Институциональные основы защиты свидетелей в Европейском союзе
(Краснова К. А.) ("Международное уголовное право и международная юстиция", 2014, N 1) Текст документаИНСТИТУЦИОНАЛЬНЫЕ ОСНОВЫ ЗАЩИТЫ СВИДЕТЕЛЕЙ В ЕВРОПЕЙСКОМ СОЮЗЕ
К. А. КРАСНОВА
Краснова Кристина Александровна, ведущий научный сотрудник Федерального государственного казенного учреждения "Всероссийский научно-исследовательский институт Министерства внутренних дел Российской Федерации", кандидат юридических наук.
Статья посвящена исследованию практики Европейского союза в сфере защиты свидетелей в рамках уголовного судопроизводства. Рассматриваются различные варианты организации программ защиты свидетелей, а также руководящая роль Европола в координации сотрудничества государств - членов ЕС в сфере защиты свидетелей.
Ключевые слова: Европол, программа защиты свидетелей, меры безопасности, сотрудничество в сфере уголовного судопроизводства.
Institutional bases of protection of witnesses in the European union K. A. Krasnova
The article is devoted to research of practice of the European union in the sphere of witness protection within criminal legal proceedings. Various options of the organization of witness protection programs and the role of Europol in coordination of EU member states cooperation in the sphere of witness protection are considered.
Key words: Europol, witness protection program, security measures, cooperation in criminal matters.
Защита свидетелей в Европейском союзе (далее по тексту - ЕС) относится к сфере уголовно-правовой политики, которая долгое время исключала наднациональный элемент. Как отмечается в литературе, первоначально учредительные договоры Европейских сообществ (ЕОУС, ЕЭС и Евроатом) не содержали каких-либо положений о сотрудничестве в уголовно-правовой сфере ввиду того, что их основной целью было развитие интеграции в социально-экономической области, а вопросы уголовной политики оставались в исключительной компетенции государств-членов <1>. Становление европейской системы защиты свидетелей, этапным моментом которого явилось учреждение Европола (на основе Маастрихтского договора 1992 г.), и начало его полноценной деятельности в 1999 г. - яркое свидетельство того, насколько чувствительной сферой для государств - членов ЕС является Пространство свободы, безопасности и правосудия в такой, в общем-то, динамично развивающейся системе, как европейское право. -------------------------------- <1> См.: Коррупция: природа, проявление, противодействие: Монография / Отв. ред. академик РАН Т. Я. Хабриева. М.: ИД "Юриспруденция", 2012. С. 103.
Под защитой свидетелей понимается обеспечение их анонимности, предотвращение публичного разглашения установочных данных, особенно тех свидетелей, здоровье и жизнь которых находятся под угрозой реальных посягательств со стороны преступных элементов <2>. -------------------------------- <2> См.: Иванов И. С. Переселение защищаемого лица на другое постоянное место жительства в отечественном и зарубежном праве // Российский следователь. 2013. N 6. С. 43.
