Этапы договорного регулирования отношений в сфере эксплуатации трансграничных природных ресурсов

(Василенко Е. В.) ("Юридический мир", 2012, N 1) Текст документа

ЭТАПЫ ДОГОВОРНОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ ОТНОШЕНИЙ В СФЕРЕ ЭКСПЛУАТАЦИИ ТРАНСГРАНИЧНЫХ ПРИРОДНЫХ РЕСУРСОВ

Е. В. ВАСИЛЕНКО

Василенко Екатерина Владимировна, аспирант кафедры международного права Южного федерального университета.

В статье содержатся обоснованные доводы в пользу трехэтапного оформления договорных отношений по эксплуатации трансграничных природных ресурсов: заключение многостороннего или двустороннего международного договора о делимитации; заключение специального (дополнительного) соглашения, определяющего режим эксплуатации трансграничных ресурсов; договорное оформление отношений между хозяйствующими субъектами, диагональные соглашения частноправового характера. Выводы, изложенные автором, могут быть использованы в научной деятельности и правоприменительной практике.

Ключевые слова: трансграничные природные ресурсы, договор о делимитации, консорциум, приграничное сотрудничество.

Stages of contractual regulation of relations in the sphere of exploitation of trans-border natural resources E. V. Vasilenko

The article contains substantiated arguments in favor of a tree-stage formalization of contractual relations of exploitation of trans-border natural resources: conclusion of multilateral or bilateral international agreement on delimitation; conclusion of special (collateral) agreement determining regime of exploitation of trans-border resources; contractual formalization of relations between economic subjects, diagonal agreements of private-law character. The conclusions made by the author can be used in scientific activity and law-application practice.

Key words: trans-border natural resources, contract of delimitation, consortium, near-border cooperation.

В связи с формированием в последние десятилетия междисциплинарной концепции "устойчивого развития" международно-правовое регулирование отношений, связанных с установлением правового режима, освоением и эксплуатацией природных ресурсов государств, следует определить как комплексный институт международного права, содержащий нормы различной отраслевой принадлежности. Вопрос об ограничении суверенитета над природными ресурсами особенно актуален в связи с наличием трансграничных природных ресурсов (водных, энергетических, биологических). Практическая ценность исследования правовых аспектов трансграничного ресурсопользования подтверждается в работах специалистов в области международного права, рассматривающих либо правовой режим трансграничных ресурсов в целом <1>, либо только одной их разновидности <2>. А. Н. Вылегжанин справедливо связывает этот факт с обширностью темы, указывая, что Комиссия международного права, включившая в 2002 г. тему "Разделяемые природные ресурсы" в свою долгосрочную перспективу, пошла по пути ее сужения, выбрав три вида ресурсов: нефть, газ, трансграничные подземные воды <3>. -------------------------------- <1> Косарева М. А. Трансграничные природные ресурсы в международном праве: понятие, статус, режим: Дис. ... к. ю.н. М., 2008. <2> Аббаслы Г. А. Международно-правовые формы трансграничной эксплуатации минеральных ресурсов морского дна // Московский журнал международного права. 2005. N 1; Мареева С. Ю. Правовое регулирование использования трансграничных месторождений полезных ископаемых: Автореф. дис. ... к. ю.н. М., 2004; Зикиряходжаев Л. Международно-правовой режим трансграничных минеральных ресурсов: Дис. ... к. ю.н. М., 2006. Urdaneta K. Transboundary Petroleum Reservoirs: A Recommended Approach for the United States and Mexico in the Deepwaters of the Gulf of Mexico. Houston Journal of International Law, Vol. 32, 2010. <3> Вылегжанин А. Н. Международно-правовые вопросы недропользования. М.: Норма, 2007. С. 180.

