Регулирование взаимной правовой помощи и административной помощи по налоговым делам: Швейцарская Конфедерация

(Батлер Е., Мэдер С.) ("Международное уголовное право и международная юстиция", 2011, N 4) Текст документа

РЕГУЛИРОВАНИЕ ВЗАИМНОЙ ПРАВОВОЙ ПОМОЩИ И АДМИНИСТРАТИВНОЙ ПОМОЩИ ПО НАЛОГОВЫМ ДЕЛАМ: ШВЕЙЦАРСКАЯ КОНФЕДЕРАЦИЯ <*>

Е. БАТЛЕР, С. МЭДЕР

Батлер Екатерина, юрист.

Мэдер Соня, адвокат.

Швейцарское право различает два правонарушения: уклонение от налогов и налоговое мошенничество. До сих пор Швейцария предоставляла помощь в случаях налогового мошенничества и отказывала в случаях уклонения от налогов. В результате взятых недавно обязательств с целью соблюдения норм ОЭСР Швейцария будет вынуждена в будущем предоставлять международную помощь и в случаях уклонения от налогов.

Ключевые слова: взаимная правовая и административная помощь, принцип двойной криминальности, уклонение от налогов, налоговое мошенничество, Швейцария.

Swiss law draws a distinction between tax evasion and tax fraud. So far, Switzerland has granted assistance with regards to tax fraud and refused to grant assistance with regards to tax evasion. As a result of its recently made commitment to comply with the OECD standards, Switzerland will have to extend its international assistance in tax matters to tax evasion.

Key words: mutual legal and administrative assistance, dual criminality, tax evasion, tax fraud, Switzerland.

Особенности взаимной правовой помощи по уголовным делам (Rechtshilfe) и административной помощи (Amtshilfe). Швейцария обменивается информацией по налоговым правонарушениям с другими странами либо путем предоставления административной помощи согласно соответствующим двухсторонним соглашениям об избежании двойного налогообложения, либо в ходе уголовной процедуры, путем предоставления правовой помощи согласно соответствующим много - или двухсторонним соглашениям о предоставлении взаимной правовой помощи по уголовным делам, а также согласно положениям швейцарского Федерального закона о международной правовой помощи по уголовным делам. Запрашивающая сторона имеет свободу выбора между взаимной правовой и административной помощью <1>. Если, с одной стороны, запрашивающая сторона стремится получить у запрашиваемой стороны информацию касательно финансового положения налогоплательщика, то уместным является запрос о предоставлении административной помощи. С другой стороны, если органы юстиции расследуют уголовное дело о налоговых преступлениях, открывается возможность обращения с запросом об оказании взаимной правовой помощи. -------------------------------- <1> Решение Верховного суда Швейцарии от 20 декабря 2010 г. // 1C485/2010. § 2.3.

Иными словами, сравнивая два вида помощи, в вопросах взаимной помощи по налоговым делам на первом плане стоит административная помощь <2>, в то время как оказание взаимной правовой помощи по уголовным делам о налоговых преступлениях является скорее исключением и запрашивается только в случаях расследования серьезных преступлений в рамках уголовного судопроизводства. -------------------------------- <2> Donatsch A., Heimgartner S., Simonek M. Internationale Rechtshilfe unter Einbezug der Amtshilfe in Steuersachen. Zurich: Schulthess, 2011. S. 135.

Однако размежевание административной и взаимной правовой помощи по уголовным делам с точки зрения материального права остается решением компетентных органов юстиции, в частности, при рассмотрении выполнения предпосылок предоставления административной или взаимной правовой помощи в каждом конкретном случае <3>. -------------------------------- <3> Решение Верховного суда Швейцарии от 20 декабря 2010 г. // 1C485/2010. § 2.3.1.

