Вступление России в ВТО: необходимость изменений в правосознании и законодательстве
(Муранов А.) ("Вестник ФБУ Государственная регистрационная палата при Министерстве юстиции РФ", 2011, N 5) Текст документаВСТУПЛЕНИЕ РОССИИ В ВТО: НЕОБХОДИМОСТЬ ИЗМЕНЕНИЙ В ПРАВОСОЗНАНИИ И ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВЕ
А. МУРАНОВ
Александр Муранов, кандидат юридических наук, доцент, коллегия адвокатов "Муранов, Черняков и партнеры".
Современная российская экономика может получить импульс развития только от активного взаимодействия с мировым рынком товаров и услуг, в регулировании которого главную роль играет Всемирная торговая организация. Членство в ВТО должно включить Россию в процесс формирования правил мировой торговли, стать инструментом защиты национальных интересов на мировых рынках. Однако для участия в данной организации нужно принять ее принципы и взять на себя обязательства, указанные в правовых документах организации. Нормы и правила ВТО подлежат перенесению в национальное законодательство и будут иметь над ними приоритет. В том числе значительные изменения коснутся и такого основополагающего правового института, как регистрация субъектов предпринимательской деятельности. Вступление России во Всемирную торговую организацию (ВТО), как выразились разработчики доклада "Народно-хозяйственные последствия присоединения России к ВТО", подготовленного в том числе под эгидой Российской академии наук, - "желанное и, видимо, неизбежное событие" <1>. -------------------------------- <1> Народно-хозяйственные последствия присоединения России к ВТО / РАН, Национальный инвестиционный совет. М., 2004. С. 12; http://www. tpprf. ru/img/uploaded/20020815 11411592.zip.
То, что вступление России в ВТО рано или поздно произойдет, бесспорно. Можно сколь угодно долго рассуждать о вреде глобализации, но это никоим образом не поколеблет следующую формулу, задаваемую современной жесткой конкурентной средой: либо Россия будет заниматься системой международной торговли изнутри с выгодой для себя, либо эта система, находясь извне, будет влиять на Россию невыгодным для нее образом. "...Нет большего заблуждения, чем считать, что Россия может остаться в стороне и быть аутсайдером по отношению к организации и соглашениям, в которых участвуют 144 государства и к которым еще более 30 стран присоединяются" <1>. -------------------------------- <1> Дюмулен И. И. Международная торговля услугами. М.: Экономика, 2003. С. 244.
В ВТО на первое полугодие 2011 г. уже состояли 153 страны <1>, и ее правилами по состоянию еще на 2004 г. регулировалось 95% оборота мировой торговли между государствами с населением 92% от общемирового <2>. Вступление России в ВТО исходя из логики объективного развития ситуации рано или поздно должно случиться. "...Если Россия уйдет из глобальной политики, перестанет влиять на мировые решения, то скорее всего эти решения будут приниматься ей в ущерб. Это почти очевидно. Что думать о том, кто не может тебе возразить? Его интересы - в последнюю очередь, и опять же не потому, что люди плохи или хороши, люди просто таковы. И ничего с этим не сделаешь" <3>. -------------------------------- <1> См.: http://www. wto. org/english/thewto_e/whatis_e/tif_e/org6_e. htm. Рано или поздно в ВТО будут состоять практически все государства мира. <2> Supachai Panitchpakdi. Inaugural Ceremony / International Business Conference on Global Economic Governance & Challenges of Multilateralism. Dhaka, Bangladesh, 17 January 2004. URL: http://www. wto. org/english/news_e/spsp_e/spsp21_e. htm. <3> Сурков В. Ю. Основные тенденции и перспективы развития современной России. М.: Изд-во Современной гуманитарной академии, 2007. С. 24.
При этом российский рынок слишком интересен для западных стран и компаний, чтобы они в конце концов не уговорили Россию стать членом ВТО на тех или иных условиях. "Мировое сообщество заинтересовано в членстве России в ВТО, иначе Евросоюз не пожалел бы на это несколько миллионов евро (на осуществление проекта "Вступление России в ВТО" в рамках программы сотрудничества ЕС - Россия. - А. М.), а зарубежные партнеры деньги на ветер не бросают и наверняка заинтересованы извлечь из этого выгоды" <1>. "Россия... может предпочесть нахождение вне ВТО и повернуться к экономической изоляции, если условия присоединения будут неудовлетворительными. Это было бы большой экономической потерей для глобализирующейся мировой экономики и влекло бы существенные политические риски. Мир был бы менее безопасен с несотрудничающей (в рамках ВТО с другими ее членами. - А. М.) Россией" <2>. -------------------------------- <1> Шевченко С. В. Присоединение России к Всемирной торговой организации: конкуренция, экономическая безопасность, российский рынок безопасности // Государство и право. 2007. N 3. С. 83. <2> Naray P. Russia and the World Trade Organization. New York: Palgrave, 2001. P. 151.
