Россия и Швейцария подписали протокол к Соглашению об избежании двойного налогообложения

(Юридическая фирма "Гольцблат БЛП", Налоговая практика)

(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2011)

Текст документа

РОССИЯ И ШВЕЙЦАРИЯ ПОДПИСАЛИ ПРОТОКОЛ

К СОГЛАШЕНИЮ ОБ ИЗБЕЖАНИИ ДВОЙНОГО НАЛОГООБЛОЖЕНИЯ

(Юридическая фирма "Гольцблат БЛП",

Налоговая практика)

Информационное письмо N 274

Материал подготовлен с использованием правовых актов

по состоянию на 30 сентября 2011 года

Юридическая фирма Goltsblat BLP сообщает, что 24 сентября 2011 года подписан Протокол о внесении изменений в Соглашение между Российской Федерацией и Швейцарской Конфедерацией об избежании двойного налогообложения в отношении налогов на доходы и капитал от 15 ноября 1995 года. Изменения следуют тенденциям, закрепленным в Типовом соглашении РФ об избежании двойного налогообложения, утвержденном Постановлением Правительства Российской Федерации от 24 февраля 2010 г. N 84, и во многом схожи с иными поправками к международным налоговым соглашениям РФ, обсуждаемыми в последнее время, в том числе с Кипром и Люксембургом.

К наиболее существенным нововведениям Протокола можно отнести следующее:

Проценты освобождаются от налога у источника.

Протокол освободит от налога у источника проценты, возникающие в одном договаривающемся государстве и выплачиваемые в пользу резидента другого договаривающегося государства. Это существенно повысит привлекательность финансовых структур с использованием Швейцарии по сравнению с текущим режимом, предусматривающим 5% налог к удержанию при выплате процентов в пользу банков и 10% по выплатам в пользу иных заимодавцев.

Вместе с тем Протокол позволит применять национальные правила "тонкой капитализации" о переквалификации в дивиденды чрезмерных процентов по займам от акционеров и аффилированных с ними лиц. При этом механизм распространения правил отличается от использованного в подписанном ранее протоколе к российско-кипрскому соглашению. Так, Протокол не вносит изменений в определения терминов "проценты" и "дивиденды", но содержит прямую норму о том, что положения Соглашения не препятствуют применению национального законодательства в этой части.

Изменен режим налогообложения паевых фондов.

Внесением изменений в ряд статей Соглашения уточняется квалификация выплат по паям для целей налогов у источника. Так, Протокол устанавливает, что платежи по паям паевых фондов недвижимости и паевых инвестиционных фондов рассматриваются как дивиденды в случае, если более 50% доходов фонда получено за счет акций, и рассматриваются как проценты в обратном случае. Важно отметить, что Протокол не распространяет на доходы от паевых фондов недвижимости положения статьи о доходах от недвижимого имущества, позволяющие облагать их налогом в государстве нахождения недвижимости, в отличие от подхода, использованного в протоколах к соглашениям РФ с Кипром и Люксембургом.

Облагается реализация акций компаний, более 50% активов которых относится к недвижимости.

Вводится право удерживать налог у источника на доходы от отчуждения акций компании, более 50% активов которой прямо или косвенно состоит из недвижимого имущества в договаривающемся государстве. Данная норма не будет применяться в отношении доходов по акциям, котирующимся на зарегистрированной фондовой бирже, а также если недвижимое имущество, составляющее более 50% активов такой компании, используется как место ведения ее предпринимательской деятельности.

Вводится порядок обмена информацией между компетентными органами.

Соглашение дополняется статьей об обмене информацией в формулировке, в целом соответствующей тексту Модельной конвенции Организации экономического сотрудничества и развития (ОЭСР) в отношении налогов на доходы и капитал. Предусматривается обмен информацией по покрываемым Соглашением налогам и по налогам на добавленную стоимость при условии, что они не противоречат Соглашению. При этом установлено, что сторона может не предоставлять запрошенную информацию, которая раскрывала бы какую-либо коммерческую, предпринимательскую, промышленную или профессиональную тайну либо торговый процесс, или информацию, раскрытие которой противоречило бы публичному порядку (ordre public), а также информацию, которую нельзя получить по законодательству или в ходе обычной административной практики этого договаривающегося государства.

Специально оговариваются ограничения по обмену информацией: в частности, не предусмотрен обмен на автоматической и спонтанной основе, запрещены запросы случайного характера ("fishing expeditions"), согласован перечень обязательных сведений о проверяемом лице, налоговой цели запроса, налоговом периоде и т. п., включая указание имени и адреса лица, которое предположительно может обладать запрашиваемой информацией, обмен информацией возможен только при исчерпании обычных средств сбора информации на национальном уровне. Практическое значение процедуры обмена информацией будет во многом зависеть от эволюции внутригосударственных административных процедур, применяемых Россией и Швейцарией в этой связи.

Ограничение льгот и противодействие уклонению (anti conduit).

Вводится положение о том, что применение льгот по Соглашению может быть ограничено в случае использования выгод Соглашения в части уменьшения налогов у источника на дивиденды, проценты и роялти путем использования посреднических и подставных схем, нацеленных исключительно на уклонение от налогообложения.

Прочие изменения.

Среди прочих нововведений можно отметить исключение из понятия дивидендов выплат в пользу частных и государственных пенсионных фондов, а также правительств, политических подразделений, местных органов власти и центральных банков договаривающихся государств, а также некоторые другие изменения, сближающие текст Соглашения с вышеупомянутой Модельной конвенцией ОЭСР. Также достигнуто соглашение о том, что сторонами будут приниматься без легализации и апостиля документы, изданные компетентным органом на основании Соглашения, в том числе подтверждения налогового резидентства.

Протокол составит неотъемлемую часть Соглашения, вступит в силу после выполнения соответствующих внутригосударственных процедур и будет применяться с начала календарного года, следующего за годом его вступления в силу.

Специально оговаривается, что запросы согласно вводимым положениям об обмене информацией могут касаться только информации, относящейся к налоговым периодам, начинающимся не ранее календарного года, следующего за годом вступления в силу Протокола.

Название документа