Унификация вопросов исполнения судебных решений и судебного сотрудничества по гражданским делам в ЕС
(Попов Е. В.) ("Юридический мир", 2011, N 10) Текст документаУНИФИКАЦИЯ ВОПРОСОВ ИСПОЛНЕНИЯ СУДЕБНЫХ РЕШЕНИЙ И СУДЕБНОГО СОТРУДНИЧЕСТВА ПО ГРАЖДАНСКИМ ДЕЛАМ В ЕС
Е. В. ПОПОВ
Попов Евгений Васильевич, магистр права (LL. M.), кандидат юридических наук.
Логика развития законодательства, его унификации и гармонизации в крупных наднациональных образованиях, подобных тем, каким является Европейский союз, приводит к необходимости нового осмысления специфики правовой унификации вопросов судебного сотрудничества по гражданским делам. Показательным примером в силу масштабности, развитости и глубины унификации может быть Европейский союз. Можно ли утверждать, что в праве ЕС сформировано уникальное гражданское процессуальное право, имеющее приоритет над национальным правом государств - членов ЕС по вопросам и предмету правового регулирования?
Ключевые слова: унификация, международный гражданский процесс, право ЕС, судебное сотрудничество по гражданским делам, признание и исполнение иностранных судебных решений.
Unification of execution of judicial decisions and judicial cooperation on civil cases in the European Council E. V. Popov
The logics of law development, law unification and harmonization processes in large supranational institutions like the European Union prompt a new attempt to analyze the specific nature of unification of judicial co-operation on civil matters. Given the magnitude, state of development and the degree of unification, an illustrative example is the European Union.
Key words: unification, international civil procedure, the EU law, judicial co-operation in civil law matters, recognition and enforcement of foreign judgments.
Тенденция развития института исполнения судебных решений и судебного сотрудничества по гражданским делам в Европейском союзе заключается в формировании особой отрасли европейского права - гражданского процессуального права ЕС, имеющего приоритет над национальным правом государств - членов ЕС по вопросам и предмету правового регулирования в широком унифицированном круге вопросов и опирающегося на механизмы национального законодательства государств - членов ЕС в вопросах, которые унификация либо пока не затронула, либо которые не могут быть унифицированы из-за своей природы или специфики <1>. Вместе с тем нельзя не отметить, что проблематика вопросов исполнения судебных решений, в том числе по гражданским делам, на протяжении длительного времени являлась и является предметом международного гражданского процесса как составной части международного частного права конкретного государства. -------------------------------- <1> Peter Gottland. The European Law of Civil Procedure in Ritsumeikan Law Review. 2005. No. 22. P. 37 - 39.
В рамках предлагаемой статьи предпринята попытка остановиться на конкретных и весьма показательных примерах правового регулирования вопросов гражданского процесса в праве ЕС в области судебного сотрудничества и исполнения иностранных судебных решений, с целью продемонстрировать очевидные успехи процесса унификации законодательства многочисленных государств - членов ЕС на основе единых и единообразных правовых актов, а также показать особенности применения унифицированных процессуальных норм к трансграничным ситуациям, когда участником процедур становится третье лицо - нерезидент государства - члена ЕС. Представляется, что такой анализ будет полезным для целей анализа соответствующих унифицированных процессуальных положений в праве ЕС для исследователей и правоприменителей из Российской Федерации. Амстердамский договор предоставил ЕС право принимать законодательные акты в области международного частного права, включая вопросы международного гражданского процесса, после чего в области "судебного сотрудничества по гражданским делам" было принято множество документов. Статья 65(c) Договора ЕС признает законодательные полномочия ЕС в этой области, включающей в себя в соответствии со ст. 65 Договора ЕС: a) совершенствование и упрощение: - системы трансграничного вручения судебных и внесудебных документов; - сотрудничества в получении доказательств; - признания и исполнения решений по гражданским и коммерческим делам, включая решения по внесудебным делам; b) способствование совместимости норм стран - членов ЕС, относящихся к коллизионному праву и юрисдикции; c) удаление препятствий для хорошего функционирования гражданского процесса, при