К вопросу об истории охранительных правоотношений в сфере авторского права России XIX - начала XX в

(Ястребова Е. Ю.) ("История государства и права", 2007, N 22) Текст документа

К ВОПРОСУ ОБ ИСТОРИИ ОХРАНИТЕЛЬНЫХ ПРАВООТНОШЕНИЙ В СФЕРЕ АВТОРСКОГО ПРАВА РОССИИ XIX - НАЧАЛА XX В.

Е. Ю. ЯСТРЕБОВА

Ястребова Е. Ю., ст. преподаватель кафедры теории и истории права и государства Северо-Западной академии государственной службы.

Термин "авторское право" в России в XIX в. был применим к произведениям литературы, музыки и художества. Первоначально как в зарубежном, так и в отечественном законодательстве статус исключительного получило право на литературные произведения. Впоследствии в законодательстве ряда стран, в том числе и в России, наблюдается закрепление норм права на творческую продукцию композиторов, художников, архитекторов, скульпторов, а затем и фотографов. Одним из первых свидетельств охранения исключительных авторских прав частных лиц, т. е. самих авторов, является положение § 148 Устава императорского Дерптского университета, высочайше утвержденного 4 июня 1820 г., в котором, в частности, определено следующее: "Каждый профессор, узнав наверно, что приславший сочинения на задачи, труд другого выдает за собственный, обязан донести о том отдельно, которое, по убедительным доказательством, выставляет на черную доску имя наглеца (des Schamlosen), присвояющего чужой труд" <1>. -------------------------------- <1> Кеппен П. И. О выгодах и правах российских писателей. М.: Университетская типография, 1826. С. 9.

К непосредственному регулированию правоохранительных отношений применительно к сфере литературной собственности российское законодательство приступило лишь в 1828 г. 22 апреля был высочайше утвержден Цензурный устав, подчинивший цензурное ведомство России министру народного просвещения и отменивший все ранее действовавшие законоположения о российской цензуре, предусмотренные Уставом о цензуре от 9 июля 1804 г. В Цензурном уставе 1804 г. проблема авторских прав не затрагивалась. Устав о цензуре 22 апреля 1828 г. содержал специальный раздел II "О сочинителях и издателях книг", в котором вопросу охранения авторских прав сочинителей и издателей посвящались §§ 133 - 139 <2>. В соответствии с § 135 Цензурного устава каждому сочинителю или переводчику книги впервые предоставлялось исключительное право пользования своим изданием на протяжении всей его жизни, в том числе и продажи по своему усмотрению. Интеллектуальный продукт сочинителя или переводчика приравнялся к имуществу благоприобретенному. Согласно § 136 Устава исключительное право в отношении издания распространялось и на законных наследников сочинителя, однако они могли пользоваться этим правом только в течение 25 лет со дня смерти сочинителя, если последний никому иному не завещал свое произведение. Следует заметить, что 25-летний срок пользования исключительным правом Цензурный устав устанавливал только для наследников законных, а не по завещанию. -------------------------------- <2> Коптев Д. А. Закон об авторском праве с изложением рассуждений и материалов, на коих он основан. СПб.: Издание Юридического книжного магазина Н. К. Мартынова, 1911. С. 308.

Уложением о наказаниях уголовных и исправительных (редакция 1885 г.) <3> вопросу охранения авторских прав специально были посвящены статьи 1683 - 1685, помещенные в отделение III "О присвоении ученой или художественной собственности". Согласно ст. 1683 за самовольное присвоение себе чужого произведения словесности, наук, искусства или художеств, помимо выплаты компенсации за причиненный ущерб и убыток, виновный подвергался лишению "всех особенных, лично и по состоянию присвоенных прав и преимуществ", а также ссылке на проживание в одну из отдаленных губерний или даже заключению в тюрьму. "Закон охраняет всякий умственный труд, употребленный на изложение каких бы то ни было мыслей или сведений в известной литературной форме, независимо от того, насколько изложенные мысли или сведения по содержанию своему принадлежат автору или первому издателю" <4>, - замечает в своем комментарии к статье Н. С. Таганцев. За распоряжение "без надлежащего уполномочения" чужим сочинением, переводом или иным произведением наук, искусств или художеств виновный в соответствии со ст. 1684 Уложения, наряду с компенсацией убытков, приговаривался к заключению в тюрьме на срок от двух до восьми месяцев. -------------------------------- <3> Таганцев Н. С. Уложение о наказаниях уголовных и исправительных 1885 г. СПб.: Типография М. М. Стасюлевича, 1886. <4> Там же. С. 668.

