Торгово-экономическое сотрудничество Таможенного союза и Единого экономического пространства Белоруссии, Казахстана и России с Европейским союзом в условиях глобализации

(Мишальченко Ю. В., Белоусов С. Н.) ("Таможенное дело", 2013, N 4) Текст документа

ТОРГОВО-ЭКОНОМИЧЕСКОЕ СОТРУДНИЧЕСТВО ТАМОЖЕННОГО СОЮЗА И ЕДИНОГО ЭКОНОМИЧЕСКОГО ПРОСТРАНСТВА БЕЛОРУССИИ, КАЗАХСТАНА И РОССИИ С ЕВРОПЕЙСКИМ СОЮЗОМ В УСЛОВИЯХ ГЛОБАЛИЗАЦИИ

Ю. В. МИШАЛЬЧЕНКО, С. Н. БЕЛОУСОВ

Мишальченко Юрий Владимирович, профессор Санкт-Петербургского государственного экономического университета, доктор юридических наук, доктор экономических наук, профессор.

Белоусов Сергей Николаевич, начальник управления Межпарламентской Ассамблеи ЕврАзЭС.

В статье проанализированы торгово-экономические отношения государств, входящих в два крупнейших интеграционных объединения евразийского континента: ЕС и Таможенный союз и Единое экономическое пространство Белоруссии, Казахстана, России. Особое внимание уделено рассмотрению позиций каждого из них по вопросу применяемых по отношению друг к другу ограничительных барьеров в торговле товарами и направлений сотрудничества для снятия торговых ограничений в соответствии с правилами ВТО.

Ключевые слова: Таможенный союз, Единое экономическое пространство, Европейский союз, ВТО, ограничительные меры, техническое регулирование, торгово-экономическое сотрудничество.

Commercial-economics cooperation of the Customs union and the Common economic space of Belarus, Kazakhstan and Russia with the European union in conditions of globalization Yu. V. Mishalchenko, S. N. Belousov

Mishalchenko Yury Vladimirovich, Professor of St. Petersburg State Economic University, doctor of Laws, doctor of economic science, professor.

Belousov Sergey Nikolaevich, Head of department of the EurAsEC Inter-Parliamentary Assembly.

In the article trade and economic relations of the two largest members of the association of integration of the Eurasian continent: the EU and the Customs Union and the Common Economic Space of Belarus, Kazakhstan are analyzed. Particular attention is paid to the positions of each of them on the used against each other restrictive barriers to trade in goods and areas of cooperation for the removal of trade restrictions.

Key words: Customs Union, Common Economic Space, the European Union, the WTO, the restrictive measures, technical regulations, trade and economic cooperation.

В программных статьях в газете "Известия" в 2011 г. главы государств Беларуси, Казахстана и России <1> заявили о стремлении расширять горизонты интеграционного сотрудничества Таможенного союза и Единого экономического пространства, переходя по существу к континентальной интеграции на евразийском пространстве, в которую включается сотрудничество государств - членов ЕЭП с Европейским союзом и со странами Азиатско-Тихоокеанского региона. -------------------------------- <1> 4 октября 2011 г. в "Известиях" была опубликована статья В. В. Путина "Новый интеграционный проект для Евразии - будущее, которое рождается сегодня". Затем вышли статьи А. Г. Лукашенко "О судьбах нашей интеграции" - 17 октября 2011 г. и Н. А. Назарбаева "Евразийский союз: от идеи к истории будущего" - 25 октября 2011 г.

Для государств - членов ТС и ЕЭП экономическое сотрудничество с Европейским союзом всегда имело и имеет стратегическое значение. По данным статистики Евразийской экономической комиссии за 2011 г., Европейский союз выступает основным покупателем экспортируемых государствами - членами Таможенного союза товаров - 55,5% совокупного экспорта <2>. Среди европейских стран наиболее существенны поставки в Нидерланды (23,2% экспорта в страны ЕС), Италию (14,8%), Германию (11,6%), Польшу (7,3%) и Францию (6,2%). Импортные закупки в 2011 г. также были сосредоточены в Европейском регионе (44% совокупного импорта товаров). Наибольшие объемы приходятся на Германию (29,5% импорта из стран ЕС), Италию (10,8%) и Францию (10%). -------------------------------- <2> Об итогах внешней и взаимной торговли государств - членов Таможенного союза в 2011 году // Официальный сайт Евразийской экономической комиссии. [Электронный ресурс] URL: http://www. tsouz. ru/db/stat/Analitycs_trade/Documents/Analytics_2011.pdf.

