Классификация субъектов международного сотрудничества по уголовным делам

(Феоктистова Е. Е.) ("Российский следователь", 2011, N 19) Текст документа

КЛАССИФИКАЦИЯ СУБЪЕКТОВ МЕЖДУНАРОДНОГО СОТРУДНИЧЕСТВА ПО УГОЛОВНЫМ ДЕЛАМ <*>

Е. Е. ФЕОКТИСТОВА

Феоктистова Елена Евгеньевна, старший референт ФГКУ "Всероссийский научно-исследовательский институт Министерства внутренних дел Российской Федерации", кандидат юридических наук.

Статья посвящена рассмотрению понятия "субъект международного сотрудничества по уголовным делам". С учетом процессуального положения, компетенции, прав и обязанностей различных субъектов международного сотрудничества по уголовным делам приводится их авторская классификация. Освещаются проблемные вопросы участия отдельных субъектов при осуществлении международного сотрудничества.

Ключевые слова: субъект правовой помощи, международное сотрудничество по уголовным делам, международный договор, представитель иностранного государства.

The article is devoted to consideration of concept of "subject of international cooperation on criminal case". Taking into consideration procedural status, competence, rights and obligations of various subjects of international cooperation on criminal cases the author gives classification thereof; notes controversial issues of participation of certain subjects in effectuation of international cooperation.

Key words: subject of legal assistance, international cooperation on criminal cases, international agreement, representative of foreign state.

Вопрос о субъектах уголовного процесса имеет большое значение для правильной организации борьбы с преступностью и для правильного ведения уголовного судопроизводства, которое обеспечило бы быстрое и полное раскрытие преступлений, защиту прав и законных интересов лиц и организаций, потерпевших от преступлений, защиту личности от незаконного и необоснованного обвинения, осуждения, ограничения ее прав и свобод. Максимальное достижение назначения уголовного судопроизводства в настоящее время объективно вызывает необходимость в международном сотрудничестве по уголовным делам, непосредственным содержанием которого является получение и оказание правовой помощи по уголовным делам, осуществление уголовного преследования, выдача (экстрадиция) лиц, совершивших преступление, выдача лиц для отбывания наказания. В качестве субъектов международного сотрудничества по уголовным делам как на национальном, так и на международном уровне выступают не только субъекты уголовного судопроизводства, но и уполномоченные на то различные органы государства, межгосударственные организации и их должностные лица, другие участники. Среди ученых-процессуалистов нет единого мнения относительно понятия и круга субъектов, осуществляющих международное сотрудничество по уголовным делам. Так, по мнению В. В. Щербакова, субъектом международного сотрудничества по уголовным делам являются сами государства. "Именно Российская Федерация обладает правами и обязанностями, которые установлены межгосударственными договорами" <1>. Данное утверждение он обосновывает следующим образом: "Полномочия Российской Федерации в сфере сотрудничества не следует отождествлять с полномочиями отдельного ведомства из системы правоохранительных органов, а также с полномочиями отдельного органа предварительного расследования. Это означает, что правоохранительные органы не могут заключать международных договоров межведомственного характера, затрагивающих международную правовую помощь, выдачу (экстрадицию), передачу уголовного судопроизводства. -------------------------------- <1> Щербаков В. В. Реализация норм международного права в деятельности органов предварительного расследования: Дис. ... к. ю.н. М., 2004. С. 80.

Международные договоры, определяющие международное сотрудничество по уголовным делам, не устанавливают правил производства уголовно-процессуальных действий на территории России, не обращены непосредственно к российским органам предварительного расследования. Органы предварительного расследования каждой страны, взаимодействуя друг с другом, непосредственно не осуществляют международное сотрудничество. Поэтому органы предварительного расследования непосредственно не применяют международные договоры. Они применяют процессуальный закон, определяющий их компетенцию и порядок деятельности, тем самым обеспечиваются международные обязательства России в сотрудничестве по уголовным делам" <2>. -------------------------------- <2> Там же. С. 11 - 12.

