Реализация международно-правовых норм в сфере защиты прав детей

(Макеева А. А.) ("Журнал российского права", 2011, N 9) Текст документа

РЕАЛИЗАЦИЯ МЕЖДУНАРОДНО-ПРАВОВЫХ НОРМ В СФЕРЕ ЗАЩИТЫ ПРАВ ДЕТЕЙ

А. А. МАКЕЕВА

Макеева Анна Андреевна, аспирантка отдела международного публичного права ИЗиСП.

Проблема защиты прав ребенка всегда была актуальной для России и международного сообщества. Сегодня одним из наиболее острых является вопрос регулирования межгосударственного усыновления. Автор изучает практику международного усыновления в иностранных государствах и предлагает способы защиты российских детей, усыновленных иностранными гражданами, в частности путем заключения договоров о сотрудничестве в области усыновления (удочерения) детей с иностранными государствами.

Ключевые слова: права детей-сирот, международное право, международное усыновление, практика усыновления в иностранных государствах, международный договор.

Realization of international law norms in the field of protection of children A. A. Makeeva

The problem of protection of the rights of the child has always been actual for Russia and the international community. Today one of most acute problems is the regulation of international adoption. The author of this article studies the practice of the international adoption in the foreign states and offers the ways of protection of Russian children adopted by foreign citizens, particularly by entering into agreements about cooperation in the field of adoption of children with the foreign states.

Key words: the rights of orphan children, international law, international adoption, practice of adoption in the foreign states, international agreement.

В последние годы проблеме защиты прав ребенка мировое сообщество уделяет все большее внимание. Интересы несовершеннолетнего носят сложный характер, поскольку затрагивают интересы государства, родителей, самого ребенка. Цели государства, достижению которых подчинена его деятельность, находят выражение в направлениях и содержании государственной деятельности <1>. Государства должны принимать все необходимые меры для наилучшего обеспечения интересов ребенка. -------------------------------- <1> См.: Тихомиров Ю. А. Государство: преемственность и новизна: Науч. изд. М., 2011. С. 11.

В международных актах, посвященных правам ребенка, в качестве главной задачи называется его развитие. В части 2 ст. 6 Конвенции о правах ребенка 1989 г. говорится: "Государства-участники обеспечивают в максимально возможной степени выживание и развитие ребенка". На всемирной встрече на высшем уровне, состоявшейся в Нью-Йорке 30 сентября 1990 г., была принята Всемирная декларация об обеспечении выживания, защиты и развития детей, где сказано о существовании для множества детей во всем мире опасностей, препятствующих их росту и развитию. Именно развитие несовершеннолетних составляет государственный интерес. Указывая в общих чертах направления этого развития, создавая предпосылки для формирования потенциально прочной семьи, защиты прав, интересов ребенка, государство тем самым защищает свой интерес <2>. -------------------------------- <2> См.: Нечаева А. М. Защита интересов ребенка: семейно-правовые предпосылки // Государство и право. 2010. N 6. С. 77.

В аспекте вопросов защиты прав ребенка выделим две категории детей: дети, воспитывающиеся в семьях с родителями; дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей и воспитывающиеся в семьях усыновителей, опекунов (попечителей), приемных родителей, в учреждениях для детей. Защита прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, имеет длинную историю в России. Усыновление как "искусственное сыновство", как прием "стороннего" в состав семьи совершалось в Древней Руси еще во времена язычества. Когда на смену язычеству пришло христианство, усыновление осуществлялось церковью посредством особого акта, исходящего от церковной власти. Долгое время правила, касающиеся усыновления, не подвергались существенным изменениям и не отличались большим разнообразием. Но по мере укрепления частнособственнических начал в семейных отношениях все большее значение стало иметь предписание: нельзя усыновлять своих незаконных детей. В период реформ Петра I, так же как и в эпоху царствования Екатерины II, усыновлению внимания не уделялось. Законодательство, посвященное этой проблеме, стало развиваться в XIX в. 11 октября 1803 г. был издан Указ, позволяющий бездетным дворянам усыновлять ближайших законнорожденных родственников "через передачу им при жизни фамилии и герба". С середины XIX в. стали появляться правила по усыновлению, в том числе те, которые позволяли усыновлять не только сирот. Но в случае если родители ребенка были живы, требовалось их согласие на усыновление <3>. -------------------------------- <3> См.: Нечаева А. М. Семейное право: Учебник. 3-е изд. М., 2008. С. 263 - 266.

