О рецепции международных стандартов о финансовой отчетности

(Новиков О. В.) ("Международное публичное и частное право", 2012, N 1) Текст документа

О РЕЦЕПЦИИ МЕЖДУНАРОДНЫХ СТАНДАРТОВ О ФИНАНСОВОЙ ОТЧЕТНОСТИ <*>

О. В. НОВИКОВ

Новиков Олег Викторович, соискатель кафедры уголовно-правовых и специальных дисциплин ННОУ ВПО "Московский гуманитарный университет".

В публикации рассмотрены особенности взаимодействия международного и внутригосударственного права. Проведен их анализ. Автор определил характерные признаки этих понятий как правовых категорий. На основании этого сделан вывод о том, что совпадающее законодательство, способствуя выработке единообразной международной практики государств, оказывает влияние прежде всего на процесс обычного международного нормообразования.

Ключевые слова: нормы международного права, внутригосударственное право, государственные отношения, международно-правовой акт, международные стандарты финансовой отчетности.

The article deals with peculiarities of interaction of international and national law, analysis thereof. The author determined characteristic features of these concepts as legal categories. On this basis the author makes a conclusion that coinciding legislation promoting working out of a uniform international practice of states influences the procedure of common international norm-making.

Key words: norms of international law, national law, state relations, international-law act, international standards of financial records.

Р. Т. Шамсон справедливо замечает, что история права свидетельствует о постоянном и непрерывном процессе взаимовлияния и взаимодействия международного и внутригосударственного права, а также их взаимном сближении. Причем влияние внутреннего права на международное происходит в процессе формирования норм международного права государствами, а влияние международного на внутригосударственное часто является существенным результатом имплементации международного права <1>. -------------------------------- <1> Шамсон Р. Т. Соотношение международного и внутригосударственного (национального) права: теоретические аспекты: Дис. ... к. ю.н. М., 2003. С. 113.

Известный русский юрист Ф. Ф. Мартенс, несомненно, видел связь международного и внутригосударственного права, когда писал, что те внутренние законы, которые определяют социальное устройство, взаимные права и обязанности общественных классов и государства, объективно должны оказывать влияние на право, обеспечивающее социальные интересы каждого народа в области международных отношений. Вывод, который он из этого делал, состоял в том, что современное "положительное международное право" нельзя понять, не зная действующего государственного права "образованных народов" <2>. -------------------------------- <2> Мартенс Ф. Ф. Современное международное право цивилизованных народов. СПб., 1998. С. 188.

Международное и национальное право отражают единство общественных отношений, регулирование которых происходит в характерной для права государственно-волевой форме. Нормы внутригосударственного права регулируют внутригосударственные отношения и не могут регулировать отношения международные. Однако есть определенные формы их влияния на международные отношения и международное право. Так, внутригосударственное право и законодательство определяют организацию и деятельность государства, его политику внутри страны и на международной арене. Особенно заметно это проявляется в правовом государстве, выражающем волю народа. Внутригосударственное право находит воплощение во внешней политике и дипломатии государств. При этом их внешняя политика и дипломатия не должны вступать в противоречие с общепризнанными нормами и принципами международного права. Через политику, дипломатию государство выражает и утверждает правовые идеи, взгляды, нормы, закрепленные в политическом, правовом, нравственном сознании народа, в нормативно-правовых актах, и тем самым воздействует на международную жизнь, международные отношения, международное право. Одной из таких форм воздействия внутригосударственного права на международные отношения и нормы международного права являются закрепленные в конституции государства и других правовых актах принципы международного права. Конституционные положения об основных принципах международного права создают юридические гарантии того, что эти принципы и нормы будут реальной основой внешней политики государства, что государственные органы и должностные лица будут учитывать эти положения и во внутренней политике. Внутригосударственное право представляет собой своеобразное начало норм международного права. Национальное право прежде всего отражает происходящие в государственно-организованном обществе изменения: развитие науки, техники, культуры, демократии, изменение самого человека, развитие общественных отношений и т. д. Все это происходит в пределах определенных государств и находит отражение и закрепление в нормах национального права. Нормы национального права среди других внутригосударственных факторов оказывают влияние на волю государства, на его международно-правовую позицию и через них - на международное право: при принятии новых норм международного права или отмене устаревших. Особенностью воздействия национального права на международное право по сравнению с другими внутренними факторами является то, что речь идет о воздействии однородных явлений, т. е. юридически обязательных правил поведения, на другие юридически обязательные правила поведения, действующие в другой сфере <3>. -------------------------------- <3> Мюллерсон Р. А. Соотношение международного и национального права. М., 1982. С. 30.

Внутригосударственное право оказывает двойное влияние на международное право <4> (материальное и процессуальное). В первом случае - путем предопределения сущности и содержания норм международного права. Имеется в виду воздействие внутригосударственного права на международное право через опосредованную помощь его соответствующих норм в осуществлении внутренней и внешней политики государства. Последняя самым непосредственным образом сказывается на сущностной и содержательной сторонах международного права, а также на его структуре в целом и его различных составных частях: институтах и отраслях. -------------------------------- <4> Международное право / Отв. ред. Г. И. Тункин. М., 1994. С. 134.

Во втором случае - путем воздействия внутригосударственного права на процесс создания и реализации норм международного права. Свое конкретное выражение это находит в том, что через систему норм национального права, опосредующую внутригосударственные отношения и проводящуюся внутри страны и за ее пределами политику, государством оказывается влияние не только на сущность и содержание принимаемых международно-правовых актов, заключаемых договоров и соглашений, но и предопределяется порядок их принятия и заключения, как и порядок их реализации <5>. -------------------------------- <5> Марченко М. Н. Сравнительное правоведение. Общая часть. М., 2001. С. 223 - 224.

