К вопросу о привлечении к уголовной ответственности за пиратство по международному и национальному уголовному законодательству
(Хорьяков С. Н., Климов А. С.) ("Международное уголовное право и международная юстиция", 2012, N 1) Текст документаК ВОПРОСУ О ПРИВЛЕЧЕНИИ К УГОЛОВНОЙ ОТВЕТСТВЕННОСТИ ЗА ПИРАТСТВО ПО МЕЖДУНАРОДНОМУ И НАЦИОНАЛЬНОМУ УГОЛОВНОМУ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВУ <*>
С. Н. ХОРЬЯКОВ, А. С. КЛИМОВ
Хорьяков Сергей Николаевич, доцент кафедры конституционного, муниципального и административного права Липецкого филиала Российской академии народного хозяйства и государственной службы, кандидат юридических наук.
Климов Андрей Сергеевич, старший преподаватель кафедры теории и истории государства и права, уголовного права Липецкого филиала Российской академии народного хозяйства и государственной службы.
В статье исследуются вопросы соотношения понятия пиратства по уголовному законодательству РФ и международному уголовному праву. Выявлены и проанализированы несоответствия и противоречия, а также предложены направления совершенствования национального законодательства.
Ключевые слова: пиратство, нападение, завладение, морской разбой, хищение, водное судно, имущество, открытое море.
The article shows the correlation of the notion of piracy under the criminal law of the Russian Federation and international criminal law. Special attention is paid to their discrepancies and contradictions as well as to the ways of improving the national legislature.
Key words: piracy, attack, occupancy, filibustering, stealing, sea vessel, property, high sea.
В настоящее время перед мировым сообществом возникла острая необходимость поиска более эффективных средств и методов в борьбе с пиратством. На двенадцатом Конгрессе ООН по предупреждению преступности и уголовному правосудию было отмечено, что пиратство вновь появилось в XXI в. в Южно-Китайском море и Малаккском проливе. По своим целям эти нападения отличаются от нападений в других точках мира, поскольку пираты стремятся захватить судно и заложников не для того, чтобы похитить судно и его груз, а ради получения выкупа <1>. Так, по данным Международного морского бюро, количество пиратских нападений составило: в 2001 г. - 344, в 2002 г. - 370, в 2003 г. - 344, в 2004 г. - 329, в 2005 г. - 276, в 2006 г. - 239, в 2007 г. - 263, в 2008 г. - 293, в 2009 г. - 406 случаев. -------------------------------- <1> URL: http://daccess-dds-nu. un. org
Анализ информации о пиратских нападениях свидетельствует о том, что в действительности их количество несколько занижено, что связано с трудностями выявления и регистрации таких нападений. В некоторых случаях пиратскому нападению подвергались российские суда или суда зарубежных стран, на которых присутствовали русские моряки. В целях борьбы с этими преступлениями в Уголовном кодексе РФ имеется норма, предусматривающая ответственность за пиратство, которая изложена следующим образом: "Нападение на морское или речное судно в целях завладения чужим имуществом, совершенное с применением насилия либо угрозой его применения". Следует отметить, что в настоящее время борьба с морским разбоем регламентируется Женевской конвенцией об открытом море от 29.04.1958 (ст. ст. 15 - 23) и Конвенцией ООН по морскому праву от 10.12.1982 (ст. ст. 101 - 111), хотя речь в них идет не только о судах-пиратах, но и о пиратских летательных аппаратах. Обе Конвенции определяют пиратство как "неправомерный акт насилия, задержания или грабежа, совершаемый экипажем или пассажирами какого-либо частновладельческого судна или частновладельческого летательного аппарата с личными целями и направленный: а) в открытом море против какого-либо другого судна или летательного аппарата или против лица или имущества, находящихся на борту; б) против какого-либо судна или летательного аппарата, лиц или имущества в месте, находящемся за пределами юрисдикции какого бы то ни было государства" <2>. Понятие, введенное в отечественное уголовное законодательство, существенно отличается от предусмотренного в международном праве. Так, в ст. 227 УК РФ отсутствует такой предмет посягательства, как летательный аппарат, а также нет ограничения по месту совершения пиратства. В то же время следует отметить некоторые особенности описания объективной и субъективной стороны ст. 227 УК РФ, которые существенно затрудняют ее толкование и применение. -------------------------------- <2> Уголовный кодекс Российской Федерации с постатейным приложением материалов / Сост. Г. А. Есаков. М.: ТК Велби, Проспект, 2006. С. 337 - 338.