Решение федеральных налоговых властей (Eidgenossische Steuerverwaltung) о предоставлении административной помощи может быть обжаловано только в Федеральный административный суд (Bundesverwaltungsgericht), который выносит окончательное решение <4>, тогда как решение о предоставлении взаимной правовой помощи по уголовным делам может быть сначала обжаловано в Федеральный уголовный суд (Bundesstrafgericht), а затем частично еще в Верховный суд Швейцарии (Schweizerisches Bundesgerich) <5>. -------------------------------- <4> SR 173.32 Bundesgesetz vom 17. Juni 2005 uber das Bundesverwaltungsgericht (Verwaltungsgerichtsgesetz, VGG) // AS 2006 2197. Art. 31, 33 lit. D; Решение Федерального административного суда Швейцарии BverwGer A-7789/2009 vom 21. Januar 2010. in BVGE 2010/7. <5> SR 351.1 Bundesgesetz uber internationale Rechtshilfe in Strafsachen (Rechtshilfegesetz, IRSG) // AS 1982 846, Art. 80e Abs 1.

Существенное различие между взаимной правовой и административной помощью заключается в том, по какому назначению переданная информация может использоваться запрашивающей стороной. Информация, полученная от федеральных налоговых властей Швейцарии в рамках административной помощи, может использоваться как для уголовного преследования налоговых нарушений, так и для взыскания налогов с налогоплательщиков. В то время как информация, переданная в рамках взаимной правовой помощи, не может использоваться за рамками конкретного уголовного дела - по причине принципа специальности (Spezialitaf) - для взыскания налогов. Различие между уклонением от уплаты налогов (Steuerhinterziehung) и налоговым мошенничеством (Steuerbetrug). Статья 198 УК РФ "Уклонение от уплаты налогов и (или) сборов с физического лица" не делает различия между мошенническим и немошенническим уклонением и наказывает любое уклонение штрафом или лишением свободы. Швейцарское законодательство делает такое различие: согласно швейцарскому праву уклонение без мошенничества, заключающееся в непредставлении или представлении неполной (или с неточными данными) налоговой декларации, наказуемо только штрафом, а уклонение с мошенничеством наказуемо как штрафом, так и сроком лишения свободы - каждому нарушению посвящена отдельная статья закона. Налоговые нарушения не включены в швейцарский Уголовный кодекс <6>, а им посвящены отдельные статьи Административного уголовного кодекса <7> и Закона о федеральном подоходном налоге <8>. -------------------------------- <6> SR 311.0 Schweizerisches Strafgesetzbuch vom 21. Dezember 1937 (StGB) // AS 54 757. <7> SR 313.0 Bundesgesetz vom 22. Marz 1974 uber das Verwaltungsstrafrecht (VStrR) // AS 1974 1857. <8> SR 642.11 Bundesgesetz vom 14. Dezember 1990 uber die direkte Bundessteuer (DBG) // AS 1991 1184.

В частности, уклонение от налогов наказуемо ст. 174 Закона о федеральном подоходном налоге, в которой говорится, что наказуемо штрафом "нарушение законных обязательств, намеренное или по небрежности, и несмотря на предупреждение... (a) путем непредставления налоговой декларации или сопроводительных документов, (b) путем непредставления документов, информации или справок, представление которых является обязательным..." Налоговое мошенничество наказуемо ст. 186 Закона о федеральном подоходном налоге "Использование фальшивых документов", в которой говорится, что "тот, кто в целях совершения уклонения от уплаты налогов в смысле ст. ст. 175 - 177 прибегает к использованию фальшивых документов, ложной или неточной информации в отношении их содержания, таких как книги бухгалтерского учета, балансовые отчеты, отчет о прибыли или справки о зарплате и другие справки, выданные третьими лицами, с намерением обмануть налоговые органы наказывается сроком лишения свободы или штрафом..." При этом швейцарское законодательство не рассматривает налоговую декларацию как документ по смыслу ст. 186, поэтому непредставление налоговой декларации не подпадает под ст. 186 о налоговом мошенничестве и рассматривается швейцарским законодательством как уклонение от налогов (без мошенничества). Факт ложных заявлений сам по себе является актом налогового мошенничества только в том случае, если ложные заявления являются выражением конкретного намерения или если жертва ошиблась бы, даже проявив должную осмотрительность. Факт мошенничества отсутствует, если жертва не поддалась бы обману, проявив минимальную осмотрительность. Злоупотребление доверием исключено, если сделанные нарушителем заявления разумно следует проверить и если раскрытие одного ложного заявления повлекло бы за собой раскрытие мошенничества в полной мере <9>. -------------------------------- <9> Lombardini C. Droit bancaire suisse. Zurich: Schulthess, 2002. P. 697 со ссылкой на решение Верховного суда Швейцарии от 24 мая 2000 г. 1A.118/2000.

