Конституционная декларация Арабской Республики Египет в переходный период

(Губарев В. И., Губарева А. В.) ("Российский юридический журнал", 2011, N 6) Текст документа

КОНСТИТУЦИОННАЯ ДЕКЛАРАЦИЯ АРАБСКОЙ РЕСПУБЛИКИ ЕГИПЕТ В ПЕРЕХОДНЫЙ ПЕРИОД

В. И. ГУБАРЕВ, А. В. ГУБАРЕВА

Губарев Василий Иванович - третий секретарь Посольства РФ в Египте МИД РФ (Каир, Египет).

Губарева Анна Викторовна - кандидат юридических наук, доцент кафедры предпринимательского права Уральской государственной юридической академии (Екатеринбург).

Рассматриваются причины создания и особенности временных конституций арабских стран (на примере текста Конституционной декларации Египта 2011 г.). Авторы акцентируют внимание на том, что временные конституции явились результатом быстро меняющейся политической ситуации в арабских странах, предполагается, что они будут действовать относительно короткое время. Представлены перевод текста Конституционной декларации Египта 2011 г. и сводная таблица статей Конституционной декларации 2011 г. и Конституции 1971 г.

Ключевые слова: конституция, государственный строй, Арабская Республика Египет, Конституционная декларация Египта.

Constitutional Declaration of the Arab Republic of Egypt in transition period V. I. Gubarev, A. V. Gubareva

The reasons of creation and peculiarities of interim constitutions in the Arab world (on the example of analysis of the text of the Constitutional Declaration of Egypt 2011) are considered. The authors draw attention to the fact that the interim constitution was the result of rapidly changing political situations in the Arab countries and its effect is expected in the relatively short period of time. The article represents a translation of the text of the Constitutional Declaration of Egypt of 2011 and a summary table of articles of the Constitutional Declaration of 2011 and the Constitution of 1971.

Key words: Constitution, political system, Arab Republic of Egypt, Constitutional Declaration.

Любая конституция, будучи основным законом страны, закрепляет основы государственного строя, систему органов государственной власти, основы правового положения граждан. "В зависимости от сфер общественной жизни, на которые конституция призвана воздействовать, в российской научной литературе традиционно выделяют три основные функции: политическую, правовую и идеологическую. Политическая функция проявляется в том, что в конституции урегулированы основы политических отношений, это предопределяет характер развития политической системы в целом и взаимодействия ее элементов. Правовая функция выражается в том, что конституция представляет собой ядро правовой системы, устанавливает важнейшие принципы других отраслей права и тем самым обеспечивает консолидацию и единство правовой системы. Идеологическая функция состоит в том, что конституция устанавливает, какие из признаваемых обществом ценностей защищаются государством, она призвана прививать уважение к ним, декларировать, утверждать эти ценности" <1>. -------------------------------- <1> Андреева Г. Н. Конституционное право зарубежных стран: Учеб. М., 2005. С. 112 - 113.

Определенной спецификой обладают конституции арабских стран. В основном "все конституции в арабских странах провозглашают ислам государственной религией, а многие из них считают шариат основой законодательства, что фактически означает, что конституция в большей степени выступает в качестве основного закона государства и общества" <2>. -------------------------------- <2> Конституционное право зарубежных стран: Учеб. / Под общ. ред. М. В. Баглая, Ю. И. Лейбо, Л. М. Энтина. М., 2010. С. 846.

Так, в Египте, унитарном государстве с демократическим политическим режимом, сочетающим авторитарные тенденции с либеральными началами, наблюдалась достаточно частая смена конституций (в 1923, 1930, 1956, 1964, 1971 гг.). "По форме правления Египет - президентская республика с некоторыми элементами парламентаризма" <3>. -------------------------------- <3> Правовые системы стран мира: Энциклопед. справ. / Отв. ред. А. Я. Сухарев. М., 2003. С. 244.