С объективной стороны, пиратство выражается прежде всего в нападении. Нападение - слово, производное от глагола напасть, т. е. "броситься на кого-нибудь или что-нибудь с враждебным намерением, а также вообще начать действовать против кого-нибудь с враждебной целью" <3>. Напасть (нападать) - "приступать или наступать с насилием, притеснять, обижать, угнетать" <4>. В науке по этому поводу существуют различные суждения. Так, в Постановлении Пленума Верховного Суда от 17.12.1997 N 1 "О практике применения судами законодательства об ответственности за бандитизм" под нападением следует понимать "действия, направленные на достижение преступного результата путем применения насилия над потерпевшим либо создание реальной угрозы его немедленного применения" (п. 6) <5>. В. И. Симонов и В. Г. Шумихин считают нападение первым этапом разбоя, заключающимся в быстрых, агрессивных, стремительных действиях, направленных против потерпевшего, а применение физического или психического насилия - вторым его этапом, на котором нападение органически соединяется с насилием, не теряя, впрочем, от этого своей самостоятельности <6>. Г. Н. Борзенков под нападением понимает внезапное применение насилия к потерпевшему <7>. О. Ф. Шишов следующим образом раскрывает данное понятие: "виновный осуществляет быстрое, стремительное действие, предпринятое против кого-то, с целью захвата, нанесения урона, ущерба и тому подобное" <8>. -------------------------------- <3> Ожегов С. И., Шведова Н. Ю. Толковый словарь русского языка: 80000 слов и фразеологических выражений. 4-е изд., дополненное. М.: Азбуковник, 1999. С. 388. <4> Даль В. И. Толковый словарь русского языка. Современная версия. М., 2003. С. 403. <5> Судебная практика по уголовным делам / Сост. Г. А. Есаков. М., 2006. С. 121. <6> Симонов В. И., Шумихин В. Г. Преступное насилие: понятие, характеристика и квалификация насильственных посягательств на собственность. Пермь, 1992. С. 88 - 89. <7> Комментарий к Уголовному кодексу Российской Федерации / Отв. ред. В. И. Радченко; научн. ред. А. С. Михлин. М.: Спарк, 2004. С. 356. ------------------------------------------------------------------ Комментарий к Уголовному кодексу Российской Федерации (под ред. А. И Рарога) включен в информационный банк согласно публикации - Проспект, 2011 (издание седьмое, исправленное, переработанное и дополненное). ------------------------------------------------------------------ <8> Комментарий к Уголовному кодексу Российской Федерации / Отв. ред. А. И. Рарог. М., 2006. С. 272.
На основании изложенного можно сделать вывод, что нападение при разбое представляет собой стремительные агрессивные действия, направленные на потерпевшего с целью завладения имуществом. Нападение на судно осуществляется внезапно, неожиданно - как открыто, так и тайно, путем заманивания в ловушку и т. д. Может применяться как в отношении лица, в ведении или под охраной которого находится имущество, так и в отношении других лиц, которые могут воспрепятствовать завладению имуществом. При этом оно происходит как с применением насилия, опасного для жизни или здоровья, либо с угрозой применения такого насилия, так и неопасного. Нападение на морское или речное судно производится в целях завладения чужим имуществом. Возникает правомерный вопрос о понимании термина завладения, т. к. в УК РФ отсутствует его разъяснение. Если обратиться к его грамматическому толкованию, то обнаружим: "Завладеть - 1. Взять в свое полное владение, захватить; 2. Привлечь к себе, подчинить своему влиянию" <9>. Термин "завладение" законодатель в УК РФ упоминает при описании диспозиции ст. 166 УК РФ - "Неправомерное завладение автомобилем или иным транспортным средством без цели хищения". Систематическое толкование позволяет сделать вывод о том, что завладение включает в себя установление полного господства над вещью и возможно как с целью хищения, так и без таковой. То есть понятие "завладение" более широкое, чем "хищение", и все попытки сужения смысла данного термина, по нашему мнению, будут являться некорректными. -------------------------------- <9> Ожегов С. И., Шведова Н. Ю. Указ. соч. С. 200.
