Правовое регулирование финансовых отношений: международный уровень

(Смирникова Ю. Л.) ("Международное публичное и частное право", 2012, N 1) Текст документа

ПРАВОВОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ ФИНАНСОВЫХ ОТНОШЕНИЙ: МЕЖДУНАРОДНЫЙ УРОВЕНЬ <*>

Ю. Л. СМИРНИКОВА

Смирникова Юлия Леонтьевна, заместитель заведующего кафедрой административного и финансового права Российской правовой академии Министерства юстиции Российской Федерации, кандидат юридических наук, доцент.

В статье исследован международно-правовой уровень регулирования финансовых отношений и выявлены особенности реализации регулятивной функции финансового права России.

Ключевые слова: финансовые отношения, международное финансовое право.

The article explored the international legal level of regulation of financial relations and peculiarities of the implementation of the regulatory functions of the Financial Law of Russia.

Key words: financial agreements, international financial law.

В аспекте исследования международного уровня финансово-правового регулирования важно выявить соотношение норм национального и международного финансового права. Нормы международного финансового права создаются государствами как основными субъектами в процессе сотрудничества в финансовой сфере в соответствии с их внутренними и внешними потребностями посредством координации интересов, согласования воль и достижения взаимоприемлемого компромисса. Национальное финансовое право производно от единоличной воли государства, которое обладает всей полнотой власти в пределах собственной территории и юрисдикции. При рассмотрении соотношения норм национального и международного финансового права государств нецелесообразно ограничиваться выяснением преимущественной силы норм международного права над нормами национального финансового права, или наоборот. Решение вопроса соотношения международного и национального права заключается в выявлении реальных связей между ними в процессе формирования норм международного права, с одной стороны, и в процессе применения норм международного и национального права - с другой. Международное право является особой системой права, принципиально отличающейся от внутригосударственного права. Такие отличия международного права от права внутригосударственного, определяемые "различиями между международной системой и внутригосударственными системами" <1>, состоят прежде всего в объекте международно-правового регулирования, субъектах международного права, процессе создания норм международного права. -------------------------------- <1> Баскин Ю. А., Крылов Н. Б., Левин Д. Б. и др. Курс международного права: В 7 т. М., 1989. Т. 1: Понятие, предмет и система международного права. С. 17.

Регулятивная функция финансового права (национального) реализуется на уровне международного финансово-правового регулирования в результате принятия международных договоров РФ, которые одновременно относятся к источникам национального и международного финансового права. Волеизъявление Российской Федерации как суверенного государства необходимо для их признания частью российской правовой системы и согласования финансово-правовых норм. В финансовом законодательстве устанавливается приоритет положений международных договоров РФ. Бюджетный кодекс определяет взаимодействие бюджетного законодательства и норм международного права. В его ст. 4 определено, что, если международным договором РФ установлены иные правила, чем те, которые предусмотрены бюджетным законодательством РФ, применяются правила международного договора. Международный договор РФ применяется к бюджетным правоотношениям непосредственно, за исключением случаев, когда из международного договора следует, что для их применения требуется издание внутригосударственных актов. Аналогичные правила в отношении приоритета международного договора по отношению к валютному законодательству определены ст. 4 Федерального закона "О валютном регулировании и валютном контроле". Налоговый кодекс устанавливает, что если международным договором РФ, содержащим положения, касающиеся налогообложения и сборов, установлены иные правила и нормы, чем предусмотренные НК и принятыми в соответствии с ним нормативными правовыми актами о налогах и (или) сборах, то применяются правила и нормы международных договоров РФ (ст. 7 НК). В этой связи возникает вопрос: все ли международные договоры обладают равной юридической силой и приоритетом в отношении федеральных законов? Признание международных договоров РФ составной частью ее правовой системы обусловливает необходимость определения их места в иерархии национальных источников финансового права. Положения в иерархии правовых актов, которое занимают международные договоры РФ, зависит от уровня, на котором приняты решения о согласии на их обязательность для Российской Федерации <2>. -------------------------------- <2> Подробно механизм принятия и реализации Российской Федерацией международных договорных обязательств исследован Б. И. Осмининым (см.: Осминин Б. И. Принятие и реализация государствами международных договорных обязательств: Монография. М., 2006. С. 253 - 381).