необходимости - способствование совместимости норм гражданского процесса, применимых в странах - членах ЕС. Термин "судебное сотрудничество по гражданским делам", первоначально являвшийся концепцией сотрудничества стран - членов ЕС, стал частью области, фактически ставшей независимым процессуальным институтом европейского права, со своими принципами и концепциями. Раздел IV Договора ЕС, включая ст. 61 и 65, применяется во всех странах - членах ЕС, кроме Дании. Правила судебного сотрудничества по гражданским делам основаны на принципе равной ценности и равного положения судебных систем отдельных стран - членов ЕС, а также вынесенных ими судебных решений. В его основе лежит трансграничное сотрудничество между отдельными судами и судебными властями. Европейский Совет 15 и 16 октября 1999 г. определил три основных направления деятельности: взаимное признание судебных решений; компенсации жертвам преступлений; сближение законодательства в области гражданского права. Принцип взаимного признания судебных решений является приоритетным. Совет по правосудию и внутренним делам ЕС принял 30 ноября 2000 г. программу мер для реализации принципа взаимного признания решений по гражданским и коммерческим делам. Финальной целью является признание и исполнение судебных решений в странах - членах ЕС. Иными словами, избежание экзекватуры. Сотрудничество в области взаимного признания и исполнения судебных решений по гражданским и коммерческим делам заключается в установлении: - процедуры по урегулированию претензий небольшого размера - Постановление ЕС N 861/2007, принятое Европейским Парламентом и Советом 11 июля 2007 г.; - процедуры осуществления выплат - Постановление ЕС N 1896/2006, принятое Европейским Парламентом и Советом 12 декабря 2006 г.; - европейского исполнительного листа для неоспариваемых требований - Постановление ЕС N 805/2004, принятое Европейским Парламентом и Советом 21 апреля 2004 г.; - юрисдикции, признания и исполнения судебных решений по гражданским и коммерческим делам - Постановление ЕС N 44/2001, принятое Европейским Советом 22 декабря 2000 г.; - юрисдикции, признания и исполнения судебных решений по семейным делам - Постановление ЕС N 2201/2003, принятое Европейским Советом; - усиления сотрудничества между Швейцарией, Норвегией и Исландией - Конвенция Лугано 2007 - решение Европейского Совета 2007/712/EC от 15 октября 2007 г. о подписании от имени Сообщества Конвенции о юрисдикции и признании и исполнении судебных решений по гражданским и коммерческим делам; - процедур несостоятельности, включающих в себя взаимное признание и исполнение судебных решений, - Постановление ЕС N 1346/2000, принятое Европейским Советом 29 мая 2000 г.; - системы альтернативного разрешения споров - Директива 2008/52/EC, принятая Европейским Парламентом и Советом 21 мая 2008 г. "О некоторых аспектах медиации по гражданским и коммерческим делам". Обратимся к конкретным примерам процессуальной унификации в праве ЕС.
Признание и исполнение судебных решений по гражданским и коммерческим делам
Постановление Совета (ЕС) N 44/2001 от 22 декабря 2000 г. о юрисдикции и признании и исполнении судебных решений по гражданским и коммерческим делам не применяется к налоговым, таможенным и административным спорам, а также к статусу и юридической правоспособности физических лиц, семейным делам, завещаниям, вопросам правопреемства, банкротству, социальному обеспечению и арбитражу. Термин "судебное решение" означает любое судебное решение, вынесенное судом или трибуналом государства - члена ЕС, независимо от его названия: декрет, приказ, решение или исполнительный лист или определение размера судебных издержек должностным лицом суда. Ни при каких обстоятельствах иностранное судебное решение не должно пересматриваться по существу. Две отдельные процедуры: процедура признания и процедура исполнения. Судебное решение, вынесенное в государстве - члене ЕС, признается в других государствах - членах ЕС без какой-либо специальной процедуры. Однако, если сторона считает признание принципиальным вопросом в споре, она имеет право обратиться в суд с заявлением о признании. Основания для отказа в признании и исполнении иностранного судебного решения: - если его признание будет явно противоречить публичному порядку государства - члена ЕС, в котором подано ходатайство о признании или исполнении; - если ответчик не был уведомлен о разбирательстве в такое время и таким образом, что позволило бы ему должным образом отстаивать свои интересы; - если