Координация и взаимодействие правоохранительных органов и спецслужб России - залог успеха в борьбе с терроризмом и его финансированием

(Паненков А. А.) ("Военно-юридический журнал", 2011, N 9) Текст документа

КООРДИНАЦИЯ И ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ ПРАВООХРАНИТЕЛЬНЫХ ОРГАНОВ И СПЕЦСЛУЖБ РОССИИ - ЗАЛОГ УСПЕХА В БОРЬБЕ С ТЕРРОРИЗМОМ И ЕГО ФИНАНСИРОВАНИЕМ

А. А. ПАНЕНКОВ

Паненков А. А., старший советник юстиции.

В преамбуле международной Конвенции о борьбе с финансированием терроризма, принятой Резолюцией 54/109 Генеральной Ассамблеи ООН от 9 декабря 1999 г., указано, что количество и тяжесть актов международного терроризма зависят от финансирования, к которому террористы могут получить доступ. Президент России подписал Федеральный закон от 2 октября 2010 г. "О ратификации Конвенции Шанхайской организации сотрудничества против терроризма". Федеральным законом предусматривается ратификация Конвенции Шанхайской организации сотрудничества против терроризма, подписанной в Екатеринбурге 16 июня 2009 г. на заседании Совета глав государств - членов Шанхайской организации сотрудничества. Указанная Конвенция развивает положения Шанхайской конвенции о борьбе с терроризмом, сепаратизмом и экстремизмом от 15 июня 2001 г., дает более широкое социально-политическое определение терроризма как идеологии насилия и практики воздействия на принятие решений органами власти или международными организациями путем совершения либо угрозы совершения насильственных и (или) иных преступных действий, связанных с устрашением населения и направленных на причинение ущерба личности, обществу и государству. В Конвенции закреплены положения, регламентирующие сотрудничество государств - членов ШОС при аресте и конфискации имущества, предназначенного для использования в качестве орудия совершения хотя бы одного из преступлений, охватываемых Конвенцией, либо для финансирования таких преступлений <1>. -------------------------------- <1> Президент подписал Федеральный закон "О ратификации Конвенции Шанхайской организации сотрудничества против терроризма". 4 октября 2010 г. URL: http://www. kremlin. ru/ (дата обращения: 23.10.2010).

Все большее значение в России и мире придается борьбе с финансированием терроризма <2>. -------------------------------- <2> Криминология / Под общ. ред. А. И. Долговой. М., 2010. С. 667.

Только в период контртеррористической операции (КТО) в Чеченской Республике, спустя 2 года 6 месяцев после принятия международной Конвенции о борьбе с финансированием терроризма, законодатель предусмотрел уголовную ответственность за финансирование терроризма в Уголовном кодексе Российской Федерации. Статья 205.1 УК РФ "Содействие террористической деятельности" была введена Федеральным законом от 24.07.2002 N 103-ФЗ, в настоящее время действует в редакции Федерального закона от 27.07.2006 N 153-ФЗ. В 2002 - 2003 гг. в России не было зарегистрировано преступлений по ст. 205.1 УК РФ. В 2004 г. было зарегистрировано 5 преступлений. Только начиная с 2007 г. в сводном отчете по России за январь - декабрь появился Раздел 2 "Сведения о преступлениях, связанных с террористической деятельностью", и в нем графа "связанных с финансированием акта терроризма либо террористической организации" - 4 (количество предварительно расследованных преступлений в отчетном периоде), в т. ч. сотрудниками органов внутренних дел - 4. В 2008 г. соответственно 6 предварительно расследованных преступлений, из которых 5 - сотрудниками органов внутренних дел, в 2009 г. соответственно 5 предварительно расследованных преступлений, из которых 2 - сотрудниками органов внутренних дел. Таким образом, за 2007 - 2009 гг. всего было 15 предварительно расследованных преступлений, связанных с финансированием акта терроризма либо террористической организации, из которых 11 - сотрудниками органов внутренних дел.