Основными целями защиты свидетелей в ЕС являются: Testify before courts - защита свидетеля от посягательств и запугивания и обеспечение его публичного выступления, когда речь идет об организованной преступности и терроризме; Protection life - защита жизни, здоровья свидетеля и его близких; Social integration - помощь в поиске новой работы, школы для детей при переселении свидетеля и членов его семьи на другое место жительства. Имеющееся разнообразие мер защиты свидетелей обусловлено различными правовыми системами государств - членов ЕС, их правовыми традициями, а также состоянием борьбы с преступностью в целом и ее организованной частью. Эксперты связывают увеличение числа программ защиты свидетелей (WPP) в ЕС именно с ростом числа проявлений организованной преступности и расширением сфер деятельности террористических групп. Как отмечается в зарубежных источниках, круг преступлений, в связи с совершением которых применима защита свидетелей, также варьируется от страны к стране. Так, в Бельгии и Италии меры защиты применяются в случае совершения специфических преступлений (дела, касающиеся наркотиков, деятельности мафии или умышленных убийств либо любого преступления, наказываемого лишением свободы на срок от 5 до 20 лет) <3>. Некоторые страны пошли по пути включения в свои программы исчерпывающего списка преступлений (Румыния), а другие упоминают только о "тяжких" или "серьезных" преступлениях (Литва), организованной преступности (Венгрия) либо не упоминают о конкретных преступлениях вовсе, что дает право участия в программе свидетелям преступлений любого рода (Словакия, Словения) <4>. В Российской Федерации на законодательном уровне круг преступлений также не ограничен. Отечественная практика складывается по пути применения мер безопасности в отношении свидетелей при расследовании: преступлений, связанных с незаконным оборотом наркотических и психотропных веществ (82,8%), преступлений против собственности, против жизни и здоровья (6,4%), дел о терроризме и организованной преступности (2%) <5>. -------------------------------- <3> Piotr Bakowski. Witness protection programs: EU experience in the international context // Library Briefing: Library of the European Parliament. 28.01.2013. P. 5. <4> Типовой закон ЮНОДК о защите свидетелей: пояснительные замечания. URL: https://cms. unov. org/. <5> См.: Мазова Е. И. Ролевая функция оперативно-розыскной деятельности в обеспечении безопасности лиц, подлежащих государственной защите // Российский следователь. 2013. N 6. С. 27.
С учетом принципов национального права и имеющихся финансовых средств меры защиты могут быть достаточно простыми и включать в себя физическую защиту (полицейскую охрану, задержание в целях защиты либо укрытие в безопасном месте). Уголовно-процессуальное законодательство ряда государств - членов ЕС предусматривает полное или частичное неразглашение информации о личности и местонахождении свидетеля и принятие правил доказывания, позволяющих давать свидетельские показания таким образом, чтобы при этом была обеспечена безопасность свидетеля при помощи средств видеоконференцсвязи или других современных коммуникационных технологий. Вместе с тем суды некоторых стран (например, Австрии) считают использование информационных технологий для дачи свидетелем показаний неприемлемым и нарушающим права обвиняемого. Поэтому требуют непосредственного присутствия свидетеля на судебном разбирательстве уголовного дела. При расследовании дел об организованной преступности может сложиться ситуация невозможности обеспечения безопасности свидетеля, дающего показания, при помощи обычной полицейской охраны. В таких случаях могут потребоваться исключительные меры, включающие выдачу нового удостоверения личности и/или переселение свидетеля в пределах страны или за рубеж на ограниченный период времени или даже навсегда <6>. -------------------------------- <6> Типовой закон ЮНОДК о защите свидетелей: пояснительные замечания. URL: https://cms. unov. org/.
Институциональная основа защиты свидетелей в ЕС варьируется в зависимости от государства-члена. В большинстве государств - членов ЕС существует национальная либо федеральная программа защиты свидетелей. Некоторые страны (Великобритания, Германия, Испания) принимают также региональные или местные программы. На практике программы защиты свидетелей могут осуществляться на базе полицейских структур (Австрия, Соединенное Королевство Великобритании и Северной Ирландии, Словакия), прокуратуры (Нидерланды) или системы юстиции (Италия). В Италии программа защиты свидетелей осуществляется межведомственными органами - соответственно Центральной комиссией в составе заместителя министра внутренних дел, двух судей или прокуроров и пяти экспертов по организованной преступности. В Словакии министром юстиции назначена постоянно действующая комиссия в лице двух сотрудников полиции, прокурора, судьи и представителя пенитенциарной системы <7>. В Бельгии решение о включении в программу принимает комиссия, в которую входят представители прокуратуры и Генеральный директор Федеральной судебной комиссии <8>. В Германии, в отличие от названных стран, в принятии соответствующего коллегиального решения участвуют и представители органа, которому предстоит осуществлять меры безопасности. В Австрии решение о включении лица в программу защиты свидетелей отнесено к исключительной компетенции специально созданного для ее реализации подразделения - Службы защиты (Zeugen-shutzerlass). -------------------------------- <7> По информации представителей Словакии на Шестом практическом учебном курсе российских и европейских специалистов по вопросам защиты свидетелей в рамках судопроизводства (13 - 17 июня 2011 г., Братислава - Вена). <8> См.: Хоффман Д. Защита свидетелей в Бельгии, структурная схема правового обеспечения // Обеспечение защиты свидетелей, участвующих в противодействии организованной преступности и терроризму: Материалы международного семинара (14 - 15 июня 2007 г.). М., 2008. С. 29.