В России сегодня вряд ли возможно отстаивать идею принципиального и полного ее отказа от вступления в ВТО. СССР после Второй мировой войны также решил воздержаться от участия в Генеральном соглашении по тарифам и торговле (ГАТТ) и Международном валютном фонде. Чем это закончилось в 1990-е гг., хорошо известно. Соответственно нерациональный подход к вопросу о вступлении России в ВТО может привести только к тому, что вступление все же состоится, но позднее, а издержки от неоправданного промедления будут для страны весьма серьезными. Российские власти это понимают: "ВТО - хотел бы обратить на это внимание - не абсолютное зло и не абсолютное добро. И не награда за хорошее поведение. ВТО - это инструмент. Тот, кто умеет им пользоваться, становится сильнее. Кто не умеет или не хочет пользоваться, не хочет учиться, кто предпочитает сидеть за частоколом протекционистских квот, пошлин, - обречен. Стратегически абсолютно обречен. Наша страна все еще "выключена" из процесса формирования правил мировой торговли. Мы уже там, в этой мировой торговле, а к формированию правил ее не допущены. Это ведет к консервации российской экономики, к снижению конкурентоспособности. Членство в ВТО должно стать инструментом защиты национальных интересов России на мировых рынках. И мощным внешним стимулом для решения тех задач, которые нам и так нужно решать" <1>. -------------------------------- <1> Послание Президента России В. В. Путина Федеральному Собранию Российской Федерации от 18 апреля 2002 г. "России надо быть сильной и конкурентоспособной" // Российская газета. 2002. 19 апреля. N 71.
На первый взгляд такое достаточно рядовое событие, как вступление России в очередную международную организацию, даже если она и называется ВТО, ничем особо выдающимся стать не должно. Но, мгновенно ничего не изменив, оно обусловит постепенное кардинальное изменение экономического, правового и социального уклада в России и серьезнейшим образом повлияет на их будущее, а значит, и страны в целом. Возможно, кому-то такое заявление может показаться преувеличением <1>. Однако даже со всеми скидками это именно так: последствия вступления России в ВТО самым серьезным образом определят очень многое в ее грядущем. Но сегодня в стране мало кто это осознает: большинство, не имея представления о том, что такое ВТО и право ВТО, об этом даже и не подозревает. -------------------------------- <1> Равно как и утверждение о том, что вступление России в ВТО "означать... будет очень многое - это судьбоносный шаг" (мнение Г. М. Вельяминова, признанного в России авторитета по международному экономическому праву (Светланов А. Г., Шамсиев Х. Р., Ошноков А. Н. Россия и система Всемирной торговой организации (ВТО). Правовые аспекты: Материалы научно-практической конференции, состоявшейся в Институте государства и права РАН 9 февраля 2000 г. // Государство и право. 2007. N 7. С. 120)).
Само собой, ВТО и ее право стремятся не к деструкции, а к будущему процветанию. Но такое будущее будет сильно отличаться от настоящего, в связи с чем возникает вопрос, каким образом и за чей счет оно будет достигнуто. Не пытаясь разобраться в этих вопросах, рискуешь проиграть. Настоящая небольшая работа как раз и имеет цель показать, как вступление России в ВТО может повлиять на отечественное регулирование регистрации субъектов предпринимательской или профессиональной деятельности. Прежде чем сделать в конце в сжатом виде выводы о том, в чем такое влияние выразится, необходимо сначала коротко рассказать о системе правил ВТО и принципиальных моментах в них.
Система основополагающих соглашений ВТО
15 апреля 1994 г. в Марракеше было подписано Соглашение о создании Всемирной торговой организации с большим количеством приложений <1>: -------------------------------- <1> Названия соответствующих документов и соответствующие правила приводятся по текстам, содержащимся в электронной правовой базе "Гарант" (официальные тексты на русском языке пока отсутствуют).
Приложение 1А
Генеральное соглашение по тарифам и торговле 1994 г. Соглашение по сельскому хозяйству. Соглашение по применению санитарных и фитосанитарных мер. Соглашение по текстилю и предметам одежды. Соглашение по техническим барьерам в торговле. Соглашение по инвестиционным мерам, связанным с торговлей. Соглашение о применении статьи VI Генерального соглашения по тарифам и торговле 1994 г. Соглашение о применении статьи VII Генерального соглашения по тарифам и торговле 1994 г. Соглашение о досмотре грузов перед отправкой. Соглашение о правилах происхождения товаров. Соглашение о процедурах лицензирования импорта. Соглашение о субсидиях и компенсационных мерах. Соглашение о чрезвычайных мерах.
Приложение 1В
Генеральное соглашение по торговле услугами.
Приложение 1С
Соглашение об аспектах интеллектуальной собственности, связанных с торговлей.
Приложение 2
Понимание о правилах и процедурах относительно урегулирования споров.
Приложение 3
Механизм пересмотра торговой политики.
Приложение 4
Соглашение по торговле воздушными судами гражданского назначения. Соглашение о правительственных закупках. Соглашение по молоку. Соглашение по мясу. Из всех этих документов к отечественному регулированию регистрации субъектов предпринимательской или профессиональной деятельности в наибольшей степени имеет отношение Генеральное соглашение по торговле услугами (General Agreement on Trade in Services GATS, ГАТС). Как известно, вопрос о регистрации в России иностранного лица как субъекта предпринимательской или профессиональной деятельности возникает чаще всего тогда, когда оно намеревается оказывать в России тот или иной вид услуг. Перспективы отечественного регулирования регистрации субъектов предпринимательской или профессиональной деятельности в связи с вступлением России в ВТО следует рассматривать именно в контексте ГАТС, а не иных документов, указанных выше (некоторые из них после вступления России в ВТО также могут повлиять на отечественное регулирование регистрации субъектов предпринимательской или профессиональной деятельности, но это должно стать темой отдельного исследования).
