Из истории органов финансового контроля в Испании

(Чхиквадзе В. В.) ("Реформы и право", 2011, N 3) Текст документа

ИЗ ИСТОРИИ ОРГАНОВ ФИНАНСОВОГО КОНТРОЛЯ В ИСПАНИИ

В. В. ЧХИКВАДЗЕ

Чхиквадзе Виктор Владимирович, аспирант Национального исследовательского университета "Высшая школа экономики".

В статье рассмотрена история институтов государственного финансового контроля в Испании - от основанной в 1365 году Счетной палаты Королевства Наварры (Camara de Comptos de Navarra) до учрежденной в соответствии с Конституцией 1978 года современной Счетной палатой. Деятельность Счетной палаты регулируется органическим законом, текст которого в переводе, подготовленном автором статьи, также публикуется в журнале.

Ключевые слова: Испания, государственный финансовый контроль, Счетная палата Испании.

Passages From the History of Financial Control in Spain V. V. Chkhikvadze

The article reviews the history of state financial control institutions in Spain - from the Kingdom of Navarre Chamber (Camara de Comptos de Navarra) founded in 1365 to current the Spanish Court of Audit, established in accordance with the Constitution of 1978. Activity of The Spanish Court of Audit is governed by an organic law, the text of which translated into Russian and prepared by the author of the article. It is also published in the journal.

Key words: Spain, the state financial control, The Spanish Court of Audit.

Конституция Испании 1978 года содержит положение, устанавливающее основы статуса высшего органа финансового контроля государства. Согласно ст. 136 "высшим контрольным органом по финансовой отчетности и экономической деятельности государства и всего публичного сектора" <1> является Счетная палата (п. 1). -------------------------------- <1> Конституции государств Европы: В 3-х т. М.: Норма, 2001. Т. 2. С. 80.

В Испании существует давняя традиция создания и функционирования контрольных органов по финансовой отчетности и богатый организационный и содержательный опыт в данной сфере. Институты, которые можно считать предшественниками современной Счетной палаты, существовали в Испании уже в Средние века. На интернет-сайте самой Счетной палаты в качестве наиболее раннего этапа ее истории названо правление Хуана II (1406 - 1454 гг.) <2>. -------------------------------- <2> Evoluciyn Histyrica // http://www. tcu. es.

Однако на территории Испании и ранее существовали органы подобного рода. Счетная палата Королевства Наварры (Camara de Comptos de Navarra) была основана королем Карлом II Наваррским, который в 1365 году решил систематизировать и упорядочить финансово-экономическую отчетность Королевства. Она считается самым ранним органом данного типа в Испании <3>. В уважение к данному институту в 1970-е годы, когда начался процесс создания демократических институтов в Испании, Наварра не только стала первым автономным сообществом, принявшим решение о создании Счетной палаты, но и сохранила за ней прежнее историческое название <4>. -------------------------------- <3> http:// camaradecomptos. navarra. es/ institucion-historia-y-sde. html. <4> Norma sobre restablecimiento de la Camara de Comptos de 28 de enero 1980 // http:// www. parlamento-navarra. es/ UserFiles/ file/ publicaciones/ obralegislativa/ Obraleg0Norma_16.pdf.

Историческими вехами формирования Счетной палаты Испании следует считать учреждение должности старших контадоров (счетчиков) (Contadores Mayores) в Кортесе Кастилии, образование в 1436 году по инициативе толедских Кортесов Счетного Дома (Casa de Cuentas) в Вальядолиде и издание в 1437 и 1442 гг. королем Хуаном II Регламентов Главного счетного органа (Contaduria Mayor de Cuentas) <5>, которые считаются основополагающими источниками для формирования Счетной палаты Испании. -------------------------------- <5> Ordenanzas dadas a la Contaduria Mayor de Cuentas por el Rey Juan el II el 2 de Julio de 1437 y el 30 de Septiembre de 1442 // http://www. tcu. es (сайт Счетной палаты).

Католические короли Испании <6> получили в управление государство в расстроенном состоянии: оно было неспособно пресечь грабежи и разбой на своей территории, из-за нестабильности и небезопасности в стране торговля была в упадке, казна расхищалась, годовой доход государства составлял 30000 дукатов и был сопоставим с доходами от не самого крупного феодального имения на его территории <7>. Католические короли стремились организовать надлежащий контроль над движением имущества, денежных средств и других финансовых ресурсов, принадлежащих государственной казне, обеспечить бесперебойный сбор налогов в казну, а также наблюдение за исполнением королевских привилегий городам и сельским общинам (fueros). В сфере финансов контрольные функции осуществлял Главный счетный орган (Contaduria Mayor de Cuentas), который учитывал доходы, расходы и обладал информацией о движении денежных средств Королевства. Главный счетный орган имел сложную структуру. В его состав входили: подразделение, контролировавшее статьи прихода, то есть поступление королевских доходов, получение залогов и обязательств от арендаторов и арендодателей по различным налогам, рассылку королевских указов, необходимых для взимания различных платежей; подразделение, готовившее и издавшее предписания о размерах различных налогов и обременений; подразделение, координировавшее и управлявшее дополнительными (экстраординарными) денежными поступлениями; подразделение, занимавшееся затратами; подразделение, осуществлявшее выплаты жалования; подразделение, занимавшееся выплатами по содержанию земель и королевских владений, а также военных расходов; подразделение, ответственное за погашение расходов местной гражданской (невоенной) администрации; подразделение, занимавшееся выплатами по обязательствам католических королей и выплатой государственных пенсий (рент). Каждое подразделение выработало собственную систему учета, результаты которого заносились в специальные книги, получившие названия соответствующих подразделений. -------------------------------- <6> Изабелла I Кастильская (1451 - 1504 гг.) и Фердинанд II Арагонский (1479 - 1516 гг.). <7> Пискорский В. К. История Испании и Португалии. 2-е изд. СПб., 1909. С. 109.