это противоречит судебному решению, вынесенному судом государства - члена ЕС, в котором подано заявление о признании или исполнении, по спору между теми же сторонами; - если это противоречит судебному решению, вынесенному ранее в другом государстве - члене ЕС или третьем государстве по спору между теми же сторонами и по тому же предмету при условии, что такое более раннее судебное решение может быть признано и исполнено в государстве - члене ЕС, в котором испрашивается признание или исполнение (в контексте применения аналогичного параметра в российском праве необходимо отметить выраженную ВАС РФ правовую позицию о том, что необходим именно факт обращения в арбитражный суд с заявлением о признании и приведении в исполнение иностранного судебного решения; само по себе наличие иностранного судебного решения не является основанием для отказа в рассмотрении дела по существу российским арбитражным судом); - если это решение принято с нарушением правил о юрисдикции, указанных в постановлении. При установлении юрисдикции не применяются правила о публичном порядке. Интересен тот факт, что вступление в законную силу не является основанием для отказа в признании или исполнении (исключение представляет случай, когда присуждаются периодические платежи: их размер должен быть установлен иностранным судом в окончательном размере). Апелляция, поданная в суде, вынесшем решение, может послужить основанием для приостановления производства по делу в суде, рассматривающем вопрос о признании иностранного решения. Заявление о признании или исполнении подается в суд по месту нахождения должника или по месту исполнения решения. На решение суда о признании или исполнении иностранного решения или об отказе в этом может быть подана апелляция. По общему правилу юрисдикция определяется по месту жительства или месту нахождения ответчика независимо от его национальности. Термин "место жительства" определяется в соответствии с законодательством государства - члена ЕС, в суде которого рассматривается этот вопрос. Компании и юридические лица имеют место нахождения на территории государства - члена ЕС, которое указано в их уставных документах, или где находятся их руководящие органы или основное место ведения бизнеса (ст. 60).
Усиление сотрудничества между Швейцарией, Норвегией и Исландией - Конвенция Лугано 2007
Решение Европейского Совета 2007/712/EC от 15 октября 2007 г. о подписании от имени Сообщества Конвенции о юрисдикции и признании и исполнении судебных решений по гражданским и коммерческим делам. Новая Луганская конвенция 2007 г. применяется к юрисдикции и признанию и исполнению судебных решений по гражданским и коммерческим делам. Конвенция не применяется к налоговым, таможенным, административным спорам, банкротству, соглашениям кредиторов, статусу и правоспособности физических лиц, имущественным отношениям, возникающим из брачно-семейных отношений, завещаниям, правопреемству, социальному обеспечению, арбитражу. Решение Европейского Совета уполномочивает Президента Европейского Совета назначить лиц для подписания Луганской конвенции от имени Сообщества. Луганская конвенция 2007 г. вступит в силу после ее ратификации странами-участницами и заменит собой Луганскую конвенцию 1988 г. После вступления в силу Луганская конвенция 2007 г. будет открыта для подписания: - будущими членами Европейской ассоциации свободной торговли (EFTA); - странами - членами ЕС, действующими в интересах некоторых неевропейских территорий, являющихся их территориями, или территорий, за внешние сношения которых они несут ответственность; - любым другим государством с согласия всех стран-участниц. Луганская конвенция 2007 г. повторяет правила законодательства ЕС (Brussels I). Таким образом, установлены общие правила для ЕС, Швейцарии, Норвегии и Исландии.
Система альтернативного разрешения споров
Директива 2008/52/EC, принятая Европейским Парламентом и Советом 21 мая 2008 г. "О некоторых аспектах медиации по гражданским и коммерческим делам", предусматривает, что заключенным в ее рамках соглашениям должна придаваться обязательная сила в странах - членах ЕС. Исключения составляют два случая: (1) содержание соглашения противоречит законодательству страны - члена ЕС, в котором испрашивается исполнение; (2) законодательство страны - члена ЕС, в которой испрашивается исполнение, не предусматривает такой возможности. Судебное решение о придании обязательной силы мировому соглашению может быть признано и исполнено в других странах - членах ЕС.