Например, считается, что использование компании-нерезидента с целью получения средств представляет мошенничество, только если эти средства не указаны в финансовой отчетности компании-налогоплательщика. Один факт размещения средств на глобальном банковском счете, открытом на имя фидуциарной компании, и факт выполнения операций от имени анонимных инвесторов не является налоговым мошенничеством <10>. -------------------------------- <10> Lombardini C. Droit bancaire suisse. Zurich: Schulthess, 2002. P. 697 со ссылкой на решение Верховного суда Швейцарии от 24 мая 2000 г. 1A.118/2000.

Административная помощь между Швейцарией и Россией: применимое законодательство. Административная помощь по налоговым правонарушениям между Швейцарией и Россией должна регулироваться соответствующим двухсторонним договором об избежании двойного налогообложения. Швейцария и Россия заключили Соглашение об избежании двойного налогообложения в отношении налогов на доходы и капитал от 15 ноября 1995 г. <11>. Однако действующее Соглашение не содержит никаких положений об обмене информацией. Поэтому в настоящее время возможность предоставления административной помощи по налоговым делам между Швейцарией и Россией отсутствует. -------------------------------- <11> SR 0.672.966.51 Abkommen zwischen der Schweizerischen Eidgenossenschaft und der Russischen Federation zur Vermeidung der Doppelbesteuerung auf dem Gebiet der Steuern vom Einkommen und vom Vermogen. 15. November 1995; Федеральный закон от 26 февраля 1997 г. N 38-ФЗ "О ратификации Соглашения между Российской Федерацией и Швейцарской Конфедерацией об избежании двойного налогообложения в отношении налогов на доходы и капитал" // Собрание законодательства Российской Федерации. 1997. N 9. Ст. 1021.

В 2009 г. растущее давление со стороны ОЭСР и "большой двадцатки" вынудило Швейцарию пойти на уступки в вопросах предоставления правовой и административной помощи в налоговой сфере. Швейцария пересмотрела некоторые старые или заключила новые соглашения об избежании двойного налогообложения с включением в них положений об административной помощи и обмене информацией на основе Типовой налоговой конвенции ОЭСР <12>, ст. 26 которой предусматривает обмен информацией. Полный список стран и соглашения опубликован на интернет-сайте Министерства финансов Швейцарии (Eidgenossisches Finanzdepartement) <13>. -------------------------------- <12> URL: http:// browse. oecdbookshop. org/ oecd/ pdfs/ browseit/ 2310081E. PDF. <13> URL: http:// www. efd. admin. ch/ dokumentation/ zahlen/ 00579/ 00608/ 00642/ index. html? lang=de.

