Особенности юридической природы прав человека

(Рагимов А. Т.) ("Конституционное и муниципальное право", 2011, N 8) Текст документа

ОСОБЕННОСТИ ЮРИДИЧЕСКОЙ ПРИРОДЫ ПРАВ ЧЕЛОВЕКА <*>

А. Т. РАГИМОВ

Рагимов Азади Тагирович, министр юстиции Республики Дагестан, профессор кафедры теории государства и права Дагестанского государственного университета, кандидат юридических наук.

В статье анализируются характерные признаки, присущие юридической природе прав человека. В качестве таковых признаков указываются: а) права человека - особый вид субъективного права; б) структурированность прав человека на правомочия и юридические обязанности; в) обладание правами человека регулятивно-юридической ценностью.

Ключевые слова: права человека; субъективное право; юридическая обязанность; естественное право; позитивное право; структура прав человека.

In article analyzes the characteristics inherent in the legal nature of human rights. As such, shall contain: a) human rights - a special kind of subjective right, b) the structuring of human rights powers and legal responsibilities; c) the possession of human rights the regulatory and legal value.

Key words: human rights; the subjective right; the legal duty; natural law; positive law; the structure of human rights.

Понятие "юридическая природа прав человека" концентрирует в себе наиболее важные характеристики прав человека как явления юридического порядка. В специальной литературе она интерпретируется в качестве диалектического единства естественных начал прав человека с юридически значимыми свойствами объективного и субъективного права. В этом качестве они обладают такими свойствами, как юридически значимая субъективность, нормативность, публичность и неотчуждаемость, равная юридическая сила для всех и всюду, гарантированность и защищенность всей мощью международного сообщества и государства. В правоведении названные признаки исследованы такими учеными, как А. Г. Бережнов, Л. И. Глухарева, В. А. Карташкин, Е. А. Лукашева, А. С. Мордовец, Б. Л. Назаров, Ф. М. Рудинский, и др. Поэтому в данной статье мы обратим внимание только на те из них, которые имеют принципиальное значение для понимания существа и особенностей юридической природы прав человека. С учетом этого в первую очередь следует указать на такие признаки, как: а) права человека - особый вид субъективного права; б) структурированность прав человека на правомочия и юридические обязанности; в) обладание правами человека регулятивно-юридической ценностью. А. Права человека - особый вид субъективного права. В юридической литературе отмечается, что наряду с объективной (позитивной) формой бытия прав человека им присуща и такая форма их существования, как право субъективное <1>. В этом качестве они определяются как "субъективные права, выражающие не потенциальные, а реальные возможности индивида, закрепленные в конституциях и законах" <2>. При этом подчеркивается, что закрепленность прав человека в нормативно-правовых актах не лишает их статуса субъективных. -------------------------------- <1> См.: Мордовец А. С. Социально-юридический механизм обеспечения прав человека и гражданина. Саратов, 1996. С. 28; Матузов Н. И. О категориях "субъективное право" и "юридическая обязанность" в свете современного правового развития // Личность и власть (конституционные вопросы): Межвузовский сборник научных работ. Ростов-на-Дону; Саратов, 1995. С. 27; Рудинский Ф. М. Понятие и содержание прав человека: Сб. науч. трудов юрид. факультета Московского городского педагогического университета. М., 2000. Кн. 3. С. 26. <2> Общая теория прав человека / Отв. ред. Е. А. Лукашева. М., 1996. С. 33 - 34.

Субъективность прав человека означает неотъемлемость, индивидуализированность, приуроченность естественных правообязанностей субъекту. В том, что субъектная форма бытия прав человека позволяет повсеместно, прямо и непосредственно, причем юридически значимым способом, выражать их наличие и принадлежность каждому человеку, и заключается ее основная ценность. "Имея статус юридических (субъективных) прав, они защищаются государственным принуждением, исключают всякую неопределенность в трактовке содержания предоставляемых возможностей, устанавливают границы притязаний индивидов, гарантируют их осуществление специальным механизмом обеспечения", - отмечает Л. И. Глухарева <3>. Сказанное позволяет утверждать, что субъективность - это их общий и важнейший родовой признак. -------------------------------- <3> Глухарева Л. И. Права человека в современном мире (социально-философские основы и государственно-правовое регулирование). М., 2003. С. 41.