Таблица 1

Торговля товарами ЕС и государств - членов ТС и ЕЭП в 2011 году (млн. долл. США, %)

Оборот Экспорт Импорт

млн. $ % млн. $ % млн. $ % Весь мир 4 281 509,58 100,00% 1 934 216,00 100,00% 2 347 293,58 100,00% ТС и ЕЭП, в т. ч. 468 551,99 10,94% 153 594,82 7,94% 314 957,18 13,42% Беларусь 15 012,12 0,35% 9112,15 0,47% 5899,97 0,25% Казахстан 39 286,36 0,92% 7575,39 0,39% 31 710,97 1,35% Российская Федерация 414 253,51 9,68% 136 907,27 7,08% 277 346,24 11,82%

Источник: UN COMTRADE

Для европейцев экономическое сотрудничество со странами Таможенного союза и Единого экономического пространства также имеет немаловажное значение. По данным Евростата за 2011 г., Таможенный союз также является одним из основных торговых партнеров Европейского союза (11% объема внешней торговли стран ЕС), занимая третье место после Соединенных Штатов (13,8%) и Китая (13,3%). По объему продаж товаров на рынке Евросоюза Таможенный союз, доля которого составляет 13,8% общего объема импорта стран ЕС, занимает второе место после Китая (17,3%), опережая Соединенные Штаты (10,9%). Доля Таможенного союза в экспорте ЕС составила 7,9% (третье место после США (17%) и Китая (8,9%)). В то же время торговые отношения между государствами Таможенного союза и Единого экономического пространства с Европейским союзом нельзя назвать безоблачными. Анализ ограничительных мер в отношении товаров Таможенного союза в торговле с ключевыми партнерами в СНГ и дальнем зарубежье, проведенный Евразийской экономической комиссией, показал, что по состоянию на 6 ноября 2012 г. выявлено применение 106 ограничительных мер, оказывающих негативное влияние на доступ товаров государств - членов Таможенного союза на рынки третьих стран <3>. На долю стран дальнего зарубежья приходится 62% от общего количества применяемых мер (66 мер), а наибольшее количество их применяется ЕС (18 мер) и США (18 мер). -------------------------------- <3> Анализ ограничительных мер в отношении товаров Таможенного союза в торговле с ключевыми партнерами в СНГ и дальнем зарубежье // Официальный сайт Евразийской экономической комиссии. [Электронный ресурс] URL: http://www. tsouz. ru/news/Documents/analiz%20mer. pdf.

ЕС применяет антидемпинговые меры (6 мер) в отношении продукции трубной промышленности России и Беларуси (3 меры) <4>, нитрата аммония в отношении России (1 мера) <5>, феррокремния в отношении России (1 мера) и стальных тросов и канатов в отношении России (1 мера). Ведется 2 антидемпинговых расследования в отношении фитингов для труб и желтого фосфора. В странах ЕС действует запрет на импорт шкур рыси и волка, также существует угроза введения запрета на торговлю асбестосодержащими материалами. Действуют 3 количественных ограничения в отношении поставок в ЕС зерновых (пшеница мягких сортов, ячмень), текстиля, товаров ядерного цикла. ЕС также применяет 2 технических барьера - необходимость замены маркировки и упаковки для более чем 140 никелевых соединений и необходимость регистрации в Европейском химическом агентстве продукции, содержащей химические вещества (система REACH). -------------------------------- <4> ОАО "Челябинский трубопрокатный завод", ОАО "Первоуральский новотрубный завод". <5> ОАО "Еврохим".