2 марта 2011 г. Швейцария парафировала пересмотренное Соглашение об избежании двойного налогообложения с Россией, с включением положения на основе ст. 26 ОЭСР. Текст соглашения на данном этапе остается конфиденциальным. Хотя ст. 26 Типовой налоговой конвенции ОЭСР накладывает обязательство обмениваться информацией, которая может считаться существенной для приведения в исполнение положений налоговой конвенции или для исполнения законодательства договаривающихся государств, эта статья не предусматривает автоматического обмена информацией, а, наоборот, предполагает запрос информации. Далее, в п. 5 ст. 26 говорится, что "пункт 3 ни в коем случае не должен истолковываться как позволяющий Договаривающемуся Государству отказать в предоставлении информации только лишь на том основании, что такой информацией располагает банк..." Следовательно, закон о банковской тайне в Швейцарии более не стоит на пути раскрытия информации в случае уклонения от уплаты налогов. Указ о предоставлении административной помощи в соответствии с Соглашениями об избежании двойного налогообложения от 1 сентября 2010 года <14> регламентирует требования по предоставлению и исполнению административной помощи. Если страна обращается с запросом о предоставлении административной помощи на основе Соглашения об избежании двойного налогообложения, заключенного со Швейцарией, то федеральные налоговые власти анализируют наличие предпосылок исполнения запроса. Одной из предпосылок для запроса является соблюдение принципа добросовестности. Согласно ст. 5 (2) запрос об административной помощи не принимается к исполнению, если он основан на информации, которая была получена или передана благодаря действиям, наказуемым в соответствии со швейцарским законом. -------------------------------- <14> SR 672.204 Verordnung vom 1. September 2010 uber die Amtshilfe nach Doppelbesteuerungsabkommen (ADV) // AS 2010 4017.

Так что запрос, основанный на незаконно полученных из швейцарских банков данных, не подлежит рассмотрению. Взаимная правовая помощь по уголовным делам между Швейцарией и Россией: применимое законодательство. Между Швейцарией и Россией нет двухстороннего соглашения о взаимной правовой помощи по уголовным делам. Правовую основу оказания Швейцарией России правовой помощи по уголовным делам о налоговых преступлениях составляют: а) Европейская конвенция о взаимной правовой помощи по уголовным делам от 20 апреля 1959 г. <15>; -------------------------------- <15> SR 0.351.1 Europaisches Ubereinkommen vom 20. April 1959 uber die Rechtshilfe in Strafsachen // AS 1967 831; Европейская конвенция о взаимной правовой помощи по уголовным делам от 20.04.1959 // Бюллетень междунар. договоров. 2000. N 9. С. 51 - 59.

б) Федеральный закон о международной правовой взаимопомощи по уголовным делам (Закон о международной уголовно-правовой помощи [IRSG]) от 20 марта 1981 г. <16>. -------------------------------- <16> SR 351.1 Bundesgesetz uber internationale Rechtshilfe in Strafsachen (Rechtshilfegesetz, IRSG) // AS 1982 846.

Конвенция является основным международно-правовым документом при осуществлении взаимной правовой помощи между Швейцарией и Россией. Вместе с тем касаемо нарушений в налоговой сфере согласно ее ст. 2 "в помощи может быть отказано: а) если просьба касается преступления, которое запрашиваемая Сторона считает... финансовым преступлением...". Россия ратифицировала Дополнительный протокол к Европейской конвенции о взаимной правовой помощи по уголовным делам от 17 марта 1978 г. <17>. Таким образом, Россия не пользуется предусмотренным в ст. 2 (a) Конвенции правом отказывать в помощи только на том основании, что просьба касается преступления, которое запрашиваемая сторона считает финансовым преступлением. -------------------------------- <17> Дополнительный протокол к Европейской конвенции о взаимной правовой помощи по уголовным делам от 17.03.1978 // Бюллетень междунар. договоров. 2000. N 9.

Со своей стороны, Швейцария не ратифицировала этот Дополнительный протокол и отказывает в правовой помощи, если речь идет о таком налоговом правонарушении, как уклонение от налогов согласно швейцарскому праву. Однако Швейцария не отказывает в правовой помощи, если речь идет о налоговом мошенничестве, что объясняется принципом двойной криминальности (Doppelte Strafbarkeit). Об этом свидетельствует сделанное Швейцарией при подписании этого протокола заявление о том, что она применяет главу 1 только в той степени, в какой налоговое правонарушение будет являться налоговым мошенничеством. Принцип двойной криминальности нашел отражение в оговорке Швейцарии согласно ст. 5 (1a) упомянутой Конвенции, в которой говорится, что договаривающаяся сторона оставляет за собой право исполнять поручения в отношении обыска или наложения ареста на имущество при соблюдении условия, что "преступление, с которым связано поручение, наказуемо как по закону запрашивающей Стороны, так и по закону запрашиваемой Стороны" <18>. -------------------------------- <18> SR 0.351.1 Europaisches Ubereinkommen vom 20. April 1959 uber die Rechtshilfe in Strafsachen // AS 1967 831.