Законодательство 1830 - 1846 гг. уже предусматривало более широкие возможности: усыновлять могли не только российские подданные, но и иностранцы. В 1839 г. право усыновлять подкидышей или не помнящих своего родства было предоставлено российским подданным мещанского и сельского звания. Иностранцам разрешалось усыновлять только определенных детей: подкидышей, т. е. брошенных детей, от которых отказались родители; детей, не помнящих своего родства (в эту группу могли попадать дети, которые при каких-то чрезвычайных ситуациях потеряли родителей, дети, страдавшие психическими расстройствами). Важно подчеркнуть, что в качестве обязательного устанавливалось требование сохранения усыновленными российского подданства и греко-российского вероисповедания. Таким образом государство защищало своего маленького гражданина, оставляя ему гарантию на возвращение в свое государство <4>. Правила удостоверения судом соглашения частных лиц об усыновлении были введены в Устав гражданского судопроизводства Законом от 12 марта 1891 г. и применялись вплоть до 20-х гг. XX в. <5>. -------------------------------- <4> См.: Мейер Д. И. Русское гражданское право / Под ред. А. И. Вицина. М., 1915. С. 374, 380. <5> См.: Абрамова С. А. Защита прав и интересов детей - граждан России при их усыновлении иностранными гражданами и лицами без гражданства по законодательству Российской Федерации: Дис. ... канд. юрид. наук. М., 2008. С. 18 - 19.

Первый Семейный кодекс России послеоктябрьского периода не предусматривал усыновления. Главной причиной невозможности правового регулирования отношений по усыновлению было стремление устранить всякую попытку эксплуатации труда малолетних. Осиротевших детей устраивали в различные детские учреждения, однако их продолжали брать в семью, используя главным образом правила, касающиеся опеки (попечительства). Необходимость возрождения института усыновления становилась все более очевидной. Незадолго до принятия нового Семейного кодекса появился Декрет ВЦИК и СНК РСФСР от 1 марта 1926 г. "Об изменении Кодекса законов об актах гражданского состояния, брачном, семейном и опекунском праве", которым вводилась новая глава, посвященная усыновлению. Усыновление детей в годы Великой Отечественной войны приняло массовый характер независимо от национальной принадлежности усыновителя и усыновляемого. В целях усовершенствования законодательства по усыновлению в 1943 г. был издан Указ Президиума Верховного Совета СССР "Об усыновлении". Но только в 1969 г. Кодекс о браке и семье РСФСР подробно регламентировал отношения, связанные с усыновлением <6>. -------------------------------- <6> См.: Нечаева А. М. Семейное право. С. 268 - 269.

Вопросы защиты прав человека (а значит, и детей) регулировались исключительно внутригосударственным правом до начала XX в. <7>. -------------------------------- <7> См.: Международное гуманитарное право: Учебник / Под ред. А. Я. Капустина. М., 2009. С. 16.

Отправной точкой в решении проблемы защиты прав детей-сирот можно считать Международный конгресс по охране детей, проходивший с 23 по 26 июля 1913 г. в г. Брюсселе. Важность этого конгресса заключается в том, что впервые государства собрались с целью обсудить проблемы, связанные с защитой детей. Ребенка признали существом, нуждающимся в особой охране и заботе <8>. -------------------------------- <8> См.: Гаген В. Охрана детства. Первый международный конгресс по охране детей в г. Брюсселе в 1913 году. СПб., 1913. N 5. С. 5, 6.

