Общая характеристика законодательства Кыргызской Республики об административной ответственности

(Маматазизова Н. К.) ("Административное право и процесс", 2011, N 12) Текст документа

ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА КЫРГЫЗСКОЙ РЕСПУБЛИКИ ОБ АДМИНИСТРАТИВНОЙ ОТВЕТСТВЕННОСТИ

Н. К. МАМАТАЗИЗОВА

Маматазизова Нурия Кубанычбековна, начальник кафедры административного права и административной деятельности Академии МВД Кыргызской Республики, кандидат юридических наук.

В условиях становления кыргызской государственности важное значение приобретают вопросы становления и развития института административной ответственности.

Ключевые слова: административная ответственность, защита личности, охрана прав и свобод человека, административные правонарушения.

General characteristics of legislation of the Kyrgyz Republic on administrative responsibility N. K. Mamatazizova

In conditions of formation of the Kyrgyz statehood the issues of formation and development of the institute of administrative responsibility acquire great importance.

Key words: administrative responsibility, protection of personality, protection of human rights and freedoms, administrative-law violation.

Законодательство Кыргызской Республики об административной ответственности состоит из Конституции Республики, законов, указов президента, постановлений правительства, общепринятых принципов и норм международного права, а также Кодекса об административной ответственности <1>. -------------------------------- <1> Ведомости Жогорку Кенеша Кыргызской Республики. 1999. N 2. Ст. 77.

