым из организаций в связи с их ликвидацией, сокращением численности или штата, работодатели (их правопреемники) обязаны обеспечить за счет собственных средств необходимое профобучение с последующим их трудоустройством.
Судебная защита прав детей-сирот
В соответствии со ст. 10 Закона N 159-ФЗ за защитой своих прав дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, а равно их законные представители, опекуны (попечители), органы опеки и попечительства и прокурор вправе обратиться в соответствующие суды РФ. Такие дети имеют право на бесплатную юридическую помощь в соответствии с Федеральным законом от 21.11.2011 N 324-ФЗ "О бесплатной юридической помощи в Российской Федерации" <6>. -------------------------------- <6> Российская газета. 23.11.2011. N 263; Парламентская газета. 24.11.2011 - 01.12.2011. N 50; Собрание законодательства РФ. 28.11.2011. N 48. Ст. 6725.
Согласно ст. 11 Закона N 159-ФЗ должностные лица органов государственной власти РФ, субъектов РФ, местного самоуправления несут ответственность за несоблюдение положений данного Закона в соответствии с Конституцией и законодательством РФ. Неисполнение либо ненадлежащее исполнение должностными лицами федеральных органов государственной власти своих обязанностей, предусмотренных Федеральным законом влечет дисциплинарную, административную, уголовную или гражданско-правовую ответственность в соответствии с российским законодательством.
Название документа