Действительно, упомянутый швейцарский Закон, в частности его ст. 3.3, подтверждает, что "запрос о правовой помощи не может быть принят к исполнению, если процедура, осуществляемая запрашивающей Стороной, касается деяния, которое видимо направлено на уменьшение налоговых поступлений". Иными словами, Швейцария отказывает в помощи, если нарушение касается уклонения от уплаты налогов (таможенных или других сборов). Однако согласно ст. 3.3 ("a" и "b") Закона запрос об оказании правовой помощи принимается к исполнению, если он касается налогового мошенничества. Верховный суд Швейцарии подтвердил, что Швейцария обязана предоставлять правовую помощь, если речь идет о налоговом мошенничестве. Средства, полученные в результате совершения налогового мошенничества, могут быть конфискованы в рамках оказания взаимной правовой помощи <19>. -------------------------------- <19> Решение Верховного суда Швейцарии от 4 апреля 1989 г. // BGE 115 Ib 68.

Согласно ст. 28 упомянутого Федерального закона о международной правовой взаимопомощи по уголовным делам от 20 марта 1981 г. (Закона о международной уголовно-правовой помощи [IRSG]) <20> взаимная правовая помощь Швейцарской Конфедерацией оказывается только на основании письменных просьб компетентных органов иностранных государств. -------------------------------- <20> Полный текст Закона на русском языке см.: Международный розыск, арест и конфискация полученных преступным путем денежных средств и имущества (правовые основы и методика) / Науч. ред. проф. А. Б. Соловьев. М.: Юрлитинформ, 2000. С. 396 - 416.

В них должны быть указаны: a) орган, от которого исходит, и в соответствующем случае - компетентный орган уголовного преследования; b) предмет и мотив просьбы; c) юридическая квалификация фактов; d) максимально точное и полное обозначение преследуемого лица. К просьбе должно быть приложено: a) краткое описание основных фактов содеянного; b) текст законов, применимых в месте совершения правонарушения. К просьбам об обыске лиц или помещений, аресте и передаче предметов - документ, устанавливающий их правомерность в запрашиваемом государстве. Просьбы и приложения к ним должны быть представлены на немецком, французском или итальянском языках или сопровождаться переводом на один из этих языков. Переводы должны быть официально заверены <21>. -------------------------------- <21> Подробнее о правовом регулировании и общем порядке оказания Швейцарией взаимной правовой помощи по уголовным делам см.: Волеводз А. Г. Правовое регулирование деятельности правоохранительных органов государств романо-германской системы континентального права по оказанию международной правовой помощи в розыске, аресте и конфискации денежных средств и имущества, полученных преступным путем. Ч. 1: Швейцарская Конфедерация // Российский следователь. 1999. N 5. С. 56 - 64; Волеводз А. Г., Соловьев А. Б. Международный розыск, арест, конфискация и передача иностранным государствам денежных средств и имущества, полученных преступным путем, а также вещественных доказательств. М.: Юрлитинформ, 2007. С. 176 - 199.

Швейцарские запрашивающие ведомства обычно не подвергают критическому анализу факты, изложенные в запросе о взаимной правовой помощи. При этом Швейцария действует исходя из принципа добросовестности между странами (Prinzip von Treu und Glauben) и полагается на обстоятельства дела, представленные запрашивающей стороной, если только в запросе не присутствуют очевидные ошибки, опущения или противоречия <22>. -------------------------------- <22> Решение Верховного суда Швейцарии от 18 июля 1994 г. // BGE 120 Ib 251.