ГАТС и роль обмена услугами в мировой экономике
Разработка и принятие ГАТС были обусловлены значением услуг в современных национальных экономиках и в международном торговом обороте. "Обмен услугами занимает важное и растущее место в международной торговле. В конце 90-х гг. XX в. экспорт услуг оценивался суммой в 1,8 трлн. долл., в то время как мировой экспорт товаров приблизился к цифре 6,5 трлн. долл. <...>. Международный обмен услугами развивается высокими темпами. По оценке Секретариата ВТО, емкость мирового рынка услуг в 1998 г. составляла более 3 трлн. долл. Однако статистика международной торговли услугами зарегистрировала стоимость мирового экспорта услуг в 1,8 трлн. долл. Это связано с несовершенством систем статистического учета всех четырех способов продажи услуг. По имеющимся оценкам, в 2020 г. мировой экспорт услуг может сравняться с мировым экспортом товаров. <...> В 1980-е и 1990-е гг. сфера услуг (их производство и международный обмен) превратилась в крупный сектор деловых операций. Доля производства услуг составляет 55 - 68% во внутреннем валовом продукте большинства стран мира. В производстве услуг занято 55 - 70% работающих в хозяйстве. Доля услуг в международной торговле товарами и услугами превысила 20% их общей стоимости. Развитие сферы услуг происходит по нескольким направлениям. Прежде всего это возникновение абсолютно новых видов услуг, таких как компьютерные услуги, информационные сети, электронная торговля, логистика (или управление товарными потоками), глобальные транспортные системы, использующие многие виды транспорта, объединенные в непрерывные транспортные цепочки, и др. Далее, это активное обособление и выделение в самостоятельные отрасли целого ряда видов услуг, которые ранее носили внутрифирменный вспомогательный характер. Это относится к маркетинговым услугам, рекламе, аудиту, бухгалтерским и юридическим услугам и многим другим видам услуг, которые стали самостоятельными сферами бизнеса. Наконец, заметным явлением стало образование крупных интегрированных компаний, поставляющих потребителю "пакет" услуг, дающий возможность использовать одного поставщика услуг, не обременяя себя ведением дел с поставщиками других конкретных вспомогательных услуг. <...> В итоге развился многоплановый, многофункциональный мировой рынок услуг и возникла острая потребность в создании адекватной системы многостороннего регулирования международной торговли услугами. Так, в середине 1980-х гг. впервые международный обмен услугами стал предметом комплексных международных переговоров, а с января 1995 г. начало действовать в составе Всемирной торговой организации (ВТО) первое в истории Генеральное соглашение по торговле услугами (ГАТС)" <1>. -------------------------------- <1> Дюмулен И. И. Указ. соч. С. 5, 8, 9 - 10.
Основная задача ВТО - способствование свободе торговли товарами и интеллектуальной собственностью, а также свободе оказания услуг между лицами из членов ВТО за счет устранения барьеров и мер, установленных государствами в их национальном праве для иностранных субъектов и препятствующих упомянутой свободе. Целью ВТО является libera mercatura в пределах всего мира, то есть создание общего мирового рынка, на котором нет национальных ограничений и на котором для всех участников действуют не разрозненные местные правила, а единая унифицированная регламентация. ГАТС как один из столпов ВТО направлено на обеспечение свободы оказания услуг между лицами из членов ВТО. При этом условием членства государства в ВТО является принятие им на себя обязательств по ГАТС без каких-либо изъятий и выдвижения каких-либо оговорок. Смысл ГАТС аналогичен смыслу п. 3 ст. 1 Гражданского кодекса (ГК) России "Основные начала гражданского законодательства" ("Товары, услуги и финансовые средства свободно перемещаются на всей территории Российской Федерации. Ограничения перемещения товаров и услуг могут вводиться в соответствии с федеральным законом, если это необходимо для обеспечения безопасности, защиты жизни и здоровья людей, охраны природы и культурных ценностей"). Если бы каждый субъект Российской Федерации ввел своим собственным законом ограничения на оказание платных услуг лицами из других субъектов Российской Федерации со ссылкой на то, что это необходимо для обеспечения безопасности, защиты жизни и здоровья людей, охраны природы и культурных ценностей на его территории, имела бы место ситуация, аналогичная существующей сегодня на международном уровне. В данной ситуации ГАТС призвано играть роль упомянутого в вышеприведенной норме федерального закона, так как содержит правила, регламентирующие использование каждым членом ВТО ограничений на оказание платных услуг в отношении лиц из других членов ВТО. ГАТС регламентирует взаимные права и обязательства именно государств - членов ВТО в отношении устранения действующих в каждом таком государстве и установленных в его внутринациональном праве мер (как административного, так и частноправового характера), которые каким-либо образом ограничивают оказание платных услуг лицами из других членов ВТО <1> из-за того, что последние не являются резидентами (за счет введения для них дополнительных требований регистрации или получения каких-либо лицензий, введения особых налогов и т. д.). "Главный смысл ГАТС, совершенно очевидно, заключается в либерализации государственных мер, ограничивающих торговлю услугами" <2>. А таких мер много: это и протекционизм в пользу своих собственных субъектов (в связи с банковскими или страховыми услугами), защита прав потребителей (медицинские услуги), обеспечение национальной безопасности (услуги в области криптографии) и т. д. -------------------------------- <1> Под такими мерами согласно ст. I "Сфера применения и определения" ГАТС понимаются не только исходящие от самих государств, но также и от тех субъектов, которые наделены полномочиями воздействовать на оказание услуг в соответствующих сферах (например, профессиональных саморегулируемых организаций). Кроме того, в них включаются не только те, которые непосредственно касаются оказания услуг, но также и те, что вводят ограничения в валютной, инвестиционной или миграционной сфере и т. д. в части, касающейся оказания услуг. <2> Карро Д., Жюйар П. Международное экономическое право: Учебник / Пер. с фр. В. П. Серебренникова, В. М. Шумилова. М.: Междунар. отн., 2001. С. 286.