"Конституция 1923 года была принята путем октроирования (дарения), основываясь на том, что вступительная статья гласит, что Конституция является детищем единоличной воли короля. Что касается Конституции 1956 года, то она была принята путем всенародного референдума после того, как проект правительственной комиссии был представлен народу для одобрения. Это была первая египетская конституция, принятая таким способом. Временная Конституция 1964 года не была принята теми способами, которыми принимаются постоянные конституции (октроирование, договор, учредительное собрание, всенародный референдум). Она была издана в соответствии с решением главы государства (президента Республики) и должна была действовать до того момента, пока, как значилось в тексте, "Совет нации не закончит подготовку проекта постоянной конституции, который будет предложен для всенародного референдума". Так, 11 сентября 1971 года на всенародном референдуме была принята Конституция Египта, проект которой был подготовлен народными представителями - депутатами. Народ участвовал в создании конституционного документа как через своих представителей на этапе его подготовки и формулирования, так и непосредственно при его одобрении и принятии. Поэтому Конституция 1971 года похожа на Конституцию 1956 года по способу своего принятия (путем всенародного референдума), а их различие - в этапе подготовки текстов статей. Конституции 1923, 1956 годов указывали, что суверенитет принадлежит нации. Временная Конституция 1964 года закрепила положение, согласно которому суверенитет принадлежит народу (ст. 2). Это положение перешло в Конституцию 1971 года: "Суверенитет принадлежит только одному народу, и он является источником власти..." (ст. 3). Наверное, произошедшее изменение можно считать закономерным результатом, поскольку многие современные режимы провозгласили принцип суверенитета народа" <4>. -------------------------------- <4> URL: http://www. humanities. edu. ru/db/msg/1818.

По порядку принятия поправок и дополнений выделяют гибкие, жесткие и комбинированные конституции <5>. Изменение гибких конституций происходит путем принятия обычного закона. Каждый последующий закон, содержащий конституционные нормы, изменяет либо замещает предыдущий или закрепляет положения, ранее не регулировавшиеся либо регулировавшиеся обычным правом. Внесение изменений в комбинированную конституцию (например, в Конституцию РФ) возможно, но существует ряд глав, куда вносить изменения запрещается. Жесткая конституция - конституция, которая может быть изменена только путем специальной усложненной процедуры. Конституция Египта 1971 г. содержала общую норму, которая предусматривала процедуру изменения, т. е. конституция являлась комбинированной (ст. 189), абсолютно неизменяемыми считались нормы, связанные с республиканским строем, свободой и равенством. -------------------------------- <5> Андреева Г. Н. Указ. соч. С. 128; URL: http://www. humanities. edu. ru/db/msg/1818.

По срокам действия конституции делят на постоянные и временные <6>. В постоянных конституциях срок их действия не устанавливается или формулируется в самом общем виде, например в виде указания, что данная конституция действует до принятия новой; такое положение содержится в большинстве конституций. Для временных конституций предусмотрен срок действия. В Египте временные конституции принимались и до 2011 г. (в 1930 и 1964 гг. <7>). -------------------------------- <6> Андреева Г. Н. Указ. соч. С. 130. <7> Конституционное право зарубежных стран. С. 856.

Результатом изменения политической ситуации в арабских странах в 2011 г. стало создание юридических документов, отражающих эти изменения. Предполагается, что такие акты будут действовать относительно недолго. Наиболее интересен документ, принятый в Арабской Республике Египет, - Конституционная декларация. Ее создание было обусловлено социально-экономическими, политическими и идеологическими предпосылками. В конце 2010 г. и в первые месяцы 2011 г. в ряде арабских стран начались массовые протестные выступления. В Тунисе, Египте, Алжире, Йемене, Ливии и других государствах, где были устоявшиеся авторитарные режимы, прошли демонстрации с требованиями социальной справедливости, отставки действующих руководителей и ликвидации политической монополии. Можно назвать три основные причины, которые побудили население арабских стран к массовым революционным протестам: несменяемость власти, высокий уровень социального расслоения, коррупция. Рассмотрим эти причины. Президент Туниса Бен Али, например, занимал свой пост 25 лет, руководитель Египта Хосни Мубарак - 20 лет, а ливийский лидер Муаммар Каддафи находился у власти более 40 лет. При сохранении внешних признаков демократии народы восставших арабских стран на протяжении долгого времени были полностью отстранены от формирования власти и принятия государственных решений. В Египте очень высок уровень социального расслоения: за чертой бедности находятся около 17% жителей (по данным Программы развития ООН). Безработица в Египте составляет около 9%. В 2010 г. "Транспэрэнси Интернэшнл" опубликовала очередной рейтинг коррупционности в разных странах мира. Египет считается коррумпированной страной, он занял довольно низкое 98-е место <8>. -------------------------------- <8> По данным сайта "Росбалт" URL: http:// www. rosbalt. ru/ blogs/ 2011/ 03/ 29/ 833795.php.

