Особенности интеграционного перехода стран - членов Таможенного союза к Единому экономическому пространству

(Курочкина О. Л.) (Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2011) Текст документа

Подготовлен для системы КонсультантПлюс

ОСОБЕННОСТИ ИНТЕГРАЦИОННОГО ПЕРЕХОДА СТРАН - ЧЛЕНОВ ТАМОЖЕННОГО СОЮЗА К ЕДИНОМУ ЭКОНОМИЧЕСКОМУ ПРОСТРАНСТВУ

Материал подготовлен с использованием правовых актов по состоянию на 1 октября 2011 года

О. Л. КУРОЧКИНА

Курочкина О. Л., адвокат КА "Таможенный адвокат", член Экспертного совета по таможенному регулированию Комитета по бюджету и налогам Госдумы РФ.

Евразийское экономическое сообщество (ЕврАзЭС) - международная экономическая организация, созданная для эффективного продвижения Сторонами процесса формирования Таможенного союза и Единого экономического пространства, а также реализации других целей и задач, связанных с углублением интеграции в экономической и гуманитарной областях. Переход от Таможенного союза к формированию Единого экономического пространства является важнейшей ступенью в формировании единых механизмов правового регулирования экономической деятельности и образования единого рынка товаров и услуг. Приведенные три ступени процесса сближения национальных экономик и правовых систем для формирования единого экономического пространства являются оптимальными и наиболее эффективными, что подтверждает практика Европейских сообществ, а ныне - Европейского союза. Каждому типу интеграции свойственен определенный набор процедур, которые страны должны выполнить для перехода на более высокий этап интеграции. При создании зоны свободной торговли в странах-участниках отменяются таможенные пошлины, налоги и сборы, а также количественные ограничения во взаимной торговле в соответствии с международным договором. На этапе Таможенного союза происходит формирование единой таможенной территории, разработка и принятие единого таможенного законодательства, а также создание наднациональных органов. При формировании Единого экономического пространства государства должны обеспечить свободу перемещения товаров, услуг, капитала и рабочей силы через свои границы. В Соглашении о формировании Единого экономического пространства, заключенном 19.09.2003, содержится дефиниция, в которой определяется понятие и сущность Единого экономического пространства. Под Единым экономическим пространством Стороны понимают экономическое пространство, объединяющее таможенные территории Сторон, на котором функционируют механизмы регулирования экономик, основанные на единых принципах, обеспечивающих свободное движение товаров, услуг, капитала и рабочей силы и проводится единая внешнеторговая и согласованная в той мере и в том объеме, в каких это необходимо для обеспечения равноправной конкуренции и поддержания макроэкономической стабильности, налоговая, денежно-кредитная и валютно-финансовая политика. Так, из вышеуказанного определения можно выделить некоторые основные позиции, определяющие сущностные характеристики Единого экономического пространства. 1. Экономическое пространство, которое объединяет таможенные территории государств. 2. Экономическое пространство, на котором действуют единые принципы, обеспечивающие свободное движение товаров, услуг, капитала и рабочей силы. 3. Экономическое пространство, на котором действует единая внешнеторговая политика. 4. Экономическое пространство, на котором проводится согласованная налоговая, денежно-кредитная и валютно-финансовая политика в целях обеспечения равноправной конкуренции и поддержания макроэкономической стабильности. Использование понятия "согласованная политика" демонстрирует сложность и неготовность в настоящий момент осуществить переход к единой налоговой, денежно-кредитной и валютно-финансовой политике, что совершенно определенно дает нам право говорить о наличии определенных этапов более глубокой интеграции уже на стадии формирования Единого экономического пространства. ЕЭП формируется постепенно и поэтапно с учетом основных принципов и правил ВТО, что означает постепенное повышение уровня интеграции, через синхронизацию осуществляемых Сторонами преобразований в экономике, совместных мер по проведению согласованной экономической политики, гармонизацию и унификацию законодательства в сфере экономики, торговли и по другим направлениям, с учетом общепризнанных норм и принципов международного права, а также опыта и законодательства Европейского союза. Ввиду множественности различий в уровнях экономического и социального развития, а также в степени единообразия действующего в государствах национального законодательства, формирование