К вопросу о совершенствовании национального уголовного законодательства в контексте международно-правовых обязательств России в сфере противодействия незаконному наркобизнесу

(Жариков Ю. С.) ("Международное уголовное право и международная юстиция", 2012, N 1) Текст документа

К ВОПРОСУ О СОВЕРШЕНСТВОВАНИИ НАЦИОНАЛЬНОГО УГОЛОВНОГО ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА В КОНТЕКСТЕ МЕЖДУНАРОДНО-ПРАВОВЫХ ОБЯЗАТЕЛЬСТВ РОССИИ В СФЕРЕ ПРОТИВОДЕЙСТВИЯ НЕЗАКОННОМУ НАРКОБИЗНЕСУ <*>

Ю. С. ЖАРИКОВ

Жариков Юрий Сергеевич, заведующий кафедрой уголовного права и процесса Современной гуманитарной академии (г. Москва), кандидат юридических наук, доцент.

В настоящей статье на основе анализа международного права в сфере противодействия незаконному обороту наркотиков рассматриваются проблемы рецепции его отдельных положений российским уголовным законодательством.

Ключевые слова: Конвенция, ООН, незаконный оборот наркотиков, уголовное право, преступление, предупреждение преступлений.

The article covers the problems of incorporation of several international-law provisions in the Russian law on the basis of the analysis of international law in the sphere of combating illegal drug turnover.

Key words: Convention, UNO, illegal drug turnover, criminal law, crime, crime prevention.

Транснациональный характер преступного наркобизнеса подталкивает мировое сообщество регламентировать противодействие незаконному обороту наркотиков на межгосударственном уровне. Такая форма правового регулирования подразумевает: международные нормативные акты должны служить моделью аналогичного национального законодательства, стимулировать совершенствование права (в т. ч. и уголовного) той или иной страны, а также содействовать унификации его на уровне государств - участников международных соглашений различного уровня. Если анализировать российское антинаркотическое законодательство, то можно сделать однозначный вывод, что наиболее существенное воздействие на его формирование имеют специальные конвенции Организации Объединенных Наций: Единая конвенция о наркотических средствах 1961 г. (вместе с "Перечнями наркотических средств, занесенных в списки I, II, III, IV", заключена в г. Нью-Йорке 30.03.1961) <1> (Указ Президиума ВС СССР от 14.12.1963 N 1984-VI "О ратификации единой конвенции о наркотических средствах 1961 года" <2>); Протокол "О поправках к Единой конвенции о наркотических средствах 1961 года" (подписан в г. Женеве 25.03.1972) <3> (Федеральный закон от 23.11.1995 N 172-ФЗ "О присоединении Российской Федерации к Протоколу 1972 года о поправках к Единой конвенции о наркотических средствах 1961 года" <4>); Конвенция о психотропных веществах (вместе с Перечнями веществ, включенных в Списки I, II, III, IV", заключена в г. Вене 21.02.1971) (по состоянию на 1 июля 1993 г.) <5> (Указ Президиума ВС СССР от 23.10.1978 N 8282-IX "О ратификации конвенции о психотропных веществах от 21 февраля 1971 года" <6>); Конвенция ООН о борьбе против незаконного оборота наркотических средств и психотропных веществ (Вена, 20 декабря 1988 г.) <7> (Постановление ВС СССР от 09.10.1990 N 1711-I "О ратификации Конвенции ООН о борьбе против незаконного оборота наркотических средств и психотропных веществ" <8>). -------------------------------- <1> Сборник действующих договоров, соглашений и конвенций, заключенных СССР с иностранными государствами. Вып. XXIII. М., 1970. <2> Ведомости ВС СССР. 1963. N 52. Ст. 546. <3> Собр. законодательства Рос. Федерации. 2000. N 22. Ст. 2269. <4> Собр. законодательства Рос. Федерации. 1995. N 48. Ст. 4554. <5> Сборник действующих договоров, соглашений и конвенций, заключенных СССР с иностранными государствами. Вып. XXXV. М., 1981. С. 416 - 434. <6> Ведомости ВС СССР. 1978. N 44. Ст. 717. <7> Сборник международных договоров СССР и Российской Федерации. Вып. XLVII. М., 1994. С. 133 - 157. <8> Ведомости СНД СССР и ВС СССР. 1990. N 42. Ст. 842.