Европейский союз, в свою очередь, также выдвигает ряд претензий по отношению к России <6>. В отчете Европейской комиссии Европейскому совету о барьерах в торговле и инвестировании 2013 г. отмечается, что Россия все еще сохраняет или даже принимает новый ряд протекционистских мер, большинство которых не соответствуют обязательствам, принятым Россией в рамках ВТО. -------------------------------- <6> Report from the Commission to the European Council "Trade and Investment Barriers Report 2013" Brussels, 28.02.2013 COM(2013)103 final. [Электронный ресурс] URL: http://trade. ec. europa. eu/dodib/docs/2013/march/tradoc_150742.pdf.

Это касается платы за утилизацию транспортных средств. С 1 сентября 2012 г. в России вступила в силу законодательная база, которая запускает новую систему утилизации автомобилей с новыми условиями сборов. Европейцы отмечают, что российские производители могут дать гарантии, касающиеся утилизации автомобилей вместо уплаты данного сбора, в то время как иностранные поставщики обязаны внести данную плату как одно из условий регистрации импортной машины. Еврокомиссия считает данное положение явно дискриминирующей мерой. В настоящее время <7> ведутся двусторонние переговоры с целью нахождения решения по данному вопросу. Если не будет достигнуто никакого результата, то ЕС будет рассматривать как основную меру запуск механизма урегулирования споров ВТО, отмечается в докладе. -------------------------------- <7> Апрель 2013 г.

В ЕС считают, что относительно широкого спектра продуктов, включая технику, бумагу, кузова и некоторые другие, с момента вступления в ВТО Россия применяет тарифы на импорт, которые выше обязательного уровня (например, путем добавления специальных налогов в форме минимальной импортной цены к существующей пошлине, пропорциональной стоимости товара) <8>. В Еврокомиссии считают, что эти меры также являются нарушением обязательств России в ВТО и должны быть устранены. Продолжаются двусторонние переговоры по этому вопросу. -------------------------------- <8> Report from the Commission to the European Council "Trade and Investment Barriers Report 2013".

Что касается импорта древесины из России, двустороннее соглашение ЕС и России, касающееся двух тарифных квот (для ели и сосны), должно было позволить европейским компаниям импортировать эти виды древесины по значительно сниженной ставке экспортных пошлин с сентября 2012 г. Однако выдача экспортных лицензий была серьезно задержана, и ЕС пришлось несколько раз поднимать этот вопрос, чтобы снять основные препятствия. После нескольких месяцев задержки выдача экспортных лицензий наконец началась, и импорт древесины сейчас значительно увеличивается. Рассмотрение торговых претензий России и ЕС свидетельствует о том, что в торговых спорах мы постепенно переходим к практике их разрешения, принятой в ВТО. На основе программных заявлений глав государств в "Известиях", а также на основе Декларации о развитии евразийской экономической интеграции, подписанной главами государств - членов Таможенного союза и Единого экономического пространства 18 ноября 2011 г., Евразийская экономическая комиссия с момента своего создания приступила к выстраиванию равноправных и взаимовыгодных отношений с Европейским союзом. Члены Коллегии Евразийской экономической комиссии постоянно подчеркивают, что в результате евразийской интеграции не появится нечто, что изолирует Россию, Белоруссию и Казахстан от окружающего мира. Евразийский экономический союз создается именно как партнер ЕС и партнер динамично развивающегося Азиатско-Тихоокеанского региона <9>. -------------------------------- <9> Валовая Т. Д. Евразийский экономический союз видится нам именно как партнер ЕС // Официальный сайт Евразийской экономической комиссии. [Электронный ресурс] URL: http://www. tsouz. ru/news/Pages/24-05-2012.aspx.