Субъективная форма прав человека вмещает в себя как естественные правовые возможности человека, так и его естественные юридические обязанности. Это объясняется тем, что само субъективное право - есть юридическая мера возможного и должного поведения человека <4>. "...Право в субъективном смысле, - пишет Н. И. Матузов, - охватывает собой не только систему прав (дозволений, полномочий, притязаний), вытекающих из норм объективного права, но также и систему юридических обязанностей... Все это составляет единое целое" <5>. В другой своей работе он подчеркивает, что "система прав, свобод и обязанностей граждан, закрепленных в действующем законодательстве или вытекающих из многочисленных правоотношений, а также присущих индивиду от рождения, составляет право в субъективном смысле, или субъективное право" <6>. Л. Д. Воеводин также исходит из того, что в "самом понятии субъективного права заключено диалектическое единство прав и обязанностей, их органическая связь" <7>. -------------------------------- <4> Одним из первых, кто при анализе субъективного права выделил юридические обязанности, был И. А. Ильин. См.: Ильин И. А. О сущности правосознания. М., 1993. С. 33. <5> Матузов Н. И. Теория государства и права: Курс лекций / Под ред. Н. И. Матузова и А. В. Малько. М., 1997. С. 253. <6> Матузов Н. И. Актуальные проблемы теории права. Саратов, 2004. С. 70. <7> Юридические гарантии конституционных прав и свобод личности в социалистическом обществе / Под ред. Л. Д. Воеводина. М., 1987. С. 10.

Права человека, выраженные в субъективной форме, - часть субъективного права. Из всей его массы они выделяются по формальному и содержательному критериям. Формальный критерий представлен общим каталогом прав человека, который формируется на основе международных документов и национальных конституционных законов. Официально основной перечень прав человека закреплен во Всеобщей декларации прав человека и ряде других документов, принятых странами международного сообщества <8>. Содержательный критерий более сложен как с точки зрения своего выявления, так и с точки зрения применения. Обобщенно его можно назвать идеей прав человека, аккумулирующей в себе жизненно важные первоосновы существования людей, отсутствие или снижение порога которых "влечет биологическое, социальное или духовное уничтожение (в прямом и переносном смысле) человеческой личности" <9>. Содержательный критерий основан на признании наличия у прав человека признаков права естественного. -------------------------------- <8> Венская декларация и программа действий (Вена, 25 июня 1993 г.), Азиатско-Тихоокеанская декларация человеческих прав индивидов и народов (Нью-Дели, 15 февраля 1988 г.), Декларация о праве и обязанности отдельных лиц, групп и органов общества поощрять и защищать общепризнанные права человека и основные свободы (принята на 85-м пленарном заседании 53-й сессии Генеральной Ассамблеи ООН Резолюцией 53/144 от 9 декабря 1998 г.), Декларация глав государств - участников Содружества Независимых Государств "О международных обязательствах в области прав человека и основных свобод" (Москва, 24 сентября 1993 г.). <9> Глухарева Л. И. Указ. раб. С. 224.

В философско-правовой литературе по-разному интерпретируется соотношение понятий "естественное право" и "права человека" <10>. Само же естественное право чаще всего рассматривается как совокупность требований и идеалов, непосредственно вытекающих из социально-биологической природы человека и внешней среды его существования, претендующих на статус общепризнанных, путем признания их международным сообществом и национальными государствами. Иными словами, естественное право - это доюридическое право <11>. "Суть идеи естественного права, - пишет И. И. Котляр, - заключается в следующем: наряду с писаным правом, состоящим из совокупности законов, над ним и вне его, независимо от "буквы", существует некое неписаное моральное право, которое "вдохнула" в нас мать-природа и которое проистекает из самой сущности человека, его разума, отличающего его от остального мира. Это естественное право может соответствовать, а может не соответствовать писаному законодательству" <12>. -------------------------------- <10> См., например: Гессен В. М. Возрождение естественного права. СПб., 1902. С. 42; Кучинский Ю. Права человека и классовые права. М., 1981. С. 40; Мамут Л. С. Декларация прав человека и гражданина 1789 г. - веха на пути к универсальной концепции прав человека // Права человека в истории человечества и в современном мире. М., 1989. С. 31; Соловьев Э. Ю. Кант: взаимодополнительность морали и права. М., 1992. С. 188 - 189; Нерсесянц В. С. Философия права. М., 1997. С. 41 и сл. <11> Не следует отождествлять понятия "естественное право" и "общепризнанные принципы и нормы естественного права". В первом случае речь идет о доюридическом праве, во втором - о праве, выраженном в юридической форме. <12> Котляр И. И. Права человека: Учеб. пособие. М., 2002. С. 6.

Права человека - это та часть естественного права, которая нашла свое выражение в сфере юридической действительности, т. е. получила признание и в силу этого приобрела качество юридического явления. Отсюда правильно будет полагать, что каждое право человека - это форма проявления естественного права. В специальной литературе имеют место многочисленные попытки обоснования естественных признаков прав человека, выраженных в форме субъективного права. Но, как правило, объектом этих попыток выступают исключительно правовые возможности человека. Так, по мнению Л. П. Рассказова и И. В. Упорова, естественность субъективных прав человека выражается в том, что они возникают с момента рождения, неотчуждаемы и выражают наиболее существенные возможности развития человека <13>. -------------------------------- <13> Рассказов Л. П., Упоров И. В. Естественные права человека: Учеб. пособие. СПб., 2001. С. 16.

