Исполнение наказаний за нарушение таможенных правил в Таможенном союзе
(Гараев А. А.) ("Таможенное дело", 2011, N 3) Текст документаИСПОЛНЕНИЕ НАКАЗАНИЙ ЗА НАРУШЕНИЕ ТАМОЖЕННЫХ ПРАВИЛ В ТАМОЖЕННОМ СОЮЗЕ <*>
А. А. ГАРАЕВ
Гараев А. А., заместитель начальника отдела Смоленской таможни, кандидат юридических наук.
В работе описан механизм исполнения наказаний, назначенных по делам об административных правонарушениях за нарушение таможенных правил в странах Таможенного союза: Республике Беларусь, Республике Казахстан, Российской Федерации. Указаны правовые источники, на основании которых строится работа по административно-исполнительному производству. Поэтапно излагается процедура исполнения постановления о назначении наказания в виде административного штрафа и конфискации орудия совершения или предмета административного правонарушения в каждой из стран Таможенного союза. Приведены особенности законодательного регулирования принудительного исполнения постановлений в Республике Казахстан и Республике Беларусь.
Ключевые слова: Таможенный союз, исполнение административных наказаний, конфискация, административный штраф, принудительное исполнение.
In the work the mechanism of administrative punishments enforcement, imposed for violation of the customs rules in the Customs Union countries such as the Republic of Belarus, the Republic of Kazakhstan, the Russian Federation, has been detailed. Legal sources have been specified that served the basis for administrative enforcement proceedings. The procedure of the execution of a ruling ordering administrative punishment and seizure of an instrument or an object of administrative violation in each of the countries of the Customs Union has been developed on a phased basis. Distinctions of legislative control of compulsory execution of rulings in the Republic of Belarus and the Republic of Kazakhstan have been revealed.
Key words: The Customs Union, execution of administrative penalty, confiscation, administrative fine, compulsory execution.
Интеграционные процессы, ведущиеся в рамках таможенного союза, происходят не только в сфере экономических интересов, но и направлены на развитие сотрудничества в правоохранительной области. Межгосударственный Совет Евразийского экономического сообщества 5 июля 2010 г. решением N 50 принял Договор об особенностях уголовной и административной ответственности за нарушения таможенного законодательства таможенного союза и государств - членов таможенного союза и Соглашение о правовой помощи и взаимодействии таможенных органов государств - членов таможенного союза по уголовным делам и делам об административных правонарушениях <1>. -------------------------------- <1> Решение Межгосударственного Совета ЕврАзЭС от 5 июля 2010 г. N 50 "О международных договорах таможенного союза в сфере сотрудничества по уголовным и административным делам" (вместе с "Договором об особенностях уголовной и административной ответственности за нарушения таможенного законодательства таможенного союза и государств - членов таможенного союза", "Соглашением о правовой помощи и взаимодействии таможенных органов государств - членов таможенного союза по уголовным делам и делам об административных правонарушениях") // РЖД. Партнер. Документы. 2011. N 9.
Федеральным законом от 7 февраля 2011 г. N 13-ФЗ Российской Федерацией было ратифицировано Соглашение о правовой помощи и взаимодействии таможенных органов государств - членов таможенного союза по уголовным делам и делам об административных правонарушениях <2>. Федеральным законом от 5 апреля 2011 г. N 59-ФЗ Российской Федерацией был ратифицирован Договор об особенностях уголовной и административной ответственности за нарушения таможенного законодательства таможенного союза и государств - членов таможенного союза <3> (далее - Договор). -------------------------------- <2> Федеральный закон от 7 февраля 2011 г. N 13-ФЗ "О ратификации Соглашения о правовой помощи и взаимодействии таможенных органов государств - членов таможенного союза по уголовным делам и делам об административных правонарушениях" // Собрание законодательства РФ. 2011. N 7. Ст. 910. <3> Федеральный закон от 5 апреля 2011 г. N 59-ФЗ "О ратификации Договора об особенностях уголовной и административной ответственности за нарушения таможенного законодательства таможенного союза и государств - членов таможенного союза" // Собрание законодательства РФ. 2011. N 15. Ст. 2032.