Внимательные читатели обратили внимание, что название основного кодифицированного акты несколько отличается от российского аналога - имеет в своем названии слова "административная ответственность". Представляется, что подобный подход нашего законодателя представляется оправданным. Кыргызский законодатель учел опыт российских коллег и предусмотрел, что вновь принимаемые законы, предусматривающие административную ответственность, подлежат включению в действующий Кодекс об административной ответственности. Под административной ответственностью понимается вид юридической ответственности, применяемый судом (судьей), органом (должностным лицом) административного взыскания к физическому или юридическому лицу, совершившему административное правонарушение (проступок). Национальное законодательство об административной ответственности имеет основной задачей защиту личности, охрану прав и свобод человека и гражданина, здоровья, санитарно-эпидемиологического благополучия населения, общественной нравственности, собственности, окружающей природной среды, установленного порядка осуществления государственной власти и порядка управления, общественного порядка, прав юридических лиц и их объединений от административных правонарушений, а также своевременное и объективное рассмотрение дел об административных правонарушениях и их предупреждение. Важное значение имеют закрепленные в Кодексе принципы законодательства об административной ответственности. Законодательство об административной ответственности основывается на принципах законности, равноправия граждан перед законом, демократизма, гуманизма, справедливости, личной ответственности и неотвратимости наказания за совершенное административное правонарушение. Статья 4 Кодекса закрепила положение, в соответствии с которым в Кыргызской Республике ответственность за административное правонарушение является обязательным правовым последствием совершения правонарушения, выражающимся в осуждении и применении судом (судьей), органом (должностным лицом) административного взыскания к лицу, виновному в совершении выявленного правонарушения. Обращает внимание, что физическое или юридическое лицо, в отношении которого возбуждено дело об административном правонарушении, считается невиновным, пока его виновность в совершении административного правонарушения не будет доказана в предусмотренном Кодексом порядке и установлена вступившим в законную силу постановлением суда (судьи) или органа (должностного лица), рассмотревшего в пределах своих полномочий дело. Статьей 6 главы 2 Кодекса КР об административной ответственности предусмотрено, что административным правонарушением, совершенным на территории Кыргызской Республики, признается деяние, которое: - начато, окончено или пресечено на территории Кыргызской Республики; - совершено на территории Кыргызской Республики, а последствия наступили за ее пределами; - образует в совокупности или наряду с другими деяниями административное правонарушение, часть которого совершена на территории Кыргызской Республики. В случае совершения административного правонарушения на воздушном и водном судах, находящихся вне пределов Кыргызской Республики - на территории иностранного государства, административная ответственность наступает по кыргызскому Кодексу только в том случае, если названное судно находится под флагом Кыргызстана. По общему правилу лицо, совершившее административное правонарушение, несет ответственность на основании законодательства, действующего во время и по месту совершения административного правонарушения. Акты, смягчающие или устраняющие административную ответственность за правонарушения, распространяются и на те административные правонарушения, которые совершены до издания этих актов. Акты, устанавливающие или усиливающие административную ответственность за административные правонарушения, обратной силы не имеют (ст. 8 Кодекса). Российским читателям интересно будет знать, что административным правонарушением (проступком) на территории Кыргызской Республики признается противоправное, виновное (умышленное или неосторожное) действие или бездействие физического или юридического лица, за которое Кодексом установлена административная ответственность. Административное правонарушение признается совершенным умышленно, если лицо, его совершившее, сознавало противоправный характер своего действия или бездействия, предвидело его вредные последствия и желало или сознательно допускало их наступление. Административное правонарушение признается совершенным по неосторожности, если лицо, его совершившее, предвидело возможность наступления вредных последствий своего действия либо бездействия, но легкомысленно рассчитывало на их предотвращение либо не предвидело возможности наступления таких последствий, хотя должно было и могло их предвидеть. В Кыргызской Республике не являются административным правонарушением действия, предусмотренные Кодексом об административной ответственности, устанавливающие административную ответственность, но совершенные в состоянии необходимой обороны, т. е. при защите личности, жилища, собственности, земельного участка и других прав обороняющегося либо другого лица, охраняемых законом интересов общества и государства от противоправного посягательства путем причинения посягающему вреда, если при этом не было допущено превышения пределов необходимой обороны. Не являются административным правонарушением действия, предусмотренные Кодексом или другими нормативными актами, причинившие вред правам и охраняемым законам, интересам, совершенные в состоянии крайней необходимости, т. е. для устранения опасности, угрожавшей личности или правам данного лица либо других граждан, интересам общества или государства, если опасность при сложившихся обстоятельствах не могла быть устранена другими средствами и если причиненный вред является менее значительным, чем предотвращенный. 25 июня 2007 г. Кодекс был дополнен ст. 13.1 "Причинение вреда при задержании лица, совершившего преступление". Не является правонарушением причинение вреда лицу при его задержании в момент или непосредственно после совершения им преступления в целях передачи задержанного органам власти, если при этом не было допущено явного несоответствия мер задержания характеру и степени общественной опасности содеянного задержанным и обстоятельствам задержания. Превышением мер, необходимых для задержания лица, совершившего общественно опасное деяние, признается явное несоответствие средств и методов задержания опасности деяния и лица, его совершившего, а также обстоятельствам задержания, в результате чего лицу умышленно причиняется вред, не вызываемый необходимостью задержания. Причинение при этом вреда по неосторожности не влечет административную ответственность. Главой 4 КоАО предусмотрено, что в Кыргызской Республике к административной ответственности подлежат лица, достигшие к моменту совершения административного правонарушения шестнадцатилетнего возраста. Наряду с общей нормой законодатель предусматривает возможность привлечения к ответственности с достижением восемнадцатилетнего возраста. Не подлежит административной ответственности лицо, которое во время совершения противоправного действия либо бездействия находилось в состоянии невменяемости, т. е. не могло сознавать значение своих действий (бездействий) или руководить ими вследствие хронической психической болезни, временного расстройства психической деятельности, слабоумия или иного болезненного состояния психики (ст. 16 Кодекса). Проявлением гуманизма и приверженности Кыргызской Республики нормам международного права является норма Кодекса, закрепляющая правило, в соответствии с которым при малозначительности совершенного административного правонарушения суд (судья) или орган (должностное лицо), уполномоченный рассматривать дело, может освободить нарушителя от административной ответственности и ограничиться устным предупреждением. В заключение представляется возможным заметить, что изложенные в настоящем материале общие правила применения административной ответственности будут интересны российским коллегам-административистам. Особую актуальность настоящей статьи можно объяснить неоправданным разрывом и вялотекущим процессом объединения усилий российских и кыргызских ученых в сфере административно-правовых отношений на пространстве Содружества Независимых Государств.

Название документа