Таблица 1

Динамика зарегистрированных террористических преступлений в 2005 - 2009 гг. в Российской Федерации <3>

Виды Статьи УК Зарегистрировано преступлений преступлений Российской Итого Федерации 2005 2006 2007 2008 2009 Динамика +/- % за 5 г. г. г. г. г. лет 2006 к 2007 к 2008 к 2009 к 2005 2006 2007 2008

ИТОГО по указанным 611 732 680 567 570 19,8 -7,1 -16,6 0,5 3160 статьям

Террористический 205 203 112 48 10 15 -44,8 -57,1 -79,2 50,0 388 акт

Вовлечение в совершение преступлений террористического 205.1 13 16 7 10 15 23,1 -56,3 42,9 50,0 61 характера; содействие их совершению

Публичные призывы к осуществлению террористической деятельности или 205.2 0 1 2 7 100,0 250,0 10 публичное оправдание терроризма

Захват заложника 206 20 22 18 12 16 10,0 -18,2 -33,3 33,3 88

Создание вооруженного формирования, не 208 356 571 592 522 510 60,4 3,7 -11,8 -2,3 2551 предусмотренного федеральным законом

Угон судна воздушного или водного 211 10 8 3 5 5 -20,0 -62,5 66,7 0,0 31 транспорта либо железнодорожного состава

Посягательство на жизнь государственного 277 4 1 1 2 1 -75,0 0,0 100,0 -50,0 9 общественного деятеля

Насильственный захват власти или 278 4 0 4 2 0 -100,0 -50,0 -100,0 10 насильственное удержание власти

Вооруженный мятеж 279 1 2 6 2 1 100 200 - - 12

Нападение на лиц или учреждения, пользующиеся 360 0 0 0 0 0 0 международной защитой

Согласно данным за 2005 - 2009 гг. по ст. 205.1 УК РФ было всего зарегистрировано 61 преступление, осуждено 28 лиц <4>, из них 20 лиц - по основной статье, 8 лиц <5> - по дополнительной. -------------------------------- <4> Данные из формы N 10а. <5> Число осужденных по дополнительной статье.

Таблица 2

Динамика выявленных лиц по наиболее тяжкому составу преступления по зарегистрированным террористическим преступлениям в 2005 - 2009 гг. в Российской Федерации <6>

Выявлено лиц по наиболее тяжкому Виды Статьи УК составу преступления преступлений Российской Итого Федерации 2005 2006 2007 2008 2009 Динамика +/- % за 5 г. г. г. г. г. лет 2006 к 2007 к 2008 к 2009 к 2005 2006 2007 2008

ИТОГО по указанным 382 610 587 481 476 59,7 -3,8 -18,1 -1,0 2536 статьям

Террористический 205 68 73 18 6 16 7,4 -75,3 -66,7 166,7 181 акт

Вовлечение в совершение преступлений террористического 205.1 10 2 0 1 9 -80,0 -100,0 800,0 22 характера; содействие их совершению

Публичные призывы к осуществлению террористической деятельности или 205.2 0 1 1 2 0,0 100,0 4 публичное оправдание терроризма

Захват заложника 206 16 12 14 17 9 -25,0 16,7 21,4 -47,1 68

Создание вооруженного формирования, не 208 272 513 548 440 433 88,6 6,8 -19,7 -1,6 2206 предусмотренного федеральным законом

Угон судна воздушного или водного 211 12 6 2 3 5 -50,0 -66,7 50,0 66,7 28 транспорта либо железнодорожного состава

Посягательство на жизнь государственного 277 4 3 3 1 0 -25,0 0,0 -66,7 -100,0 11 общественного деятеля

Насильственный захват власти или 278 0 1 0 11 2 -100,0 -81,8 14 насильственное удержание власти

Вооруженный мятеж 279 0 0 1 1 0 0,0 -100,0 2

Нападение на лиц или учреждения, пользующиеся 360 0 0 0 0 0 0 международной защитой

