Актуальные аспекты прав молодежи: право на образование
(Боршевский А. П., Сосна А. Б.)
("Вопросы ювенальной юстиции", 2012, N 1)
Текст документа
АКТУАЛЬНЫЕ АСПЕКТЫ ПРАВ МОЛОДЕЖИ: ПРАВО НА ОБРАЗОВАНИЕ
А. П. БОРШЕВСКИЙ, А. Б. СОСНА
Боршевский А. П., старший научный сотрудник Института культурного наследия Академии наук Молдовы, кандидат исторических наук.
Сосна А. Б., Институт истории, государства и права АНРМ.
На национальном уровне в различных странах, и в РМ в т. ч., современная молодежь вступает в жизнь в весьма сложных условиях экономического и социального развития общества. Проблемы формирования демократического государства ставят на первое место задачу становления личности молодого человека как субъекта активной созидательной деятельности.
Отметим, что среди молодежи особенно заметно социальное расслоение. Молодежь не может защитить свои права, поскольку, с одной стороны, не имеет возможности ознакомиться с ними, а с другой - просто не знает об их существовании. Тем самым молодежь лишает себя возможности участвовать в формировании молодежной политики, оценивать приемлемость тех или иных правительственных решений.
Одним из главных прав молодежи является право на образование, в т. ч. получение первичного профессионального опыта. Однако образование, включая профессиональное, не востребовано в сфере труда.
Необходимо также отметить проблему политической пассивности молодежи, являющуюся важнейшим социальным и электоральным ресурсом общества и привлекающую сегодня особое внимание политиков и лидеров общественного мнения.
Поскольку современный этап развития общества требует высокого уровня правового воспитания молодого поколения, именно от уровня правосознания молодежи зависит будущее управление обществом и государством.
Молдова в лице государственных органов обеспечивает молодежи права на профессиональную подготовку и труд, образование, медицинскую помощь и приобретение жилья, отдых, пользование достижениями культуры, занятие физической культурой и спортом, участие в управлении государством, оказывает помощь молодым семьям.
Права молодежи регламентирует Закон о молодежи (под молодежью в Законе понимаются лица в возрасте от 16 до 30 лет), закрепляющий свободный доступ каждого молодого человека к социальным услугам, равенство в гражданских и политических правах, гарантию прав на образование, воспитание, духовное и физическое развитие, охрану здоровья, профессиональную подготовку и трудоустройство, материально-финансовую поддержку в обеспечении жильем.
К числу важнейших социально-экономических прав и свобод относится право на образование (ст. 35 Конституции РМ), которое является одним из наиболее существенных конституционных социальных прав человека, создающее предпосылку для развития как его личности, так и всего общества.
Конвенцией о правах ребенка предусмотрено, что государства-участники отмечают право детей на образование и создают условия для обеспечения осуществления их возможностей в этой сфере. Помимо определения аспектов и принципов организации образования, в этой статье указано, что государства-участники будут содействовать ликвидации невежества и неграмотности во всем мире и облегчению доступа к научно-техническим знаниям и современным методам обучения. Конвенция закрепляет, что образование ребенка должно быть направлено на развитие личности, талантов, умственных и физических способностей ребенка в их самом полном объеме; воспитание уважения к правам человека и основным свободам, к родителям ребенка, его культурной самобытности, языку и ценностям, а также к национальным ценностям страны, в которой ребенок проживает; подготовку ребенка к сознательной жизни в свободном обществе; воспитание уважения к окружающей природе.
Право человека на образование можно охарактеризовать как "право, предоставляющее возможности". Это право предоставляет человеку больший контроль над его/ее жизнью и в особенности контроль над влиянием на человека действий государства. Иными словами, реализация права, предоставляющего возможности, позволяет человеку пользоваться преимуществами других прав.
Реализация многих гражданских и политических прав, таких, как свобода информации, свобода выражения, право избирать и быть избранным, и мн. др., зависит от минимального уровня образования. Некоторые экономические, социальные и культурные права, такие, как право выбирать работу, получать равное вознаграждение за равную работу, пользоваться достижениями научного и технологического прогресса и получать высшее образование на основании способностей, также могут быть использованы подобающим образом только после получения минимального уровня образования.
То же самое относится и к праву принимать участие в культурной жизни. Для этнических и языковых меньшинств право на образование является существенным средством сохранения и укрепления своей культурной индивидуальности.
Фундаментальное право на образование дает право каждому человеку на определенные формы поведения со стороны государства. Государства обязаны уважать, защищать и реализовывать право на образование. Обязанность уважать право на образование запрещает самому государству действовать в противоречие с признанными правами и свободами, препятствовать или сдерживать реализацию таких прав и свобод. Государства обязаны, помимо прочего, уважать свободу родителей выбирать частные или государственные школы для своих детей и обеспечивать своим детям религиозное и моральное образование в соответствии с собственными убеждениями. Должна признаваться необходимость предоставлять равное образование мальчикам и девочкам, а также всем религиозным, этническим и языковым группам.
Право на образование обеспечивается обязательным общим образованием, лицейским и профессиональным образованием, высшим образованием, а также другими формами обучения и повышения квалификации. Государство обеспечивает в соответствии с законом право лица на выбор языка воспитания и обучения. Высшие учебные заведения имеют право на автономию.
Реализация права на образование дает возможность получить общеобразовательную и профессиональную подготовку, необходимую для осуществления трудовой деятельности, для содержательной духовной жизни. В этом заинтересован не только сам человек, но и государство, общество в целом, в связи с потребностями производства и других сфер в специалистах, способных в силу общей разносторонней подготовки овладевать сложными современными профессиями. Поэтому Конституция закрепила обязательность общего образования.