Европейская процедура осуществления выплат
Постановление 1896/2006 устанавливает Единую европейскую процедуру осуществления выплат. Постановление упрощает, ускоряет и снижает стоимость судебных процессов по трансграничным делам, связанным с неоспариваемыми денежными выплатами. Процедура предусматривает свободное обращение судебных приказов о выплатах на территориях государств - членов ЕС путем установления минимальных стандартов, следование которым позволяет избежать промежуточных процедур в виде признания и исполнения. Трансграничное дело - это дело, в котором по крайней мере одна из сторон проживает или пребывает на территории государства - члена ЕС иного, чем государство - член ЕС, в суде которого рассматривается дело. Постановление применяется во всех государствах - членах ЕС, за исключением Дании. Процедура не применяется к налоговым, таможенным и административным делам, а также к ответственности государства за действие или бездействие и к режиму собственности супругов; банкротству, процедурам ликвидации неплатежеспособных компаний и иных юридических лиц, судебных соглашений, соглашений должника с кредиторами и аналогичным процедурам; социальному обеспечению; искам, возникающим из внедоговорных отношений, если только они не были предметом соглашения сторон или не возникли в связи с признанием долга или относятся к ликвидируемым долгам, возникшим из отношений совместной собственности. Единая европейская процедура осуществления выплат предполагает следующее. Заполняется форма A, приложенная к Постановлению 1896/2006. В форме A указываются: - имена и адреса сторон и их представителей; название и адрес суда, в который подается заявление; сумма иска, включая основную сумму долга, если применимо, проценты, штрафные санкции по договору и иные расходы; основание иска, включая обстоятельства, на которых основаны исковые требования и требования об уплате процентов; трансграничный характер дела. Подписанная форма A представляется на бумажном носителе или ином средстве коммуникации (включая электронные носители), принятом в стране, в суд которой подается заявление о выдаче Европейского судебного приказа о выплате. Иск о выплате денежной суммы должен указывать конкретную сумму, причитающуюся заявителю на день подачи заявления. Юрисдикция суда устанавливается на основании соответствующего законодательства ЕС, в частности Постановления 44/2001. Если иск имеет отношение к договору, заключенному потребителем в целях, не имеющих отношения к его торговому занятию или профессии, и если ответчик является потребителем, только суды страны - члена ЕС, в которой проживает ответчик, имеют юрисдикцию (ст. 59 Постановления 44/2001). Суд, в который поступило заявление о выдаче Европейского приказа о денежной выплате, в максимально короткие сроки проверяет, соблюдены ли применимые требования для приема иска к рассмотрению (трансграничный характер гражданского или коммерческого дела, юрисдикцию суда и т. д.), и исследует обоснованность иска. Если форма A заполнена не полностью, суд предоставляет время, чтобы дополнить или уточнить ее, если только требование не является явно не обоснованным или не соблюдены требования для приема иска к рассмотрению. Для этих целей заполняется форма B. Если применимым требованиям отвечает только часть иска, суд может предложить изменить заявление. В этих целях заполняется форма С. Истцу предлагается принять или отклонить предложенный Европейский приказ о денежной выплате в сумме, предложенной судом, в указанные судом сроки. Ответ производится путем возвращения направленной судом формы. Если истец принимает предложение суда, суд выдает Европейский приказ о выплате денежной суммы в размере, признанном истцом. В отношении оставшейся части суммы применимо национальное законодательство страны суда. Если истец не отвечает в срок, установленный судом, или отказывается от предложения суда, суд отказывает в выдаче Европейского приказа о выплате денежной суммы полностью. Суд отказывает в просьбе, указанной в заявлении, если не соблюдены необходимые условия; либо требования не обоснованы; либо заявитель не предоставляет заполненное или исправленное заявление в указанные сроки; либо заявитель не предоставил свой ответ в установленный срок или отверг предложенные судом дополнения. Суд уведомляет заявителя о причинах, по которым его требования не были удовлетворены, путем заполнения формы D, указанной в приложении к Постановлению 1896/2006. На решение суда об отказе в выдаче Европейского приказа о выплате денежной суммы не может быть подана апелляция. Отказ в удовлетворении требовании заявителя тем не менее не препятствует ему в подаче нового заявления о выдаче Европейского приказа о выплате денежной суммы или в использовании иных процедур, предусмотренных законодательством государства - члена ЕС. Если требования для подачи заявления о выдаче Европейского приказа о выплате денежной суммы соблюдены, суд должен как можно скорее выдать приказ. Обычно это происходит в