В период правления Карла V <8> на Главный счетный орган были возложены дополнительные обязанности по учету и управлению тремя отсутствовавшими ранее статьями прихода: доходов от торговли с колониями; доходов, поступавших от крестовых походов, налогообложения духовенства и исключительного права взимания десятины; доходов от налогообложения рыцарских орденов. -------------------------------- <8> Карл V (1500 - 1558 гг.) - император Священной Римской империи, фактически первый правитель единой Испании в 1516 - 1556 гг.

С 1478 года Главный счетный орган стал главным контрольным органом, основной функцией которого являлось наблюдение за законностью всей финансовой деятельности Королевства, контроль над ведением бухгалтерского учета, предоставление полномочий на проведение выплат и утверждение финансовых отчетов. В средневековых королевствах, существовавших на территории современной Испании, сложились две основные системы государственного контроля. Действовавшая в Кастилии система позволяла монархии изменять существующую систему государственного финансового контроля без каких-либо дополнительных согласований или препятствий. Система, применявшаяся в Арагонском и Наваррском королевствах, основывалась на жестком контроле и управлении со стороны Кортесов, король самостоятельно, без согласования с Кортесами, не мог внести в нее какие-либо изменения. В 1453 году Кортесами был создан Главный счетный суд (Tribunal Mayor de Cuentas), осуществлявший контроль финансовых отчетов Королевского казначейства. Впоследствии этот орган стал выполнять функции контроля над деятельностью конкистадоров, которые были обязаны высылать метрополии так называемую "королевскую долю" (quinto real), составлявшую двадцать процентов доходов, полученных в виде золота, серебра, драгоценных камней и предметов роскоши. В 1524 году аналогичный Счетный суд был создан и в испанских колониях для осуществления финансового контроля над доходами и расходами Эрнана Кортеса. В 1523 году был создан новый орган - Совет финансов (Consejo de Hacienda), в состав которого также вошли старшие контадоры. В течение почти одного века положение вновь созданного Совета было нестабильным, однако постепенно он начинает приобретать ведущую роль в осуществлении контроля финансово-экономической деятельности королевства. Данный период характеризуется двойственностью функций в сфере финансового контроля. В эпоху правления императора Карла V в структуре Главного счетного органа произошли значительные изменения. Число подразделений было уменьшено до четырех: подразделение, осуществлявшее выплаты жалования, в том числе военным лицам; подразделение, контролировавшее статьи доходов, которое стало также заниматься вопросами выплат служащим местной администрации; подразделение, занимавшееся выплатами государственных пенсий (рент); подразделение, осуществлявшее контроль над налогами на доходы, в особенности принятых Кортесами, а также функции управления экстраординарными доходами. В 1561 году король Филипп II своим указом создал Трибунал Счетов (Tribunal de Contaduria), основной функцией которого было разрешение споров и конфликтов, возникавших в результате экономической и финансовой деятельности государства и частных лиц. В эпоху правления Филиппа II в состав персонала Трибунала Счетов были введены должности Казначея и Прокурора, а также издан Регламент, детально регулировавший порядок его деятельности (1569 г.). В течение всего периода правления австрийской династии регулярно издавались регламенты функционирования данного органа <9>. -------------------------------- <9> Ordenanzas del Consejo de Hacienda y Contaduria Mayor de Hacienda y Contaduria Mayor de Cuentas dadas en Valladolid por el Rey D. Felipe II en 20 de Noviembre de 1593. Ordenanzas del Consejo de Hacienda, Contaduria Mayor de ella, Oidores y Contadores de la Contaduria Mayor de Cuentas dadas en Valladolid por el Rey D. Felipe II en 26 de Octubre de 1602. Ordenanzas dadas por el Rey D. Carlos II en 17 de Julio de 1691 para minorar el numero y coste de los Ministros de Hacienda y del Tribunal Mayor de Cuentas. Real Decreto de 19 de Noviembre de 1691 reiterando la Orde nanza de 1602 que prohibe a los Oficiales de Hacienda tener dos oficios y tratar con hombres de negocios // http:// www. tcu. es/ Modules/ ModuleEdition/ ViewAnnouncement. aspx? ItemID= 95&mid= 163&Tabld= 22 (Сайт Счетной палаты Испании).