Единого экономического пространства происходит в соответствии с заявленными принципами разноуровневой и разноскоростной интеграции, что означает свободу определения государством направления развития интеграции и интеграционных мероприятий, в которых оно будет принимать участие, а также объем такого участия (ст. 5 Соглашения о формировании Единого экономического пространства от 19.09.2003). В целях формирования Единого экономического пространства определены важнейшие области экономики, которые должны основываться на единых согласованных принципах и предоставлять равные условия для частных экономических операторов. Безусловно, для создания единых условий для обеспечения функционирования общего рынка товаров, услуг и факторов производства необходимо устранить межгосударственные барьеры во взаимной торговле, при этом обеспечить: 1. Функционирование единых норм и правил в области технического регулирования (разработка единых принципов и правил применения технических регламентов и стандартов). 2. Недопущение использования налогов и сборов как инструмента защиты внутреннего рынка и национальных производителей. 3. Создание условий для взаимной конвертируемости национальных валют и переход к расчетам в национальных валютах. 4. Создание общего рынка труда со свободным перемещением граждан государств - участников ЕЭП. Временной период основных этапов перехода от создания Таможенного союза до введения в действия основных Соглашений, формирующих Единое экономическое пространство, можно представить следующим образом. 1. С 1 января 2010 года фактически начал свою деятельность Таможенный союз Беларуси, Казахстана и России. Вступил в силу Единый таможенный тариф Таможенного союза, а также Соглашение в области единого нетарифного регулирования. 2. 1 июля 2010 года ознаменовалось вступлением в силу единого Таможенного кодекса Таможенного союза и ряда ключевых международных соглашений. Тем самым продолжился активный этап формирования единого таможенного законодательства. 3. 1 июля 2011 года должен произойти перенос таможенного контроля на внешнюю границу Таможенного союза, что позволит говорить о формировании единой таможенной территории Таможенного союза. 4. А с 1 января 2012 года планируется переход к Единому экономическому пространству, целью которого является полноценное и эффективное обеспечение свободы перемещения товаров, услуг, капитала и рабочей силы через границы государств-участников. Анализируя временные рамки прохождения основных этапов сближения национальных правовых систем, можно сделать вывод о довольно быстром развитии интеграционных процессов в рамках ЕврАзЭС, что, с одной стороны, свидетельствует об огромном желании государств развиваться в рамках интеграционных структур, а с другой стороны - заставляет задуматься о качестве нормативно-правовой базы, подготовленной для такого перехода. Основа перехода государств к Единому экономическому пространству условно заложена в едином перечне международных соглашений, устанавливающих основные единые принципы и нормы регулирования интегрируемых сфер экономической жизни. Данный перечень соглашений разделен на два пакета, в каждом из которых содержится определенное количество соглашений, позволяющее осуществить первичную унификацию некоторых областей экономики государств. Также установлены сроки вступления в силу соглашений, содержащихся в указанных пакетах. Соглашения, входящие в 1 пакет, должны быть ратифицированы и введены в действие с 1 июля 2011 года. Соглашения, входящие во второй пакет, должны быть введены в действие с 1 января 2012 года. Следует отметить, что Республика Беларусь 28 декабря 2010 года ратифицировала весь пакет документов по ЕЭП. Республика Казахстан и Российская Федерация завершают выполнение внутригосударственных процедур, необходимых для ратификации подписанных соглашений в установленные сроки. Так, в 1 пакет вошло 12 соглашений, регулирующих правоотношения, складывающиеся в таких областях, как: 1. Сфера экономической политики: - макроэкономика; - естественные монополии; - конкуренция. Госзакупки. Субсидии; - свобода движения услуг и инвестиций. Связь. Финансы. 2. Свобода движения капитала. Валютная политика. 3. Свобода передвижения рабочей силы. 4. Техническое регулирование. Во второй пакет вошло 5 соглашений, которые заключены в целях обеспечения интеграции в следующих сферах: 1. Защита интеллектуальной собственности. 2. Транспорт. 