Европейский опыт местного самоуправления и администрирования местных налогов

(Тамбиев М. М.)

("Общество и право", 2011, N 4)

Текст документа

ЕВРОПЕЙСКИЙ ОПЫТ МЕСТНОГО САМОУПРАВЛЕНИЯ

И АДМИНИСТРИРОВАНИЯ МЕСТНЫХ НАЛОГОВ

М. М. ТАМБИЕВ

Тамбиев Мурат Мухтарович, аспирант кафедры финансового, предпринимательского и информационного права Ставропольского государственного университета.

В статье рассмотрена связь модели местного самоуправления и локальной налоговой администрации в странах с переходной экономикой. Основное внимание уделено опыту государств Центральной и Восточной Европы.

Ключевые слова: налог, местный налог, местное налоговое администрирование, Центральная и Восточная Европа.

The article overviews the main issues of local regulation and local tax administration in the terms of modern tax reform in countries with transition economies. The main attention is paid to experience of Central and Eastern European states.

Key words: tax, local tax, local tax administration, Central and Eastern Europe.

Международный опыт налогового администрирования многолик, содержит немало элементов, отсутствующих в российской правовой системе. В. А. Аронов и В. А. Кашин отмечают, что "...наибольший эффект достигается за счет централизации всей работы по налогам в едином ведомстве" [1, с. 573]. Моделируя такое ведомство, авторы высветили наиболее прогрессивные элементы, уже давно известные в зарубежных странах.

По мнению исследователей, такое ведомство должно взять на себя ведение общегосударственного кадастра недвижимости (как во Франции), контроль за соблюдением предпринимателями закона о минимуме заработной платы (как в Великобритании), взыскание любых видов долгов и представление интересов государства по делам о банкротстве (как в Швеции), контроль за возвратом ипотечных и иных видов кредитов (в Великобритании такой контроль введен в отношении возврата студенческих ссуд), финансовый контроль за соблюдением интересов государства на предприятиях, в которых значительная доля капитала принадлежит государству (как в Германии; в США действует правило, по которому в руководство любого частного банка может быть введен государственный бухгалтер-контролер), выплату социальных пособий и т. д. По сути, в данном обобщении содержатся контуры идеального администрирующего ведомства с учетом самых прогрессивных тенденций, наблюдающихся в мире.

Все эти элементы наиболее трудно применимы именно в предметной плоскости локального налогового администрирования. Ведь в мире насчитывается множество моделей самого локального управления, его взаимосвязи с местным самоуправлением. Что касается организации налогового администрирования на местном, локальном уровне, то его организация зависит от целого ряда факторов. Прежде всего, от конституционных установлений, от модели местных финансов, от специфики местных налогов, от уровня правовой и институциональной культуры нации. Анализ данной проблематики показывает, что модель администрирования местных налогов зависит от уровня экономического развития страны. Проблемы налогового администрирования в более узком контексте, в контексте локального налогового администрирования изучены в недостаточной степени. Вместе с тем в ракурсе незавершенности налоговых реформ в странах с переходной экономикой, дискуссий о правовой судьбе земельного налога и налога на недвижимость эти проблемы приобретают особо актуальное звучание.

Основные функции местных органов власти являются универсальными: а) осуществление политики и решений, предпринятых местными органами; б) подготовка местного бюджета, определение доходов и расходов, ожидаемых программ действия; управление и контроль за доходами и расходами.

Функции и политика местных правительств и их воздействие на местную финансовую политику, однако, содержат существенные отличия. Анализ зарубежной литературы, периодики демонстрирует, что ученые, представляющие европейские страны, ищут универсальные пути оптимального местного налогообложения, обращают внимание на мотивацию и стимулы, побуждающие налогоплательщиков надлежаще исполнять налоговые законы. В плане повышения эффективности налогового администрирования обсуждаются вопросы совершенствования ответственности, управления экономическими циклами для оптимизации усилий местной администрации, способов установления баланса в плане адекватности налоговой нагрузки индивидуальных и корпоративных налогоплательщиков.

Степень самостоятельности местных органов власти в установлении местных налогов в европейских странах существенно выше, чем в России. Местные органы власти могут установить налоги непосредственно, наложить дополнительные налоги, активно участвовать в бюджетной политике государства. И все эти процедуры часто комбинируются. Местные органы власти также собирают различные платежи за пользование ресурсами: плату за воду, арендную плату, плату за отдых, общественный транспорт, музеи, школы, и т. д.

Усилия местных органов направлены на реализацию нескольких целей. Это эффективная децентрализация, создание благоприятной среды для бизнеса, всемерное участие граждан в местных делах. Например, в Швеции муниципальные подоходные налоги - главные источники дохода для местных бюджетов. В Великобритании местные власти главным образом финансируются центральными правительственными налогами. В Германии налоговое законодательство - это федеральный вопрос, но их администрирование, поддержание ответственности - это те вопросы, которые преломляются и на местном уровне. Таможенный контроль и тарифы, пошлины, их администрирование - это полностью федеральные вопросы [2, с. 81, 428 - 433].

Эти немногие примеры развитых стран показывают широкий диапазон систем сбора налогов и использования доходов в различных западноевропейских странах. Степень самостоятельности полномочий местных органов власти в данной сфере измеряется степенью охвата ими вопросов расходования местных финансов. Они могут получать доходы от местных налогов, использования ресурсов, предоставлений ссуд.

