Подвижные бригады уголовного сыска в европейских государствах (по материалам совещания руководителей сыскной полиции Российской империи 26 июня 1913 г.)

(Невский С. А.) ("Международное уголовное право и международная юстиция", 2011, N 4) Текст документа

ПОДВИЖНЫЕ БРИГАДЫ УГОЛОВНОГО СЫСКА В ЕВРОПЕЙСКИХ ГОСУДАРСТВАХ (ПО МАТЕРИАЛАМ СОВЕЩАНИЯ РУКОВОДИТЕЛЕЙ СЫСКНОЙ ПОЛИЦИИ РОССИЙСКОЙ ИМПЕРИИ 26 ИЮНЯ 1913 Г.) <*>

С. А. НЕВСКИЙ

Невский Сергей Александрович, профессор кафедры уголовного права и процесса Московского городского университета управления правительства Москвы, доктор юридических наук.

В статье на основе архивных материалов рассматриваются вопросы организации и деятельности подвижных подразделений уголовной полиции во Франции и Саксонии. Отмечается, что создание подобных подразделений позитивно отразилось на организации раскрытия преступлений, имеющих межрегиональный характер.

Ключевые слова: сыскная полиция, подвижные бригады, летучие бригады.

On the basis of archives the article covers the issues of organization and activities of criminal police mobile brigades in France and Saxony. It is pointed out that the creation of such brigades had a positive effect on disclosing crimes of interregional character.

Key words: investigation police, mobile brigades.

В г. Санкт-Петербурге 26 июня 1913 г. открылось совещание руководителей сыскной полиции Российской империи <1>. Основными вопросами, вынесенными для обсуждения, были следующие: 1) об организации уголовного сыска в связи с общими мерами борьбы с преступностью; 2) состояние современной техники уголовного сыска и приемов расследования преступлений <2>. -------------------------------- <1> В. Пиотровский отметил, что в официальных документах и исторических документах приводятся различные наименования указанного мероприятия, в частности "Съезд чинов сыскной полиции", "Съезд начальников сыскных отделений", "Съезд деятелей уголовного сыска" и т. п. См.: Пиотровский В., Кудрявцев Д., Очкур Р. Русская полиция. М.; СПб., 2007. С. 267. <2> Невский С. А. Создание и развитие сыскной полиции в Российской империи // Расследование преступлений: теория и практика. 2005. Вып. 1 - 2 (7 - 8). С. 156.

Одной из проблем, существенно влияющих на результативность работы сыскных подразделений в Российской империи в начале XX в., был децентрализованный характер организации их деятельности. Сыскные отделения функционировали главным образом в городах, практически не осуществляя взаимодействия с полицейскими властями как на территории уездов за пределами губернских городов, так и других губерний <3>. -------------------------------- <3> Невский С. А., Ситковский А. Л., Карлеба В. А., Клещина Е. Н. Полиция в России / Под общ. ред. С. А. Невского. Краснодар, 2007. С. 80.

Необходимо отметить, что МВД Российской империи довольно активно изучало опыт организации и деятельности полиции зарубежных стран, что было обусловлено постоянным поиском рациональных средств совершенствования деятельности российской полиции. Об этом свидетельствуют многочисленные документы, находящиеся в Государственном архиве Российской Федерации. Одним из способов решения проблемы совершенствования раскрытия преступлений была организация подвижных бригад уголовной полиции, как это практиковалось в ряде европейских государств. К указанному совещанию была подготовлена специальная "Справка о предположенных к учреждению при Департаменте Полиции "подвижных бригадах" инспекторов уголовного сыска, по образцу французских brigades regionales de polise mobile" (1913 г.) <4>. В Справке говорилось, что "наиболее сильная сторона организованного уголовного сыска заключается в централизации всех сведений и сосредоточении руководства розыском по более выдающимся преступлениям в одних руках, что вполне отвечает особенностям борьбы с преступностью и самому характеру преследования преступников, которое не может ограничиваться одною какою-либо частью города или уезда или даже одним городом или уездом, но тотчас же после преступления виновников и их следы необходимо искать по притонам всего города и по территории всей губернии, при чем у каждой категории профессиональных преступников есть свои притоны, связи и особые способы сокрытия следов и сбыта похищенного, посему розыскные органы должны знать все пути и связи преступников, посредством специального их наблюдения, не только в черте города или губернии, но и за ея пределами" <5>. -------------------------------- <4> Государственный архив Российской Федерации (далее - ГАРФ). Ф. 102. Оп. 261. Д. 180 (при цитировании архивных документов сохранены, по возможности, их стиль и орфография). <5> ГАРФ. Ф. 102. Оп. 261. Д. 180. Л. 2.