течение 30 дней с момента подачи заявления. В эти 30 дней не входит период, который предоставляется заявителю для заполнения, исправления или дополнения своего заявления. Европейский приказ о выплате денежной суммы уведомляет ответчика о том, что он должен или выплатить заявителю указанную в нем денежную сумму, или оспорить требования заявителя. Если ответчик решает опротестовать требования заявителя, он должен подать заявление о протесте против выдачи приказа в суд, который выдал Европейский приказ о выплате денежной суммы ("суд происхождения"). Заявление о протесте против выдачи приказа должно быть подано в течение 30 дней с момента вручения ответчику Европейского приказа о выплате денежной суммы. Европейский приказ о выплате денежной суммы составляется исключительно на основании информации, предоставленной заявителем; суд не проверяет ее истинность. Приказ подлежит исполнению, если только ответчик не подаст заявление о протесте против выдачи приказа. Постановление 1896/2006 отменяет экзекватуру, т. е. Европейский приказ о выплате денежной суммы признается и исполняется в государствах - членах ЕС без специальной процедуры признания и исполнения. При этом исключается возможность опротестования признания и исполнения. Процедура исполнения регулируется законодательством государства - члена ЕС, в котором приказ подлежит исполнению ("государство исполнения"). Вручение Европейского приказа о выплате денежной суммы происходит в соответствии с законодательством государства, в котором должно быть произведено вручение. Постановление 1896/2006 устанавливает минимальные процедурные стандарты вручения с доказательством получения приказа ответчиком (ст. 13) или без таких доказательств (ст. 14). Европейский приказ о выплате денежной суммы может быть вручен ответчику одним из следующих способов. Вручение с доказательством получения: - вручение лично: ответчик подписывает расписку в получении и указывает дату получения; - вручение лично: уполномоченное лицо, которое осуществляет вручение, подписывает и ставит дату на документе, в котором указано, что ответчику был вручен приказ или что ответчик отказался принять приказ без каких-либо законных оснований; - ответчик подписывает и возвращает расписку о получении с проставленной датой по почте или по другому средству электронной связи, например по факсу или e-mail после получения Европейского приказа о выплате денежной суммы. Вручение без доказательства получения: - вручение лично: производится по личному адресу ответчика лицам, проживающим там же, где и ответчик или работающим по нему; - вручение лично: производится по деловому адресу ответчика работающим у него лицам, если ответчик является индивидуальным предпринимателем или юридическим лицом; - помещение приказа в почтовый ящик ответчика; - помещение приказа на почте или у компетентных властей и помещение в почтовый ящик ответчика письменного уведомления о том, что приказ находится на почте или у компетентных властей, с указанием юридического характера этого документа; - электронными средствами связи, обеспечивающими подтверждение доставки при условии, что ответчик предварительно согласился с таким способом доставки. Для вручения Европейского приказа о выплате денежной суммы необходимо точно знать адрес ответчика. Вручение может быть также произведено представителю ответчика. Лицо, которое получило Европейский приказ о выплате денежной суммы (ответчик), может подать заявление о протесте против выдачи приказа в суд, который выдал приказ, по форме F, указанной в приложении к Постановлению 1896/2006. Форма F направляется ответчику вместе с приказом. Ответчик указывает в заявлении только то, что приказ оспаривается, без указания причин. Если ответчик подает заявление, судебный процесс происходит по общим процессуальным правилам страны суда, если только заявитель не потребует прекращения процесса. Ответчик может обжаловать Европейский приказ о выплате денежной суммы по истечении 30-дневного срока путем подачи заявления о протесте против выдачи приказа, если: - Европейский приказ был вручен без получения подтверждения о его вручении (ст. 14) и вручение было произведено в период, не позволяющий ответчику организовать свою защиту эффективным способом; - ответчик не мог представить свои возражения на требования по форс-мажорным или иным чрезвычайным обстоятельствам; - приказ был неправильно выдан. Если суд не принимает возражения ответчика, Европейский приказ о выплате денежной суммы остается в силе. Однако, если суд сочтет, что есть основания для пересмотра приказа, такой приказ становится ничтожным. По заявлению ответчика компетентный суд страны исполнения может отказать в исполнении Европейского приказа по причине его противоречия вынесенному ранее в этой или третьей стране судебному решению или приказу. Такое более раннее решение или приказ должны быть вынесены по тому же спору между теми же сторонами и должны быть уже признаны в этом государстве - члене ЕС (в стране исполнения).