В отличие от экспорта и импорта товаров использовать взимание таможенных пошлин при оказании услуг иностранными лицами неудобно и нерационально ("С вестей (под ними можно понимать информацию и услуги. - А. М.) пошлины не берут" <1>), ввиду чего использование ограничительных мер нетарифного регулирования оказывается для государств единственным средством воздействия на сферу международного оказания платных услуг. -------------------------------- <1> Русские пословицы и поговорки / Под ред. В. Аникина; предисл. В. Аникина; сост.: Ф. Селиванов, Б. Кирдан, В. Аникин. М.: Худож. лит., 1988 (Классики и современники. Рус. классич. лит.). С. 275.
Согласно ГАТС каждый член ВТО обязан стремиться к тому, чтобы приравнять положение лиц, оказывающих платные услуги и происходящих из других членов ВТО, к положению своих резидентов. Также ГАТС призвано воздействовать на внутреннее регулирование членов ВТО, требуя обеспечить, чтобы их соответствующие внутринациональные меры, влияющие на оказание платных услуг, применялись разумным, объективным и беспристрастным образом ко всем лицам, как его собственным, так и из других членов ВТО <1>. -------------------------------- <1> См.: ст. VI "Внутреннее регулирование" ГАТС, чтобы составить представление о том масштабе, в котором ГАТС стремится воздействовать на внутреннее регулирование членов ВТО в только что указанном аспекте. Следует заметить, что Совет ВТО по торговле услугами, то есть наднациональная инстанция, наделяется определенными правами для поддержки такого устремления ГАТС.
Тем самым решается задача унификации правового регулирования, но уже не на международном уровне, а за счет приведения внутринациональных подходов к единому стандарту. В свете сказанного следует прийти к выводу о том, что непосредственный объект ГАТС - внутринациональное регулирование членов ВТО, относящееся к оказанию платных услуг. Повторим еще раз: важно понимать, что ГАТС не является сводом правил, говорящих о том, как один частный субъект международного торгового оборота должен оказывать те или иные платные услуги другому частному субъекту в той или иной стране. Иными словами, ГАТС не вводит глобальное, общее и обязательное для всех государств и частных субъектов материально-правовое (или коллизионное) регулирование применительно к оказанию платных услуг. В каждом государстве сохраняется свое собственное особенное национальное регулирование, однако на основании содержащихся в ГАТС правил постепенно должны сниматься ограничения на доступ в указанные сферы и деятельность в них для иностранных лиц из других членов ВТО и постепенно должно происходить их уравнивание в правах и обязанностях с местными предпринимателями. ГАТС оказывается инструментом, при помощи которого в мире утверждаются единые, пока еще самые общие стандарты, но не в отношении оказания и потребления услуг частными лицами, а в отношении единых подходов государств - членов ВТО к установлению и устранению внутринациональных мер, воздействующих ограничительным образом на оказание платных услуг иностранными лицами. Идет процесс не юридической, а фактической глобализации различных сфер услуг за счет того, что последние в отдельных государствах благодаря получению иностранными лицами права конкурировать с местными лицами на более или менее равных условиях утрачивают с экономической точки зрения национальную специфику и автономность и приобретают более тесные связи с аналогичными секторами в иных странах, постепенно формируя экономические ячейки глобальной сети. Правовое регулирование в каждой ячейке продолжает оставаться национально-специфическим, но оно все более интернационализируется, являясь частью общего экономического пространства. Границы формирующихся экономических пространств не совпадают с политическими. "Эпоха сложных границ" <1> сегодня уже начала свое наступление. -------------------------------- <1> Из доклада профессора Университета Осаки (Япония) Хирохиде Такикавы "Возможно ли оправдать государство всеобщего благоденствия в эпоху глобализации? К сложным границам" на XXII Всемирном конгрессе по философии права и социальной философии (Максимов С. И. Проблемы права и справедливости в условиях глобализации: XXII Всемирный конгресс по философии права и социальной философии // Известия вузов. Правоведение. 2007. N 1 (270). С. 244).
Само собой разумеется, что такие отдельные части должны будут постепенно становиться все более однородными по своим характеристикам. В итоге это приведет к появлению задачи создания единообразного регулирования, общего для всех таких частей, то есть к появлению действительно глобальных общих для всех материально-правовых правил, распространяющихся на весь комплекс отношений между лицами, оказывающими платные услуги, и лицами, их получающими. ГАТС не ставит задачу отменить политические границы или устранить действие национальных систем права как таковых. Пока его предназначение - помочь устранению действия в каждой национальной системе права ограничений на оказание платных услуг иностранными лицами, создать для них возможность входить в любой национальный рынок услуг и вести на нем деятельность на равных с местными лицами условиях, хотя бы и имеющих с юридической точки зрения национальный характер.
Доступ на национальные рынки услуг
Любой участник ВТО берет на себя обязанность обеспечить доступ поставщиков услуг из других членов ВТО на свой рынок, предварительно согласовав специальный список тех рынков (секторов) услуг с открываемым доступом, а также определить ограничения и его условия. В ходе Уругвайского раунда многосторонних торговых переговоров, проводившихся под эгидой ГАТС, Секретариатом ГАТС был подготовлен "Классификационный перечень секторов услуг" <1>, где услуги сгруппированы по следующим 12 последовательно пронумерованным секторам. -------------------------------- <1> Services Sectoral Classification List. World Trade Organization. Note by the Secretariat. MTN. GN S/W/120.10 July 1991. URL: http://www. wto. org/english/tratop_e/serv_e/serv_e. htm. Официального перевода данного классификатора на русский язык пока не существует. Неофициальный перевод приводится, в частности, в следующей работе: Данилова Е. В. ВТО: регулирование торговли услугами. М.: Академкнига, 2003. С. 87 - 95.