В XVII веке самыми значительными изменениями в системе финансового контроля стали слияние Главного счетного органа с Советом финансов Королевства и образование нового института - Совета финансов и счетов (Consejo de Hacienda y Contaduria Mayor). В конце XVII века появляется еще один новый орган - Счетный орган миллионов (Contaduria de Millones), основной функцией которого стал контроль за всем, что производили в королевских концессиях. С приходом к власти в XVII веке короля Филиппа V, первого представителя бурбонской ветви правителей Испании, особое внимание уделяется развитию функции финансового контроля в рамках всего государства. При нем была создана Государственная канцелярия по финансовым вопросам, ставшая прообразом Министерства финансов (1701 г.), а также введены новые должности - Главного суперинтенданта финансов (Superintendente General de Hacienda) и Государственного секретаря (Secretario del Estado). Наряду с развитием государственного финансового контроля, приоритетным направлением финансовой политики короля Филиппа V стала реформа Главного счетного органа. Суть ее состояла в централизации контроля за поступлениями и расходами казны, в связи с чем были ликвидированы существовавшие ранее многочисленные контрольно-учетные подразделения. Взамен их было создано одно подразделение, учитывавшее все доходы королевства, и другое - контролировавшее государственные расходы (1717 г.). В 1828 году вместо Главного счетного органа создается новый орган - Главный суд счетов (Tribunal Mayor de Cuentas), действовавший вплоть до 1851 года. Главный суд счетов становится конституциональным органом, гарантирующим главенство законодательной власти над властью исполнительной. Он обладал как контрольными, так и юрисдикционными функциями, вплоть до привлечения к уголовной ответственности. В статье 72 Конституции 1837 года устанавливалось, что правительство обязано ежегодно представлять Кортесам государственный бюджетный план на следующий год, а также отчеты за предыдущий для их изучения и утверждения <10>. Проведение финансового контроля возлагалось на Суд счетов. -------------------------------- <10> http:// www. congresso. es/ constitucion/ ficheros/ historicas/ cons_1837.pdf

В соответствии с Конституцией, принятой в 1845 году, была проведена важная реформа финансовой деятельности государства. Был принят Органический закон 1851 года о Счетной палате (Tribunal de Cuentas del Reino <11>), в котором государственный финансовый контроль был определен в качестве основной функции этого государственного органа. В 1870 году новый Закон о Счетной палате наделил ее функцией проведения финансового контроля экономической деятельности государства. -------------------------------- <11> Дословно - Счетный суд королевства. Однако здесь и далее дается перевод названия данного органа, наиболее распространенный в российской литературе.

Закон 1911 года, регулирующий деятельность Счетной палаты, в ст. 69 содержал положение о том, что основной отчет Правительства вместе со всеми остальными годовыми отчетами по имуществу и государственным долгам представляются Счетной палате, чтобы она в четырехмесячный срок "изучила, проверила и выпустила письменное заключение по результатам своего исследования" <12>. Данное заключение передавалось вместе со всеми представленными ранее отчетами в Министерство финансов, а затем вместе с проектом закона - в Кортесы. В 1924 году вместо Счетной палаты был создан Высший суд Министерства публичных финансов (Tribunal Supremo de la Hacienda Publica), выполнявший функции как внешнего, так и внутреннего финансового контроля деятельности государственного сектора экономики. В его обязанности входил предварительный контроль финансовой деятельности Правительства, последующий финансовый контроль любых государственных отчетов и отчетов провинций, консультативная помощь Кортесам в финансовых вопросах. -------------------------------- <12> La Ley de Administracion y Contabilidad del 1 de Julio de 1911, art. 69. Boletin Juridico-Administrativo Alcubilla. Ap. 1911. Legislacion. P. 395 - 405.

После свержения монархии и провозглашения республики в Испании произошли серьезные изменения как в области политики, так и в области экономики. В соответствии с предписаниями новой Конституции 1931 года была создана Счетная палата Республики Испания, ставшая главным контрольно-финансовым органом в государстве. Деятельность Счетной палаты регламентировалась положениями Органического закона 1934 года. Норма, содержащаяся в части 3 ст. 109 Конституции, изменила ее статус: Счетная палата больше не признавалась высшим контрольным органом. В ее функции входило осуществление финансового контроля только за государственными финансовыми отчетами, которые предоставлялись на ее рассмотрение ежегодно. После изучения и анализа данных отчетов Счетная палата должна была представить свое заключение Кортесам с указанием допущенных нарушений и ответственности, к которой были привлечены различные министерства <13>. Таким образом, функции Счетной палаты были урезаны в пользу большей самостоятельности автономных регионов. Статья 120 Конституции республики 1931 года содержала гарантии о независимости Счетной палаты от Правительства и других органов исполнительной власти, устанавливая ее прямое подчинение Кортесам. -------------------------------- <13> Constitucion de la Republica Espanola (1931) // http:// www. icsi. berkeley. edu/ ~chema/ republica/ constitucion. html.

В последующие годы были приняты акты, которые адаптировали деятельность Счетной палаты к новым политическим и экономическим реалиям Испании. После окончания гражданской войны она была реорганизована на основе положений принятого в 1953 году Закона об организации, функциях и процедурах Счетной палаты. Счетная палата определялась как орган внешнего государственного финансового контроля, основной функцией которого являлось непосредственное информирование главы государства и Генеральных Кортесов. По Конституции Испании 1978 года Счетная палата превратилась в орган, осуществляющий финансовый контроль в отношении всего публичного сектора. Конституционные основы ее статуса детализированы на уровне текущего законодательства в специальном акте - Органическом законе о Счетной палате 21/1982 от 12 мая 1982 года, перевод которого предлагается вниманию читателей ниже.