В Справке отмечалось, что "как успешное расследование, так и меры предупреждения и пресечения этого рода преступной деятельности требуют объединения разрозненных усилий местных полицейских властей и постоянного руководства со стороны центрального органа Министерства; борьба же с подобного рода преступностью является одной из важнейших обязанностей государственной власти" <6>. Централизация и объединение уголовного сыска приводят к наиболее успешным результатам при постоянном контроле за розыскной деятельностью. Новой важной мерой в организации сыска в западных европейских государствах являлось введенное в 1907 г. во Франции объединение и высшее руководство сыском при помощи 14 районных подвижных бригад или летучих отрядов, состоящих в ведении "главного контроля розысков" в управлении полиции безопасности Министерства внутренних дел и предназначенных для расследования наиболее сложных преступлений, а также для усиления сыскной полиции в департаментах, объединения и руководства ею в особо важных случаях <7>. Далее особо подчеркивалось, что "это нововведение в организации уголовного сыска и планомерной борьбы с преступностью является весьма желательною мерою у нас, принимая во внимание особые условия службы переобремененной русской полиции и обширность территории Русской империи" <8>. -------------------------------- <6> ГАРФ. Ф. 102. Оп. 261. Д. 180. Л. 2. Об. 3. <7> ГАРФ. Ф. 102. Оп. 261. Д. 180. Л. 3. <8> ГАРФ. Ф. 102. Оп. 261. Д. 180. Л. 3.

В приложении к Справке находятся: 1) записка президента Дрезденской полиции г. Кеттига об учреждении "подвижной полиции" в Саксонии, 2) циркуляры французских министров юстиции и внутренних дел, в которых приводятся соображения, послужившие основанием для введения этих полицейских подразделений, а также руководящие указания по совместной деятельности чинов "подвижной полиции" с местной полицией и должностными лицами судебного ведомства. В Циркуляре Министра внутренних дел Франции Ж. Клемансо от 4 апреля 1908 г. указывалось, что Декретом 30 декабря 1907 г., подписанным министрами внутренних дел и юстиции, опубликованным в Journal official от 24 января 1908 г., во Франции были учреждены двенадцать областных бригад летучей полиции, позднее их число возросло до 14. Далее в документе отмечалось, что единственной целью учреждения правительством данных подразделений полиции являлось "дать этим нововведением стране необходимый орган общественной охраны. Оно хотело, чтобы злоумышленники всех категорий, которым постоянное увеличение и усовершенствование средств сообщений дает все больше шансов для бегства, преследовались и разыскивались агентами опытными, быстро перемещающимися, имеющими обширную компетенцию (в смысле полномочий): так как часто их не могут настичь местные полиции, независимые друг от друга, без связи между отдельными общинами, запертые в тесные и непреодолимые рамки юрисдикции. Учредить между этими полициями недостающее им связывающее звено, продолжить и распространить их действие на всю территорию, заменить при случае тем, которых не хватает во многих местах - вот первоначальная мысль этого нового мероприятия" <9>. -------------------------------- <9> ГАРФ. Ф. 102. Оп. 261. Д. 180. Л. 10, 10 Об.

Основной обязанностью дивизионных комиссаров и инспекторов летучей полиции была поддержка судебной власти "в подавлении преступлений и проступков против общего права (droit commun)". Их нельзя было отвлекать на месте нахождения бригады или при передвижениях по своему округу префектами и подпрефектами от исполнения своих обязанностей. Производство следствия административного и политического характера им строго воспрещалось <10>. -------------------------------- <10> ГАРФ. Ф. 102. Оп. 261. Д. 180. Л. 10 об.