Одно из направлений активного взаимодействия ТС/ЕЭП и ЕС - переговорный процесс по заключению Соглашения о свободной торговле между государствами - членами Таможенного союза Республики Беларусь, Республики Казахстан и Российской Федерации и странами Европейской ассоциации свободной торговли (Швейцария, Норвегия, Лихтенштейн, Исландия) <10>. Заключение Соглашения о свободной торговле будет способствовать укреплению имеющихся торговых связей и создавать новые возможности для расширения сотрудничества, поскольку будет предусматривать беспошлинную торговлю за исключением особо чувствительных товаров. В рамках будущего Соглашения на сегодня в активном формате обсуждается возможность применения сторонами своих торговых мер, в числе которых санитарные и фитосанитарные меры, техническое регулирование, торговые защитные меры, правила происхождения и защита интеллектуальной собственности, а также регулирование сектора услуг в соответствии с принципами и правилами ВТО. Улучшение взаимного доступа к рынкам, оговариваемого в рамках Соглашения о свободной торговле, позволит расширить перечень поставляемых товаров и, как следствие, будет способствовать увеличению товарооборота между интеграционными блоками. -------------------------------- <10> В период с 28 по 31 января 2013 г. в Астане прошел седьмой раунд переговоров по заключению Соглашения о свободной торговле между государствами - членами Таможенного союза и странами Европейской ассоциации свободной торговли // Официальный интернет-ресурс Министерства экономики и бюджетного планирования Республики Казахстан. [Электронный ресурс] URL: http://www. minplan. gov. kz/pressservice/77/48733/.

Сегодня Евразийская экономическая комиссия (ЕЭК) изучает опыт Европейского союза в вопросах создания экономически эффективной транспортной политики. По мнению члена Коллегии ЕЭК (Министра) по энергетике и инфраструктуре Евразийской экономической комиссии Д. Ахметова, вновь созданному наднациональному органу к 2015 г. крайне важно понять, какова будет транспортная политика России, Казахстана и Беларуси в обозримом будущем. В связи с этим в июне 2012 г. в ходе встречи с вице-президентом Еврокомиссии С. Калласом они обсудили вопросы формирования транспортной политики Евросоюза. Интерес представляет будущее взаимодействие трех стран с Евросоюзом с точки зрения создания эффективных транзитных маршрутов (создание крупных международных транзитных коридоров, практика организации мультимодальных перевозок, изучение идеологии единого воздушного пространства, создание единых зон транспортировки) <11>. -------------------------------- <11> ЕЭК изучает опыт ЕС в создании экономически эффективной транспортной политики // Официальный сайт Евразийской экономической комиссии. [Электронный ресурс] URL: http://www. tsouz. ru/news/Pages/18-06-2012-1.aspx.

Важное значение в развитии взаимоотношений с Европейским союзом имеет вопрос унификации систем технического регулирования, применяемых в ТС/ЕЭП и в ЕС <12>. Член Коллегии Евразийской экономической комиссии - Министр по вопросам технического регулирования Валерий Корешков - отмечает, что вопросы взаимодействия с европейским бизнесом являются одними из ключевых в работе Евразийской экономической комиссии. В этой связи особую важность сегодня приобретает гармонизация технических норм и стандартов Таможенного союза и Евросоюза. -------------------------------- <12> Сближение систем технического регулирования // Официальный сайт Евразийской экономической комиссии. [Электронный ресурс] URL: http://www. tsouz. ru/news/Pages/26-10-2012-2.aspx.

На международной конференции "Сближение систем технического регулирования России и ЕС" в 2012 г. в Казани была принята Резолюция, в которой отмечена необходимость сближения законодательства в сфере технического регулирования и ликвидации технических барьеров в торговле между странами Таможенного союза и ЕС. Участники конференции также обсудили "Белую книгу" по техническому регулированию и новую редакцию Соглашения о сотрудничестве между Росстандартом и CEN/CENELEC <13>, а также предложили создать Совет по техническому регулированию и стандартизации под эгидой Белорусско-Казахстанско-Российского бизнес-диалога и BUSINESSEUROPE <14>. Основными направлениями деятельности Совета станут вопросы технического регулирования, стандартизации, оценки соответствия и гармонизации технических регламентов Таможенного союза с директивами ЕС. Взаимодействие в рамках данной структуры существенно расширит возможности участия предпринимателей в интеграционных процессах. -------------------------------- <13> CEN/CENELEC - Европейский комитет по стандартизации. Членами CEN/CENELEC являются национальные организации по стандартизации. <14> BUSINESSEUROPE - крупнейшее объединение европейских бизнес-структур, включающее более 20 млн. компаний из 35 стран Европы.