ОРГАНИЧЕСКИЙ ЗАКОН О СЧЕТНОЙ ПАЛАТЕ ИСПАНИИ 2/1982 ОТ 12 МАЯ 1982 ГОДА (ОФИЦИАЛЬНЫЙ БЮЛЛЕТЕНЬ ГОСУДАРСТВА N 121 ОТ 21 МАЯ 1982 ГОДА)

Часть I ФИНАНСОВО-ЭКОНОМИЧЕСКИЙ КОНТРОЛЬ И СЧЕТНО-КОНТРОЛЬНАЯ ЮРИСДИКЦИЯ

Глава I. Счетная палата, полномочия и функции

Статья первая

1. Согласно Конституции и данному Органическому закону Счетная палата является высшим контрольным органом по финансовой отчетности и экономической деятельности государства и всего публичного сектора, без ущерба для его собственной юрисдикции. 2. Он является единственным органом данного уровня, и его юрисдикция распространяется на всю территорию Королевства Испании, без ущемления прав финансово-контрольных органов автономных сообществ, предусмотренных статутами. Счетная палата подчиняется непосредственно Генеральным Кортесам <1>. -------------------------------- <1> Парламент Испании. - Прим. перев.

Статья вторая

В функции Счетной палаты входят: а) постоянный, внешний и полный контроль финансово-экономической деятельности публичного сектора; в) судебное рассмотрение дел о финансовой ответственности лиц, распоряжающихся публичным имуществом и государственными ценными бумагами.

Статья третья

Счетная палата обладает исключительной компетенцией по всем вопросам, имеющим отношение к управлению, своему внутреннему режиму и персоналу.

Статья четвертая

1. В состав публичного сектора входят: a) государственная администрация; b) автономные сообщества; c) местные органы власти <2>; -------------------------------- <2> В Испании к местным органам власти относятся муниципалитеты, провинциальные органы самоуправления и кабильдос (на Канарских и Балеарских островах).

d) органы, в компетенцию которых входят вопросы социального обеспечения; e) автономные организации; f) государственные компании и другие публичные предприятия. 2. Счетная палата отвечает за государственный финансовый контроль над субсидированием, кредитованием, поручительствами и другой финансовой помощью публичного сектора, полученной физическими или юридическими лицами.

Статья пятая

Счетная палата осуществляет свою деятельность независимо и в соответствии с законодательством.

Статья шестая

Бюджет Счетной палаты утверждается Генеральными Кортесами и включается в государственный бюджет отдельной строкой.

Статья седьмая

1. Счетная палата может привлечь к сотрудничеству любые учреждения, указанные в статье четвертой данного Органического закона, которые обязаны представить любые данные, документы, материалы дел, доклады или справки, необходимые для выполнения функций государственного финансового контроля или его судебных функций. В случаях, когда существующие нормативы устанавливают необходимость независимой аудиторской проверки отчетности определенных организаций публичного сектора, соответствующий отчет представляется в Счетную палату. 2. Запрос направляется через соответствующие министерства, сообщества или корпорации. 3. Неисполнение требований Счетной палаты может повлечь за собой применение санкций, предусмотренных в Законе о деятельности Счетной палаты. В случаях, если требования касаются предъявления подтверждающих документов по инвестициям или иным государственным расходам, но они не предоставляются в установленные сроки, то в рабочем порядке подается виндикационный иск. Счетная палата доводит до сведения Генеральных Кортесов информацию об отсутствии сотрудничества или недостаточном сотрудничестве со стороны лиц и организаций, обязанных его предоставлять. 4. Счетная палата также может направить экспертов, имеющих соответствующее образование, для контроля, ревизии и сверки документации, учетных книг, наличных средств, ценных бумаг, облигаций, акций и имущества учреждений публичного сектора, а также для выполнения задач, указанных в пункте 2 статьи 4 данного Закона, и в целом для оценки правильности операций, отраженных в их финансовых отчетах, и составления соответствующих докладных записок.

Статья восьмая

1. Все споры, возникающие в связи с определением круга полномочий и функций Счетной палаты, разрешаются в Конституционном Суде. 2. Представление требования о приостановлении рассмотрения дела в Счетной палате не влечет за собой отмены судопроизводства по данному делу.

Глава II. Функция финансового контроля Счетной палаты

Статья девятая

1. Функция финансового контроля Счетной палаты подразумевает рассмотрение соответствия финансово-экономической деятельности публичного сектора принципам законности, эффективности и экономичности. 2. Счетная палата выполняет свои функции в связи с реализацией программы по денежным поступлениям и публичным расходам.

Статья десятая

Счетная палата по поручению Генеральных Кортесов проводит изучение, оценку и подтверждение отчета по государственному бюджету в сроки не более шести месяцев со дня его представления. Принятое Пленумом Счетной палаты окончательное заявление представляется обеим палатам Генеральных Кортесов с соответствующим предложением и в дальнейшем направляется правительству.

Статья одиннадцатая

Счетная палата осуществляет финансовый контроль над: a) контрактами, заключенными администрацией государства и другими учреждениями публичного сектора в случаях, предусмотренных законодательством, или в тех случаях, когда Счетная палата это сочтет необходимым; b) состоянием и изменением имущества государства и других учреждений публичного сектора; c) чрезвычайными и дополнительными кредитами, а также любыми присоединениями, увеличениями, трансформациями и прочими изменениями в сфере исходного бюджетного кредитования.

Статья двенадцатая

1. Результаты государственного финансового контроля излагаются в отчетах или докладных записках (обычных или чрезвычайных), официальных предложениях и докладах, которые представляются Генеральным Кортесам и публикуются в Официальном бюллетене. В случаях, если финансовый контроль осуществляется в рамках автономных сообществ или зависящих от них организаций, отчет направляется в Законодательную ассамблею соответствующего сообщества и публикуется в его Официальном бюллетене. 2. По результатам проведенного государственного финансового контроля Счетная палата констатирует все правонарушения, злоупотребления или ненадлежащие методы работы с указанием причин и ответственности за них, а также мер по их исправлению.