Следующим шагом стало принятие Лигой наций в 1924 г. Женевской декларации прав ребенка. Во второй половине XX в. были приняты такие важнейшие международные акты, как Декларация прав ребенка (1959), Международный пакт об экономических, социальных и культурных правах (1966) и Международный пакт о гражданских и политических правах (1966). Следует упомянуть и такой важный документ, как Всеобщая декларация прав человека 1948 г. Ее положения стали восприниматься в качестве правовых эталонов, которым должно следовать национальное законодательство. В одном из исследований подчеркивается, что "не менее чем 90 национальных конституций, принятых после 1948 г., содержат перечень фундаментальных прав, которые или воспроизводят положения Декларации, или включены в них под ее влиянием" <9>. И наконец, в 1989 г. была принята Конвенция о правах ребенка, в которой нашли закрепление как права любого человека применительно к ребенку, так и специальные права ребенка <10>. -------------------------------- <9> Jayawickerama N. Hong Kong and the International Protection of Human Rights // Human Rights in Hong Kong. 1992. P. 160. <10> Конвенция о правах ребенка вступила в силу для СССР 15 сентября 1990 г.

В России новый этап защиты прав детей-сирот начался с принятия Конституции РФ в 1993 г., занимающей главное место в правовой системе нашего государства, и Семейного кодекса РФ в 1995 г. Одним из принципов семейного законодательства назван приоритет семейного воспитания детей, заботы об их благосостоянии и развитии. Его сущность отчетливо проявляется при выборе форм устройства детей, оставшихся без попечения родителей. Согласно п. 1 ст. 123 СК РФ дети, оставшиеся без попечения родителей, подлежат передаче на воспитание в семью (на усыновление (удочерение), под опеку (попечительство) или в приемную семью), а при отсутствии такой возможности - в учреждения для детей-сирот или детей, оставшихся без попечения родителей, всех типов. Среди семейных форм устройства детей особое место занимает усыновление (удочерение), которое рассматривается в качестве приоритетной формы устройства детей, оставшихся без попечения родителей (п. 1 ст. 124 СК РФ). На сегодня в России более 700 тыс. детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей <11>. Дети сами по себе уязвимы и нуждаются в заботе и защите, а дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, особенно. -------------------------------- <11> URL: http:// www. unicef. ru/ press/ _news? rid= 24199&oo= 1&fnid= 68&newWin= 0&apage= 13&nm= 82810&fxsl= view. xsl.

Дети - будущее государства и общества. Если невозможно создать условия для полноценного развития ребенка в родной семье, необходимо создать такие условия в семье усыновителей, опекунов, попечителей и постепенно свести на нет размещение и воспитание детей в государственных учреждениях и организациях для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. В случае если не представляется возможным устроить ребенка на воспитание в приемную семью на родине, существует возможность усыновления ребенка иностранными гражданами. Усыновление детей гражданами другого государства широко распространено во всем мире. Статья 21 Конвенции о правах ребенка гласит: "Усыновление в другой стране может рассматриваться в качестве альтернативного способа ухода за ребенком, если ребенок не может быть передан на воспитание или помещен в семью, которая могла бы обеспечить его воспитание или усыновление, и если обеспечение какого-либо подходящего ухода в стране происхождения является невозможным". После окончания Второй мировой войны международное усыновление превратилось в масштабное явление. Вынужденная, или скорее насильственная, миграция в ходе военных действий и сразу после их окончания привела к интернационализации усыновления. Следующий этап развития защиты прав детей приходится на окончание войны в Северной Корее, отличавшейся традиционной многодетностью. Корея, разделенная на два враждебных друг другу государства, продемонстрировала два разных подхода к решению проблемы сиротства. Северная Корея начала создавать все новые и новые сиротские учреждения, а Южная Корея, не отказываясь от строительства приютов, одновременно проводила большую работу по устройству детей в семьи. Многие ехали в Корею, чтобы усыновить детей, некоторые прибегали к помощи посредников, в качестве которых выступали сначала корейские граждане, а затем все чаще граждане США. Были созданы первые в мире специализированные агентства по организации усыновления детей-иностранцев. В середине 60-х гг. XX в. специализированные агентства по усыновлению стали появляться в странах, освободившихся от колониальной зависимости. К концу 80-х гг. XX в. усыновление в большинстве стран мира стало обычной практикой. В этот период начинает широко использоваться термин "международное усыновление", объединяющий понятия "усыновление детей-иностранцев" и "усыновление детей иностранцами". Международная общественность проявляла озабоченность, вызванную многочисленными нарушениями норм права и морали при проведении международных усыновлений. 25 мая 1993 г. была принята Гаагская конвенция о защите детей и сотрудничестве в области международного усыновления. Российская Федерация подписала Конвенцию 8 сентября 2000 г., но до сих пор не ратифицировала ее. В подготовке и обсуждении Конвенции принимали участие представители 67 государств (в том числе и России), 17 межправительственных и неправительственных организаций. В декабре 1994 г. ее ратифицировали 17 государств <12>. Усыновляемый ребенок должен быть "квалифицированным" сиротой, т. е. его правовая "пригодность" для усыновления должна быть бесспорной, чтобы избежать нарушения интересов и законных прав как самого ребенка, так и его родителей или иных лиц, имеющих в соответствии с законом право на его истребование от всякого третьего лица. -------------------------------- <12> См.: Терещенко Е. Э. Усыновление как одна из форм реализации права ребенка жить и воспитываться в семье: Дис. ... канд. юрид. наук. М., 2003. С. 47.