Соглашение о сотрудничестве между Росстандартом и CEN/CENELEC - это принципиально новое соглашение. Оно в корне отличается от подобных документов, регламентирующих сотрудничество CEN/CENELEC с органами по стандартизации стран Восточной Европы. Директор Департамента международных связей CEN/CENELEC С. Пенни в своем выступлении отметила, что проект соглашения содержит принципиально новые подходы к сотрудничеству, носит не столько коммерческий, сколько практический характер и создает условия для совместной разработки стандартов. Таможенный союз и Евразийский экономический союз на постоянной основе проводят работу по гармонизации технических регламентов и стандартов. Определен перечень из 18 документов Таможенного союза и соответствующих документов ЕС, по которым может быть достигнута гармонизация. В ближайшее время предполагается выход на подписание соглашения в области стандартизации между Росстандартом и европейскими органами стандартизации (CEN/CENELEC). Активно развивается сотрудничество между техплатформами России и ЕС <15>. -------------------------------- <15> Интервью заместителя Министра А. Е. Лихачева "Наше партнерство строится на взаимовыгодном сотрудничестве" // Коммерсантъ. 2012. 20 дек. (прил. "Guide Россия и Европейский союз"). Официальный сайт Министерства экономического развития РФ. [Электронный ресурс] URL: www. economy. gov. ru.

Тем не менее ЕС предполагает возможность возникновения проблем, связанных с подготовкой ряда технических регламентов Таможенного союза России, Белоруссии и Казахстана (например, относительно алкогольных напитков, машин и текстиля) <16>. Если эти регламенты будут приняты в существующем виде, то, как считают в ЕС, это создаст трудности для размещения товаров европейскими производителями на российском рынке. -------------------------------- <16> Report from the Commission to the European Council "Trade and Investment Barriers Report 2013".

Еще одним важным направлением сотрудничества является унификация санитарных, фитосанитарных и ветеринарных мер <17>. В частности, в этом направлении эксперты ТС/ЕЭП и ЕЭП согласовывают форматы двусторонних ветеринарных сертификатов Евросоюза и Таможенного союза (ТС). На экспертном уровне в октябре 2012 г. проведены консультации между представителями ЕЭК, Генерального директората Еврокомиссии по здравоохранению и защите потребителей и ветеринарных служб стран - членов Таможенного союза. В соответствии с принятым в 2011 г. решением Комиссии ТС N 726 "О ветеринарных сертификатах" европейская сторона предоставила в ЕЭК предложения по согласованию шестнадцати двусторонних сертификатов "ЕС - ТС". В результате согласованы и парафированы ветеринарные сертификаты на отдельные виды продукции, экспортируемые из ЕС на территорию Таможенного союза. -------------------------------- <17> Арнаутов О. Поставки товаров из третьих стран на территорию ТС нельзя приостанавливать по формальным соображениям // Официальный сайт Евразийской экономической комиссии. [Электронный ресурс] URL: http://www. tsouz. ru/news/Pages/30-08-2012-1.aspx.

