Основные направления реорганизации антитеррористической деятельности разведслужб США
(Салимов К. Н., Меликова Г. Д.) ("Военно-юридический журнал", 2011, N 9) Текст документаОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ РЕОРГАНИЗАЦИИ АНТИТЕРРОРИСТИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ РАЗВЕДСЛУЖБ США
К. Н. САЛИМОВ, Г. Д. МЕЛИКОВА
Меликова Г. Д., Бакинский государственный университет.
Атаки, предпринятые террористами 11 сентября 2001 г. в Вашингтоне, округ Колумбия, Нью-Йорке и Пенсильвании, вынудили США кардинально пересмотреть свою политику в области национальной безопасности. В качестве составного элемента национальной безопасности США выдвинули на первый план проблему борьбы с терроризмом в любых формах его проявления. США и их союзниками, а также многими государствами - членами ООН события 11 сентября 2001 г. были квалифицированны как акт вооруженной агрессии против Соединенных Штатов Америки и их союзников. Юридически данный подход нашел свое отражение в резолюциях НАТО, а также Совета Безопасности ООН, принятых по результатам событий 11 сентября 2001 г. Впервые позиция США в отношении определения терроризма четко и однозначно проявилась в заявлении Президента Буша, который отметил, что противник США - это не один человек, это не конкретный политический режим. И уж, конечно, это не религия. Противник США - это терроризм: умышленное политически мотивированное насилие, осуществляемое в отношении мирных людей и объектов субнациональными группами или тайными агентами. Те, кто использует методы терроризма, вне зависимости от своих конкретных светских или религиозных целей, стремятся разрушить власть закона и изменить порядок вещей с помощью насилия и страха <1>. -------------------------------- <1> Файлы Госдепа. Буш намерен создать комплексный центр по оценке угроз терроризма (31.01.2003).
США рассматривает в качестве своей основной задачи ведение борьбы с террористическими сетями и всеми, кто поддерживает попытки террористов. При этом власти США считают, что прогресс может быть достигнут путем настойчивого наращивания успехов в разных направлениях. Основным девизом США в борьбе с терроризмом является постоянная готовность к отражению новых атак террористов. В этом направлении министр обороны США поставил следующие задачи: защищать свою страну - Соединенные Штаты; при необходимости разгромить агрессора, включая оккупацию страны и смену ее режима; проведение ряда менее крупных операций - таких как Босния, Косово и Афганистан <2>. -------------------------------- <2> Файлы Госдепа. США готовы действовать на нескольких фронтах, заявил Рамсфелд (24.10.2002).
События 11 сентября 2001 г. способствовали существенной трансформации национальных разведывательных органов США. В законодательство был внесен ряд изменений, повышающих эффективность разведки наряду с координацией надзора, управления и финансирования в этой сфере. Предусмотрено создание должности национального директора по разведке, который бы осуществлял надзор за всеми разведывательными органами в системе федеральной власти, координировал единый бюджет разведки и выполнял функции главного советника Президента по разведке, а также создание Национального контртеррористического центра как центрального учреждения по сбору и анализу разведданных контртеррористических операций. Было решено учредить Национальный контртеррористический центр, который станет в правительстве США центральным банком данных с информацией по терроризму <3>, принято решение разделить Центральное разведывательное управление на три отдельных разведывательных агентства и реорганизовать ведомства Министерства обороны. В систему американской разведки входят Центральное разведывательное управление, Агентство военной разведки, Агентство национальной безопасности, Национальное разведывательное бюро, Национальное агентство геокосмической разведки, Федеральное бюро расследований, Бюро по разведке и исследованиям Государственного департамента, разведывательные отделы Министерства финансов, Министерства внутренней безопасности, Министерства энергетики, ВВС, Сухопутных войск, Береговой охраны, Корпуса морской пехоты и ВМС. Разведывательное сообщество возглавляет директор ЦРУ, но он не управляет бюджетами и кадрами отдельных структур. Весь бюджет оценивается в 40 млрд. долл. Было принято решение создать должность директора национальной разведки, который будет непосредственно руководить всей американской разведкой. Это не будет должностью на уровне кабинета, хотя директор должен подчиняться непосредственно Президенту. -------------------------------- <3> Файлы Госдепа. Конгресс рассматривает предложения комиссии по разведке (05.08.2004).