25 января 2011 г. в Египте начались массовые выступления молодежи. Демонстрации и акции гражданского неповиновения продолжались до 11 февраля, когда президент Египта Хосни Мубарак объявил о своей отставке. Власть в стране фактически перешла в руки армии. 13 марта декретом Высшего совета Вооруженных сил действие Конституции 1971 г. было приостановлено. 19 марта в стране прошел референдум, на котором большинством в 77% одобрен ряд конституционных поправок, отражавших политические требования демонстрантов. На основе этих поправок 30 марта 2011 г. Высший совет Вооруженных сил Арабской Республики Египет принял Конституционную декларацию - документ, призванный урегулировать основы конституционного строя в течение переходного периода до формирования новой системы органов власти и принятия новой Конституции. Конституционная декларация состоит из трех частей. 1. Нормы, повторяющие положения Конституции 1971 г. (в ред. 2007 г.). Остались практически неизменными основные принципы государственного устройства (республиканский строй, опора на ислам), права и свободы человека и гражданина (право на объединение, право собственности, равенство перед законом, личная свобода, неприкосновенность частной жизни, неприкосновенность жилища, свобода совести, свобода слова, свобода передвижения, свобода собраний, правосудие и пр.), порядок формирования и компетенция основных органов власти (Народное собрание, Совет Шуры, Комиссия по выборам президента, судебные органы, Вооруженные силы, Совет национальной обороны, Совет министров). 2. Конституционные поправки, одобренные на референдуме 19 марта 2011 г., в том числе: дополнительные требования к кандидатуре президента Республики: отсутствие у него, его родителей и его супруги иностранного гражданства (ст. 26); облегчение условий выдвижения кандидатов в президенты Республики: кандидата могут выдвинуть 30 членов Народного собрания и Совета Шуры (вместо 250), либо 30 тыс. избирателей в 15 провинциях (новая норма), либо партия, имеющая хотя бы одного представителя в Народном собрании или Совете Шуры (повторяет норму, введенную конституционными поправками в 2007 г.) (ст. 27); срок полномочий президента Республики сокращен с 6 до 4 лет, его переизбрание допускается только на один срок (ст. 29); право досрочного освобождения от должности членов Народного собрания и Совета Шуры передается из компетенции соответствующей палаты Кассационному суду (ранее решение принималось двумя третями членов палаты) (ст. 40); назначение вице-президента стало не правом, а обязанностью президента Республики: он обязан назначить его в течение 60 дней с момента вступления в должность (ст. 31); ограничено право президента Республики объявлять чрезвычайное положение: решение должно приниматься после консультаций с Советом министров (новое положение) и в течение 7 дней (вместо 15 дней) представляться на одобрение Народного собрания. Решение об объявлении чрезвычайного положения должно быть одобрено большинством членов Народного собрания (новая норма). Чрезвычайное положение вводится только на определенный срок до 6 месяцев, продление его действия допускается только по результатам референдума (ст. 59); Конституционная декларация не содержит указания на чрезвычайные полномочия президента в сфере борьбы с терроризмом, которые были закреплены в предыдущей Конституции. 3. Переходные положения: Высший совет Вооруженных сил выполняет законодательные и исполнительные функции вплоть до избрания нового президента, Народного собрания и Совета Шуры, в том числе представляет государство за рубежом, подписывает международные договоры, аккредитует представителей иностранных государств (ст. ст. 56, 61); выборы в Народное собрание и Совет Шуры проводятся в течение 6 месяцев с момента опубликования Конституционной декларации. Совет Шуры начинает функционировать в составе двух третей избираемых членов, а вновь избранный президент доназначает оставшуюся треть членов (ст. 41); проект закона об организации выборов президента Республики должен быть согласован с Высшим конституционным судом на предмет соответствия Конституции (ст. 28); члены вновь избранных Народного собрания и Совета Шуры в течение 6 месяцев с момента избрания формируют Учредительное собрание из 100 человек. Учредительное собрание в течение 6 месяцев с момента формирования готовит проект новой конституции. В течение 15 дней с момента окончания подготовки проект выносится на референдум. В случае одобрения Конституция вступает в силу с момента объявления результатов референдума (ст. 60); все ранее принятые законы и подзаконные акты сохраняют свою силу (ст. 62); Конституционная декларация вступает в силу на следующий день после официального опубликования (ст. 63). Таким образом, первая группа норм закрепляет общепризнанные демократические ценности. Вторая отвечает тем политическим требованиям, с которыми выступили демонстранты на улицах Каира в январе - феврале 2011 г., эти нормы направлены прежде всего на ослабление власти президента. Третья группа норм призвана обеспечить спокойный переход власти от военной администрации к гражданским политическим элитам. В целом Конституционная декларация, одобренная на референдуме, придает легитимность Верховному совету Вооруженных сил и позволяет ему осуществлять политическую власть в период коренных изменений в египетской политической системе.