Применительно к проблематике уголовно-правового регулирования наиболее значима Конвенция о борьбе против незаконного оборота наркотических средств и психотропных веществ (далее - Конвенция). В ней не только сведены воедино положения всех предыдущих конвенций с учетом дополнения новыми предупредительными мерами, отсутствующими в них, но и регламентированы требования по совершенствованию и унификации материального (прежде всего уголовного) законодательства государств-участников. В частности, в ст. 3 указанного нормативного правового акта определены перечень возможных правонарушений в сфере незаконного оборота наркотиков и рекомендуемые последствия (санкции) за их совершение. В ней также установлено, что уголовно наказуемыми могут признаваться следующие незаконные общественно опасные деяния с наркотиками: производство, изготовление, экстрагирование, приготовление, предложение, предложение с целью продажи, распространение, продажа, поставка на любых условиях, посредничество, переправка, транзитная переправка, транспортировка, импорт или экспорт любого наркотического средства или любого психотропного вещества, осуществляемые в нарушение положений Единой конвенции, в т. ч. и с поправками, и Конвенции 1971 г. Также к числу уголовно наказуемых деяний в сфере незаконного оборота наркотиков Конвенция относит: культивирование опийного мака, кокаинового куста или растения каннабис в целях производства наркотических средств в нарушение положений Единой конвенции с поправками; хранение или покупку любого наркотического средства или психотропного вещества для целей любого из видов деятельности, перечисленных выше; изготовление, транспортировку или распространение оборудования, материалов или веществ, указанных в Списках I и II, если известно, что они предназначены для использования в целях незаконного культивирования, производства или изготовления наркотических средств или психотропных веществ; организацию, руководство или финансирование любых правонарушений, перечисленных выше; владение оборудованием или материалами, или веществами, указанными в Списках I и II, если известно, что они используются или предназначены для использования в целях незаконного культивирования, производства или изготовления каких-либо наркотических средств или психотропных веществ; публичное подстрекательство или побуждение других любыми средствами к совершению любого из правонарушений, признанных таковыми в соответствии с настоящей статьей, или к незаконному использованию наркотических средств, или психотропных веществ; участие, причастность или вступление в преступный сговор с целью совершения любого правонарушения, предусмотренного настоящей Конвенцией, а равно попытки совершить такое правонарушение или пособничество, подстрекательство, содействие или дача советов при их совершении. Содержатся в Конвенции и положения о принятии уголовно-правовых мер воздействия за отдельные формы легализации (отмывания) денежных средств и имущества, добытых преступным оборотом наркотиков. К числу подобных форм указанный нормативный акт относит: конверсию или перевод собственности, если известно, что такая собственность получена в результате любого правонарушения или в результате участия в таком правонарушении, в целях сокрытия или утаивания незаконного источника собственности или в целях оказания помощи любому лицу, участвующему в совершении такого правонарушения, с тем чтобы он мог уклониться от ответственности за свои действия; сокрытие или утаивание подлинного характера, источника, местонахождения, способа распоряжения, перемещения, подлинных прав в отношении собственности или ее принадлежности, если известно, что такая собственность получена в результате правонарушения в сфере незаконного оборота наркотиков или в результате участия в таком правонарушении; приобретение, владение или использование собственности, если в момент ее получения было известно, что такая собственность получена в результате правонарушения, непосредственно связанного с незаконным оборотом наркотиков, или в результате участия в таком правонарушении. Конвенция предоставляет право государствам-участникам также признавать правонарушениями умышленные деяния, связанные с хранением, приобретением или культивированием любого наркотического средства или психотропного вещества для личного немедицинского потребления (выделено мной. - Ю. Ж.). В этом аспекте необходимо отметить, что рассматриваемая нами Конвенция не предусматривает за деяния, перечисленные в предыдущем абзаце, именно уголовную ответственность, поэтому в отечественном праве подобная ответственность регламентирована не только ст. 228 УК РФ, но и ст. 6.8 КоАП РФ. В этом случае роль своеобразного правового координатора между уголовной и административной ответственностью играет ст. 228 УК РФ, предусматривающая уголовную ответственность за оборот наркотиков без цели их сбыта только в крупном и особо крупном размерах, а также п. 1 примечания к ней, регламентирующий возможность при определенных условиях освобождения от уголовной ответственности лиц, приобретающих наркотики для собственного потребления. Представляется, что подобное примечание следует предусмотреть и в ст. 231 УК РФ "Незаконное культивирование растений, содержащих наркотические средства или психотропные вещества, либо их прекурсоры". Такое видение проблемы вытекает из доклада 2011 г. Глобальной комиссии по политике в области наркотиков. В нем эксперты ООН, не предлагая легализовать наркотики, требуют пересмотреть отношение к перевозчикам зелья и мелким распространителям: "Эти люди, по утверждению членов комиссии, обычно идут на преступление вынужденно, т. к. сами являются наркозависимыми. Таких людей надо не отправлять за решетку, а давать возможность излечиться от зависимости" <9>. -------------------------------- <9> Берсенева А. Наркотики победили человечество // Газета. Ru. 2011. 30 сент.; URL: http://www. gazeta. ru.