Сторонами по Договору являются Республика Беларусь, Республика Казахстан и Российская Федерация. Статьей 8 Договора установлено, что каждая из сторон данного договора признает и принимает меры к исполнению вступивших в законную силу решений по делам об административных правонарушениях, вынесенных на территории другой стороны. Порядок признания и исполнения решений определяется международным договором и законодательством стороны, на территории которой осуществляется исполнение. Взаимное признание и исполнение решений по делам об административных правонарушениях применяются к решениям, вынесенным после вступления в силу данного Договора. Заключение данного Договора и Соглашения было вызвано необходимостью проводить расследование и исполнять принятые решения на территории иного государства. С этой целью российский законодатель предпринял комплекс мер по ведению административного производства на территории иностранного государства. Помимо ратификации, в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях была внесена дополнительная глава 29.1 <4>, предусматривающая альтернативную процедуру административного преследования за совершенное правонарушение в отношении лиц, находящихся за пределами Российской Федерации и не имеющих имущества на ее территории. -------------------------------- <4> Федеральный закон от 4 мая 2011 г. N 97-ФЗ "О внесении изменений в Уголовный кодекс Российской Федерации и Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях в связи с совершенствованием государственного управления в области противодействия коррупции" // Собрание законодательства РФ. 2011. N 19. Ст. 2714.
Как показывает практика, по таможенным правонарушениям зачастую бывает необходимым исполнить постановление о назначении административного наказания на территории другого государства в соответствии с законодательством этой страны. Поэтому будет полезным знать законодательство, регулирующее порядок исполнения решений по делам об административных правонарушениях каждой из сторон, заключивших Договор. Исполнение административных наказаний в Российской Федерации осуществляется на основании Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях. При исполнении постановления о конфискации орудия совершения или предмета административного правонарушения процедура исполнения не меняется. Это связано с тем, что в ходе производства по делу должностное лицо, ведущее производство по делу, обязано принять меры по обеспечению - изъятие орудия совершения или предмета административного правонарушения, а при его невозможности - наложить на него арест. Поэтому когда дело доходит до исполнения постановления о конфискации орудия совершения или предмета административного правонарушения, то конфискованное имущество находится на территории Российской Федерации и судебный пристав-исполнитель в соответствии с Федеральным законом "Об исполнительном производстве" <5> накладывает на него арест и передает для распоряжения (реализации, переработки, уничтожения) в Федеральное агентство по управлению государственным имуществом. -------------------------------- <5> Федеральный закон от 2 октября 2007 г. N 229-ФЗ "Об исполнительном производстве" // Собрание законодательства РФ. 2007. N 41. Ст. 4849.
Исполнение постановления о назначении административного штрафа возможно в добровольном и принудительном порядке. Срок для добровольной уплаты административного штрафа установлен в 30 дней со дня вступления постановления по делу об административном правонарушении в законную силу. При предоставлении лицу, привлеченному к административной ответственности, отсрочки (до трех месяцев) или рассрочки (до одного месяца) исполнения срок добровольной уплаты штрафа продлевается на предоставленный срок. Для дополнительной гарантии соблюдения прав лица, привлеченного к административной ответственности, таможенные органы направляют этому лицу уведомление о сроках уплаты административного штрафа, необходимых реквизитах для заполнения платежного документа. Одновременно лицо уведомляется о последствиях несвоевременной уплаты административного штрафа и указывается дата и место составления протокола по делу об административном правонарушении по ч. 1 ст. 20.25 КоАП РФ, для того чтобы это лицо могло реализовать свои права в административном производстве. Российское административное законодательство не содержит нормы, предусматривающей обязанность лица, привлеченного к административной ответственности, направлять копию документа об уплате штрафа судье, в орган, должностному лицу, вынесшему постановление о назначении наказания. Данная обязанность была исключена Федеральным законом от 24 июля 2007 г. N 210-ФЗ <6>. Поэтому у органа, должностного лица, вынесшего постановление по делу об административном правонарушении, при принятии решения о принудительном исполнении и решения вопроса о привлечении к ответственности за несвоевременную уплату штрафа не всегда имеется достоверная информация о том, заплатило ли лицо штраф. Как правило, это происходит из-за задержки прохождения уплаты штрафа (перечисления через Сбербанк России могут идти до одного месяца) либо ошибок при заполнении реквизитов платежного документа. -------------------------------- <6> Федеральный закон от 24 июля 2007 г. N 210-ФЗ "О внесении изменений в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях" // Собрание законодательства РФ. 2007. N 31. Ст. 4007.