Конституционная декларация Египта 2011 г. (неофициальный перевод с арабского языка)

(Извлечение <9>)

Статья 26

Президентом может быть избран египтянин, достигший 40 лет, родители которого являются египтянами, обладающий гражданскими и политическими правами. Ни он, ни его родители не могут иметь гражданство другого государства. Он не может состоять в браке с лицом, не имеющим египетского гражданства.

Статья 27

Президент Республики избирается путем всеобщего прямого тайного голосования. Для выдвижения кандидатуры в президенты Республики необходимо получить поддержку как минимум 30 членов Народного собрания и Совета Шуры либо не менее 30 тысяч избирателей как минимум в 15 губернаторствах, с тем чтобы в каждом губернаторстве поддержка составляла не менее одной тысячи избирателей. Не допускается поддержка более чем одного кандидата. Законом устанавливаются процедуры, необходимые для соблюдения данного порядка. Каждая политическая партия, получившая на последних выборах как минимум одно место в Народном собрании или Совете Шуры, имеет право выдвинуть кандидатуру одного из своих членов в президенты Республики.

Статья 28

Высшая судебная комиссия, именуемая "Комиссия по выборам президента", осуществляет руководство проведением выборов Президента Республики с момента объявления о начале выдвижения кандидатур и до объявления результатов выборов. Комиссия формируется из председателя Высшего конституционного суда, который становится председателем комиссии, а также председателя Апелляционного суда Каира, старейшего из заместителей председателя Высшего конституционного суда, старейшего из заместителей председателя Кассационного суда и старейшего из заместителей председателя Государственного совета. Решения Комиссии являются окончательными, вступают в силу немедленно, не могут быть обжалованы в каком-либо органе, их действие не может быть приостановлено или прекращено. Комиссия действует самостоятельно в рамках своей компетенции. Иные полномочия Комиссии определяются законом. Комиссия по выборам Президента формирует комиссии, осуществляющие контроль за голосованием и подсчетом голосов в соответствии со статьей 39. Проект закона об организации выборов Президента до его принятия должен быть согласован с Высшим конституционным судом на предмет соответствия Конституции. Высший конституционный суд в течение 15 дней с момента получения проекта принимает решение по данному вопросу. В случае если суд принимает решение о неконституционности проекта, он должен быть приведен в соответствие с этим решением до опубликования. Решение суда является общеобязательным, в том числе для всех государственных органов. Решение подлежит опубликованию в официальной газете в течение трех дней с момента принятия.

Статья 29

Срок полномочий Президента составляет 4 года с даты объявления результатов выборов. Переизбрание Президента Республики допускается только на один срок.

Статья 40

Кассационный суд принимает окончательное решение о действительности мандата члена Народного собрания и Совета Шуры. Обжалование результатов выборов в суде может осуществляться в течение 30 дней с даты объявления их результатов. Суд принимает решение по жалобе в течение 90 дней с момента ее принятия к рассмотрению. Мандат считается недействительным с даты уведомления Народного собрания или Совета Шуры о решении суда.

Статья 41

Выборы в Народное собрание и Совет Шуры состоятся в течение 6 месяцев с даты принятия настоящей Декларации. Совет Шуры приступает к выполнению своих полномочий по окончании выборов его избираемых членов. Президент Республики сразу после своего избрания завершает формирование Совета Шуры, назначая треть его членов. Они назначаются на оставшийся срок полномочий Совета Шуры в соответствии с законом.

