Европейская социальная хартия 1961 г.: 50 лет в действии - достижения и новые задачи

(Мачульская Е. Е.) ("Трудовое право в России и за рубежом", 2011, N 4) Текст документа

ЕВРОПЕЙСКАЯ СОЦИАЛЬНАЯ ХАРТИЯ 1961 Г.: 50 ЛЕТ В ДЕЙСТВИИ - ДОСТИЖЕНИЯ И НОВЫЕ ЗАДАЧИ <*>

Е. Е. МАЧУЛЬСКАЯ

Мачульская Елена Евгеньевна, профессор кафедры трудового права Московского государственного университета имени М. В. Ломоносова, доктор юридических наук, член Комитета по социальным правам Совета Европы.

Статья посвящена 50-летию Европейской социальной хартии 1961 г. В ней излагается краткое содержание ЕСХ, подводятся некоторые итоги контрольной деятельности Комитета по социальным правам по рассмотрению докладов правительств стран - членов СЕ и разрешению коллективных жалоб.

Ключевые слова: Европейская социальная хартия, Комитет по социальным правам СЕ, доклады правительств, коллективные жалобы.

The article is devoted to the 50th Anniversary of the European Social Charter 1961. It contains short description of ESC content, the results of control functions of the European Committee of Social Rights over the reports of the member-states of the Council of Europe and hearings on collective complaints.

Key words: European Social Charter 1961, Committee of Social Rights, reports of the member-states of the Council of Europe, collective complaints.

