Защита банковской тайны в Швейцарии и Лихтенштейне

(Буркова А. Ю.)

("Российская юстиция", 2012, N 2)

Текст документа

ЗАЩИТА БАНКОВСКОЙ ТАЙНЫ В ШВЕЙЦАРИИ И ЛИХТЕНШТЕЙНЕ

А. Ю. БУРКОВА

Буркова А. Ю., кандидат юридических наук.

Статья посвящена вопросам трансформации законодательства о защите банковской тайны в Швейцарии и Лихтенштейне.

Ключевые слова: банковская тайна, защита банковской тайны.

Article is devoted the transformation of the legislation on protection of bank security in Switzerland and Liechtenstein.

Еще несколько лет тому назад банковская тайна была неприкосновенным элементом в правовой системе некоторых стран, таких как Швейцария, Лихтенштейн, Люксембург или Андорра.

Однако в настоящее время ситуация меняется. Страны предоставляют все меньшую и меньшую защиту банковской тайны.

Швейцария.

Швейцария всегда была одной из стран, которая славилась своей системой защиты банковской тайны.

С одной стороны, этот факт положительно воспринимался инвесторами, которые размещали свои денежные средства в швейцарских банках. С другой стороны, некоторые страны, резиденты которых работали с швейцарскими банками и не платили налоги с этих денежных средств, были недовольны.

Система защиты банковской тайны была закреплена в швейцарском законодательстве и действовала в Швейцарии на протяжении многих десятков лет (некоторые источники говорят о более чем 300 годах).

Ныне действующий Закон о банковской деятельности (Banking Law) действует с 1934 года ("Закон").

Закон закрепляет обязательства банков и их сотрудников сохранять конфиденциальность информации о клиентах и их делах.

В качестве наказания за разглашение банковской тайны Закон устанавливает такие санкции, как наложение штрафов на виновных лиц, а также уголовное преследование в виде заключения в тюрьму на несколько месяцев (ст. 47 Закона).

Суровость мер ответственности практически исключает в Швейцарии случаи раскрытия информации, составляющей банковскую тайну, третьим лицам, в том числе даже правительственным органам.

Исключения из режима охраны банковской тайны касаются только наиболее серьезных преступлений, например таких, как контрабанда наркотиков или незаконное отмывание денежных средств.

В соответствии со швейцарским законодательством защита банковской тайны бессрочная. Ответственность лиц по защите банковской тайны возможна даже при их увольнении из банков (ст. 47 Закона).

Однако с 2009 года появилось достаточно много тревожных сигналов, что ситуация в Швейцарии относительно охраны банковской тайны меняется.

В марте 2009 г. Швейцария согласилась присоединиться к ст. 26 Типовой налоговой конвенции, принятой Международной организацией экономического сотрудничества и развития (OECD).

В соответствии с этой статьей страны - участницы Международной организации экономического сотрудничества и развития должны обмениваться налоговой информацией.

В частности, от каждого государства требовалось заключить по крайней мере 12 соглашений о таком обмене с другими странами для того, чтобы быть исключенной из серого списка Международной организации экономического сотрудничества и развития. Швейцария заключила такие соглашения в том числе с Францией, США и Великобританией.

Необходимо отметить, что, хотя международные налоговые стандарты, принятые Международной организацией экономического сотрудничества и развития, призваны помочь странам в налоговых вопросах, на практике, скорей всего, только по наиболее существенным, конкретным и важным случаям будет производиться такой обмен; и такой обмен будет ограничиваться информацией, которая уже есть у налоговых органов другой страны или которую можно легко получить.

Также хотя последствия реализации Швейцарией соглашений с другими странами может негативно коснуться лиц, которые инвестировали свои денежные средства в швейцарские банки и избегали налогообложения в собственной стране, пока что отсутствует информация о возможном подписании такого соглашения между Швейцарией и Россией.

Россия в настоящее время является страной, которая соблюдает международные налоговые стандарты. Однако в отсутствие соответствующих соглашений еще рано говорить о значительном обмене России с европейскими странами информацией о налогоплательщиках.

Другим тревожным сигналом для незыблемости банковской тайны в Швейцарии является нашумевшее дело о конфликте между США и инвестиционным банком UBS относительно требований США о раскрытии информации о клиентах UBS.

США требовало от UBS раскрытия информации о нескольких десятках тысяч клиентов UBS. Запрос был мотивирован тем, что с точки зрения США, эти лица - клиенты UBS уклоняются от уплаты налогов в США, а правительство США теряет каждый год примерно 100 миллиардов долларов США в связи с существованием оффшоров и благоприятных банковских юрисдикций, таких как Швейцария.

В результате между США и Швейцарией был найден определенный компромисс. В частности, 19 августа 2009 г. страны подписали соглашение, в соответствии с которым США будет раскрыта информация о нескольких тысячах клиентах UBS, что значительно меньше, чем первоначально требовалось США. При этом информация о клиентах UBS будет раскрыта не непосредственно США, а через налоговые органы Швейцарии. Клиенты UBS могут обжаловать раскрытие банковской информации в швейцарском суде.