Анализ следственной практики свидетельствовал о том, что недостаточно принималось мер к ликвидации финансовых основ террористической и экстремистской деятельности: в 2006 г. было возбуждено и расследовано одно уголовное дело по финансированию террористической деятельности <7>, в 2007-м не осуждено ни одного лица за финансирование терроризма <8>. В 1 половине 2008 г. гражданин РФ А. Альдагир был признан Мосгорсудом виновным по ст. 205.1 УК РФ, т. е. в финансировании незаконного вооруженного формирования в Чеченской Республике, созданного боевиком Мусаевым, являвшегося структурным подразделением террористической организации "Высший Военный Меджлис Шура моджахедов Кавказа", целью которой была борьба за независимость так называемой Чеченской Республики Ичкерия, а также совершение терактов против представителей власти <9>. -------------------------------- <7> Основанием к его возбуждению послужили материалы прокуратуры Республики Узбекистан о финансировании проживающими в г. Москве узбекскими гражданами международной террористической организации "Исламское движение Узбекистана". <8> Bowman M. E. Military Nechnology. 2007. N 10. P. 127 - 134; Вершинин В. И. Новые средства получения разведданных о террористах. Борьба с преступностью за рубежом (по материалам иностранной печати) // Ежемесячный информационный бюллетень. Всероссийский институт научной и технической информации (ВИНИТИ). М., 2008. С. 3 - 9. <9> Верховный Суд смягчил наказание спонсору чеченских террористов. URL: http:// www. rian. ru/ rian/ intro. cfm.

В 2009 г. было предварительно расследовано 13 (- 55,2%) преступлений, связанных с террористической деятельностью, из которых 8 (- 61,5%) расследованы сотрудниками ОВД. Из указанных 13 преступлений 5 (- 16,7%) предварительно расследованных преступлений были связаны с финансированием террористического акта либо террористической организации, 2 (- 40%) из 5 расследованных преступлений проведены сотрудниками ОВД. В 2009 г. увеличилось количество зарегистрированных преступлений по ст. 205.1 УК РФ (содействие террористической деятельности) - 15 (рост на 50%), причем все они были совершены в ЮФО (рост 150%): Чеченская Республика - 11 (83,3%), Республика Адыгея - 2 (-), в Республике Дагестан (-) и Краснодарском крае (-) - по 1. Из 15 зарегистрированных преступлений по ст. 205.1 УК РФ предварительно расследованных - 10 (рост 25%), направлены в суд - 5 (- 16,7%), впервые приостановлено - 6 уголовных дел. По 10 предварительно расследованным преступлениям по ст. 205.1 УК РФ выявлено 9 лиц (рост на 800%). В суды направлялось мало уголовных дел, связанных с финансированием терроризма. Заместитель Генерального прокурора Российской Федерации В. Гринь утвердил обвинительное заключение по уголовному делу в отношении участника незаконного вооруженного формирования Евгения Петрова. Он обвинялся в совершении преступлений, предусмотренных ч. 2 ст. 208 УК РФ (участие в вооруженном формировании), ч. 3 ст. 222 УК РФ (незаконные приобретение, передача, сбыт, хранение, перевозка или ношение оружия), ч. 1 ст. 30, ч. 1 ст. 205.1 УК РФ (покушение на содействие террористической деятельности), ст. 324 УК РФ (приобретение или сбыт официальных документов). По версии следствия, Петров в 2006 г. добровольно вступил в ряды участников незаконных вооруженных формирований, находящихся на территории Чечни и Республики Ингушетия, структурно входящих в единое незаконное вооруженное формирование "Имарат Кавказ" под руководством Доки Умарова. Петров имел на вооружении огнестрельное оружие, нес караульную службу, занимался обустройством баз формирования, обучался основам тактики ведения войны против федеральных сил, минно-подрывному делу, устройству вооружения и стрельбе из оружия. В августе 2009 г. Петров получил от Умарова указание осуществить на территории Украины и Казахстана сбор денежных средств, предназначенных для деятельности незаконного вооруженного формирования "Имарат Кавказ". При выполнении поручения Петров был задержан сотрудниками правоохранительных органов Республики Северная Осетия (Алания), при себе у него имелся паспорт гражданина России на другое имя. Уголовное дело расследовало следственное управление Федеральной службы безопасности Российской Федерации <10>. Верховный суд Республики Северная Осетия - Алания вынес обвинительный приговор по уголовному делу в отношении участника незаконного вооруженного формирования Евгения Петрова (ч. 2 ст. 208 УК РФ (участие в незаконном вооруженном формировании), ч. 3 ст. 222 УК РФ (незаконные приобретение, передача, сбыт, хранение, перевозка или ношение оружия), ч. 1 ст. 30, ч. 1 ст. 205.1 УК РФ (приготовление к финансированию терроризма), ст. 324 УК РФ (приобретение или сбыт официальных документов)) и приговорил его к 6 годам лишения свободы с отбыванием наказания в исправительной колонии общего режима и штрафу в размере 30 тыс. руб. <11>. -------------------------------- <10> Генеральная прокуратура России направила в суд уголовное дело в отношении участника незаконного вооруженного формирования. URL: http:// www. genproc. gov. ru/ news/ news-12072/ (дата обращения: 30.05.2010). <11> Верховный суд Республики Северная Осетия - Алания вынес обвинительный приговор по уголовному делу в отношении участника незаконного вооруженного формирования. URL: http://www. genproc. gov. ru/ (дата обращения: 17.07.2010).