Налоги являются важной составной частью местной финансово-правовой политики. К сожалению, в некоторых случаях центральные правительства устанавливают общие пределы к объему налогов местного органа власти. Эти пределы могут цинично эксплуатироваться центральными правительствами во времена дефицита, чтобы ограничить финансовые возможности для местных органов власти. Это часто входит в форму ограничения предоставлений местным органам власти.

В Чешской Республике есть своя специфика: используется система местных сборов. Их доля незначительна и составляет всего 0,2% от суммы налогов. Местные власти могут установить сбор за собак, курортный сбор и сбор за отдых, сбор за пользование общественным местом, билетный сбор за вход с учетом вместимости общественных мест, плату за автостоянку, за игорные автоматы. Все эти платежи аккумулируются местными властями непосредственно [2, с. 81 - 101].

В Эстонии Закон о местных налогах предписывает условия для перечисления местных налогов. Муниципалитет может установить следующие налоги: подушный налог, местный подоходный налог, коммерческий налог, налог на водные транспортные средства (лодки, теплоходы), налог на рекламу, дорожный налог, налог на транспортные средства, налоги на содержание животных, налоги на развлечения. Местные налоги в Эстонии разделены на три группы: налоги, дублирующие соответствующие государственные налоги и чье основание налогообложения в основном то же самое, что касается государственных налогов [2, с. 141 - 149]. Они включают подушные налоги, местный подоходный налог и коммерческие налоги (соответственно, индивидуальные подоходные налоги, корпоративные подоходные налоги, коммерческие налоги). Вторую группу образуют налоги, не охваченные согласно другим законам. Они включают налоги на содержание животных, транспортных средств, налоги на лодки (теплоходы), налоги на развлечения. Третью группу образуют налоги, которые по их природе могут быть охарактеризованы как платежи, пошлины или сборы. Вместе с тем система местного налогообложения в Эстонии пока еще не развита в полной мере. Большинство местных налогов по правовой природе может быть охарактеризовано как платежи, посредством чего налогоплательщик получает некоторое право после платежа налога. Например, право размещать рекламные объявления.

Налоговыми администраторами местных налогов на местной территории являются муниципальные и городские правительства. С разрешения центрального офиса налогового управления, муниципальный орган или муниципалитет и местный налоговый офис могут заключить контракт, посредством которого местные подоходные налоги будут собраны местными налоговыми органами.

В Венгрии местные органы власти имеют право вводить местные налоги, устанавливать коммунальные налоги для предпринимателей, индивидуумов, налоги на недвижимость (здания), налоги на необработанные участки земли и налоги на туризм. В пределах юрисдикции местного органа власти налоговые обязательства возникают в связи с собственностью, другими финансовыми активами, с занятостью, временным пребыванием, в связи с предпринимательской деятельностью, определенной в Акте о местных налогах. В Венгрии местные налоги имеет большую важность в системе местных финансов, чем в других странах. Такие налоги составляют 2,1% от валового внутреннего продукта.

В случаях, касающихся местных налогов, нотариус местного (муниципального) правительства осуществляет полномочия налоговой власти. Местные органы власти обладают правом вводить любой из набора налогов, обозначенных в Акте. Однако любая поправка, установленная в течение года, не может увеличить налоговые обязательства налогоплательщиков, возникающие в течение того же самого календарного года.

В Румынии установлены два классических местных налога: транспортный налог, а также налог на недвижимость. Первый включает налог на транспортные средства, которые направляются в местные бюджеты, а также налог на общественные дороги, который направляется в бюджет специальных фондов для общественных дорог. Налоги на собственность включают любые налоги на здания и земли, которые являются частью местного бюджета, так же как налоги для использования принадлежащей государству собственности [2, с. 305 - 307].

Существуют другие налоги и пошлины, которые идут в местный бюджет. Это гербовый сбор на наследование и другие гербовые сборы от населения, курортный сбор, плата за доступ на общественные рынки, плата за рекламу. В Украине в дополнение к местным налогам есть несколько платежей и сборов. К ним относится гостиничный и курортный сбор, плата за автостоянку; плата за использования рыночного места; плата за перепланировку частных квартир; сбор за использование местных символов; сбор за продажу лотерей; лицензионный сбор; плата за частное домовладение и гаражи в населенных пунктах; плата за разрешение размещать офисы юридических лиц в центральных частях населенных пунктов и в зданиях, которые имеют историческую и архитектурную ценность; плата за владение домашними животными; сбор на приобретение иностранной валюты.

Очевидно, что история местного самоуправления в Центральной и Восточной Европе характеризуется централизованными тенденциями, без особых сильно выраженных демократических традиций, в духе коммунистических экономик. Развитие навыков финансового менеджмента и налогового администрирования для местного органа власти в области (регионе) - не простой процесс.

В любом случае самая неотложная проблема остается: при бедности ресурсов местных органов власти их обязанности огромны. У местных органов власти формируется серьезное финансовое бремя, которое они не в состоянии, как правило, перенести. С другой стороны, местные налоги, сборы не формируют серьезной доходной части в местных бюджетах.

Литература

1. Аронов А. В., Кашин В. А. Налоговая политика и налоговое администрирование. М., 2006.

2. Hogue M. (Ed.). Local and Regional Tax Administration in Transition Countries. Local Government and Public Service Reform Initiative. Budapest, 2000.

Название документа