Денежно-кредитная политика в развитии экономической интеграции стран Содружества Независимых Государств

(Товмасян Р. Э.) ("Финансовое право", 2011, N 10) Текст документа

ДЕНЕЖНО-КРЕДИТНАЯ ПОЛИТИКА В РАЗВИТИИ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ ИНТЕГРАЦИИ СТРАН СОДРУЖЕСТВА НЕЗАВИСИМЫХ ГОСУДАРСТВ <*>

Р. Э. ТОВМАСЯН

Товмасян Регина Эдуардовна, доцент кафедры конституционного права Адыгейского государственного университета, кандидат юридических наук.

В статье проводится анализ денежно-кредитной политики стран СНГ, а также рассматриваются проблемы экономической интеграции и перехода на единую резервную валюту.

Ключевые слова: денежно-кредитная политика, резервная валюта, инфляция, внешнеэкономическая политика.

The article analyses credit-monetary policy of the countries of the CIS and considers the problems of economic integration and transfer to a uniform reserve currency.

Key words: monetary-credit policy, reserve currency, inflation, external economic policy.

Процесс экономической интеграции в рамках СНГ начался в непростое время. По сути, надо было идти к тому, от чего ушли, т. е. к экономической реинтеграции <1>. Тенденции развития экономической интеграции стран СНГ в настоящее время кажутся очень перспективными, но в то же время процессы интеграции протекают очень медленно. Вместе с тем за годы существования СНГ принято более тысячи правовых актов. Большую роль в интеграции финансовых отношений представляет Договор о создании Экономического союза, в котором заложена концепция трансформации хозяйственного взаимодействия в рамках Содружества Независимых Государств с учетом сложившихся в нем реалий. В основе Договора лежит понимание его участниками необходимости формирования общего экономического пространства, основанного на свободном перемещении товаров, услуг, рабочей силы, капиталов; выработки согласованной денежно-кредитной, налоговой, ценовой, таможенной, внешнеэкономической политики; сближения методов регулирования хозяйственной деятельности <2>. -------------------------------- <1> Ремезова Н. А. Международно-правовые проблемы совершенствования экономической интеграции в рамках СНГ и ЕврАзЭС: Дис. ... к. ю.н. С. 5. URL: http://diss. rsl. ru. <2> Договор стран СНГ от 24.09.1993 г. "О создании Экономического союза" // Дипломатический вестник. 1993. N 19 - 20.

В условиях продолжающегося финансового кризиса звучат различные предложения по совершенствованию мировой валютной системы, в том числе предлагаются проекты создания локальных (региональных) резервных валют. В этой связи российский рубль рассматривается как валюта, которая может сыграть роль резервного актива для ряда евроазиатских государств, прежде всего для стран СНГ <3>. Как правило, для практической реализации данной программы необходимо иметь ясное представление о денежно-кредитной политике, которую проводят страны СНГ. -------------------------------- <3> Шахнович Р. М. Развитие межгосударственной интеграции в СНГ и ЕврАзЭС. URL: http:// www. m-economy. ru/ art. php3.

Денежно-кредитная политика - совокупность мероприятий в области денежного обращения и кредита, направленных на регулирование экономического роста, сдерживание инфляции, обеспечение занятости и выравнивание платежного баланса; служит одним из важнейших методов вмешательства государства в процесс воспроизводства <4>. -------------------------------- <4> Додонов В. Н. Финансовое и банковское право: словарь-справочник / Под ред. О. Н. Горбуновой. М., 1997. С. 65.

При выработке денежно-кредитной политики следует исходить из конкретных исторических условий, т. е. денежно-кредитная политика должна учитывать специфику каждого этапа развития общества, особенности как внутренней, так и международной обстановки, а также реальные экономические и финансовые возможности государства <5>. -------------------------------- <5> Мирзоян Р. Э. Денежно-кредитная политика Российской Федерации // Финансовое право. 2008. N 4. С. 15.

Денежно-кредитная политика стран СНГ в последние годы направлена на сдерживание темпов инфляции. При этом страны СНГ применяли, с разной степенью успешности, практически все возможные варианты денежной политики: от таргетирования валютного курса до "слабого таргетирования инфляции" <6>. Среди стран СНГ в наиболее явном виде политика таргетирования валютного курса осуществлялась Белоруссией. -------------------------------- <6> Шахнович Р. М. Развитие межгосударственной интеграции...

Первоначально, в рамках политики создания Союзного государства и перехода к единой валюте, в Белоруссии осуществлялась привязка белорусского рубля к российскому рублю <7>. Однако в 2008 г. произошел возврат к таргетированию валютного курса, при этом в качестве единственной валюты якоря был принят доллар США <8> при сохранении контроля над динамикой денежной массы. В 2009 г. режим таргетирования валютного курса был усложнен: привязка белорусского рубля осуществляется к корзине валют - доллару США, евро и российскому рублю, однако пределы колебаний установлены лишь по отношению к доллару США <9>. -------------------------------- <7> Там же. <8> Там же. <9> Там же.