В связи с отсутствием данных об осуждении в 2009 г. и в течение 6 месяцев 2010 г. других лиц, финансировавших терроризм, работу всех правоохранительных органов и спецслужб России следует признать недостаточно эффективной по выявлению и пресечению внутренних и внешних каналов и источников финансирования терроризма <12>. -------------------------------- <12> Сыдорук: на дестабилизацию обстановки на Северном Кавказе боевики получили 1,5 млн. долл. URL: http:// www. kavkaz. uzel. ru/ news/?srch_section1= news&srch_section2= Dagestan (дата обращения: 19.11.2007).

В первой половине 2010 г. из 287 террористических преступлений зарегистрировано по ст. 205.1 УК РФ "Содействие террористической деятельности" 10 преступлений (темпы прироста - 0) (предварительно расследованных - 4, в т. ч. сотрудниками ОВД - 1), выявлено 3 лица. В 1 полугодии 2010 г. не было предварительно расследованных преступлений, связанных с финансированием акта терроризма либо террористической организации. Из 10 (прирост 0%) зарегистрированных преступлений по ст. 205.1 УК РФ в РФ выявлено сотрудниками ППЭ <13> 4 преступления (рост на 40,0%), предварительно расследованных преступлений - 4 (рост на 0%), в т. ч. сотрудниками ОВД - 1 (рост на 25%), выявлено 3 лица (рост на 0%), совершены: в СКФО - 9 (рост на 28,6%), ЮФО - 1 (Адыгея). -------------------------------- <13> ППЭ - подразделение по противодействию экстремизму.

Из 9 зарегистрированных преступлений по ст. 205.1 УК РФ в СКФО выявлено сотрудниками ППЭ 4 преступления (рост на 44,4%), предварительно расследованных преступлений - 4 (рост на 100%), в т. ч. сотрудниками ОВД - 1 (рост на 25%), выявлено 3 лица (рост на 50%). Из 9 преступлений по ст. 205.1 УК РФ в СКФО зарегистрировано: в Чеченской Республике - 7 (рост на 75,0%), выявлено сотрудниками ППЭ - 2 преступления (рост на 28,6%), предварительно расследованных преступлений - 4 (рост на 100), в т. ч. сотрудниками ОВД - 1 (рост на 25%), выявлено 3 лица (рост на 50%), в Карачаево-Черкесской Республике - 2 преступления. В августе 2010 г. в Республике Адыгее в суд передано уголовное дело в отношении местного жителя Рустама Ачмиза. Его обвинили в том, что он давал деньги на финансирование деятельности незаконного вооруженного формирования (НВФ), куда входил Аскер Сетов, убивший милиционера на Яблоновском посту Краснодара. Установлено, что в 2008 г. Ачмиз передал Аскеру Сетову 2 тыс. долл. Деньги должны были пойти незаконному вооруженному формированию, действовавшему на тот момент в районе дагестанских сел Гергентала, Агачкала и Нижнее Казанище. Обвиняемый знал о том, для каких целей будут использоваться средства. В отношении его было возбуждено дело по ч. 1 ст. 205.1 УК РФ (содействие террористической деятельности). Максимальное наказание по этой статье - до восьми лет лишения свободы. В октябре 2008 г. А. Сетов расстрелял пост ДПС в Краснодаре. Один милиционер - Петр Коломбет - погиб, трое получили ранения. На допросах он называл себя "эмиром ваххабитов". В августе 2009 г. А. Сетова приговорили к 24 годам лишения свободы. Кроме того, он должен выплатить по гражданскому иску вдове погибшего милиционера 1 млн. руб. <14>. -------------------------------- <14> Прокуратура Адыгеи направила в суд уголовное дело по факту финансирования терроризма. URL: http://www. livekuban. ru/ (дата обращения: 16.10.2010).