Однако такое утверждение носит противоречивый характер. Как, например, органы предварительного расследования разных стран могут взаимодействовать друг с другом и при этом не сотрудничать или не применять международные договоры, если в ч. 3 ст. 1 УПК РФ прямо закреплено, что "международные договоры Российской Федерации являются составной частью законодательства Российской Федерации, регулирующего уголовное судопроизводство". Именно в лице своих компетентных органов государство реализует взятые на себя обязательства по международным договорам. От взаимной, основанной на международном и внутригосударственном законодательстве деятельности соответствующих компетентных органов договаривающихся государств зависит конечный результат такого сотрудничества. В результате международного сотрудничества у государств возникают обязанности, выполнение которых невозможно без адекватных уголовно-процессуальных отношений. В. Ш. Табалдиева под субъектом правовой помощи <3> по уголовным делам понимает "носителя (индивида или организацию) юридических прав и обязанностей, фактически реализуя которые он способен вступать в общественные отношения, урегулированные нормами международного и уголовно-процессуального права, которые возникают, изменяются и прекращаются в сфере международной правовой помощи по уголовным делам" <4>. Однако данное определение не в полной мере отражает сущность рассматриваемого понятия. -------------------------------- <3> Следует отметить, что ученые-процессуалисты, рассматривая указанный вопрос, употребляют словосочетание "субъект правовой помощи", при этом имея в виду и другие виды международного сотрудничества по уголовным делам: уголовное преследование и выдачу (экстрадицию) лиц. <4> Табалдиева В. Ш. Понятие уголовно-процессуального статуса субъектов международной правовой помощи по уголовным делам // Российский следователь. N 9. 2004. С. 12.

В связи с этим наиболее удачным представляется определение, данное О. А. Зайцевым и П. В. Фадеевым, согласно которому "субъектами правовой помощи в уголовном процессе являются предусмотренные национальными и международными нормами права государственные и межгосударственные органы и должностные лица, осуществляющие уголовное судопроизводство, а также принимающие в нем участие физические и юридические лица, уполномоченные выполнять определенные уголовно-процессуальные функции или участвовать в их реализации, наделенные соответствующими правами и обязанностями, вступающие в уголовно-процессуальные отношения друг с другом в целях обеспечения защиты прав и свобод личности при выявлении преступлений, их расследовании и судебном разбирательстве, а также реализации приговоров и иных решений" <5>. -------------------------------- <5> Зайцев О. А., Фадеев П. В. О понятии и отличительных признаках субъекта правовой помощи в уголовном процессе // Проблемы предварительного следствия и дознания: Сборник научных трудов. М.: ВНИИ МВД России, 2002. С. 13.

Аналогичное мнение было высказано Р. С. Тамаевым, который указал, что "субъектами международной правовой помощи в сфере уголовного процесса являются предусмотренные законом государственные органы и должностные лица, осуществляющие уголовное судопроизводство, а также принимающие в нем участие физические и юридические лица, наделенные соответствующими правами и обязанностями, вступающие в уголовно-процессуальные отношения" <6>. -------------------------------- <6> Тамаев Р. С. Международное сотрудничество в сфере борьбы с преступностью (политические проблемы законодательного регулирования правовой помощи): Дис. ... к. ю.н. М., 2002. С. 51.

В юридической литературе рассматриваются различные классификации субъектов международного сотрудничества по уголовным делам и в связи с этим предлагаются разные основания их систематизации. Например, Р. С. Тамаев разделяет всех субъектов международного сотрудничества по уголовным делам на три группы в зависимости от цели участия в процессе, направления деятельности, отношения к результатам производства по делу. Первую группу составляют государственные органы и должностные лица, уполномоченные на производство уголовно-процессуальной деятельности и, соответственно, на оказание правовой помощи физическим и юридическим лицам в случае нарушения их прав и свобод. К ним относятся: суд, судья, прокурор, следователь, начальник следственного отдела, орган дознания, дознаватель, консул. Вторая группа субъектов включает лиц, заинтересованных в исходе дела и отстаивающих охраняемые законом собственные, защищаемые или представляемые интересы (обвиняемый, подозреваемый, гражданский истец, гражданский ответчик, их представители и защитник). К третьей группе субъектов международной правовой помощи в сфере уголовного судопроизводства относятся лица, привлекаемые к участию в следственных и судебных действиях в связи с процессом доказывания или выполнением различных вспомогательных задач (свидетель, эксперт, специалист, переводчик, понятые и др.) <7>. -------------------------------- <7> См.: там же.

Данная классификация применима к субъектам международного сотрудничества по уголовным делам лишь со стороны Российской Федерации. В этой связи более удачной представляется классификация, данная А. Г. Волеводзом, согласно которой деятельность по получению и оказанию помощи в досудебном производстве и судебном разбирательстве, а также в принятии других мер, необходимых для правильного разрешения уголовных дел, осуществляют: 1) орган дознания, следователь, прокурор, суд; 2) компетентные органы и должностные лица иностранных государств с аналогичным процессуальным статусом или определенные для международного сотрудничества внутригосударственным законодательством; 3) международные организации, среди которых полномочиями в уголовно-процессуальной сфере обладают только международные суды <8>. -------------------------------- <8> Волеводз А. Г. Правовые основы новых направлений международного сотрудничества в сфере уголовного процесса: Дис. ... д. ю.н. М., 2002. С. 64.

