Международно-правовое регулирование трудовой деятельности иностранных работников
(Сбирунов П. Н.) ("Трудовое право в России и за рубежом", 2012, N 1) Текст документаМЕЖДУНАРОДНО-ПРАВОВОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ ТРУДОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ИНОСТРАННЫХ РАБОТНИКОВ <*>
П. Н. СБИРУНОВ
Сбирунов Петр Никитич, старший научный сотрудник, профессор кафедры Всероссийской государственной налоговой академии Министерства финансов России, доктор юридических наук.
Статья посвящена анализу содержания международных актов, регламентирующих организацию, применение и охрану труда иностранных работников.
Ключевые слова: международно-правовое регулирование, иностранный работник, правовой статус работника-мигранта.
The article is devoted to analysis of the contents of international acts regulating organization, application and protection of labor of foreign workers.
Key words: international-law regulation, foreign worker, legal status of worker-migrant.
Международно-правовое регулирование трудовой деятельности иностранных работников - это регламентация с помощью международно-правовых актов, международных соглашений государств (многосторонних и двусторонних договоров) отношений, связанных с организацией, применением и охраной наемного труда иностранных работников. Международно-правовое регулирование трудовой деятельности иностранных работников нашло отражение в таких основополагающих международно-правовых актах, как Всеобщая декларация прав человека (10 декабря 1948 г.), Международный пакт об экономических, социальных и культурных правах (16 декабря 1966 г.), Декларация о правах человека, принадлежащих индивидам, которые не являются гражданами страны проживания (13 декабря 1985 г.). Всеобщая декларация прав человека провозглашает, что каждый человек, где бы он ни находился, имеет право на признание его правосубъектности, в том числе: - право на труд, на свободный выбор работы, на справедливые и благоприятные условия труда и на защиту от безработицы; - право на справедливое и удовлетворительное вознаграждение, обеспечивающее достойное человека существование для него самого и его семьи, и дополняемое при необходимости другими средствами социального обеспечения <1>. -------------------------------- <1> Всеобщая декларация прав человека, принята Генеральной Ассамблей ООН 10 декабря 1948 г. // Международное публичное право: Сборник документов. М.: БЕК, 1996. Т. 1. С. 460 - 464.
Международный пакт об экономических, социальных и культурных правах, опираясь на Всеобщую декларацию прав человека, обязывает государства признавать право каждого на справедливые и благоприятные условия труда, включая: - справедливую зарплату и равное вознаграждение за труд равной ценности без какого бы то ни было различия; - условия работы, отвечающие требованиям безопасности и гигиены; - отдых, досуг и разумное ограничение рабочего времени и оплачиваемый периодический отпуск, равно как и вознаграждение за праздничные дни <2>. -------------------------------- <2> Международный пакт об экономических, социальных и культурных правах, принят Генеральной Ассамблеей ООН 16 декабря 1966 г. // Международное публичное право: Сборник документов. М.: БЕК, 1996. Т. 1. С. 464 - 470.
Декларация о правах человека в отношении лиц, не являющихся гражданами страны, в которой они проживают, предоставляет иностранцам, проживающим на законном основании на территории государства, следующие социально-трудовые права: - право на условия труда, отвечающие требованиям безопасности и гигиены, на справедливую зарплату и равное вознаграждение за труд равной ценности без какого бы то ни было различия; - право вступать в профессиональные союзы и другие организации или ассоциации по своему выбору и участвовать в их деятельности; - право на охрану здоровья, медицинское обслуживание, социальное обеспечение, социальное обслуживание, образование и отдых <3>. -------------------------------- <3> Декларация о правах человека в отношении лиц, не являющихся гражданами страны, в которой они проживают, принята Генеральной Ассамблеей ООН 13 декабря 1985 г. // Действующее международное право. М.: Московский независимый институт международного права, 1996. Т. 1. С. 255 - 259.
