Рассмотрение обращений кредиторов ликвидируемых банков: актуальные правовые вопросы
(Филатова М. В.) ("Банковское право", 2007, N 6) Текст документаРАССМОТРЕНИЕ ОБРАЩЕНИЙ КРЕДИТОРОВ ЛИКВИДИРУЕМЫХ БАНКОВ: АКТУАЛЬНЫЕ ПРАВОВЫЕ ВОПРОСЫ
М. В. ФИЛАТОВА
Филатова М. В., директор Департамента урегулирования требований кредиторов Агентства по страхованию вкладов.
Государственная корпорация "Агентство по страхованию вкладов" (далее - Агентство) в соответствии с Федеральным законом "О несостоятельности (банкротстве) кредитных организаций" (далее - Закон) <1> осуществляет полномочия конкурсного управляющего при банкротстве кредитных организаций, имевших лицензию Банка России на привлечение денежных средств физических лиц во вклады, а также полномочия ликвидатора при принудительной ликвидации таких банков, в порядке, предусмотренном Федеральным законом "О банках и банковской деятельности" (далее - Закон о банках) <2>. -------------------------------- <1> СЗ РФ. 1999. N 9. Ст. 1097. <2> СЗ РФ. 1996. N 6. Ст. 492.
Основной задачей Агентства как конкурсного управляющего (ликвидатора) является выполнение обязательств ликвидируемого банка перед кредиторами по возврату им денежных средств. Это процесс сложный и длительный. Поскольку кредитор является лицом, участвующим в деле о ликвидации банка, он имеет и активно пользуется правами, предоставленными ему федеральными законами. Проблемы, связанные с рассмотрением обращений кредиторов ликвидируемых банков, имеют важный социальный аспект, поскольку затрагивают права и законные интересы заявителя. Вместе с тем ряд из этих проблем имеет правовой характер. Во многом от того, насколько правильными и юридически выверенными являются подходы к их решению, предопределяется доверие кредиторов к деятельности конкурсного управляющего (ликвидатора). Кредиторы часто обращаются в Агентство по вопросам, связанным с урегулированием их требований - возвратом оставшихся в банке средств. В числе таких кредиторов граждане, разместившие свои свободные денежные средства в целях получения дохода, а также юридические лица, которых закон обязал открывать счета в банках и осуществлять через них расчеты при осуществлении своей уставной деятельности. Обращения поступают от кредиторов в письмах, по электронной почте. Для устных обращений организована "горячая" телефонная линия, по которой даются ответы кредиторам. Ежеквартально она обслуживает около 6000 абонентов. Обращения касаются, в частности, вопросов участия ликвидируемого банка в системе страхования вкладов, предусмотренной Федеральным законом "О страховании вкладов физических лиц в банках Российской Федерации" (далее - Закон о страховании) <3>, размера и сроков выплат вкладчикам страхового возмещения. Кредиторы часто интересуются выплатами Банка России, которые производятся в соответствии с Федеральным законом "О выплатах Банка России по вкладам физических лиц в признанных банкротами банках, не участвующих в системе обязательного страхования вкладов физических лиц в банках Российской Федерации" (далее - Закон о выплатах Банка России) <4>. Обычными являются вопросы о сроках начала и месте проведения расчетов с кредиторами, созыве собраний кредиторов. Однако не всегда и не для всех кредиторов только эти вопросы являются главными. -------------------------------- <3> СЗ РФ. 2003. N 52 (ч. 1). Ст. 5029. <4> СЗ РФ. 2004. N 31. Ст. 3232.