В первой половине XX в. чаще усыновляли детей в возрасте четырех-шести лет, так как с точки зрения психологии считалось, что в этом возрасте уже виден характер ребенка и уровень его интеллекта. В 50-х гг. XX в., напротив, именно новорожденные стали объектом пристального внимания усыновителей, так как психологические исследования показали всю важность первых лет жизни и значимость эмоциональной привязанности, возникающей в как можно более ранний период жизни ребенка <13>. -------------------------------- <13> См.: Борминская Д. С. Усыновление (удочерение) в странах Европы: влияние "альтернативных форм семейной жизни" и практика Европейского союза по правам человека // Семейное и жилищное право. 2010. N 1. С. 13.

Однако исключением являются страны, где законодатель счел нужным установить максимально возможный возраст для усыновления (удочерения) ребенка. Так, в Ирландии ребенок не должен быть старше семи лет. В Нидерландах в случае межгосударственного усыновления возраст ребенка не должен превышать шести лет <14>. -------------------------------- <14> См.: Vonk M. J. Tensions Between Legal, Biological and Social Conceptions of Parenthood in Dutch Family Law // Electronic Journal of Comparative Law. Vol. 11. 1 (May 2007). P. 17.

Для того чтобы усыновление было успешным, усыновители должны проявить терпение и быть готовыми приспосабливаться к новым условиям. Поэтому законодатель стремится установить определенные возрастные границы, позволяющие учитывать естественную разницу в возрасте между родителями и детьми, и добиваться взвешенного, разумного подхода к усыновлению, в то же время ограждая ребенка от возможных негативных последствий. В большинстве стран критерий возраста рассматривается двояко: кроме требования достижения определенного возраста кандидата в усыновители требуется наличие разницы в возрасте между ним и ребенком. Так, в Испании и Дании она должна составлять 14 лет, в Бельгии и Франции - 15 лет, в Швейцарии - 16 лет, в Австрии, Италии, Нидерландах - 18 лет <15>. -------------------------------- <15> См.: Борминская Д. С. Указ. соч. С. 14.