Второй из возможных режимов денежной политики - таргетирование денежной массы - также получил распространение при проведении денежной политики в странах СНГ (Армения, Молдова). В Армении было объявлено о проведении политики таргетирования денежной массы, "чтобы обеспечить соблюдение режима плавающего валютного курса и стабильность цен" <10>. В 2006 г. Центральный банк Армении принял решение о переходе к режиму таргетирования инфляции. При этом сам переход осуществляется постепенно в течение некоторого промежутка времени, а не скачкообразно. При этом, делая выбор между таргетированием инфляции, измеряемой индексом потребительских цен, и базовой инфляцией, в Армении предпочли открытость и понятность показателя лучшей его управляемости, выбрав в качестве показателя целевого ориентира индекс потребительских цен <11>. -------------------------------- <10> Денежно-кредитная и валютная политика Армении: прогноз аналитиков центра "Кавказ". URL: http://www. regnum. ru. <11> Денежно-кредитная политика ЦБ Армении может стать примером для центробанков региона. URL: http://www. panarmenian. net.

Как справедливо пишет Р. М. Шахнович, в странах СНГ проводят денежную политику без явно выраженного номинального якоря. С одной стороны, в нее попадают страны, которые, отказавшись от одного номинального якоря, находятся на пути к определению другого номинального якоря, более эффективного для них в новой ситуации (Украина и Казахстан). С другой стороны, сюда относятся страны, которые только формируют свою денежную политику и, не выработав еще какую-либо стратегию, предпринимают лишь какие-то тактические шаги, реагируя на текущие проблемы своего экономического развития (Азербайджан, Узбекистан и Таджикистан) <12>. -------------------------------- <12> Шахнович Р. М. Развитие межгосударственной интеграции...

Мы полностью поддерживаем точку зрения Р. М. Шахнович, что денежная политика Казахстана, по сравнению с другими странами СНГ, в наибольшей степени продвинута с точки зрения приближения ее к режимам денежной политики стран с переходной экономикой <13>. -------------------------------- <13> Там же.

Развернувшийся финансовый кризис несколько откорректировал денежную политику Национального банка Казахстана. Он больше внимания стал уделять обеспечению финансовой стабильности и заменил меры по абсорбированию избыточной ликвидности банков мерами по предоставлению ликвидности банкам. Вместе с тем был подтвержден основной приоритет Национального банка Республики Казахстан - "продолжение работы по переходу к принципам инфляционного таргетирования" <14>. -------------------------------- <14> Основные направления денежно-кредитной политики Республики Казахстан на 2010 г. URL: http://www. nation-albank. kz.

Общая проблема для всех стран, проводящих политику без явного номинального якоря, - недостаток эффективных инструментов для проведения любого режима денежной политики. Рассмотренная практика осуществления денежной политики в странах СНГ продемонстрировала практически весь спектр возможных вариантов режимов денежной политики - от таргетирования валютного курса до денежной политики при отсутствии явного номинального якоря. Вместе с тем можно выделить некоторую общую тенденцию, к которой тяготеет денежная политика этих стран. Этой тенденцией является таргетирование инфляции <15>. -------------------------------- <15> Шахнович Р. М. Развитие межгосударственной интеграции...

Таргетирование инфляции включает несколько элементов. К ним относятся:]) публичное объявление среднесрочных численных значений целевого уровня инфляции; 2) институциональный выбор стабильности цен как основной долгосрочной цели денежно-кредитной политики; 3) прозрачность исполнения денежно-кредитной политики и планов денежных властей; 4) повышение ответственности центрального банка за достижение целевых значений инфляции <16>. -------------------------------- <16> Таргетирование инфляции. URL: http:// www. iet. ru/ en/ questions-and-answers.

Так, Армения уже провозгласила переход к режиму таргетирования инфляции, ряд стран (Казахстан, Молдова - явно, Азербайджан и Украина - менее конкретно) поставили задачу в некотором обозримом будущем перейти к данному режиму денежной политики. В определенном смысле к этой четверке можно отнести и Белоруссию, хотя это станет результатом крушения планов превращения рубля в единую валюту Союза России и Белоруссии. Другие страны (Кыргызстан, Узбекистан, Таджикистан) при проведении денежной политики устанавливают целевой ориентир инфляции в качестве некоторого прогнозного показателя, а также осуществляют иные мероприятия, направленные, как правило, на повышение открытости проводимой денежной политики, что является важным элементом режима таргетирования инфляции <17>. -------------------------------- <17> Шахнович Р. М. Развитие межгосударственной интеграции...

Как нам представляется, для стран СНГ более перспективным и более вероятным, учитывая сегодняшние тенденции развития их денежной политики, является движение в сторону полноформатного таргетирования инфляции. Таким образом, налицо явная тенденция к формированию единых правил игры при проведении денежной политики странами СНГ. Это делает значительно более реалистичными планы создания валютного союза стран СНГ или превращения российского рубля в резервную валюту для этой группы стран. В 2000 г. были разработаны основные направления денежно-кредитной политики в странах СНГ: - формирование финансово-кредитных ресурсов для экономического роста; - последовательное снижение уровня инфляции; - стабилизацию курса национальной валюты путем ограничения спекуляций на валютном рынке; - внедрение адекватной потребностям экономики платежной системы, основанной исключительно на денежных расчетах и т. д. <18>. -------------------------------- <18> Денежно-кредитная политика и роль коммерческих банков в развитии экономической интеграции стран СНГ // Петербургский экономический форум. Взгляд в будущее России. СПб., 2000.

Степень развития интеграционных связей в настоящее время является гораздо меньше потенциально возможной, и на пути расширения экономического сотрудничества государств Содружества остается множество препятствий. Как указывалось выше, преодоление последствий финансово-экономического кризиса будет в целом объективно способствовать ускорению процессов экономической интеграции стран СНГ.

Название документа