Поэтому очень важным направлением деятельности всех правоохранительных органов и спецслужб остается координация и взаимодействие в борьбе с организованной преступностью, терроризмом, а также перекрытие каналов и источников финансирования организованной террористической деятельности. Каковы же основные направления совершенствования борьбы с преступлениями, связанными с финансированием терроризма в Российской Федерации? По нашему мнению, к ним относятся: 1. Оперативное прикрытие организаций, которые могут стать донорами террористов. Представляется более сложным выявление финансирования организованной террористической деятельности из легитимных источников. 2. Лица, финансирующие терроризм, иногда передают денежные средства участникам организованных преступных формирований в связи с реальной угрозой убийства, в т. ч. своих родственников. Им невыгодно выступать в суде в любом качестве или делать явку с повинной, т. к. никто не сможет обеспечить их и их родственников безопасность от преступных посягательств участников организованных преступных формирований. Необходимо создать условия, чтобы "работало" примечание 2 к ст. 205.1 УК РФ, а именно: "Лицо, совершившее преступление, предусмотренное настоящей статьей, освобождается от уголовной ответственности, если оно своевременным сообщением органам власти или иным образом способствовало предотвращению либо пресечению преступления, которое оно финансировало и (или) совершению которого содействовало, и если в его действиях не содержится иного состава преступления...". 3. По возможности принятие мер к задержанию лиц, причастных к финансированию терроризма, выявлению всей цепочки финансирования. 4. Принятие дополнительных мер к обеспечению действенности системы защиты граждан, рядовых участников ОПФ, сотрудничающих с правоохранительными органами и спецслужбами России по вопросам борьбы с финансированием терроризма, от посягательств на их и их родственников жизнь со стороны бандитов. Следует помнить, что Федеральным законом от 5 апреля 2010 г. N 45-ФЗ "О внесении изменения в статью 10 Федерального закона "О государственной защите потерпевших, свидетелей и иных участников уголовного судопроизводства" произведены существенные изменения. Теперь правительству предстоит определить порядок предоставления жилья свидетелям-переселенцам. Главное, что оно будет предоставляться за государственный счет. Правительство определит нормативы, кому и какие квартиры покупать, как оформлять сделку и, что особенно важно, как сохранять все это в тайне. Надо будет также решить, что делать со старым жильем свидетеля. Куратором государственной программы защиты свидетелей и потерпевших выступает МВД. Но при этом каждое силовое ведомство защищает своих подопечных <15>. -------------------------------- <15> Куликов В. Тайные апартаменты. Государство намерено предоставлять квартиры ценным свидетелям // Российская газета (федеральный выпуск). 2010. 7 апр. N 5151 (72). URL: http://www. rg. ru/ (дата обращения: 23.10.2010). По данным МВД, расходы на реализацию программы на 2009 - 2012 гг. могут составить 260 млн. руб. По официальным данным, пока на постоянное место жительства не было переселено ни одного свидетеля. Норма о переселении на временное место жительства в прошлом году применялась 37 раз. А до этого за два года было временно переселено менее 30 свидетелей. Рост дел налицо. Есть два способа, чтобы официально попасть под защиту спецслужб. Первый - обратиться непосредственно к следователю. У того будет три дня, чтобы проверить информацию и в случае необходимости вынести соответствующее постановление. Затем человека отправят в центр защиты свидетелей. Другой вариант - свидетель может сам прийти в подразделение по защите. Но информацию все равно проверит следователь. Как правило, участникам программы предоставляется личная охрана или человека временно перемещают в безопасное место. Это может быть другой район города или вообще иной город.