Необходимо отметить, что перечисленные международно-правовые акты, во-первых, определяют общий правовой статус личности вообще и правовой статус иностранцев в частности и содержат нормы-принципы, которые составляют основу для дифференциации правового регулирования труда иностранных работников, и, во-вторых, увязывают права человека с их обязанностями перед обществом, предполагающими возможность установления законом отдельных ограничений с целью обеспечения должного признания и уважения прав и свобод других и удовлетворения справедливых требований морали, общественного порядка и общего благосостояния в демократическом обществе. Особенности регулирования труда иностранных работников устанавливаются рядом специальных международно-правовых актов, к ним, безусловно, следует отнести конвенции (рекомендации) Международной организации труда и Совета Европы. Ключевое место среди них, на наш взгляд, представляют международно-правовые акты, устанавливающие основные трудовые права и свободы иностранных работников, обеспечивающие трудящимся-мигрантам равенство возможностей и обращения; Конвенция МОТ N 97 "О трудящихся мигрантах" (1949 г.) <4> определяет, что термин "трудящийся-мигрант" означает лицо, которое мигрирует из одной страны в другую с намерением получить работу, иначе чем на собственный счет, и включает всякое лицо, допускаемое в соответствии с законом в качестве трудящегося-мигранта. Конвенция не применяется к: -------------------------------- <4> Конвенция N 97 Международной организации труда "О трудящихся-мигрантах", принята Генеральной конференцией МОТ 1 июля 1949 г. // Международная защита прав и свобод человека: сб. док. М.: Юридическая литература, 1990. С. 177 - 193.
- пограничным работникам; - выехавшим на короткий срок лицам свободных профессий и артистам; - морякам. Конвенция обязывает предоставлять без дискриминации по признаку национальности, расы, религии или пола иммигрантам, законно пребывающим на его территории, условия не менее благоприятные, чем те, которыми пользуются его собственные граждане, в отношении нижеследующих вопросов: - заработная плата, рабочее время; сверхурочные работы; оплачиваемые отпуска; ограничения надомного труда; возраст принятия на работу; ученичество и профессиональное обучение; женский труд и труд несовершеннолетних; - принадлежность к профессиональным союзам и пользование преимуществами, предоставляемыми коллективными договорами; - жилищное обеспечение; - социальное обеспечение, предусмотренное законом в отношении: несчастных случаев на производстве, охраны материнства, болезни, инвалидности, старости, смерти, безработицы и семейных обязанностей, а также всех прочих случаев, которые согласно законодательству страны охватываются системой социального обеспечения. В Конвенции устанавливается система международно-правовых гарантий, с помощью которых обеспечивается осуществление предоставленных прав трудящимся - мигрантам: - учреждение компетентной государственной службы трудоустройства по предоставлению бесплатных услуг в сфере вербовки, оформления въезда и определения на место работы трудящихся-мигрантов; - организация и проведение в пределах, разрешаемых законодательством страны, соответствующих мер против всякой вводящей в заблуждение пропаганды по вопросам эмиграции и иммиграции; - обеспечение трудящихся-мигрантов и членов их семей необходимым медицинским обслуживанием в момент отъезда, во время пути и по приезде в страну назначения; - установление запрета на выдворение в страну происхождения или в ту страну, из которой эмигрировали трудящиеся-мигранты, которые были допущены в страну на постоянное жительство, а также членов их семей, которым было разрешено его сопровождать или присоединиться к ним, на том основании, что данные мигранты не в состоянии продолжать исполняемую ими работу по болезни или увечью, полученным ими после их приезда; - проведение контроля над трудовыми договорами, заключаемыми между нанимателем или уполномоченным им лицом, с одной стороны, и трудящимся-мигрантом - с другой, с целью: а) чтобы один экземпляр трудового договора препровождался мигранту до его отъезда или, если на то имеется согласие заинтересованных правительств, выдавался ему в приемном пункте в момент его прибытия на территорию страны иммиграции; б) чтобы договор содержал в себе положения, определяющие условия труда, и, в частности, вознаграждение, предлагаемое мигранту; в) чтобы мигрант извещался в письменной форме до своего отъезда посредством документа, относящегося либо к нему лично, либо к группе мигрантов, членом которой он является, об общих условиях жизни и работы, ожидающих его на территории страны иммиграции. Согласно положениям Конвенции право