Таким образом, с одной стороны, США получила согласие Швейцарии, что США будет иметь доступ к информации о нескольких тысячах американских резидентов, открывших счета в швейцарских банках. С другой стороны, Швейцария приложила максимум усилий, чтобы процесс передачи информации США был постепенным. Так вся вышеуказанная процедура передачи конфиденциальной информации замедлит процесс непосредственного получения информации США как минимум на несколько месяцев. Инвесторы будут иметь возможность или добровольно раскрыть соответствующую информацию властям США, или перевести деньги в другую юрисдикцию, или попробовать блокировать передачу их конфиденциальной информации США через швейцарский суд.

Каковы последствия этого компромисса для США и Швейцарии?

Швейцария понимает, что ситуация меняется и все не может оставаться как прежде. Официальными представителями Швейцарии были высказаны опасения, что режим банковской тайны в Швейцарии уже никогда не будет таким как прежде.

Кроме того, скорей всего, США не остановится только на преследовании клиентов UBS. Через какое-то время требования о раскрытии информации могут коснуться также клиентов других банков, действующих в Швейцарии.

Стоит ожидать, что после конфликта между США и UBS швейцарские банки не будут очень рады работать с американскими инвесторами или приобретать американские активы.

Инвесторы США также являются пострадавшими в этом процессе. Будут ли они готовы мириться с таким положением дел? Скорей всего, нет. Имеются основания ожидать, что эти инвесторы сменят юрисдикции, в которых они осуществляют свои инвестиции, на те, где соответствующий контроль не осуществляется.

Стоит отметить, что не только США пытается путем истребования информации о крупных инвесторах получить дополнительный доход в бюджет в виде неуплаченных такими инвесторами налогов.

Так, недавно Франция, которая согласовала соглашение об избежании двойного налогообложения с Швейцарией, объявила, что она получила от швейцарских банков имена примерно 3000 лиц, которые подозреваются в налоговых нарушениях.

Италия и Германия также пытались получить соответствующую информацию из швейцарских банков. Такое раскрытие ударило по доверию клиентов швейцарских банков.

Швейцария понимает, что ситуация меняется и все не может оставаться как прежде. Официальными представителями Швейцарии были высказаны опасения, что режим банковской тайны в Швейцарии уже никогда не будет таким, как прежде.

Несмотря на все это, Швейцария продолжает бороться за банковскую тайну в стране.

1 сентября 2010 г. Швейцарский Федеральный совет (Swiss Federal Council) одобрил принятие Приказа об административной помощи (Administrative Assistance Ordinance).

Согласно Приказу с 1 октября 2010 г. любое иностранное государство, которое имеет заключенный со Швейцарией договор об обмене налоговой информацией, может затребовать у швейцарской налоговой службы провести расследование в отношении определенного физического лица.

Физические лица, в отношении операций которых производится расследование, имеют право подать апелляцию в швейцарский федеральный административный суд для того, чтобы предотвратить раскрытие их банковской информации.

При этом требования иностранных государств, основанные на информации, полученной незаконным путем, например, вследствие кражи информации из швейцарских банков, не будут рассматриваться в Швейцарии.

Таким образом, Швейцария пытается прекратить случаи кражи информации из швейцарских банков их сотрудниками, за что они получают значительное вознаграждение от иностранных государств.

Пытается Швейцария найти компромисс и с Германией. В октябре 2010 г. Швейцария достигла договоренности с Германией, что Швейцария введет налог на доходы с депозитов, получаемые немецкими вкладчиками. Полученные деньги будут перечисляться Германии без раскрытия информации о вкладчиках. Таким образом, банковская тайна останется неприкосновенной. Предполагается, что такой режим может быть установлен на основании двухстороннего соглашения между Германией и Швейцарией.

Еще не понятно, сможет ли Швейцария сохранить свой статус как центр обслуживания богатых клиентов, однако на фоне предпринимаемых Швейцарией усилий по защите банковской тайны в стране появились сообщения, что часть клиентов уже стали переводить свои денежные средства в Сингапур и Гонконг. С ними в Азии и сами швейцарские банки стали расширять свое присутствие. В частности, UBS объявил о своих планах увеличить число сотрудников в Азии, работающих с клиентами, примерно на 50%.

Лихтенштейн.

Одной из стран, где строго защищалась банковская тайна, был также Лихтенштейн. В Лихтенштейне банковская тайна серьезно охранялась на протяжении многих лет. В этой стране на самом деле банковская тайна называлась тайной о банковских клиентах, так как защищала частную информацию о физическом лице.

В 2009 году Лихтенштейну пришлось отойти от его принципов строгой охраны банковской тайны.

Дело в том, что Лихтенштейн попал в черный список OECD, Международной организации экономического сотрудничества и развития.

Эта организация наблюдает за исполнением странами соответствующих стандартов прозрачности и обмена информацией в области налоговых вопросов и выпускает периодические отчеты о таком исполнении.