Актуальность исследуемой темы обусловлена также существованием трансграничных природных ресурсов, местоположение (место обитания) которых находятся на территориях с различными правовыми режимами. Так, в соответствии с Соглашением о приграничном сотрудничестве в области изучения, освоения и охраны недр 2001 г. трансграничным месторождением полезных ископаемых является "участок недр, в котором локализовано полезное ископаемое или подземные воды, пересекающий государственную границу сопредельных Сторон". Положения, применимые в целях сотрудничества государств при освоении трансграничных месторождений минеральных ресурсов, содержатся и в Горной хартии государств - участников Содружества Независимых Государств 1997 г. Представляется, однако, что наличие трансграничных месторождений не означает обязательного заключения договоров о совместной эксплуатации разделяемых ресурсов <4>. Любая из систем управления трансграничными ресурсами основывается на рассмотрении его как единого целостного объекта, вне зависимости от того, насколько тесно установленное сотрудничество. Передача прав одному или нескольким государствам по управлению трансграничными ресурсами возможна в связи с особыми обстоятельствами по решению самих заинтересованных государств. Таким обстоятельством может быть существование рациональной необходимости доверить управление одному или нескольким государствам (которые несут большую ответственность, чем другие, за сохранение и содержание ресурсов), как, например, в отношении анадромных видов рыб или перелетных птиц <5>. -------------------------------- <4> Там же. С. 85. <5> Косарева М. А. Трансграничные природные ресурсы в международном праве: понятие, статус, режим: Автореф. дис. ... к. ю.н. М., 2008.

Как отмечает в своем диссертационном исследовании С. Ю. Мареева, углеводороды "способны перемещаться в горных породах и пересекать установленные на поверхности границы", что "предельно осложняет правовое регулирование их использования" <6>. Использование водных ресурсов пресных водоемов, пересекаемых государственными границами сопредельных государств, также встречает значительные трудности, несмотря на наличие кодифицированных источников международного водного права, регулирующих использование международных водотоков <7>. Соглашаясь с А. Н. Вылегжаниным, следует подчеркнуть, что Хельсинские правила (Правила пользования водами международных рек 1966 г.), а вслед за ними Конвенция о праве несудоходных видов использования международных водотоков 1997 г. и Конвенция по охране и использованию трансграничных водотоков и международных озер 1992 г. "сделали акцент на принцип справедливого водопользования, отвергнув доктрину абсолютного суверенитета государства над частью международного водотока, находящейся в пределах его территории" <8>. -------------------------------- <6> Мареева С. Ю. Правовое регулирование использования трансграничных месторождений полезных ископаемых: Дис. ... к. ю.н. М., 2004. <7> Вводя в работу данный термин, мы руководствуемся п. "a" и "b" ст. 2 Конвенции о праве несудоходных видов использования международных водотоков 1997 г., согласно которой под международным водотоком понимается система поверхностных и грунтовых вод, составляющих в силу своей физической взаимосвязи единое целое и обычно имеющих общее окончание, части которого находятся в различных государствах. <8> Управление водными ресурсами России: международно-правовые и законодательные механизмы: Монография / Под ред. А. Н. Вылегжанина. М., 2008. С. 34.

Суверенные права государства как субъекта международного права проистекают из суверенитета, а также суверенных правомерных действий государств. Таким образом, если в результате правомерных действий (заключение международного договора, признание международного обычая, участие в международных межправительственных организациях) государство принимает обязательство по недопущению трансграничного ущерба, предоставлению информации, совместной разработке трансграничного месторождения, обеспечению справедливости и разумного использования природных ресурсов, то такое обязательство может служить основанием изъятия из принципа неотъемлемого и полного суверенитета. Подобной позиции придерживается А. В. Зиновьев, который заявляет о том, что добровольная передача полномочий не является ограничением суверенитета <9>. -------------------------------- <9> Зиновьев А. В. Суверенитет, демократия, государство // Правоведение. 2006. N 6. С. 20 - 28.

Поэтому обязательство государств сотрудничать по поводу освоения и использования трансграничных природных ресурсов является не ограничением суверенитета, а ограничением реализации суверенного права публичной собственности государства на природные ресурсы, расположенные в пределах государственной территории. В связи с изложенным важное значение приобретает наличие международных договоренностей об организационно-правовых формах, в рамках которых осуществляется совместная эксплуатация трансграничных ресурсов. Практика заключения таких соглашений, их особенности в зависимости от наименования являются предметом исследования международного экономического права, а в отношении морских природных ресурсов, например трансграничных ресурсов континентального шельфа сопредельных государств, - международного морского права. Формы совместной эксплуатации определяются двусторонними или многосторонними международными договорами. При этом следует подчеркнуть межгосударственную практику заключения общих договоров о делимитации, в которых указывается на необходимость заключения дополнительных соглашений в случае обнаружения месторождения полезных ископаемых, которое простирается за линию разграничения. На такой способ нормативного регулирования эксплуатации единых месторождений указывалось учеными еще в 50 - 60-х годах XX в. Как отмечал И. Лонгэво, "не редки были случаи эксплуатации единых месторождений, расположенных на границе континентального шельфа двух государств. Для их урегулирования государства заключали дополнительные (специальные) соглашения" <10>. -------------------------------- <10> Langavant E. Lretendue du plateau Continental // Le Droit Maritime Francais. 1970. N 225. P. 142.