Зачастую кредиторы - физические лица просят войти в их тяжелое положение и немедленно выплатить причитающиеся им денежные средства. Каждое такое обращение находит понимание в Агентстве. Однако есть определенный законом порядок удовлетворения требований кредиторов. В этих случаях обратившимся разъясняется, что в первую очередь удовлетворяются требования физических лиц, перед которыми банк несет ответственность за причинение вреда их жизни или здоровью (путем капитализации соответствующих повременных платежей), а также осуществляется компенсация морального вреда. В эту очередь входят также физические лица, являющиеся кредиторами банка по заключенным с ними договорам банковского вклада и (или) договорам банковского счета. При этом следует иметь в виду, что к первой очереди удовлетворения не относятся требования физических лиц, занимающихся предпринимательской деятельностью без образования юридического лица, если такие счета открыты в связи с указанной деятельностью, а также требования физических лиц по возмещению убытков в форме упущенной выгоды и по уплате сумм финансовых санкций. Кроме того, первоочередными признаны требования Агентства и Банка России, перешедшие к ним в связи с проведенными ими соответственно страховыми выплатами вкладчикам или выплатами Банка России (п. 3 ст. 50.36 Закона). Это исчерпывающий список кредиторов, чьи требования подлежат удовлетворению в первую очередь. Никто из них внутри первой очереди привилегий в рамках ликвидационных процедур не имеет. В меньшей степени эта проблема затрагивает вкладчиков банков - участников системы страхования банковских вкладов. В таких банках при наступлении страхового случая (отзыв лицензии, предшествующий банкротству и принудительной ликвидации банка) вкладчики всегда могут рассчитывать на получение страхового возмещения в пределах 400000 рублей (ст. 11 Закона о страховании). Причем практика показывает, что причитающуюся сумму вкладчику вполне реально получить от Агентства не позднее 14 дней со дня наступления страхового случая (ст. 12 Закона о страховании). Иная ситуация складывается в банках, не являющихся участниками системы страхования банковских вкладов. Для их вкладчиков проблема ускоренного возврата вкладов остается достаточно острой. Причем затрагивает она не одну тысячу вкладчиков. Ведь на данный момент доля указанных банков, ликвидируемых Агентством, превышает 80%. Как представляется, все, что можно было сделать здесь для смягчения проблемы возврата вкладов законодателем, уже сделано. Имеется в виду прежде всего Закон о выплатах Банка России, в соответствии с которым для вкладчиков банков, не являющихся участниками системы страхования банковских вкладов, предусмотрены выплаты в сумме до 400000 рублей (ст. 6). Их размер в полной мере соответствует размеру страховых выплат, установленному Законом о страховании. Однако в отличие от страховых выплат, выплаты Банка России нельзя получить сразу после отзыва лицензии у ликвидируемого банка. Прежде надо дождаться завершения предварительных выплат, которые в соответствии со ст. 50.38 Закона осуществляются конкурсным управляющим в отношении кредиторов первой очереди банков - банкротов, не являющихся участниками системы страхования банковских вкладов. Это обусловлено тем, что Банк России осуществляет свои выплаты в установленных пределах (400000 рублей) за вычетом суммы предварительных выплат, полученных вкладчиком от конкурсного управляющего. Установлен следующий порядок предварительных выплат. Удовлетворяются только те требования кредиторов, которые были предъявлены в срок до двух месяцев со дня первого опубликования сообщения об открытии конкурсного производства. Предварительные выплаты начинаются не позднее 30 дней со дня истечения указанного выше срока и не ранее 10 дней со дня опубликования объявления о порядке и условиях предварительных выплат. Продолжаются они в течение трех месяцев. На осуществление предварительных выплат направляется 70% денежных средств, находящихся на счетах банка на день истечения указанного срока предъявления требований. Обычно на момент начала предварительных выплат наличных денежных средств на счете ликвидируемого банка крайне мало, поэтому размер этих выплат незначителен. Тем не менее всю процедуру конкурсный управляющий обязан