В случае неуплаты административного штрафа в установленный срок в отношении данного лица решается вопрос о возбуждении дела об административном правонарушении за несвоевременную уплату административного штрафа по ч. 1 ст. 20.25 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях. Санкция по данной статье - наложение штрафа в двойном размере от суммы неуплаченного штрафа или административный арест на срок до 15 суток. По истечении 30 дней после истечения срока для добровольной уплаты административного штрафа (если не предоставлялась отсрочка или рассрочка - 60 дней после вступления постановления в законную силу) взыскание административного штрафа может осуществляться принудительно. Принудительное взыскание административного штрафа осуществляется судебным приставом-исполнителем в соответствии с Федеральным законом "Об исполнительном производстве". С этой целью постановление предъявляется к исполнению в службу судебных приставов. На основании возбужденного исполнительного производства судебный пристав-исполнитель имеет право применять в отношении должника меры принудительного исполнения, включая обращение взыскания на имущество, денежные средства, заработную плату должника. В российском законодательстве санкционирования судом принудительного исполнения и обращения взыскания судебным приставом-исполнителем на имущество должника не требуется. В рамках исполнительного производства судебный пристав-исполнитель предпринимает меры по обнаружению имущества должника на территории Российской Федерации. В случае отсутствия имущества, денежных средств и доходов (включая периодические) должника на территории Российской Федерации судебный пристав-исполнитель взыскать административный штраф не может. В этом случае исполнение должно осуществляться на территории того государства, где имеется имущество должника. Исполнение постановлений о наложении административных взысканий в Республике Казахстан осуществляется на основании Кодекса Республики Казахстан "Об административных правонарушениях" <7> (далее - Кодекс РК). Вопросы исполнения изложены в разделе 5 Кодекса. Постановление вступает в законную силу по истечении 10 дней со дня получения постановления по делу лицом, привлеченным к ответственности, если оно не было обжаловано или опротестовано. В этом вопросе казахское административное законодательство построено аналогично российскому, когда срок для обжалования начинает течь с даты вручения постановления, а не с даты его вынесения. Постановление обращается к исполнению в течение суток со дня вступления в законную силу (ст. 698 Кодекса РК). Данный срок более сжатый в сравнении с российским административным законодательством, по которому срок для обращения установлен в 3 суток (ст. 31.3 КоАП РФ). -------------------------------- <7> Кодекс Республики Казахстан "Об административных правонарушениях" от 30 января 2001 г. N 155-II // Справочник ВЭД-Инфо.