С нашей точки зрения, нет оснований для отрицания естественных признаков и у соответствующих юридических обязанностей человека. Ведь никто же не ставит под сомнение правильность вывода софиста Протагора о том, что человек - мера всех вещей, следовательно, добавим от себя, и правовых возможностей. Почему же нельзя видеть в человеке и меру правовых необходимостей? Более того, внимательное прочтение Декларации прав человека и гражданина 1789 г. позволяет утверждать, что ее авторы исходили из признания естественной природы не только прав, но и обязанностей человека. "Представители французского народа, - провозглашается в ней, - образовав Национальное собрание и полагая, что невежество, забвение прав человека или пренебрежение ими являются единственной причиной общественных бедствий и испорченности правительств, приняли решение изложить в торжественной Декларации естественные, неотчуждаемые и священные права человека, чтобы эта Декларация, неизменно пребывая перед взором всех членов общественного союза, постоянно напоминала им их права и обязанности" <14>. -------------------------------- <14> Декларация прав человека и гражданина 1789 г. // Международные акты о правах человека: Сб. документов. М., 2000. С. 32.

Естественность правообязанностей человека ярко проявляется в особенностях их источников, специфике содержания, места и роли в правовой системе общества, а также в наличии международно-правовой защищенности. Выявляя особенности источников прав человека, надо обратить внимание на то, что их первичным источником является сам человек - его тело, душа и дух. "Из этих трех составляющих человека, - пишет В. П. Федоров, - вытекают его главные человеческие качества и свойства, без которых нет человека, в собственном смысле этого слова, и которые образуют объективную основу его неотъемлемых, естественных прав" <15>. Вторым источником прав человека выступают жизненно важные условия бытия человека как существа биосоциального. "По своему существу, - отмечает Е. А. Лукашева, - они (права человека. - А. Р.) нормативно формулируют те условия и способы жизнедеятельности людей, которые объективно необходимы для обеспечения нормального функционирования индивида, общества, государства" <16>. И третьим источником прав человека является нормативно-правовой акт об их юридическом признании. "Для признания прав основными, - пишут Ю. А. Дмитриев и А. А. Златопольский, - достаточным условием будет регламентация их в нормах как конституционного, так и международного правового акта, официально признанного демократическим государством" <17>. -------------------------------- <15> Федоров В. П. Убеждение и правоохранительная деятельность: Монография. СПб., 1994. С. 196. <16> Общая теория прав человека / Отв. ред. Е. А. Лукашева. М., 1996. С. 1. <17> Дмитриев Ю. А., Златопольский А. А. Гражданин и власть. М., 1994. С. 17.

Таким образом, характер источников прав человека свидетельствует о том, что они не есть результат предоставительно-обязывающего действия норм объективного права и не элемент или продукт правоотношений, а факт признания в качестве юридически значимых важнейших свойств человека и условий его существования. Второй признак, который позволяет отнести те или иные субъективные права к правам человека, заключен в их юридической конструкции. Все естественные права отличаются от иных субъективных прав тем, что они содержат в себе самих и правовую возможность, и правовую необходимость. В самом общем смысле последняя есть условие осуществления правовой возможности. Этими условиями как раз и выступают естественные юридические обязанности человека. "Любопытно заметить, - пишет И. Д. Неважный, - что естественные права, будучи декларированными, фиксируют не только самих себя, но и условия своего существования одновременно... Права, которые не относятся к разряду естественных, таким признаком не обладают" <18>. -------------------------------- <18> Неважный И. Д. Философия права: проблема рациональности права // Правоведение. 1995. N 3.