ЕС <18> ожидает прогресса по вопросам санитарных и фитосанитарных мер после вступления России в ВТО, поскольку Россия с самого начала проводит свою политику в полном соответствии с Соглашением ВТО по санитарным и фитосанитарным мерам и иными международными стандартами в этой области. Однако Еврокомиссия отмечает, что не только некоторые действовавшие ранее барьеры все еще остаются в силе, но Россией были установлены некоторые новые. С 20 марта 2012 г. Россия ввела запрет на ввоз живых животных из ЕС. Запрет, который, как считают в ЕС, нарушает права европейских компаний, на ввоз свиней был одобрен российскими властями из-за нарушений, найденных в медицинских справках данного груза. Европейские производители продуктов питания сталкиваются с весьма долгими задержками или полным отказом заново ввести меры, позволяющие экспортировать в Россию или в Таможенный союз, и государства - члены ЕС планируют сделать запрос о проверке данной системы. В докладе ЕС отмечено <19>, что Россия начала проводить серию новых санитарных и фитосанитарных мер, касающихся запрета на охлажденное мясо и семена картофеля из Германии. Поэтому ЕС взволнован систематическим применением запретов относительно их продукции со стороны России и считает причиной таких действий то, что Россия не учитывает принципы ВТО о необходимости действовать обоснованно и не ущемлять производителей разных стран такими санитарными и фитосанитарными мерами. -------------------------------- <18> Report from the Commission to the European Council "Trade and Investment Barriers Report 2013". <19> Ibid.

В целом следует отметить позитивные тенденции участия в международной торговой системе государств Таможенного союза и ЕЭП при взаимодействии с государствами - членами ЕС на принципах и правилах, установленных Всемирной торговой организацией.

Список литературы:

1. Анализ ограничительных мер в отношении товаров Таможенного союза в торговле с ключевыми партнерами в СНГ и дальнем зарубежье // Официальный сайт Евразийской экономической комиссии. [Электронный ресурс] URL: http://www. tsouz. ru/news/Documents/analiz%20mer. pdf. 2. Арнаутов О. Поставки товаров из третьих стран на территорию ТС нельзя приостанавливать по формальным соображениям // Официальный сайт Евразийской экономической комиссии. [Электронный ресурс] URL: http://www. tsouz. ru/news/Pages/30-08-2012-1.aspx. 3. В период с 28 по 31 января 2013 г. в Астане прошел седьмой раунд переговоров по заключению Соглашения о свободной торговле между государствами - членами Таможенного союза и странами Европейской ассоциации свободной торговли // Официальный интернет-ресурс Министерства экономики и бюджетного планирования Республики Казахстан. [Электронный ресурс] URL: http://www. minplan. gov. kz/pressservice/77/48733/. 4. Валовая Т. Д. Евразийский экономический союз видится нам именно как партнер ЕС // Официальный сайт Евразийской экономической комиссии. [Электронный ресурс] URL: http://www. tsouz. ru/news/Pages/24-05-2012.aspx. 5. ЕЭК изучает опыт ЕС в создании экономически эффективной транспортной политики // Официальный сайт Евразийской экономической комиссии. [Электронный ресурс] URL: http://www. tsouz. ru/news/Pages/18-06-2012-1.aspx. 6. Лихачев А. Е. Наше партнерство строится на взаимовыгодном сотрудничестве: Интервью зам. Министра // Коммерсантъ. 2012. 20 дек. (прил. "Guide Россия и Европейский союз"). Официальный сайт Министерства экономического развития РФ. [Электронный ресурс] URL: www. economy. gov. ru. 7. Лукашенко А. Г. О судьбах нашей интеграции // Известия. 2011. 17 окт. 8. Назарбаев Н. А. Евразийский союз: от идеи к истории будущего // Известия. 2011. 25 окт. 9. Об итогах внешней и взаимной торговли государств - членов Таможенного союза в 2011 году // Официальный сайт Евразийской экономической комиссии. [Электронный ресурс] URL: http://www. tsouz. ru/db/stat/AnaIitycs_trade/Documents/Analytics_2011.pdf. 10. Путин В. В. Новый интеграционный проект для Евразии - будущее, которое рождается сегодня // Известия. 2011. 4 окт. 11. Сближение систем технического регулирования // Официальный сайт Евразийской экономической комиссии. [Электронный ресурс] URL: http://www. tsouz. ru/news/Pages/26-10-2012-2.aspx. 12. Trade and Investment Barriers Report 2013: report from the Commission to the European Council. Brussels, 28.02.2013 COM(2013)103 final. [Электронный ресурс] URL: http://trade. eceuropa. eu/doclib/docs/2013/march/tradoc_l50742.pdf.

Название документа