Статья тринадцатая

1. Годовой отчет, который Счетная палата на основании пункта 2 статьи 136 Конституции Испании представляет Генеральным Кортесам, должен содержать анализ исполнения государственного бюджета и бюджетов субъектов публичного сектора. В него входят, кроме проверки финансовой деятельности государства и всего публичного сектора, следующие положения: a) о соблюдении положений Конституции, законов в области доходов и расходов публичного сектора и в целом исполнении нормативных актов, регулирующих его финансово-экономическую активность; b) об обеспечении и исполнении государственного бюджета, бюджетов автономных сообществ, местных сообществ и других учреждений и организаций, субъектов публичного финансирования; c) о рациональности расходования публичных средств в соответствии с критериями эффективности и экономичности; d) о выполнении инвестиционных программ и финансирования государственных учреждений, а также о выполнении других планов, затрагивающих деятельность предприятий публичного сектора, таких как занятость или предоставление субсидий и дотаций из государственных фондов. 2. Такой отчет ежегодно представляется также законодательным ассамблеям автономных сообществ в рамках их экономического и бюджетного контроля финансовой деятельности. 3. Отчет должен содержать записку о судебной деятельности Счетной палаты в рамках проводившегося финансового контроля.

Статья четырнадцатая

1. Счетная палата предлагает меры по улучшению системы управления финансово-экономической деятельностью публичного сектора. 2. В случаях, когда предложенные Счетной палатой меры касаются системы управления финансово-экономической деятельностью автономных сообществ и связанных с ними учреждений публичного сектора, данные предложения будут изучены соответствующими Законодательными ассамблеями, в рамках их собственной компетенции, которые, в свою очередь, сделают все необходимые распоряжения для их исполнения.

Глава III. Судебное рассмотрение дел в сфере финансово-учетной юрисдикции

Статья пятнадцатая

1. Судебное рассмотрение дел в сфере финансово-учетной юрисдикции как собственная юрисдикция Счетной палаты, осуществляется в отношении счетов, которые обязаны предоставлять те органы, которые управляют, распоряжаются или пользуются публичным имуществом, публичными капиталами и ценными бумагами. 2. Счетно-контрольная юрисдикция распространяется как на деятельность, связанную с доступом к публичному имуществу и ценным бумагам, так и на дополнительные обязательства, установленные в качестве гарантии управления ими.

Статья шестнадцатая

В счетно-контрольную юрисдикцию Счетной палаты не входит юридическая оценка: a) дел, подлежащих рассмотрению в Конституционном Суде; b) вопросов, входящих в юрисдикцию по административным спорам; c) деяний, являющихся преступлениями или административными правонарушениями; d) вопросов гражданского, трудового права или другого рода, подлежащих рассмотрению судебными органами.

Статья семнадцатая

1. Счетно-контрольная юрисдикция Счетной палаты является обязательной, исключительной и полной. 2. Счетно-контрольная юрисдикция распространяется на ознакомление и вынесение предварительных решений в случаях, в которых наличествуют необходимые предварительные данные о финансовых нарушениях, за исключением случаев, носящих уголовный характер. 3. Принятое решение не влечет за собой никаких других последствий, кроме мер, принимаемых в рамках счетно-контрольной юрисдикции.

Статья восемнадцатая

1. Счетно-контрольная юрисдикция, при прочих равных условиях, совместима с дисциплинарной уголовной юрисдикцией. 2. Когда совершенные действия содержат состав преступления, решения о гражданской ответственности принимаются Счетной палатой в рамках действия ее счетно-контрольной юрисдикции.

Часть II СОСТАВ И УСТРОЙСТВО СЧЕТНОЙ ПАЛАТЫ

Глава I. Органы Счетной палаты

Статья девятнадцатая

Подразделениями Счетной палаты являются: a) Председатель; b) Пленум; c) Комиссия по управлению; d) подразделение финансового контроля; e) судебное подразделение; f) советники Счетной палаты; g) прокурорское подразделение; h) Генеральный секретариат.

Глава II. Председатель, Пленум и Комиссия по управлению

Статья двадцатая

Председатель Счетной палаты наделен полномочиями: a) представлять Счетную палату; b) созывать пленумы, председательствовать на них и на заседаниях Комиссии по управлению, а также, в случае разделения голосов поровну, разрешать вопрос по праву решающего голоса; c) осуществлять общее руководство персоналом Счетной палаты и функции, связанные с его назначением, наймом и управлением в целом; d) распоряжаться расходованием денежных средств самой Счетной палаты и заключать договоры на работы, приобретение имущества, поставки и другие услуги, необходимые для функционирования Счетной палаты; e) осуществлять другие полномочия, установленные Законом; f) разрешать все вопросы управленческого характера, не входящие в компетенцию других подразделений Счетной палаты.

Статья двадцать первая

1. Пленум Счетной палаты формируется из двенадцати советников, одним из которых является Председатель, и прокурора. 2. Кворум для признания решений Пленума юридически правомерными составляет две третьих от числа его членов. Его решения считаются принятыми, если за них проголосовало большинство присутствующих. 3. Функциями Пленума являются: a) осуществление финансового контроля; b) постановка вопроса об имеющих место противоречиях, наносящих ущерб полномочиям или компетенции Счетной палаты; c) ознакомление с жалобами и обращениями по поводу административных решений, принятых органами Счетной палаты; d) иные функции, установленные Законом о деятельности Счетной палаты.