Как материальное, так и процессуальное воздействие национального права на международное осуществляется через соответствующую внешнеполитическую деятельность государственных органов и организаций. В этом смысле оно выступает лишь в косвенной форме как опосредованное воздействие внутригосударственного права на международное <6>. -------------------------------- <6> Там же. С. 224.

Нормы внутригосударственного права, которые могут влиять на международное право, это, во-первых, закрепленные в национальном праве принципы внешней политики государства; во-вторых, нормы национального права, регулирующие конкретную внешнеполитическую деятельность государства (например, заключение договоров, правовое положение иностранных дипломатических и консульских представительств в стране и т. д.); в-третьих, нормы национального права, регулирующие отношения между субъектами национального права из разных стран; в-четвертых, нормы национального права, регулирующие часто внутригосударственные отношения, могущие породить международные отношения по поводу их регулирования; в-пятых, определенные юридические максимы, обеспечивающие внутреннюю согласованность правовых систем и возникающие, как правило, в рамках национального права <7>. -------------------------------- <7> Мюллерсон Р. А. Указ. соч. С. 30 - 31.

Влияние внутригосударственного права на международное право определяется тем, что в конституциях и других законодательных актах государства закрепляются, как уже отмечалось, основы его политической, экономической системы, принципы и основные направления внешнеполитической деятельности, компетенция высших органов государственной власти и управления, национально-государственное и территориальное устройство, права и свободы человека и гражданина. Нормотворческий процесс в международном праве не может не ощущать на себе влияния национального права стран - участниц международного соглашения. Право в концентрированном виде отражает политический курс государства. Именно поэтому внутреннее право во многом определяет позицию государства в международных отношениях и, соответственно, оказывает влияние на развитие международного права. При создании принципов и норм международного права государство обычно старается согласиться с международными обязательствами, не противоречащими основам его права, хотя в ряде случаев ратификация того или иного международного договора влечет за собой необходимость изменения определенных норм внутреннего права, включая конституцию страны. Влияние законодательства государства на его международную позицию особенно сильно в правовом государстве, которое со всей ответственностью подходит к своим международным обязательствам и обычно сначала приводит свое законодательство в соответствие с тем или иным международным договором и только затем ратифицирует его. Противоположный подход, а именно ратификация международного договора, противоречащего внутригосударственному законодательству, а затем последующее приведение его в течение многих лет в соответствие со взятыми на себя международными обязательствами характерно, как правило, для антидемократических и тоталитарных государств <8>. -------------------------------- <8> Карташкин В. А. Права человека в международном и внутригосударственном праве. М., 1995. С. 21.

Дореволюционный российский юрист Л. А. Коморовский писал, что нормы, установленные каким-либо одним государством, превращаются в международные лишь на основании согласия всех остальных народов (consensus gentium), выраженного либо молчаливо (обычаи), либо формально (договоры) <9>. -------------------------------- <9> Коморовский Л. Основные вопросы международного права. М., 1892. С. 9.

В истории международного права часто бывало, что руководящие идеи внешней политики тех или иных государств, проводимые ими на международной арене, получали признание со стороны всех или многих других государств и становились общепризнанными принципами международного права. Государства оказывают влияние на международное право в различных направлениях. Прежде всего формы деятельности тех государственных органов и формы тех государственных актов, при посредстве которых создаются и приводятся в действие многие нормы международного права, приобретают известные единообразные черты, которые постепенно воплощаются в международные обычаи, регулирующие деятельность этих органов и издание этих актов. Как показывает практика, совпадающее параллельное законодательство способствует формированию и становлению новых международных норм, ускорению процесса создания обычных или даже конвенционных норм международного права. При этом нормы совпадающего законодательства, в случае их применения в международно-правовой сфере, следует рассматривать лишь как международные обычаи, и только после того, как эти нормы будут закреплены в международных конвенциях или получат всеобщее признание в качестве обычных норм, они становятся нормами международного права. В отличие от процесса приведения норм национального права в соответствие с нормами международного права (международного договора) в этом случае нет соответствующих норм международного права, и речь идет, следовательно, не об имплементации международных норм во внутригосударственное право, а о выработке национальных норм, наиболее целесообразных с точки зрения требования практики, в качестве образца для которых берется законодательство другого государства. Понятно, что в этом случае речь идет не о рецепции иностранного права, а о правотворческом процессе, в результате которого создаются нормы национального права, связанные с регулированием проблем, имеющих значение с точки зрения международного права. В результате создаются совпадающие нормы в различных государствах. Примером таких ситуаций могут быть Международные стандарты финансовой отчетности <10>, ряд норм внутригосударственного финансового права, бухгалтерского законодательства и т. д. -------------------------------- <10> Постановление Правительства РФ от 25 февраля 2011 г. N 107 "Об утверждении Положения о признании Международных стандартов финансовой отчетности и Разъяснений Международных стандартов финансовой отчетности для применения на территории Российской Федерации" // Собрание законодательства РФ. 2011. N 10. Ст. 1385.

Таким образом, совпадающее законодательство, способствуя выработке единообразной международной практики государств, оказывает влияние прежде всего на процесс обычного международного нормообразования. Порядок признания МСФО должен соответствовать требованиям российского законодательства, одним из которых является официальное опубликование МСФО на русском языке. В обеспечение Закона о консолидированной финансовой отчетности разработано Положение о порядке признания МСФО для применения на территории Российской Федерации, действие которого не ограничивается сферой консолидированной финансовой отчетности.

Название документа