производить операции по вербовке, оформлению въезда и определению на место работы мигрантов принадлежит исключительно: - государственным бюро трудоустройства или другим государственным органам территории, на которой данные операции имеют место; - государственным органам территории, иной, чем та, на которой данные операции имеют место, которым в силу соглашения, заключенного между заинтересованными правительствами, разрешается производить операции на данной территории; - любому органу, созданному согласно условиям, определенным соответствующим международным соглашением. Поскольку это разрешается законодательством страны или двусторонними соглашениями, операции по вербовке, оформлению въезда и определению на работу мигрантов могут производиться: - предполагаемым нанимателем или лицом, находящимся у него на службе и действующим от его имени, при условии, если это необходимо в интересах мигранта, и получения разрешения от компетентных властей; - частным агентством, получившим на это предварительное разрешение компетентных властей той территории, на которой данные операции должны производиться. В этой связи следует отметить, что перед тем как выдавать разрешение на въезд трудящегося-мигранта, компетентные органы власти территории иммиграции удостоверяются, что на данной территории не имеется достаточного числа людей, способных выполнять данную работу. Кроме того, компетентные органы власти территории, на которой данные операции имеют место, обладают полномочиями по осуществлению контроля над деятельностью учреждений и лиц, получивших соответствующие разрешения, соблюдением положений Конвенции и применения санкций за их нарушение. Рекомендация МОТ N 151 "О трудящихся мигрантах" (1975 г.) <5> обращает особое внимание государств на желательность принятия новых норм в отношении равенства возможностей и обращения, социальной политики в отношении трудящихся-мигрантов, а также занятости и проживания. В разделе "Рекомендации о равенстве возможностей и обращения" указывается, что трудящиеся-мигранты и члены их семей, находящиеся на законных основаниях на территории государств, должны пользоваться действительным равенством возможностей и обращения с гражданами данной страны в отношении: -------------------------------- <5> Рекомендация N 151 Международной организации труда "О трудящихся-мигрантах", принята Генеральной конференцией МОТ 24 июня 1975 г. // Конвенции и рекомендации, принятые Международной конференцией труда. 1957 - 1990. Т. II. Женева: Международное бюро труда, 1991. С. 1787 - 1794.
- доступа к службам профессиональной ориентации и трудоустройства; - доступа к профессиональной подготовке и работе по их собственному выбору на основе их личного соответствия такой подготовке или работе с учетом квалификации, приобретенной вне и в стране, предоставляющей работу; - продвижения по работе в соответствии с их личными качествами, опытом, способностями и усердием; - гарантии и предоставления другой работы, предоставления временной работы в случае безработицы и переподготовки; - вознаграждения за труд равной ценности; - условий труда, включая продолжительность рабочего времени, периоды отдыха, ежегодные оплачиваемые отпуска, меры по технике безопасности и гигиене труда, а также меры в области социального обеспечения и возможностей социально-бытового обслуживания и пособий, предусмотренных в связи с работой; - членства в профсоюзах, осуществления профсоюзных прав и права занимать выборные должности в профсоюзах и органах, занимающихся вопросами взаимоотношений между трудящимися и администрацией, включая органы, представляющие трудящихся на предприятиях; - прав на полное членство в любой форме кооператива; - условий жизни, включая жилищные условия, и доступа к социальному обслуживанию и к возможностям образования и здравоохранения. Конвенция МОТ N 143 "О злоупотреблениях в области миграции и об обеспечении трудящимся-мигрантам равенства возможностей и обращения" (1975 г.) <6> обращает внимание государств, что ввиду существования незаконной или тайной миграции рабочей силы желательно было бы принять новые нормы, специально направленные на борьбу с такими злоупотреблениями. В этой связи предлагается каждому государству принять все необходимые и соответствующие меры как в рамках своей юрисдикции, так и в сотрудничестве с другими государствами: -------------------------------- <6> Конвенция N 143 Международной организации труда "О злоупотреблениях в области миграции и об обеспечении трудящимся-мигрантам равенства возможностей и обращения", принята Генеральной конференцией МОТ 24 июня 1975 г. // Международная защита прав и свобод человека: Сб. док. М.: Юридическая литература, 1990. С. 193 - 201.