Согласно судебной практике Верховного суда Швейцарии запрашивающая сторона должна принять к исполнению запрос, основанный даже на подозрениях общего характера, когда невозможно действовать по-другому, учитывая стадию уголовного преследования, сложность и характер преследуемых нарушений. Это особенно характерно, когда расследование находится на начальной стадии <23>. -------------------------------- <23> Решение Верховного суда Швейцарии от 11 января 1988 г. // BGE 114 Ib 56.

Хотя предпочтительнее, чтобы запрос был детальным, запрашивающая сторона не обязана представлять доказательства расследуемого преступления <24>. Тем не менее, на основании принципа добросовестности между сторонами Швейцария не принимает к рассмотрению запрос об оказании взаимной правовой помощи, основанный на информации, полученной незаконным путем. Запрос, основанный на такой информации, противоречит общественному порядку Швейцарии и не рассматривается также на основании ст. 1 (a) названного Закона. -------------------------------- <24> Решение Верховного суда Швейцарии от 27 апреля 2004 г. // 1A.64/2004.

Проблематичной представляется ситуация, когда запрашивающая сторона по закону обязана сообщить налоговым властям об обнаруженных в ходе оказания правовой помощи налоговых нарушениях. Возникает вопрос: в какой мере затронут порядок оказания правовой помощи, если вообще затронут, изменения, внесенные в Федеральный закон от 10 декабря 2003 г. N 173-ФЗ "О валютном регулировании и валютном контроле" <25>, предусматривающие обмен информацией между российскими органами валютного контроля, налоговыми и таможенными органами <26>. До сих пор позиция Швейцарии в отношении предоставления помощи на основании нарушений валютного контроля была следующая. -------------------------------- <25> Федеральный закон от 10 декабря 2003 г. N 173-ФЗ "О валютном регулировании и валютном контроле" // Собрание законодательства Российской Федерации. 2003. N 50. Ст. 4859. <26> Федеральный закон от 15 ноября 2010 г. N 294-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части регулирования обмена документами и информацией между органами валютного контроля и агентами валютного контроля" // Собрание законодательства Российской Федерации. 2010. N 47. Ст. 6028.

Европейская конвенция прямо не предусматривает, что в правовой помощи согласно положениям Конвенции может быть отказано в отношении нарушений валютного законодательства. Однако Швейцария считает, что преследование таких уголовных нарушений противоречит понятию общественного порядка Швейцарии и ее непреложным интересам, которые изложены в оговорке к ст. 2 (b) <27>. -------------------------------- <27> Решение Верховного суда Швейцарии от 19 июня 2000 г. // 1A.32/2000.

Даже если допустить, что запрос о взаимной правовой помощи касается расследования в России по подозрению в нарушении, например, статьи о легализации (отмывании) средств, полученных преступным путем, или налогового мошенничества, то информация и документы, переданные швейцарской стороной, не могут использоваться в качестве доказательств для подтверждения обвинений в нарушении статей валютного законодательства, т. к. это противно принципу специализации (Spezialitat) ст. 2 (b) Конвенции. Намечающиеся изменения в швейцарском законодательстве. На сегодняшний день Швейцария по-прежнему отказывает в предоставлении правовой помощи, если запрос касается уклонения от уплаты налогов, за исключением мошенничества в области налогообложения. Однако ситуация быстро меняется. Что касается отношений Швейцарии со странами Европейского союза, то, вступив в Шенгенское пространство, Швейцария стала стороной Конвенции о применении Шенгенского соглашения от 14 июня 1985 г. между правительствами государств Экономического союза Бенилюкс, Федеративной Республики Германии и Французской Республики и постепенной отмене проверок на общих границах от 19 июня 1990 г. <28> (Шенгенская конвенция 1990 г., или КПШС) <29>. -------------------------------- <28> Schengen-Besitzstand - Ubereinkommen zur Durchfuhrung des Ubereinkommens von Schengen vom 14. Juni 1985 zwischen den Regierungen der Staaten der Benelux-Wirtschaftsunion, der Bundesrepublik Deutschland und der Franzosischen Republik betreffend den schrittweisen Abbau der Kontrollen an den gemeinsamen Grenzen // Amtsblatt Nr. L 239 vom 22/09/2000. S. 0019 - 0062. <29> Henzelin M., Maeder S. Mutual Judicial Assistance between Switzerland and the EU States // Journal of European Criminal Law. 2008. Том 3. Вып. 1. С. 49 - 62.