По мнению Л. В. Брусницына, каждый из существующих вариантов имеет плюсы и минусы. Коллегиальность в решении вопроса позволяет принять более взвешенное, обоснованное решение о начале программы защиты свидетелей, но при этом сведения о защищаемом лице становятся известны большему кругу лиц, что нежелательно. Принятие решения одним субъектом, тем более который будет осуществлять защиту, обеспечит наибольшую степень ее конфиденциальности, однако в этом случае возможно снижение обоснованности решения <9>. -------------------------------- <9> См.: Брусницын Л. В. Полномочия должностных лиц по обеспечению безопасности граждан, содействующих уголовному правосудию // Государство и право. 2012. N 9. С. 52 - 64.
В структурном отношении они делятся на два компонента: руководящий орган (орган по защите) и учреждение-исполнитель (подразделение по защите). Это разделение может быть не столь заметным в некоторых юрисдикциях, где программа защиты реализуется полицейскими структурами и где решения о включении в программу и исключении из нее принимаются комиссаром или представителем полиции, который также осуществляет надзор за работой подразделения. Даже в этих случаях решения принимаются объективно и на основе строго определенных критериев, с тем чтобы эта программа не воспринималась как награда свидетелям за оказанное содействие. Надо отметить, что существует определенная специфика в отборе свидетелей для участия в программе и подаче заявления на включение в программу. Как правило, правом на участие в программе обладают сами свидетели, а также члены их семей и близкие им лица. В Австрии, Латвии, Нидерландах, Соединенном Королевстве Великобритании и Северной Ирландии в программу могут быть включены и осведомители. В Германии, Италии, Словакии право на участие в программе защиты имеют только те свидетели, которые участвуют в уголовном процессе и дают показания. В некоторых странах подавать заявление о включении в программу защиты от имени свидетеля разрешается широкому кругу лиц. В других странах это право имеет только лицо, которому что-либо угрожает, следственные органы и прокуроры (Венгрия). В Словении право подавать заявления о включении в программу принадлежит исключительно генеральному прокурору. Право принимать заявления о включении в программу имеют полицейские службы, прокурорские органы и суды (Венгрия, Словакия). Должностное лицо, принимающее заявление, не следует путать с органом по защите свидетелей, принимающим решение о включении в программу. Принимающее заявление учреждение только препровождает его органу по защите вместе с оценкой степени угрозы жизни свидетеля. Надо сказать, что система защиты свидетелей в ЕС принципиально отличается своим подходом к данному направлению деятельности правоохранительных органов. Используется подход risk management (управление рисками), который может быть представлен в виде четырех этапов деятельности. На первом этапе проводится оценка угроз, направленных в адрес свидетеля. Результаты оценки угроз имеют большое значение для выбора мер защиты свидетеля и в решении вопроса о необходимости включения свидетеля в программу защиты свидетелей либо использовании иных процессуальных способов защиты свидетеля, не требующих проведения дорогостоящих программ и включения в Программу. На втором этапе проводится классификация рисков по уровням опасности (высокий, средний, низкий), которая позволяет понять, какие меры по защите свидетеля необходимо принять сотрудникам полиции. Например, высокий (красный) уровень риска характерен для рисков свидетеля по делам об организованной преступности. На третьем этапе проводится анализ факторов риска и оценка их значимости с целью установления вероятности наступления определенных нежелательных для свидетеля событий, которые отрицательно повлияют на достижение целей уголовного судопроизводства. Анализ рисков включает оценку рисков и методы снижения рисков или уменьшения связанных с ними неблагоприятных последствий, которые могут быть предотвращены сотрудниками правоохранительных органов. На четвертом этапе осуществляется контроль за реализуемыми