Статья 56

Высший совет Вооруженных сил осуществляет управление страной, для чего реализует следующие властные полномочия: определение основ государственной политики, принятие общегосударственного бюджета и контроль за его выполнением; определение назначаемых членов Народного собрания; созыв и роспуск очередных и внеочередных сессий Народного собрания и Совета Шуры; опубликование или отклонение законов; представление государства внутри страны и за рубежом, подписание международных договоров и соглашений, которые являются частью национального законодательства; назначение премьер-министра, вице-премьеров, министров, их заместителей, а также их отставка; назначение гражданских и военных должностных лиц, политических представителей, их увольнение в соответствии с законом, а также аккредитация политических представителей иностранных государств; помилование или смягчение наказания, а также объявление амнистии в случаях, установленных законом; иные полномочия, предусмотренные для Президента Республики законом и подзаконными актами. Совет вправе наделить своего председателя или одного из своих членов любым из своих полномочий.

Статья 59

Президент Республики после консультаций с Советом министров может объявить чрезвычайное положение в установленном законом порядке. Это объявление должно быть представлено в Народное собрание в течение 7 дней для принятия решения. В случае если чрезвычайное положение было объявлено в перерыве между сессиями, Народное собрание должно быть немедленно созвано для рассмотрения объявления в течение срока, указанного в предыдущем абзаце. В случае если Народное собрание распущено, вопрос выносится на рассмотрение нового Народного собрания на первом же его заседании. Объявление чрезвычайного положения должно получить одобрение большинства членов Народного собрания. Чрезвычайное положение может быть объявлено только на определенный срок, не превышающий 6 месяцев, и его продление допускается только в случае получения одобрения по итогам референдума.

Статья 60

Избранные члены первого Народного собрания и Совета Шуры собираются на совместное заседание по приглашению Высшего совета Вооруженных сил в течение 6 месяцев с момента их избрания для формирования Учредительного собрания в составе 100 человек. В компетенцию Учредительного собрания входит подготовка проекта новой Конституции страны в течение 6 месяцев с момента его формирования. В течение 15 дней с момента окончания подготовки проект должен быть представлен народу для одобрения на референдуме. В случае получения одобрения народа Конституция вступает в силу с момента объявления результатов референдума.

Статья 61

Высший совет Вооруженных сил осуществляет функции, предусмотренные настоящей Декларацией, вплоть до того момента, когда Народное собрание, Совет Шуры и Президент Республики приступят к выполнению своих полномочий.

Статья 62

Все законы и подзаконные акты, принятые до обнародования настоящей Декларации, сохраняют силу, но могут быть отменены или изменены в соответствии с нормами и процедурами, предусмотренными настоящей Декларацией.

Статья 63

Настоящая Декларация публикуется в официальной газете и вступает в силу на следующий день после опубликования.

Сравнительная таблица статей

Конституция АРЕ 1971 г. Конституционная декларация (в ред. 2007 г.) 30 марта 2011 г.

1 1

2 2

3 3

5 4

4 5

33, 34 6

40 7

41 8

42 9

44 10

45 11

46, 47 12

48 13

50 14

51, 53 15

54 16

57 17

18

66 19

67 20

68 21

69 22

71 23

72 24

73 25

75 26

76 27

76 28

77 29

79 30

139 31

87 32

86 33

92 34

196 35

198 36

194 37

38

88 39

93 40

41

90 42

95 43

96 44

99 45

165 46

166, 168 47

172 48

175 49

167 50

183 51

169 52

180, 58, 181 53

182 54

184 55

141, 143, 149, 151 56

153, 156 57

158 58

148 59

60

61

62

63

Bibliography

Andreeva G. N. Konstitucionnoe pravo zarubezhnyh stran: ucheb. M., 2005. Konstitucionnoe pravo zarubezhnyh stran: Ucheb. / Pod obshh. red. M. V. Baglaja, Ju. I. Lejbo, L. M. Jentina. M., 2010. Pravovye sistemy stran mira: jencikloped. sprav. / Otv. red. A. Ja. Suharev. M., 2003.

Название документа