В России разница в возрасте между усыновителем, не состоящим в браке, и усыновляемым ребенком должна быть не менее 16 лет. По причинам, признанным судом уважительными, разница в возрасте может быть сокращена (п. 1 ст. 128 СК РФ). Вплоть до 1990 г. в России не было необходимости усовершенствовать законодательство по международному усыновлению, поскольку такие усыновления были редкостью. Однако за последние 20 лет усыновление (удочерение) российских детей иностранными гражданами или лицами без гражданства стало распространенным явлением. Так, если в 1994 - 1995 гг. было зарегистрировано 3693 подобных факта, что составило около 2,5% общего количества случаев передачи детей на усыновление и под опеку или попечительство (148 390) <16>, то в 1997 - 1999 гг. в семьи иностранных граждан передано на усыновление уже 17 605 российских детей, или более 6% общего количества случаев передачи детей на усыновление и под опеку или попечительство (287 694) в целом по Российской Федерации <17>. В 2000 - 2001 гг. каждый четвертый усыновленный российский ребенок усыновлен иностранными гражданами (6,29 тыс. из 24,16 тыс. в 2000 г. и 5,8 тыс. из 23,2 тыс. в 2001 г.) <18>. -------------------------------- <16> См.: Уровень жизни населения России. Статистический сборник. М., 1996. С. 145; Российский статистический ежегодник. М., 1996. С. 156. <17> См.: Положение детей-сирот // Вестник образования. 1999. N 8. С. 4 - 5; Пчелинцева Л. М. Семейное право России: Учебник для вузов. 3-е изд. С. 662 - 663; Аналитический материал по выявлению и устройству детей, оставшихся без родительского попечения // Вестник образования. 2000. N 16. С. 12. <18> См.: Аналитический материал по выявлению и устройству детей, оставшихся без попечения родителей // Вестник образования. 2001. N 16. С. 4; Выявление и устройство детей и подростков, оставшихся без попечения родителей, в 2001 г. Аналитическая справка // Вестник образования. 2002. N 16. С. 12.

Начиная с 1991 г. иностранными гражданами в России усыновлено свыше 60 тыс. детей, оставшихся без попечения родителей. Согласно статистике, в 2009 г. российских детей чаще всего усыновляли граждане США (1513 детей за 2009 г.), на втором месте - граждане Испании (865 детей за 2009 г.) и Италии (782 ребенка в 2009 г.), на третьем - граждане Франции (282 ребенка) и Германии (165 детей) <19>. Большинство усыновленных детей успешно адаптировались в новых семьях. Однако имеют место случаи неустройства детей в новые семьи, жестокого обращения с усыновленными детьми и даже их гибели. За период с 1991 г. зафиксировано 17 случаев насильственной гибели российских детей, усыновленных гражданами США, по вине усыновителей <20>. Случаи жестокого обращения с усыновленными детьми зафиксированы и в других странах. -------------------------------- <19> URL: http://www. usynovite. ru/statistics/2009/7/. <20> На что уполномочен? Павел Астахов предлагает приостановить усыновление наших детей иностранцами // Российская газета. 2011. 26 янв.

В ряде стран (в их числе Таджикистан) законом установлен запрет усыновления детей гражданами иностранных государств <21>. -------------------------------- <21> См.: Шершень Т. В. О праве на семью и принципе приоритета семейного воспитания детей // Семейное и жилищное право. 2010. N 2. С. 11.

Некоторые страны (Италия, Дания, Швеция, Греция и др.) устанавливают в законодательстве требование об оформлении международного усыновления только через компетентные органы соответствующих государств либо через уполномоченные ими аккредитованные органы <22>. На таком принципе основаны много - и двусторонние договоры государств в области международного усыновления детей. -------------------------------- <22> См.: Лапшова Е. В. Особенности усыновления иностранцами детей - российских граждан // Вестник Московского университета МВД России. 2011. N 1. С. 96.

Каждый раз, когда обнаруживается факт жестокого обращения с российским ребенком, усыновленным иностранным гражданином, или его гибели, поднимается вопрос о временном приостановлении или запрете усыновления российских детей иностранными гражданами и лицами без гражданства. Но запретить иностранцам усыновлять детей без внесения изменений в законодательство невозможно, да и ввести мораторий на межгосударственное усыновление было бы неправильным с точки зрения обеспечения интересов ребенка. Учитывая, что ратификация Гаагской конвенции о защите детей и сотрудничестве в области международного усыновления (удочерения) 1993 г. займет довольно длительное время, в первую очередь следовало бы временно приостановить усыновление российских детей гражданами тех стран, в которых зафиксированы многочисленные случаи жестокого обращения и гибели детей, до тех пор, пока не будут заключены договоры о сотрудничестве в области усыновления (удочерения) детей с иностранными государствами. В 2008 г. Россия и Италия подписали договор о сотрудничестве в области усыновления (удочерения) детей <23>. Сегодня ведутся переговоры о заключении такого договора между Россией и США. В будущем планируется подписание соглашений с Великобританией, Францией и Германией. -------------------------------- <23> См.: Федеральный закон от 9 ноября 2009 г. N 258-ФЗ "О ратификации Договора между Российской Федерацией и Итальянской Республикой о сотрудничестве в области усыновления (удочерения) детей".