5. Правильным и обоснованным является предложение Генеральной прокуратуры Российской Федерации о выделении финансирования терроризма (организованной террористической деятельности) в самостоятельный состав преступления в УК РФ, ибо объемы указанного преступного финансирования из разных источников по легальным и нелегальным каналам составляют сотни миллионов долларов. 6. Следователь каждого правоохранительного органа знает о том, что возбуждать и направлять в суд уголовное дело в отношении обвиняемого по одной статье весьма сложно и проблематично: возможен оправдательный приговор, тем более по ст. 205.1 УК РФ, связанной с финансированием терроризма. Поэтому необходимо выявлять все эпизоды преступной деятельности лица, финансировавшего терроризм, включая незаконный оборот оружия, наркотиков, мошенничество, лжепредпринимательство, уклонение от уплаты налогов и т. д., и направлять в суд уголовное дело по совокупности статей УК РФ. 7. Необходимо постоянное совершенствование действующего законодательства по борьбе с терроризмом и его финансированием: 1) в России создана правовая основа борьбы с финансированием терроризма: принят Федеральный закон "О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма" <16>. Целесообразно дополнить данный закон статьей о правовой основе противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма, которую составляют Конституция Российской Федерации, общепризнанные принципы и нормы международного права, международные договоры Российской Федерации, настоящий Федеральный закон и другие федеральные законы, нормативные правовые акты Президента Российской Федерации, нормативные правовые акты Правительства Российской Федерации, а также принимаемые в соответствии с ними нормативные правовые акты других федеральных органов государственной власти; -------------------------------- <16> Федеральный закон "О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма" (в ред. Федеральных законов от 25.07.2002 N 112-ФЗ, от 30.10.2002 N 131-ФЗ, от 28.07.2004 N 88-ФЗ, от 16.11.2005 N 145-ФЗ, от 27.07.2006 N 147-ФЗ, от 27.07.2006 N 153-ФЗ, от 12.04.2007 N 51-ФЗ, от 19.07.2007 N 197-ФЗ, от 24.07.2007 N 214-ФЗ, от 28.11.2007 N 275-ФЗ, от 03.06.2009 N 121-ФЗ, от 17.07.2009 N 163-ФЗ).

2) на практике оправдало себя законодательное закрепление выплаты вознаграждения лицу (лицам), оказывающему содействие в выявлении, предупреждении, пресечении, раскрытии и расследовании террористического акта. Согласно ст. 25 "Вознаграждение за содействие борьбе с терроризмом" ФЗ "О противодействии терроризму" "...лицам, оказывающим содействие в выявлении, предупреждении, пресечении, раскрытии и расследовании террористического акта, выявлении и задержании лиц, подготавливающих, совершающих или совершивших такой акт, из средств федерального бюджета может выплачиваться денежное вознаграждение". В России возникла настоятельная необходимость внесения изменений и дополнений в действующее законодательство по борьбе с терроризмом и финансированием терроризма (ст. 25 ФЗ "О противодействии терроризму" <17> и ст. 4 ФЗ "О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма" <18>) следующего содержания: "может выплачиваться денежное вознаграждение лицам, оказывающим содействие в выявлении, предупреждении, пресечении, раскрытии и расследовании финансирования терроризма, выявлении и задержании лиц, подготавливающих, совершающих или совершивших финансирование терроризма", т. е. за оперативно-значимую информацию о внутренних или внешних источниках и каналах финансирования терроризма... -------------------------------- <17> В действующем ФЗ "О противодействии терроризму" термин "финансирование" (ст. 3 ФЗ: "финансирование и реализация террористического акта") упоминается один раз, "вознаграждение" - один раз (ст. 25 ФЗ: "...может выплачиваться денежное вознаграждение"). Дополнить ст. 25 ФЗ следующим словосочетанием: "или финансирование терроризма". <18> Целесообразно внести дополнение в ст. 4 ФЗ "О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма", которая полностью посвящена предупреждению легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма, следующего содержания: "Лицам, оказывающим содействие в выявлении, предупреждении, пресечении, раскрытии и расследовании финансирования террористического акта, из средств федерального бюджета может выплачиваться денежное вознаграждение".