Во второй половине XIX в. российские законодатели осознали всю необходимость дальнейшей модернизации отечественного законодательства в сфере авторского права, как, впрочем, и саму необходимость совершенствования правоохранительных отношений применительно к авторскому праву. Параллельно с разработкой нового законодательства в отношении авторского права в России шла законотворческая работа по подготовке нового Уголовного уложения, которое было Высочайше утверждено императором Николаем II 22 марта 1903 г. В новом Уголовном уложении вопросам "о преступных деяниях против прав авторских и привилегий на изобретения" была посвящена глава 35, статьи 620 - 622. Закон об авторском праве был Высочайше утвержден 20 марта 1911 г., и в нем, в частности, было определено: "Не ожидая введения в действие Высочайше утвержденного, 22 марта 1903 года, Уголовного уложения в полном его объеме, ввести в действие, по делам о нарушениях авторского права, статьи 620 и 622 сего Уложения и в отношении к этим нарушениям - главу первую Уголовного уложения" <5>. -------------------------------- <5> См.: Там же. С. 2.

Согласно статье 1 Закона об авторском праве 20 марта 1911 г. <6> авторское право распространялось на: -------------------------------- <6> Авторское право на литературные, музыкальные, художественные и фотографические произведения. Киев: Издание "Южного издательства", 1912.

1) литературные произведения, как письменные, так и "изусные" (речи, лекции, рефераты, доклады, сообщения, проповеди и т. п.); 2) музыкальные произведения, в том числе музыкальные импровизации; 3) художественные произведения (живопись, гравирование и другие виды графического искусства, ваяние и зодчество); 4) фотографические и подобные им произведения. Статья 2 Закона наделяла автора исключительным правом всеми возможными способами воспроизводить, опубликовывать и распространять свое произведение. В соответствии со ст. 4 Закон признавал авторское право в отношении произведений: - появившихся в свет в России, - за всеми авторами и их правопреемниками, независимо от их подданства; - появившихся в свет за границей, - за авторами, состоящими в русском подданстве, и за их правопреемниками, независимо от подданства последних; - не появившихся в свет, - за всеми авторами и их правопреемниками, независимо от их подданства и местонахождения произведения. В случае если автор не распорядился при жизни своим авторским правом и после него не осталось наследников, то авторское право по Закону от 20 марта 1911 г. прекращалось со дня смерти автора. Авторское право на литературные, музыкальные и художественные произведения должно было принадлежать автору в течение всей его жизни, а наследникам или иным правопреемникам его - в течение 50 лет со времени смерти автора. На произведения, появившиеся в свет после смерти автора, срок авторского права исчислялся со времени смерти автора. В соответствии с Уголовным уложением 1903 г. виновный в самовольном использовании, вполне или частично, чужого права литературной, музыкальной или художественной собственности наказывался арестом или денежной пеней не свыше 500 руб. (ст. 620). В случае учинения самовольного издания или размножения с целью сбыта произведения литературного, музыкального или художественного виновный наказывался заключением в тюрьму (ст. 620). Если же виновный самовольно издал чужое литературное, музыкальное или художественное произведение под своим именем, то он наказывался заключением в тюрьму на срок не менее 3 месяцев (ст. 620). Новое Уголовное уложение предусматривало соответствующие санкции и в отношении торговца, виновного в хранении для продажи или ввоза из-за границы для продажи или в продаже предмета, заведомо изготовленного в нарушение права литературной, музыкальной или художественной собственности или привилегии на изобретение. В этом случае налагался арест или штраф в виде денежной пени не свыше 500 руб. (ст. 622). Авторское право в России, как, впрочем, и в других странах, возникло в качестве важного инструмента правовой охраны интересов издателей и книгопродавцов. Авторское право защищает интересы издательства через защиту интересов автора. "В идеальном случае литературный проект - это трогательный компромисс писателя и издателя, в котором писатель идет на некоторые уступки, но не издателю, не конъюнктуре рынка, а себе самому - если у него есть выбор, он выбирает "низкий", или "ходовой", жанр или тему. А издатель, отказываясь от немедленной прибыли, согласен подождать, пока публика дозреет до текста, и помогает публике это сделать - путем умного и ненавязчивого промоушна" <7>, - замечает В. Губайловский. Впрочем, это вариант идеального союза литератора, творческого работника и книгоиздателя, вариант союза идеального, но далеко не всегда реального. -------------------------------- <7> Губайловский В. О литературном проекте // Русский журнал www. russ. ru/krug/.

По этой причине проблема совершенствования правоохранительных отношений в сфере авторского права и поддержания оптимального правоприменительного механизма защиты обладателей авторского права не утрачивает своей актуальности и в современной России. Государству по-прежнему целесообразно поддерживать не всегда устойчивое равновесие между правами личности и интересами общества, гармонизировать сферу бизнеса применительно к сфере культуры. Выступая в качестве стража собственности, государству следует создавать все необходимые условия для плодотворного занятия своих граждан интеллектуальным творчеством, поддерживать, выражаясь словами 16-го президента США Авраама Линкольна, "пламя гения топливом интереса".

Название документа