Противодействие незаконному культивированию растений, содержащих наркотические средства или психотропные вещества либо их прекурсоры (международно-правовой аспект)

(Пожидаев И. Е.) ("Международное уголовное право и международная юстиция", 2012, N 1) Текст документа

ПРОТИВОДЕЙСТВИЕ НЕЗАКОННОМУ КУЛЬТИВИРОВАНИЮ РАСТЕНИЙ, СОДЕРЖАЩИХ НАРКОТИЧЕСКИЕ СРЕДСТВА ИЛИ ПСИХОТРОПНЫЕ ВЕЩЕСТВА ЛИБО ИХ ПРЕКУРСОРЫ (МЕЖДУНАРОДНО-ПРАВОВОЙ АСПЕКТ) <*>

И. Е. ПОЖИДАЕВ

Пожидаев Илья Евгеньевич, аспирант кафедры уголовного права и криминологии юридического факультета МГУ им. М. В. Ломоносова.

Автор анализирует международно-правовые акты, ориентированные на противодействие незаконному культивированию растений, содержащих наркотические средства или психотропные вещества либо их прекурсоры. Предлагаются пути совершенствования международно-правовых механизмов борьбы с данной категорией преступлений.

Ключевые слова: незаконное культивирование; растения, содержащие наркотические средства или психотропные вещества либо их прекурсоры; международно-правовое противодействие.

The author analyses international legal acts aiming at combating illegal cultivation of plants containing drugs, psychoactive substances or their precursors. He proposes ways to improve international legal mechanisms of combating crimes of this kind.

Key words: illegal cultivation; plants containing drugs, psychoactive substances or their precursors; international legal combating.

В настоящее время перечень международно-правовых актов, направленных на борьбу с конкретными разновидностями наркотических преступлений, достаточно узок, а рекомендации, содержащиеся в данных актах, носят, как правило, декларативный характер. Особенно это касается незаконного культивирования растений, содержащих наркотические средства, психотропные вещества либо их прекурсоры. Необходимо систематизировать нормы, связанные с противодействием незаконному культивированию наркотикосодержащих растений, а также выработать рекомендации по борьбе с данными преступлениями. Представляется правильным выделить три группы международно-правовых актов в рассматриваемой сфере. Первую группу составляют международно-правовые акты, содержащие основополагающие принципы межгосударственного сотрудничества по самым разным вопросам, в т. ч. по вопросам противодействия наркотической преступности. К их числу относятся: Устав ООН; Декларация от 24 октября 1970 г. о принципах международного права, касающихся дружественных отношений и сотрудничества между государствами в соответствии с Уставом ООН; Декларация принципов Заключительного акта Совещания по безопасности и сотрудничеству в Европе 1975 г. и др. Ко второй группе относятся международно-правовые акты, направленные в целом на борьбу с незаконным оборотом наркотических средств и психотропных веществ и содержащие наиболее общие требования по противодействию наркотической преступности во всем мире. Эту группу образуют: Единая конвенция о наркотических средствах 1961 г. с поправками к ней, Единая конвенция о психотропных веществах 1971 г., Конвенция 1988 г., Декларация ООН 1998 г., а также огромный массив документов, принятых в рамках международных организаций и групп государств. Наконец, третью группу составляют международные акты, направленные на противодействие собственно незаконному культивированию растений, содержащих наркотические средства, психотропные вещества либо их прекурсоры. К числу этих актов относятся: План действий по налаживанию международного сотрудничества в деле искоренения незаконных наркотикосодержащих культур и содействия альтернативному развитию, принятый Резолюцией S-20/4 специальной сессии Генеральной Ассамблеи от 10.06.1998; документы, принятые в рамках Международной программы ООН по контролю над наркотическими средствами (МПООНКНС), Продовольственной и сельскохозяйственной организации ООН (ФАО) и Международного фонда сельскохозяйственного развития (ИФАД) <1>. Международно-правовые акты третьей группы надлежит рассмотреть подробно. -------------------------------- <1> Ибрагимова А. Х. Незаконное культивирование запрещенных к возделыванию растений, содержащих наркотические вещества (по материалам Республики Дагестан): Дис. ... канд. юрид. наук. Махачкала, 2003. С. 129 - 131.