Статья двадцать вторая

1. Комиссия по управлению формируется в составе Председателя и советников - председателей подразделений. 2. Комиссия: a) разрабатывает режим работы персонала Счетной палаты; b) выступает в роли дисциплинарной комиссии по разбирательству тяжелых проступков, совершенных персоналом Счетной палаты; c) распределяет принятые к рассмотрению дела между подразделениями Счетной палаты; d) назначает уполномоченных инструкторов; e) выполняет иные функции, установленные Законом о деятельности Счетной палаты.

Глава III. Подразделение финансового контроля

Статья двадцать третья

1. В функции подразделения финансового контроля входит проверка бухгалтерского учета в учреждениях публичного сектора, изучение и оценка правильности ведения счетов и финансовой отчетности, подлежащих рассмотрению Счетной палатой. 2. Подразделение финансового контроля структурно состоит из региональных и территориальных отделений, каждое из которых возглавляет советник Счетной палаты. 3. Структура каждого из департаментов определяется в соответствии с положениями Закона о деятельности Счетной палаты. 4. Прокурор Счетной палаты назначает своих представителей, приписанных к департаментам.

Глава IV. Судебное подразделение

Статья двадцать четвертая

1. Судебное подразделение формируется из отдельных коллегий, в состав которых входят Председатель, советники Счетной палаты, а также один или несколько секретарей. 2. Вышеуказанные коллегии рассматривают апелляции, поданные на решения в первой инстанции, принятые советниками Счетной палаты в процессе судопроизводства по состоянию счетов, делам о нарушениях в финансовой отчетности, выплатах задолженности и погашении залогов, а также все дела, рассмотрение которых предусмотрено Законом о деятельности Счетной палаты.

Статья двадцать пятая

К обязанностям советников Счетной палаты, в соответствии с Законом о деятельности Счетной палаты, относится вынесение решений в первой или единственной инстанции по следующим вопросам: a) судопроизводство по состоянию счетов; b) процедура принудительных выплат и компенсаций; c) материалы дел по погашению залогов.

Статья двадцать шестая

1. Указания по процедурам взыскания задолженностей даются уполномоченными инструкторами. 2. Уполномоченные инструкторы назначаются из числа государственных служащих, работающих в провинции на местах происшествий, либо из числа собственно служащих Счетной палаты. 3. В автономные сообщества, статутами которых предусмотрено создание собственных органов финансового контроля, Счетная палата может направить соответствующие инструкции для юридической оценки финансовой ответственности лиц, управляющих публичными капиталами и ценными бумагами. 4. Государственный служащий, назначенный уполномоченным инструктором, обязан вступить в должность.

Глава V. Прокурорское подразделение

Статья двадцать седьмая

В состав прокурорского подразделения Счетной палаты, которое функционально зависит от Генеральной прокуратуры, входят прокурор Счетной палаты и его помощники.

Глава VI. Генеральный секретариат

Статья двадцать восьмая

На Генеральный секретариат возложены функции обеспечения осуществления управленческих полномочий Председателя Счетной палаты, Пленума и Комиссии во всех вопросах, связанных с внутренним режимом Счетной палаты.

Часть III ЧЛЕНЫ СЧЕТНОЙ ПАЛАТЫ И ЕЕ ПЕРСОНАЛ

Глава I. Члены Счетной палаты

Статья двадцать девятая

Председатель назначается по представлению Пленума Счетной палаты Королем Испании из числа членов Счетной палаты сроком на три года.

Статья тридцатая

1. Советники Счетной палаты избираются сроком на девять лет Генеральными Кортесами - шесть от Конгресса депутатов и шесть от Сената - путем прямого голосования, большинством в три пятых от численности каждой из палат. Советники избираются из числа инспекторов Счетной палаты, аудиторов, судейских чиновников, прокуроров, преподавателей университетов и публичных служащих, имеющих высшее специальное образование, адвокатов, экономистов и преподавателей по торговому праву, компетентность которых хорошо известна, а стаж работы по специальности составляет не менее пятнадцати лет. 2. Советники Счетной палаты независимы и несменяемы.

Статья тридцать первая

Председатели подразделения финансового контроля и судебного подразделения назначаются на заседании Пленума Счетной палаты из числа советников Счетной палаты.

Статья тридцать вторая

Прокурор Счетной палаты, который является прокурорским работником, назначается на должность Правительством в соответствии с положениями Устава Генеральной прокуратуры.

Статья тридцать третья

1. На членов Счетной палаты распространяются те же нормы о недееспособности, несовместимости двух или более должностей, которые установлены для судей в Органическом законе о судебной власти. 2. Если вновь избранный член Счетной палаты является депутатом или сенатором, то до вступления в новую должность он обязан отказаться от ранее занимаемого поста. 3. Не могут быть избраны советниками Счетной палаты лица, которые в предшествующие назначению два года занимали должности, указанные в одном из следующих пунктов: a) руководящие или рядовые сотрудники, в обязанности которых входило управление, инспектирование или аудит доходов и расходов в публичном секторе; b) председатели, директора и члены административных советов автономных органов и учреждений публичного сектора; c) частные лица, которые в исключительном порядке осуществляли сбор средств, управляли публичными фондами и ценными бумагами; d) получатели субсидий из публичных фондов; e) любое иное лицо, в обязательном порядке отчитывающееся перед Счетной палатой. 4. Лица, занимавшие вышеуказанные должности, также не могут исполнять функции, указанные в пункте 4 статьи 7 данного Закона.