Деловые услуги. Услуги в области связи и передачи информации. Строительные и связанные с ними инжиниринговые услуги. Дистрибьюторские услуги. Услуги в области образования. Услуги, связанные с защитой окружающей среды. Финансовые услуги. Услуги, связанные со здравоохранением и социальным обеспечением (кроме перечисленных в секторе 1.A. h-j). Туризм и услуги, связанные с путешествиями. Услуги по организации досуга, культурных и спортивных мероприятий (кроме аудиовизуальных услуг). Транспортные услуги. Прочие услуги, не включенные в иные секторы. Эти секторы подразделяются на подсекторы, обозначаемые заглавными латинскими буквами в алфавитном порядке. Подсекторы делятся еще на 155 подсекторов, обозначаемых строчными латинскими буквами в алфавитном порядке. Россия в ходе переговоров по вступлению в ВТО взяла на себя обязательства в отношении 116 подсекторов: об этом сообщил представитель Министерства экономического развития и торговли России 5 марта 2007 г. на заседании Экспертно-консультативного совета по вопросам оказания правовой помощи и юридических услуг гражданам, предприятиям и организациям Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации <1>. -------------------------------- <1> Адвокатская газета. 2007. N 1. Март. С. 3.
Цели и основополагающие принципы ГАТС
ГАТС не только возлагает на членов ВТО обязанность открыть свои рынки для поставщиков услуг из других участников ВТО, но и требует придерживаться определенных правил при регулировании их деятельности. Ст. II "Режим наибольшего благоприятствования" ГАТС предусматривает: "1. В отношении любой меры, охватываемой настоящим Соглашением, каждый член немедленно и безусловно предоставляет для услуг и поставщиков услуг любого другого члена режим, не менее благоприятный, чем тот, который он предоставляет для аналогичных услуг или поставщиков услуг любой другой страны. 2. Член может сохранить меру, несовместимую с пунктом 1, при условии, что такая мера внесена в список изъятий и соответствует условиям приложения по изъятиям из статьи II. 3. Положения настоящего Соглашения не имеют в виду воспрепятствовать любому члену в получении или предоставлении преимуществ в отношении сопредельных стран в целях облегчения обмена услугами в пределах приграничных территорий, когда услуги производятся и потребляются в рамках таких территорий". Государство вправе не придерживаться режима наибольшего благоприятствования только в случае, предусмотренном в п. 3, а также если оно оговорило это в специальном списке изъятий. Согласно ст. XVII "Национальный режим" ГАТС: "1. В секторах, содержащихся в его списке, и на условиях и требованиях, оговоренных в нем, каждый член предоставляет услугам и поставщикам услуг любого другого члена в отношении всех мер, затрагивающих поставку услуг, режим, не менее благоприятный, чем тот, который он предоставляет таким же отечественным услугам или поставщикам услуг. 2. Член может выполнить требования пункта 1 путем предоставления услугам и поставщикам услуг любого другого члена в виде либо формально такого же режима, либо формально отличного режима по отношению к тому, какой он предоставляет своим собственным аналогичным услугам или поставщикам услуг. 3. Формально такой же или формально отличный режим считается менее благоприятным, если по сравнению с аналогичными услугами или поставщиками услуг любого другого члена он меняет условия конкуренции в пользу услуг или поставщиков услуг этого члена" (под секторами понимаются сферы, рынки различных услуг, например строительных, юридических и т. д.). Различие между смыслами ст. II и XVII ГАТС очевидно. Согласно ст. II режим наибольшего благоприятствования должен применяться членом ВТО автоматически в отношении поставщиков услуг из других членов ВТО, если иное не оговорено в особом списке изъятий. Однако национальный режим членом ВТО применяется в отношении поставщиков услуг из других членов ВТО только тогда, когда это указано в специальных списках (в них также определяется, на какие национальные рынки услуг иностранным поставщикам предоставляется доступ). Последние предлагаются государству в ходе вступления в ВТО, становятся предметом переговоров и в конце концов оказываются компромиссом между государством, ВТО и его участниками.
Способы международной торговли услугами
ГАТС особым образом определяет способы оказания платных услуг (торговлю услугами) в отношениях между лицами из членов ВТО. Пункт 2 ст. I "Сфера применения и определения" ГАТС предусматривает: "Для целей настоящего Соглашения торговля услугами понимается как поставка услуг: (a) с территории одного члена на территорию любого другого члена; (b) на территории одного члена потребителю услуг любого другого члена; (c) поставщиком услуг одного члена путем коммерческого присутствия на территории любого другого члена; (d) поставщиком услуг одного члена путем присутствия физических лиц члена на территории любого другого члена". Как видно, ГАТС охватывает все способы международного оказания услуг, все те варианты, которые могут иметь место в ходе оказания услуг лицами из одного члена ВТО лицам из другого члена ВТО. "Первая категория услуг охватывает трансграничные акции поставки услуг почтой или электронной связью, то есть информации для потенциального иностранного потребителя... По терминологии права (Европейского) Сообщества имеет место свободная активная поставка услуги. Вторая категория охватывает предложение услуг иностранным потребителям, которые сами перемещаются, чтобы воспользоваться услугой. По праву (Европейского) Сообщества, это - свободная пассивная поставка услуг. Третья категория охватывает предложение услуг потребителю путем постоянного присутствия и получения статуса юридического лица или определенной самостоятельности, если этого достаточно. Услуга предлагается посредством коммерческого присутствия. В данном случае поставщик услуг может создать предприятие по праву страны пребывания... он может просто открыть отделение своего предприятия или даже ограничиться заключением соответствующего договора с торговым агентом, посредниками или представителями в стране поставки услуги. Последняя категория охватывает случаи поставки услуг путем личного перемещения поставщика услуг за пределы страны гражданства. Такое перемещение может быть временным (мастера по ремонту, бухгалтеры, юристы) либо постоянным (штатные представители). В этом случае услуга предоставляется при личном присутствии физического лица - иностранца" <1>. -------------------------------- <1> Карро Д., Жюйар П. Указ. соч. С. 270 - 271.