OECD были составлены специальные списки стран, которые показывают,

- какие страны соответствуют международным налоговым стандартам,

- каким странам надо вносить изменения в свое законодательство и

- страны, которые не соответствуют стандартам.

Черный список означает, что страна не соответствует стандартам OECD.

Международные стандарты OECD по борьбе с избежанием налогообложения требуют:

- обмена информацией по требованию;

- отсутствия ограничений на обмен информацией по причинам банковской тайны или защиты местных налоговых интересов;

- наличия информации, на которую можно полагаться, и возможности получения такой информации;

- уважения прав налогоплательщиков;

- строгой конфиденциальности относительно переданной информации.

Основными направлениями борьбы с избежанием неуплаты налогов является совместная работа и контроль государств над налогоплательщиками. Важен обмен информацией между странами.

Чтобы быть исключенным из черного списка, Лихтенштейн объявил о своей готовности заключить необходимые соглашения с другими государствами о налоговой помощи и борьбе с избежанием налогов.

Правительство Лихтенштейна признало, что в настоящее время в мире происходят быстрые и фундаментальные изменения и каждая страна должна быстро реагировать на такие изменения и поддерживать мировое сообщество в этих изменениях.

Особенная необходимость изменений почувствовалась во время финансового кризиса 2008 - 2009 гг., когда государствам и мировому сообществу в целом необходимо было срочно стабилизировать мировую экономику и финансовую систему.

Лихтенштейн всегда представлял собой страну с диверсифицированной экономикой и местом расположения многих компаний различных секторов экономики. Многие эти компании имели высокую репутацию на международном рынке.

Хотя промышленный сектор был основным в экономике Лихтенштейна, финансовый сектор Лихтенштейна был также хорошо развит и занимал достаточно важную роль в поддержании и диверсификации экономики Лихтенштейна.

Клиенты, находящиеся в различных частях мира, клали и хранили свои деньги в банках Лихтенштейна иногда на протяжении нескольких поколений.

В настоящее время Лихтенштейн является частью единого европейского рынка финансовых услуг.

Лихтенштейн хочет и дальше оставаться признанным мировым сообществом как ведущий центр для инвестиций и управления денежными средствами на принципах высоких стандартов и качественных услуг.

Лихтенштейн продекларировал, что он готов и в будущем защищать личную информацию клиентов, однако такая защита не будет предоставляться, если имело место налоговое правонарушение.

В настоящее время Лихтенштейн подписал соглашения об обмене информацией о налогах с Бельгией и Нидерландами, Великобританией и США, Германией и Францией и т. д.

Согласно подписанным соглашениям обмен информацией осуществляется по запросу одного компетентного органа, направленного в компетентный орган другого государства.

Обычно запрашивается информация, связанная с уплатой налогов налогоплательщиками и расследованием ответственности конкретного налогоплательщика за определенные финансовые годы. Запросы могут касаться разных налогов: налога на прибыль, налога на капитал, налога на богатство, налога на недвижимость, наследство и т. д.

В обмениваемую информацию может входить информация, которая имеется у банков, информация о собственности компаний.

В рамках обмениваемой информации могут раскрываться данные о трастах, их собственниках и бенефициарах.

Однако наличие между странами договоренностей об обмене информацией ни в коем случае не означает, что с этого момента вся информация об определенном налогоплательщике будет автоматически известна налоговым органам другого государства.

Для предоставления информации должен быть сделан соответствующий запрос и содержаться обоснование необходимости информации.

Кроме того, до того, как направляется запрос, страна, которая просит информацию, как правило, должна использовать возможные способы получения требуемой информации на своей территории. В качестве источников может, в том числе, использоваться Интернет, а также дипломатический штат в другой стране.

Также существует достаточно оснований, по которым в запросе может быть отказано. Например, если запрос не содержит конкретных фактов или иной требуемой информации или если запрос выходит за рамки заключенного между странами соглашения об обмене информацией, и т. д.

Дополнительно необходимо отметить, что риски, связанные с обменом информацией о налогах, несут только те владельцы счетов, которые нарушают налоговое законодательство своих государств.

Однако те лица, которые не нарушают такое законодательство, могут хранить свои деньги в Лихтенштейне и хранят их, так как государство до сих пор остается хорошим местом для налогового оптимизирования, не запрещенного законодательством.

Кроме того, несмотря на то, что защита банковской тайны ослабла в Лихтенштейне по отношению к запросам иностранных государственных органов, банковская тайна все еще сильна при защите против коммерческих кредиторов.

Стоит ожидать, что Лихтенштейн в будущем продолжит равняться на европейское сообщество и соответствовать его требованиям к юрисдикциям, которые борются с незаконным избежанием налогообложения.

На встрече в Торонто в июне 2010 г. глав государств большой двадцатки (G 20) была подтверждена позиция мирового сообщества по борьбе с юрисдикциями, представляющими возможность налоговых злоупотреблений.

На этой встрече было отмечено, что по состоянию на июнь 2010 года было подписано примерно 500 соглашений об обмене налоговой информацией. Число таких соглашений будет расти и в дальнейшем.

Название документа