3. Энергетика. При этом необходимо отметить, что соглашения, касающиеся сферы экономической политики, могут предусматривать поэтапное введение в действие их отдельных положений. В целях обеспечения надлежащего и эффективного выполнения подписанных соглашений был разработан План мероприятий по реализации соглашений, формирующих ЕЭП, который был утвержден решением Межгоссовета ЕврАзЭС (высшего органа Таможенного союза) от 15 марта 2011 года N 77. В свою очередь, для выполнения Плана мероприятий подготовлен Календарный план по разработке документов в целях реализации соглашений, формирующих ЕЭП, который был утвержден решением Комиссии Таможенного союза от 7 апреля 2011 года. План мероприятий по реализации соглашений, формирующих ЕЭП, включает в себя 111 позиций, из которых 75 позиций предстоит выполнить Правительствам Сторон и их уполномоченным органам. 36 позиций по 8-ми соглашениям отнесено к компетенции Комиссии Таможенного союза. План охватывает временной интервал с 2011 по 2020 годы, что свидетельствует о постепенной реализации и введения в действие документов, более детально регламентирующих положения основных соглашений. Календарный план по разработке документов в целях реализации соглашений, формирующих ЕЭП, предусматривает разработку 13 международных договоров и 42 иных документов (протоколов, порядков, методик, критериев, схем, планов мероприятий). Указанные документы должны быть разработаны и приняты в период с 2011 по 2015 годы. Опираясь на приведенные сроки, можно с уверенностью говорить о том, что государства после 1 января 2012 года будут проводить дальнейшие действия по углублению интеграции в рамках Единого экономического пространства вплоть до 2020 года. Кроме того, в ближайшие несколько лет в развитие всей нормативной базы по ЕЭП должны быть дополнительно разработаны почти 70 новых соглашений. Насколько нам известно, в перспективе все документы ЕЭП и ТС могут быть подвергнуты масштабной кодификации, что позволит осуществлять поиск точной и однозначной правовой информации. Анализируя основные области внешнеторгового регулирования в преддверии перехода государств к Единому экономическому пространству, хотелось бы отметить позитивные тенденции унификации законодательства в сфере технического регулирования внешнеторговой деятельности. Для обеспечения интеграционного перехода к ЕЭП 18 ноября 2010 года государствами было подписано Соглашение о единых принципах и правилах технического регулирования в Республике Беларусь, Республике Казахстан и Российской Федерации. Данным Соглашением вводится Единый перечень продукции, для которой устанавливаются единые требования в рамках Таможенного союза. В настоящее время данный Перечень состоит из 61 товарной позиции. Единые требования к такой продукции будут содержаться в единых союзных регламентах, которые в настоящий момент находятся на стадии разработки, а некоторые - на стадии публичного обсуждения. Для продукции, включенной в единый Перечень, но в отношении которой не вступили в силу союзные регламенты, будут действовать национальные нормы права. В настоящий момент данное Соглашение внесено Президентом РФ на ратификацию в Государственную Думу РФ. Следовательно, для окончательного формирования единого режима технического регулирования, необходимо принять и ввести в действие единые союзные технические регламенты, которые будут иметь прямое действия на территории Беларуси, Казахстана и России. К настоящему моменту на стадии публичного обсуждения находятся следующие технические регламенты: 1. О безопасности химической продукции. 2. О безопасности пищевой продукции. 3. О безопасности колесных транспортных средств и др. Необходимо отметить, что единые формы сертификата соответствия и декларации о соответствии техническим регламентам Таможенного союза утверждены решением Комиссии Таможенного союза от 2 марта 2011 г. N 563. Комиссия таможенного союза является единым постоянно действующим регулирующим органом Таможенного союза. Состав Комиссии утверждается высшим органом Таможенного союза. Комиссия в пределах своих полномочий принимает решения, имеющие обязательный характер для Сторон. Голоса между Сторонами в Комиссии распределяются следующим образом: - Республика Беларусь - 21,5; - Республика Казахстан - 21,5; - Российская Федерация - 57. Решения принимаются большинством в 2/3 голосов. Если одна из Сторон не согласна с принимаемым решением Комиссии, вопрос вносится на рассмотрение высшего органа таможенного союза на уровне глав государств, который принимает решение консенсусом. Анализируя основные положения Договора о Комиссии таможенного союза от 6 октября 2007 года, с учетом перехода стран к более высокой форме интеграции - Единому экономическому пространству, можно сделать следующие выводы. Для функционирования ЕЭП необходим