Почему заключение международных договоров представляет такую важность? Международный договор - главная форма реализации мер по обеспечению взятых сторонами обязательств. С его помощью государства могут на согласованной основе полно и точно выразить свои намерения относительно защиты определенного международно-правового обязательства <24>. Для Российской Федерации и США это особенно актуально (США не является государством - участником Конвенции о правах ребенка 1989 г., а Россия не ратифицировала Конвенцию о защите детей 1993 г.), так как на данный момент государства в рамках сотрудничества руководствуются общими принципами и нормами международного права. -------------------------------- <24> См.: Тиунов О. И. Международно-правовые гарантии как средство обеспечения международных договоров // Журнал российского права. 2011. N 4. С. 85.

Из вышесказанного следует, что российские граждане в настоящий момент не могут чувствовать себя в полной мере защищенными. Представляется необходимым внести в семейное законодательство изменения, согласно которым усыновление детей иностранными гражданами может быть разрешено только при условии заключения международного договора.

Библиографический список

Jayawickerama N. Hong Kong and the International Protection of Human Rights // Human Rights in Hong Kong. 1992. Vonk M. J. Tensions Between Legal, Biological and Social Conceptions of Parenthood in Dutch Family Law // Electronic Journal of Comparative Law. Vol. 11. 1 (May 2007). Абрамова С. А. Защита прав и интересов детей - граждан России при их усыновлении иностранными гражданами и лицами без гражданства по законодательству Российской Федерации: Дис. ... канд. юрид. наук. М., 2008. Аналитический материал по выявлению и устройству детей, оставшихся без родительского попечения // Вестник образования. 2000. N 16. Аналитический материал по выявлению и устройству детей, оставшихся без попечения родителей // Вестник образования. 2001. N 16. Борминская Д. С. Усыновление (удочерение) в странах Европы: влияние "альтернативных форм семейной жизни" и практика Европейского союза по правам человека // Семейное и жилищное право. 2010. N 1. Выявление и устройство детей и подростков, оставшихся без попечения родителей, в 2001 г. Аналитическая справка // Вестник образования. 2002. N 16. Гаген В. Охрана детства. Первый международный конгресс по охране детей в г. Брюсселе в 1913 году. СПб., 1913. N 5. Лапшова Е. В. Особенности усыновления иностранцами детей - российских граждан // Вестник Московского университета МВД России. 2011. N 1. Международное гуманитарное право: Учебник / Под ред. А. Я. Капустина. М., 2009. Мейер Д. И. Русское гражданское право / Под ред. А. И. Вицина. М., 1915. На что уполномочен? Павел Астахов предлагает приостановить усыновление наших детей иностранцами // Российская газета. 2011. 26 янв. Нечаева А. М. Защита интересов ребенка: семейно-правовые предпосылки // Государство и право. 2010. N 6. Нечаева А. М. Семейное право: Учебник. 3-е изд. М., 2008. Положение детей-сирот // Вестник образования. 1999. N 8. Пчелинцева Л. М. Семейное право России: Учебник для вузов. 3-е изд. М., 2005. Российский статистический ежегодник. М., 1996. Терещенко Е. Э. Усыновление как одна из форм реализации права ребенка жить и воспитываться в семье: Дис. ... канд. юрид. наук. М., 2003. Тиунов О. И. Международно-правовые гарантии как средство обеспечения международных договоров // Журнал российского права. 2001. N 4. Тиунов О. И. Международное гуманитарное право: Учебник. 2-е изд. М., 2009. Тихомиров Ю. А. Государство: преемственность и новизна: Науч. изд. М., 2011. Уровень жизни населения России. Статистический сборник. М., 1996. Шершень Т. В. О праве на семью и принципе приоритета семейного воспитания детей // Семейное и жилищное право. 2010. N 2.

Название документа