соблюдать. Момент начала выплат Банка России наступает не скоро. Время ожидания складывается из следующего. Согласно п. 3 ст. 6 Закона о выплатах Банка России конкурсный управляющий обязан в 10-дневный срок со дня истечения срока для осуществления предварительных выплат представить в Банк России отчет об этих выплатах и иные необходимые сведения. После их получения Банк России в течение 30 дней опубликовывает в "Вестнике Банка России" объявление о дате начала и окончания своих выплат. Таким образом, пройдет не один месяц после признания банка банкротом, прежде чем вкладчик банка, не являющегося участником системы страхования банковских вкладов, получит денежные средства в сумме, эквивалентной размеру страховых выплат. Ряд проблемных вопросов возникает при принудительной ликвидации банков, не являющихся участниками системы страхования вкладов. Их вкладчикам страховые выплаты не предусмотрены. Более того, поскольку банк не является банкротом, на них не распространяются положения федеральных законов о предварительных выплатах и выплатах Банка России. В этом смысле принудительная ликвидация для вкладчиков оказывается даже менее предпочтительной. При принудительной ликвидации банка стоимость имущества банка должна быть достаточна для удовлетворения требований кредиторов. Поэтому, казалось бы, ничто не мешает ликвидатору отдать деньги кредиторам в минимальные сроки. Именно так обычно считают многие кредиторы, впервые столкнувшиеся с ликвидационной процедурой. Между тем практика показывает, что одинаковой ситуации в ликвидируемых банках не бывает. В одном случае сведения, подтверждающие достаточность имущества банка, полностью соответствуют балансовым данным, и тогда ликвидатор, как правило, не откладывает расчеты с кредиторами в долгий ящик. Но нередко данные бухгалтерского учета бывают сильно приукрашены. Порой они намеренно искажаются руководителями банка для того, чтобы скрыть недостаток имущества. В случае выявления недостаточности имущества для удовлетворения требований кредиторов процедура принудительной ликвидации по инициативе ликвидатора на основании решения арбитражного суда переходит в процедуру банкротства. Это наблюдается в каждом пятом принудительно ликвидируемом банке. В силу таких обстоятельств процедура принудительной ликвидации никак не может быть упрощена. Без тщательной инвентаризации и оценки имеющегося имущества здесь, как и при банкротстве банка, никак нельзя обойтись. Кроме того, не следует забывать, что сами кредиторы должны быть установлены надлежащим образом. На все это ликвидатору необходимо затратить немало времени и усилий. Законодатель определил (ст. 23.4 Закона о банках), что принудительная ликвидация банка осуществляется в порядке и в соответствии с процедурами, предусмотренными Законом для конкурсного производства, с особенностями, которые установлены Законом о банках. Одной из наиболее важных особенностей является, в частности, то, что удовлетворение требований кредиторов этих банков осуществляется Агентством со дня согласования им с Банком России промежуточного ликвидационного баланса, который содержит сведения о составе имущества ликвидируемого банка и перечень предъявляемых кредиторами требований. Согласно ст. 50.42 Закона промежуточный ликвидационный баланс составляется Агентством после закрытия реестра требований кредиторов не позднее шести месяцев со дня открытия ликвидационной процедуры и направляется на согласование в Банк России. В этот шестимесячный срок нужно провести инвентаризацию и оценку имущества банка. Срок согласования Банком России промежуточного ликвидационного баланса не может превышать 30 дней со дня поступления ему соответствующих документов. Кредиторы зачастую считают, что их требования конкурсный управляющий должен устанавливать по имеющимся в ликвидируемом банке сведениям самостоятельно без письменного заявления кредитора. Действительно, согласно п. 3 ст. 50.30 Закона требования кредиторов первой и второй очереди могут быть включены конкурсным управляющим в реестр требований кредиторов без письменного заявления кредитора на основании сведений, имеющихся в банке. Однако такой возможностью Агентство пользуется в исключительных случаях. Как правило, им принимается решение о заявительном характере установления требований кредиторов