Третий признак, которым, на наш взгляд, следует руководствоваться при отнесении того или иного субъективного права к правам человека, состоит в том, что естественные правообязанности человека занимают центральное место в правовой системе общества. Они объявляются конституциями высшими ценностями в обществе и потому выступают ориентирами правовой политики и юридической практики. Их статус высшей ценности как раз и свидетельствует о естественности правообязанностей человека. Суть четвертого специфического признака того или иного субъективного права как права человека состоит в том, что каждое право человека обеспечено международно-правовой защитой. Взятие под защиту международным сообществом правообязанностей человека обязывает признавать их именно правами человека. По вышеотмеченным признакам права человека достаточно убедительно обособляются от всей массы субъективного права. Резюмируя сказанное, можно считать, что права человека, выраженные в субъективном праве, представляют собой вытекающие из социально-биологической природы человека, а также важнейших условий его существования и принадлежащие каждому индивиду общепризнанные естественные правообязанности. В научной литературе, как правило, перечень естественных прав человека представлен только субъективными правами. В него включаются: право на жизнь, свободу, личную неприкосновенность; свобода от рабства и подневольного состояния; свобода от пыток и бесчеловечного обращения и наказания; право на признание правосубъектности; право на равную защиту закона и справедливое правосудие; свобода от произвольного ареста, задержания или изгнания; свобода от произвольного вмешательства в личную и семейную жизнь и иные права <19>. -------------------------------- <19> См.: Котляр И. И. Права человека: Учеб. пособие. 2002. С. 47 и сл.; Права человека: Учебник для вузов. М., 1999. С. 95 и сл.

С таким понимаем содержания прав человека вряд ли можно согласиться, так как оно не выражает в полном объеме всего предмета понятия "права человека". В нем отсутствует такая его составляющая, как естественные (основные) обязанности человека. Гегелю принадлежит одна из первых попыток обоснования основных видов юридических обязанностей человека. По его мнению, в этот перечень надо включить: обязанности человека перед самим собой, перед семьей, перед государством, перед другими людьми <20>. И. Кант считал, что высшей среди них является обязанность уважать права других <21>. -------------------------------- <20> Гегель Г. Ф.В. Работы разных лет. Т. 2. М., 1973. С. 61. <21> Кант И. Из лекций по этике: этическая мысль. М., 1988. С. 306.

В современном правоведении также имеются попытки обоснования основных видов юридических обязанностей, которые, по мысли их авторов, должны быть включены в содержание прав человека. Одна из наиболее удачных таких попыток была предпринята венгерским профессором И. Вигом. Он полагает, что к числу основных юридических обязанностей человека надо отнести: запрет для каждого на препятствование, ограничение или ущемление осуществления прав других; обязанность каждого индивида работать и действовать в соответствии со своими способностями во имя осуществления и защиты интересов сообщества; обязанность каждого гражданина в соответствии со своими доходами и имущественным положением нести часть общественного бремени (налоги и т. д.); обязанность каждого воздерживаться от оскорбления или ущемления чести и человеческого достоинства других путем распространения неверной необоснованной информации, а также понижения общественного авторитета других лиц; обязанность каждого индивида заботиться о своих детях и нуждающихся родителях и т. д. <22>. Мы поддерживаем И. Вига и считаем достаточно обоснованным вывод о том, что содержание прав человека, выраженное в форме субъективного права, наполнено как вышеперечисленными субъективными правами, так и юридическими обязанностями. -------------------------------- <22> См.: Виг И. Соотношение прав и обязанностей человека и проблемы преступности // Государство и право. 1995. N 7. С. 48.

Б. Структурированность прав человека на естественные правомочия и юридические обязанности. Выявление и исследование юридической структуры прав человека - непременное условие их реализации и эффективного обеспечения. И тот факт, что эта проблема не получила общетеоретического анализа, безусловно, выступает обстоятельством, затрудняющим достижение правами человека своих целей. Будучи особым видом субъективного права, права человека имеют формально схожую с ним и внутреннюю юридическую структуру. В правоведении под структурой принято понимать внутреннюю форму того или иного целостного правового образования, которая с помощью своих элементов определенным способом цементирует, организует, упорядочивает связи и отношения частей, составляющих данную целостность <23>. Проблема структуры прав человека тесно связана с их содержанием, ибо, как отмечается в философии, структура есть не что иное, как развернутое выражение сущности данного объекта познания <24>. Но, в отличие от содержания, структура прав человека отражает в себе не весь перечень реально существующих естественных правообязанностей человека, а фиксирует в них закономерное, устойчивое и типичное, функционально предназначенное для реализации посредством поведения людей. Поэтому элементами структуры прав человека выступают не конкретные политические, социальные, культурные и иные правообязанности, а их юридическая форма - правомочия и юридические обязанности. -------------------------------- <23> См.: Кудрявцев В. Н. Правовая система и укрепление социалистического общества // Коммунист. 1981. N 9. С. 27. <24> Кремянский В. И. Структурные уровни живой материи. М., 1969. С. 151 - 152.