Статья тридцать четвертая

Назначение членом Счетной палаты влечет за собой для заинтересованного лица обязанность декларировать все дополнительные доходы в виде заработной платы внештатного сотрудника или любого другого получаемого дохода в результате предшествовавшей назначению профессиональной деятельности.

Статья тридцать пятая

1. Вопрос о привлечении членов Счетной палаты к гражданской или уголовной ответственности в процессе исполнения своих профессиональных обязанностей рассматривается на заседании соответствующей палаты Верховного суда. 2. Дисциплинарная ответственность Председателя и советников Счетной палаты устанавливается согласно положениям Закона о деятельности Счетной палаты, а прокурора - согласно Уставу Генеральной прокуратуры.

Статья тридцать шестая

Председатели и советники Счетной палаты не могут быть смещены со своих должностей, за исключением случаев окончания срока их мандата, подачи удовлетворенного Генеральными Кортесами прошения об отставке, недееспособности, несовместимости должностей или грубого неисполнения возложенных обязанностей.

Глава II. Наемный персонал Счетной палаты

Статья тридцать седьмая

1. Наемный персонал Счетной палаты, состоящий из дипломированных специалистов, подчиняется общим требованиям, установленным для публичного управления, а также всем специальным требованиям, которые применяются к сотрудникам Счетной палаты, и условию совместимости должностей. 2. Выполнение публичной функции в Счетной палате несовместимо с любой другой деятельностью, назначением и обязанностями, а также с профессиональной практикой или участием в производственной, торговой или коммерческой деятельности, в том числе консультативной, во всех случаях, когда может быть ограничена профессиональная независимость служащего. Для служащего Счетной палаты недопустимо сохранять деловые отношения с учреждениями, не относящимися к публичному сектору, но использующими публичные фонды, подлежащие финансовому и судебному контролю со стороны Счетной палаты.

Часть IV ФИНАНСОВАЯ ОТВЕТСТВЕННОСТЬ

Глава I. Общие положения

Статья тридцать восьмая

1. Лица, которые своими действиями или бездействием, противоречащими закону, нанесут ущерб капиталам и ценным бумагам, будут обязаны возместить нанесенный ущерб. 2. Ответственность может быть прямой или субсидиарной. 3. Прямая ответственность всегда является солидарной и включает весь нанесенный ущерб. 4. Субсидиарная ответственность ограничивается величиной ущерба, являющегося прямым следствием действий несущих ее лиц, и может быть погашена в разумной и справедливой форме. 5. Ответственность, как прямая, так и субсидиарная, передается правопреемникам виновных лиц по полному и безоговорочному акцепту или на основании негласного соглашения о наследовании, но только в размере общей стоимости нанесенного ущерба.

Статья тридцать девятая

1. Освобождаются от ответственности лица, действующие на основании приказов, в тех случаях, когда они письменно уведомят о небрежности или незаконности соответствующего приказа с указанием доводов, на которых данное утверждение основано. 2. Ответственность не применяется, если задержка погашения счетов, подтверждения или предоставления для проверки счетов произошла из-за неисполнения обязанностей третьими лицами при условии, что заинтересованные лица уведомили об этом в письменном виде.

Статья сороковая

1. Субсидиарная ответственность не взыскивается в тех случаях, когда виновное лицо не могло выполнить свои обязанности силами и средствами, имевшимися в его распоряжении, что привело к причинению ущерба. 2. Согласно статье 38 данного Закона, степень ответственности может быть смягчена в случаях, когда отсутствуют материальные препятствия для исполнения определенных обязанностей, но усилия, необходимые для их осуществления со стороны служащего, не соответствуют характеру должности.

Статья сорок первая

1. В случаях, когда вопросы об ответственности, указанные в статье 38 данного Закона, могут быть разрешены, согласно специальным правилам, в административном порядке, должностное лицо, возбуждающее дело, извещает Счетную палату о возможности ознакомиться с ним в любое удобное время. 2. Принимаемые администрацией решения, в которых сообщается о финансовой ответственности, могут быть обжалованы в Счетной палате и рассмотрены в соответствующих юридических подразделениях.

Глава II. Прямая ответственность

Статья сорок вторая

1. Признается прямой ответственность лиц, которые совершали, принуждали или подстрекали к совершению незаконных деяний или участвовали в них позднее с целью скрыть последствия или воспрепятствовать их преследованию. 2. Любое лицо, обязанное представлять отчет, удостоверять, контролировать или утверждать счета, которое не выполнило возложенные на него функции в установленные сроки или выполнило их некачественно либо не исправило имевшиеся ошибки, обязывается Счетной палатой в принудительном порядке выполнить все необходимое. 3. Если это требование не будет исполнено в назначенные сроки, Счетная палата может применить следующие меры: a) подготовить дела по просроченным счетам и задержанным платежам в случаях, когда имеются достаточные основания для их оплаты без вмешательства Счетной палаты; b) наложить в принудительном порядке штраф в установленном законом размере; c) представить в соответствующие инстанции ходатайства о временном отстранении, увольнении, снятии с должности руководителя, служащего или другого ответственного лица. 4. Счетная палата, в свою очередь, передает дело о неисполнении Генеральному прокурору.

Глава III. Субсидиарная ответственность

Статья сорок третья

1. Субсидиарными ответственными являются лица, которые по халатности или несвоевременному исполнению своих обязанностей, вмененных им согласно законам или регламентам, дали повод, прямой или косвенный, для нанесения ущерба общественным фондам или не позволили добиться полного или частичного возмещения убытка, понесенного ранее в результате прямой ответственности других лиц. 2. К субсидиарной ответственности лица привлекаются только в тех случаях, когда не была полностью возмещена прямая ответственность.