банка. Это обусловлено прежде всего тем, что каждое требование к ликвидируемому банку должно быть тщательно проверено, поскольку необходимо исключить возможность удовлетворения требований, не основанных на законе или не обоснованных заявителем должным образом. Это тем более важно, что, как показывает практика, в целях создания необоснованных обязательств некоторые банки искусственными бухгалтерскими проводками формировали остатки денежных средств на клиентских счетах. Согласно решению судов, рассматривавших указанные дела по искам Агентства, в настоящее время исключены из реестра или правомерно не включены в реестр необоснованные требования к ликвидируемым банкам на сумму более 400 млн. рублей. Принимая решение о заявительном характере установления требований кредиторов ликвидируемого банка, Агентство имеет в виду, что учтенная в балансе банка кредиторская задолженность обычно превышает сумму требований, которую фактически заявляют кредиторы в ходе ликвидационных процедур. При таких обстоятельствах, если устанавливать требования кредиторов по имеющимся в банке сведениям, процент удовлетворения требований, приходящийся на каждого кредитора, будет меньше, чем в случае, когда используется заявительный порядок установления требований. Этот подход к работе с требованиями кредиторов вполне соответствует интересам всех добросовестных заявителей, поскольку их обоснованные требования в случае недостаточности стоимости имущества банка будут удовлетворены в максимально возможном размере. Многим кредиторам банков, перешедших из процедуры принудительной ликвидации в процедуру банкротства, не всегда понятно, почему им повторно приходится заявлять свои требования. Агентство исходит из того, что в силу действующего законодательства требования должны предъявляться в каждой процедуре - и при принудительной ликвидации, и при банкротстве банка в ходе конкурсного производства, а также в период деятельности в банке временной администрации по управлению банком. Требования предъявляются с приложением вступивших в законную силу судебных актов, а также подлинных документов либо их надлежащим образом заверенных копий, подтверждающих обоснованность этих требований. Вместе с тем в практике были случаи, когда, используя свое право, предоставленное п. 3 ст. 50.30 Закона, Агентство принимало решение установить требования кредиторов первой и второй очереди банков, перешедших в процедуру банкротства из процедуры принудительной ликвидации, без письменного заявления кредитора на основании сведений, имеющихся в банке. Но все эти случаи имели исключительный характер - в банках с большим числом кредиторов и в случаях, где кредиторами в основном были вкладчики-пенсионеры. В основе всех обращений кредиторов лежит их желание скорейшего удовлетворения своих требований. Поэтому каждый раз приходится разъяснять заявителям причины, обусловливающие невозможность проведения с ними окончательных расчетов в точно обозначенное время. Наиболее актуально это для банков, где окончательные расчеты с кредиторами начались, но не могут быть завершены в связи с продолжающейся работой по выявлению имущества ликвидируемого банка. Стремясь добиться удовлетворения требований кредиторов в максимально полном размере, Агентство нередко ходатайствует перед арбитражным судом о продлении сроков конкурсного производства. Здесь надо иметь в виду, что Агентство как конкурсный управляющий обязано в установленном порядке в полном объеме осуществить все возложенные на него полномочия, в том числе предъявить требования к руководителям и иным лицам, которые несут ответственность, предусмотренную федеральными законами. В этой связи Агентством как конкурсным управляющим (ликвидатором) предъявляются к должникам ликвидируемого банка требования о взыскании дебиторской задолженности; подаются иски об истребовании имущества банка у третьих лиц. Также проводятся мероприятия по привлечению бывших руководителей банка к ответственности по обязательствам банка в связи с доведением его до банкротства. По результатам этой работы за 2,5 года Агентством направлено в следственные органы и органы дознания МВД России около 60 обращений по фактам нарушений, содержащих признаки преступлений. Составы этих преступлений предусмотрены, в частности, ст. 159 УК РФ (мошенничество), ст. 