Правомочия и юридические обязанности, следуя логике структурирования субъективного права, представляют собой главные, базовые элементы юридической структуры прав человека. По проблеме видов правомочий, образующих внутреннюю структуру субъективного права, существуют различные мнения специалистов. Так, например, М. С. Строгович писал: "Субъективное право лица означает выраженные в норме права и закрепленные в ней: а) возможность пользования определенным социальным благом; б) полномочие совершать определенные действия и требовать соответствующих действий от других лиц; в) свободу поведения, поступков в границах, установленных нормой права" <25>. По мнению Н. И. Матузова, "содержание субъективного права и его структура включают в себя не три, как традиционно принято считать, а четыре возможности: а) возможность определенного поведения самого управомоченного; б) возможность требовать соответствующего поведения от других лиц; в) возможность прибегнуть в необходимых случаях к мерам государственного принуждения; г) возможность пользоваться определенным социальным благом. Или субъективное право - это право-поведение, право-требование, право-притязание и право-пользование" <26>. По нашему мнению, более убедительной выглядит точка зрения Н. И. Матузова. Поэтому полагаем возможным все субъективные права человека структурировать на такие правомочия, как: -------------------------------- <25> См.: Строгович М. С. Основные вопросы советской социалистической законности. М., 1966. С. 168. <26> Матузов Н. И. Правовая система и личность. Саратов, 1986. С. 84.

а) возможность осуществления человеком тех видов или вариантов поведения, допустимость которых признана международным сообществом и национальными государствами. Следует подчеркнуть, что в данном случае речь идет не о тех вариантах поведения людей, которые не запрещены позитивным законом, а потому разрешены, а о тех, которые признаны в юридической форме как правовые возможности человека, а потому гарантированы. Например, ст. 25 Международного пакта о гражданских и политических правах признает, что "каждый гражданин должен иметь без какой бы то ни было дискриминации, упоминаемой в статье 2, и без необоснованных ограничений право и возможность: a) принимать участие в ведении государственных дел как непосредственно, так и через посредство свободно выбранных представителей; b) голосовать и быть избранным на подлинных периодических выборах, производимых на основе всеобщего и равного избирательного права при тайном голосовании и обеспечивающих свободное волеизъявление избирателей; c) допускаться в своей стране на общих условиях равенства к государственной службе" <27>; -------------------------------- <27> Международный пакт о гражданских и политических правах // Международные акты о правах человека: Сб. документов. М., 2000. С. 60 - 61.

б) возможность человека требовать от юридически обязанных субъектов соответствующего поведения. Это правомочие предоставляет каждому носителю прав человека требовать признания за собой и выполнения международных стандартов прав человека. "Право-требование, - пишет Ф. М. Рудинский, - означает, что каждый обладатель прав человека вправе требовать... признания и выполнения международных стандартов прав человека" <28>. Так, например, ст. 1 Международного акта об основных принципах, касающихся роли юристов, устанавливает, что "каждый человек имеет право обратиться к любому юристу за помощью для защиты и отстаивания его прав и защиты его на всех стадиях уголовного разбирательства" <29>; -------------------------------- <28> Рудинский Ф. М. Понятие и содержание прав человека // Право и жизнь. Независимый научно-популярный журнал. М., 2000. N 27. С. 80. <29> Международная защита прав и свобод человека: Сб. документов. М., 1990. С. 37.

в) возможность человека прибегнуть в необходимых случаях к защите принадлежащих ему прав. Это правомочие преследует цель пресечения нарушения того или иного права человека, восстановления нарушенного, а также возложения на виновного в нарушении прав человека юридической обязанности претерпевать меры принуждения. По этому признаку данное правомочие можно назвать правозащитным. В отличие от первых двух правомочий оно имеет ретроспективное значение и осуществляется только при наличии факта нарушения или реальной угрозы нарушения прав человека; г) возможность человека пользоваться социальными благами. Пользование социальными благами - это общая стратегическая цель всего института прав человека. Правомочие на пользование тем или иным социальным благом - юридическая возможность и правовое средство достижения человеком данной цели. Поэтому, как подчеркивалось ранее, смешивать правомочие на пользование благом и фактическое удовлетворение потребностей человека тем или иным благом нельзя. Виды благ, пользование которыми предусмотрено правами человека, чрезвычайно разнообразны: от материальных - до духовных, от правовых (правовая комфортность) - до нравственных. Например, ст. 27 Всеобщей декларации прав человека признает право человека пользоваться благами, являющимися результатами научного прогресса. В ней записано: "Каждый человек имеет право свободно участвовать в культурной жизни общества, наслаждаться искусством, участвовать в научном прогрессе и пользоваться его благами" <30>. -------------------------------- <30> Всеобщая декларация прав человека // Международные акты о правах человека: Сб. документов. М., 2000. С. 43.

Наряду с правомочиями юридическая структура прав человека включает в себя и юридические обязанности. "Юридические обязанности, как и права, носят субъективный характер, то есть принадлежат субъектам и в известной мере зависят от их воли и сознания, особенно в смысле реализации. Безличных, абстрактных, никому не принадлежащих обязанностей не существует. Это не отвлеченные понятия" <31>, - отмечает Н. И. Матузов. -------------------------------- <31> Матузов Н. И. Правовая система и личность. Саратов, 1986. С. 155.