В новейших договорах о делимитации стороны придерживаются аналогичного способа урегулирования взаимного интереса в отношении трансграничного месторождения. Например, Договор между Российской Федерацией и Королевством Норвегия о разграничении морских пространств и сотрудничестве в Баренцевом море и Северном Ледовитом океане, вступивший в силу 07.07.2011, содержит: - координаты соединяющих точек геодезических линий (т. е. линии разграничения); - особые случаи возникновения суверенных прав и юрисдикции РФ в Специальном районе <11>, вытекающих из той юрисдикции в исключительной экономической зоне, которую Норвегия иначе была бы вправе осуществлять по международному праву; -------------------------------- <11> Ст. 3 Договора определяет Специальный район как "район к востоку от линии разграничения морских пространств, находящийся в пределах 200 морских миль от исходных линий, от которых отмеряется ширина территориального моря материковой части Норвегии, но за пределами 200 морских миль от исходных линий, от которых отмеряется ширина территориального моря Российской Федерации".

- положения о влиянии Договора на возможности каждой из Сторон в области рыболовства; - порядок совместного освоения единых месторождений углеводородов, изложенный ст. 5 Договора и приложением II. В приложении II рассматриваемого Договора детально изложены существенные условия Соглашения об объединении по вопросам эксплуатации трансграничного месторождения: "...если месторождение углеводородов простирается на континентальный шельф каждой из Сторон, и месторождение на континентальном шельфе одной Стороны может полностью или частично эксплуатироваться с континентального шельфа другой Стороны, либо эксплуатация месторождения углеводородов на континентальном шельфе одной Стороны может затронуть возможность эксплуатации месторождения углеводородов на континентальном шельфе другой Стороны, то по требованию одной из Сторон в соответствии с приложением II заключается соглашение об эксплуатации этого месторождения углеводородов как единого целого, включая его распределение между Сторонами (далее именуемое Соглашением об объединении)" <12>. -------------------------------- <12> Договор между Российской Федерацией и Королевством Норвегия о разграничении морских пространств и сотрудничестве в Баренцевом море и Северном Ледовитом океане // Mid. ru. URL: http:// www. mid. ru/ bdomp/ spd_md. nsf/ 0/ A5FB3306D091EC72C325790D0024D855 (дата обращения: 21.09.2011).

Таким образом, заключаемые соглашения об объединении дополняют Договор между Россией и Норвегией и содержат специальные нормы, которым, на основании общего принципа права <13>, будет отдаваться предпочтение при толковании и применении. -------------------------------- <13> Lex specialis derogat generali (лат.) - "специальный закон отменяет (вытесняет) общий закон".

Помимо соглашений об объединении, носящих публично-правовой характер, Договор о делимитации закрепляет право сторон требовать от соответствующих юридических лиц, обладающих правами на разведку и разработку углеводородов по соответствующую сторону линии разграничения, заключения Соглашения о совместной эксплуатации для регулирования вопросов эксплуатации трансграничного месторождения углеводородов как единого целого в соответствии с Соглашением об объединении. При этом в соответствии с п. 6 ст. 1 приложения II каждой из сторон необходимо "обеспечить, чтобы положения Соглашения об объединении имели преимущественную силу по отношению к положениям Соглашения о совместной эксплуатации в случае любых расхождений между ними". Следует отметить, что соглашение о совместной эксплуатации не отвечает признакам международного договора, поскольку должно быть заключено между юридическими лицами, имеющими право на разведку трансграничного месторождения. Анализ многочисленных договоров о делимитации последних десятилетий позволяет выделить наиболее распространенные международные схемы совместной эксплуатации трансграничных ресурсов, изучение которых вызывает значительный интерес. Термин "международные схемы" позаимствован нами из учебного пособия А. Н. Вылегжанина, который среди таких схем выделяет: сочетание национального и международного управления природными ресурсами, договор о разделе продукции, совместное предприятие, соглашение об Операционной компании, "координационное лицензирование", совместные комиссии <14>. -------------------------------- <14> Вылегжанин А. Н. Международно-правовые основы недропользования: Учебное пособие. М., 2007. С. 184 - 186.