План 1998 г. предусматривает следующие меры, направленные на противодействие незаконному культивированию запрещенных растений: альтернативное развитие, правоохранительные меры и искоренение незаконных культур <2>. -------------------------------- <2> План действий по налаживанию международного сотрудничества в деле искоренения незаконных наркотикосодержащих культур и содействия альтернативному развитию (принят Резолюцией Генеральной Ассамблеи ООН от 10 июня 1998 г. N S-20/4. Преамбула.

Под альтернативным развитием понимается процесс по предупреждению и ликвидации незаконного культивирования наркотикосодержащих растений с помощью специально разработанных мер по развитию сельских районов <3>. К альтернативному развитию можно отнести: развитие инфраструктуры в регионах (строительство новых школ, детских садов, учреждений здравоохранения, создание и развитие спортивных секций, кружков, самодеятельных организаций и т. п.); повышение уровня заработной платы лицам, занимающимся сельским хозяйством; пропаганду активного и здорового образа жизни и проч. -------------------------------- <3> Там же.

Что касается правоохранительных мер, то План 1998 г. предъявляет к ним лишь наиболее общие требования: обязательность содействия реализации программ альтернативного развития, а также возможность оказания влияния на степень рентабельности незаконного культивирования растений, содержащих наркотические вещества <4>. -------------------------------- <4> План действий по налаживанию международного сотрудничества в деле искоренения незаконных наркотикосодержащих культур и содействия альтернативному развитию (принят Резолюцией Генеральной Ассамблеи ООН от 10 июня 1998 г. N S-20/4, п. 28).

Правоохранительные меры должны быть конкретизированы в законодательных нормах государств-участников и могут содержаться в уголовных, уголовно-процессуальных, уголовно-исполнительных, административных и даже гражданских законодательствах сотрудничающих государств <5>. К правоохранительным мерам можно отнести: установление уголовной или административной ответственности за незаконное культивирование запрещенных к возделыванию растений, уничтожение запрещенных к возделыванию культур в административном порядке и др. -------------------------------- <5> Гасанов Э. Г. Борьба с наркотической преступностью. Международный и сравнительно-правовой аспекты. М., 2000. С. 25.

Искоренение незаконных культур можно определить как систему хозяйственных мер, направленных на создание условий, при которых незаконное культивирование растений, содержащих наркотические вещества, стало бы нерентабельным. Так, Международная программа ООН по контролю над наркотическими средствами (МПООНКНС) ориентирована на уменьшение экономической зависимости от выращивания запрещенных к возделыванию культур путем создания иных надежных источников доходов в сельскохозяйственном производстве <6>. -------------------------------- <6> Ибрагимова А. Х. Указ. соч. С. 131.

Продовольственная и сельскохозяйственная организация ООН (ФАО) и Международный фонд сельскохозяйственного развития (ИФАД) внедряют улучшенные технологии, удерживая стоимость семян и удобрений на доступном для небольших крестьянских хозяйств уровне, с целью уменьшения экономической зависимости от выращивания наркотикосодержащих растений <7>. -------------------------------- <7> Там же.

Для осуществления указанных выше действий, в соответствии с Планом 1998 г., необходимо укрепление механизмов мониторинга, оценки и обмена информацией. Это и создание системы контроля и оценок качественных и количественных показателей устойчивости альтернативного развития, а также оценка устойчивости сокращения масштабов культивирования запрещенных к возделыванию растений; и обмен информацией между правительствами государств-членов об оценках масштабов незаконных посевов наркотикосодержащих культур; и учет вышеуказанных факторов при разработке национальных программ противодействия анализируемой категории преступлений <8>. -------------------------------- <8> План действий по налаживанию международного сотрудничества в деле искоренения незаконных наркотикосодержащих культур и содействия альтернативному развитию (принят Резолюцией Генеральной Ассамблеи ООН от 10 июня 1998 г. N S-20/4, п. п. 22 - 26).