Европейский исполнительный лист для неоспариваемых требований
Постановление ЕС 805/2004 устанавливает Европейский исполнительный лист для неоспариваемых требований, т. е. минимальные стандарты для исполнения судебных решений, соглашений, утвержденных судом, и аналогичных документов в государствах - членах ЕС без каких-либо промежуточных процедур. Постановление не применяется к налоговым, таможенным и административным делам. Постановление применяется во всех государствах - членах ЕС, за исключением Дании. Судебное решение по неоспариваемым делам подтверждается Европейским исполнительным листом государством - членом ЕС - государством происхождения - в соответствии с определенными стандартами. Удостоверение производится по стандартной форме. Удостоверение может относиться лишь к части судебного решения, в таком случае исполнительный лист будет именоваться "частичный Европейский исполнительный лист". В Европейский исполнительный лист может быть включена часть судебного решения по распределению судебных расходов, если только ответчик не будет возражать против этого. Исполнительный лист может быть исправлен, если есть расхождение между судебным решением и исполнительным листом, или отозван, если он был неправильно выдан. На решение суда о выдаче исполнительного листа не может быть подана апелляция. Судебный процесс в государстве - члене ЕС - государстве происхождения - должен отвечать определенным минимальным стандартам для выдачи Европейского исполнительного листа. Постановление устанавливает минимальные стандарты в отношении вручения документов (документов о начале процесса, повесток в суд) в целях защиты прав ответчика. Для того чтобы судебному решению была придана сила Европейского исполнительного листа, документы должны быть вручены исключительно одним из способов, указанных в Постановлении. Более того, в документах о начале процесса должно быть указано: - требование (информация о сторонах, сумма требования, если применимо, сумма процентов и период, за который они причитаются, и т. д.); - процессуальные условия для опротестования требований (срок ля опротестования требований, последствия непредоставления возражений и т. д.). К процедуре исполнения применимо право страны исполнения. Кредитор должен предоставить соответствующим властям копию судебного решения; копию Европейского исполнительного листа; при необходимости перевод на официальный язык страны исполнения. От иностранного кредитора не может быть потребовано никакого обеспечения, залога или депозита. При определенных условиях компетентный суд страны исполнения может отказаться исполнить судебное решение, если оно противоречит вынесенному ранее в этой или третьей стране судебному решению. В определенных случаях он может приостановить или ограничить размер исполнения. Подытоживая изложенное, следует заметить, что особенность унификации судебного сотрудничества в рамках ЕС состоит в том, что она происходит в процессе систематического обеспечения единообразия процессуальных и регламентных норм на фоне одновременной унификации материально-правовых норм или гармонизации применения материально-правовых норм различных государств - членов ЕС путем их единообразного применения. Безусловно, по многим вопросам национальное законодательство конкретного государства - члена ЕС по-прежнему сохраняет свою важность для надлежащего правового обеспечения процедуры исполнения иностранного судебного решения на территории государств - членов ЕС. Однако результаты унификации очевидны уже сейчас: практика избежания экзекватуры, отсутствие возможности использования оговорки о публичном порядке в целях неисполнения или частичного неисполнения иностранного судебного решения, прямое исполнение иностранного судебного решения при соблюдении минимального набора формальностей к форме и содержанию при попытке исполнения на территории иностранного государства - члена ЕС.
Название документа