Наложение санкции в виде конфискации предмета, явившегося орудием либо предметом совершения административного правонарушения, осуществляется судом. В Республике Казахстан дела об административных правонарушениях уполномочены рассматривать специализированные районные суды и приравненные к ним административные суды (ст. 50, 541 Кодекса РК). Исполнение постановления о конфискации предмета, явившегося орудием совершения либо предметом совершения административного правонарушения, возложено на судебного исполнителя. Давность исполнения постановления о назначении административного взыскания составляет один год со дня вступления в законную силу, а по постановлению о наложении административного взыскания за правонарушения в области налогообложения - в течение пяти лет со дня вступления в законную силу. Срок давности исполнения может увеличиться в случае приостановления, продления или прерывания исполнения. Административный штраф за совершенное правонарушение может быть наложен не только судом, но и органом (должностным лицом), уполномоченным рассматривать дела об административных правонарушениях. Кодексом РК установлен 30-дневный срок для добровольной уплаты административного штрафа. Начало течения срока исчисляется со дня вступления постановления в законную силу, вынесения предписания о необходимости уплаты штрафа. При предоставлении отсрочки исполнения постановления срок давности начинает исчисляться со дня истечения срока отсрочки. На лицо, привлеченное к административной ответственности, возложена обязанность письменно уведомить судью, орган (должностное лицо), вынесших постановление о наложении штрафа, выдавших предписание (для физического лица) о необходимости уплаты штрафа (ст. 707 Кодекса РК). Предписание о необходимости уплаты административного штрафа выступает аналогом уведомления о необходимости уплаты штрафа в российской правоприменительной практике. Предписание лицу, на которого наложен штраф, направляет орган, вынесший постановление о наложении штрафа. При неуплате физическим лицом административного штрафа в добровольном порядке орган (должностное лицо), наложивший административный штраф, направляет в суд постановление о наложении штрафа и предписание о необходимости уплаты штрафа. Постановление о наложении штрафа может быть направлено органом (должностным лицом), наложившим административное взыскание, в суд в пределах срока давности исполнения постановления о наложении административного взыскания. Постановление о наложении штрафа, направленное в суд с пропуском установленного срока, возвращается судом с вынесением определения. Постановление о наложении штрафа рассматривается судьей единолично в течение пятнадцати дней со дня поступления его в суд. О поступившем постановлении о наложении штрафа суд уведомляет лицо, совершившее правонарушение. Суд при рассмотрении постановления о наложении штрафа не вправе пересматривать решение органа (должностного лица) о наложении штрафа по существу. Дополнительные расходы, связанные с принудительным взысканием штрафа, возлагаются на лицо, не исполнившее решение добровольно. Рассмотрение вопроса о санкционировании принудительного исполнения осуществляется в порядке, предусмотренном ст. 648 Кодекса РК. По результатам рассмотрения дела судья выносит постановление о принудительном исполнении постановления о наложении штрафа (ст. 650 Кодекса РК). Постановление о принудительном наложении штрафа направляется судом администрации организации, где лицо, привлеченное к ответственности, работает либо получает вознаграждение, пенсию, стипендию, для удержания суммы штрафа в принудительном порядке из его заработной платы или иных доходов. Удержание штрафов производится в срок, который не может превышать шести месяцев. При увольнении лица, привлеченного к ответственности, с работы либо невозможности взыскания штрафа из его заработной платы или иных доходов администрация организации в десятидневный срок со дня увольнения или наступления события, влекущего невозможность взыскания, возвращает постановление о наложении штрафа, предписание о необходимости уплаты штрафа суду, вынесшему постановление, с указанием нового места работы лица, привлеченного к ответственности (если оно известно), причин невозможности взыскания, а также с отметкой о произведенных удержаниях (если таковые производились). Если физическое лицо, подвергнутое штрафу, не работает или взыскание штрафа из заработной платы или иных доходов невозможно по другим причинам, постановление о наложении штрафа, предписание о необходимости уплаты штрафа направляются судом, вынесшим постановление, судебному исполнителю для принудительного исполнения в порядке, предусмотренном исполнительным законодательством. В отношении юридического лица процедура исполнения несколько отличается. По истечении срока для добровольного исполнения постановление о наложении штрафа направляется органом (должностным лицом), наложившим административное взыскание, в суд для его рассмотрения. Рассмотрение дела судом происходит в соответствии с нормами и порядком, которые описаны для санкционирования принудительного исполнения судом, за исключением отсутствия необходимости вынесения предписания. Постановление о принудительном взыскании штрафа направляется судом в банк или организацию, осуществляющую отдельные виды банковских операций, для изъятия денег с банковского счета юридического лица без его согласия в порядке, установленном законодательством Республики Казахстан. В случае отсутствия денег на счетах юридического лица постановление о принудительном взыскании суммы штрафа направляется судебному исполнителю для обращения взыскания на имущество юридического лица в соответствии с исполнительным законодательством. Административное законодательство Республики Беларусь разделено на две части - материальную <8> и процессуальную <9>. Исполнение постановления о наложении административного взыскания в Республике Беларусь осуществляется на основании Процессуально-исполнительного кодекса Республики Беларусь об административных правонарушениях (далее - ПИК РБ). В ст. 1.4 ПИК РБ дано определение основных терминов, используемых в административном производстве, с целью их единообразного и точного толкования. -------------------------------- <8> Кодекс Республики Беларусь об административных правонарушениях от 21 апреля 2003 г. N 194-З. <9> Процессуально-исполнительный кодекс Республики Беларусь об административных правонарушениях от 20 декабря 2006 г. N 194-З.