Вместе с тем предложенные классификации субъектов не являются достаточно полными. Анализ норм международного права, национального процессуального законодательства позволяет выделить и ряд других участников, обладающих признаками субъекта международного сотрудничества по уголовным делам. К ним относятся как субъекты международного права: государства, международные организации, межправительственные организации, нации, стремящиеся к независимости, международные суды <9>, так и субъекты внутригосударственного права. -------------------------------- <9> К юрисдикции которых отнесено рассмотрение дел о международных преступлениях.

Любое государство, стремясь быть независимым и суверенным, при реализации своей внешней политики, а также при поддержании внутригосударственной стабильности осуществляет правоохранительную деятельность. Данную деятельность государство осуществляет путем правотворчества, правоприменения и правосудия через систему органов законодательной, исполнительной и судебной власти соответственно. Органы законодательной власти принимают участие в международном сотрудничестве по уголовным делам путем разработки и принятия законов и основанных на них нормативных правовых актов, которые определяют преступность и наказуемость деяний, процессуальный порядок взаимодействия заинтересованных органов и т. д. В органах исполнительной власти формируются специализированные государственные органы - правоохранительные. Основной деятельностью для них является борьба с преступностью. В соответствии с законом эти органы наделены соответствующими полномочиями, включая применение мер государственного принуждения. Кроме того, на эти органы возложены обязанности по контролю и надзору за соблюдением законодательства. Органы судебной власти участвуют в международном сотрудничестве по уголовным делам путем принятия соответствующих решений на стадии предварительного расследования, разбирательства и разрешения дел по существу в установленной законом процессуальной форме. Также к субъектам международного сотрудничества можно отнести и представителей иных органов исполнительной власти, общественных объединений, которые тем или иным образом связаны с предупреждением преступлений. Физические лица, привлеченные к участию в уголовном деле в том или ином процессуальном статусе, также могут выступать субъектами международного сотрудничества. Процессуальное положение, компетенция, права и обязанности различных субъектов международного сотрудничества по уголовным делам неравнозначны. Одни принимают участие в сотрудничестве опосредованно - выполняя функции охраны права в ходе законодательной деятельности и правосудия, другие осуществляют уголовное судопроизводство по делу, третьи участвуют в нем на протяжении всего процесса или в отдельной стадии или лишь в некоторых следственных и/или иных процессуальных действиях. Далеко не все участники имеют свой личный или представляемый интерес в деле. Субъектами международного сотрудничества по уголовным делам выступают и лица, только содействующие соответствующим органам в осуществлении уголовно-процессуальных действий. Таким образом, степень, цель участия, особенности в характере и направлении деятельности каждого из участников процесса служат основанием для их соответствующей классификации. В связи с этим предлагается следующая классификация субъектов международного сотрудничества по уголовным делам <10>: -------------------------------- <10> Данная классификация отражает круг субъектов, участвующих только в ходе предварительного расследования.