Среди международных договоров, содержащих широкий комплекс социально-экономических прав, Европейская социальная хартия (ЕСХ) занимает особое место, поскольку она аккумулирует в себе достижения социально-экономической теории и прав человека наиболее развитых европейских стран. С другой стороны, право, безусловно, является феноменом культуры, поэтому адекватность высоких стандартов стран Центральной Европы для "новых" членов Совета Европы и России зависит не только от уровня их экономического развития и политического курса правящей элиты, но и от восприятия их общественным сознанием. 18 октября 2011 г. в Страсбурге состоялась торжественная церемония, посвященная 50-летию со дня принятия ЕСХ в 1961 г. На сегодняшний день ЕСХ ратифицировали 12 государств - членов Совета Европы (в первоначальной редакции 1961 г.). Пересмотренную ЕСХ 1996 г. ратифицировало 31 государство. Таким образом, ЕСХ действует в 43 государствах из 47 членов СЕ. В период с 1961 по 1996 гг. ЕСХ была дополнена тремя протоколами: - Дополнительный Протокол 1988 г., расширяющий круг социально-экономических прав, охваченных ЕСХ; - Протокол поправок 1991 г., реформирующий контрольный механизм (так называемый Туринский протокол); - Дополнительный протокол 1995 г., установивший систему коллективных жалоб. Права, гарантированные ЕСХ, принято объединять в шесть больших групп в следующей последовательности. 1. Жилье. Право на жилище охватывает следующие аспекты: - право на доступ к жилью, соответствующему установленным требованиям, особенно для наиболее социально уязвимых категорий населения; - правовые гарантии в случаях насильственного выселения; - право выселяемых лиц на честь и достоинство; - право бездомных лиц на временное жилье, соответствующее санитарным нормам и другим стандартам; - право на получение социального жилья и жилищных пособий без дискриминации по признаку гражданства; - право на получение жилья в разумные сроки и право на компенсацию за чрезмерно долгое ожидание. 2. Здравоохранение. - право каждого на доступное и качественное медицинское обслуживание; - право на профилактику заболеваний, в том числе путем защиты окружающей среды; - право на безопасные и здоровые условия труда; - право на получение медицинской помощи в период беременности, родов и кормления ребенка. 3. Образование. - право каждого на бесплатное начальное и среднее обязательное образование; - право на бесплатную профессиональную ориентацию; - право на высшее образование, профессиональную подготовку и переподготовку; - право детей-инвалидов на получение образования, по возможности, в обычных, а не специализированных учебных заведениях; - право инвалидов на образование и профессиональную подготовку. 4. Занятость. - право работников и работодателей на свободу объединения в целях защиты своих социально-экономических интересов; - свобода выбора организаций для вступления; - право на консультации, коллективные переговоры, разрешение споров с применением процедуры примирения и добровольного арбитража; - право на забастовку; - запрет принудительного труда; - запрет детского труда (т. е. запрет приема на работу детей в возрасте до 15 лет); - право подростков в возрасте от 15 до 18 лет на особые условия труда; - право зарабатывать на жизнь свободно избранным трудом; - право на экономическую и социальную политику, направленную на достижение полной занятости; - право на справедливые условия труда, особенно в вопросах оплаты труда и рабочего времени; - право на защиту от сексуального и психологического харассмента (harassment); - право на защиту в случае увольнения; - право инвалидов на доступ к работе. 5. Правовая и социальная защита. - право детей на определение их юридического статуса; - право малолетних правонарушителей на гуманное обращение; - право на защиту от жестокого обращения и сексуальных домогательств; - запрет всех форм эксплуатации, включая сексуальную; - право семьи на юридическую защиту (равенство супругов, равное обращение с детьми, защита детей в случае распада семьи); - право на социальное обеспечение, на социальное благополучие и на социальное обслуживание; - право на защиту от бедности и социального отторжения (исключения - exclusion); - право детей на заботу; - право пожилых людей: на адекватные доходы, услуги и технические приспособления, жилье, медицинскую помощь, уважение частной жизни в учреждениях социального обслуживания. 6. Свобода передвижения. - право семьи на воссоединение; - право граждан на свободный выезд из страны; - право на защиту от необоснованного выдворения из страны, допустимость высылки только в установленных законом случаях с соблюдением необходимой процедуры; - упрощение иммиграционного законодательства. Все перечисленные права должны предоставляться не только гражданам стран - членов СЕ, но и иностранцам, проживающим и/или работающим в странах СЕ, без дискриминации по признаку расы, цвета кожи, пола, возраста, языка, религии, политических и иных убеждений, национального или социального происхождения, состояния здоровья, принадлежности к национальному меньшинству, рождения и иных признаков. Процедура контроля за соответствием ЕСХ национального законодательства и практики признается одной из самых эффективных. Ратифицировавшие ЕСХ страны ежегодно представляют в Комитет по социальным правам доклады правительства о состоянии национального законодательства и практики. Комитет проверяет полученную информацию с использованием выводов международных организаций (ООН, МОТ, ЮНИСЕФ и других) на основе исследований, осуществленных в соответствующих странах. Во внимание принимаются решения Европейского Суда по правам человека (ЕСПЧ), а также данные Евростата. Заключения