Вместе с тем Г. А. Аббаслы указывает на то, что по вопросу о договорных механизмах совместного природопользования в районе разграничительной линии отсутствует единообразие в применяемой терминологии. Обобщая труды западных ученых, он упоминает о таких институциональных формах сотрудничества, как зона совместной разработки и управления (Joint development and management zone), совместная зона и совместная комиссия (common zone and joint commission), совместная координация и пул недропользователей (joint coordination and unitization) и т. д. <15>. -------------------------------- <15> Аббаслы Г. А. Международно-правовые проблемы разграничения морских пространств: Дис. ... к. ю.н. М.: МГИМО, 2008. С. 42.

На наш взгляд, для наиболее эффективного сотрудничества при эксплуатации трансграничных ресурсов (в первую очередь месторождений углеводородов) характерны три этапа при оформлении договорных отношений: - заключение многостороннего или двустороннего международного договора о делимитации; - заключение специального (дополнительного) соглашения, определяющего режим эксплуатации трансграничных ресурсов; - договорное оформление отношений между хозяйствующими субъектами, диагональные соглашения частноправового характера. Еще одним примером трехэтапного урегулирования может служить Соглашение между Республикой Казахстан и Российской Федерацией о разграничении дна северной части Каспийского моря в целях осуществления суверенных прав на недропользование от 6 июля 1998 г. Данное Соглашение провозглашает и конкретизирует положения о том, что дно северной части Каспийского моря и его недра... разграничиваются по срединной линии, модифицированной на основе принципа справедливости и договоренности Сторон <16>. Анализируемое Соглашение определяет общие принципы сотрудничества в северной части Каспия и является обязательным первым этапом для определения режима совместной эксплуатации. -------------------------------- <16> Бюллетень международных договоров. 2004. N 1. С. 68.

Протокол к Соглашению между Россией и Казахстаном (с учетом изменений, внесенных в него в 2006 г.) содержит специальные нормы об организационно-правовых формах, используемых при эксплуатации ресурсов каждой из трех геологических структур. Для того, чтобы объяснить вводимые различия в выборе таких "международных схем", обратимся к ст. 2 Протокола. Она содержит важное положение о том, что Республика Казахстан осуществляет суверенные права на недропользование на структуре "Курмангазы" ("Кулалинская"). Российская Федерация осуществляет суверенные права на недропользование на структуре "Центральная" и месторождении "Хвалынское". Представляется, что Протокол является вторым этапом урегулирования вопросов совместной эксплуатации, так как содержит специальные нормы с указанием на организационно-правовые формы разведки и добычи энергоресурсов. В отношении трех перечисленных месторождений ст. 3 - 5 Протокола в качестве приоритетной формы совместной деятельности уполномоченных организаций избраны консорциум или коммерческая организация с иностранными инвестициями. Однако данный перечень не является исчерпывающим, и согласно п. 3 ст. 6 Протокола предприятиям, созданным уполномоченными организациями Сторон в соответствии со ст. 3, 4 и 5 настоящего Протокола, предоставляется право пользования участками недр... на условиях раздела продукции без необходимости включения этих участков в перечни участков недр, право пользования которыми может быть предоставлено на условиях раздела продукции, а также без проведения каких-либо конкурсов или аукционов, подтверждающих отсутствие возможности геологического изучения, разведки и добычи полезных ископаемых на этих участках недр на иных условиях пользования недрами, отличных от условий раздела продукции. Третий этап в отношении каждого конкретного участка недр в рамках трех указанных структур наступает при создании добывающими компаниями консорциума, предприятия с иностранными инвестициями или заключения соглашения о разделе продукции. Концепция признания договора пользования недрами с иностранным элементом международным договором не получила развития в международном праве в связи с явным противоречием существующим многосторонним договоренностям, в частности Конвенции о праве международных договоров 1969 г. Однако в доктрине международного права, а также в решениях судов международного коммерческого арбитража нашло свое закрепление мнение о том, что на такие договоры должен распространяться принцип pacta sunt servanda <17>. -------------------------------- <17> См., напр.: McDougal M., Lasswell H., Miller J. The Interpretation of Agreements and World Public Order; Principles of Content and Procedure. New Heaven, 1967. P. 13, 149 - 150. Carreau D., Flory T., Juillard P. Droit International Economique. 1990. P. 653 - 656.

Название документа