Существует мнение, согласно которому структура юридической обязанности соответствует структуре субъективного права и поэтому должна содержать в себе такие виды юридических обязанностей, как: а) необходимость совершить определенные действия либо воздержаться от них; б) необходимость для правообязанного лица отреагировать на обращенные к нему законные требования управомоченного; в) необходимость нести ответственность за неисполнение предписанного поведения; г) необходимость не препятствовать контрагенту пользоваться теми благами, в отношении которых он имеет права <32>. -------------------------------- <32> Матузов Н. И. О категориях "субъективное право" и "юридическая обязанность" в свете современного развития // Личность и власть (конституционные вопросы): Межвузовский сборник научных работ. Ростов-на-Дону; Саратов, 1995. С. 37.

Придерживаясь этой логики и исходя из того, что структура юридических обязанностей человека запрограммирована принадлежащими ему же основными видами правомочий, можно сказать, что ее элементами выступают: а) обязанность человека при осуществлении своих субъективных прав не ограничивать права других людей и не препятствовать осуществлению ими субъективных прав и юридических обязанностей ("При осуществлении своих прав и свобод каждый человек должен подвергаться только таким ограничениям, какие установлены законом исключительно с целью обеспечения должного признания и уважения прав и свобод других и удовлетворения справедливых требований морали, общественного порядка и общего благосостояния в демократическом обществе" <33>, - записано в ч. 2 ст. 29 Декларации прав человека). Иных юридически допустимых ограничений права человека не знают; -------------------------------- <33> Декларация прав человека // Международные акты о правах человека: Сб. документов. М., 2000. С. 43.

б) обязанность человека не злоупотреблять <34> своими правами ("Ничто в настоящей Декларации не может быть истолковано как предоставление какому-либо государству, группе лиц или отдельным лицам права заниматься какой-либо деятельностью или совершать действия, направленные к уничтожению прав и свобод, изложенных в настоящей Декларации" <35>, - сформулировано в ст. 30 Декларация прав человека); -------------------------------- <34> Злоупотребление правом - это "осуществление права в противоречии с общепризнанной и защищенной законом целью или в противоречии с господствующей моралью общества". См.: Шрам В. П. Интересная книга о злоупотреблении правом // Государство и право. 1997. N 4. С. 123. <35> Там же.

в) обязанность защищать свои права и права себе подобных ("Отдельным лицам, группам, учреждениям и неправительственным организациям надлежит играть важную роль и нести ответственность в деле обеспечения демократии, поощрения прав человека и основных свобод и содействия поощрению и развитию демократических обществ, институтов и процессов", - установлено в ч. 2 ст. 18 Декларации о праве и обязанности отдельных лиц, групп и органов общества поощрять и защищать общепризнанные права человека и основные свободы <36>); -------------------------------- <36> Неправительственные правозащитные организации Российской Федерации: Справочник / Под общ. ред. О. О. Миронова. М., 2002. С. 267.

г) обязанность нести ответственность за нарушение прав других людей и ненадлежащее исполнение своих обязанностей ("2. Каждый человек имеет право на свободное выражение своего мнения; это право включает свободу искать, получать и распространять всякого рода информацию и идеи независимо от государственных границ устно, письменно, или посредством печати или художественных форм выражения, или иными способами по своему выбору. 3. Пользование предусмотренными в пункте 2 настоящей статьи правами налагает особые обязанности и особую ответственность. Оно может быть, следовательно, сопряжено с некоторыми ограничениями, которые, однако, должны быть установлены законом и являться необходимыми: а) для уважения прав и репутации других лиц; б) для охраны государственной безопасности, общественного порядка, здоровья или нравственности населения", - закреплено в ч. 2, ч. 3 ст. 19 Международного пакта о гражданских и политических правах <37>; "Все люди несут ответственность за развитие в индивидуальном и коллективном плане с учетом необходимости полного уважения прав человека и основных свобод, а также своих обязанностей перед обществом, которое только и может обеспечить свободное и полное развитие человеческой личности, и поэтому они должны поощрять и защищать соответствующий политический, социальный и экономический порядок, необходимый для развития", - провозглашено в ст. 2 Декларации о праве на развитие <38>). -------------------------------- <37> Международный пакт о гражданских и политических правах // Международные акты о правах человека: Сб. документов. М., 2000. С. 217. <38> Декларация о праве на развитие // Международные акты о правах человека: Сб. документов. М., 2000. С. 106.