Новый статус Национальной разведывательной службы включает следующие изменения: директор национальной разведки контролирует работу помощников, ЦРУ разделяется на три самостоятельных агентства, должность директора ЦРУ упраздняется, подчинение Агентства национальной безопасности, Национального агентства геокосмической разведки и Национального разведывательного бюро помощнику директора по сбору разведданных, создание должности директора военной разведки для руководства подразделениями тактической разведки Министерства обороны и надзора за вооруженными силами при проведении разведывательной работы, создание Национального контртеррористического центра <4>. -------------------------------- <4> Файлы Госдепа. Теракты в США стали поводом для реформы разведки (25.08.2004).
Наряду с этим было принято решение расширить правоохранительные полномочия Береговой охраны США. Закон 2004 г., именуемый "О Службе береговой охраны и морском транспорте", содействует развитию судоходства, морских перевозок и направлен на укрепление безопасности морского транспорта, предусматривает расширение, модернизацию флота и укрепление его кадров <5>. -------------------------------- <5> Файлы Госдепа. Подписан закон о расширении полномочий Службы береговой охраны (11.08.2004).
Опасность актов террора вынудила Правительство США начиная с 2002 г. по настоящее время осуществить кардинальные изменения и в деятельности др. государственных органов (Министерства юстиции, ФБР, Министерства общественной безопасности и т. д.). Так, в 2002 г. при администрации Президента США была введена новая должность специального помощника Президента по вопросам борьбы с терроризмом <6>. -------------------------------- <6> Файлы Госдепа. Белый дом объявляет о введении новой должности специального помощника Президента по вопросам борьбы с терроризмом (21.08.2002).
Помимо этого, Министерством юстиции США было совершено перенацеливание приоритетных задач ФБР на борьбу с терроризмом, были сформулированы его основные цели и задачи <7>. Были определены следующие основные задачи в области контртеррористической деятельности: -------------------------------- <7> Там же.
1) изменение характера взаимодействия между штаб-квартирой ФБР и отделениями на местах; 2) создание нового сектора по борьбе со шпионажем в составе отдела по контрразведке; 3) переориентация контрразведывательной стратегии ФБР на выявление и защиту ключевых объектов интереса зарубежных спецслужб и террористов; 4) усиление внимания к нарождающимся угрозам стратегического характера; 5) совершенствование аналитических возможностей за счет специальной подготовки и технологического оснащения; 6) создание возможностей для служебного роста специальных агентов; 7) принятие режимных мер для защиты расследований и информации ФБР; 8) целевой набор новых агентов, аналитиков, переводчиков и других сотрудников, обладающих специальным опытом; 9) краткосрочные задачи по борьбе с кибертерроризмом; 10) создание нового отдела по борьбе с кибертерроризмом; 11) создание компьютеризированных региональных лабораторий судебной экспертизы; 12) расширение взаимодействия с другими правоохранительными органами всех уровней, а также с частным сектором и научными кругами; 13) создание нового отдела технологического обеспечения следственной деятельности <8>. -------------------------------- <8> Там же.
Правительством США были установлены следующие краткосрочные мероприятия в сфере контртеррористической деятельности: - переориентация контртеррористического отдела на активные действия; - увеличение численности сотрудников, занимавшихся контртеррористической деятельностью до 11 сентября, с 2178 агентов ФБР и специальных контртеррористических групп до 3700 человек; - создание в масштабе страны мобильной, активной и гибкой системы реагирования на акты терроризма; - создание общенациональной специальной объединенной группы по борьбе с терроризмом, а также отдела по разведке; - укрепление аналитического потенциала за счет кадровых, технологических решений и спецподготовки в области контртеррористической деятельности; - целевой набор новых агентов, аналитиков, переводчиков и других сотрудников, обладающих специальными навыками и опытом <9>. -------------------------------- <9> Там же.