Когда преступник после совершения преступления скрывался, дивизионные комиссары должны были предупредить, с указанием его примет, если они известны, своих коллег того района, куда, по имеющимся сведениям, мог направиться преступник, а также полиции той местности, где он мог быть задержан. Одновременно они уведомляли Главный контроль розысков, который помещал их сообщения в бюллетене уголовной полиции, а при необходимости направлял циркулярную телеграмму. Центральные комиссары, отдельные комиссары полиции, специальные комиссары докладывали дивизионному комиссару своего района обо всех преступлениях, по которым не удалось задержать совершивших их лиц, и предоставляли ему все имеющиеся у них сведения, способствующие розыску преступника. Они должны были сообщать по телеграфу дивизионному комиссару и генеральному контролеру розысков "о кражах карманных в толкотне, чемоданов багажа и мошенничеств en bonneteau, на которые будут жалобы на вокзалах или железных дорогах, обозначая N N поездов, в которые сели мошенники. В тех же условиях они сообщают о значительных кражах, совершенных отдельными ворами, взломщиками и другими видами профессиональных воров" <11>. -------------------------------- <11> ГАРФ. Ф. 102. Оп. 261. Д. 180. Л. 11.

Дивизионные комиссары собирали и тщательно анализировали сведения, полученные от префектов, супрефектов и других общественных и жандармских должностных лиц. Они посылали в Генеральный контроль личные заметки со сведениями о профессиональных преступниках, имевших привычку переменять место деятельности, а в случаях, предусмотренных законом, устанавливали личности бродяг, странствующих лиц, цыган, передвигавшихся единолично или группами, и направляли в Генеральный контроль их антропометрические и фотографические карточки. При проведении серьезной операции, в частности, арестов опасных преступников, банды бродяг, карманных воров, взломщиков, преступления которых вызвали большой общественный резонанс, они извещали об этом мэра общины, супрефекта округа и префекта департамента, в пределах которого происшествие случилось. При этом дивизионным комиссарам настоятельно рекомендовалось "почтительное и вежливое отношение ко всем властям, чинам и агентам всякого рода и жандармерии. Они не должны забывать, что их такт и любезность могут им заслужить драгоценную помощь, кроме обязательной, официальной помощи" <12>. -------------------------------- <12> ГАРФ. Ф. 102. Оп. 261. Д. 180. Л. 11, 11 об.

Дивизионные комиссары непосредственно отчитывались перед министром внутренних дел о результате "каждой розыскной репрессивной или предупредительной операции, произведенной по приказанию и под контролем судебной власти", уведомляли его обо всех своих передвижениях и своих подчиненных. Дирекция общественной безопасности должна была постоянно следить за работой бригад, регистрировать результаты их работы, оценивать целесообразность расходов. Министр внутренних дел в анализируемом циркуляре особо отметил: "Я ожидаю, что весь персонал центральных комиссаров муниципальной полиции, специальных комиссаров и инспекторов железных дорог полиции, всеми своими средствами будет добросовестно и усердно содействовать персоналу летучих бригад, во всех делах судебной полиции. Никакое чувство соперничества, столкновения власти не может быть допущено между агентами существующих организаций. Они могут быть уверены, что никакие преимущества не будут даны одному в ущерб другому. Только доверием и корректностью в сношениях, общей работой, общей заботой об общественном благе, они могут осуществить ту трудную задачу, которую поставила себе моя администрация. Каждый должен, вкладывая свою инициативу и труд в дело, получить свою долю успеха и наград" <13>. -------------------------------- <13> ГАРФ. Ф. 102. Оп. 261. Д. 180. Л. 12.

В записке президента Дрезденской полиции г. Кеттига о необходимости реформы полиции в Германской империи приводится опыт функционирования в Саксонии с января 1911 г. так называемой летучей полиции, организованной по французскому образцу. Она состояла: 1) из центрального управления, во главе которого находился президент Дрезденской полиции как постоянный начальник Дрезденской уголовной полиции; 2) из 7 бригад, расположенных в Дрездене, Лейпциге, Хемнице, Цвикау, Бауцене, Плауене и Фрейберге. Цель и главные задачи деятельности указанных бригад уголовной полиции заключались в поддержке должностных лиц прокурорского надзора и судебных следователей при расследовании, раскрытии и розыске тяжких преступлений и проступков, угрожающих общественной безопасности, вследствие того, что они охватывали большой район, или потому, что розыск виновных был связан с особенными трудностями. При этом они были недостающим связывающим звеном между отдельными местными полицейскими властями <14>. -------------------------------- <14> ГАРФ. Ф. 102. Оп. 261. Д. 180. Л. 8.