Таким образом, анализ внутренней структуры прав человека показывает, что она, сообразно логике структурирования субъектного права, представлена неразрывно связанными, естественными правомочиями и юридическими обязанностями. И только в единстве естественных правомочий и юридических обязанностей существует то или иное право человека. В. Регулятивно-юридическая ценность прав человека. Ценность прав человека - это их полезность, индивидуальная и общественная значимость с точки зрения обеспечения ими достойного уровня жизнедеятельности индивида и общества. Регулятивно-юридическая ценность прав человека выражает собой их реальную способность прямо и непосредственно оказывать регулятивное воздействие на общественные отношения. Регулятивно-юридическая ценность прав человека распадается на собственно-правовую и инструментально-правовую ценности. Собственная ценность прав человека заключается в том, что они придают нормативный характер общепризнанным притязаниям человека на различные блага, обеспечивающие ему достойный уровень жизни. Такого рода модели, образцы притязаний "не дар законодателя, а социальные возможности, обеспечивающие человеку определенный стандарт жизни" <39>. Но поскольку собственная ценность прав человека может быть реализована только тогда, когда права человека выражены институционально, т. е. завоевали право выступать в качестве реально действующего средства регулирования соответствующих общественных отношений, то надо признать, что права человека в обязательном порядке должны обладать юридическими средствами своей реализации. При этом важно подчеркнуть как закономерное, что собственная ценность прав человека программирует и средства их реализации. "Формы, способы и стадии реализации каждого субъективного права, - приходит к выводу Е. А. Лукашева, - определяются его сущностью..." <40>. Иными словами, собственная ценность прав человека задает параметры, предопределяет характер, содержание правовых средств реализации и ее логику (процесс). -------------------------------- <39> См.: Общая теория прав человека / Отв. ред. Е. А. Лукашева. М., 1996. С. 34. <40> Там же. С. 34 - 35.

Инструментальная ценность прав человека конкретизируется в соответствующих регулятивных значениях субъективных прав и юридических обязанностей. В научной литературе отмечается, что даже "одностороннее право и односторонняя обязанность, выступая моделью поведения одного из субъектов двустороннего или многостороннего отношения, могут регулировать все отношение в целом. Конечно, такой способ регулирования возможен в том случае, если решающим для существования и развития отношения является деятельность одной из его сторон" <41>. -------------------------------- <41> Ткаченко Ю. Г. Методологические вопросы теории правоотношений. М., 1980. С. 164.

Инструментальный потенциал субъективных прав (правомочий) человека выражается в их способности как непосредственно, так и опосредованно регламентировать способы и процедуры своего осуществления, обязывать государство, иные органы общества (гражданское общество, органы местного самоуправления) и международное сообщество содействовать реализации естественно-правовых притязаний человека путем закрепления в действующем законодательстве институтов их обеспечения, поощрения, охраны, защиты и восстановления. Способность субъективных прав человека программировать пути и способы своего осуществления достаточно широко освещена в юридической науке. Поэтому обратимся к проблеме инструментальной ценности юридической обязанности человека как структурного элемента права человека. Суть инструментальной ценности естественных юридических обязанностей человека заключается в их способности регулировать правильность пользования сопряженными с ними правомочиями. При этом обращает на себя внимание заметная специализация юридических обязанностей. В юридической литературе отмечается, что в зависимости от их функционального назначения все они могут быть поделены "на две большие группы. В первую входят те, которые корреспондируют с правами. Вторые могут быть описаны как ограничения прав, скрывающие обязанности" <42>. Такого же мнения придерживается и Л. Д. Воеводин: "Принятие Конституции 1993 г. существенно меняет наше представление о многих правовых институтах, и в особенности институтах конституционного права Российской Федерации. Еще недавно применительно к реализации прав и свобод преимущественно говорилось о пределах их осуществления. Теперь, видимо, на эту проблему надо взглянуть шире: рассуждать не только о пределах реализации прав и свобод, но и об ограничениях их осуществления" <43>. -------------------------------- <42> Цит. по: Глухарева Л. И. Права человека в современном мире (социально-философские основы и государственно-правовое регулирование). С. 233. <43> Воеводин Л. Д. Юридический статус личности в России: Учеб. пособие. М., 1997. С. 238.