Часть V. ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ СЧЕТНОЙ ПАЛАТЫ

Глава I. Общие положения

Статья сорок четвертая

Счетная палата организует свою деятельность согласно процедурам, установленным в Законе о ее деятельности, как предусмотрено в данном Органическом законе.

Глава II. Процедуры проведения финансового контроля

Статья сорок пятая

Процедуры осуществления финансового контроля обусловлены характером и особенностями ведения каждого дела. Инициатива принадлежит самой Счетной палате, Генеральным Кортесам и в сфере своих полномочий законодательным ассамблеям и другим аналогичным конституционным органам, которые формируются в автономных сообществах.

Глава III. Судебные процедуры

Статья сорок шестая

1. Подразделения Счетной палаты, ответственные за рассмотрение дела, ответственны и за все иные вопросы, из него вытекающее, а также за исполнение принимаемых ими решений. 2. Полномочия органов счетно-контрольной юрисдикции не продлеваются и определяются ими самими, в том числе по делам, предварительно рассмотренным сторонами.

Статья сорок седьмая

1. Законными правами для предъявления исков или требований в органы счетно-контрольной юрисдикции обладают лица, прямо заинтересованные в рассматриваемом деле, или обладатели субъективных прав, связанных с данным делом. 2. Публичная администрация может представлять в Счетную палату любые иски и требования без необходимости предварительного предъявления данных о действиях, нанесших вред и вызвавших указанное обращение. 3. Процедура по привлечению к финансовой ответственности в рамках любых судебных действий Счетной палаты должна быть гласной. Ни при каких обстоятельствах не может быть предъявлено требование о внесении залога или предоставлении поручительства, за исключением случаев уголовной и гражданской ответственности, которую должны нести лица, совершившие незаконные действия.

Статья сорок восьмая

1. Должностные лица и сотрудники учреждений публичного сектора, официально вызванные в Счетную палату, могут представлять себя сами, а также воспользоваться правом на защиту. 2. Представление и защита государства и его независимых органов и учреждений во всех действиях, которые предусмотрены данным Законом, осуществляются государственными защитниками, а в отношении автономных сообществ, провинций и муниципалитетов - их собственными юристами, назначенными адвокатами либо государственными защитниками.

Статья сорок девятая

Постановления Счетной палаты в случаях и форме, которые определены в Законе о деятельности Счетной палаты, подлежат обжалованию и пересмотру в Верховном Суде.

Переходные положения

Первое

1. Генеральными Кортесами в сроки, установленные Регламентом Генеральных Кортесов, будет создана смешанная комиссия обеих палат, ответственная за поддержание связи со Счетной палатой, а также для разработки и представления на рассмотрение пленумов Счетной палаты целесообразных мер и норм. 2. На заседания вышеуказанной комиссии может быть приглашен, если это необходимо, Председатель Счетной палаты.

Второе

Нынешние Председатель и Советник Счетной палаты, в соответствии с положениями данного Закона, будут освобождены от занимаемых должностей в день опубликования приказа о назначении новых советников Счетной палаты; они будут наделены правом совещательного голоса, установленным Декретом. Теми же правами будут наделены Председатель, советники и прокуроры, освобожденные от занимаемых должностей по политическим мотивам в период гражданской войны.

Третье

Служащие, работающие в настоящее время в Счетной палате, будут продолжать исполнять свои обязанности в соответствии с положениями Закона о деятельности Счетной палаты, а в период до его вступления в силу - на основании действующего законодательства с определенными изменениями, согласно требованиям данного Закона.

Четвертое

1. Счетная палата может передать органам, взявшим на себя функции упраздненной Национальной службы по консультированию и инспектированию местных органов власти, осуществление бухгалтерской ревизии данных учреждений и инструктирование по процедурам выплат компенсаций и погашению залогов. 2. Принятие решений по данным вопросам в первой инстанции будет относиться к компетенции Счетной палаты, жалобы будут рассматриваться в ее соответствующих подразделениях.

Пятое

В тех административно-территориальных единицах, где еще окончательно не завершен процесс образования автономных сообществ, создаются органы финансового контроля, предусмотренные для автономных сообществ положениями данного Закона.

Шестое

В течение не более чем двух месяцев Генеральные Кортесы назначают Советников Счетной палаты в соответствии с положениями, указанными в пункте 1 статьи 30 данного Закона.

Заключительные положения

Первое

Подлежат отмене любые положения, противоречащие предписаниям настоящего Органического закона.

Второе

1. Закон о правовом режиме публичной администрации и общем административном производстве является дополнительным по отношению к процессуальным нормам, регулирующим осуществление финансового контроля. 2. Для выполнения судебных функций Счетной палаты в случаях, которые не предусмотрены в данном Законе или Законе о деятельности Счетной палаты, дополнительно будет применяться Закон, регулирующий административные споры, и гражданское и уголовное процессуальное право в соответствующем порядке. 3. В течение шести месяцев Правительство в установленном порядке представит на рассмотрение Генеральных Кортесов проект Закона о деятельности Счетной палаты с регулированием различных процедур и статусом его персонала.

Приказываю всем испанцам, частным и официальным лицам соблюдать данный Органический закон и способствовать его соблюдению.

Дворец Сарсуэла, Мадрид, 12 мая 1982 года.

Хуан Карлос, Король Председатель Правительства Леопольд Кальво-Сотело и Бустела

Название документа