новый уровень организации и построения наднационального регулирования, в связи с этим встает вопрос о необходимости реформирования Комиссии таможенного союза с целью превращения ее в полноценный постоянно действующий наднациональный орган. Несмотря на довольно большой объем конкретных полномочий у КТС, она все-таки остается межстрановым органом (действует на основании мандатов), а не наднациональным. Основным является подход к решению данной проблемы, который заключается в том, что КТС должна приобрести фундаментальные, в т. ч. регулятивные, функции по управлению интеграционными процессами. В настоящее время принятие решений через межгосударственные соглашения, подписываемые на уровне вице-премьеров, премьеров или президентов, делают механизм регулирования громоздким и долгим. Поэтому для эффективности и динамики интеграции напрямую требуется упрощение и ускорение процедур принятия решений в рамках ТС и ЕЭП. Наиболее рациональным, по мнению экспертов, является адаптированное применение опыта Европейского союза - решение там принимает соответствующая комиссия без заключения соглашений, а используя директивы. Имеющаяся в настоящее время правовая база при ее сопоставлении с фактической социально-экономической и политической ситуацией в каждой из стран - участниц ЕЭП позволяет сделать некоторую оценку данному проекту, с точки зрения наличия возможностей для положительных результатов и, безусловно, рисков наступления негативных последствий либо отсутствия какой-либо реальной эффективности ЕЭП. Итак, к перспективам ЕЭП можно отнести: 1. Формирование единого полноценного наднационального органа, открытого для диалога, динамичного и способного решать подавляющее большинство вопросов. 2. Формирование эффективной транспортной инфраструктуры. 3. Полностью свободное движение товаров, капитала, рабочей силы и услуг на основании единых правил и норм. 4. Расширение рынков сбыта. 5. Формирование благоприятного инвестиционного климата. 6. Замена механизмов антидемпинговых, компенсационных, специальных и защитных мер на единые правила в области конкуренции и субсидий. 7. Международные правовые гарантии. 8. Обеспечения устойчивого и сбалансированного развития. К сожалению, в виду скоротечности событий, связанных с запуском ТС и ЕЭП, до настоящего времени не накоплен достаточной опыт по изучению проблематики новых этапов экономической интеграции на постсоветском пространстве, в связи с этим ожидаются значительные проблемы формирования ЕЭП. Интеграционный опыт Европейского союза является очень показательным с разных позиций, но он не может стать универсальным для стран - участников ЕЭП. Для входа в ЕЭП необходимо запустить несколько десятков соглашений, ряд из которых, в частности, в области макроэкономического регулирования или в сфере унификации (согласования на высоком уровне) финансовой политики носит революционный характер для экономических моделей Казахстана и Республики Беларусь. Особенно тяжело переход к ЕЭП может сказаться на экономики РБ, где государственный сектор составляет более 75%. Также к возможным рискам необходимо отнести: 1. Наличие значительных диспропорций в экономическом и социальном развитии государств. 2. Активизация внешних экспортеров по использованию Беларуси и Казахстана в качестве доступа к российскому рынку. 3. Спецификой ТС ЕврАзЭС остается то, что два государства из трех являются крупными поставщиками энергоносителей на мировой рынок, а одно из государств - импортером энергоносителей и транзитером нефти и газа на европейские рынки. Пока единственной реальной возможностью для формирования интеграционных проектов под руководством России остается использование для привлечения партнеров российских ресурсов, включая финансовые и сырьевые, а также российского рынка <1>. -------------------------------- <1> Общая сумма дотаций со стороны России в 2010 году составила около 6 млрд. долларов США, а в 2011 г. достигнет 8 млрд. долларов США.

4. Отсутствует в обозримом будущем возможность для организации коллективного вступления в ВТО. 5. Есть угроза, что ЕЭП постепенно сведется к региональному энергетическому проекту, т. е. будет реализована только энергетическая составляющая. В завершение следует сказать, что, несмотря на достаточно серьезные риски и угрозы наступления крайне негативных последствий либо на возможность низкой эффективности, главные цели и задачи образования ЕЭП могут быть достигнуты при условии достаточного единства целей у его участников, правильного понимания законов экономики и рынка, а также соблюдения основных принципов и норм международного права.

Название документа