Но, очевидно, классифицировать юридические обязанности человека можно и надо по более широкому кругу критериев. Однако и функциональный критерий позволяет выделить не два, а три вида естественных юридических обязанностей человека: позитивные обязанности (обязывания); обязанности-пределы и обязанности-ограничения. Позитивные обязывания - это юридически значимые обязанности человека, требующие от него осуществления активных действий по исполнению своего правового долга (строгое соблюдение действующих в обществе законов; активная защита как своих прав, так и прав себе подобных; добросовестное соблюдение требований по поддержанию условий достойного существования для себя и общества в целом и др.). Позитивные обязывания, как и другие юридические обязанности человека, властны и императивны. Но к индивиду они обращены постольку, поскольку он обладает естественными правомочиями. В этом заключается их первая специфика. Вторая особенность состоит в том, что позитивные обязывания в правах человека - это односторонние обязанности совершения каких-либо действий самим управомоченным субъектом. У них нет корреспондирующего права в лице другой конкретной стороны. Их адресат - сам правообладатель. Поэтому при их осуществлении не реализуются правомочия другого лица. Будучи структурным элементом прав человека, они выполняют существенную роль в осуществлении правами человека функции универсальной правовой формы общения людей. В научной литературе о таких обязанностях говорят как о выражающих право <44>. По нашему мнению, субъективные права (правомочия) не могут выражать собой юридические обязанности, а последние - первых. Другое дело, что существуют и односторонние права, и односторонние обязанности <45>. -------------------------------- <44> См., например: Ткаченко Ю. Г. Методологические вопросы теории правоотношений. М., 1980. С. 160. <45> Впервые на существование односторонних обязанностей указал С. Ф. Кечекьян. См.: Кечекьян С. Ф. Правоотношения в социалистическом обществе. М., 1958. С. 58.

Обязанности-пределы - это юридически признанные границы свободы человека. Юридические обязанности-пределы фиксируют собой границы субъективных прав. В правах человека эта мера указывает на вариант необходимого поведения их носителя, который возможен только при условии наличия у него свободы. Поэтому обязанности-пределы существуют в виде конкретной правообязанности у одного индивида. На законодательном уровне обязанности-пределы определены в юридических источниках прав человека, о которых речь шла выше. Из них же следует, что основными причинами и факторами определения границ обязанностей-пределов человека выступают: свобода другого человека; блага общества как условия существования человека и др. Поэтому пределы осуществления прав и свобод могут быть определены "как совокупность сложившихся на основе существующих в обществе социальных ценностей критериев и ориентиров, очерчивающих границы пользования гражданами своими конституционными правами и свободами" <46>. Специфическим видом обязанностей-пределов выступает запрет на злоупотребление человеком принадлежащими ему правовыми возможностями. Инструментальная значимость обязанностей-пределов чрезвычайно разнообразна. Но главная их ценность состоит в том, что, очерчивая границы юридически возможного поведения субъекта прав человека, они в одно и то же время придают ему качество свободного и подотчетного лица. Проиллюстрировать эту особенность обязанностей-пределов можно, сославшись на ст. 18 Конституции ФРГ. Согласно предписанию, заключенному в ней, каждый, кто использует свободу выражения мнений, печати, свободу преподавания, свободу образования союзов, обществ, тайну переписки, почтовую, телеграфную и иную связь, собственность или право убежища для борьбы против основ свободного демократического порядка, лишается этих основных прав. -------------------------------- <46> Воеводин Л. Д. Указ. раб. С. 241.

От юридических обязанностей-пределов необходимо отличать обязанности-ограничения. Термин "ограничить" означает стеснить определенными условиями, поставить в какие-нибудь рамки, границы <47>. Следует согласиться с утверждением, что всякое ограничение права может допускаться лишь как временная мера <48>. В противном случае оно являлось бы не чем иным, как отменой права, что недопустимо в силу ч. 2 ст. 55 Конституции РФ. Ограничение правомочий человека - это сужение их объема. Примером их текстуального выражения может служить ч. 1 ст. 56 Конституции РФ. В ней записано: "В условиях чрезвычайного положения для обеспечения безопасности граждан и защиты конституционного строя в соответствии с федеральным конституционным законом могут устанавливаться отдельные ограничения прав и свобод с указанием пределов и срока их действия". Поэтому следует согласиться с В. И. Гоймоном в том, что "ограничение права (свободы) - это осуществляемое в соответствии с предусмотренными законом основаниями и в установленном порядке сужение его объема" <49>. Основания ограничения прав человека закреплены в ч. 3 ст. 55 Конституции РФ. В ней указано, что права и свободы человека и гражданина могут быть ограничены только федеральным законом и только в той мере, в которой это необходимо в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства. -------------------------------- <47> См.: Ожегов С. И., Шведова Н. Ю. Толковый словарь русского языка. М., 1999. С. 444. <48> Беломестных Л. Л. Ограничение прав и свобод человека и гражданина (теоретический аспект): Дис. ... канд. юрид. наук. М., 2003. С. 18. <49> См.: Там же. С. 26.

Изложенное о сути инструментальной ценности естественных юридических обязанностях позволяет сделать вывод о том, что она выражается в регулятивной полезности действия позитивных обязываний, пределов и ограничений в реализации субъективных прав человека.

Название документа