Соответственно при вступлении в ВТО любое государство определяет условия доступа на свои рынки услуг применительно к каждому способу поставки, и правила о режиме наибольшего благоприятствования и национальном режиме распространяются на каждый из них. Для отечественного регулирования регистрации субъектов предпринимательской или профессиональной деятельности наибольшее значение имеет третий способ оказания (поставки) услуг, а также понятие "коммерческое присутствие".
Понятие "коммерческое присутствие"
Определение "коммерческое присутствие" дается в ст. XXVIII "Определения" ГАТС, причем без указания закрытого перечня форм: "...(d) "коммерческое присутствие" означает любую форму делового или профессионального учреждения, включая посредством (I) учреждения, приобретения или использования юридического лица или (II) создания или использования филиала или представительства на территории члена с целью поставки услуги". С точки зрения ГАТС регистрация физического лица в России в качестве индивидуального предпринимателя или приобретение им статуса, необходимого для ведения профессиональной деятельности (например, адвоката), будет считаться созданием коммерческого присутствия в России. Возможно также создание коммерческого присутствия посредством заключения соответствующего договора с торговым агентом, посредником или представителем в стране оказания услуги, который будет действовать от имени поставщика услуги. "Коммерческое присутствие юридического лица на территории иностранного государства... может быть непосредственным - через обособленные подразделения данного юридического лица, образованные на территории соответствующего государства, или опосредованным - через дочерние общества и физических и юридических лиц, действующих в качестве коммерческих агентов. <...> Коммерческим агентом признается... лицо, которое от собственного имени или от имени представляемого в интересах представляемого осуществляет деятельность по заключению гражданско-правовых договоров на выполнение работ (оказание услуг). Примером коммерческого агентирования может служить деятельность страховых агентов" <1>. -------------------------------- <1> Постатейный комментарий к Федеральному закону "Об основах государственного регулирования внешнеторговой деятельности" / Под ред. А. Н. Козырина // Подготовлен для СПС "КонсультантПлюс". 2005.
Здесь можно провести аналогию с концепцией "постоянного представительства", которая используется в международных договорах об избежании двойного налогообложения: если лицо в одном государстве не является агентом с независимым статусом и осуществляет деятельность от имени лица другого государства и имеет и обычно использует полномочия заключать контракты от имени второго лица, то считается, как правило, что это второе лицо с налоговой точки зрения имеет постоянное представительство в первом государстве. Существует вариант пересечения третьего способа оказания услуг с четвертым: коммерческое присутствие иностранного лица в каком-либо государстве может потребовать одновременного нахождения на его территории сотрудников такого лица. Отмеченное пересечение имеет значение для иностранного предпринимателя или адвоката, решившего зарегистрироваться/создать в России адвокатский кабинет: одновременно может иметь место и создание ими коммерческого присутствия в России в виде соответствующей регистрации, и присутствие иностранного лица в России для оказания услуг в том случае, когда иностранный предприниматель/адвокат будет оказывать их на территории России.
Перспективы регулирования регистрации субъектов предпринимательской и профессиональной деятельности
Отечественное регулирование регистрации субъектов предпринимательской или профессиональной деятельности в свете ГАТС после вступления России в ВТО ожидают следующие перспективы. Безусловная необходимость большего внимания к регулированию регистрации иностранных субъектов предпринимательской или профессиональной деятельности. После вступления России в ВТО предпринимательская и/или профессиональная деятельность иностранных поставщиков услуг в России активизируется. Ввиду этого регулированию регистрации иностранных субъектов предпринимательской или профессиональной деятельности в России надо будет уделять еще большее внимание. Безусловна необходимость учета содержания понятия "коммерческое присутствие" в ГАТС. Существует четыре формы коммерческих присутствий иностранных лиц в России: учреждаемые ими юридические лица; учреждаемые ими представительства их юридических лиц; учреждаемые ими филиалы их юридических лиц; получение статуса индивидуального предпринимателя (применимо только к иностранным физическим лицам). С точки зрения ГАТС получение иностранцем статуса российского индивидуального предпринимателя также будет образовывать в России его коммерческое присутствие. Что касается субъектов не предпринимательской, а профессиональной деятельности, то современному отечественному регулированию, если взять в качестве примера адвокатскую деятельность, известны следующие формы коммерческих присутствий иностранных лиц в России: обретение статуса российского адвоката согласно всем применимым процедурам (получение образования и стажа работы, сдача экзамена и т. д.) с последующим определением того, через какой вид адвокатских образований (адвокатский кабинет, адвокатское бюро, коллегия адвокатов, юридическая консультация) будет осуществляться адвокатская деятельность; получение статуса иностранного адвоката при помощи процедуры регистрации в специальном реестре <1> с последующим определением того, через какой вид адвокатских образований (адвокатский кабинет, адвокатское бюро, коллегия адвокатов, юридическая консультация) будет осуществляться адвокатская деятельность. -------------------------------- <1> Согласно п. 6 ст. 2 Федерального закона от 31 мая 2002 г. N 63-ФЗ "Об адвокатской деятельности и адвокатуре в Российской Федерации": "Адвокаты иностранных государств, осуществляющие адвокатскую деятельность на территории Российской Федерации, регистрируются федеральным органом исполнительной власти в области юстиции (далее - федеральный орган юстиции) в специальном реестре, порядок ведения которого определяется уполномоченным федеральным органом исполнительной власти. Без регистрации в указанном реестре осуществление адвокатской деятельности адвокатами иностранных государств на территории Российской Федерации запрещается".