а) для пресечения тайного миграционного движения и незаконного найма мигрантов; б) против организаторов незаконного или тайного передвижения мигрантов, ищущих работу, начинается ли это движение с его территории, проходит ли через эту территорию или прибывает на нее, а также против тех, кто нанимает трудящихся, иммигрировавших в незаконных условиях. Конвенцией допускается в рамках национального законодательства принятие мер для эффективного выявления незаконной занятости трудящихся-мигрантов и для определения и применения административного, гражданского и уголовного наказания, включая тюремное заключение, в отношении незаконного использования труда трудящихся-мигрантов, организации незаконной миграции трудящихся с целью получения прибыли или нет. В то же время указывается на целесообразность принятия новых норм для гарантий равенства возможностей и обращения в отношении труда и занятий, социального обеспечения, профсоюзных и культурных прав и индивидуальных и коллективных свобод для лиц, находящихся на законных основаниях на территории государств в качестве трудящихся-мигрантов, или членов их семей. Особо подчеркивается, что если трудящийся-мигрант проживал на законных основаниях в стране с целью занятости, то он не рассматривается как лицо, находящееся на незаконном или нарушающем правовые нормы положении только из-за простого факта потери своей занятости, которая сама по себе не влечет отмены вида на жительство или, в случае необходимости, его разрешения на право работы. Соответственно, он пользуется равенством обращения с местным населением, в частности, в отношении гарантий обеспечения занятости, предоставления другой работы, а также временной работы в случае безработицы и переподготовки. Европейская конвенция о правовом статусе трудящихся-мигрантов (Совет Европы, Страсбург, 1977 г.) <7> дает определение трудящегося-мигранта, под которым понимается гражданин одного государства, которому компетентными органами другого государства разрешено проживать на ее территории для выполнения оплачиваемой работы. Европейская конвенция по сравнению с Конвенцией МОТ N 97 существенно расширяет список лиц, на которые ее положения не распространяются, к ним, в частности, относит: -------------------------------- <7> Европейская конвенция о правовом статусе трудящихся мигрантов, заключена 24 ноября 1977 г. // СПС "КонсультантПлюс".
- приграничных трудящихся; - артистов, лиц других развлекательных профессий и спортсменов, занятых в течение короткого периода, и лиц свободных профессий; - лиц, проходящих обучение; - сезонных трудящихся; - трудящихся, которые, будучи гражданами одного государства, выполняют на территории другого государства определенную работу в интересах предприятия с местонахождением юридического лица за пределами территории страны их эмиграции. Среди особенностей регулирования труда трудящихся-мигрантов, нашедших отражение в правовых нормах Европейской конвенции, можно выделить следующие: 1. Информирование об условиях труда и жизни работника. С этой целью государства - члены Совета Европы, подписавшие Конвенцию, обмениваются между собой и снабжают кандидатов на эмиграцию соответствующей информацией о проживании, условиях и возможностях воссоединения с семьей, характере работы, возможностях заключения нового трудового договора после истечения первого, требуемой квалификации, условиях труда и жизни (включая ее стоимость), вознаграждении, социальном обеспечении, жилье, питании, переводе сбережений, проезде и отчислениях, производимых из заработной платы на социальную защиту и обеспечение, налогах и других отчислениях. Также может предоставляться информация о культурных и религиозных условиях в принимающем государстве. В случае набора на работу через официальный орган принимающего государства такая информация предоставляется кандидату на эмиграцию до его отъезда на языке, который он может понять, с тем чтобы иметь возможность принять решение со знанием дела. 2. Проведение медицинского обследования и профессионального экзамена. Медицинское обследование и профессиональный экзамен должны позволить определить, отвечает ли будущий трудящийся-мигрант по состоянию своего здоровья и уровню специальной подготовки требованиям предлагаемой работы и не угрожает ли здоровью других людей состояние его здоровья. 