Так, в п. 5 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 31 октября 1995 г. N 8 "О некоторых вопросах применения судами Конституции Российской Федерации при осуществлении правосудия" отмечено, что суд при рассмотрении дела не вправе применять нормы закона, регулирующие возникшие правоотношения, если вступившим в силу для Российской Федерации международным договором, решение о согласии на обязательность которого для Российской Федерации было принято в форме федерального закона, установлены иные правила, чем предусмотренные законом. В этих случаях применяются правила международного договора РФ. В п. 5 названного Постановления говорится о том, что правила действующего международного договора РФ, согласие на обязательность которого было принято в форме федерального закона, имеют приоритет в применении по отношению к законам РФ. Требование ратификации международного договора установлено и в финансовом законодательстве. Так, ч. 2 ст. 127 БК определяет, что договоры о реструктуризации и (или) списании долга иностранного государства перед Российской Федерацией подлежат ратификации, за исключением реструктуризации и (или) списания этого долга в рамках участия Российской Федерации в международных финансовых организациях и финансовых клубах на условиях, общих и единых для всех участников, а также за исключением реструктуризации и (или) списания долга иностранного государства и (или) иностранного юридического лица перед Российской Федерацией, предусмотренного федеральным законом о федеральном бюджете на очередной финансовый год и плановый период. При этом необходимо отличать международный договор в финансовой сфере от публичного договора. В соответствии с ч. 1 ст. 126 БК соглашения и договоры о предоставлении государственных финансовых и государственных экспортных кредитов могут быть заключены при условии их включения в программу их предоставления. Эти программы на очередной финансовый год и плановый период утверждаются при рассмотрении Государственной Думой проекта федерального закона о федеральном бюджете в качестве отдельного приложения к закону. Названные договоры и соглашения являются публичными договорами. В то же время ранее, до внесения изменений в БК Федеральным законом от 26 апреля 2007 г. N 63-ФЗ, договоры о предоставлении государственных кредитов Российской Федерации подлежали утверждению в форме федерального закона, а соответственно, законодатель рассматривал их в качестве международного договора. Таким образом, приоритетом в применении по отношению к законам, являющимся источниками финансового права, а также к подзаконным актам (указам Президента РФ, постановлениям Правительства РФ, актам федеральных органов исполнительной власти) обладают международные договоры РФ, решения о согласии на обязательность которых для Российской Федерации приняты в форме федерального закона (независимо от того, заключены ли они от имени Российской Федерации или от имени Правительства РФ). Ратификации подлежат международные договоры, исполнение которых требует изменения действующих или принятия новых законов, а также те, которые устанавливают иные правила, чем предусмотрены законом. Решение о согласии на обязательность для Российской Федерации международного договора, определяющего иные правила, чем предусмотрено законом (либо исполнение которого требует изменения действующих или принятия новых законов), может быть принято только в форме закона. Таким образом, установленным ч. 4 ст. 15 Конституции приоритетом в применении по сравнению с законом обладают только те международные договоры, решения о согласии на обязательность которых для Российской Федерации приняты в форме закона. Такое понимание нашло отражение в п. 5 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 10 октября 2003 г. N 5 "О применении судами общей юрисдикции общепризнанных принципов и норм международного права и международных договоров Российской Федерации" со ссылкой на соответствующие положения Конституции и Закона о международных договорах, что "согласие на обязательность международного договора для Российской Федерации должно быть выражено в форме федерального закона, если указанным договором установлены иные правила, чем федеральным законом...". Пункт 1 ст. 15 Закона о международных договорах определяет перечень международных договоров, подлежащих ратификации независимо от того, устанавливают ли они иные правила, чем предусмотрено законом, или нет. Это, в частности, договоры, предметом которых являются основные права и свободы человека и гражданина, основы межгосударственных отношений, а также договоры об участии в межгосударственных объединениях, если предполагается передача им осуществления части полномочий Российской Федерации или устанавливается юридическая обязательность решений их органов для Российской Федерации. Систему международных договоров РФ в области финансовых отношений (ратифицированных) можно определить следующим образом: 1) международные договоры по вопросам создания и участия Российской Федерации в международных финансовых организациях (см., например: Договор об учреждении Евразийского экономического сообщества (Астана, 10 октября 2000 г.), ратифицированный Федеральным законом от 22 мая 2001 г. N 56-ФЗ; Соглашение между Правительством Российской Федерации и