В ст. 227 УК РФ речь идет о завладении любым имуществом, которое имеется на водном судне, т. е. это: 1) само судно; 2) находящийся на борту груз; 3) имущество пассажиров и членов команды. Соответственно, для квалификации по ст. 227 УК РФ не имеет значения цель, с которой лицо завладевает имуществом, и, следовательно, дополнительной квалификации по статьям, предусматривающим ответственность за хищения или угон не требуется. Аналогичного мнения придерживается В. И. Радченко <10>. Но с данным положением согласны не все ученые, так, например, А. И. Рарог считает, что, если нападение на судно осуществляется не только с целью изъятия чужого имущества, но и с целью угона судна, содеянное подлежит квалификации по совокупности преступлений как пиратство и угон судна водного транспорта <11>, другие, как например, А. И. Бойцов, придерживаются мнения, в соответствии с которым необходимо квалифицировать действия по совокупности с соответствующим преступлением против собственности в случае, если было похищено какое-либо имущество после нападения <12>. А. И. Бойцов свое мнение обосновывает следующим образом: "ст. 227 УК не охватывает собой хищения объектов недвижимости, т. к. статья затрагивает не столько интересы собственности или отдельной личности, сколько выступает в качестве способа причинения вреда более широкому кругу общественных отношений - отношениям общественной безопасности водных сообщений и воздушных полетов, обеспечивающих свободу международной навигации и воздухоплавания, регулярность международной торговли, состояние защищенности водных путей и воздушных авиалиний. Поражение же других объектов - общественных отношений по поводу защищенности пассажиров и членов экипажа, сохранности соответствующих транспортных средств и перевозимого ими имущества - должно было бы, как и при бандитизме, квалифицироваться по совокупности с пиратством. Стало быть, в каком бы обличье ни выступал состав пиратства (в нынешнем, изложенном в ст. 227, либо в форме, максимально приближенной к конвенционной), он не охватывает собой хищения недвижимости, завладение которым путем грабежа или разбоя требует квалификации по совокупности с пиратством" <13>. -------------------------------- <10> Уголовное право. Особенная часть: Учебник / Под ред. В. И. Радченко. М., 2004. С. 283. ------------------------------------------------------------------ КонсультантПлюс: примечание. Комментарий к Уголовному кодексу Российской Федерации (под ред. А. И. Рарога) включен в информационный банк согласно публикации - Проспект, 2011 (издание седьмое, исправленное, переработанное и дополненное). ------------------------------------------------------------------ <11> Комментарий к Уголовному кодексу Российской Федерации. 3-е изд., перераб. и доп. / Ю. В. Грачева, Л. Д. Ермакова и др.; отв. ред. А. И. Рарог. М.: ТК Велби, Проспект, 2006. С. 402. <12> Бойцов А. И. Преступления против собственности. СПб.: Юридический центр Пресс, 2002. С. 169. <13> Там же.
По нашему мнению, с утверждением А. И. Бойцова нельзя согласиться, т. к. ст. 227 УК РФ "Пиратство" является специальной по отношению к общим нормам, предусматривающим ответственность за грабеж (ст. 161 УК РФ) или разбой (ст. 162 УК РФ). А пример с бандитизмом, где речь идет об усеченном составе, который включает создание устойчивой вооруженной банды, руководство ею, участие в банде или в совершаемых ею нападениях, безоснователен. В противном случае нам пришлось бы прийти к выводу о том, что при квалификации деяния по ст. 211 УК РФ ("Угон судна воздушного или водного транспорта либо железнодорожного подвижного состава") требуется дополнительная квалификация по ст. 166 УК РФ ("Неправомерное завладение автомобилем или иным транспортным средством без цели хищения"). Однако существующая редакция ст. 227 УК РФ не позволяет нам разграничить ее со ст. ст. 166 и 211 УК РФ. Так как, во-первых, в ст. 227 отсутствует указание на нахождение судна в открытом море либо в другом месте, находящемся за пределами юрисдикции какого бы то ни было государства, а во-вторых, по непонятным причинам указано как морское, так и речное судно в качестве предмета посягательства, что, по нашему мнению, неприемлемо, т. к. речные суда не предназначены для плавания в открытых водах. То есть в самой формулировке ст. 227 УК РФ заложены проблемные аспекты, разрешение которых возможно только после законодательной корректировки данной нормы. Принимая во внимание, что существующее определения пиратства в ст. 227 УК РФ не соответствует Конвенции ООН по морскому праву от 10 декабря 1982 г. и не позволяет разграничить данный состав со смежными (ст. 166 и ст. 211 УК РФ), в ст. 227 УК РФ необходимо предусмотреть ответственность за нападение на судно водного транспорта в открытом море либо в другом месте, находящемся за пределами юрисдикции какого бы то ни было государства, и указать, что такое нападение может быть осуществлено только экипажем другого судна.
Название документа