В связи с этим Комиссия предлагает государствам экспериментировать с возможностью перевода некоторых наркотиков, например марихуаны, в разряд лекарственных средств, чтобы таким образом подорвать власть наркомафии. Конечно, к подобного рода радикальным мерам наше государство еще не готово, но как компромиссный вариант освобождение от уголовной ответственности наркозависимых в обмен на принудительное лечение от наркомании возможен и не оспаривается руководством Федеральной службы России по контролю за оборотом наркотиков <10>. -------------------------------- <10> О позиции в связи с публикацией доклада Глобальной комиссии ООН по политике в области наркотиков. Выступление председателя Государственного антинаркотического комитета, директора ФСКН России Виктора Иванова на брифинге с российскими и иностранными журналистами 3 июня 2011 г. URL: http://22.fskn. gov. ru.

Вернемся к анализу положений Конвенции. В исследуемом нормативно-правовом акте дается и рекомендация по установлению составных элементов правонарушения в сфере незаконного оборота наркотиков, а именно: осознание деяния правонарушителем (вина), намерение (мотив) и цель его совершения. По мнению международного законодателя (ООН), они могут быть установлены из объективных фактических обстоятельств преступления (правонарушения). Интересной также представляется рекомендация ООН о принудительных мерах воздействия, применяемых в качестве дополнительных к наказанию за указанные уголовно-правовые или административные правонарушения. В этой связи Конвенция определяет, что к числу подобных принудительных мер могут относиться: лечение от наркомании, перевоспитание лиц, склонных к потреблению наркотиков, последующее наблюдение за правонарушителем (административный надзор), восстановление трудоспособности (профессиональная адаптация) или социальная реинтеграция. Более того, настоящая Конвенция предусматривает применение подобных принудительных мер, в т. ч. и принудительное лечение наркоманов с последующим наблюдением за ними, и к лицам, совершившим малозначительные правонарушения, т. е. не подпадающие под действие уголовного (ч. 2 ст. 14 УК) или административного (ст. 2.9 КоАП) законодательства. Причем независимо от возраста виновного лица. Заслуживают внимания и положения ч. 5 ст. 3 Конвенции об обстоятельствах, отягчающих наказания за правонарушения в сфере незаконного оборота наркотиков. К их числу ООН рекомендует относить: участие в правонарушении организованной преступной группы, в состав которой входит правонарушитель; участие правонарушителя в других видах международной организованной преступной деятельности; участие правонарушителя в других незаконных видах деятельности, которым содействовало совершение данного правонарушения; применение правонарушителем насилия или оружия; тот факт, что правонарушитель является должностным лицом и данное правонарушение связано с его должностью; вовлечение или использование несовершеннолетних; предыдущее осуждение, особенно за аналогичные правонарушения, за рубежом или в своей стране, насколько это допустимо в соответствии с национальным законодательством соответствующей Стороны. Все перечисленные обстоятельства в той или иной формулировке известны отечественному законодательству и используются в нем либо в виде обстоятельств, отягчающих наказание, либо квалифицирующих признаков. Так, например, несмотря на исключения из УК РФ в 2003 г. ст. 16, предусматривавшей такой квалифицирующий признак, как неоднократность (в соответствии с терминологией ч. 5 ст. 3 Конвенции "предыдущее осуждение"), в ч. 1 ст. 63 УК РФ предусмотрен п. "а" - рецидив преступлений как обстоятельство, отягчающее наказание (выделено мной. - Ю. Ж.). Однако в Конвенции в качестве отрицательного для виновного обстоятельства рекомендуется включить в национальное законодательство (в т. ч. и уголовное) факт совершения правонарушения (преступления) в исправительном учреждении или в учебном заведении, или общественном учреждении, или в непосредственной близости от них, или в других местах, которые используются школьниками и студентами для проведения учебных, спортивных и общественных мероприятий. Полагаем, что подобная новелла будет способствовать достижению максимальной эффективности использования дискреционных юридических полномочий, относящихся к уголовному преследованию лиц за преступления, связанные с незаконным оборотом наркотиков, а также затруднять совершение подобных правонарушений в перечисленных местах. Существует обширная правовая основа для борьбы с незаконным оборотом наркотиков и на уровне СНГ. Однако в отличие от международных актов ООН, имеющих и материально-правовые, и организационные аспекты, соответствующие нормативные акты СНГ направлены лишь на обеспечение взаимодействия национальных органов, осуществляющих борьбу с незаконным оборотом наркотиков, т. е. имеют ярко выраженный организационный характер. Программным документом в этом отношении является Соглашение о сотрудничестве государств - участников Содружества Независимых Государств в борьбе с незаконным оборотом наркотических средств, психотропных веществ и прекурсоров (Минск, 30 ноября 2000 г.) <11>. -------------------------------- <11> Бюллетень международных договоров. 2002. N 7. С. 8 - 14.