Кроме того, после вступления России в ВТО предпринимательская и/или профессиональная деятельность иностранных поставщиков услуг в России может активизироваться, что сделает необходимым в ряде случаев введение процедуры регистрации такой формы их коммерческого присутствия, как заключение соответствующего договора с торговым агентом (посредником, представителем). Безусловна необходимость учета содержания перечня специфических обязательств России в отношении различных секторов услуг. В ходе вступления в ВТО Россией были проведены длительные переговоры применительно к ее обязательствам по допуску иностранных поставщиков в различные сферы услуг и по определению режима деятельности этих поставщиков. Условия допуска и режим деятельности часто касаются вопроса о коммерческом присутствии соответствующих поставщиков услуг в России. Например, в существующем на сегодня проекте перечня специфических обязательств России применительно к ограничению доступа в сектор юридических услуг говорится о том, что для иностранных лиц не устанавливаются какие-либо ограничения на открытие коммерческого присутствия в России за единственным исключением: "Адвокаты могут осуществлять адвокатскую деятельность только посредством адвокатского кабинета, коллегии адвокатов, адвокатского бюро и юридической консультации". Таким образом, в российском праве не могут устанавливаться никакие ограничения для иностранных адвокатов, желающих осуществлять адвокатскую деятельность в России, в отношении любой формы их коммерческого присутствия в России, включая возможность получить статус российского адвоката, за исключением того, что им может быть предписано осуществление адвокатской деятельности только посредством указанных адвокатских образований, то есть с исключением возможности создавать в России, например, ООО для осуществления этой деятельности либо открывать в России филиалы иностранных адвокатских фирм. В разделе "Горизонтальные обязательства" (то есть обязательства, относящиеся ко всем секторам услуг) данного проекта указывается в отношении ограничения доступа на рынок и ограничения национального режима применительно к поставке услуг через коммерческое присутствие, что "коммерческое присутствие, реализуемое через участие в приватизации и/или через участие в юридических лицах Российской Федерации, подлежащих приватизации, может быть ограничено, однако ограничение на участие не распространяется на иностранное финансирование приватизации, не имеющее своим результатом приобретение контроля и/или прав собственности". Россия сохранила за собой право вводить ограничения на указанные коммерческие присутствия. Там же: "Обязательства не принимаются в отношении коммерческого присутствия, реализуемого путем создания, приобретения или поддержания некоммерческих организаций (если иное не указано в секторальных обязательствах настоящего перечня)". Иными словами, Россия сохранила за собой право ограничивать любым образом доступ на рынок и условия деятельности на своей территории для поставщиков услуг из членов ВТО, намеревающихся действовать путем создания, приобретения или поддержания некоммерческих организаций. Далее, в данном проекте в отношении ограничения доступа на рынок применительно к поставке услуг через коммерческое присутствие говорится: "Представительствам не разрешается осуществлять любую коммерческую деятельность, включая поставку услуг". Российским законодательством представительствам иностранных поставщиков услуг в России может быть запрещено осуществлять любую коммерческую деятельность. Но власти могут и отказаться реализовывать свое право и разрешить этим представительствам осуществлять ту или иную коммерческую деятельность: правила ВТО подобный подход не только не запрещают, но даже и поощряют. Возможная необходимость изменения внутреннего российского регулирования регистрации иностранных субъектов предпринимательской или профессиональной деятельности в случае его расхождения с обязательствами России перед членами ВТО. После вступления России в ВТО все горизонтальные и секторальные обязательства страны будут являться частью международного договора России. Ввиду этого они получат приоритет над внутренним российским регулированием и их придется учитывать самым тщательным образом. В случае возникновения противоречий отечественное законодательство должно будет претерпеть изменения. К сожалению, привести какие-либо конкретные примеры пока невозможно: окончательное содержание перечня секторальных обязательств России почему-то держится в секрете. Существует возможная неизбежность изменения внутреннего российского регулирования регистрации иностранных субъектов предпринимательской или профессиональной деятельности в свете правил ГАТС о доступе на рынок и национальном режиме. Процедуры регистрации иностранных субъектов предпринимательской или профессиональной деятельности касаются в первую очередь вопроса доступа на рынок. Согласно п. 1 ст. XVI "Доступ на рынок" ГАТС: "В отношении доступа на рынок посредством методов поставки, определенных в ст. I, каждый член предоставляет услугам и поставщикам услуг любого другого члена режим, не менее благоприятный, чем тот, который предоставляется в соответствии с ограничениями и условиями, согласованными и указанными в его списке". В перечне секторальных обязательств России какие-либо подробные ограничения или условия доступа на рынок не содержатся, тогда как общий подход к вопросу о возможности доступа в разные сферы услуг весьма либеральный: она признается. В ст. XVII "Национальный режим" ГАТС <1> под словами "в отношении всех мер, затрагивающих поставку услуг" можно понимать и процедуры регистрации иностранных субъектов предпринимательской или профессиональной деятельности. -------------------------------- <1> "1. В секторах, содержащихся в его списке, и на условиях и требованиях, оговоренных в нем, каждый член предоставляет услугам и поставщикам услуг любого другого члена в отношении всех мер, затрагивающих поставку услуг, режим, не менее благоприятный, чем тот, который он предоставляет таким же отечественным услугам или поставщикам услуг. 2. Член может выполнить требования пункта 1 путем предоставления услугам и поставщикам услуг любого другого члена в виде либо формально такого же режима, либо формально отличного режима по отношению к тому, какой он предоставляет своим собственным аналогичным услугам или поставщикам услуг. 3. Формально такой же или формально отличный режим считается менее благоприятным, если по сравнению с аналогичными услугами или поставщиками услуг любого другого члена он меняет условия конкуренции в пользу услуг или поставщиков услуг этого члена".