Согласно ст. 50 КПШС Швейцария обязана оказывать взаимную правовую помощь по делам, связанным с нарушениями - как в части уклонения от налогов, так и в части налогового мошенничества - законодательных и регламентарных положений в области акцизов, налога на добавленную стоимость и таможенных пошлин. Тем не менее, Швейцария продолжает отказывать в предоставлении помощи в части уклонения от уплаты прямых налогов на основе исключения, содержащегося в ст. 51 КПШС. Это возможно ввиду того, что в Швейцарии уклонение от уплаты налогов наказуемо в качестве правонарушения, расследуемого административными органами, решение которых не может послужить основанием для передачи дела в компетентную национальную судебную инстанцию, прежде всего в сфере уголовной юстиции <30>. -------------------------------- <30> Ст. 51 (a). Schengen-Besitzstand - Ubereinkommen zur Durchfuhrung des Ubereinkommens von Schengen vom 14. Juni 1985 zwischen den Regierungen der Staaten der Benelux-Wirtschaftsunion, der Bundesrepublik Deutschland und der Franzosischen Republik betreffend den schrittweisen Abbau der Kontrollen an den gemeinsamen Grenzen // Amtsblatt Nr. L 239 vom 22/09/2000. S. 0019 - 0062.

Хотя включенные в двухсторонние соглашения об избежании двойного налогообложения положения об обмене информацией представляют собой материально-правовую основу, Швейцария должна принять закон, регулирующий процедуру оказания административной помощи, который заменит Указ от 1 сентября 2010 г. "О предоставлении административной помощи в соответствии с соглашениями об избежании двойного налогообложения". Проект Федерального закона об оказании административной помощи по налоговым вопросам (Bundesgesetz ber die Amtshilfe in Steuersachen) находится в разработке <31>. -------------------------------- <31> URL: http:// www. admin. ch/ ch/ d/ gg/ pc/ documents/ 2036/ d_Vorlage. pdf.

29 мая 2009 г. правительство Швейцарии в лице Федерального Совета (Schweizerische Bundesrat) объявило, что для согласованного предоставления административной помощи и взаимной правовой помощи, как только будут пересмотрены соглашения об избежании двойного налогообложения с целью включения в них положений о международной административной помощи в случаях уклонения от уплаты налогов, будут внесены соответствующие изменения в законодательство о взаимной правовой помощи <32>. Оказание взаимной правовой помощи в случаях уклонения от уплаты налогов будет осуществляться первоначально в рамках международных соглашений. И только на более позднем этапе будут внесены соответствующие изменения в Федеральный закон о международной правовой помощи по уголовным делам. -------------------------------- <32> URL:http:// www. efd. admin. ch/ dokumentation/ zahlen/ 00579/ 00608/ 01472/ index. html? lang=de.

Наконец, что касается стран, с которыми Швейцария заключила соглашения об избежании двойного налогообложения с обменом информацией, Швейцария также должна будет отказаться от принципа двойной криминальности в отношении уклонения от уплаты налогов, т. к. различие между уклонением от налогов и налоговым мошенничеством будет сохраняться внутри страны. В заключение укажем, что, после того как Швейцария согласно принятым на себя обязательствам внесет изменения в законодательство о взаимной правовой и административной помощи по делам об уклонении от уплаты налогов, она будет одной из самых открытых стран в области предоставления взаимной правовой и административной помощи, и можно будет смело говорить о швейцарской революции <33>. -------------------------------- <33> Maeder S. Mutual legal assistance in tax matters - a Swiss revolution // New Journal of European Criminal Law - Special Edition. 2010. S. 17 - 23.

Название документа