В Республике Беларусь, как и в российском и казахском законодательстве, постановление о наложении административного взыскания, вступившее в законную силу, обязательно для исполнения государственными органами, иными организациями и физическими лицами. Постановление о наложении административного взыскания в части имущественных взысканий является исполнительным документом. Постановление о наложении административного взыскания подлежит исполнению по истечении срока обжалования (опротестования). На основании ст. 12.4 ПИК РБ срок на обжалование (опротестование) установлен в 10 суток со дня объявления постановления (в случае присутствия лица, в отношении которого ведется административный процесс при вынесении постановления) или получения копии постановления (если лицо не присутствовало при рассмотрении). Статьей 13.3 ПИК РФ установлено, что постановление о наложении административного взыскания приводится в исполнение уполномоченным на то органом. Давность исполнения постановления о наложении административного взыскания в Республике Беларусь связана со сроком обращения к исполнению и составляет три месяца со дня вступления постановления в законную силу. Обращение постановления к исполнению - это действия по направлению постановления о наложенном административном взыскании от судьи, органа вынесшего постановление, в орган, уполномоченный приводить его в исполнение. Таким образом, действующее белорусское законодательство по исчислению срока давности исполнения продолжает традиции, заложенные в Основах законодательства СССР и союзных республик об административных правонарушениях (ст. 42) <10> и Кодексе РСФСР об административных правонарушениях (ст. 282) <11>. -------------------------------- <10> Основы законодательства Союза ССР и союзных республик об административных правонарушениях от 23 октября 1980 г. Утратили силу на территории Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона от 30 декабря 2001 г. N 196-ФЗ // Свод законов СССР. 1990. Т. 10. С. 375. <11> Кодекс РСФСР об административных правонарушениях от 20 июня 1984 г. Утратил силу на территории Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона от 30 декабря 2001 г. N 196-ФЗ // Ведомости ВС РСФСР. 1984. N 27. Ст. 909.
Постановление о наложении административного взыскания не подлежит исполнению, если оно не было обращено к исполнению в течение трех месяцев со дня вступления его в законную силу. Давность обращения к исполнению может приостанавливаться до рассмотрения жалобы или протеста, предоставления отсрочки или рассрочки исполнения. Прекращение исполнения постановления по делу об административном правонарушении в связи с истечением срока давности исполнения ПИК РБ не предусмотрено (в отличие от административного законодательства России или Республики Казахстан). При наличии обстоятельств, препятствующих исполнению постановления о наложении административного взыскания в виде административного штрафа в установленные сроки, суд, орган, ведущий административный процесс, вынесшие постановление о наложении административного взыскания, по ходатайству лица, подвергнутого административному взысканию, или по собственной инициативе могут отсрочить исполнение административного штрафа на срок до шести месяцев. Кроме того, судья, должностное лицо органа, ведущего административный процесс, вынесшие постановление о наложении административного взыскания, по ходатайству лица, подвергнутого административному взысканию, могут рассрочить исполнение административного взыскания в виде штрафа до шести месяцев. О предоставленной отсрочке, рассрочке исполнения административного взыскания выносится постановление, в котором указываются сроки и порядок отсрочки, рассрочки исполнения административного взыскания. Постановление объявляется лицу, подвергнутому административному взысканию, и направляется органу, исполняющему постановление о наложении административного взыскания. При нарушении лицом, подвергнутым административному взысканию, сроков отсрочки, рассрочки исполнения административного взыскания, а также порядка исполнения рассрочки административного взыскания постановление об отсрочке, рассрочке исполнения административного взыскания утрачивает силу по решению суда, органа, ведущего административный процесс, вынесших постановление о наложении административного взыскания (ст. 14.7 ПИК РБ). Постановление