3. Выдача разрешения на работу. Компетентный орган каждого государства, разрешающий въезд на свою территорию трудящемуся-мигранту для выполнения оплачиваемой работы, выдает ему или продлевает разрешение на работу (если он не освобожден от такого требования) в соответствии с условиями, установленными ее законодательством. Разрешение на работу, выданное в первый раз, не может, как правило, обязывать трудящегося работать на одного и того же работодателя или в одной и той же местности более чем один год. Продление разрешения трудящегося-мигранта на работу осуществляется, как правило, на период не менее одного года в той степени, в какой это позволяют существующее положение и динамика рынка труда. 4. Выдача вида на жительство. В случае, когда это требуется национальным законодательством, компетентный орган каждого государства выдает вид на жительство трудящимся-мигрантам, которым было разрешено заниматься оплачиваемой трудовой деятельностью на ее территории. В соответствии с положениями национального законодательства вид на жительство выдается и, если необходимо, продлевается на период, как правило, равный периоду действия разрешения на работу. В случае, если разрешение на работу не содержит указаний о сроке окончания его действия, вид на жительство, как правило, выдается и, если необходимо, продлевается на период не менее чем один год. Вид на жительство может быть отозван: - по причинам национальной безопасности, общественного порядка и нравственности; - если владелец отказывается, после того как был должным образом уведомлен о последствиях такого отказа, подчиниться мерам, предписанным для него государственным медицинским учреждением в целях охраны здоровья населения; - если не выполняется существенное условие для его выдачи или действительности. 5. Оказание помощи трудящимся-мигрантам и членам их семей в возвращении в государство происхождения. Для того чтобы трудящиеся-мигранты могли до своего возвращения получить информацию об условиях их обустройства в государстве происхождения, последнее направляет принимающему государству информацию, которая передается заинтересованным лицам по их запросам, в отношении, в частности: - возможностей и условий получения работы в государстве происхождения; - финансовой помощи, оказываемой в целях экономической реинтеграции; - сохранения приобретенных за границей прав в области социального обеспечения; - возможностей для жилищного обустройства; - признания эквивалентности профессиональных удостоверений и дипломов, полученных за границей, и в случае необходимости экзаменов, которые необходимо сдать для их признания; - признания эквивалентности документов об образовании, полученных за границей, с тем чтобы дети трудящихся-мигрантов могли пойти в школу без понижений в отношении классов. 6. Установление комплекса гарантий по реализации трудовых прав трудящихся-мигрантов. Данные гарантии заключаются в следующем: - в случае официального коллективного набора на работу освобождение трудящегося-мигранта от расходов на проезд в принимающее государство; - освобождение от импортных пошлин и налогов во время въезда в принимающее государство и окончательного возвращения в государство происхождения, а также во время транзита: а) личного имущества и движимой собственности трудящихся-мигрантов и членов их семей, составляющих часть их домашнего хозяйства; б) разумного количества ручных инструментов и переносного оборудования, необходимых трудящимся-мигрантам для выполнения своей работы; - воссоединение семьи трудящегося-мигранта при условии, что последний располагает для своей семьи жильем, рассматриваемым как нормальное для национальных трудящихся в регионе, где он работает; - предоставление трудящимся-мигрантам в области доступа к жилью и квартирной плате, профессиональной подготовке и переподготовке, в том числе к высшему образованию, в отношении условий труда, предотвращения несчастных случаев на производстве, профессиональных заболеваний и гигиены труда, в области социального обеспечения и судебной защиты своей личности, имущества, прав и интересов, режима не менее благоприятного, чем тот, который предоставляется своим собственным гражданам, в той степени, в какой данный вопрос регулируется ее законами и правилами; - содействие повторному трудоустройству, если трудящийся-мигрант теряет свою работу по причинам, не связанным с его волей, таким, как случаи безработицы или продолжительного заболевания, в том числе пользоваться услугами служб занятости; - разрешение трудящимся-мигрантам свободно осуществлять право на объединение в профсоюз для защиты своих экономических и социальных интересов на условиях, предусмотренных национальным законодательством в отношении ее собственных граждан; - обеспечение контроля за условиями труда трудящихся-мигрантов компетентными органами или учреждениями принимающего государства и любым другим органом, уполномоченным принимающим государством.
Название документа