3) данная мера будет более эффективной, если законодатель в двух Федеральных законах укажет сумму вознаграждения в виде "вилки" - от 5 до 10% от суммы финансирования терроризма, изъятой сотрудниками правоохранительных органов и спецслужб в ходе проведения оперативно-розыскных мероприятий или расследования уголовного дела; 4) в нашем законодательстве отсутствуют такие понятия, как "хранение и сокрытие финансовых средств для финансирования терроризма" <19>, и поэтому эти действия необходимо криминализировать. -------------------------------- <19> Борьба с финансированием терроризма. ООН. Окт. 2009: Доклад целевой группы по осуществлению контртеррористических мероприятий (ЦГОКМ). URL: http:// www. un. org/ russian/ terrorism/ tackling_ the_ financing_ of_ terrorism. pdf.

Только при постоянном совершенствовании нормативно-правовой базы по борьбе с финансированием терроризма в Российской Федерации и повышении координации и взаимодействия между всеми правоохранительными органами и спецслужбами России, активном обмене оперативно значимой информацией, при безусловном сохранении режима секретности возможно существенное улучшение борьбы с террористическими преступлениями и их внешним и внутренним финансированием. К сожалению, борьба с терроризмом и его финансированием останется ключевой проблемой российских спецслужб и правоохранительных органов Российской Федерации на длительное время.

Литература

1. Президент подписал Федеральный закон "О ратификации Конвенции Шанхайской организации сотрудничества против терроризма". 4 октября 2010 г. URL: http://www. kremlin. ru/ (дата обращения: 23.10.2010). 2. Криминология / Под общ. ред. А. И. Долговой. М., 2010. С. 667. 3. Bowman M. E. Military Nechnology. 2007. N 10. P. 127 - 134; Вершинин В. И. Новые средства получения разведданных о террористах. Борьба с преступностью за рубежом (по материалам иностранной печати) // Ежемесячный информационный бюллетень. Всероссийский институт научной и технической информации (ВИНИТИ). М., 2008. С. 3 - 9. 4. Генеральная прокуратура России направила в суд уголовное дело в отношении участника незаконного вооруженного формирования. URL: http:// www. genproc. gov. ru/ news/ news-12072/ (дата обращения: 30.05.2010). 5. Верховный суд Республики Северная Осетия - Алания вынес обвинительный приговор по уголовному делу в отношении участника незаконного вооруженного формирования. 27.05.2010. URL: http://www. genproc. gov. ru/ (дата обращения: 17.07.2010). 6. Прокуратура Адыгеи направила в суд уголовное дело по факту финансирования терроризма. URL: http://www. livekuban. ru/ (дата обращения: 16.10.2010). 7. Куликов В. Тайные апартаменты. Государство намерено предоставлять квартиры ценным свидетелям // N 5151. Российская газета (федеральный выпуск). (72). 2010. 7 апр. URL: http://www. rg. ru/ (дата обращения: 23.10.2010). 8. Борьба с финансированием терроризма. ООН. Окт. 2009: Доклад целевой группы по осуществлению контртеррористических мероприятий (ЦГОКМ). URL: http:// www. un. org/ russian/ terrorism/ tackling_ the_ financing_ of_ terrorism. pdf.

Название документа