Служащие бригад в служебном отношении подчинялись непосредственно Королевскому министерству внутренних дел. Летучие бригады уголовной полиции, помимо исполнения указаний центрального управления, исполняли поручения должностных лиц прокурорского надзора и судебных следователей. Они получали поручения непосредственно, без полицейских промежуточных властей, и так же непосредственно направляли свои донесения, чем достигалась необходимая тесная связь между прокурорским надзором и этими вспомогательными полицейскими органами <15>. -------------------------------- <15> ГАРФ. Ф. 102. Оп. 261. Д. 180. Л. 8.

Летучие бригады (mobiles - подвижность) в своей деятельности в пределах Саксонии не были связаны никакими местными границами и вступали в непосредственные сношения со всеми полицейскими властями и органами. Изначально каждая бригада состояла из 2 - 4 служащих, которые выбирались из самых способных и одаренных служащих всей полиции страны, подготовленных при полицейской Дирекции в Дрездене <16>. -------------------------------- <16> ГАРФ. Ф. 102. Оп. 261. Д. 180. Л. 8 об.

Размещались летучие бригады в здании местных полицейских учреждений указанных городов, которые предоставили им помещения и право пользования имеющимися у них вспомогательными уголовными средствами. Каждая бригада имела Бертильоновскую универсальную дорожную камеру и сумку со всеми нужными инструментами для обнаружения и фиксации следов преступления <17>. -------------------------------- <17> ГАРФ. Ф. 102. Оп. 261. Д. 180. Л. 8 об.

Делопроизводство для бригад было установлено достаточно простое, освобожденное от бюрократического педантизма. Центральное управление бригад было обязано при розыске, охватившем всю территорию страны, снабдить их указаниями и всякой помощью, поддерживать с ними и между ними связь, заботиться о дальнейшем образовании служащих бригад, ознакомлении и снабжении их новейшими средствами, имевшимися в уголовной полиции. Если центральное управление само вело какой-либо розыск, то оно было вправе использовать силы всех летучих бригад. Бригады имели право пользоваться имперской телефонной связью, что способствовало быстрому и легкому сообщению с прокурорским надзором и центральным Управлением. Служащие бригад в пределах Саксонии пользовались правом свободного проезда по железной дороге и во всех крайних случаях были вправе пользоваться наиболее быстрыми средствами сообщения <18>. -------------------------------- <18> ГАРФ. Ф. 102. Оп. 261. Д. 180. Л. 8. Об. 9.

В своей записке г. Кеттиг отметил, что полицейские круги Саксонии "надеются, что эта организация летучих бригад даст самые лучшие результаты в действительной борьбе с тяжкой преступностью. Надо надеяться, что убеждение в целесообразности этого учреждения побудить и другие союзные государства к созданию подобной организации" <19>. Далее он, выражая надежду на образование общей имперской полиции, особо подчеркнул значение для этого указанных бригад: "Если в провинциальных городах больших государств создадутся центральные учреждения с летучими бригадами, то можно надеяться на скорое их соединение в одну Имперскую уголовную полицию; чем большее число отдельных центральных управлений вступит в связь между собой, тем легче и успешнее будет работа Имперского уголовного полицейского управления" <20>. -------------------------------- <19> ГАРФ. Ф. 102. Оп. 261. Д. 180. Л. 9. <20> ГАРФ. Ф. 102. Оп. 261. Д. 180. Л. 9.

В Справке был сделан вывод: "Как усматривается из практической деятельности "подвижных бригад" во Франции и Саксонии за последние четыре года, организация эта вполне соответствует требованиям жизни и встречает на местах сочувственное отношение, как со стороны судебного ведомства, так и со стороны частных учреждений и всего населения, так как чины этой отборной сыскной полиции приходят на помощь и ограждают имущественные интересы и безопасность даже и частных лиц во всех тех случаях, когда местная полиция по ограниченности сил своих и средств не имеет к тому возможности" <21>. -------------------------------- <21> ГАРФ. Ф. 102. Оп. 261. Д. 180. Л. 4, 4 об.

Название документа