195 УК РФ (неправомерные действия при банкротстве), ст. 196 УК РФ (преднамеренное банкротство) и ст. 201 УК РФ (злоупотребление полномочиями). Следственными органами возбуждено более 30 уголовных дел в отношении бывших руководителей 28 ликвидируемых кредитных организаций. Из них половина дел возбуждена в связи с наличием признаков преднамеренного банкротства. В необходимых случаях принимаются также гражданско-правовые меры. В частности, Агентством как конкурсным управляющим предъявлено более 20 исковых заявлений о привлечении бывших руководителей и собственников ликвидируемых кредитных организаций, виновных в банкротстве, к субсидиарной и иной имущественной ответственности по обязательствам кредитных организаций на общую сумму 7354 млн. руб. Исходя из требований Закона, Агентством выявляются и оспариваются сомнительные сделки. Практически во всех банках-банкротах выявлены сделки по ускоренной реализации ликвидных активов, совершенные накануне отзыва лицензии, с оплатой с клиентских счетов при наличии в банке картотеки неисполненных платежей. В первую очередь распродавались недвижимость банка и первоклассные векселя других кредитных организаций, уступались права (требования) по кредитам, обеспеченным залогами. Кроме того, имели место продажи активов банка по явно заниженным ценам, что также являлось основанием для оспаривания сделки. В 2005 г. и 2006 г. сомнительные сделки выявлены в 45 кредитных организациях. По заявлениям Агентства вынесено 245 судебных решений, из них 189 - в пользу Агентства, выступающего от имени ликвидируемых кредитных организаций. В результате принудительного взыскания общая конкурсная масса ликвидируемых банков пополнилась более чем на 230,5 млн. руб. Практика показывает, что возможности Агентства по удовлетворению требований кредиторов во многих случаях ограниченны. Нередко обнаруживается, что в период до отзыва у банка лицензии на осуществление банковских операций наиболее ценное имущество выведено через подставных лиц. Разыскать его нереально без вмешательства правоохранительных органов и возбуждения в отношении бывших руководителей банка уголовных дел. По таким делам кредиторы могут признаваться потерпевшими. Каждое обращение кредитора рассматривается Агентством в возможно короткий срок, и по ним даются исчерпывающие разъяснения. Однако заявитель не всегда бывает полностью удовлетворен полученным ответом. В таких случаях мы рекомендуем ему передать возникшие разногласия на рассмотрение арбитражного суда, в производстве которого находится дело о ликвидации данного банка. Нередко кредиторы просто интересуются общим состоянием дел в ликвидируемом банке, сроками завершения ликвидационных процедур и перспективами удовлетворения их требований. Как правило, такие запросы поступают от юридических лиц, у которых на бухгалтерском балансе числится непогашенная ликвидируемым банком задолженность перед ними. Обычно информация нужна им для того, чтобы определить целесообразность и возможность принятия решения о списании дебиторской задолженности как безнадежной к взысканию. Агентство предоставляет запрашиваемые сведения, в том числе выписку из реестра требований кредиторов о размере, составе и очередности удовлетворения требований заявителя. Согласно п. 7 ст. 50.30 Закона указанная выписка направляется кредитору в течение 5 рабочих дней со дня получения запроса. В случае если сумма задолженности кредитору составляет не менее чем 1% общей кредиторской задолженности, по запросу данного кредитора ему может быть направлена копия всего реестра. Такая норма предусмотрена п. 9 ст. 16 Федерального закона "О несостоятельности (банкротстве)" <5>. При этом расходы на подготовку и направление выписки и копии реестра возлагаются на кредитора-заявителя. -------------------------------- <5> СЗ РФ. 2002. N 43. Ст. 4190.
Обращения кредиторов, независимо от характера поставленных в них вопросов, являются важным и объективно необходимым средством, с помощью которого обеспечивается обратная связь Агентства с теми лицами, ради которых проводятся ликвидационные процедуры. Эти обращения помогают совершенствовать работу конкурсного управляющего (ликвидатора), устранять имеющиеся недостатки.
------------------------------------------------------------------
Название документа