в отношении свидетеля мерами безопасности. Таким образом, при включении в программу производится оценка критериев, которые являются общими для всех национальных законов: расследование серьезных преступлений и судебное преследование виновных; наличие серьезной угрозы жизни свидетеля и его/ее близких родственников в связи с данным делом (угроза); высокая вероятность претворения этой угрозы в жизнь (риск); добровольность участия в программе; пригодность свидетеля (личностные, психологические качества). Рассмотрим особенности организации программ защиты свидетелей на примере некоторых государств - членов ЕС. Мероприятия по обеспечению личной и специальной безопасности свидетелей в Австрии осуществляются различными подразделениями полиции на основе внутриведомственного взаимодействия до тех пор, пока существует опасность в отношении защищаемого лица <10>. -------------------------------- <10> См.: Фадеева М. П. Утверждена Программа "Обеспечение безопасности потерпевших, свидетелей и иных участников уголовного судопроизводства на 2006 - 2008 годы" // Российский следователь. 2006. N 12.
В ФРГ при уголовной полиции земель и федеральном управлении уголовной полиции созданы координационные пункты охраны свидетелей, призванные определять специфические меры охраны и координировать деятельность соответствующих подразделений полиции, контролировать все контакты защищаемого лица, находящиеся за пределами следственных действий. После включения свидетеля в программу защиты ответственность за его безопасность ложится на соответствующие пункты охраны, причем вызов в судебные и правоохранительные органы для участия в уголовном процессе также осуществляется через эти подразделения. В ФРГ применяются две системы обеспечения безопасности свидетеля: долговременная защита, которая обеспечивается всеми доступными полицейскими методами (охрана по месту его жительства, работы, в общественном месте и особенно в зале суда), и вторая система мероприятий обеспечения безопасности, полностью изолирующая свидетеля от внешнего мира и направленная главным образом на оказание содействия защищаемому лицу в выборе нового места жительства, работы, в занятии собственным бизнесом, а также в оказании необходимой помощи материального плана. Италия имеет свою специальную программу защиты свидетелей, руководство которой осуществляет Департамент общественной безопасности Министерства внутренних дел через специальную центральную службу защиты и через Канцелярию Государственного обвинителя по делам, возбужденным против мафии (Prokuratore Nazionale Antimafia). Эта программа применяется в случаях, когда предпринимаемые в соответствии с действующим законодательством меры по защите свидетелей оказываются недостаточно эффективными. Во Франции координацию и руководство всеми программами по защите лиц, содействующих уголовному судопроизводству, осуществляет Бюро по делам жертв преступлений при Министерстве юстиции. Кроме того, в этой стране учрежден межминистерский комитет и Национальный институт помощи жертвам и посредничества (ИНАВЕМ), которые оказывают помощь и координируют мероприятия 150 обществ и отделов, поддерживаемых как государством, так и органами самоуправления. Обязанности по применению мер безопасности в отношении защищаемых лиц в установленных законодательством Великобритании случаях возлагаются на сотрудников Специальной службы безопасности свидетелей (жертв преступлений). Они сопровождают свидетелей в судебные инстанции, информируют их о процессуальных решениях по делу, например об освобождении обвиняемого под залог, а также консультируют по вопросам соблюдения мер безопасности. В этой стране существует телефон помощи жертвам преступлений, по которому они могут в любое время обратиться с различными вопросами за содействием, выяснить, где отбывают наказание их обидчики, а также срок их освобождения. Нельзя не упомянуть о координирующей роли полицейского агентства ЕС (Европол) в решении вопросов сотрудничества государств - членов ЕС в сфере защиты свидетелей. Одним из достижений Европола можно назвать созданную им неформальную сеть, объединяющую