Комитета по правительственным докладам ежегодно публикуются. Они направляются для рассмотрения в правительственный комитет СЕ, который формируется из представителей правительств. Как правило, в него входят работники министерств труда, здравоохранения, социального обеспечения и других органов исполнительной власти стран - членов СЕ. Они анализируют заключения Комитета по социальным правам с участием представителей европейских объединений работодателей и профсоюзов. Если после получения отрицательного заключения Комитета по социальным правам государство не принимает мер к исправлению ситуации, Комитет Министров СЕ может направить ему резолюцию по приведению законодательства и практики в соответствии с ЕСХ. По заключениям Комитета по социальным правам страны - члены СЕ внесли многочисленные изменения в национальное законодательство и практику, которые можно проиллюстрировать следующими примерами. В 2003 г. Австрия внесла изменения в уголовное законодательство в целях защиты детей от порнографии (ст. 7 § 10 ЕСХ 1961 г.). Правительство Дании приняло новую государственную программу здравоохранения на 2002 - 2010 гг., целями которой являлись увеличение продолжительности жизни, повышение качества жизни и устранение неравенства в доступе к здравоохранению (ст. 11 § 1 ЕСХ 1961 г.). Принцип равной оплаты был введен в Испании Законом N 33/2002 г. В настоящее время ст. 28 Закона о работниках охватывает все аспекты вознаграждения (ст. 1 Дополнительного протокола). Закон Греции N 3103/2003 отменил квоты для женщин, выразивших желание учиться в Академии полиции (ст. 1 Дополнительного протокола.). В соответствии с Законом Латвии N IX-1672 от 1 июля 2003 г. нормальное рабочее время не может превышать 12 часов в день и 40 часов в неделю (ст. 2 § 1 Пересмотренной хартии 1996 г.). После принятия Закона о труде и семье от 1 декабря 2001 г. женщины в Нидерландах получили право на отпуск по беременности и родам продолжительностью 6 недель до родов и 10 недель после родов (ст. 8 § 1 ЕСХ 1961 г.). Согласно Дополнительному протоколу к ЕСХ, вступившему в силу в 1998 г., национальные организации работодателей и профсоюзов, а также Европейская конфедерация профсоюзов (ETUC), "Бизнес-Европа" (UNIСЕ), Международная организация работодателей (IOE) и некоторые международные неправительственные организации получили право направлять в Комитет по социальным правам коллективные жалобы на государства, нарушающие ЕСХ. Дополнительный протокол к ЕСХ, устанавливающий процедуру подачи коллективных жалоб, ратифицирован 14 странами (Бельгия, Болгария, Греция, Испания, Италия, Кипр, Нидерланды, Норвегия, Португалия, Словения, Финляндия, Франция, Хорватия, Швеция). С 1998 по 2010 г. в Комитет было подано 63 жалобы. Жалоба должна содержать сведения об истце, подтверждающие соответствие Дополнительному протоколу, о государстве-ответчике, указывать нарушенные нормы ЕСХ. К жалобе должны быть приложены необходимые объяснения и документы. Жалоба подается на французском или английском языке, национальные организации могут подавать жалобы на языке своей страны. В случае признания жалобы приемлемой осуществляется процедура обмена документами. Комитет по социальным правам может провести публичные слушания с приглашением представителей сторон. После изучения документов и проведения публичных слушаний Комитет принимает решение по существу жалобы, которое направляется сторонам и Комитету министров СЕ. Решение Комитета должно быть опубликовано в течение четырех месяцев. Увеличение количества жалоб свидетельствует о повышении активности профсоюзов и неправительственных организаций, представляющих гражданское общество. Они включаются в процесс подачи жалоб и привлекают внимание правительств к существующим социально-экономическим проблемам, к случаям нарушения прав, гарантированных ЕСХ. При принятии решений Комитет по социальным правам во многом руководствуется теми же принципами, что и Европейский суд по правам человека: обязательность решений, свобода страны в выборе механизмов его выполнения, запрет дискриминации и др. О значимости решений Комитета свидетельствует тот факт, что Европейский суд по правам человека ссылается на них при обосновании своих решений <1>. -------------------------------- <1> Judgement Sorensen and Rasmussen v. Denmark, 2006; Demir and Baykara v. Turkey, 2008.

В связи с тем что Комитет по социальным правам не является судебным органом, он может очень быстро вмешаться и урегулировать острую ситуацию. В отличие от процедуры обращения в Европейский суд по правам человека, не требуется предварительно использовать в полном объеме национальную процедуру обжалования решений судебных органов. Вмешательство Комитета не влечет за собой взыскания убытков с проигравшей стороны. Все это создает очевидные преимущества, позволяет сократить процедуру принятия решений и внесения изменений в национальное законодательство, хотя они происходят не так быстро, как хотелось бы. Глобализация ежедневно испытывает на прочность европейскую систему социальной защиты. Единство всего комплекса прав человека подвергается сомнению, а соблюдение социальных прав ставится в зависимость от финансовых возможностей государства. С другой стороны, профсоюзы и неправительственные организации все активнее защищают право человека на жилище, занятость и медицинскую помощь. Несмотря на проблемы, связанные с финансовым кризисом, Совет Европы ставит перед собой две главные цели. Во-первых, придать глобализации социальную направленность. А во-вторых, добиться признания того, чтобы все страны - члены СЕ рассматривали ЕСХ в качестве основного инструмента для развития общеевропейской социальной системы.

Название документа