о наложении административного взыскания в виде штрафа исполняется судебным исполнителем в случае вынесения постановления судом либо самим органом, если он вынес само это постановление. Срок для добровольной уплаты административного штрафа установлен в 15 дней для юридических лиц и один месяц для физического лица или индивидуального предпринимателя. Начало течения срока исчисляется со дня вступления постановления в законную силу. Срок уплаты административного штрафа может быть продлен до одного месяца при обжаловании или опротестовании такого постановления со дня уведомления об оставлении жалобы (протеста) без удовлетворения (ст. 15.3 ПИК РБ). При неуплате штрафа добровольно копия постановления направляется в банк (кредитную организацию) для взыскания суммы штрафа из денежных средств или доходов индивидуального предпринимателя или юридического лица. Для принудительного взыскания административного штрафа, назначенного органом, должностным лицом (не судом), в Республике Беларусь необходимо получить разрешение суда (ст. 15.4 ПИК РБ). В случае неуплаты штрафа лицом, подвергнутым административному взысканию, в установленный законом добровольный срок и невозможности взыскания штрафа в инкассовом порядке через банк в связи с отсутствием средств на счету индивидуального предпринимателя, юридического лица должностное лицо органа, исполняющего постановление о наложении административного взыскания, направляет в суд представление о принудительном взыскании штрафа. Вместе с представлением направляют копию постановления о наложении административного взыскания и другие документы, необходимые для осуществления исполнения, в суд по месту жительства либо месту пребывания (месту нахождения) лица, подвергнутого административному взысканию, либо по месту осуществления хозяйственной деятельности лицом, подвергнутым административному взысканию, либо по месту нахождения его имущества. Определение подсудности суда, рассматривающего санкционирование принудительного взыскания, осуществляется в соответствии с субъектом, своевременно не уплатившим штраф. Представление о принудительном взыскании штрафа, наложенного на физическое лицо, направляется в районный (городской) суд, а представление о принудительном взыскании штрафа, наложенного на индивидуального предпринимателя или юридическое лицо, - в хозяйственный суд (аналог арбитражного суда в России) или иной государственный орган в соответствии с законодательством Республики Беларусь. Принудительное взыскание штрафа осуществляют судебные исполнители на основании вынесенного постановления суда. Постановления о конфискации исполняются судебными исполнителями, за исключением постановления о конфискации огнестрельного, газового оружия и боеприпасов, которое исполняется уполномоченными лицами органов внутренних дел. Исполнение постановления о конфискации осуществляется путем принудительного безвозмездного обращения в собственность государства имущества, в отношении которого принято решение о конфискации (ст. 16.2 ПИК РБ). Реализация конфискованного имущества производится в порядке, установленном законодательством Республики Беларусь. Выводы. 1. Административные законодательства, регулирующие процедуру исполнения постановления с назначенным наказанием в Российской Федерации, Республике Казахстан и Республике Беларусь, достаточно похожие. Главным образом это объясняется общим корнем - Основами законодательства СССР и союзных республик об административных правонарушениях. С момента обретения независимости правовые системы наших государств не успели сильно разойтись. Наиболее близкой к Основам осталась Республика Беларусь. Республика Казахстан и Республика Беларусь предусмотрели в своем административном законодательстве санкционирование судом разрешения на обращение взыскания на имущество по взысканиям, вынесенным несудебными юрисдикционными органами. 2. При необходимости исполнения назначенных административных наказаний по делам о нарушении таможенных правил необходимо учитывать особенности национального законодательства, на территории которого будет происходить исполнение. В первую очередь это касается сроков предъявления постановления к исполнению (в Республике Беларусь это три месяца) и необходимости вынесения судебного решения для принудительного взыскания в Республике Беларусь и Республике Казахстан.
Название документа