Учащимся и студентам в соответствующих случаях предоставляются государственные стипендии и различного рода льготы (отсрочка от призыва в армию и др.).
Наряду с государственными развивается и система частных платных образовательных учреждений различного рода. Они призваны способствовать использованию различных моделей обучения, учету потребностей обучающихся в получении желательного им комплекса знаний.
Право на образование гарантируется и Законом о правах ребенка. Статья 10 Закона устанавливает, что каждый ребенок имеет право на получение бесплатного образования на государственном или на другом языке в общеобразовательных школах, на продолжение учебы в профессионально-технических училищах, лицеях, колледжах, высших учебных заведениях в соответствии с законодательством. Дети с физическими, умственными и психическими отклонениями имеют право учиться в специальных школах, действующих на основе соответствующих положений. Дети-сироты и дети, оставшиеся без родительского попечения, имеют право на бесплатное обучение и содержание во всех учебных заведениях.
В Законе об образовании были сформулированы новые учебные принципы, составляющие основу демократических реформ, проводимых в системе образования, главной задачей которых является построение современной и демократичной системы образования, основанной на национальных и всеобщих ценностях. Согласно ст. 4 политика государства в области образования основывается на принципах гуманитаризации, доступности, адаптивности, творчества и разнообразия. Образование является демократичным и гуманным, открытым и гибким, формирующим и развивающим и основывается на национальных и общечеловеческих культурных ценностях. Государственное образование имеет светский характер и свободно от партийно-идеологической, политической, расовой и национальной дискриминации. В ст. 5 Закона сказано, что главная воспитательная задача школы заключается в свободном, гармоничном развитии человека и формировании творческой личности, способной адаптироваться к меняющимся условиям жизни.
В ст. 6 Закона говорится, что право на образование гарантируется независимо от национальности, пола, расы, возраста, религии, социального происхождения и положения, политической принадлежности, наличия или отсутствия судимости. Государственное лицейское, профессиональное и высшее образование в равной степени доступно всем в зависимости от способностей и наклонностей.
Право на образование в 2007/2008 уч. г. было реализовано в 1534 школах, лицеях и гимназиях (из них негосударственных - 22), где обучались 461 тыс. учащихся (в 2003/2004 уч. г. - 578,7 тыс. учащихся, 2004/2005 уч. г. - 546,6 тыс. учащихся, 2005/2006 уч. г. - 517 тыс. учащихся, 2006/2007 уч. г. - 491,5 тыс. учащихся); в 75 средних профессиональных учебных заведениях (из них негосударственных - 2), где обучались 24,5 тыс. учащихся; в 49 колледжах (из них негосударственных - 6), где обучались 31,3 тыс. учащихся; в 31 высшем учебном заведении (из них негосударственных - 14), где обучались 122,9 тыс. учащихся (из них в негосударственных высших учебных заведениях - 21,2 тыс. учащихся).
Литература
1. Всеобщая декларация прав человека // Международные акты о правах человека. М., 1999.
2. Конвенция о правах ребенка // Международные акты о правах человека. М., 1999.
3. Европейская конвенция о защите прав человека и основных свобод // Международные акты о правах человека. М., 1999.
4. Конституция Республики Молдова. Кишинев, 2008.
5. Закон РМ о правах ребенка N 338-XIII от 15.12.1994 // Monitorul oficial al Republicii Moldova. 1995. N 13.
6. Закон РМ об образовании N 547-XIII от 21.07.1995 // Monitorul oficial al Republicii Moldova. 1995. N 62 - 63.
7. Закон РМ о молодежи N 279-XIV от 11.02.1999 // Monitorul oficial al Republicii Moldova. 1999. N 39 - 41.
8. Азаров А. Я. Права человека. Новый взгляд. М., 1995.
9. Базовый доклад о положении в области прав человека в Республике Молдова. Кишинев, 2003.
10. Боршевский А. П. Основные права и свободы граждан в ведущих демократических странах мира и в Молдове. Кишинев, 2004.
11. Боршевский А. П. Характеристика конституционных общественно-политических прав и свобод граждан и их защита в законодательстве Молдовы // Политика и общество. 2005. N 8.
12. Гаранина И. Г. Международное право защиты молодежи // Право и политика. 2004. N 6. С. 100 - 109.
13. Гаранина И. Г. Международно-правовые нормы по защите прав молодежи и их имплементация в Российской Федерации: Автореф. дис. ... канд. юрид. наук. Казань, 2005.
14. Гид молодежного лидера. Кишинев, 2003.
15. Даниленко Г. М. Международная защита прав человека. М., 2000.
16. Лукашева Е. А. Права человека: Учебник для вузов. М., 1999.
17. Мухтарова А. К. Права человека для всех: Учеб. пособие для учителей средних общеобразовательных школ. Алматы, 1999.
18. Основные права и обязанности молодежи: Сборник нормативных актов / Сост. И. Н. Ширяев; спец. науч. ред. К. С. Павлищев. М., 1987.
19. Шнекендорф З. К. Путеводитель по Конвенции о правах ребенка. М., 1997.
20. Яковлев Ю. Ваши права, дети. М., 1992.
21. Anuarul statistic al Republicii Moldova. 2006. Chisinau, 2006.
22. Anuarul statistic al Republicii Moldova. 2007. Chisinau, 2007.
23. Republica Moldova, 2007: Breviar statistic. Chisinau, 2007.
Название документа