1. Субъекты, уполномоченные на осуществление международного сотрудничества по уголовным делам: а) субъекты, осуществляющие международное сотрудничество по уголовным делам. В данную группу входят государственные органы и должностные лица, которые осуществляют производство по делу. Это относится и к компетентным органам и должностным лицам иностранного государства, которые обладают соответствующими полномочиями. Они участвуют в уголовном процессе от имени государства и принимают решения о начале, направлении и судьбе уголовного дела. Уголовно-процессуальное законодательство наделяет эти органы широкими властными полномочиями, возлагает на них выполнение соответствующих процессуальных функций, всю полноту ответственности за ход и исход уголовного дела (суд, прокурор, руководитель следственного органа, следователь, начальник подразделения дознания, орган дознания, дознаватель). В качестве субъектов, осуществляющих международно-правовую помощь, можно назвать глав консульских представительств и дипломатических учреждений, а также их должностных лиц. Они призваны оказывать помощь своим согражданам в защите их прав, свобод и интересов, наделены процессуальными полномочиями при расследовании преступлений, совершенных в пределах территорий данных представительств и учреждений; б) субъекты, содействующие в осуществлении международного сотрудничества по уголовным делам. В ч. 5 УПК РФ, посвященной международному сотрудничеству в сфере уголовного судопроизводства, названы участники, целью которых является содействие в оказании международной правовой помощи и обеспечение международного сотрудничества между компетентными органами и должностными лицами иностранных государств. К ним относятся Министерство иностранных дел РФ, Министерство юстиции РФ и др. Особенностью этих участников является отсутствие в их компетенции полномочий по расследованию и разрешению уголовных дел. Субъектами международного сотрудничества по уголовным делам также являются Президент РФ, Правительство РФ, Интерпол, межгосударственные и международные организации и др. Их деятельность регламентируется национальным законодательством, нормами международного права, международными договорами. Данные субъекты не являются участниками уголовного процесса, но в связи с возложенными на них полномочиями оказывают содействие в выполнении процессуальных действий, обеспечивают сотрудничество между компетентными органами и должностными лицами иностранных государств. 2. Субъекты, участвующие в осуществлении международного сотрудничества по уголовным делам: а) субъекты, наделенные правом участия в осуществлении международного сотрудничества по уголовным делам. Данную группу составляют субъекты, которые привлекаются или допускаются к участию в уголовно-процессуальной деятельности с целью защиты своих или представляемых ими прав и законных интересов. К ним относятся: осужденный, подозреваемый, обвиняемый, их защитники, потерпевший, гражданский истец, гражданский ответчик, представители и законные представители. Законодатель наделяет этих лиц такими процессуальными правами, совокупность которых создает для них возможность активного участия в судопроизводстве, закрепляет такую разветвленную систему гарантий, которая обеспечивает реальную защиту их прав и законных интересов; б) субъекты, привлекаемые к участию в осуществлении международного сотрудничества по уголовным делам. Сюда относятся субъекты, которые обладают значительно меньшим объемом прав, не имеют своего или представляемого интереса в деле и привлекаются к участию в процессе или для сообщения сведений об обстоятельствах, имеющих значение по уголовному делу (свидетели), или для применения специальных познаний (эксперт, специалист), или для оказания содействия компетентным органам в какой-либо иной форме (понятой, переводчик, статист и др.). Следует сказать, что указанные участники процесса привлекаются при производстве по уголовным делам эпизодически, но тем не менее они участвуют в процессуальных действиях, могут нести процессуальную ответственность, подписывают процессуальные документы, имеют право делать заявления, имеющие процессуальное значение, обжаловать касающиеся их действия и решения органов, ответственных за ведение и разрешение уголовных дел, т. е. вступают в уголовно-процессуальные отношения. Уголовно-процессуальное законодательство России недостаточно полно регламентирует деятельность некоторых субъектов международного сотрудничества по уголовным делам. Так, во многих международных договорах РФ содержатся нормы о возможном участии представителей иностранного государства при производстве процессуальных действий на территории России. Анализируя указанные нормы, можно выделить следующие формы такого участия: 1. Участие сотрудников иностранных учреждений юстиции в качестве свидетелей и экспертов при производстве процессуальных действий. Деятельность указанных лиц в действующем УПК РФ специально не регламентирована; правовое положение сотрудников иностранных учреждений юстиции определяется общими правилами УПК РФ о статусе свидетелей и экспертов. Дополнительные гарантии этим участникам процесса установлены нормами международного права. 2. Присутствие сотрудников зарубежных правоохранительных органов при производстве отдельных процессуальных действий в порядке правовой помощи. Согласно уголовно-процессуальному законодательству России предусмотрена лишь сама возможность участия указанных лиц при исполнении запроса о правовой помощи (ч. 3 ст. 457 УПК РФ: "...при исполнении запроса могут присутствовать представители иностранного государства..."). При этом не указан порядок оформления их участия в совершении процессуальных действий. Права и обязанности, объем их полномочий определяются в соответствии с международным договором РФ с тем иностранным государством, чей запрос исполняется, или письменным обязательством о взаимодействии на основе принципа взаимности. А между тем сотрудники зарубежных правоохранительных органов выполняют в уголовном процессе определенные задачи (содействуют осуществлению правосудия, оказывают помощь в сборе и оформлении доказательств и т. д.); участвуют в реализации функций иных субъектов процесса (следователя, прокурора и др.); наделены правами и обязанностями, вытекающими из международно-правовых норм. То есть представитель иностранного государства обладает признаками, которые позволяют считать его субъектом, участвующим в международном сотрудничестве по уголовным делам.

Название документа