После вступления России в ВТО существующее в ней регулирование регистрации иностранных субъектов предпринимательской или профессиональной деятельности должно быть с точки зрения благоприятности для этих иностранных лиц таким же, как и регулирование регистрации отечественных субъектов предпринимательской или профессиональной деятельности, если иное не оговорено в перечнях обязательств России перед членами ВТО. Важно не то, чтобы эти регулирования были друг другу идентичны по форме, а то, чтобы первое из них было не менее благоприятным, нежели второе. Понятие "не менее благоприятный режим" трактуется правом ВТО широко: как охватывающий любые аспекты, способные повлиять на оказание услуг. Применительно к процедуре регистрации иностранных субъектов предпринимательской или профессиональной деятельности данными аспектами могут быть: сроки регистрации; расходы на регистрацию; количество документов, представляемых на регистрацию; содержание документов, представляемых на регистрацию; количество регистрирующих органов и порядок их работы. Процедура аккредитации представительств и филиалов иностранных юридических лиц в России, осуществляемая Государственной регистрационной палатой при Министерстве юстиции Российской Федерации, может быть расценена после вступления России в ВТО как менее благоприятная с точки зрения расходов или количества регистрирующих органов, нежели те процедуры, которые существуют применительно к созданию представительств или филиалов российских юридических лиц. Как известно, большинство поставщиков услуг из развитых членов ВТО придерживаются весьма агрессивной политики защиты своих интересов, поэтому многие члены ВТО, побуждаемые своими поставщиками услуг, могут начинать выдвигать к России требования об изменении российского регулирования регистрации иностранных субъектов предпринимательской или профессиональной деятельности в более благоприятную для последних сторону. И России как члену ВТО такие обоснованные требования придется выполнять. Безусловна неизбежность последующего изменения обязательств России как члена ВТО и вытекающая из этого необходимость изменений внутреннего российского регулирования регистрации иностранных субъектов предпринимательской или профессиональной деятельности. Члены ВТО обязываются продолжать либерализацию доступа иностранных поставщиков услуг на свои рынки, а также устранение тех ограничений в применении национального режима, которые могли быть оставлены при вступлении государства в ВТО. Пункт 1 ст. XIX "Переговоры по специфическим обязательствам" ГАТС предусматривает: "1. Для достижения целей настоящего Соглашения члены проводят последующие раунды переговоров, которые должны начаться не позже чем через пять лет с даты вступления в силу Соглашения по ВТО и периодически проводиться впоследствии, для достижения постепенно более высокого уровня либерализации. Такие переговоры должны быть направлены на сокращение или устранение мер, отрицательно влияющих на торговлю услугами, с целью обеспечения эффективного доступа на рынок. Этот процесс осуществляется в целях содействования интересам всех участников на базе взаимной выгоды и обеспечения общего баланса прав и обязательств". Россия исключением не станет, то есть внутреннее российское регулирование регистрации иностранных субъектов предпринимательской или профессиональной деятельности будет претерпевать изменения в зависимости от хода переговоров России и принятия ею на себя новых обязательств перед другими членами ВТО. Разумеется, что все сделанные выше выводы являются общими и после того, как обязательства России перед членами ВТО станут известны, можно будет уже более точно определить последствия вступления России в ВТО для отечественного регулирования регистрации субъектов предпринимательской или профессиональной деятельности.
Список литературы
1. Данилова Е. В. ВТО: регулирование торговли услугами. М.: Академкнига, 2003. 2. Дюмулен И. И. Международная торговля услугами. М.: Экономика, 2003. 3. Карро Д., Жюйар П. Международное экономическое право: Учебник / Пер. с фр. В. П. Серебренникова, В. М. Шумилова. М.: Междунар. отн., 2001. 4. Максимов С. И. Проблемы права и справедливости в условиях глобализации: XXII Всемирный конгресс по философии права и социальной философии // Известия вузов. Правоведение. 2007. N 1 (270). 5. Светланов А. Г., Шамсиев Х. Р., Ошноков А. Н. Россия и система Всемирной торговой организации (ВТО). Правовые аспекты: Материалы научно-практической конференции, состоявшейся в Институте государства и права РАН 9 февраля 2000 г. // Государство и право. 2007. N 7. 6. Сурков В. Ю. Основные тенденции и перспективы развития современной России. М.: Изд-во Современной гуманитарной академии, 2007. 7. Шевченко С. В. Присоединение России к Всемирной торговой организации: конкуренция, экономическая безопасность, российский рынок безопасности // Государство и право. 2007. N 3. 8. Naray P. Russia and the World Trade Organization. New York: Palgrave, 2001. 9. Supachai Panitchpakdi. Inaugural Ceremony / International Business Conference on Global Economic Governance & Challenges of Multilateralism. Dhaka, Bangladesh, 17 January 2004.
Название документа