учреждения по защите свидетелей государств - членов ЕС и присоединяющихся к нему стран. Ее участники регулярно встречаются для обсуждения ситуации в области защиты свидетелей, обмена информацией и позитивным опытом, формулирования рекомендаций по согласованию национального законодательства и разработки оптимальных подходов для учреждений, занимающихся защитой свидетелей в государствах - членах ЕС. Сеть постепенно расширяется за счет присоединения к ней представителей других стран, имеющих обширный опыт в области защиты свидетелей, таких как Австралия, Канада, Новая Зеландия, США и Южная Африка. В качестве учреждения с правами юридического лица Европол уполномочен устанавливать сотрудничество с не входящими в Европейский союз ("третьими") государствами, а равно с международными организациями и учреждениями, включая Интерпол, на основе дву - и многосторонних договоров. Одно из таких соглашений закрепляет основы сотрудничества Европола с Российской Федерацией (2004 г.). Таким образом, защита свидетелей является одним из приоритетных направлений европейского полицейского сотрудничества. ЕС поддерживает действия, направленные на повышение уровня межгосударственного сотрудничества (например, укрепление доверия и взаимопонимания, обмен оперативной информацией, опытом и результатами передовой практики, создание общеевропейских сетей и единых баз данных). Другие финансируемые ЕС мероприятия включают: мониторинг и оценку деятельности; разработку и передачу технологий и методологии; обучение, обмен информацией и повышение уровня осведомленности; распространение положительного опыта <11>. ЕС оказывает помощь государствам-членам путем финансирования программ защиты свидетелей <12> и содействия в развитии региональной кооперации по вопросам защиты свидетелей. -------------------------------- <11> Подробнее об этом см.: European Commission: Prevention of and Fight against Crime (ISEC). URL: http://ec. europa. eu/dgs/ home-affairs/financing/ fundings/ security-and-safeguarding-liberties/ prevention-of-and-fight-against-crime/ index_en. htm. <12> См., напр.: Council Decision of 12 February 2007 establishing for the period 2007 to 2013, as part of General Programme on Security and Safeguarding Liberties, the Specific Programme "Prevention of and Fight against Crime" (2007/125/JHA) // Official Journal of the European union. 24.2.2007. L 58/7. Одним из 4 ключевых элементов программы является защита и поддержка свидетелей (witness protection and support). Бюджет данной программы составляет EUR 600 миллионов. Более детально направления финансовых потоков расписаны в ежегодных рабочих программах борьбы с преступностью.
В заключение отметим, что европейский подход базируется на том положении, что защита свидетелей не должна восприниматься как награда свидетелю за сотрудничество с правоохранительными органами. Вместо этого она должна рассматриваться как уникальное средство защиты жизни свидетеля и оказания поддержки системе уголовного правосудия.
Литература
1. Брусницын Л. В. Полномочия должностных лиц по обеспечению безопасности граждан, содействующих уголовному правосудию // Государство и право. 2012. N 9. 2. Иванов И. С. Переселение защищаемого лица на другое постоянное место жительства в отечественном и зарубежном праве // Российский следователь. 2013. N 6. 3. Коррупция: природа, проявление, противодействие: Монография / Отв. ред. академик РАН Т. Я. Хабриева. М.: ИД "Юриспруденция", 2012. 4. Мазова Е. И. Ролевая функция оперативно-розыскной деятельности в обеспечении безопасности лиц, подлежащих государственной защите // Российский следователь. 2013. N 6. 5. Фадеева М. П. Утверждена Программа "Обеспечение безопасности потерпевших, свидетелей и иных участников уголовного судопроизводства на 2006 - 2008 годы" // Российский следователь. 2006. N 12. 6. Хоффман Д. Защита свидетелей в Бельгии, структурная схема правового обеспечения // Обеспечение защиты свидетелей, участвующих в противодействии организованной преступности и терроризму: Материалы международного семинара (14 - 15 июня 2007 г.). М., 2008.
Название документа