ФБР расширило систему оповещения об угрозах терроризма. В настоящее время 60 федеральных агентств и входящих в их состав подразделений получают информацию в рамках этой системы. После событий 11 сентября директор ФБР признал наличие недостатков в структуре ФБР и предпринял ряд шагов к их исправлению. Так, в целях кадрового обеспечения расследования событий 11 сентября уже в течение первых нескольких недель к следствию было подключено около 7000 сотрудников ФБР. В разгар расследования в нем принимали участие 6000 специальных агентов, а также вспомогательный персонал. Дополнительные ресурсы были выделены в связи со смежными угрозами и событиями. Были созданы новые следственные группы ФБР. После событий 11 сентября были сформированы Группа по изучению финансовых операций, Группа по изучению использования документов и Группа по изучению использования электронной почты. Наряду с этим были расширены Группы по изучению использования телефонной связи и по вопросам оценки угроз, оповещения, анализа и распространения оперативных данных <10>. -------------------------------- <10> Файлы Госдепа. Переориентация Министерства юстиции на предупреждение актов терроризма (31.05.2003).
В целях повышения способности ФБР в деле координации оперативной работы местных отделений ФБР и их смежников в правоохранительных органах разного уровня по всей стране было создано 56 специальных объединенных групп - по одной при каждом местном отделении ФБР. Для повышения эффективности розыска преступников была сформирована специальная группа по отслеживанию иностранных террористов, направленная на повышение уровня координации между федеральными агентствами (ФБР, СИН), Таможенной службой и др. с целью недопущения проникновения в Соединенные Штаты иностранцев, являющихся представителями, членами или сторонниками террористических организаций, подозреваемых в террористической деятельности или оказывающих материальную поддержку террористической деятельности <11>. -------------------------------- <11> Файлы Госдепа. Американские организации и международные партнеры сотрудничают в борьбе с терроризмом (03.10.2002).
ФБР ускоренными темпами разработало планы реформирования информационной инфраструктуры и совершенствования способов сбора, анализа и обмена информацией и оперативными данными. Также была осуществлена переориентация Министерства юстиции с судебного преследования на предупреждение актов терроризма. Защита США и граждан Америки от атак со стороны террористов теперь является первоочередной и главной обязанностью Министерства юстиции США. Реформы и структурные изменения направлены в первую очередь на то, чтобы повысить способность Министерства юстиции к целенаправленным и решительным действиям, связанным с выполнением задачи борьбы с терроризмом, которые предусматривали следующие меры: 1) устранение траты сил и средств, перенацеливание ресурсов на борьбу с терроризмом; 2) переориентирование ресурсов на решение важнейших задач; 3) разработка критериев отчетности полученных результатов; 4) привлечение к работе в министерстве разносторонних и высококвалифицированных специалистов, проведение их обучения и подготовки в соответствии с высокими международными стандартами; 5) обеспечение полного взаимодействия с правоохранительными органами в штатах и на местах; 6) приведение информационно-технологической базы министерства в соответствие с современными нормами; 7) реформирование Службы иммиграции и натурализации в целях разделения ее служебных и правоохранительных функций; 8) реформирование Офиса программ правосудия и системы управления грантами; 9) проведение работы по преодолению правовых и культурных барьеров, препятствующих обмену информацией и сотрудничеству между участниками правоохранительного и разведывательного сообществ на федеральном уровне <12>. -------------------------------- <12> Файлы Госдепа. Переориентация Министерства юстиции на предупреждение актов терроризма (31.05.2003).