Об очевидной неэффективности существующих международно-правовых механизмов свидетельствует тот факт, что в настоящее время показатели наркопреступности во всем мире не только не снижаются, но и, напротив, год от года увеличиваются <9>, причем, главным образом, за счет незаконного оборота наркотиков растительного происхождения <10>. -------------------------------- <9> Ищенко Д. П. Уголовно-правовая и криминологическая характеристика преступлений, связанных с незаконным культивированием запрещенных к возделыванию растений, содержащих наркотические вещества: Дис. ... канд. юрид. наук. Ростов н/Д, 2005. С. 101. <10> Хатаев А. Ц. Интеграция правоохранительных систем по противодействию незаконному обороту наркотиков и обеспечение экономической безопасности: Автореф. дис. ... докт. экон. наук. М., 2007. С. 37.

В настоящей статье предлагается проведение следующих мер, способных, по мнению автора, существенным образом снизить показатели наркотической преступности в мире: 1. Принятие в рамках ООН новой конвенции, которая определяла бы рамочные параметры противодействия не только незаконному обороту наркотиков как таковому, но и незаконному культивированию запрещенных к возделыванию растений, в частности. Следует согласиться с предложением Э. Г. Гасанова о том, что необходимо принять новую конвенцию, которая содержала бы общие параметры противодействия наркотизму (информационные, организационные и проч.) <11>. -------------------------------- <11> Гасанов Э. Г. Указ. соч. С. 177 - 179.

Представляется правильным также установить в конвенции обязанность государств-участников собирать данные о сельскохозяйственных площадях, занятых опийным маком, коноплей и другими наркотикосодержащими растениями, а также оперативно принимать соответствующие меры, при этом должен быть четко прописан порядок осуществления этих мер. 2. Принятие в рамках ООН международно-правового акта, ориентированного, по большей части, на правоохранительное воздействие на незаконное культивирование запрещенных к возделыванию растений, содержащих наркотические вещества. В настоящее время наркобизнес является крупнейшим сектором "теневой экономики", приносящим огромные доходы <12>, поэтому, какие бы материальные блага ни сулили государства лицам, занятым в сфере сельского хозяйства, доход от выращивания наркотикосодержащих культур все равно окажется несоизмеримо выше. -------------------------------- <12> Кирсанов А. И. Противодействие наркобизнесу и наркомании в системе национальной безопасности России: политический анализ: Автореф. дис. ... докт. политич. наук. М., 2010. С. 22.

В новом международно-правовом акте надлежит прописать перечень карательных мер за незаконное культивирование запрещенных растений, которые в обязательном порядке должны быть отражены в национальных уголовных законодательствах. Это лишение свободы на определенный срок; штраф, кратный размеру дохода, полученного от незаконного культивирования наркотикосодержащих растений; конфискация имущества, полученного в результате незаконного культивирования соответствующих растений. 3. Создание в рамках СНГ эффективно функционирующей системы взаимодействия правоохранительных органов в сфере борьбы с незаконным культивированием растений, содержащих наркотические средства, психотропные вещества либо их прекурсоры. Наркотическая преступность является интернациональной <13>, а это означает, что борьба с ней должна перейти главным образом на субрегиональный уровень. Между тем большинство норм о противодействии наркотизму, особенно принятых в рамках СНГ, являются, по сути дела, неработающими, "мертвыми" <14>. -------------------------------- <13> Там же. С. 10. <14> Планетарная идеология - новое мировоззрение как основа интеграции стран - участниц Содружества Независимых Государств: Концепция. М., 1996. С. 41.

В связи с этим необходимо проведение следующих мероприятий: а) разработка и принятие совместных Инструкций органов наркоконтроля стран СНГ по вопросам уголовного преследования лиц, занимающихся незаконным культивированием запрещенных растений; б) создание в рамках СНГ эффективно функционирующей межгосударственной системы сбора и анализа статистических данных о наркотической преступности в целом (и незаконном культивировании, в частности) по регионам и группам регионов; в) установление на территории СНГ системы, аналогичной системе "связных" офицеров в Европе <15>, которые должны заниматься: мониторингом наркоситуации в соответствующем регионе в целом (и ситуации по незаконному культивированию, в частности); представлением рекомендаций по вопросам совершенствования механизмов борьбы с наркотизмом, а также необходимых статистических данных в правоохранительные и законодательные органы стран СНГ. -------------------------------- <15> Ищенко Д. П. Указ. соч. С. 137.

Указанные меры позволят обеспечить эффективное межгосударственное сотрудничество в вопросах борьбы с незаконным культивированием наркотикосодержащих растений.

Название документа