Оно является правовой основой для разработки и принятия Советом глав правительств СНГ перспективных программ по борьбе с незаконным наркобизнесом. На сегодняшний день это прежде всего Программа сотрудничества государств - участников Содружества Независимых Государств в борьбе с незаконным оборотом наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров и противодействии наркомании на 2011 - 2013 гг. (утверждена 10.12.2010). Основные задачи Программы: развитие международно-правовой базы сотрудничества государств - участников СНГ; совершенствование и сближение национального законодательства государств - участников СНГ (выделено мной. - Ю. Ж.); проведение комплексных согласованных и/или совместных межведомственных профилактических оперативно-розыскных мероприятий и специальных операций; информационное и научное обеспечение сотрудничества; осуществление сотрудничества в подготовке кадров, повышении квалификации специалистов. В настоящее время завершена работа над Соглашением о порядке передачи образцов наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров, разработанным на основании решения Совета министров иностранных дел государств - членов СНГ "О проекте соглашения о порядке передачи образцов наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров" (принято в г. Минске 18.03.2005). Таким образом, следует констатировать, что разработанные на международном уровне законодательные акты с достаточной полнотой регулируют противодействие преступному наркобизнесу в глобальном масштабе, оказывая серьезное воздействие и на национальные законодательства стран - участников этих международных проектов. Но это влияние различно. Так, в международно-правовых документах стран СНГ за основу взята правовая позиция, сформулированная в главе 24 Модельного УК СНГ, близкая к концептуальным положениям российского уголовного права. Такой подход к правовому регулированию обеспечивает воздействие отечественной правовой политики на уголовное законодательство стран, входящих в СНГ, и, соответственно, не требует корректировки положений УК РФ. В то же время правовое регулирование противодействия незаконному обороту наркотиков на уровне ООН испытывает прессинг ведущих западных стран, уголовно-правовая точка зрения которых по анализируемому вопросу несколько отличается от российской. Следовательно, Россия, находясь в сфере международно-правовых обязательств, должна выполнять нормы, выработанные мировым сообществом. Но проблема усугубляется тем, что прямо применить положения об уголовной ответственности, предусмотренные в ратифицированных нашей страной международных договорах и, в частности, в Конвенции 1988 г., невозможно. Для этого необходима рецепция норм международного права, т. е. включение их в отечественное уголовное законодательство. К числу первоочередных нововведений в главу 25 УК РФ надо отнести установление специальной уголовной ответственности за: пропаганду и рекламу в средствах массовой информации немедицинского потребления наркотических средств, психотропных веществ или их аналогов (ст. 230.1); немедицинское потребление наркотических средств, психотропных веществ или их аналогов (ст. 232.1), совершенное: а) в присутствии несовершеннолетних; б) в исправительном учреждении, учебном заведении, общественном учреждении или непосредственной близости от них, а равно в других местах, которые используются школьниками и студентами для проведения учебных, спортивных и общественных мероприятий; в) лицом, которое по роду своей деятельности связано с источником повышенной опасности.

Название документа