За короткое время Министерством юстиции был предпринят ряд мер по усилению надзора и контроля за деятельностью ФБР. Была создана контрольная комиссия, задача которой заключалась в проверке применяемых ФБР процедур, в т. ч. и мер безопасности. После событий 11 сентября Министерство юстиции в сжатые сроки разработало пакет законодательных предложений с целью предоставления правоохранительному сообществу необходимых инструментов и ресурсов для подрыва, ослабления, разрушения и ликвидации инфраструктуры террористических организаций, а также предупреждения актов терроризма, препятствования им и наказания их организаторов и исполнителей. Переориентация ряда функций Министерства юстиции предоставила руководству правоохранительных органов новые возможности в области уголовно-процессуального права, в вопросах сбора оперативной информации и борьбы с нарушениями иммиграционного законодательства. Министерство юстиции и др. федеральные агентства вышли на беспрецедентный уровень взаимодействия с зарубежными партнерами в целях сбора информации о террористических организациях и их деятельности в других странах. Министерство юстиции сформировало 93 специальные контртеррористические группы (СКТГ), что обеспечивало интеграцию контактов и деятельности правоохранительных органов всех уровней. Кроме того, был создан Координационный совет по национальной безопасности, главной задачей которого являлось повышение уровня координации всех функций министерства. Уже к 2003 г. Министерство юстиции и ФБР обеспечили обучение примерно 25000 сотрудников правоохранительных органов в штатах и на местах для выявления, предупреждения и реагирования на террористические акты. Было выделено свыше 600 млн. долл. на приобретение оборудования и оснащения, применяемого при реагировании на акты терроризма. Управление внутренней безопасности выделило свыше 607 млн. долл. на закупку оборудования и оснащения, используемого при реагировании на акты терроризма с применением оружия массового уничтожения. Специальное оборудование было доставлено в крупные города, такие как Нью-Йорк, Вашингтон и др. <13>. -------------------------------- <13> Файлы Госдепа. Моллер об изменениях в методах работы ФБР в целях усиления борьбы с терроризмом (22.10.2002).
Существенная работа была проведена среди граждан с целью привлечения их к содействию правоохранительным органам <14>. -------------------------------- <14> Файлы Госдепа. Переориентация Министерства юстиции на предупреждение актов терроризма (31.05.2003).
Большие изменения произошли и в деятельности Министерства внутренней безопасности: 1) была проведена операция "Щит свободы"; 2) были проведены учения "ТОПОФФ II"; 3) начата мультимедийная кампания по информированию общественности; 4) анонсирована федеральная система "ВИЗИТ"; 5) было ускорено распределение грантовых средств (4 млрд. долл.) среди штатов и отдельных населенных пунктов <15>. -------------------------------- <15> Файлы Госдепа. Рудж заявляет, что сегодня США защищены гораздо лучше, чем 11 сентября 2001 г. (21.05.2003).
Одновременно данным Министерством были осуществлены следующие мероприятия: прием на работу, обучение и развертывание кадров, поставка оборудования с целью обеспечения технической безопасности от актов террора. В Конгресс был направлен бюджетный запрос Президента США о выделении средств для Министерства внутренней безопасности на 2004-й бюджетный год. Бюджетный запрос о выделении 36,2 млрд. долл. для Министерства внутренней безопасности предусматривал увеличение объема финансирования программ Министерства на 18,3% по сравнению с предписанным базовым уровнем на 2003-й бюджетный год. В итоге эта стратегия позволила 180 тыс. служащих Министерства внутренней безопасности максимально скоординировать свои действия в борьбе с терроризмом <16>. -------------------------------- <16> Файлы Госдепа. Буш намерен создать комплексный центр по оценке угроз терроризма (31.01.2003).
Нами изложены основные направления реформирования, произошедшие в правоохранительной системе, оперативно-розыскной и разведывательной деятельности спецслужб США в борьбе с терроризмом. Учет этих данных будет способствовать совершенствованию борьбы правоохранительных органов многих стран, сталкивающихся с терроризмом.
Название документа