Международным валютным фондом о Постоянном представительстве Международного валютного фонда в Российской Федерации (Гонконг, 24 сентября 1997 г.), ратифицированное Федеральным законом от 9 ноября 2004 г. N 132-ФЗ; Соглашение между Правительством Российской Федерации и Международной финансовой корпорацией о Постоянном представительстве Международной финансовой корпорации в Российской Федерации (Гонконг, 24 сентября 1997 г.), ратифицированное Федеральным законом от 9 ноября 2004 г. N 134-ФЗ; Соглашение между Правительством Российской Федерации и Международным банком реконструкции и развития о Постоянном представительстве Международного банка реконструкции и развития в Российской Федерации (Вашингтон, 29 сентября 1996 г.), ратифицированное Федеральным законом от 9 ноября 2004 г. N 133-ФЗ); 2) международные договоры РФ в сфере государственных кредитных отношений (о предоставлении кредита, об урегулировании задолженности государств) (см., например: Соглашение между Правительством Российской Федерации и Правительством Сирийской Арабской Республики об урегулировании задолженности Сирийской Арабской Республики перед Российской Федерацией по ранее предоставленным бывшим СССР кредитам (Дамаск, 29 мая 2005 г.), ратифицированное Федеральным законом от 30 июня 2008 г. N 107-ФЗ; Соглашение между Правительством Российской Федерации и Правительством Республики Армения о передаче имущества, находящегося в государственной собственности Республики Армения, для погашения задолженности по государственным кредитам, предоставленным Правительством РФ Правительству Республики Армения (Ереван, 17 июля 2002 г.), ратифицированное Федеральным законом от 9 июня 2003 г. N 71-ФЗ; Соглашение между Правительством Российской Федерации и Правительством Республики Таджикистан об урегулировании задолженности Республики Таджикистан перед Российской Федерацией по государственным кредитам (Москва, 9 декабря 2002 г.), ратифицированное Федеральным законом от 14 июля 2008 г. N 115-ФЗ); 3) международные договоры РФ в налоговых отношениях, исключающие двойное налогообложение (см., например: Соглашение между Правительством Российской Федерации и Правительством Республики Сингапур об избежании двойного налогообложения и предотвращении уклонения от налогообложения в отношении налогов на доходы (Москва, 9 сентября 2002 г.), ратифицированное Федеральным законом от 22 ноября 2008 г. N 256-ФЗ); Соглашение между Правительством Российской Федерации и Правительством Мексиканских Соединенных Штатов об избежании двойного налогообложения в отношении налогов на доходы (Мехико, 7 июня 2004 г.), ратифицированное Федеральным законом от 4 марта 2008 г. N 27-ФЗ; Соглашение между Правительством Российской Федерации и Правительством Австралии об избежании двойного налогообложения и предотвращении уклонения от налогообложения в отношении налогов на доходы (Канберра, 7 сентября 2000 г.), ратифицированное Федеральным законом от 6 ноября 2003 г. N 156-ФЗ); 4) международные договоры РФ о сотрудничестве в финансово-экономической сфере (см., например: Договор о создании Экономического союза (Москва, 24 сентября 1993 г.), ратифицированный Федеральным законом от 2 ноября 1994 г. N 32-ФЗ; Соглашение о создании Платежного союза государств - участников Содружества Независимых Государств (Москва, 21 октября 1994 г.), ратифицированное Федеральным законом от 8 января 1997 г. N 4-ФЗ; Соглашение между Правительством Российской Федерации, Центральным банком Российской Федерации и Правительством Республики Беларусь, Национальным банком Республики Беларусь о мерах по обеспечению взаимной конвертируемости и стабилизации курсов российского рубля и белорусского рубля (Минск, 6 января 1995 г.), ратифицированное Федеральным законом от 31 июля 1996 г. N 105-ФЗ; Соглашение между Российской Федерацией и Республикой Белоруссия о введении единой денежной единицы и формировании единого эмиссионного центра Союзного государства (Минск, 30 ноября 2000 г.), ратифицированное Федеральным законом от 21 февраля 2001 г. N 27-ФЗ; Соглашение о сотрудничестве в области организации интегрированного валютного рынка государств - членов Евразийского экономического сообщества (Санкт-Петербург, 25 января 2006 г.) (вступит в силу после выполнения всеми государствами-участниками внутригосударственных процедур); Договор о создании единой таможенной территории и формировании Таможенного союза (Душанбе, 6 октября 2007 г.), ратифицированный Федеральным законом от 27 октября 2008 г. N 187-ФЗ); 5) международные договоры РФ о сотрудничестве в сфере финансового контроля (см., например: Договор о порядке перемещения физическими лицами наличных денежных средств и (или) денежных инструментов через таможенную границу таможенного союза (Астана, 5 июля 2010 г.), ратифицированный Федеральным законом от 3 мая 2011 г. N 83-ФЗ). Таким образом, специфика объекта международного финансово-правового регулирования обусловливает особенности реализации регулятивной функции финансового права (национального). Это заключается в использовании метода координации интересов субъектов международных финансовых отношений в процессе согласования внутренней и внешней систем финансово-правового регулирования и принятия международных договоров Российской Федерации в финансовой сфере.

Название документа